Виды рабочих колёс центробежных насосов
Существует много задач по перекачиванию различных жидкостей, например: чистая вода, дренажные сточные воды, фекальные воды, воды с большим содержанием примесей небольшого размера (1-3 мм), шламовые воды с большим содержанием крупных частиц (до 20-30 мм), воды с содержанием длинноволокнистых включений, жидкости с большим содержанием абразива, различные нефтепродукты, химически активные жидкости.И для решения каждой задачи существует своё оптимальное решение, а именно рабочее колесо определенного вида, позволяющее работать насосу с максимальным КПД. По форм-фактору центробежные рабочие колёса делятся на 2 группы: рабочие колёса открытого типа и рабочие колёса закрытого типа. И каждые, в свою очередь, могут иметь различное количество лопастей. Рабочие колёса закрытого типа в погружных насосахВ погружных дренажных и фекальных насосах колёса закрытого типа отличаются от аналогичных колес в центробежных горизонтальных поверхностных насосах для чистых жидкостей.В погружных насосах используются колёса закрытого типа с большим свободным проходом, чтобы колесо не забивалось крупными частицами (например, фекальными массами и т.п.). В консольных наружных насосах для чистых жидкостей используются закрытые колёса с небольшим свободным проходом, т.к. они обладают максимально возможным КПД и напором, что важно например для водоснабжения.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ
Проектирование производится на основании накопленного опыта создания различных типов насосов. Причем для различных областей применения насосов используется свой подход. В настоящей главе рассматриваются вопросы проектирования стационарных насосов общепромышленного назначения. Отличительной особенностью является их работа в до кавитации, что связано с их продолжительной эксплуатацией и необходимостью исключить кавитационные разрушения.
Несмотря на отличия в обосновании кинематических параметров и геометрических размеров проточной части, существует общий подход в проектировании насосов различных типов. Проектирование включает составление и анализ технического задания, выбор основных параметров и гидравлические расчеты, выполнение эскизной компоновки машины, проведение поверочных и уточняющих расчетов, выполнение чертежей общего вида машины и отдельных его деталей.
Графическая часть проекта и пояснительная записка выполняются в соответствии с ГОСТ 2.109-73, ГОСТ 2.305-68(СТ СЭВ 367-76), ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.307-68, ГОСТ 2.308-68, ГОСТ 10356-63, ГОСТ 2789-73, ГОСТ 2.309-79, ГОСТ 2.104-68 (СТ СЭВ 140-74, 365-76), ГОСТ 2.105-68 и ГОСТ 106-68.
Техническое задание на проектирование
Задание на проектирование лопастного центробежного насоса включает следующие основные данные:
а) физические свойства перекачиваемой среды:
r - плотность перекачиваемой жидкости, кг/м 3 ;
m - коэффициент динамической вязкости, Па С;
Р нп - давление насыщенных паров рабочей жидкости, ПА (физические свойства перекачиваемой среды заданы для расчетной температуры Т 0 К);
б) параметры насоса на расчетном режиме:
Н - напор, м;
Q - объемный расход жидкости через насос, м 3 /с;
в) дополнительно данные. Наряду с основными сведениями о насосе даются дополнительные данные, которые позволяют правильно подойти к проектированию насоса.
К таким данным относятся:
Сведения о назначении насоса и область его применения;
Возможные границы изменения эксплуатационных условий;
Технические требования (КПД насоса, масса, габариты);
Эргономические (уровень шума, дб, вибрации, мм или м/с 2 , величина
внешней утечки, м 3 /с);
Показатель технической эстетики и физиологические показатели,
характеризующие удобство обслуживания насоса;
Экономические (стоимость насоса или его монтажа, обслуживания и
ремонта), ресурс, доступность отдельных узлов для обслуживания и др..
Расчет основных параметров и геометрических
размеров рабочего колеса насоса
2.3.1. Определение частоты вращения колеса
Частота вращения рабочего колеса определяется по формуле Руднева С.С. /16/
где С - кавитационный коэффициент быстроходности выбирается в
зависимости от требований к насосу;
Для длительной работы по 1-му критическому режиму
кавитации С 1 = 800¸1100;
Для работы насоса на втором режиме кавитации
С 2 = 1000¸1800(200).
