Проповедь перед чином изгнания злых духов из человека — архимандрит Герман (Чесноков). Изгнание дьявола

Жизнь, как известно, имеет два начала: физическое и духовное. Если нарушается первое, человек в большинстве случаев прибегает к помощи врачей. Но что делать, если болит и страдает не только тело, но и сама душа? В таких случаях часто говорят о порче. К огромному сожалению, людей, которых охватило это страшно зло, достаточно много. И тогда, дабы помочь страдающему, прибегают к молитвам. Отчитка молитвами от порчи - самый действенный способ борьбы с нею, ибо так очищается душа человека и его помыслы.

Сергиева Лавра, отчитка

К отчиткам в обществе всегда было двоякое отношение:

  • одни относятся к ним скептически, считая, что порча - это что-то нереальное, и люди просто скрывают за нею свои слабости;
  • другие верят, что есть злые силы, способные “поглотить” человеческую сущность, и спасение от этого - только Божье слово.

Именно такие отчитки проводятся в крупнейшем мужском монастыре Русской православной церкви - Троице-Сергиевой Лавре. Там свои молитвы в помощь людям, которых одолели бесы, читает отец Герман, известный православный архимандрит и просто очень добрый и сердечный человек.

Отец Гермен Сергиев Посад, отчитка

Отец Герман - поистине просветлённый человек, силу и веру которого переоценить невозможно: он может помочь человеку даже в самых, казалось бы, сложных и трагических обстоятельствах. Он отчитывает людей, которых охватили бесы (бесноватых), в Сергиевой Лавре и также является верным настоятелем храма Петра и Павла, который находится в этой же местност

Отец Герман проводит церковные обряд изгнания в храме Иоанна Предтечи каждый день. Это церковное действо называется “чин” - совершение последования молитв над больными людьми. К нему за исцелением физическим и душевным приезжают люди не только с ближних мест, но и со всего мира, среди них:

  • страдающие от болезней;
  • одержимые нечистой силою и злыми духами.

Последние - болезни особо рода. В официальной медицине их называют душевными, а в многовековой церковной практике - порчей и беснованием. Это сильное повреждение душевного равновесия человека, в народе в таких случаях говорят “бес вошёл в сердце”.

Отчитка молитвами от порчи в церкви помогает больным полностью излечиться от этого тяжёлого недуга, ибо других лекарств от него просто не существует. Каждое слово молитв возвращает человеку самого себя, дарует долгожданное спокойствие и умиротворение, которое отобрали у него злые силы. Но также нужно помнить: обряд отчитки - это борьба доброго начала и злого в самом страдающем, а значит, молитвы имеют силу только тогда, когда и сам больной верует в каждое слово, а его сердце стремится к Господу.

Отчитка молитвами

При изгнании бесов в храме читаются специальные молитвы, которые были составлены святыми отцами ещё в IV веке. После происходят следующие церковные процедуры:

  • помазание святым елеем;
  • окропление святой водой;
  • осенение крестом.

Во время таких обрядов бесы могут проявлять себя, “вырываясь” из человека страшными голосами:

  • рычат и каркают;
  • воют;
  • бьются;
  • плачут;
  • сотрясают одержимых, от чего те совершают довольно странные телодвижения.

Иногда даже привозят больных из других городов, уже связанных цепями и верёвками.

Отчитка от бесов

Перед отчиткой от бесов всегда читается проповедь, в которой указывается на причины появления болезни и даются советы по тому, как человеку самому избежать “козней дьявола”.

По церковному выражению Святых отцов, Иисус Христос всё чаще использует демонов, как своеобразный бич для наказания грешников, ибо для злых духов не существует никаких преград. Они спокойно могут пройти сквозь стены, через человека, и лишь по попущению Бога остановиться в человеческом теле. Тогда бесы и демоны поражают практически все органы, но в первую очередь:

  • сердце;
  • лёгкие;
  • почки;
  • руки;
  • ноги.

Злые духи проявляют свою волю в виде различных видений и галлюцинаций. Они страшно мучают человека, и из-за этих издевательств людей, охваченных демонами, часто называют шизофрениками и эпилептиками.

Отчитка от порчи

Порча делает людей больными. Болит не только их тело, но и душа. Молитвы, которые исполняют при такой отчитке, обладают огромной Божественной силою и разрушают всякое зло, причинённое человеку. Своим чудесным влиянием они привлекают Божью Благодать, которая даёт больному веру и нарекает исполнять все заповеди.

