Схемы самодельных охранных сигнализаций на микросхемах. Автомобильная сигнализация с иммобилайзером своими руками - автоэлектрик

Вот схема довольно неплохого охранного устройства для авто, которая содержит всего одну копеечную микросхему и пару транзисторов. В ней нет радиопульта, но тем не менее, она способна защитить автомобиль от злоумышленников, так как работает по схожему с профессиональными сигнализациями алгоритму. Это более совершенный вариант самодельной сигнализации, похожий на тот что был ранее. Когда кнопка запуска охраны включена - у вас около 15 секунд, чтобы выйти из машины и закрыть за собой дверь. Когда вы вернетесь и откроете дверь, сигналка будет звучать спустя некоторое время. У вас есть 10 секунд, чтобы перевести переключатель sw1 в положение off. Если вы этого не сделаете - сработает сирена. Она периодически включается и выключается. Скорость, с которой будут следовать сигналы "пик-пик" устанавливается номиналами С6 и R10. Если вы хотите иметь постоянный сигнал на сирену - соедините выводы 8 и 9 микросхемы 4011 вместе.

Принципиальная схема сигнализации

Один из входов датчиков охранного устройства подключен к дверному переключателю авто. Это обеспечивает необходимую задержку срабатывания. Обычно достаточно подключить один провод к одному из переключателей двери. Они чаще всего все подключены параллельно - с замыканием на шасси.

Вторая группа кнопок - мгновенный сигнал тревоги без задержек, устанавливается на капот - багажник - задние двери. Точная продолжительность любого периода времени зависит от характеристик радиоэлементов - соответствующих конденсаторов и резисторов. После около 2-х минут работы сигнализации - поступит сигнал сброса.

Автоматический иммобилайзер

Внимание! Перед установкой данного или любого другого иммобилайзера для автомобиля - продумайте последствия для безопасности возможного отказа электроники, что может привести к аварии. Помните, что реле должно быть достаточно мощным, чтобы справиться с током, необходимым для нормальной работы системы зажигания.

При выключении зажигания, реле будет обесточено и второй набор контактов (RLA2) разорвет цепь зажигания - автоматическая иммобилизация транспортного средства.

Когда зажигание снова включается, реле не будет срабатывать и цепь зажигания автомобиля останется отключенной. Вы должны нажать кнопку sw2 для запитывания реле. Тогда оно самозаблокируется используя первый набор контактов (RLA1) - в то время как второй набор контактов (RLA2) завершает подключение к цепи зажигания.

Такая схема имеет ряд преимуществ. Она работает автоматически при выключении зажигания - так что нет никакой необходимости, чтобы помнить о том что нужно активировать его. Реле использует ток при выключенном зажигании - так что нет никакой утечки и разряда батареи авто. Чтобы деактивировать его вы должны иметь ключ зажигания и знать местонахождение кнопочных переключателя.

Кнопка sw2 требует протягивания только одного провода, потому что её второй контакт идёт через шасси. Она не будет под нагрузкой, кроме небольшого тока в несколько миллиампер, необходимого для срабатывания катушки реле. Так что практически любой малогабаритный микрик можно тут ставить.


Это должен знать каждый владелец авто:

Конечно, можно приобрести охранный блок в магазине. На рынке представлены различные девайсы. Но что делать, если вы не хотите переплачивать за разные опции. К тому же руки у вас растут откуда нужно. Нет проблем!

Можно собрать вполне приемлемый вариант самому. У этой автосигнализации нет ничего лишнего: управления центральным замком, радиобрелка. Зато самоделка обезопасит ваш автомобиль от проникновения при помощи концевых выключателей дверей и багажника. А также при помощи датчика удара-вибрации предупредит владельца об откручивании, например, колёс. Кстати, знаете ли вы, что отключить злоумышленнику такого рода сигнализацию гораздо сложнее. Он ведь не знает, что вы там могли внедрить. К тому же при отсутствии брелка степень защиты во много раз повышается,так как автожулики не смогут считать код (ведь известно, что большинство взломов происходит этим методом).

Схема устройства

Принцип работы заключается в следующем. Сигнал с A1 датчика вибрации поступает на усилитель, который выполнен на VT1, VT2 и управляет тиристором VS1. На базу транзистора VT2 также поступает сигнал от концевых выключателей дверей, капота, багажника. На транзисторах VT3,VT4 собран таймер, который управляет анодом тиристора VS1. В цепи базы VT3 используется конденсатор большой ёмкости C3. Благодаря чему при постановке на охрану надёжно спрятанном тумблером C3 начинает заряжаться через сирену автомобиля и цепь из резисторов R6,R7. В процессе заряда конденсатора VT3,VT4 будут закрыты, следовательно, тиристор VS1 заперт. Благодаря чему схема встаёт под охрану с некоторой задержкой, давая водителю время покинуть авто и закрыть дверь.