Применение шнекоцентробежной ступени позволяет принимать значения С 2 =1800¸3000 (5000)
- расчетное значение подпора;
Dh - подпор на входе в насос, Dh =1,5¸20 м.
Коэффициент 1,15¸1,3 по ГОСТ 6134-71.
2.3.2. Определение коэффициента быстроходности
. (2.2)
2.3.3. Определение диаметра входа в колесо D вх
Сводится к определению приведенного диаметра по среднестатическим значениям коэффициента, входящего в формулу:
- приведенный диаметр рабочего колеса.
Окончательно
. (2.4)
Коэффициент К 0 выбирается из следующих соображений /16/:
1. Рабочее колесо имеет большой кавитационный запас и кавитация в нем исключена. В этом случае из условия получения минимума относительной скорости входа жидкости в рабочее колесо
К 0 =3,3¸3,7.
2. В случае расчета насоса по 1-му критическому режиму кавитации К 0 =4,2¸4,6. Причем, большие значения выбираются в случае возможной работы насоса при перегрузке.
3. При расчете по 2-му критическому режиму кавитации К 0 =4¸6 в зависимости от значения С 2 . Так, например, по данным В.В.Шемеля /16/
К 0 = 4,3¸4,65, С 2 = 1230¸1400,
К 0 = 5,2¸5,7, С 2 =1500¸2500.
Диаметр втулки D вm определяется по приближенной формуле:
где N - мощность насоса, кВт;
а = 0,120¸0,130 - для консольных насосов;
а = 0,150¸0,160 - для многоступенчатых насосов.
2.3.4. Определение ширины колеса в 2 на выходе
Ширина колеса в 2 определяется на основании статистических данных по формуле
где для n s £120;
для n s >120.
Полученное значение в 2 является предварительным и будет уточняться при последующем профилировании меридионального сечения рабочего колеса.
2.3.5. Приближенное определение наружного диаметра
рабочего колеса D 2
Размер диаметра выхода рабочего колеса D 2 зависит от числа лопаток в колесе z и от угла установки лопаток на выходе b л2 .
В первом приближении размер D 2 определяется на основании статистических данных по формуле /16/
где ;
.
2.3.6. Выбор числа лопаток z
Число лопаток выбирают по статистическим данным в зависимости от коэффициента быстроходности n s и размеров колеса /16/:
n s = 50¸60; 60¸180; 180¸350; 350¸600;
z = 9¸8; 8¸6; 6; 6¸5.
Для насосов малых размеров выбирают меньшее число лопаток, чтобы уменьшить стеснение потока лопатками, толщина которых с уменьшением размеров колеса относительно возрастает. Этим добиваются улучшения всасывающей способности колеса и уменьшения гидравлических потерь. Иногда у тихоходных колес часть лопаток выполняют укороченными со стороны всасывания.
