История холокоста презентация. Холокост – помнить или забыть? Зарождение антисемитизма в Германии

Атласы и контурные карты. История России

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Линия УМК В. С. Мясникова. Всеобщая история (5-9)

Линия УМК Р. Ш. Ганелина. История России (6-10)

Атласы и контурные карты. История России. Историко-культурный стандарт

Презентация к Международному дню памяти жертв Холокоста

27 января - день памяти жертв одного из самых кровавых и трагических этапов истории человечества - Холокоста. К этому событию мы не можем оставаться равнодушными. Вспомним об основных причинах, истории и последствиях ужасной страницы прошлого.

Что такое Холокост?

    В широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.

    В узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933–1945 годов.

Продемонстрируйте ученикам фотографии по теме занятия, а затем предложите подумать и дать ответ на такой вопрос: «Почему народ, давший миру Гете, Баха и Канта, оказался связан с таким страшнейшим военным преступлением, как Холокост? Что мы можем сделать, чтобы эта трагедия никогда не повторилась?»

Сергей Агафонов учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории

Темы для сообщений

  1. Варшавское гетто. История сопротивления.
  2. Подвиг Александра Печерского.
  3. «Праведники народов мира».
  4. Жизнь и смерть Януша Корчака.
  5. Повседневная жизнь гетто глазами жителей.
  6. Памятники жертвам Холокоста.

Словарь урока

Нацизм, геноцид, гетто, концлагерь

Из истории Холокоста

Холокост (с греч. «всесожжение», «всеуничтожение») начался 30 января 1933 года, после вступления Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера Германии и уже 22 марта в концлагерь в Дахау, близ Мюнхена, стали прибывать первые заключенные. В рамках политики расового антисемитизма немецкие национал-социалисты объявили о полном искоренении евреев из Германии.

Корни этой трагедии растут ещё с XIX века, когда немецкие и австрийские пангерманисты (сторонники культурного и политического движения, в основе которого идея политического единства германской нации) активно продвигали идеи расового превосходства. В рамках таких идей евреи, славяне, цыгане рассматривались в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков.

Другие материалы по теме:

  • Ко Дню Победы: фронтовые письма, которые трогают до слез
  • 22 июня: хронология событий первого дня Великой Отечественной войны

Однако массовые убийства и расстрелы начались не сразу: первые несколько лет нацисты в основном ограничивали рабочие права евреев и права собственности, что вылилось в 1935 году в принятие «Нюрнбергских расовых законов», два расистских законодательных акта: «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести», которые положили конец равноправию евреев и немцев в Германии.

Также нацисты активно старались выдавить евреев из страны. К ужасу последних оказалось, что ехать попросту некуда: многие страны Лиги наций, даже после первых сообщений о гибели еврейского населения, остались глухими к людскому горю и закрыли свои границы от беженцев, не говоря уже о финансовой поддержке. Лишь отдельные организации хоть как-то пытались помочь беженцам, например, Нансеновская международная организация по делам беженцев. Всего из Германии, Австрии и чехословацких областях Богемии и Моравии бежали около 400 тысяч человек. Почти столько же на момент начала Второй мировой войны оставались на подконтрольных нацистам территориях.

После начала войны немцы захватили несколько новых территорий с проживающим на них славянским и еврейским населением - Польшу, Прибалтику, а потом и советские земли. И именно тогда начались массовые расстрелы (только Бабий Яр в 1941 году стал местом уничтожения не менее чем сотни тысяч человек) и ссылки «низшей расы» в концлагеря. Всего же от действий нацистов погибло более 20 миллионов славян, 15 из которых были советскими гражданами, и около 6 миллионов евреев.

Более подробно о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны читайте в нашем учебнике:

Учебник, подготовленный в соответствии с ИКС, охватывает период отечественной истории с 1914 г до начала XXI века. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности.

