Проект на тему глагол. Учебный проект "Путешествие в страну Глаголию" проект по русскому языку (5 класс) на тему

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ШАРОМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Индивидуальный проект

Глагол- самая живая часть речи.

Выполнил: ученик 6 класса МКОУ ШСШ

Бочкарёв Эдуард.

Руководитель проекта: учитель русского языка

и литературы Лапшина Екатерина Сергеевна

Шаромы

2017 г.

    Введение

Актуальность выбранной темы, цели, задачи, гипотеза..................1

    Основная часть

1.«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены».

(А.М.Пешковский)………………………………………....................2-3

2. Глаголы речи (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)………………………..........………………………………….3-5

    Глаголы труда……………………...………………………...........…5-6

    Глаголы звучания и цвета (на примере стихотворений А. Пушкина «Зимний вечер», А.Плещеева «Травка зеленеет».............................6-8

    Глаголы, передающие эмоции (М.Бородинская, А.Фет)………......8

    Сила русского глагола……………………………...……...................8-9

    Практическая часть.……………………………….................................10-11

    Заключение…………………………………………….12-13

    Список литературы…………………………………………..................14

Глагол –самая живая часть речи.

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.

Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

А.Югов.

Актуальность.

Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего богатейшими традициями, высочайшей культурой. В языке одухотворяется весь народ, вся его жизнь, история, обычаи. Актуальность мой работы состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает должного интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи. Я считаю, что эта тема актуальна, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.

Цель.

Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.

Вызвать познавательный интерес к русскому языку.

Уметь применять полученные знания на практике.

Задачи .

    Проанализировать художественные тексты, выявляя особенности употребления в них глаголов.

    Найти отрывки, в которых глагол играет различные роли.

    Проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Гипотеза.

Предположим, что наша речь не станет беднее и невыразительнее без глаголов.

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера». (Ю.Бондарев).

«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». (А.М.Пешковский)

«Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы».

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять,

жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Глаголы речи.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе. Вот, например, небольшой юмористический рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия).Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи, прежде всего, для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. «Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!», (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил ), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

- Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор – повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П.Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Анализируя эти глаголы, я сделала вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:

Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал , что Червяков над ним просто смеется .

Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:

«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…».

Глаголы труда.

О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?

Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, имы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом, архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают«работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные работы».

Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).

Глаголы звучания и цвета.

Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.

А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина.

Поэт В. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как А.С. Пушкин описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за- , которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:

«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева.Это стихотворение интересно еще и тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь ;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам ; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла , который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Глаголы, которые передают эмоции.

«Сидит колдунья, дуется, На целый белый свет…». М.Бородинская.

«Скажет ясная луна: «Я соскучилась одна. У меня в прохладных залах Голубая тишина… ». М.Бородинская.

«Ночью ветер злится, Да стучит в окно…». А.А.Фет.

Сила русского глагола.

«Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени» . А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать ), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть ), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь ) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать ), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить ), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать ), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить ).

Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или

нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.

Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, В.Г. Белинский писал: «…русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть …».

Эту же мысль повторил замечательный поэт начала ХХ века В.Я. Брюсов: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить . От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов… Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т.д.»

Таким образом, В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Практическая часть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решил провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях. Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Например, дождь идёт - простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть. А можно по-другому, например, вот так:

« Наконец пошел дождь. Как приятно ощущать его теплые капли. Летний дождик весело стучит по крыше. Он становится все сильнее. И вот пошел такой сильный ливень, что ничего почти не видно. Как сразу стало свежо! Как здорово, что, наконец, пошел дождь».

«Пошел дождь. Своим шумом он затмил все остальные звуки. Птицы перестали петь свои веселые песни. Вокруг подпевает дождю лишь ветер. От дождя воздух наполнен влагой. По стеклам текут капли, деревья стали мокрыми и печальными ».