Обязательно к прочтению: Молитва Архангелу Гавриилу

Ведь именно тогда его защита от злых демонов будет мощнее, когда душа преисполнится праведностью и смирением. Это своеобразная “огненная оболочка”, коснувшись которой, нечисть просто сгорает до тла.

Отчитка псалмами

Также достаточно часто проводится отчитка псалмами. Каждый из них отвечает за определённую сферу жизни и деяний человека, а значит, за его тело и душу. Псалмы, к которым обращаются в храме при изгнании нечистой силы:

    • Против нападений бесовских - 45, 67;
    • В болезнях - 29, 46, 69;
    • В смятении душевном - 30;
      • В душевном уязвлении - 36, 39, 53, 69;
      • От порчи и колдунов - 49, 53, 58, 63, 139;
      • Если одолевает лукавый - 142, 67.

      Отчитка в церкви - самая эффективная помощь человеку, которого одолели демоны, ведь сила её в Слове Господа, а оно - чисто и незыблемо. Зло в человеке можно победить, если с ним вера и добро, ибо они несут свет, от которого исчезает всё плохое, а мир вокруг снова озаряет свет и покой.

      Где проводит отчитку отец Герман

      Отец Герман принимает всех страждущих в храме святого пророка Иоанна Предтечи, что расположен над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру. Службы ежедневны и начинаются в 13.00.

      Перед их началом необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия, которые хранятся в храме, и в душе попросить его благословения. Также можно привозить детей и людей, страдающих от тяжёлых болезней. Не лишним будет взять с собой небольшую емкость, так как молебен архимандрита Германа водосвятный, а святая вода пригодится каждому и дома.

      Отчитка отца Германа - одна из самых сильных из всех существующих в мире на сегодняшний день. Она возвращает человеку душу, а значит и веру, а она - самый надёжный защитник от любого зла.

      Господь всегда с Вами!

В наши дни существует много споров по поводу отчитки. С одной стороны, часто можно услышать (особенно среди простого народа) рекомендацию пройти отчитку в связи с самыми разными проблемами: пьет человек, плохо учится, не хочет ходить в храм, заболел тяжелой болезнью, испытывает неудачи в личной жизни и т. д. - во всем узреваются происки демонов, от которых предлагают избавиться присутствием на отчитке. С другой стороны, можно услышать крайне критичное и скептичное отношение к этому чинопоследованию, которое воспринимается как абсолютно не нужное и инородное Церкви.

Что же представляет собой отчитка? Как к ней относиться? И кому следует на ней присутствовать?

Отчитка - церковный чин, в котором произносятся особые заклинательные молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы. Применяться этот чин должен в тех исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки. Допустим, в Евангелии мы читаем о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос Своей благодатной силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз одержимости (см.: Мк. 5: 1-13; Лк. 8: 26-33). Эту-то силу изгонять темных духов Господь передал Своей Церкви.

С пришествием в мир Сына Божия бесы утратили над людьми былую власть. Из Евангелия мы узнаем, что не только Спаситель изгонял нечистых духов из одержимых ими людей, но и Его ученики. «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10: 17), - с удивлением восклицали апостолы, возвратившись с проповеди. А после Своего Воскресения Христос обещал верующим в Него в качестве одного из знамений: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17). По словам преподобного Нила Синайского, «произнесение имени Божия в бегство обращает демонов» . Тем более что крест Христов стал для демонов нестерпимым мучением. Поэтому заклинание и изгнание темной силы именем Иисуса Христа и крестным знамением - явление в Церкви изначальное.

В середине II века святой Иустин Философ обращался к язычникам со следующим свидетельством: Спаситель «родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, - и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» .

Как видно из приведенных слов, даже язычники знали о существовании в среде христиан особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу. В первые века христианства это было одним из служений Церкви. Экзорцисты, то есть заклинатели нечистой силы, получали на то особое благословение епископа. Самочинно браться за это дело не положено, поскольку 26-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах».