Слайд 2

Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение нравственные устои людей, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

Слайд 3

Холокост геноцид еврейского народа нацистами и их пособниками в1933 - 1945 гг. Холокост (из др.-греч. λοκαστος - «всесожжение») - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам

Слайд 4

Ноябрь. В ночь с 9 на 10 ноября самый большой погром евреев в Германии и Австрии, получивший название «Хрустальная ночь» из-за огромного количества разбитых витрин еврейских магазинов, разрушенных синагог. Гестапо арестовывает тысячи берлинских евреев и отправляет их в близлежащий лагерь Заксенхаузен. 1938

Слайд 5

1933 30января. Адольф Гитлер становится рейхсканцлером Германии. формирование антисемитской политики нацизма. политики массового уничтожения миллионов людей по национальному признаку, оформление государственного антисемитизма в нацистской Германии (создание из евреев образа внутреннего и внешнего врага»)

Слайд 6

Слайд 7

30 января. Гитлер в своей речи в рейхстаге объявил о том, что главной целью является не только искоренение большевизма на земле, но и уничтожение еврейской расы в Европе. 1939

Слайд 8

Для контроля над еврейским населением, а также для облегчения их дальнейшей депортации немцы и их союзники создавали гетто, пересылочные лагеря и лагеря принудительного труда, которые действовали в течение всей войны.

Слайд 9

Около трех миллионов евреев – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР. Именно на территории нашей страны чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое первое массовое применение. Людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не скрывая свои преступления от местных жителей.

Слайд 10

Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом… 27 января Организация Объединенных Наций, большинство стран мира отмечают Международный день памяти жертв Холокоста 19 апреля 1943 г. День восстания в Варшавском гетто ежегодно проводится в Москве с 1992 г. Этот День отмечает весь цивилизованный мир. Для России он особенно важен в обстановке обострения ксенофобии, расизма, антисемитизма.

Слайд 11

Через ужасы гетто и нацистских лагерей смерти прошло бесчисленное множество мужчин, женщин и детей, которым, тем не менее, удалось выжить. Все они хотят донести до каждого из нас важнейшую мысль - мысль о триумфе человеческого духа в решительном стремлении человечества предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления

Слайд 12

6 000 000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации! Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были уничтожены так же от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные

Слайд 13

Места массовых расстрелов: Бабий Яр в Киеве, Богдановка в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове(Украина) Минск, Витебск, Гомель, Бобруйск, Могилев (Белоруссия) Крым.

Слайд 14

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941 года, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов. Бабий яр

Слайд 15

Праведники народов мира В годы оккупации населенного пункта Ивня: имеется факт злодеяний оккупантов: Холокост (Шоа) - 28.01.1942год. Хладнокровно убито 32 человека еврейской национальности. Два человека были спасены жительницей Барановой Полиной Алексеевной, которая прятала от расправы еврейских девушек. По состоянию на 1 января 2009 года по данным института Яд ва-Шем установлено 22765 спасателей, которым присвоено почетное звание « Праведник мира»

Слайд 16

Слайд 17

В январе 1942 года в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой гитлеровскими нацистами было принято «окончательное решение» еврейского вопроса, что означало тотальное уничтожение еврейского населения Европы. С этого времени Освенцим стал «фабрикой смерти». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых

Слайд 18

Слайд 19

. Помни… Не забывай…

Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей.

Посмотреть все слайды

ХОЛОКОСТ

ТРИ ИМЕНИ

ТРИ ГРАНИ ТРАГЕДИИ


Слайд 7 – словарь

Слайд 8 – словарь

Слайд 10 – история бедствий еврейского народа

Слайд 11 – словарь

Слайд 12 – хронология уничтожения

Слайд 16 – словарь

Слайд 17 – словарь

Слайд 19 – фашистские указы о «решении еврейского вопроса»

Слайд 20– словарь

Слайд 24 – борьба евреев с нацистами

Слайд 25 – восстания в гетто

Слайд 29 - рисунки

Слайд 30 - вопросы


К зрителям

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Поэтому мы, понимая актуальность проблемы, ее нравственный смысл и воспитательные задачи, решили рассмотреть этот вопрос хотя бы в рамках проекта. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть

всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.




Горечь иврита – Шоа , Катастрофа. Катастрофа, которая постигла евреев. Далеко не первая в ряду гибелей, подстерегавших их с библейских времен. Последняя ли?…


Нацистская пала-ческая тайнопись – Endlösung , окон-чательное решение. Окончательное для евреев – вычерком из реестра живого. Окончательное для немцев – увековече-нием «расы господ». Окончательное для мира – превращени-ем всех остальных народов его соста-вляющих в иерархию париев…


И, наконец, получивший планетарную прописку Holocaust – всесожжение: крематорий для живых… Языческий жертвенный обряд, возвращенный в новоевропейскую цивилизацию на грани слома ее прогрессистского императива . Пепел, напоминающий людям об их неистребимых «началах» и их неисключенном (в бли-жайшей перспективе) Конце .