«Началась весенняя гроза. Крупные капли оставляли черные точки на асфальте. Дождь набирал силу под яркие вспышки молний и раскаты грома. Яркий свет молний на доли секунды освещал все вокруг, слепя глаза, как назойливый фотограф. Дождь закончился так же внезапно, как и начался».

«Дождь – он мокрый, холодный, идет на улице летом или осенью. И ещё весной. Если он летом идет, то он теплый, а если осенью, то холодный. Весной и летом дождь идет всегда с громом и молнией. После дождя всё вокруг становится мокрым. Все во время дождя ходят с зонтиками, чтобы не промокнуть».

В исследовании приняло участие 19 обучающихся 6 и 8 классов.

В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

Всего в работах встретилось глаголов (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных).

При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5-8;

существительных – 11.

Заключение.

Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».

В своей работе мы хотели показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе А.Н. Толстой: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Закончить работу мы бы хотели словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Итак, наша гипотеза потерпела полное фиаско.

Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

(В.Кондрашов)

В заключение своей работы хочу сказать, что теперь для меня глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».

Список литературы .

    Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.

    И.Д. Зверев «С любовью к природе».

    А. Коринфский «Народная Русь».

    Б.Шергин «Изящные мастера».

    Орг А.О. «Олимпиадные задания по русскому языку» – М: Просвещение, 2006.

Замысел проекта возник в конце 5 класса. Изучение темы «Глагол» в 5 классе вызывает затруднения. Учитывая возрастные и физиологические особенности учащихся (низкий уровень внимания, сниженная концентрация, повышенная утомляемость, сезонные перепады настроения и т.д.), принимая во внимание, что учебный год подходит к концу и снижена познавательная активность учащихся, учитель принял решение применить проектную методику. Выполнение проекта позволило активизировать работу учащихся по повторению изученного по теме «Глагол». В ходе выполнения проекта школьники повторили всё изученное по данной теме, кроме того закрепили основные правила орфографии и пунктуации при подборе заданий, т.к. слова, словосочетания и предложения для своих заданий, формулировку заданий подбирали сами.Это парный проект. Работа в парах потребовала терпимости друг к другу, умения аргументировать решение, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

5 кл ПРОЕКТ ГЛАГОЛ.doc

Картинками

Проект «Зазываем на глагол» Выполнен учащимися 5 класса МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева» под руководством Ламуевой О.Ж., учителя русского языка и литературы 1. Краткая аннотация проекта. Проект по созданию и оформлению тематических упражнений по теме «Глагол» в программе Microsoft Office PowerPoint был осуществлён учащимися 5 класса МБОУ «Улюнская СОШ им.С.Хамнаева» под руководством и контролем учителя русского языка и литературы Ламуевой О.Ж. Замысел проекта возник в конце 5 класса. Изучение темы «Глагол» в 5 классе вызывает затруднения. Учитывая возрастные и физиологические особенности учащихся (низкий уровень внимания, сниженная концентрация, повышенная утомляемость, сезонные перепады настроения и т.д.), принимая во внимание, что учебный год подходит к концу и снижена познавательная активность учащихся, учитель принял решение применить проектную методику. Выполнение проекта позволило активизировать работу учащихся по повторению изученного по теме «Глагол». В ходе выполнения проекта школьники повторили всё изученное по данной теме, кроме того закрепили основные правила орфографии и пунктуации при подборе заданий, т.к. слова, словосочетания и предложения для своих заданий, формулировку заданий подбирали сами. Это парный проект. Работа в парах потребовала терпимости друг к другу, умения аргументировать решение, выслушать мнение товарища. То есть совместно с расширением и углублением практических навыков происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся. Данный проект позволил отойти от авторитарности в обучении, был ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получили сумму знаний по русскому языку, риторике, информатике и ИКТ, но и обучились приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Самостоятельная деятельность позволила решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся, т.к. каждая пара трудилась в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения. У обучающихся появились реальные условия для воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии. С большим вниманием выслушивали они замечания от одноклассников на последующем уроке при анализе работ, анализировали выставление баллов в том или ином столбце карточки. Выполнение проекта дало возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата. А результат они увидели как на заключительном уроке, прослушав объявления одноклассников о работах, выполнив упражнения, так и на последующих уроках и в начале 1

