Трудные времена на руси. Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле" (4 класс)

1. Обведи красным карандашом границу Руси начала XIII века.

Обозначь на карте стрелками путь хана Батыя по Руси.

2. Впиши даты, когда хан Батый нападал на города.

Рязань - конец 1237 года

Владимир - в феврале 1238 года

Киев - в 1240 году

3. Прочитай стихотворение Н. Кончаловской.

Раньше Русь была удельной:
Каждым городом отдельным,
Всех соседей сторонясь,
Управлял удельный князь,
И князья не жили дружно.
Жить им в дружбе было б нужно
И большой семьёй одной
Защищать свой край родной.
Побоялась бы тогда
Нападать на них орда!

Ответь на вопросы:

  • Что значит удельный князь? Русь к середине XII века распалась на отдельные княжества, которыми правили удельные князья
  • Как жили князья? Князья не жили дружно, были междоусобицы.
  • Почему монголо-татары не боялись нападать на русские земли? Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу из-за разрозненности русских княжеств.

4. Соотнеси битву с её датой.


5. Прочитай описание боя на Чудском озере.

Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием Русь.
А крестоносцы пришли, как разбойники. Но где воровство, там и трусость рядышком.
Страх взял псов-рыцарей, видят - теснят их русские со всех сторон. Тяжёлым конникам не развернуться в давке, не вырваться. А тут ещё пустили русские в ход крюки на длинных шестах. Подцепят крюком рыцаря - и с коня долой. Грохнется он на лёд, а встать не может: неловок больно в толстых латах. Тут ему и голову долой.
Когда же в самом разгаре было побоище, затрещал вдруг под рыцарями лёд и треснул. Крестоносцы пошли ко дну, потянули их тяжёлые доспехи.
Такого поражения не знали до того времени крестоносцы.
С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Запомнились им слова, сказанные Александром Невским. А сказал он вот что: "".
(О. Тихомиров)

Ответь на вопросы:

  • Почему русские яростно дрались? Они защищали родную землю
  • Почему конникам крестоносцев было тяжело в бою? Конники крестоносцев были тяжёлыми, неповоротливыми.
  • Для чего русские использовали крюки? Подцепляли рыцарей крюками и стаскивали с лошади.
  • Какие слова Александра Невского запомнили рыцари? Подчеркни эти слова русского князя в тексте. Запомни их.

Слайд 2

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С юга пришло монголо-татарское войско. Монголо-татары - это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Слайд 3

Они занимались разведением скота, поэтому часто переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Жили монголы в юртах - лёгких домах из жердей и войлока, которые при переезде разбирались и грузились в повозки.

Слайд 4

Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод.

Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Слайд 5

Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражняясь в стрельбе из лука. Дети с 2-3 лет начинали ездить верхом и учиться стрелять.Женщины были прекрасными наездницами и умели обращаться с оружием, которое было всегда при них.

Слайд 6

Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана хан Батый привёл к русским границам огромное войско. На его пути лежало рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу.

Слайд 7

Рязанский князь Юрий Ингваревич обратился за помощью к владимирскому и черниговским князьям, но те не откликнулись на его призыв. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли.

Слайд 8

Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города.

Слайд 9

Маленький город Козельск враги штурмовали 7 недель. 4 000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый призвал стереть с лица земли.

Слайд 10

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Слайд 11

Работа в парах

  1. Проследите по карте (с.61 учебника) последователь-ность нашествия Батыя на Русь.
  2. Обсудите, почему же Русь покорилась монголо-татарам.
  • Слайд 12

    Почему Русь покорилась монголо-татарам?

    Не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех.

    Военная сила каждого княжества в отдельности не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов.

    Слайд 13

    Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде - так стало называться государство монголо-татар. Отныне Русь подчинялась приказам ханов, платила огромную дань, подвергалась опустошающим набегам. Ханы назначали князей по своему усмотрению.

    Слайд 14

    Но не только монголо-татары нападали на Рус-скую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын вели-кого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

    Слайд 15

    Рыцарь - конный воин, защищённый доспехами. Крестоносцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изображён крест.

    Слайд 16

    В 1240 году по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев. Шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера.

    Слайд 17

    Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой.

    Слайд 18

    Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было ему всего 20 лет.

    Слайд 19

    Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Битва получила название Ледового побоища.

    Слайд 20

    Работа по учебнику

    Найдите на карте (с.61) места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками

    Прочитайте текст на с.63 учебника.

    Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

    Слайд 21

    Ледовое побоище

    Рыцари особым образом строили свое войско - их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадники, сзади - легкая конница и в центре - тяжеловооруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.

    Тема: «Трудные времена на Русской земле».