Что же породило и оправдало Холокост?

Антисемитизм Мартина Лютера зачастую относят к его личной слабости или помрачению ума, которым он страдал в последние годы жизни. Это неверно по двум причинам. Во-первых, с самого начала он был приверженцем ненависти . Во-вторых, антисемитизм встроен в саму его теологию. Лютер презирал евреев Библии так же, как и евреев своего времени. Его теология оправдала и породила Холокост . “Теолог Холокоста” – такое определение Лютер всецело заслужил.


Мир Холокоста.… Это вчера ...? Или также и завтра ...? Мы могли бы сказать еще: мир Кампучии, мир Карабаха, мир Сараево…. Почему убийство человеком человека вновь приобрело такую гигантскую силу? Чтобы понять это, необходимо знать историю Холокоста, историю еврейского народа, его мук и его уничтожения…


Геноцид… Что это – атавизм, вырвавшийся откуда-то из глубин человеческих, или новообразование, злокачественная опухоль души современного человека? Внутри геноцида – непонятая нами еще проблема. Так уж повелось в истории, что лишь убийство, лишь смерть сотен и тысяч ни в чем не повинных людей заставляют нас задумываться над проблемами, решения которых мы еще не знаем.

Неужели в крови, в мозгу наших детей и внуков останется этот страшный ген - Геноцид ?!


Как понять злодеяние, банальность которого столь разительно контрастирует с его размерами? Может быть, нужно сделать еще шаг, чтобы разглядеть в систематическом убийстве наваждение окончательного ответа на вопрос, задаваемый человеком себе самому не одно тысячелетие: « Кто я есть? »


Да, вы можете напомнить мне, что Холокост имеет определенную хронологию и достаточно четко ограниченное пространство. И с этим можно было бы согласиться, если бы за окном был 1945 год, когда была еще жива в людях убежденность в невозможности повтора. Но сегодня, в потрясаемом взрывами и переменами мире, кто решится исключить опасность новой Катастрофы уничтожения человечества изнутри? Как бы свято этот человек ни верил в невозможность возрождения вселенского кошмара свастики, ему не достанет уверенности сделать это.



Говоря о явлениях, подобных Холокосту, возможно, даже не нужно употреблять слово трагедия . Классическая трагедия, сопровождавшаяся катарсисом-очищением , уже ушла из нашего мира. После того, что мы совершаем, требуется больше, чем покаяние!

Может, это кощунственно, но приходит в голову простое слово опыт . Неужели миллионы людей должны погибнуть, чтобы следующие поколения приобрели необходимый опыт ?! И, все-таки, другого слова у меня нет…


Опыт .…Это встреча с живыми мертвыми. Они есть, они среди нас, вместе с нами ходят по этой земле. Они умерли еще тогда, в войну попав в гетто. С тех пор прошли десятки лет, но они, чудом выжившие, до сих пор слышат звуки , ощущают запахи , видят цвета гетто .…


И кто знает, что весит на весах души больше – невозвратные потери или этот страшный опыт. Но может быть, даст Бог, именно он отучит нас от привычной мысли, что совершенное сегодня можно поправить завтра . Даст Бог, мы поймем, что метод проб и ошибок навсегда канул в Лету, поскольку цена этому методу – человеческая жизнь!


Почему кошмар не был предотвращен?

За объяснением мы вновь и вновь обращаемся к феномену нацизма. И не только к тому, что он привнес в человеческую жизнь, не только к его происхождению, но и к вопросу о том, как и почему этот феномен был допущен, отчего так пышно разросся, охватив едва ли не целый континент, почему за ним пошли миллионы людей? Социальное отчаяние, ощущения израненности кристаллизовались в оскорбленное национальное чувство. Сдвиг в человеческой душе и разуме оказался достаточным для формирования новой человеческой породы, которую можно условно назвать эсэсовской .



Однако, людям этой породы органически необходим Вождь, Фюрер!

И претендент на эту роль благополучно нашелся! Адольф Шикльгрубер… Гитлер!... Экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии пробудили во многих немцах яростный антисемитизм. Воспользовавшись общим недовольством экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.