6 класса: их работы были предложены для выполнения учащимся других классов и получили высокую оценку. А учитель получил великолепную возможность наблюдения за выполнением работы, за проявлением качеств характера своих учеников. Постановка значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного 2. Содержание проекта. a. знания, исследовательского поиска для ее решения: ­за две недели до урока перед учащимися ставится проблема: как наиболее эффективно повторить изученное по теме «Глагол»? В результате обсуждения учащиеся выдвинули предложение повторить тему в ходе выполнения какой­нибудь компьютерной программы. Учитель предлагает им создать самостоятельно работу в программе Microsoft Office PowerPoint с использованием гиперссылки на одну из подтем темы «Глагол». В программе Microsoft Office PowerPoint обучающиеся в 5 классе уже работали на уроках в течение учебного года, создавали небольшие работы, выполняя мини­проекты по русскому языку и литературе. Новым для них оказалось использование гиперссылки, но именно эта функция вызвала у них наибольший первоначальный интерес. b. им.С.Хамнаева» (2016­2017 учебный год) c. Сроки проекта – 2 учебных недели d. Основные этапы проекта Этапы разработки проекта Организационные формы сотрудничества Участники проекта: обучающиеся 5 класса МБОУ «Улюнская СОШ Цель Содержание деятельности Подготовител ьный Мотивация, целеполагание участников проектировочн ой деятельности Проектировоч ный Планирование Практический Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта – у каждой пары своя тема (1. Основное понятие о глаголе. 2. Слитное и раздельное написание частицы не с глаголом. 3. Написание тся и ться 4. Форма времени у глаголов и т.д.). Постановка цели. Построение плана деятельности: Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции Исследование. Сбор данных с помощью учебника русского языка 5 класса, справочников по русскому языку в кабинете, Интернет. Анализ и обработка данных. Интерпретация результатов. Составление работы в программе Microsoft Office Творческие группы – пары учащихся Групповая работа, «мозговой штурм», практикум Проблемная группа 2

действий Рефлексия Аналитически й Коррекция Контрольно­ коррекционны й PowerPoint с использованием гиперссылок Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы – консультация с учителем. Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Подготовка защиты работы, используя ЗУН, полученные на устное уроках объявление­предложение в непосредственном контакте. Выбор ритора и лаборанта. риторики: Подготовка устного Заключительн ый Защита проекта Представление содержания работы, обоснование выводов выступления; Консультация учителя Беседа, консультация, индивидуально­ групповая рефлексия Интегрированный урок русского языка, риторики, информатики и ИКТ «Зазываем на глагол». 3. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов: учащиеся выдвинули предположение, что в результате получится 8 работ в программе Microsoft Office PowerPoint по теме «Глагол» (8 пар учащихся), во время подготовки которых каждая пара достаточно глубоко повторит изученное по одной из подтем темы «Глагол». В ходе выполнения работ на заключительном уроке весь класс эффективно повторит изученное по теме «Глагол». 4. Планируемый результат работы: создание и оформление тематических упражнений в с помощью устного программе Microsoft Office PowerPoint и представление объявления­предложения в непосредственном контакте. 5. Проект межпредметный, внутренний, парный, средней продолжительности. 3

