Черный расизм поставил юар на грань гражданской войны. Черный расизм

В американском Фергюсоне, пригороде Сент-Луиса, вторую неделю не прекращаются беспорядки, вызванные убийством белым полицейским чернокожего юноши Майкла Брауна. Они уже вызвали волну беспорядков в Соединенных Штатах. Американские власти начали «закручивать гайки». Губернатор штата Миссури Джей Никсон подписал указ о переброске в это предместье соединений национальной гвардии.

Полиция для разгона толпы применила те средства, которые не давали использовать правоохранительным силам в Киеве во время «евромайдана», переросшего в нацистский путч и государственный переворот. Американские полицейские пустили в ход бронетехнику, генераторы шума, слезоточивый газ и световые гранаты. Десятки людей были задержаны. Вашингтон, который считает себя вправе на регулярной основе диктовать всему миру принципы «современной демократии», спокойно использует против своих граждан бойцов полицейских специальных формирований, которые по своему снаряжению и вооружению уже напоминают солдат элитных военных частей.

В настоящее время США уже имеют несколько сотен таких отрядов - вроде «подразделения по борьбе с наркотиками». Часть из них имеет региональный статус, другие работают на уровне муниципалитетов городов. Довольно часто такие спецподразделения получают деньги в виде грантов из федерального бюджета, но де-факто не подчиняются правительству. С другой стороны, власти местного самоуправления не имеют права контролировать бюджет организации, которая получает средства от федерального правительства. Получается определенная юридическая и финансовая коллизия. Выходит, что спецподразделение полицейского типа вооружается новейшими бронемашинами, получает беспилотные аппараты, снайперские винтовки армейского образца и при этом не подчиняется местным властям.

Ещё один вид таких отрядов - это известные благодаря кино отряды «Специальное и тактика» (SWAT). Они были сформированы ещё в 1970-х годах. При запрете на применение сил американской регулярной армии на собственной территории (в настоящее время этот запрет также практически обойдён) специальные отряды применялись исключительно в острых ситуациях, когда обычная полиция ничего не могла сделать. Бойцы SWAT отметились в подавлении крупных общественных бунтов, в том числе в ликвидации марксистских и социалистических движений. Но, если раньше число таких спецподразделений было ограничено, как и их вооружение, то теперь их деятельность распространена по всей территории США. А по своему вооружению они приблизились к элитным разведывательно-диверсионным и штурмовым частям американских вооруженных сил ( ?).

Особенно ускорился процесс создания внутренней полицейско-карательной армии в США после событий 11 сентября 2001 года. Этот террористический акт был использован для решения не только ряда важных задач на глобальном уровне, но и для создания внутри США мощной карательной силы. По сути, страна оказалась под контролем новой суперспецслужбы - Министерства внутренней безопасности (Homeland Security). На волне страха и паники населения, усиленного истерией в средствах массовой информации и под лозунгом «борьбы с мировым терроризмом» (который создали и спонсировали сами американские спецслужбы) были приняты новые законы и перераспределены бюджетные средства, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В 2002-2011 гг. только по линии федерального правительства было выделено 32 млрд. долларов в качестве грантов на развитие полицейских формирований. Пентагон получил возможность вооружать и снаряжать полицию, которая стала получать всё - от армейских средств защиты до бронемашин вооруженных пулеметами. Многие полицейские подразделения даже сменили традиционный темно-синий цвет униформы на военный хаки. А борьба с демонстрантами стала походить на военную операцию где-нибудь в Афганистане или Ираке.

Фактически граждане США оказались под гнётом мощнейшей тоталитарной «империи», имеющей мощнейший аппарат подавления - от зомбирующих население СМИ до репрессивной «армии правопорядка», готовой применить против собственного населения новейшие образцы армейского вооружения и спецсредств.

При этом не стоит жалеть и нынешних американских «борцов за правду». Участники беспорядков применяют ту же тактику, что и во время знаменитого «черного бунта» в Лос-Анджелесе в 1992 году. Поджоги, уничтожение машин и погромы магазинов при этом - обычное дело. Всё это мы видели сравнительно недавно и в европейских странах, где беспорядки устроили мигранты, их потомки и маргиналы из коренного населения. Попустительство при таких бунтах приводит к ещё больше ущербу, нежели своевременные и решительные действия властей.

