Тест по МХК «Народные промыслы России. Занятие в старшей группе «Сказочная Гжель

Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Не учись безделью, а учись рукоделью.
Работа хороша, если в ней польза и душа.

Урок изобразительного искусства "Красота в умелых руках"

http://festival.1september.ru/articles/573045/

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась,
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась,
А трава как бахрома,
Это… (Золотая Хохлома )

^

Открытый урок (урок закрепления знаний). Тема "Народные промыслы. Золотая хохлома (роспись деревянной тарелочки в технике хохломской росписи)"


http://festival.1september.ru/articles/533706/

Золотая хохлома - УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ С ИЗО.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

^ ПРОГРАММА КРУЖКА по декоративно-прикладному искусству

«УМЕЛЬЦЫ-ХУДОЖНИКИ» (для детей младшего школьного возраста)

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Терем, терем, теремок.

Он не низок, не высок

Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит по утру,

Звери к терему идут.

^ ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

Рисовали травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

Сколько здесь прекрасных чаш –

Это Вам подарок наш!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Н.Глазков

Хохломская роспись –

В зелени травы.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

П.Синявский

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!

^ ХОХЛОМА, ХОХЛОМА –

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

Тут груды чашей и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов,

Там лыки, вёдра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты…

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные, узоры кручёные.

Братина солнечна весьма!

На ней цветы и земляника.

Семёновская хохлома

Вся золотиста, краснолика!

А вот поднос.

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Вот ладья: цветущий хвост – корма.

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Надою я молока,

Напою котёнка.

Разрисую хохломою

Милую Бурёнку.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся

Попробуй, сумей-ка…

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как звёзды

В небесном раздолье.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Я всё небо разрисую,

Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива.

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

П.Синявский

ИВАНОВА Ю. Радуют глаз хохломские ложки. О них разговор особый

КОНСПЕКТ


Развлечения

«Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ВОСПИТАТЕЛЬ: Попова Т.Б.

Цель. Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, воспитывать национальную гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к народному прикладному искусству. Закреплять умение расписывать самостоятельно заготовки силуэтов разных изделий народных промыслов.

Материал. Изделия народных про­мыслов (гжель, хохлома, богородская и дымковская игрушка и т. д.); стихи-загадки о народных промыслах, народная музыка (в грамзаписи), заготовки силуэтов изделий народных промыслов, гуашь, палитра, салфетки, баночки с водой.
^

Ход развлечения


В центре зала стол-«прилавок» , на котором разложены изделия народных промыслов. Воспитатель и дети одеты в народные костюмы. Звучит тихая музыка.

Ведущий.

Эй, детишки-ребятишки!

Подходите поскорей!

Покупайте, выбирайте -

Среди ложек и коней,

Среди чашек расписных,

Среди саночек резных -

Что угодно дня души.

Все товары хороши!

Дети. Хороши игрушки, хороша посуда, да вот беда: все деньги мы потратили на пряники медовые да на леденцы сахарные. Что тут делать? Как тут быть?

Ведущий.

Что ж, давайте по порядку.

Загадаю я загадки.

Кто скорей ответ найдет,

Тот игрушку и возьмет.

Кто найдет игрушке пару,

Постарается недаром!

Ведущий загадывает загадки. Первый ребенок, правиль­но ответивший, берет со стола игрушку или домашнюю утварь. Пода­рок получает и тот ребенок, который нашел соответствующее изделие на «прилавке».

^

Загадки о народных промыслах.


Тук-тук, щелк-щелк,

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки -

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

(Богородская резьба.)

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель.)
^

Резные ложки и ковши


Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома.)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка.)

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы.)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки -

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновская игрушка.)

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

(Матрешки.)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(Городец.)

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибки -

Они не малы

Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет...

Рисуются тушью

На стеблях цветы,

И яркие краски

Сочны и просты.

(Полхов-Майдан.)

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

(Вологодские кружева.)

На черном фоне красные розы,

Ими повязаны девичьи головы,

(Павло-посадские платки.)

В конце занятия детям предлагается задание: расписать по своему желанию любую заготовку-силуэт росписью народных промыслов.

^

Загадки о народных промыслах


Очень тяжелые эти фигурки:

Девочки, мальчики, кони-скульптурки.

Есть и подсвечники, блюда резные.

Ну, догадайтесь: откуда такие?

(Каслинское литье,)

Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк...