Заключительный этап проекта ­ Интегрированный урок русского языка, риторики, информатики и ИКТ «Зазываем на глагол». 5 класс. Цель урока: 1. Обобщение изученного по теме «Глагол» (русский язык) и «Объявление» (риторика) посредством защиты проектов. Задачи урока: 1. Проверить умение обучающихся самостоятельно создавать и представлять устное объявление­предложение в непосредственном контакте. 2. Проверить знания учащихся по теме «Глагол». 3. Развивать у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации. 4. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся. 5. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки и оценки одноклассников. 6. Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде. Ход урока: Организационный момент. Объявление темы и задач урока: 1. 2. ­ в течение двух недель вы создавали свои работы в программе Microsoft Office PowerPoint по теме «Глагол». Сегодня на уроке мы подводим итоги вашей большой работы. Наш урок будет проходить в два этапа: 1) На I этапе вашей задачей будет в течение 1,5 – 2 минут представить свою работу так, чтобы остальным учащимся класса захотелось поработать именно с ней. Для выполнения задачи вы должны применить умение, полученное на риторике ­ самостоятельно создавать и представлять устное объявление­предложение в непосредственном контакте. Одноклассники оценят ваши выступления, поставив баллы в карточку оценки. 2) На II этапе вы сядете за компьютеры и по кругу, начиная с работы своего левого соседа, выполните упражнения, приготовленные для вас одноклассниками, оценив их в карточке оценки. 3. Риторика – выступления пар (1,5 ­ 2 мин) с устным объявлением­предложением в непосредственном контакте. Ритор делает объявление, лаборант демонстрирует слайды работы. Остальные пары оценивают выступление, выставляя баллы от 1 до 5 в карточку оценки. ФОТО 1 группа: (Молонов Андрей – ритор, Балаганова Люда– лаборант) (Приложение № 2) Молонов Андрей: Мы хотим представить вам работу по теме «Правописание ться и ­тся в глаголах». Эта тема иногда вызывает затруднения, но если вы выполните наши упражнения, то будете лучше знать её. В конце работы вас ждёт 2 сюрприза – весёлое стихотворение на это правило и ещё один. Счастливо вам поработать. 2 группа (Молонов Тамир – ритор, Молонова Ванесса – лаборант) (Приложение № 3) 4

Молонов Тамир: Зазываем, зазываем, приглашаем, приглашаем! Садитесь скорее за второй компьютер, открывайте папку «5 класс», находите работу «Не с глаголом». Вас ждёт удивительная встреча с глаголом, повторение темы «Не с глаголом». На первом слайде кликните мышкой по знаку «громкоговоритель» и прослушайте сообщение. Когда вы начнёте выполнять упражнение, вы легко узнаете, правильно или неправильно делаете ­ вас поддержит или предостережёт не только рисунок, но и музыка. 3 группа: (Тогмидон Намсарай– ритор, Базаров Тамир – лаборант) Тогмидон Намсарай: А не хотите ли узнать интересное? А не хотите ли вспомнить забытое? Тогда ждём вас выполнять наши задания. Когда выполните все задания, то будете точно знать, когда пишется, когда не пишется не с глаголом. А мы поможем вам – подбодрим своим голосом. 4 группа: (Колмаков Вадим– ритор, Гармаева Арина – лаборант) Колмаков Вадим: А мы хотим вам представить очень трудную тему: как определить спряжение глагола. Мы предлагаем вам пройти от задания к заданию. Кроме этого, у нас есть напоминалка, если вы забыли, как определить спряжение глагола. Если глагол оканчивается на ­ить, то переходите вот сюда, а если это исключение, то вот к этому значку, а если оканчивается на ать, оть, еть и тд., то нажимаете вот этот значок. Удачи вам! 5 группа: (Баяндуева Алтана–ритор, Бадмаев Артем – лаборант) (Приложение № 1) Баяндуева Алтана: Дамы и господа! Мы приглашаем вас пройти увлекательную игру, состоящую из 2 уровней на тему «Не с глаголом». Красочные слайды наверняка заинтересуют вас, а смайлики помогут определить, правы вы или нет. А в конце работы вы сможете оценить себя самостоятельно, поставить ту оценку, которую заслужили. Всего приятного! 6 группа: (Колмакова Надя – ритор, Запалаев Артем – лаборант) (Приложение № 4) Колмакова Надя: Дорогие одноклассники! Мы приглашаем вас к нам на нашу программу. С помощью упражнений, подобранных для вас, вы сможете повторить времена глаголов. А когда вы устанете, вы можете поразвлечься, отдохнуть – вам будет предложено очень интересное задание. Учитель: Дорогие друзья! Вашему вниманию представляется интереснейшая игра. Когда вы будете выполнять задания, вы сможете очень многое вспомнить о глаголе: что такое глагол, на какие вопросы отвечает, откуда произошло название этого термина и кое­что ещё – все секреты открывать не будем. Если вы ответите правильно на вопрос игры, вас обрадует вот такая смешная рожица, а если ответите неправильно – огорчит этот грустный человечек. Играйте в нашу игру, и вы станете грамотными. 4. Русский язык. Самостоятельная работа учащихся, выполнение работ одноклассников и их оценка в карточке. Все работы перенесены на рабочий стол компьютеров в компьютерном классе, по 1 работе на компьютер. Задача учащихся выполнить задания своих одноклассников за 2 минуты и оценить их работу. Выполнив задания на одном компьютере, пара переходит за другой компьютер и проводит аналогичную работу. ФОТО Подведение итогов по теме «Объявление» (риторика), «Глагол» (русский язык). Оценивается всеми группами, кроме выступающей, по пятибалльной системе. № Эстетичност Сложност Грамотнос Допол­ Умение Объём 5