Надо отметить, что в последние десятилетия проблему «белого расизма» в США загнали в подполье. Практически нельзя встретить белого американца, который бы публично заявил о неполноценности черных. Само слово «негр» изъято из публичного и разговорного языка и является оскорблением. Открыто проявлять расизм в отношении черных стало позволительно только бандитам из «латинос» (жители США латиноамериканского происхождения). Основатель движения против расовой сегрегации Мартин Лютер Кинг теперь является общепризнанным американским героем. Его именем называют улицы и площади в американских городах. Более того, день рождения чернокожего пастора объявлен национальным праздником и нерабочим днем. А квартал, где жил Мартин Лютер Кинг в городе Атланта, превращён в огромный мемориальный комплекс. Здесь же был создан музей «ненасильственной борьбы с расизмом», сюда на экскурсии привозят школьников со всех Штатов.

Однако в США «перегнули палку» - подавив т. н. «белый расизм», они дали возможность укрепить позиции «черному расизму». Белое население не имеет возможности отстаивать свои права на этом «фронте». В высших учебных заведениях существует «положительная дискриминация», где «цветные меньшинства» имеют квоты, и преимущества перед белыми студентами.

Почти треть (32%) черных мужчин в возрастной группе 20-29 лет находится под тем или иным видом корректирующего контроля (под таким же контролем находится 1 из 15 белых и 1 из 8 испаноязычных мужчин). В некоторых особо криминальных районов страны вроде Лос-Анджелеса более 70% юношей и молодых мужчин втянуты в криминальную среду молодежных банд.

И при этом в среде негров весьма сильные позиции имеют идеи «черного расизма», с их лозунгами - «власть черным», «бей белых» и т. п. В самой Америке давно пропагандируют идеи толерантности, политкорректности, белым внушают комплекс вины. Современных негров почему-то считают «невинными жертвами» белых расистов, хотя рабовладение и расовая сегрегация давно в прошлом. Якобы современное белое большинство должно оплатить грехи предков. В такой ситуации каждый ставший достоянием широкой общественности факт насилия белого и особенно представителя власти, полицейского по отношению к черному (даже если применение насилия было обоснованным) вызывает бурю ненависти. Причем не только в черной среде, но и среди белых либералов, правозащитников и прочих пацифистов.

Так, начались расовые волнения в Лос-Анджелесе в 1992 году. Поводом к бунту было избиение полицейскими чернокожего Родни Кинга 3 марта 1991 года. Кинг при аресте оказал сопротивление (его задержали за превышение скорости и он был пьяным и накурившимся марихуаны) и был избит. 29 апреля 1992 суд присяжных вынес оправдательный приговор четверым белым полицейским. После вынесения приговора тысячи негров устроили акцию протеста, которая практически сразу переросла в бунт, в котором активное участие приняли криминальные элементы. Только 2 мая более 23 тыс. национальных гвардейцев, военных, полицейских, шерифов и агентов ФБР смогли «успокоить» город. Было убито несколько десятков человек, сотни ранены, арестованы более 10 тыс. человек. Ущерб экономике составил более 1 млрд. долларов.

Это был самый крупный бунт с расовой подоплекой за последнее время. Более же мелкие волнения на расовой почве, как правило, вызванные «беспределом полицейских», случаются регулярно. В реальности в них участвует крайне незначительное число чернокожих, которые больше заинтересованы в возможности не восстановления справедливости, а покричать, выпустить пар и безнаказанно пограбить магазины (с учётом большой вовлеченности в криминал безработных негров). При этом возмущение «черной общественности» и белых либералов, правозащитников действиями полицейских серьёзно осложняет действия полиции, которая боится обвинений в расизме и насилии над «мирными гражданами».

Хотя очевидно, что эти «мирные граждане», если им дать волю вызовут такой кризис, что придется напрячь все полицейские силы и подключать национальную гвардию и армию. Пример Лос-Анджелеса 1992 года весьма поучителен. Да и заигрывания Януковича с «евромайданом» дают хороший урок того, что власть толпы до добра не доводит. Все кончается разграбленными магазинами, сожженными зданиями и множеством трупов.