Со временем сформировался особый чин, в котором собраны молитвы об изгнании демонов силой имени Иисуса Христа. В требнике он называется «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых», а в простонародье называется отчиткой. Это чинопоследование приносит реальные плоды. Вот история, случившаяся не так давно. Молодой человек Алексей по непонятным для близких причинам стал крайне агрессивен, к жене и маленькому ребенку теперь относился крайне нетерпимо, начал бить малыша, которому не было и года. Хотя до этого к христианству был вполне благосклонен, теперь всякое слово о вере Алексей встречал крайне враждебно. Родные были очень расстроены столь резкой переменой. Один его родственник поддерживал отношения с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, неоднократно беседовал с монахами о случившемся, и было решено пригласить страждущего на отчитку. Когда его привезли, Алексей даже не захотел выйти из автомобиля, реагируя на каждое слово удивительной агрессией. В другой раз родные пошли на хитрость - предложили вместе посетить какое-то мероприятие, проходившее в музее лавры; машину на этот раз по особой договоренности пустили внутрь обители. Мама страждущего пошла в храм, где проходит отчитка, заказала поминание с именем сына, а Алексею после мероприятия в музее предложили зайти за мамой. Когда они прошли в сам храм, Алексея удалось протиснуть вперед, откуда выйти в связи с самой давкой было уже затруднительно. После невольного участия в молебном пении страждущий испытывал сильную слабость, а через несколько дней это был уже другой человек - от прежней агрессии не осталось и следа, он даже перестал курить и пить, к жене и ребенку стал внимателен и ласков, к Церкви теперь относился благоговейно.

Очевидно, что в данном случае церковное чинопоследование с усиленной молитвой близких помогло страждущему человеку избавиться от реальной одержимости. Кстати, подобным же образом некоторые экстрасенсы, заинтересовавшись феноменом отчитки и решив испытать его на себе, благополучно расстались со своими «чудесными» способностями - для кого-то отчитка послужила первым шагом к жизни в Церкви.

Вместе с тем стоит сказать несколько слов о часто неправильном, почти магическом отношении к отчитке. В наши дни нередко встречается нездорово повышенный интерес к этому чину. Едут сами и везут с собой родных и близких все, кто хоть в чем-то узрел себя и их подверженными злой силе, порче или сглазу. Одна знакомая пожилая женщина все выспрашивала, как бы отвести на отчитку сына, которому перевалило за двадцать, а на вопрос о причине объяснила, что он не хочет учиться, пьет пиво, игнорирует храм и раздражается, когда мать предлагает ему выпить святой воды. Но ведь все указанные симптомы могут выражать личную бездуховность человека, которому в свое время не привили веру, а сам он не испытывает к тому интереса. Понятно раздражение неверующего, когда ему навязывают выпить святой воды или пойти в храм - это далеко не всегда можно отождествлять с беснованием.

Некоторые, по совету других, отчитываются «на всякий случай», по принципу «кто его знает, может, на меня кто-то порчу навел, а отчитка сразу поможет». И стар и млад торопятся снять с себя все наветы и сглазы простым и нехитрым способом - присутствием на отчитке. Здесь мы встречаем удивительную ситуацию - человек вроде бы хочет избежать оккультного на себя воздействия, а сам поступает по магическим принципам - надеется на сам по себе ритуал безотносительно к личному духовно-нравственному исправлению. Иной раз случается и такое, что какой-нибудь тщедушный колдун направляет обратившегося к нему пациента к батюшке, занимающемуся отчиткой: «Он посильнее меня». Повторим, что и к самой отчитке часто относятся как к некоему магическому действию, которое должно само по себе помочь несчастному.

Да, упомянутый чин в необходимых случаях приносит свои плоды. Но часто мы, к сожалению, никак не хотим осознать ту истину, что для улучшения состояния собственной души важно не просто выстоять какой-нибудь древнецерковный чин, а заняться существенным исправлением личной духовной жизни. Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются» . Для этого требуется серьезно подготовиться к исповеди, вспомнив прожитую жизнь с самого детства, ввести себе в правило регулярно молиться дома утром и вечером, еженедельно посещать храмовые богослужения и как можно чаще причащаться святых Христовых таин. Мало этого, нужно постоянно читать духовную литературу, и не только Священное Писание, которое, увы, многие понимают по-своему, но и творения святых отцов, и полезные современные духовные книги, общаться с воцерковленными людьми, чтобы полностью переменилась сама атмосфера жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни, когда на первом месте уже будет Бог и исполнение Его заповедей, а на втором - все остальное, способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы.

Понятно, что невозможно одной отчиткой решить вопрос воцерковления родственника или знакомого, тем самым вложить в него навык к учебе или заставить более серьезно относиться к жизни, поскольку нельзя никаким чином изменить личность без ее добровольного на то согласия и усилия. Если это реальная одержимость, то по вере родных и близких возможен эффект. Но если это свободно избранная, личная позиция человека, то сам по себе чин не поможет. Прочитали над таким человеком молитвы, окропили святой водой, осенили крестом, а он внутри остается прежним, потому что изменяться не хочет.