Зачем нужны глаголы? Подготовили учащиеся 6 класса: Александр Бобров Сергей Тихонов Константин Чикинёв Руководитель: учитель русского языка Марина Витальевна Маслова Шипицыно 2011 Цель: выяснить роль глаголов в русском языке Задачи 1.Проанализировать свою речь и литературные источники. 2.Найти необходимую информацию в учебной литературе и в сети Интернет. 3.Сделать выводы. 4.Оформить презентацию с результатами исследования. Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, артериальная кровь языка… А. Югов. Главная функция глагола - обозначать действие. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания, Цветут сады, и хлеб в полях растет. Роль глаголов в литературных произведениях Насыщает ЦВЕТОМ оживляет Выражает состояние, чувство, восприятие озвучивает Передаёт запахи, вкус Роль глаголов в литературных произведениях Примеры цвет 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский) 2.И снова глубоко синеют небеса Меж освежёнными лесами. (И.Бунин) 3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов) 4. В саду горит костёр рябины красной… (С.Есенин) 5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков) 6. Все деревья блистают В разноцветном уборе. (К.Бальмонт) 7. Красною кистью Рябина зажглась. (М.Цветаева) 8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин) 9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. С.Есенин. Роль глаголов в литературных произведениях Примеры Запахи, вкус 1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский) 2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский) 3.Ах, как же вы благоухали тогда,давно, в далёком там. И.Северянин. 4. Чем-то тёплым, Чем-то спелым Веет с нашей полосы. А.Т.Твардовский. 5.И пахнет смолкой молодой Берёзовый листок. Роль глаголов в литературных произведениях оживляет 1.Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин) 2.Липким запахом веет полынь Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин) 3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин) 4.Уж небо осенью дышало… (А.С. Пушкин) 5.Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин) 6.Солнышко утром в колодезь озёр Глянуло – месяца нет… (С. Есенин) 7.Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. (С. Есенин) Роль глаголов в литературных произведениях звук 1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова) 2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов) 3. Не крикнет, обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова) 4. Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин) 5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин) 6.Прогемела гроза, прошумела, Затихая, грохочет. (Вс.Рождественский) 7.Оно не билось. Не кричало. (С.Островой) 8.Жук жужал. (А.Пушкин) Роль глаголов в литературных произведениях чувства 1.Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин) 2.Панна плачет и тоскует, Он колени ей целует. (А.С.Пушкин) 3.Только будут колосья-кони О хозяин старом тужить.(С.Есенин) 4. Ты под окном своей светлицы. Горюешь, будто на чесах. (А.Пушкин) 5.И всё сильнее тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин) Можно ли обойтись без глаголов? Может ли речь состоять только из глаголов? Стихотворение без глаголов Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Стихотворение из одних глаголов Вздохнуть, кричать, открыть, глядеть, Не понимать, вставать, взрослеть. Хотеть, мечтать, умнеть, трудиться, Желать, купить, повеселиться. Дружить, робеть и выбирать, Смотреть и выбрать, добиваться. Добиться, думать, удержать, Любить, терпеть и наслаждаться. Прощать, обидеть, обижаться, Сломать, разбить, уметь расстаться. Забыть, не звать, не унывать, Держаться, крепнуть, быть и ждать. Начать, менять, восстановиться, Найти, заметить, доказать, Познать, открыться и влюбиться. Летать, смеяться и дышать. «Глаголы жизни» Виталий Ряшенцев Выводы: 1. Главная функция глагола - обозначать действие. 2. Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. 3. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. 4. Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительновыразительных средств речи. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Тема:

«Глагол»

Выполнила ученица....... класса

...................

рук. пр.:

............................

г. .......................

Глагол …………………………………………………………….. 3

Это важно ................................................................................... 3

Глагол как часть речи .......................................................... 3

План морфологического разбора глагола...................... 4

Постоянные морфологические признаки глаголов ….. 4

Вид …………………………………………………... 4

Переходность ……………………………………….. 5

Спряжение ………………………………………….. 6

Непостоянные морфологические признаки глаголов... 7

Наклонение ………………………………………….. 7

Словообразование глаголов ………………………………... 9

Культура речи. Правильное употребление глаголов ....... 10

Орфоэпические нормы…………………………………. 10

Глагол в тексте ……………………………………………. 10

Это интересно ………………………………………………... 11

Это увлекательно ………………………………………....... 12

Загадки ………………………………………………………. 12

Кроссворд …………………………………………………… 13

Ответы к кроссворду…………………………………… 15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе» ….…. 16

Ответы …………………………………………………… 17

Глагол.

"Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола - выражать само действие!"

(А.Югов)

Это важно.

Глагол как часть речи.

Глагол-это часть речи, обозначающая действие или состояние и используемая в предложении преимущественно в качестве сказуемого . Грамматическое значение действия или состояния конкретизируется в той или иной системе грамматических категорий, присущих (в данном языке) Г. и в своей совокупности отличающих его от др. частей речи того же языка. Эти грамматические категории получают выражение в формах словоизменения (спряжения), простых ("пишу", "писал", украинское "писатиму" - "буду писать") или сложных, образованных с участием вспомогательного Г. ("буду писать") или частицы ("писал бы"). Наиболее типичными грамматическими категориями Г. являются время, наклонение, вид и залог. Функционируя в качестве сказуемого, Г. соотносится с подлежащим предложения, иногда же, указывая своей формой на определённое "действующее лицо", делает подлежащее ненужным (так, в русском "пойдёшь" уже сама глагольная форма указывает на 2-е лицо, т. е. на то, что речь идёт о действии, выполняемом собеседником). При наличии подлежащего Г. во многих языках согласуется с ним в лице и числе, иногда также (например, в арабском языке, в русском языке в прошедшем времени и сослагательном наклонении) в роде или же (во многих языках Африки, в некоторых кавказских и др.) в классе. Есть языки, в Г. которых категория лица и числа отсутствует вовсе (например, датском "skriver" означает и "пишу", и "пишешь", и "пишет", и "пишем"). Во многих языках Г., имеющий.

План морфологического разбора глагола.

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Морфологические признаки:

A

Постоянные морфологические признаки:

1

вид (совершенный, несовершенный);

2

возвратность (невозвратный, возвратный);

3

4

переходность (переходный, непереходный);

спряжение (I, II)

Б

Непостоянные морфологические признаки:

1

наклонение ;

2

время (в изъявительном наклонении);

3

число ;

4

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Постоянные морфологические признаки глаголов.

Вид.

Вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. У глаголов выделяют два вида (Совершенный и несовершенный). Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).

Глаголы несовершенного вида образуют форму про­шедшего, настоящего, будущего времени. Формы будущего времени у таких глаголов сложные: буду работать, буду де­лать. Глаголы совершенного вида не образуют форм настоящего времени. Формы будущего времени у них про­стые: поработаю,сделаю.