Вот и получается патовая ситуация. Если полицейский, убивший Майкла Брауна, будет оправдан, то новый всплеск волнений гарантирован. Однако и осуждение служителя закона ни к чему хорошему не приведет. Так как в этой ситуации будут недовольны полицейские, которые и так с трудом сдерживают криминальную ситуацию в стране. Они могут начать массовую забастовку, не без основания считая, что при таком отношении к ним они не могут поддерживать порядок в государстве. К тому же либералы и черные одержат очередную победу, что может подвигнуть их к новым «подвигам».

Оба варианта грозят новыми волнениями в крупных городах США. С учётом финансово-экономических и внешнеполитических проблем США это может привести к серьёзной дестабилизации страны. Вероятность цепной реакции в американских городах существует. Накопившиеся внутренние проблемы могут привести к крупному социальному взрыву. Так, акции солидарности с жителями Фергюсона уже отмечены в десятках американских городах. Правда, существует версия, что часть американской элиты сама провоцирует такой конфликт. Он необходим для «перезагрузки матрицы» - перевода Соединенных Штатов на рельсы неофашистской, тоталитарной «империи», которая откажется от своих долгов, установит контроль над Канадой и Мексикой (работа в этом направлении давно ведётся) и введет новую валюту. Активную подготовительную работу некоторые структуры США ведут с 2001 года. Для этого армия получила возможность воевать на американской территории, были резко усилены внутренние чрезвычайные структуры. Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям в США (FEMA), по мнению американских же теоретиков заговора, уже давно готовится к какому-то катастрофическому событию (стихийного или рукотворного характера). В соответствии с ним можно будет объявить чрезвычайное (военное) положение, приостановить гражданские свободы, то есть ввести военную диктатуру.

В 2003 FEMA стала частью правления Министерства внутренней безопасности. В 2007 году Д. Буш выпустил правительственное распоряжение, которое передает в случае «катастрофичной чрезвычайной ситуации» все «основные национальные функции» правительству и Департаменту внутренней безопасности (он включает FEMA). Массовый бунт на расовой почве будет хорошим поводом для введения чрезвычайного положения. Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям уже «порадовало» американцев созданием карантинных лагерей во всех областях США, подготовкой миллионов пластиковых гробов и другими мероприятиями.

Почву для такого бунта в США уже давно готовят. Так, в 2013 году разразился скандал. Чернокожий сотрудник Министерства внутренней безопасности Айо Кимати содержал сайт «Война на горизонте». На нём сотрудник сил безопасности пропагандировал идеи массового уничтожения белых и тех негров, которые стали «расовыми предателями» (в их числе Барак Обама и Кондолиза Райс). Он предрек скорую расовую войну, в которой черным предстоит убить как можно больше белых, чтобы выжить. К тому же Айо Кимати резко выступал против «содомитов», считая, что американские власти сознательно распространяют содомию, чтобы уничтожить черную расу. Очень показательна его судьба. Если б он был белым, его бы со скандалом уволили, да ещё и посадили. Но Кимати побоялись уволить, так как это могло быть расценено как «белый расизм». А сам расист сообщил, что сайт - это развлекательный проект. В Соединенных Штатах подобное положение складывалось давно. Черная кожа стала прикрытием для многих расистов и преступников.

С одной стороны, такая политика - это либеральный маразм, который ведёт Запад к полной деградации, с разрешением в уже недалеком будущем труположества, педофилии, каннибализма, продажи наркотиков в аптеках и работорговли (всё это укладывается в пресловутые «права человека»). С другой стороны, это атака на белое большинство, которое является основной творческой и производительной силой США. Хозяева Запада сознательно превращают белых в аморфных, «толерантных» недочеловеков, поглощенных только удовольствиями и зарабатыванием денег. Они сознательно сносят устои прежней белой цивилизации, строят «глобальный Вавилон», где нет белых и черных, нет англичан и немцев, а есть только потребители, «двуногие орудия», а также «хозяева» («боги»).

США уже давно погружаются во мрак. Исчерпанность политической системы США очевидна: политические выборы превратились в шоу, всем управляют финансово-промышленные кланы, ни одно нужное преобразование экономики или общества провести нельзя, социально-экономическая и расовая политика подводит Америку к грани новой гражданской войны. Расовый вопрос может стать запалом такой войны. Негры могут сыграть роль «тарана» для ликвидации прежних США и строительства совершенного нового государства, которое ещё удивит весь мир звериным оскалом «демократических ценностей».