Что же еще сделало возможным Холокост? В книге Марка Эйдельмана, одного из руководителей восстания в Варшавском гетто, описан поразительный по своей яркости случай. Когда эшелоны, увозившие евреев на смерть, стали возвращаться пустыми, польские подпольщики – евреи сообщили в Лондон о случившемся. В ответ – ни звука. И дело здесь не только и не столько в недостатке ресурсов и в наличии корысти, но, прежде всего, в неверии . Человек не был подготовлен к восприятию такого ! Да что там говорить о Лондоне! Не верили страшной правде и сами узники гетто!


Однако евреи вовсе не собирались покорно, как стадо скота, идти на убой!...

« Нас не поведут, как овец, на бойню! Правда, что мы слабы и беззащитны, но сопротивление должно стать единственным ответом врагу!

Братья! Лучше погибнуть свободными борцами, чем выжить по милости убийц!

Сопротивляйтесь! До последнего вздоха!»


Самым массовым, длительным и отчаянным было восстание, нача-вшееся в апреле 1943 г. в Варшавском гетто.

Польско-еврейский историк Бен Марк писал: "Многие освободи-тельные войны несли в себе зародыш неизбежного поражения, но ни на одной из них не лежала печать столь глубокого тра-гизма, как на последнем боевом порыве остатков обитателей Варшавского гетто, который разгорелся на могиле их ближ-них, без тыла, почти без оружия, без ничтожного шанса на победу". 2 октября 1940 года немецкие военные власти выделили часть города под еврейское гетто и заключили в него всех еврейских жителей Варшавы и ближайших окрестностей. В июле 1942 года начались массовые депортации в Треблинку.

До 13 сентября 1942 года были депортированы или погибли в гетто около 300 тысяч евреев. 18 января 1943 года началась вторая акция депортации евреев. Еврейские подпольщики оказали немцам открытое вооруженное сопротивление. Уличные бои продол-жались три дня. Немцам удалось отправить в Треблинку только 6 ты-сяч человек. Около 1600 были убиты в самом гетто.


Памяти жертв Холокоста

Слова песни на мелодию "Тум - балалайки ", делившей с нашим еврейским народом и радости и беды, записаны с голоса февральской вьюги, кружившей в синих сумерках за окнами минской гостиницы "Олимпийская ", высящейся на проспекте Машерова, не-подалеку от площади Юбилейной , которая в годы немецко- фашистской оккупации города была частью минского гетто, называлась Юденплац и впитала тогда немало еврейских слез и крови.




В 1968 году поэт и бард А.Галич написал песню о горе, боли и ужасах еврейского гетто.

Однажды, в одном из концертов А.Галич, предваряя эту песню, сказал так: «...Мне рассказывали, что любимой мелодией лагерного началь-ства в Освенциме, мелодией, под которую отправляли на смерть очередную партию обреченных, была песенка "Тум-балалайка", которую ис-полнял оркестр заключенных..»

И зал встал!...


Холокост… Это не еврейский, это русский вопрос. Десятки лет в нашей родной многонациональной России это была закрытая тема. Факты были известны многим, но … Немая память – плохой союзник. На нее нельзя опереться. К ней нельзя аппелировать. Как бы ни ужасна была эта правда, о ней нужно говорить. Чтобы найти в себе силы преодолеть то страшное, что нашел в себе человек. Чтобы наши дети и наши внуки не столкнулись лицом к лицу с ужасом и позором Холокоста .


Зарождение антисемитизма в Германии. Холокост (с греч. яз. Holocaust «всесожжение») - обозначение массовых убийств евреев, цыган, славян в гг. фашистами.


"Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма …" (Л. Коваль).




"Антисемитизм - это международны й язык фашистов" (И. Эренбург).


Юдофобия - дословно "страх перед евреем" - нетерпимость к евреям, синоним антисемитизма.












«Поскольку еврейский народ не способен к продуктивной деятельности, он оказался не в состоянии создать государство на собственной территории....К концу XIX века евреи практически завершили экономическое покорение Европы, а теперь принялись за осуществление политического контроля над ней. Первые попытки на этом направлении проявились в намерении искоренить интеллигенцию других народов с помощью революционных переворотов. Беспощадная борьба еврейства за власть идет в наше время в Германии. Однако национал- социалистическое движение разгадало замыслы евреев и выступило против них. Наша национал- социалистическая партия - единственная в мире сила, которая взяла на себя эту борьбу с гнусными и преступными замыслами против человечества».