    Задачи:

    1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;

    2. Развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи;

    3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ « Никольская СОШ» Подлеснова Н. М. 2009г

    Впервые задача дойти до города Киева была поставлена ещё Чингисханом в 1221 году. Субеетай-Баатура он отправил в поход на север, повелевая дойти до одиннадцати стран и народов, но отказался от плана похода на Киев.

    Многие передают за верное, и князь суздальский передал словесно через меня королю венгерскому, что татары днём и ночью совещаются, как бы прийти и захватить королевство венгров-христиан. Ибо у них, говорят, есть намерение идти на завоевание Рима и дальнейшего…Ныне же, находясь на границах Руси, мы близко узнали действительную правду о том, что всё войско, идущее в страны Запада, разделено на четыре части. Одна часть у реки Этиль (Волги) на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества. Третья часть остановилась против реки Дона, также княжества русских. Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и болгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замёрзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну Русских. О том, что нападение монголов на Русь в конце 1237 года не стало неожиданным, свидетельствуют письма-донесения венгерского монаха-миссионера, доминиканца Юлиана:

    Бату́ (в русской традиции Баты́й)- монгольский полководец и государственный деятель, правитель улуса Джучи (Золотой Орды), внук Чингисхана. В феврале 1238 года были взяты Суздаль, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Вологда, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров и Волок Ламский, наиболее упорное сопротивление кроме Москвы и Владимира оказали Переяславль-Залесский (взят чингизидами сообща за 5 дней), Тверь и Торжок (оборона 22 февраля - 5 марта.

    Александр Невский Алекса́ндр Яросла́вич Не́вский (др.-русск. Олександръ Ярославичь, Переславль-Залесский, князь Новгородский, великий князь Киевский великий князь Владимирский). Традиционная версия гласит, что своё прозвище «Невский» Александр получил после битвы со шведами на реке Неве. Считается, что именно за эту победу князя стали так называть, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XV века.

    « Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» А. Невский. Ледовое побоище, также битва на Чудском озере

    Битва, произошедшая 5 апреля 1242 года (суббота) между новгородцами под предводительством Александра Невского и рыцарями Тевтонского ордена, в состав которого к тому времени вошёл орден Меченосцев,на льду Чудского озера. Общая численность русского войска могла составлять до 4-5 тысяч человек, из которых 800-1000 человек приходилось на конные княжеские дружины. Большую же часть его составляли пешие ратники новгородского ополчения. Затем войска тевтонского ордена были окружены русскими и уничтожены, другие немецкие отряды отступили во избежание той же участи. Существует устойчивый миф (отражённый в кинематографе), что лёд Чудского озера не выдержал тяжести доспехов Тевтонских рыцарей и треснул, в результате чего большая часть рыцарей просто утонула.

    Монумент в память о Ледовом побоище 1242 г. выполнен по проекту скульптора И.И.Козловского и архитектора П.С.Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова. Сооружен монумент в Псковской области из бронзы и меди. При выборе места установки памятника учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского в 1242 г. (фотографии Подлесновой Н. М.)



    У р о к 45. ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

    22.08.2014 3413 0

    Цели:

    1. Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.

    2. Познакомить с героическими страницами истории Отечества.

    3. Развивать умение работать с картой.

    4. Воспитывать любовь к Родине.

    О б о р у д о в а н и е: историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере».

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

    Учитель. Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества.

    II. Проверка домашнего задания.

    Учитель проводит фронтальный опрос:

    – Кто создал славянскую азбуку?

    – Какими были книги в Древней Руси?

    – Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?

    Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

    № 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

    Славянскую азбуку создали византийские монахи … и … (Кирилл и Мефодий) , которые жили в … (IX) веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия … (христианства) . В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи) . Самая известная летопись Древней Руси – … («Повесть временных лет») . Ее написал в начале XII века монах … (Нестор). Он рассказывает о племенах … (восточных) славян.

    № 2. С помощью стрелок соедини историческое событие и имя русского князя, связанное с данным событием.

    III. Работа над новым материалом.

    Учитель. В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага – монголо-татар.

    Татары, или монголы, жили далеко на востоке от русских границ, внутри Центральной Азии. В начале XIII века у них возникло государство.

    Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

    Необходимость завоеваний новых пастбищ для занятия скотоводством послужила образованию Монгольского государства. В 1206 году на реку Онон съехались предводители монголо-татарских племен на курултай (съезд монгольской знати) и избрали вождем Чингисхана. Он и возглавил завоевательные походы монголо-татар.

    Учитель демонстрирует схему.


    У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу монголо-татар составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревку, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову, шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи.

    Учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображением воинов: русских и монгольских. Сравнить их (с. 60 учебника). Учащиеся делают вывод, что монгольские воины имели лучшее снаряжение.