Более того, во многих ситуациях даже при очевидной одержимости требуется не отчитка, а нечто другое. Всякое демонское наваждение имеет свою причину, которую и нужно устранять. Апостолам, не сумевшим изгнать демона из одержимого юноши, Спаситель сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Это значит, что победа над злыми духами возможна лишь при аскетической жизни, благодаря которой христианин освобождается от страстей и получает от Бога благодатную помощь. Эта победа осуществляется только при решительном исправлении своей жизни. Вспомним, что Господь исцеленного Им человека напутствовал заповедью: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14).

Святые люди, например праведный Иоанн Кронштадтский, изгоняли темную силу самыми краткими молитвенными фразами, без специального чина. Это значит, что не столько формально исполненное правило, сколько жизнь по заповедям Божиим, в приобщении Его благодати, страшна темным духам. И потому сама отчитка для тех, кто действительно страждет от нечистых духов, есть лишь вспомогательное средство, своего рода дополнительное условие, которое помогает при полной внутренней решимости жить в согласии с Богом.

Одной инокине, задавшей вопрос о противодействии демонским наваждениям, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой. Оно ни от чего так не истребляется, как от глубокого сердечного сокрушения» . Не чинопоследования сами по себе защищают от демонов, а стяжание добродетелей. Высшая добродетель - смирение. Если гордость приятна демонам - именно из-за гордости попускаются человеку несчастья и душевные бедствия, - то смирение, словно огонь, жжет и прогоняет диавола.

Что же касается собственно одержимости, то непосредственное вселение злого духа в человека возможно лишь при особом попущении Божием и когда сам человек расположил себя к этому порочной и легкомысленной жизнью. Еще раз вспомнив слова Евангелия о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21), можно, рассуждая от противного, заключить, что в человека входят они за его крайнее невоздержание и отвращение от Бога (противоположность поста и молитвы). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил: «Нечистые духи не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения и потому удобно побеждаемых и наконец устрояют в них жилища, как бы в представленном им владении» .

Людей пугает беснование, видимая беспомощность человека, оказавшегося во власти нечистой силы. Однако мало кто обращает внимание на внутреннюю подчиненность диаволу, к которой мы обыкновенно скатываемся, принимая вражьи помыслы и исполняя его злую волю.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал на возможность двоякого пребывания сатаны в человеке: чувственного и нравственного. Чувственное пребывание - всем известное беснование, когда бес вселяется в человека и мучает его душу и тело. Нравственное пребывание - когда человек является исполнителем воли диавола, то есть постоянно и безудержно грешит; демон, не вселяясь в человека чувственно, овладевает его разумом и волей, соединяется с ним в его духовной сфере . Читатель, наверное, удивится, узнав, что второй вид пребывания - наиболее опасный, потому что влечет человека на вечные муки души, тогда как первый вид может быть попущен Богом как особая скорбь во спасение души человека. Святитель Игнатий писал: «В духовном отношении такое наказание Божие (чувственная одержимость. - В.Д. ) отнюдь не служит худым свидетельством о человеке… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу» . Важно остерегаться сознательного подчинения в своих делах, словах и мыслях воле диавола, уподобляться ему по своей нравственной жизни.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов констатировал печальный факт: люди сначала потеряли образ Божий (в своих делах и жизни), а теперь теряют образ человеческий и становятся по образу диавола. В этом смысле нечистый дух может навеки завладеть человеком и легко совершает это, если человек не противится внутренним приражениям невидимого врага. Обыкновенно это происходит незаметно для внешнего наблюдателя, без шокирующих взор проявлений беснования. Так, об Иуде-предателе мы читаем: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк. 22: 3), - и бывший апостол направился предавать Христа. Напрасно думать, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Но как это можно последовательно проследить по Евангелию от Иоанна, Иуда допускает к себе диавола своей страстью сребролюбия (см.: Ин. 12: 6), затем диавол полнее овладевает его сердцем (см.: Ин. 13: 2) и, наконец, решительно вселяется в него, делая его прямым исполнителем своей воли (см.: Ин. 13: 27). Такое бедственное положение было приуготовлено ненасытными страстями, в частности сребролюбием и нераскаянностью.

Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям - это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора - либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном.

Фото: http://www.bogistina.info

Архимандрит Герман (Чесноков) – настоятель храма Петра и Павла в Лавре. Об отце Германе говорят как о сердечном и необычайном человеке, который помогает бесноватым. В храме Иоанна Предтечи ежедневно совершается специальный чин, это молитвы над особыми людьми. Отец Герман уверен, что отчитка для многих – единственно возможное исцеление от душевных недугов. Русская Православная Церковь знает случаи, когда человек страдает оттого, что в его душу проник нечистый дух. Тем не менее, мнение Церкви об отчитке остается неоднозначным.