Закон о защите немецкой крови и немецкой расы от 15 сентября 1935г Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. 2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена. 3. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин - государственных подданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет Евреям разрешено ношение одежды еврейских цветов. Это право охраняется государством.


ПЕРВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ К ЗАКОНУ О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА ОТ 14 НОЯБРЯ 1935 ГОДА 4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях Чиновники-евреи будут уволены до 31 декабря 1935 года Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы "Митлинг", который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.






Тогда погибли около евреев. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрацион ные лагеря.








Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, Как самому еврейскому народу. Мне кажется, что Дрейфус - это я. Мещанство - мой доносчик и судья. Я за решеткой. Я попал в кольцо. Затравленный, оплеванный, оболганный. И дамочки с брюссельскими оборками, Визжа, зонтами тычут мне в лицо. Мне кажется - я мальчик в Белостоке. Кровь льется, растекаясь по полам. Бесчинствуют вожди трактирной стойки И пахнут водкой с луком пополам. Я, сапогом отброшенный, бессилен. Напрасно я погромщиков молю. Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"- Насилует лабазник мать мою. О, русский мой народ! - Я знаю - ты По сущности интернационален. Но часто те, чьи руки нечисты, Твоим чистейшим именем бряцали. Я знаю доброту твоей земли. Как подло, что, и жилочкой не дрогнув, Антисемиты пышно нарекли Себя "Союзом русского народа"! Мне кажется - Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по- судейски. Все молча здесь кричит, и, шапку сняв, Я чувствую, как медленно седею. И сам я, как сплошной беззвучный крик, Над тысячами тысяч погребенных. Я - каждый здесь расстрелянный старик. Я - каждый здесь расстрелянный ребенок. Ничто во мне про это не забудет! "Интернационал« пусть прогремит, Когда навеки похоронен будет Последний на земле антисемит. Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой Я всем антисемитам, как еврей, И потому - я настоящий русский!