Переходность

Переходный глагол (лат. verbum transitivum) - глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже в значении прямого объекта действия (пациенса). Грамматически противопоставлен непереходному глаголу . Переходность - грамматическая категория глагола , выражающая его аспект . С этой точки зрения, переходный глагол является глаголом валентности 2 и больше:

Я ем яблоко - глагол «есть» является переходным, то есть требует присоединения объекта действия. Без такового действие невозможно (едят, как правило, «что-то»).

Смысл переходности - субъект действия и объект действия разделены, я выполняю действие с чем-то.

Я иду - глагол непереходен, так как присоединение объекта действия невозможно (в самом деле можно «что-то есть» но нельзя «что-то идти»).

Смысл непереходности - субъект действия и объект действия соединены - грубо говоря «я себя заставляю действовать».

Часто, впрочем, бывает, что глагол имеет несколько значений, причем некоторые - переходны, другие же - нет.

Спряжение.

Спряжение - изменение глаголов по видам , наклонениям , временам , числам , лицам и родам . Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам .

Глаголы I и II спряжения различаются окончаниями:

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1-е

-у (ю)

-ем

-у (ю)

-им

2-е

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3-е

-ет

-ут (ют)

-ит

-am (ят)

Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, нужно определить его спряжение. Для этого глагол необходимо поставить в начальную форму:

Чита_м (что делаем?- что делать?) - читать.

Ко II спряжению относятся:

а) глаголы на –ить (кроме слов стелить, брить ): носить – носишь , носит , носим , носите , носят ;

б) а также глаголы

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – е – спрягать нельзя!

Непостоянные морфологические признаки глаголов.

Наклонение.

Наклоне́ние в лингвистике - грамматическая категория глагола . Представляет собой грамматическое соответствие семантической категории модальности (реальность, гипотеза, ирреальность, желание, побуждение и т. д.), однако в ряде языков наклонение может утрачивать модальную семантику и диктоваться только синтаксисом (как влатинском и французском языках конъюнктив в некоторых типах предложений).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле.

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое.

Словообразование глаголов.

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Приставочный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить , а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать ). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться ).

Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть . Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть . От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е- , имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть . От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть) , а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть) .

Приставочно-суффиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса-ыва- (-ива-) и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о приставочно-постсуффиксальном способе).

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Орфоэпические нормы.

Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.

Ударение нередко «передвигается» с глагола на частицу не в формах прошедшего времени (за исключением формы женского рода):

быть - не был, не было, не были; но: не была;

дать - не дал, не дало, не дали; но: не дала;

жить - не жил, не жило, нё жили; но: не жила;

пить - нё пил, нё пило, нё пили; но: не пила.

Глагол в тексте.

Единство текста достигается разными способами. Один из них - соблюдение единства видо-временных форм глаголов. В пределах одного текста преимущественно употребляются глаголы одного вида и в формах одного времени.

Например, в повествовании, где изображаются последовательно происходящие события (одно действие за­кончилось, другое следует за ним, за вторым следует третье и т. д.), обычно употребляются глаголы совершенного вида в фор­ме прошедшего времени (что сделал? пришёл, принёс, разре­зал, разделил, положил).

Глаголы несовершенного вида в повествовательном тексте ча­сто используются в зачине для общей характеристики ситуации, в которой будет разворачиваться действие (что делал? лежал, смотрел, думал).

Глаголы в форме настоящего (будущего) времени могут быть использованы при описании закончившихся событий. Употребление настоящего (будущего) времени в значении прошедшего является художественным приёмом, с помощью которого создаётся эффект присутствия: действия как бы происходят на глазах читателя или слушателя, и картина оживает.

Это интересно.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..
Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

Лингвистическая наука, которая изучает глагол, а точнее, то, как глагол описывает ситуацию, как эта ситуация устроена и как она существует во времени называется аспектология.

Это увлекательно.

Загадки.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
(глагол).