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки -

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат.

(Богородская резьба.)

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель.)
^

Резные ложки и ковши


Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома.)

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка.)

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы.)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки -

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновская игрушка.)

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять...

(Матрешки.)

Железная пластинка,

На ней простой пейзаж:

Березки и рябины,

Горы далекой кряж.

(Златоустовская гравюра.)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(Городец.)

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибки -

Они не малы

Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет...

Рисуются тушью

На стеблях цветы,

И яркие краски

Сочны и просты.

(Полхов-Майдан.)

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен. Взгляните!

(Вологодские кружева.)

На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники...

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные.

(Павло-посадские платки.)

Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Хохлома - красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.

В нашем детском саду этому уделяется большое внимание...

Так мы знакомились с хохломой:

Рассматривали

изучаем играя

Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы - Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи.

Город Семенов: родина Хохломской росписи

На территории фабрики «Хохломская роспись» стоят два памятника. Один - легендарному Семену-ложкарю, отцу-основателю промысла. Второй - Георгию Матвееву, основателю школы росписи. В 1916 году, Георгий Петрович приехал в Семенов и создал школу художественной обработки дерева. А затем объединил местные артели в один большой коллектив. Из них и выросла фабрика «Хохломская роспись».

На фабрике два цеха. Первый - где делают деревянную посуду для росписи. Там работают в основном мужчины, они вытачивают на станках деревянные матрешки, чашки, миски, блюдца и тому подобные изделия.

В цехе художественной росписи работают исключительно женщины. Они расписывают эксклюзивные вещи и имеют право ставить на них свой личный авторский знак.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени,и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Стихи и загадки о ХОХЛОМЕ

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

(П. Синявский «Хохлома».)

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

(Н.Глазков)

И физкультминутка (может кому пригодится)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Что мы знаем о народных художественных промыслах России? Викторина с презентацией для дошкольников старшей - подготовительной группы.

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание: Данный материал может быть использован воспитателями старших и подготовительных групп ДОУ. Также может быть интересен учителям начальной школы.
Цель: Формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Задачи:
Продолжать знакомить дошкольников с народными художественными промыслами России, как с искусством, видом творческой деятельности людей.
Прививать любовь и бережное отношение к изделиям народно – прикладного искусства.
Развивать наблюдательность.
Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, учить излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивать эстетическое восприятие.

Ход викторины

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши,
Там травка вьётся и цветы
Растут невиданной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
(Хохлома)

Глину замесили,
Козлов, барашков налепили.
В печке обожгли, белизну навели.
Яркие краски взяли
Кружочками, полосками игрушки расписали.
(Дымковские игрушки)

Коклюшки скакали –
Воротник связали.
Ещё поскакали –
Скатерть связали.
Это что за красота?
(Вологодские кружева)

Здесь Полкан – любимый персонаж.
Он с бородкой, в эполетах, орденах!
Птица Сирин! Конь с двумя головами
Просто не забываем!
(Каргопольская игрушка)

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
(Филимоновская игрушка)

Керамика, майолика, фаянс

Сверкают белизной –
Не оторвать глаз.
Узор небесной синевы украсил вас.
(Из Гжели)

Ты сюда посмотри!
Прялки, мебель, сундуки!
Розаны, купавки их украшают.
Павлины на них восседают.
Всадники на конях разъезжают.
Девицы – красавицы гуляют.
(Городец)

На платках расцветают цветы
Розы, маки, хризантемы.
Яркие красивые они -
Известные всей России.
(Павлово – Посадские платки)

Они круглые, овальные, железные,
Красивые и в доме полезные.
Чёрные, синие, зелёные, красные,
Удивительно прекрасные!
Ромашки, розы, незабудки мазками нанесли
Цветы сразу расцвели!
(Жостовские подносы)

Ими раньше украшали стены,
Покрывали лавки, сундуки.
Мягкие, пушистые! Яркие цветки
Отличают наши тюменские (ковры) .

Эти скульптуры не из дерева, не из глины.
Их вырезают мастера тобольские уже ни одно поколение.
(Из бивня мамонта, зуба кашалота и лосиного рога)

Вопросы и ответы

1. К каким народным промыслам принадлежат эти элементы росписи? Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Хохлома, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Гжель.

2. Назовите народные промыслы, где делают такие изделия?
Гжель, Филимоновская игрушка, Хохлома, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Городецкая роспись.