    Учитель. В 1223 году монгольское войско появилось в причерноморских степях поблизости от границ Руси, где жили половцы. Половцы толпами бежали в Русь: «Мы теперь побиты, а если нам не поможете, так порубят и вас». Несколько русских князей (Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Галицкий) сошлись вместе и 31 мая встретились с татарами на реке Калке, у Азовского моря.

    Напав на сторожевой отряд, княжеские дружины стали преследовать его и так растянулись, что потеряли связь друг с другом. Когда на девятый день похода за речкой Калкой князей встретил сомкнутый строй монгольской конницы, то навести боевой порядок было трудно. Русские дружины были разбиты поодиночке.

    Учитель предлагает показать на карте место битвы на реке, назвать города, захваченные монголо-татарским войском.

    Ученики. Рязань, Владимир, Москва, Переяславль, Торжок, Козельск и др.

    Учитель демонстрирует схему походов монголо-татарского войска:

    1223 г. → река Калка;

    1237 г. → Рязань → Коломна → Москва → Владимир → Торжок → Козельск («злой город») → Новгород;

    1240 г. → Киев.

    Учитель. В 1237 году монголо-татары перешли Волгу, так как нацелились на русские земли. Князья знали об опасности, но ничего не сделали для объединения сил на отпор врагу, они были заняты междоусобицей (боролись между собой за расширение своих владений).

    Войско Батыя насчитывало 150 тысяч воинов, в то время как вся Русь могла собрать 100 тысяч воинов.

    Первому удару подверглась Рязань (учитель показывает на карте). Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно: «Если нас всех не будет, все ваше будет». Все рязанцы погибли, защищая свой город, в том числе и князь Юрий Рязанский. С тех пор этот город уже не поднялся. А новый был отстроен в 60 км от этого места.

    В январе по реке Оке (показывает на карте) двинулось монгольское войско на город Владимир. Сражение, закончившееся поражением русских войск, произошло у Коломны.


    Сто километров не дошли монголо-татары до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал город Козельск.

    Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и «положить свой живот» за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том – венец от Христа-бога. Семь недель держался Козельск: горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни старцев, ни младенцев. Стал Козельск одною огромною могилою. Козельский князь тоже погиб. Он был еще малым ребенком, и пронеслась молва, будто утонул он в крови. С той поры татары не называли город Козельском, а звали его «злым городом».

    В 1239 году татарское войско появилось в Южной Руси (показывает на карте). Ни один из русских городов не приглянулся татарам, как Киев:

    Подступает к нам под Киев царь Батый,

    Подступает он с двумя сыновьями,

    И со зятем, с Лукоперым-богатырем.

    А и пишет, собака, похваляется:

    «Я Киев-ат город выжгу, вырублю,

    Божьи церкви с дымом пущу,

    Князя со княжной в полон возьму,

    А князей-бояр во котле сварю».

    6 декабря 1240 года Киев пал. В 1243 году после похода на Южную Русь в Поволжье возникло государство Золотая Орда со столицей Сарай (около современной Астрахани). Русские князья теперь получали от золотоордынских ханов ярлык – ханскую грамоту с правом на княжение. И везли ханам дань – богатые подарки продуктами питания, серебром, ремесленным товаром.

    Так установилось монголо-татарское иго над Русью – зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.


    Еле-еле-еле-еле (Медленно кружатся на месте

    Завертелись карусели. в правую сторону.)

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом!

    Побежали, побежали, (Легкий бег на месте.)

    Тише, тише, не спешите, (Постепенно замедляют бег,

    Карусель остановите. остановились, покружились,

    Покружились, завертелись, сели.)

    Отдохнуть уселись.

    Учитель. Не одни злые татары обижали русских людей. Пришли на Русь с северо-запада другие враги – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе этот город, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими слугами!» О подвиге новгородцев и князя Александра прочитаем статью «Князь Александр Невский» на с. 62–63 учебника.


    Учитель (дополняет) . Было князю Александру всего 20 лет. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

    Учащиеся показывают на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

    IV. Закрепление изученного.

    Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

    – Кто напал на Русь в XIII веке?

    – Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?

    – Какой первый русский город оказался на их пути?

    – Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?

    – Что случилось с Киевом?

    – Как стало называться государство монголо-татар?

    – Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?

    Учащиеся заполняют с х е м у:

    – Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?

    – Кто выступил против них?

    – Как разбил шведов Александр?

    – Какое прозвище он получил за эту победу?

    – Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?

    – Как строились крестоносцы? С какой целью?

    – Как разбил крестоносцев Александр?

    Учитель. Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву.

    Разделитесь на две команды, и пусть первая команда описывает сражение за одно войско, а вторая – за другое. Сравните описание в классе. В чем есть различие?


    V. Итог урока. Выставление оценок.

    Учащиеся читают вывод на с. 64 учебника.

    Домашнее задание.

    С. 59–63. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64.