  • ПАМЯТЬ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
  • Лебедянский муниципальный район
  • Липецкая область
Что является мерилом человеческого
  • Что является мерилом человеческого
  • в человеке?
Воспитательные:
  • Воспитательные:
  • Воспитание толерантности и уважения к окружающим тебя людям.
  • Воспитание памяти исторической и культурной.
  • Воспитание приоритета жизненных ценностей на основе морально – нравственных идеалов: гуманизма, свободы, долга, совести, чести.
  • Содержательные:
  • Сохранение исторической памяти о жертвах Второй мировой войны.
  • Осознание ценности человеческой жизни, не только своей, но и другого человека.
  • Признание необходимости регулирования отношений между людьми и нациями Международным правом.
  • Демонстрация бесчеловечности идеологии и политики нацистского режима, основанного на расизме и антисемитизме
Не допустить распространение неофашизма в среде подрастающего поколения.
  • Не допустить распространение неофашизма в среде подрастающего поколения.
  • Признать приоритетом в общественных отношениях общечеловеческие ценности.
Холоко́ст - «всесожжение».
  • Холоко́ст - «всесожжение».
  • В русском языке под термином «холокост» понимается также любой акт геноцида , необязательно только в отношении евреев.
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации. Программа умерщвления Т-4
  • Преднамеренная попытка полного истребления целой нации. Программа умерщвления Т-4
  • уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;
  • от четверти до трети цыганского народа;
  • потери поляков составили 10 %;
  • погибли около 3 миллионов советских военнопленных;
  • подвергались тотальному истреблению чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные.
Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Освенцим, Майданек.
  • Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Освенцим, Майданек.
  • Жертвы Холокоста свидетельствуют
  • Дети Холокоста свидетельствуют
  • Война вышвырнула меня и сестричку Мэрочку на улицу. Уже убит в погроме папа, мама далеко в концлагере. Родительский дом - недавняя сказка, - стоит, как стоял.
  • Но там - немцы. И мы, держась за руки, бродим и бродим по улицам Немирова - две голодные затравленные девочки. Мне - шесть, Мэрочке - десять. Мы не смеем подойти ни к одной калитке, ник одному окну. Вот в такое время (лето сорок второго года) и родились эти «стихи». И я не меняла в них ни одного слова не только потому, что «автору» шесть лет...
  • Кошка бездомная плачет, но кто ее слышит? А в теплых норах совсем иначе живут мыши. И ветер под крышу зарылся и спит на соломе. Он дома. И я дом вспоминаю, и так хочу чаю. И чтоб дождь кончился скоро: холодно под забором. Мешок натянула на плечи, а он мокрый, и только начался вечер. Я наверно умру под утро. Я думала, умирать трудно.
  • Алла Айзеншарф.
Звучит красиво - Бухенвальд,* Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах - кровавая завеса. Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах - сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу - волшебный Веймар. Там - Гете "Фауста" писал, Здесь - пламя смерти бушевало Там - "Люди гибнут за металл", Здесь - люди гибнут от металла.
  • Звучит красиво - Бухенвальд,* Гора и дол покрыты лесом, Но что же мне туманит взгляд? В глазах - кровавая завеса. Здесь восемь лет витала смерть, На рубищах - сплошные клейма, И невозможно разглядеть, Что там, внизу - волшебный Веймар. Там - Гете "Фауста" писал, Здесь - пламя смерти бушевало Там - "Люди гибнут за металл", Здесь - люди гибнут от металла.
  • Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах, Там - Кранах, сказочен и ярок. Здесь - пулеметы на столбах И пасти лютые овчарок. Там - жил великий Ференц Лист, Воспевший музыкой свободу. Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист, Людей сгоняя на работу.
  • Там - грациозный Бельведер, Там - дух искусств здоров и пылок. А здесь - фашистский офицер С ухмылкой целится в затылок. Там - Музы вышли на парад, Здесь - всюду смерти изваянье. Звучит красиво - Бухенвальд?! Какое жуткое названье!
  • ЛЮДИ МИРА,
  • НА МИНУТУ ВСТАНЬТЕ!!!
  • После второй мировой войны в немецком
  • городе Нюрнберге состоялся судебный
  • процесс над главными военными
  • нацистскими преступниками. Впервые в
  • Истории человечества военные
  • преступления против человека были
  • названы преступлениями против
  • человечности. Процесс продолжался
  • почти год, с 20 ноября 1945 года по 1
  • октября 1946-го. Нацистских
  • преступников обвиняли в развязывании
  • Второй мировой войны, истреблении
  • миллионов невинных людей,
  • убийстве военнопленных и гражданского
  • населения, в создании концлагерей и жестоком
  • обращении с военнопленными и многих
  • других преступлениях.
  • Их обвиняли в геноциде, особенно против
  • еврейского населения и славянского.
  • Почти все подсудимые были признаны
  • виновными и приговорены к различным видам
  • наказания.
  • Главный обвинитель от СССР Р.А. Руденко
"Бабий Яр", Анатолий Кузнецов "Без судьбы", Имре Кертес "Искра жизни", Эрих Мария Ремарк "Мальчик в полосатой пижаме", Джон Бойн "Пианист. Варшавские дневники 1939-1945", Владислав Шпильман "Список Шиндлера", Томас Кенэлли "Убежище. Дневник в письмах", Анна Франк "Холокост", Джеральд Грин "Чтец", Бернхард Шлинк "Яков-лжец", Юрек Бекер