По прошествии 20 секунд конденсатор C3 набирает ёмкость, VT3 открывается и включает охрану в работу. Предположим, произошло воздействие на автомобиль или вскрытие какой-либо двери. Тиристор VS1 отпирается, начинает заряжаться C4 через VS1, VT4, R10. Тиристор устроен таким образом, что он остаётся открытым при прохождении постоянного тока. При закрывании двери (прекращении сигналов) тревожная сирена будет извещать владельца о проникновении. Если срабатывание датчиков произошло с появлением владельца, то за время заряда C4 (20 секунд) он отключит замаскированный тумблер. Если этого не сделать, то откроются VT5,VT6, включится реле KV1 , которое в свою очередь подключит сирену. Чтобы не беспокоить соседей и самому не бежать к автомобилю во время ложных срабатываний, как например проезжающий мимо грузовик, в данной автосигнализации реализована функция ограничения времени тревоги. Действует она следующим образом. Когда контакты KV1 замкнуты и ток протекает через R6,R7 , заряжается конденсатор C3. Через небольшое время закроются VT2, VT3, VS1, VT5, VT6 и реле KV1 отключится и снова возьмёт под охрану.

Какие детали можно использовать для реализации схемы. Требования к ним не критичные. Конденсаторы и резисторы любого типа, желательно малогабаритного. Реле KV1 с рабочим напряжением 12 вольт и током катушки в пределах 100 мА.Силовые контакты реле должны выдерживать ток в 5 А. Но можно снизить до 0,5 А, если применить промежуточное реле.

Датчик вибрации A1 не сложно изготовить самому. Он выполнен в виде катушки со стальным сердечником, от которого на небольшом расстоянии закреплен постоянный магнит на плоской пружине. При малейшем ударе по кузову автомобиля колебания через пружину передадутся на магнит. Тот в свою очередь создаст переменное магнитное поле, которое наведёт ЭДС в катушке. Последняя размером Ø10Χ15 мм мотается на сердечнике Ø3 мм из стали. Для обмотки используют медный провод 0,06...0,07 мм. Магнит с размерами 25Χ10Χ5 мм при помощи клея и ниток нужно закрепить на пружине. В качестве которой можно использовать пружину от будильника. Длина последней выбирается в пределах 60 — 80 мм. В процессе сборки датчика удара следует обратить внимание на то, чтобы магнит мог располагаться как можно ближе к боковой стороне катушки. Готовый датчик вибрации следует располагать в пространстве так, чтобы магнит имел возможность совершать колебания перпендикулярно поверхности земли.

Самодельный датчик вибрации

Теперь остаётся самое главное — спрятать тумблер, через который подаётся питание на схему. К этому вопросу стоит подойти с не меньшей ответственности. Поскольку вам придётся пользоваться им постоянно, ну а злоумышленник не должен его обнаружить.

Самодельная сигнализация на базе AVR микроконтроллера ATtiny2313 и мобильного телефона.

Сигнализация предназначена для охраны помещений. И хотя в интернете уже не мало подобных устройств, я решил создать своё, которое мне нужно для работы. Принцип работы классический: к двери крепится геркон и магнит. Дверь открылась - геркон разомкнулся - на микроконтроллер поступил сигнал (ноль поменялся на единицу) - после задержки времени сработало реле, которое своими контактами замкнуло на короткое время кнопку быстрого вызова на телефоне. Кнопка быстрого вызова настраивается зарание на нужный номер. Можно использовать любой кнопочный телефон с функцией быстрого вызова абонента. При написании программы ставилась задача сделать задержку на выход и на вход, а так-же после срабатывания сигнализации переводить схему в пассивный режим, что-бы в случае долго открытой двери телефон не делал постоянных вызовов и не действовал на нервы. Принципиальную схему старался сделать, как можно проще.

Для микроконтроллера применил панельку, что-бы в случае необходимости можно было легко менять микроконтроллер (например для изменения временных интервалов). Для реле так-же применил панельки (сборные), под которыми расположил диоды (диоды защищают транзисторы от пробоя самоиндукцией реле). Реле 1 - миниатюрное типа «TIANBO TR5V L-S-Z 05VDC». Реле в случае необходимости легко вынимается из панельки и меняется на другое.