Святые отцы еще в IV веке составили молитвы, которые читаются над бесноватыми. Отец Герман помогает им, а Троице-Сергиева Лавра принимает людей, чтобы помазать их святым елеем, и окропить Богоявленской водой, осеняя крестом.

При этом многие представители Церкви не считают отчитку аналогом обряда экзорцизма и панацеей от одержимости.

“Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами”, – считает протоиерей Дионисий Свечников.

При этом протоиерей Дионисий не отрицает, что люди могут сталкиваться с одержимостью: “Стоит человеку отступить от противления дьяволу и полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5)”.

Отчитка отца Германа в Троице-Сергиевой Лавре

Зачастую больных в Троице-Сергиеву Лавру привозят в цепях: молитвы, святая вода заставляют бесов кричать через человека страшными голосами, у людей неестественно выламываются руки и ноги.

Отец Герман перед отчиткой обязательно произносит проповедь, в которой говорится о причинах такого страшного недуга души и о возможностях защититься себя верой от злодеяний дьявола.

Об изгнании бесов говорится еще в Библии.

В “Деяниях Апостолов” (19, 13-16) есть рассказ о неудачном опыте заклинателей: “Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? – и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома”. Есть и сообщения о спасении людей. Иисус Христос во время Своей земной жизни неоднократно изгонял трепещущих перед Ним бесов из одержимых людей.

“… Как мы уже говорили, Христос сейчас всё чаще и чаще, по выражению Cвятых отцов, начинает использовать демонов как бич для наказания грешников. Для лукавых духов нет преград. Они проходят через стену, через человека свободно, И только по попущению Божию они могут остановиться в теле человеческом… Демоны поражают все наши органы; сердце, лёгкие, почки, руки, ноги… Лукавые демоны диктуют свою волю различными галлюцинациями… Демоны мучают человека, люди, часто бывает, падают, бьются, кричат, их называют шизофрениками и эпилептиками. Такое страшное влияние злых духов на человека.

И вот святые отцы 4-го века составили специальные молитвы для больных людей. Эти молитвы обладают такой Божественной силой, что если вам кто-то что-то ворожил, колдовал, или по злому умыслу наговаривал, то эти молитвы разрушают всякие бесовские козни. Они привлекают к вам Благодать Божию…”. “… Святой Иоанн Златоуст в “Слове о злых духах” говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка . Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня-оно сгорит…”, – говорится в одной из проповедей отца Германа.

По личному благословению Святейшего Патриарха Алексия II была в свое время сделана и документальная видеозапись о том, как отец Герман проводит отчитку над бесноватыми. Член комиссии по аномальным явлениям Русского географического общества Павел Гершуненко подтвердил, что отчитка положительно влияет на людей, страдающих от бесов.

Чтобы обратиться за помощью к отцу Герману, надо связаться с Троице-Сергиевой Лаврой . Службы в Лавре совершаются ежедневно. Отчитку проводят бесплатно, но в Троице-Сергиевой Лавры будут благодарны, если верующие пожертвуют посильную для них сумму.

— Отпустите меня все! Будьте вы прокляты! Отпустите меня все! Я сорву крест с шеи!

У стены извивается мальчик лет пяти. Родители прижали его, держат за руки, он изо всех сил вырывается и продолжает кричать, прерываясь, только чтобы набрать воздуха.

— Отпущу после службы, — твердо говорит отец.

На пороге церкви столпотворение. Девушка вскрикивает в дверях и плашмя падает на пол. Обхватив с двух сторон, родители вносят ее в храм, как новогоднюю елку с базара. Человек в рясе смотрит на это с иронией, потом обращается перепуганной к девушке:

— Это знаешь, почему с тобой все случилось? Потому что ты ногти красишь, — и отправляет ее обратно за порог — смывать полупрозрачный лак с ногтей.

Обряды экзорцизма, или, на русский манер, отчитки, не очень распространены в русской церкви. Духовенство к этому явлению относится настороженно, патриарх Алексий и вовсе осуждал . Считается, что изгонять бесов из других может только тот, кто сам полностью избавился от человеческих страстей. Но все-таки в России есть священники, которые за это берутся. Их около двух десятков, они редко занимаются этим открыто — как правило, их нужно специально искать через друзей и знакомых. Но архимандрит Герман Чесноков проводит отчитки, да еще и массовые, совершенно открыто, по расписанию: с четверга по субботу в 12.00. Раньше он проводил молебны в надвратном храме Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре, теперь — в Петропавловском храме рядом с монастырем.