Схожую роль играют исламисты на Ближнем и Среднем Востоке и неонацисты на Украине. Все они пешки в «большой игре», которые разжигают войну и должны продлить жизнь издыхающему американскому монстру.

Илющенко Г.

С самого начала американской истории расовый вопрос играл большую роль в обществе. Сначала – заселение континента представителями множества народов и конфликтные отношения с индейцами. Позже на первый план вышел «негритянский вопрос», который по своей критичности и актуальности доминировал в умах американцев вплоть до последних десятилетий двадцатого века, хотя надеяться на полное вымывание расовых предрассудков в обозримом будущем нельзя. После появления террористических организаций на международной арене уже как почти полноценных акторов международных отношений арабы стали персонами нон-грата в консервативном американском обществе. Плюс ко всем прочему – неутихающие споры по поводу иммиграционного потока. Вся американская история пронизана нитями социальных противоречий, когда по разные стороны барьера ставятся две разные расы. И, несмотря на все, проблемы «черной» расы, имеющие самую долгую историю, будут оставаться наиболее обсуждаемыми. История рабства, насчитывающая двести сорок шесть лет, навсегда оставила шрам в социуме США. Отмена рабства как института по некоторым оценкам породила еще больше противоречий в обществе. Пропасть, которая изначально пролегала между англосаксами и выходцами из Африки, только усиливалась на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. Слишком много событий вместили в себя эти годы. Социальные всплески Прогрессистской эры, последовавший консервативный период, общественная сегрегация, достигшая к 30-м годам двадцатого века огромных масштабов, законы Джима Кроу – все это способствовало тому, что к середине столетия афроамериканцы созрели к тому, чтобы открыто выступить против унижений, которые эта раса так долго терпела. «Черный» народ породил великих общественных деятелей, истинных борцов за гражданские свободы и права. В их действиях было гораздо больше той самой американской демократии, чем в этнической демагогии, которой занимались противники абсолютной интеграции негров в белое американское общество.

На передовой борьбы за равенство возможностей, о которой с таким воодушевлением говорил еще президент Гувер в своей знаменитой речи об американском индивидуализме, находились такие люди, как Мартин Лютер Кинг, Малкольм Икс и Дэйзи Бейтс. Это движение, имевшее изначально высочайшую степень сплоченности, к 60-м годам разделилось на две идеологии. Одна продолжала дело Кинга, ставя своей целью ненасильственное сопротивление расизму. Другая идеология, развившаяся среди членов Нации Ислама, подогретая речами и проповедями Малкольма Икса и получившая продолжение в деятельности Черных Пантер и Движения за сецессию штатов, наоборот желала чуть ли не физически расквитаться с белыми за столетия унижения.

Мартин Лютер Кинг

Малкольм Икс

Дэйзи Бейтс

И как раз 60-е годы становятся тем временем, когда идея черного расизма захватывает умы многих афроамериканцев. С их точки зрения было логичным противопоставить белой расе то, чем она третировала расу черную на протяжении стольких лет. Другими словами афроамериканские радикалы решили бороться с белыми расистами их же оружием.

Феномен черного расизма вообще является уникальным. Он характерен только для Америки и Африки, причем сам феномен на этих двух континентах несет немного разную смысловую нагрузку, особенно в контексте различной социальной обстановки в Африке и Америке. Черный расизм не был выходом из сложившейся ситуации в американском обществе, он не был панацеей от всех сегрегационных проблем и этнических предрассудков, но так исторически сложилось, что негроидная раса, являвшаяся вторичной для большинства жителей США, должна была пережить период ненависти, период физической борьбы с белыми. Это социальная закономерность, к выражению которой американский социум шел с того момента, когда на материк были завезены первые рабы. Ставить актуальность данной проблемы под сомнение нет никаких оснований. Пусть сейчас арабская проблема в США занимает умы всех социологов, политологов и других специалистов, вопрос расизма и его «черного» подвида не теряет своей значимости. Вопрос тут не в возможности рецидива данного феномена, а в значимости его для американской истории, которую сложно переоценить.