Монтаж выполнил на макетной плате, все детали выводные, резисторы 0,25 Вт. Ножки деталей использовал для соединений, под панелькой микросхемы так-же расположил детали (резисторы и диод). Получилась компактная плата 40 на 40 мм.. Для наглядности на монтажной схеме панельки обозначил красным цветом, точки куда вставляются ножки деталей - синим, сами детали зелёным, корпус микросхемы, конденсаторы и реле жёлтым. Реле 2 для сирены, выполнил на отдельной плате. Для зарядки телефона применил штатное зарядное устройство, которое подключил к таймеру. Таймер включается раз в неделю на два часа.

Алгоритм работы устройства.

При подаче питания:

  1. Включение контрольного светодиода HL2 на «ВЫХОД».
  2. Проверка шлейфа на разрыв. Если после включения схемы шлейф разорван или геркон разомкнут - светодиоды начинают моргать с интервалом 1 сек.
  3. Задержка на выход - 1 минута
  4. Переход в режим «ОХРАНА» «КОНТРОЛЬ ДАТЧИКА» (Геркона).
  5. Контрольный светодиод отключается, схема переходит в охранный режим.
  6. После сработки датчика задержка на «ВХОД» - 25 сек.
  7. Включение «Реле 1» (два раза -1 сек. и 4 сек.) - кнопка телефона замыкается дважды.
  8. Задержка 30 сек.
  9. Включение «Реле 2» - Включает СИРЕНУ на 2 минуты.
  10. Включение контрольного светодиода HL1 индикатор срабатываня охраны (для повышения скрытности можно не использовать).
  11. Переход схемы в пассивный режим - схема на геркон не реагирует до следующего переключения питания.

Отключение охраны производится отключением питания 5V. (выключатель размещается в скрытом месте).

Интервалы могут отличаться на 5сек. в зависимости от конкретного микроконтроллера т.к. кварц для упрощения схемы не использовал.

Устройство проверено и показало надёжность в работе (длина шлейфа до геркона при проверке составляла 14 метров). Защита от помех выполнена, как на аппаратном так и на программном уровнях. Программа написана мной на Ассемблере в программной среде «AVR Studio».

Отличительная особенность этой схемы в том, что она построена на самой простой элементной базе, - микросхема с шестью инверторами K561ЛH2 и операционный усилитель в системе датчика. При всем этом сигнализация обеспечивает весь набор функций для устройств сделанных на большем количестве микросхем. Схема автосигнализации допускает два варианта исполнения, с задержкой включения звукового сигнала для отключения сигнализации из салона, и вариант с моментальным срабатыванием сигнала после срабатывания датчика, и внешним включением задержки владельцем при помощи геркона и брелка-магнита.

Автосигнализация состоит из трех узлов:

Системы из двух датчиков - датчика колебаний кузова, сделанного на основе микроамперметра, включенного между входами компаратора напряжений, и контактного датчика, роль которого выполняет дверной выключатель автомашины.
- логической схемы на RC цепях, состоящей из формирователя импульсов, одновибратора, мультивибратора,
- исполнительного устройства, в основе которого электронный ключ на составном транзисторе и штатное реле звукового сигнала автомобиля.

Алгоритм работы таков. Охранное устройство собрано в маленькой пластмассовой коробке, которая подключается к системам автомобиля при помощи кабеля с стандартным пяти штырьковым разъемом от аудиоаппаратуры.

Перед выходом из салона владелец подключает охранный блок при помощи кабеля к гнезду, установленному под приборной панелью автомобиля и кладет корпус прибора на приборную панель (в варианте с герконовым ключом) или включает питание при помощи потайного выключателя (в варианте с задержкой включения, при этом корпус прибора установлен в приборной панели машины).

После включения питания сигнализация не срабатывает в течении 30-40 секунд. Это время нужно для выхода владельца из салона, закрывания дверей, и т.д.

По истечении этого времени сторож Переходит в едущий режим. При поступлении сигнала от одного из датчиков (колебания кузова от попыток взлома двери, капота, багажника, снятия колеса, замыкания контактов при открывании двери) сторож в варианте с задержкой, отрабатывает задержку в 5 секунд для отключения его владельцем, в варианте с герконом, без задержки, и затем включает звуковой прерывистый сигнал, который длится около 20 секунд. Затем схема возвращается в исходный ждущий режим.

Для отключения сигнализации герконом владелец автомобиля должен сначала поднести брелок-магнит к геркону, расположенному, например за ветровым стеклом в цели обивки, а затем открыть дверь и отключить сигнализацию выключением кабеля из разъема.

Принципиальная схема показана на рисунке 1. При подключении схемы к источнику питания конденсатор С4 начинает заряжаться через резистор R4 в результате через диод VD4 на вход D1.5 поступает логический нуль, который фиксирует мультивибратор на D1.5 D1.6 в положении логического нуля на выходе. После зарядки С4 VD4 перестает оказывать влияние на работу мультивибратора. Устройство переходит в ищущий режим.