Сюда я и приехала. Отец Герман еще не появился, а в помещении уже яблоку негде упасть — в маленький храм набилось несколько сотен человек. Рядом со мной молодой человек, положив голову на плечо матери, что-то невнятно бормочет про злых духов, она промокает ему лоб мокрой тряпкой.

Мальчик у стены кричит все громче. Девушка рядом со мной округляет глаза:

— Ой, страшно как-то. Неужели правда бесноватый?

— А вы тут впервые? Тут часто такое?

— Второй раз пришла. Да, тут всякое бывает.

— А вы здесь зачем?

Трудная ситуация в жизни. Я из Питера специально приехала, говорят, отчитка не только бесноватым помогает. Меня Оля зовут.

Девушка, которую отправили смывать ногти, возвращается. Она выглядит изможденной, еле стоит на ногах, но все-таки поправляет платок, который постоянно съезжает с головы. Наконец появляется отец Герман — у него строгое лицо и окладистая седая борода. По толпе проносится благоговейный шепот. Прежде чем начать службу, он читает длинную проповедь: о том, что женщина не должна ходить в брюках и красить ногти, дети не должны смотреть западные мультфильмы, а слово Божье должны преподавать во всех школах и вузах. Распластанный по стене мальчик продолжает орать.

— Они грешат, курят сигареты, а потом выбрасываются вниз головой с 25-го этажа, потому что ими овладевают бесы. А те, кто не верит в Бога, называют их шизофрениками…

Тут архимандрит наконец обращает внимание на ребенка.

— А это что? Бесноватый? А знаете, за что Бог детей наказывает? За то, что родители живут невенчанные! — Он делает паузу и выразительно смотрит на родителей. Все остальные прихожане тоже начинают их рассматривать. — Уведите его отсюда, пока я буду читать проповедь. Пусть побудет в соседнем приделе.

Опозоренные родители утаскивают мальчика в другое помещение, а отец Герман продолжает:

— Один из самых страшных грехов — жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!

Наконец, проповедь кончается, начинается молебен. И тут со всех сторон начинают раздаваться тихие вскрики и стоны. Несколько людей падают на колени. Девушка, которую уводили смывать лак с ногтей, опускается на скамейку и начинает подвывать тонким голосом. Родители снова ее уводят, но уже через пять минут возвращаются. Ее тошнит — в руках у нее пакет, она сплевывает в него, а потом отфыркивается и нечленораздельно бормочет странным басом, совсем не похожим на голос, которым она подвывала. Молодой человек, которого мать отпаивала водой, вскакивает и, хватая ртом воздух, странно изгибается. Священник — помощник отца Германа — бросается к нему и помогает матери усадить его на место. В церкви душно и темно, маленький мальчик, которого отвели за стену, продолжает орать. К нему присоединяется еще один детский голос, он обещает сжечь церковь. Отец Герман ходит сквозь толпу и рисует прихожанам на лбу елейные кресты. При его приближении молодой человек, который до этого стоял неподвижно, вдруг начинает кричать: «Уйди, гнида, уйди!» Священник подходит совсем близко, молодой человек, скорчив лицо, дергается и извивается, женщина, которая пришла с ним, старается его удержать. Отец Герман все-таки касается его лба, и тот падает на пол и остается лежать неподвижно. Отец Герман отправляется дальше — в соседний придел, где все так же кричит маленький мальчик.

К концу молитвы в храме становится светлее. Солнечные лучи проходят сквозь дым фимиама, начинает дуть свежий ветерок. Оборачиваюсь — так и есть, открыли дверь. С улицы раздаются звуки, похожие на собачий лай. Оказывается, эти звуки издает ребенок. Его зовут Лева, ему шесть лет, и он не умеет говорить. Умеет только мычать и лаять, а еще он почти не спит, не чувствует боли и ни на секунду не успокаивается. Пока я говорю с его мамой, он то падает и начинает кататься по земле, то вдруг бросается на забор и начинает карабкаться наверх, так что мы вместе бросаемся его ловить.

— Не знаю, что с ним делать, — рассказывает мама. — Психиатр говорит, что Лев абсолютно здоров, но вы посмотрите на него. Я на работу выйти не могу, приходится с ним сидеть. Он как будто ничего не понимает и ничего не чувствует. Может мне сделать больно и не заметить. Свекровь сказала, чтобы я попробовала его сюда свозить, а я и не знаю уже, что еще сделать. Мы из Ярославля приехали. Жду, пока служба закончится, хочу лично с настоятелем поговорить.

Тут мальчик бросается бежать, женщина пускается вдогонку, и наша беседа обрывается.