  • "Бабий Яр", Анатолий Кузнецов "Без судьбы", Имре Кертес "Искра жизни", Эрих Мария Ремарк "Мальчик в полосатой пижаме", Джон Бойн "Пианист. Варшавские дневники 1939-1945", Владислав Шпильман "Список Шиндлера", Томас Кенэлли "Убежище. Дневник в письмах", Анна Франк "Холокост", Джеральд Грин "Чтец", Бернхард Шлинк "Яков-лжец", Юрек Бекер
  • "Над памятью тревожных этих лет"
  • Стоит еще стон шестимиллионный.
  • Порой бы забытьё. Но нет его, всё нет.
  • И в тишине плывут лишь стоны, стоны, стоны.
  • Каждый день музей памяти жертв Холокоста Яд ва-Шем принимает до восьми тысяч посетителей. Они уходят, унося с собой неизгладимые впечатления.
  • ЯД ВА-ШЕМ (Музей Катастрофы)
Толкачев Зиновий Шендерович (1903 -1977)
  • Толкачев Зиновий Шендерович (1903 -1977)
  • Альбомы «Майданек» и «Цветы Освенцима» от имени польского правительства были разосланы главам четырех великих держав антигитлеровской коалиции, министрам союзных государств, военачальникам.
Побывала в музее "Аушвиц-Биркенау"
  • Побывала в музее "Аушвиц-Биркенау"
  • Из интервью « … Вот Музей Освенцим. Те самые ворота. Лишь стала подъезжать к этому месту – шок испытала, ужас… Там же до любого камня дотронься – болью отзовется.
  • Работать над этим циклом – значило преодолевать огромное внутреннее сопротивление. Ведь писать о страдании – значит, страдать самой. Но тема уже рождалась помимо моей воли…»
Возможно ли повторение подобного?
  • Возможно ли повторение подобного?
  • Можно ли взглянуть на сегодняшний мир через призму Холокоста? Надо ли?
  • Может быть, мы так никогда не сможем понять, чем же был Холокост в действительности, однако это ограничение или недостаток не может освободить нас от чувства моральной ответственности. Наше обязательство заключается не в том, чтобы ответить, а в том, чтобы продолжать пытаться ответить.
  • Уроки прошлого, увы, сегодня стали забывать. У нас в России проблема нетерпимости в последние годы становится очень серьезной. Вы слышали о скинхедах, которые расправляются с ничем не повинными людьми только потому, что им не понравился цвет кожи или разрез глаз. Не такой, как у них. Это называется ксенофобия.
  • Надо!
  • Чтобы вовремя распознать болезнь!
  • Этому надо учиться противостоять.
  • 16 ноября мир отмечает всемирный День толерантности.
  • И сегодня мир опять сидит на пороховой бочке, и ничего не стоит зажечь фитилек. Кого только теперь назовут врагом? Прививка от чумы национализма может быть только одна – воспитание толерантности.
  • Что такое толерантность?
  • Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность – это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.
Бродят тучи над планетой, Словно пленники в неволе. В душном воздухе, прогретом, Слышатся мне звуки боли. Это души Холокоста, Чьи разбросанные кости, Что остались без погоста, Стонут, просятся к нам в гости. Просят, чтобы их согрели, И обмыли, и одели, И земле родной предали, И молитву прошептали. А в просторах неба где-то Тихо бродят тени гетто, Словно звездочки на небе, Только нету с ними ребе. Тихо, буднично и просто, Бродят души Холокоста... Июль 2007
  • Бродят тучи над планетой, Словно пленники в неволе. В душном воздухе, прогретом, Слышатся мне звуки боли. Это души Холокоста, Чьи разбросанные кости, Что остались без погоста, Стонут, просятся к нам в гости. Просят, чтобы их согрели, И обмыли, и одели, И земле родной предали, И молитву прошептали. А в просторах неба где-то Тихо бродят тени гетто, Словно звездочки на небе, Только нету с ними ребе. Тихо, буднично и просто, Бродят души Холокоста... Июль 2007
Я нашла для себя ответ. Этим мерилом является ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, которая гласит:
  • Я нашла для себя ответ. Этим мерилом является ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, которая гласит:
  • Человек - мерило всех вещей. Протагор напоминает каждому из нас:
  • Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек. Пора уже и стать им! Марк Аврелий
  • заставляет нас:
  • Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сент-Экзюпери
  • заклинает нас:
  • Человек для человека должен быть святыней. Сенека
Холокост - немыслимый, миллионнократно
  • Холокост - немыслимый, миллионнократно
  • спрессованный ужас. О нем надо писать натуральным, режущим слух и душу,
  • хватающим за сердце и
  • врезающимся в память, языком.
« Бухенвальд», Марк Луцкий (http://www.poezia.ru/article.php?sid=61353)
  • « Бухенвальд», Марк Луцкий (http://www.poezia.ru/article.php?sid=61353)
  • Всемирный форум памяти Холокоста (http://www.worldholocaustforum.org/rus/history/5/ )
  • « Души Холокоста» Анатолий Зусман (http://emigrantforum.ru/archive/index.php/t-4369.html)
  • Отрицателям Холокоста (http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/aisensharf/alla.html)
  • Холокост - Рассказы очевидцев/Личная история (http://www.ushmm.org/wlc/ru/gallery.php?ModuleId=10005143&MediaType=OI )
  • Холокост в изобразительном искусстве. (http://www.holocf.ru/pages/51)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82
  • Энциклопедия Холокоста (http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=10007871)
  • http://fcit.coedu.usf.edu/holocaust/resource/gallery/Olere.htm