Двадцать, тридцать, сорок лет недостаточно для того, чтобы память двух народов забыла все те противоречия и конфликты, которыми был пропитан американский социум с 1619 года, когда был введен институт рабства. Тем значимее в ретроспективе прошлого и контексте современного восприятия этой проблемы идеология черных расистов. Она несла в себе черты национализма и даже фашизма, а порой была более жесткой к белым, чем идеология белого расизма по отношению к черным. Она также была пропитана идеями мести англосаксам за рабство и последующее выдавливание из нормальной общественной жизни. Идеология черного расизма – это идеология гордости, силы, свободы, искаженная отрицательными намерениями по отношению к белым.

Вообще такого рода идеи прослеживались на протяжении всех столетий, начиная с семнадцатого, но действительно сильное развитие в США они получили в учении организации Нация Ислама. Однако, в случае с Нацией Ислама все противопоставление белой расе ограничивалось экстремистскими и расистскими высказываниями, речами и проповедями. К делам уже перешли Черные Пантеры. Их организация носила чуть ли не полицейский характер, «Пантеры» проходили военное обучение, а акции не отличались ненасильственным характером.

Другим важным актором тех событий стала Республика Новая Африка – движение за сецессию южных штатов, а именно Луизианы, Миссисипи, Алабамы, Джорджии и Южной Каролины, плюс нескольких округов штатов Теннеси, Арканзас и Флорида. В действиях этой организации было меньше идей черного расизма, но зато идея создания отдельного афроамериканского государства была уникальна с точки зрения радикализма и сепаратизма, о котором забыли со времен Гражданской войны. Среди целей Республики было истребование у правительства США огромных репараций за годы рабства, введение двойного гражданства уже после образования нового государства. Движение, кстати, возникло с подачи последователей Малкольма Икса, однако даже он удивился бы степени экстремизма такой идеологии.

Эмблема Черных Пантер


Логотип Новой Африканской Республики

Таким образом, видно, что черный расизм, отпочковавшийся от Движения за гражданские права и свободы чернокожего населения, вместил в себя множество радикальных идей, а их смешение в умах борцов за равноправие дало на выходе весьма интересные результаты. В наше время черный расизм приобретает новые черты. Наиболее активно он проявляется в Германии, где коренные немцы становятся иногда изгоями в заполненных турками классах. Исламофобия, развившаяся после 11-го сентября, в будущем может породить идеологию мусульманского населения, которая вберет в себя идеи черных расистов и радикалов двадцатого века в США. Как бы то ни было, черный расизм был, есть и будет на Американском континенте.

http://swamphermit.wordpress.com/2009/01/11/black-racism-in-america/

http://www.intellectualconservative.com/2007/03/05/black-racism/

http://www.nationalism.org/rr/6/dymov.htm

http://warrax.net/87/blackrasism.html

http://www.islamicpluralism.org/documents/943.pdf

http://www.asetbooks.com/Us/Nationhood/RNA/RepublicOfNewAfrika.html

http://www.blackpanther.org/

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» – Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве – мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР. Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе.

Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.

Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», – предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» – его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу – да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.

Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям – основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ – многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».

Дальше – больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы – в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель – если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», – сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка – страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют – так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.

У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное – не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) – кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми – такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» – массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» – «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это – не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, – убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками – Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.

Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать – и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы – вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) – право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.

«Один бур – одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался – того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так – без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля – только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.

На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров – англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее – вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями – самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме – наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны – от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур – одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек – один голос».

МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Игорь Гашков. Столкновения на расовой почве не сходят в США с повестки дня. Федеральное бюро расследований (ФБР) представило отчет, в котором среди девяти непосредственно угрожающих Америке "подрывных угроз" впервые упоминается "экстремизм, основанный на расовом самосознании черных". Сотрудники спецслужбы проанализировали случаи нападения темнокожих террористов-одиночек на белых и выявили новую тенденцию. Жертвами преступлений, мотивированных ненавистью черных к белым, становятся полицейские, чего не происходило даже на пике расовых волнений в 1970-е годы.