Экзорцист с лицензией от патриарха

Отец Герман — легенда Сергиева Посада, к нему еще с советских времен приезжают люди из разных городов (и, как он сам утверждает, даже из разных стран).

— Тут к нему таких приводят. И лают, и кукарекают, — рассказывают местные. — Чего только не увидишь.

Когда-то он служил в пограничных войсках — ловил диверсантов. Потом учился в автодорожном институте, а потом в семинарии. Интервью он не дает, только один раз сделал исключение для газеты «Труд» в 2002 году.

— Он не любит общаться с журналистами, — сказали мне в храме. — И номер мы его не даем. Хотите — ловите после службы, но вряд ли у вас что-то получится.

Действительно, после молебна отец Герман незаметно исчезает в заднем приделе церкви, а сотрудники все как один утверждают, что его уже нет в храме.

— Он у меня учился и даже на машине возил, — вспоминает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. — Простой такой человек был. Ну, в плане образования. Теперь, говорят, диковинные проповеди какие-то читает. Говорит: «Я видел во сне Божью матерь с этой стороны… А, нет, с другой», — и все раскрывают рты. Для людей, которые интересуются религией, это, конечно, серьезный подрыв авторитета церкви. Еще с тех времен, когда церковь была едина, изгонять бесов могли только избранные, по особому благословению, и с этим обрядом надо быть очень осторожным. А массовые отчитки по расписанию — это нонсенс.

Как так вышло, что в одном из крупнейших монастырей России происходят такие неоднозначные вещи и кто благословил Германа Чеснокова на занятия экзорцизмом, точно сказать никто не может.

— Он занимается этим уже лет тридцать, — неуверенно говорит мне благочинный Троице-Сергиевой лавры отец Павел. — А благословил его патриарх.

Получается, что благословение Герман Чесноков получил от патриарха Пимена, который умер в 1989 году. А к архимандриту уже несколько десятилетий нескончаемым потоком идут посетители.

— Я четыре раза ездил на отчитку к отцу Герману в конце 90-х, — рассказывает Николай Коган, один из бывших прихожан. — Видел я там, конечно, всякое: многие люди думали, что из них выходят бесы, и кричали, а уходили потом спокойные. Бывало такое, что кто-то начнет кричать, а отец Герман подойдет и даст ему крестом по лбу. Несильно, конечно. Он тогда еще проводил отчитки в храме Иоанна Предтечи. Люди со всей России приезжали. Я тогда был верующим человеком, в жизни был очень тяжелый период, все как-то не ладилось. И мне действительно помогало. Выходил потом и как на крыльях летел. Правда, теперь я вспоминаю и думаю: когда ты два-три часа стоишь в тесноте и духоте, в толпе людей, а потом выходишь на улицу, неудивительно, что тебе легко и хорошо становится. Но у меня действительно все лучше пошло после тех отчиток. Может, я сам себя так настроил. У меня потом знакомые по моему совету ездили туда лечить запущенного алкоголика, так он так и продолжил пить.

— У РПЦ нет какого-то официального отношения к чину отчитки, — объясняет Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. — Это же не вопрос политического устройства государства или абортов, чтобы формировать конкретную позицию.

Никто не знает, почему церковь спокойно реагирует на обряды массового экзорцизма прямо у себя под боком, но предположения на этот счет есть.

— Такие обряды, конечно, создают человеку определенную славу, — говорит Алексей Осипов. — О нем идет молва. И пусть отец Герман и не берет денег за присутствие на отчитке, это не значит, что их ему не дают. Храм Петра и Павла был полуразрушенным, когда в него пришел Герман Чесноков. А теперь красивый, как игрушка. И все храмы, где он появляется, так же преображаются.

Александр — администратор сайта «Сила в тебе» — пришел к отцу Герману несколько лет назад. Как он сам говорит, он тогда вдруг обнаружил в себе сверхъестественные способности — исцелять людей — и поехал в Сергиев Посад, чтобы обсудить это с кем-то из священников. Поговорить ему ни с кем не удалось, и он решил сходить на отчитку к Герману Чеснокову — вдруг это в нем нечистая сила заговорила.

— Еще до прихода архимандрита служительница приготовила ящик довольно приличного размера, в который верующие заученно складывали скрученные записочки с просьбами, а в них заворачивали деньги. Присмотревшись, я обратил внимание, что кладут никак не меньше, чем рублей по 300-500, чаще по тысяче или даже больше. А ведь это было довольно давно, тогда эти суммы были значительнее, чем сейчас, — рассказывает Александр. — Когда появился отец Герман, он первым делом показал прихожанам на этот ящик: вот, мол, куда пожертвования надо складывать. В общем, во мне за время службы ничего не произошло, я ничего не почувствовал. Только вот отношение к церкви у меня после этого начало меняться, далеко не в лучшую сторону.