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет. (глагол)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про… (глагол)

12

Кроссворд.

ВОПРОСЫ по вертикали:

1. вглядываться - ?

2. спасовала - ?

3. вспыхивал - ?

4. возродилось - ?

6. огорчит - ?

7. съем - ?

8. обладал - ?

9. ведает - ?

12. пригибала - ?

17. оградило - ?

19. заупрямился - ?

22. обволокли - ?

23. мямлил - ?

24. сплутовал - ?

25. разъяряла - ?

26. скрыл - ?

27. уплетал - ?

30. выражать - ?

13

33. обращаюсь - ?

35. убедить - ?

37. задержал - ?

38. снимать - ?

40. прельщал - ?

42. затеял - ?

44. отоварься - ?

47. врал - ?

ВОПРОСЫ по горизонтали:

5. атаковал - ?

10. рассуждать - ?

11. выключим - ?

13. заучи - ?

14. посверкала - ?

15. втемяшу - ?

18. догадайся - ?

20. трещат - ?

21. подковырнул - ?

26. задобрил - ?

28. обеспечивать - ?

29. сопровождать - ?

31. радовался - ?

32. кичился - ?

34. виляла - ?

36. учился - ?

39. содействует - ?

41. сберегут - ?

43. вдумывались - ?

45. коллекционировал - ?

46. втянуть - ?

48. перекопай - ?

49. уехала - ?

50. нацелить - ?

ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ

По горизонтали

По вертикали

5. штурмовал
10. мыслить
11. погасим
13. зазубри
14. посияла
15. втолкую
16. читаться
18. сообрази
20. тараторят
21. подколол
26. умаслил
28. гарантировать
29. сопутствовать

31. ликовал
32. важничал
34. лукавила
36. занимался
39. помогает
41. сохранят
43. вникали
45. собирал
46. вовлечь
48. перерой
49. укатила
50. направить

1. всматриваться
2. отступила
3. загорался
4. воскресло
6. расстроит
7. умну
8. имел
9. знает
12. гнула
17. изолировало
19. заартачился
22. окутали
23. лопотал

24. схитрил
25. гневила
26. утаил
27. лопал
30. формулировать
33. апеллирую
35. уговорить
37. арестовал
38. совлекать
40. манил
42. начал
44. купи
47. лгал

15

Итоговая викторина: «Что вы узнали о глаголе»

  1. 1. Что такое глагол?
  2. 2. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола.
  3. 3. Какие есть виды глаголов, и как можно определить к какому виду относится глагол?
  4. 4. Что такое спряжение? Какие спряжения бывают? Как определить спряжение глагола? Бывают ли исключения?
  5. 5. Какие наклонения бывают? Назовите второе название условного наклонения.
  6. 6. Назовите основные способы образования глаголов.
  7. 7. Из какого языка заимствовано слово глагол?
  8. 8. Какое место по частоте употребления занимает глагол?
  9. 9. Какая наука изучает глагол?
  10. 10. Как правильно (твёрдо или мягко) нужно произносить согласную в постфиксе -ся(-сь) в глаголах.

16

Ответы:

  1. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние.
  2. 2. Постоянные морфологические признаки глаголов: вид, возвратность, переходность, спряжение.

Непостоянные морфологические признаки глаголов: наклонение, время, число, лицо, род.

  1. 3. Совершенный и несовершенный. Вид можно определить с помощью вопроса, задаваемого к нему (что делать? – несовершенный вид, что сделать? - совершенный).
  2. 4. Изменение глаголов по видам , наклонениям ,

    Первого спряжения: брить, стелить.

    1. 5. Изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное.
      1. 6. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение с соединительной гласной, сложение без соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса.
      2. 7. Из старославянского языка.
      3. 8. Второе (после существительных).
      4. 9. Аспектология.

    10. Произношение твёрдого согласного в суффиксе -ся(-сь) в

    глаголах - примета старого (классического) произношения сценической речи, а мягкого- примета современной речи. Оба варианта произношения правильны.