3. Столицей какого народного промысла является город Семёнов?
Хохломы.

4. Что расписывают в Хохломе?
Здесь расписывают деревянную посуду из липы и мебель из берёзы и сосны красными, жёлтыми, оранжевыми и немного зелёными и голубыми тонами по чёрному фону. Семёнов – родина русской матрёшки.
Какой цвет всегда присутствует в росписи?
Золотой.

5. На чём делают роспись в Жостово?
На кованых металлических (жестяных) подносах, на коробочках для чая.

6. Какой основной мотив жостовской росписи?
Цветочный букет из крупных садовых и мелких полевых цветов обычно на чёрном фоне (но иногда и на белом, красном, синем, зелёном, серебряном).

7. Из чего создают изделия Гжель?
Гжельскую керамику и фарфор (посуду, сувениры, и предметы интерьера) делают из глины. После обжига покрывают специальной белой краской, что делает изделия блестящими, а затем расписывают вручную.

8. Гжель – это сочетание каких двух цветов?
Гжель – это сочетание белого и синего (от светло - голубого до тёмного).

9. Как делают дымковские игрушки?
Каждую игрушку создаёт один мастер от лепки из глины до росписи.

10. Какие дымковские игрушки были самыми первыми?
К весеннему празднику Свистунья женская половина слободы Дымково лепила из глины свистульки в виде коней, баранов, козлов и других животных. Их раскрашивали их в яркие цвета.

11. Что отличает городецкую роспись?
В городецкой росписи можно увидеть цветочные узоры, жанровые сцены, фигурки коней и коней со всадниками, павлинов. Роспись наносится свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Росписью украшают игрушки, мебель, кухонную утварь, предметы интерьера, ставни, двери, ворота из древесины.

12. Какие цветы можно встретить в городецкой росписи?
Роза, розан, купавку, ромашку. А также бутон цветка.
Назовите этапы рисования цветков.
Подмалевок, наведение лепестков, оживка.

13. В каком из народных промыслов игрушку лепят из целого куска глины в отличие от дымковской игрушки, которую лепят по частям, собирая детали?
Филимоновская игрушка.

14. Почему филимоновские игрушки не нужно белить перед росписью?
Потому что игрушки после обжига в печи становятся светлыми.

15. Какие бытовые предметы украшает северодвинская роспись?
Деревянную посуду, прялки, сундучки, шкатулки, берестяные туеса и другие предметы домашнего обихода.

16. Что можно увидеть в узорах Северной Двины?
Узоры, орнаменты, бордюры из растений. В узор включаются сказочные птицы, кони, львы, сцены из быта и жизни.

Подведение итогов викторины

Презентация на тему: Викторина «Что мы знаем о народных художественных промыслах России?»

Цель . Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.

Задачи :

1. Образовательная

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

4. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).

1. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

2. Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).

3. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.

2. Развивающая.

1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

3. Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Учить работать самостоятельно.

3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

Выставка.

Дымковской игрушки, народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.

Предварительная работа.

Кружковые занятия по мотивам народных росписей в течение 4-х лет.

Самостоятельная работа.

Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисования).

Материалы.

Гуашь разных цветов

Кисть № 3

Палитра, ложечки

Силуэт дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды

Ход занятия.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель.

Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие.

Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостово.

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.

Отгадайте-ка загадку.

Загадывает загадку.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка )

Воспитатель.

Что такое Дымка?

Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.

Воспитатель.

Много сказочных мест в России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-поселок

Окоймлен лесами уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Загадывает загадку Гжель.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель )

Воспитатель.

Что такое Гжель?

Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.

После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Загадывает загадку Городец.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Цветами разрисованы.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые.

На солнышке блестят.

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

(Городец )

Воспитатель.

Скажите, что же такое

Городецкая роспись?

Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева.

Готовые изделия покрывают лаком.

Воспитатель.

Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Загадывает загадку Хохлома.

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой )

Воспитатель

Что такое Хохлома?

Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д.

Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Воспитатель

Хохломская роспись –

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней наша Хохлома.

Какую роспись я еще не назвала?

Жостовская роспись. Это роспись по железу.

Знамениты жостовские подносы.

Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный.

Фон может быть синий, зеленый.

Воспитатель.

Молодцы. Все росписи вспомнили. При выставочном зале работает мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером по росписи. На столах всё необходимое для работы. Мастера, вы можете приступать к работе.

♫ Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует. Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.