При колебании кузова автомобиля магнитная система инерционного датчика на основе микроамперметра вырабатывает переменную ЭДС которая возникает между входами D2 и усиливается этим компаратором, преобразуется в отрицательные импульсы. Для срабатывания достаточно одного импульса.

При открывании двери дополнительно замыкаются контакты дверного выключателя и первый контакт разъема XS1 соединяется с массой, в результате через VD1 отрицательный уровень или через VD2 отрицательный импульс поступает на формирователь на двух элементах D1.1 и D1.2. Отрицательный
импульс с выхода D1.2 через диод VD3 разряжает конденсатор С2 одновибратора на элементах D1.3 D1.4.

При этом на его выходе появляется высокий уровень, который после прекращения действия датчика (закрыли дверь, машина перестала качаться) переходит в положительный импульс длительностью около 20 секунд (если дверь открыта или машину продолжают раскачивать импульс получается пропорционально длиннее).

Рис.2
Этот импульс при схеме с задержкой поступает через RC цепь R3C3 на катод диода VD6 и мультивибратор D1.5 D1.6 выходит из зафиксированного положения и начинает вырабатывать положительные импульсы, которые поступают на транзисторный ключ на VT1 VT2, управляющий репе звукового сигнала (фактически ключ включается параллельно кнопке сигнала автомобиля).

В схеме с герконом (рисунок 2) резистор R3 и конденсатор С3 удаляются, а катод диода VD6 соединяется непосредственно с выходом одновибратора, понятно, что при этом мультивибратор D1.5 D1.6 включается сразу после срабатывания датчика. Геркон включается параллельно конденсатору С4, который создает выдержку времени после включения питания.

Получается так, что при поднесении магнита к нему его контакты замыкают С4 и разряжают его, на катод VD4 поступает логический ноль, как и во время выдержки после включения. Получается так, как будто сигнализацию только что включили и есть 30-40 секунд на закрывание дверей и выход, которые можно использовать для открывания дверей и разъединения разъема HS1.

Рис.3
Все устройство смонтировано на одной печатной плате, монтажная схема которой показана на рисунке 3 в натуральную величину (соответствующей естественной величине платы).

Плата помещается в пластмассовый корпус на крышке которого крепится светодиод.

Инерционный датчик сделан из индикатора типа М470 от кассетного магнитофона. Нужно разделить половинки корпуса и снять крышку, закрывающую шкалу, затем на стрелке закрепить плоский грузик, например шайбу, так чтобы он не касался шкалы и склеить обратно корпус.

При включении S2, напряжение питания подаётся на схему, конденсатор С3 начинает заряжаться и на входе 1 микросхемы кратковременно появляется логический 0, на выводе 4 тоже 0 и триггер устанавливается в дежурное состояние. В таком состоянии он будет находится секунд 20, пока не зарядится конденсатор С1. Если за это время дверь квартиры не закрыли - сработает сирена с задержкой 15 секунд. При открывании двери посторонним человеком геркон разомкнётся и на входе микросхемы 9 появится логическая единица, а на выходе 10 логический 0 и триггер переключится. На выходе 4 появится логическая 1 и начнётся заряд конденсатора С2. Когда конденсатор зарядится, на входе микросхемы 12 и 13 появится логическая 1, а на выходе 11 логический 0, транзистор VT3 откроется и откроет транзистор VT1. Зазвучит сирена. Чтобы сирена не сработала, надо в течении 15 секунд после открытия двери выключить S2.

Сирену надо установить в любом труднодоступном месте для посторонних лиц. Выключатель S2 в потайном месте. Геркон с магнитом установить на двери. Светодиод снаружи помещения, он показывает, что сигнализация включена. Контакт геркона показан при открытой двери. Геркон можно вынуть из реле рэс-55.перемычку между контактами 1,2 микросхемы убрать.

Ток потребления схемой около 15 мА. Поэтому сигнализация долго может находиться включённой в дежурном режиме. Питание от аккумулятора обеспечивает работу сигнализации независимо от электросети.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Логическая ИС

К561ЛА7

1 В блокнот
VT1 Биполярный транзистор

КТ829А

1 В блокнот
VT3 Биполярный транзистор

КТ361Г

1 В блокнот
VD1, VD2 Диод

КД522Б

2 В блокнот
С1 100 мкФ 15 В 1 В блокнот
С2 Электролитический конденсатор 68 мкФ 15 В 1 В блокнот
С3 Конденсатор 0.068 мкФ 1 В блокнот
R1-R3, R5 Резистор

100 кОм

4 В блокнот
R4 Резистор

33 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

1 кОм

1 В блокнот
HL1 Светодиод

АЛ307Б

1