Ольга Сускина пришла в храм Петра и Павла, когда другу ее сына понадобилась медицинская помощь. Она начала собирать деньги на операцию и пошла молиться о том, чтобы получилось набрать нужную сумму.

— Это была обычная служба. Я так переживала за мальчика (у него порок сердца), что во время молитвы начала плакать, — вспоминает она. — Вдруг ко мне подошла женщина из церковной лавки и сказала, что, когда я плачу, я «кормлю бесов». Потом усадила меня на лавку, принесла воды и начала рассказывать какие-то странные вещи. Будто бы мне нельзя общаться с собаками, потому что через них в меня может войти бес. Я тогда подумала, что она сумасшедшая. А еще она дала мне номер, сказала, что мне нужна индивидуальная отчитка у отца Германа и чтобы я по нему позвонила. По дороге домой в электричке со мной начало происходить что-то ужасное. Я начала плохо себя чувствовать, потом еще пять суток не могла уснуть, мне что-то мерещилось, появилось какое-то чувство паники. Наконец мой сын позвонил по тому номеру. Ему сказали: «Вы же понимаете, что надо будет пожертвовать денег на храм?» Сумму он уточнять не стал. В итоге я взяла и сама себе вызвала скорую помощь. Меня с моими симптомами отвезли в психиатрическую лечебницу, а к утру я полностью пришла в себя. У меня ни до, ни после ничего подобного не было. Я прочитала, что такое бывает от гормонов, сходила к эндокринологу, та мне сказала, что я здорова, могла чем-то отравиться. Я тогда подумала: может, вообще в ту воду что-то подмешали, которой меня поили?

Шизофреники и бесноватые

Экзорцисты сегодня есть не только в России. В 2014 году Миланская епархия назначила семерых священников на эту должность, а католическая церковь Сардинии отправила троих учиться этому ремеслу в Рим — там проходят специальные семинары для экзорцистов. В мире существует даже специальная Международная ассоциация экзорцистов, и ее действия одобрены Ватиканом. По словам представителей католической церкви, штат экзорцистов нужно увеличивать, потому что в разных странах становится все больше шарлатанов, которые обещают изгнать бесов за деньги. Действительно, хоть на дворе и XXI век, люди, называющие себя экзорцистами, ухитряются зарабатывать на этом целые состояния. Американец Боб Ларсон , например, проводит обряды по Skype, и ему звонят со всего мира.

По словам сектоведа Александра Дворкина, экзорцизм существовал еще во времена раннего христианства, с первого по третий века нашей эры, но никогда не становился спектаклем. Массовые обряды появились уже после распада СССР: за то время, пока страна была атеистической, многие успели оторваться от традиций. При этом, с точки зрения психиатрии, подобное зрелище может навредить тем, кто в нем задействован.

— До XVIII-XIX веков так называемых «бесноватых» было очень много, — рассказывает врач-психиатр Вячеслав Тарасов. — А потом начала активно развиваться наука психиатрии, и чем больше она развивалась, тем меньше их становилось. То, что принимали за бесноватость, оказалось галлюцинациями. Например, для бессудорожных форм эпилепсии очень характерны видения мистического и религиозного характера. Особенно если человек вырос в верующей семье и с детства слышал соответствующие разговоры. А при шизофрении человек может «слышать», как с ним общается дьявол и толкает его на страшные поступки. Самая распространенная болезнь среди «бесноватых» — истерия. Она тоже может сопровождаться ощущениями общения с богом или чертом. Это тяжелое заболевание, и оно требует медикаментозного лечения. Больше всего ему подвержены девочки-подростки и женщины в годах. Вероятно, именно они приходят на отчитки и думают, что в них кто-то вселился. При этом обряд массового экзорцизма может быть опасен даже для вполне здорового человека. Ведь если любого из нас поместить в группу людей, которые видят галлюцинации, скорее всего, мы тоже начнем их видеть.

Об этих словах психотерапевта я вспоминаю в храме Петра и Павла, где заканчивается отчитка у отца Германа. Прихожане с просветленными лицами выходят из церкви. Молодой человек, который полчаса назад с искривившимся лицом орал «Уйди, гнида!», понуро тащит за своей спутницей сумку с хлебом. Священник, который отправил больную девочку отмывать ногти, беседует у ворот с какой-то прихожанкой, они вместе смеются. На ней открытые босоножки, ногти на ногах покрашены в ярко-красный.