2.3.7. Выбор толщины лопаток s
Толщина лопаток s определяется технологическими соображениями и прочностью, а иногда требования износостойкости (например, у землесосов). Лопатки уточняются вблизи входа для уменьшения стеснения потока (обычно в 2 раза) s 1 Т а б л и ц а 2.1 К выбору толщины лопаток рабочего колеса При работе насоса на лопастное
колесо действует осевое гидравлическое давление, стремящееся сдвинуть вал с
насаженным на него колесом в сторону, обратную направлению движения жидкости,
входящей в колесо. Давление со стороны всасывания в кольцевом пространстве
всегда меньше давления на противоположной стороне диска рабочего колеса (2.13). Если с правой стороны колеса сила давления Р2 действует на кольцевую
поверхность диска с радиусом г2 и гд, то с левой стороны его действие
ограничивается кольцевой поверхностью с радиусом г3 и Rt. Отсюда следует, что
силы полного Давления на рабочее колесо с односторонним входом жидкости
справа и слева неодинаковы. Из формулы () следует, что осевое давление направлено
справа налево (Р2 > Рх), В результате этого создается усилие вдоль оси
вала, стремящееся сдвинуть рабочее колесо в сторону всасывания. Величина
осевой силы тем больше, чем больше диаметр входа и чем больше разность
давлений (р2 рг)~ Формула (2.81) является приближенной, так как она не
учитывает реактивное давление жидкости при движении в рабочем колесе, которое
возникает вследствие изменения направления потока жидкости от осевого к
радиальному. Осевое давление в насосе даже на одно колесо может быть
значительным, а в многоступенчатых насосах снятие осевого усилия требует
специальных устройств. Осевое давление смещает рабочее колесо, жестко
насаженное на вал насоса, что приводит к нагреву подшипников, а при
значительном смещении ротора насоса рабочее колесо может прийти в
соприкосновение с неподвижными стенками корпуса. Это может вызвать истирание
стенок рабочего колеса и увеличение расхода мощности, а в отдельных случаях
поломку насоса. Осевое усилие может быть снято или значительно уменьшено
следующим образом: применением рабочего колеса с двусторонним всасыванием;
перепуском жидкости из полости зазора заднего диска во всасывающий патрубок.
В этом случае площадь сечения перепускной разгрузочной трубы должна быть не
менее чем в 4 раза больше площади зазора между уплотнением колеса и корпусом
насоса. Сальник на напорной стороне будет находиться под давлением
всасывания; устройством отверстий во втулке рабочего колеса. Этот
способ снижает к. п. д. насоса на 4-6%, поэтому разгрузку предпочтительнее
выполнять С помощью перепускной трубы; установкой радиальных ребер на заднем диске колеса (способ
широко применяется в конструкции колес для кислот); Во многоступенчатых насосах осевые силы уравновешивают
следующими способами: противонаправленной установкой колес и соответствующей
системой перевода жидкости от колеса к колесу; применением разгрузочного
диска (гидравлической пяты) (2.14). Равновесие ротора в этом случае достигается действием
давления рх в направлении, противоположном осевой нагрузке. С этой целью
полость перед разгрузочным диском соединяется системой зазоров, через которые
незначительная часть подачи насоса Qy2 отводится во всасывающую линию. Это
позволяет обеспечить минимальный разбег ротора в осевом направлении и
разгрузить сальники со стороны нагнетания от действия высокого давления. Широкое распространение центробежных насосов в быту и промышленности обусловлено их высокими эксплуатационными характеристиками и простотой конструкции. Для правильного выбора установки рассмотрим устройство центробежного насоса и основные типы. В спиралевидном корпусе агрегата на валу находится рабочее колесо (или несколько у многоступенчатых насосов). Оно представляет собой передний и задний диски (или только задний), между которыми находятся лопасти. Прокачиваемая жидкость с помощью всасывающего (принимающего) патрубка подается в центральную часть колеса. Вал приводится во вращение электродвигателем. Вода за счет центробежной силы выталкивается от центра рабочего колеса к его периферии. Тем самым в центре колеса создается разреженное пространство, область низкого давления. Это способствует притоку новой воды. На периферии рабочего колеса наоборот: вода, находясь под давлением, стремится выйти через нагнетающий (отдающий) патрубок в трубопровод. Рабочее колесо – одно из важных частей центробежного насоса. В зависимости от мощности агрегата и места его работы они различаются: Форма лопастей влияет на напор воды, создаваемый агрегатом. Это наиболее восприимчивая к повреждениям во время работы часть установки. Он нуждается в точной балансировке и центровке. Материалы, из которых изготавливается вал: Виды валов: Принцип действия центробежного насоса, а также схема центробежного насоса одинакова для всех видов агрегатов. Он основан на силовом воздействии вращающихся лопастей на поток перекачиваемой жидкости с передачей ей механической энергии от рабочего механизма. Различия типов установок заключаются в их мощности, создаваемом напоре воды и исполнении.
Устройство насоса
Типы центробежных насосов
Виды рабочих колес центробежного насоса
Рабочий вал