© AP Photo / Gerald Herbert

© AP Photo / Gerald Herbert

Новые экстремисты атакуют США

Появление доклада ФБР, посвященного участию черных экстремистов в нарушении межобщинного мира, совпало по времени с волнениями в американском городе Шарлоттсвилле в августе 2017 года, однако опубликована аналитическая записка была только сейчас. Накануне столкновений, разделивших сторонников и противников демонтажа статуи генерала XIX века Роберта Ли, выступавшего за сохранение рабства, аналитики спецслужбы сочли необходимым предупредить свое руководство об опасности, исходящей от черных радикалов. Тогда же впервые в американской практике в оборот было введено само понятие "экстремизм, основанный на черной расовой принадлежности" (BIE — black identity extremism). До середины 2017 года в США подобная аббревиатура была неизвестна.

Изменение языка, которым пользуются спецслужбы, само по себе знаковое событие. Авторы доклада предприняли попытку объяснить, почему введение нового термина отвечает изменившимся реалиям США. "ФБР рассматривало альтернативную гипотезу, что мотивированное местью ответное насилие не имело идеологической подоплеки, а вызывалось просто-напросто враждебностью к полиции, тогда как расовая напряженность использовалась в качестве оправдания, но нашло эту версию неправдоподобной", — говорится в тексте. Там же авторы признают, что случаи расово мотивированного насилия черных случались в США и ранее, однако в период с 1994 по 2014 год ощутимо шли на спад и возобновились только в последние три года. Явился новый черный экстремизм, который носит продуманный характер и находит выражение в рассчитанных актах мести, жертвами которых становятся преимущественно правоохранители.

В качестве типичного примера преступления, мотивированного расовой ненавистью, эксперты спецслужбы называют массовое убийство, совершенное в 2016 году бывшим военнослужащим Микой Джонсоном, расстрелявшим пятерых полицейских, все из которых оказались белыми. Джонсон, заявлявший, что мстил правоохранителям за их преступления, "находился под влиянием идеологии черного экстремизма, подтолкнувшей его к действиям", — говорится в тексте доклада. Сам Джонсон открыто говорил о ненависти к белым. В ФБР, таким образом, признали, что в убеждениях темнокожего преступника содержались элементы антибелого расизма.

© AP Photo / Noah Berger


© AP Photo / Noah Berger

Черные и белые: есть ли равенство между видами расизма

Ученые: афроамериканцы чаще попадают под розги учителей в школах США Учителя и воспитатели в школах США, где разрешены телесные наказания, чаще "выписывают" их детям афроамериканского происхождения и детям, отстающим в развитии или имеющих инвалидность.

Публикация доклада, призванного информировать американцев о появлении новой угрозы, была критически воспринята СМИ Соединенных Штатов и экспертным сообществом. Несогласные с ФБР комментаторы отмечают расхождения, существующие между радикализовавшимися черными, и ставят под сомнение необходимость введения отдельного нового термина, обозначающего нетерпимость афроамериканцев к своим белым соотечественникам. Новый поворот в деятельности ФБР к расследованию "черной угрозы" сторонники леволиберальных ценностей увязывают с рецидивами расизма. Получила распространение точка зрения, что, подсвечивая опасность темнокожих экстремистов, ФБР якобы пробует отвлечь внимание от белых радикалов, которые, как утверждается, идут на преступления чаще, чем их черные антагонисты.

Избрание в 2016 году президентом США Дональда Трампа привело к изменениям во внутреннем распорядке спецслужбы. Новый хозяин Белого дома предписал ФБР сменить приоритеты — так, чтобы вместо преимущественного противодействия "белому экстремизу" сосредоточиться на борьбе с исламским. Несмотря на то что отношения спецслужбы с хозяином Белого дома остаются прохладными — весной 2017 года Трамп уволил главу ФБР Джемса Коми, — критики президента утверждают, что при нем бдительность по отношению к актам белого расизма снизилась.

Масла в огонь подлили высказывания Трампа во время волнений в Шарлоттсвилле в августе 2017-го: президент заявил об опасности различных типов радикализма, отказавшихся возложить ответственность за межрасовое напряжение на одних только белых. Ответом президенту США стала массированная кампания демократов и сочувствующих им в прессе.

Публикация доклада ФБР о "черной угрозе" совпала по времени с усилением напряженности в Шарлоттсвилле, где конфликт, как становится теперь понятно, полностью не исчерпан. Восьмого октября белые активисты, обвиняемые в расизме, прошли с зажженными факелами к статуе генерала Роберта Ли. Монумент предназначен к сносу, но во имя умиротворения страстей временно принято компромиссное решение: статуя остается на месте, но ее затянули покрывалом.