Презентация на тему степная зона. Презентация к уроку "зона степей" с методической разработкой урока

1.Создать образ у учащихся о природной зоне степей, через особенности географического положения родного края. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 1.Создать образ у учащихся о природной зоне степей, через особенности географического положения родного края. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. 2.Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы 2.Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы 3. Через форму урока содействовать умению работать в коллективе. 3. Через форму урока содействовать умению работать в коллективе.


Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Как живет человек? Что бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на карту. Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Как живет человек? Что бы ответить на этот вопрос нужно взглянуть на карту.



Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно- Сибирской равнине. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно- Сибирской равнине.


Климат степей. 1. Расположение солнца на небе. 2.Расстояние от Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Очень красива степь весной. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая. Для -этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Очень красива степь весной.






















Какие животные живут рядом с насекомыми? Какие животные живут рядом с насекомыми? Где гнездятся птицы? Где гнездятся птицы? Каких размеров животные степи? Где живут. Каких размеров животные степи? Где живут. Есть ли в степи хищники. Есть ли в степи хищники. Что особенного в окрасе животных степей Что особенного в окрасе животных степей





















31 4. Рефлексия. Условные обозначения +,- Выслушав утверждения ответе на них знаками + если согласны и - если нет. 1.Зона степей протянулась с запада на восток России. 2. В степи холодное лето и жаркая зима. 3. В степи зимой полярная ночь, летом - полярный день 4.Растения степи только травянистые. 5. У растений степи корень представлен корнями- луковицами, длинным корневищем, корнями пучками. 6.Окраска животных степей яркая, броская, заметная издали. 7. Жаворонок степная птица. 8. В Красную книгу занесены: степной орел, дрофа, кузнечик. 9. В степи нет экологических проблем.


34



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование:

Карта природных зон; картины “Степь”, “Сухая степь”, “На полях Черноземья”, картины и изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.

Ход урока

I. Организационный момент (1 слайд)

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать.

II. Проверка знаний (2 слайд)

– Внимание, внимание!
Первое задание:
О роли леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.

Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников.

– Внимание, внимание!
Второе задание:
О проблемах леса схему здесь нарисовать
И все по схеме рассказать.

Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников (3 слайд)

Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола.
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
Не пришла беда,
Вы составили памятки,
“Как разводить костер”? – Да!

Зачитываются три памятки.

– Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)

Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
“Мы на солнечной поляне
Загорали, жгли костер,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!”.

– Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)

Тест “Природная зона лесов” (4-6 слайд)

(Пишут тест ребята 1 ряда, по вариантам)

1 вариант

1. Природная зона лесов состоит из…

а) пяти частей;
б) двух частей;
в) трех частей;
г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают…

а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

3. Лесным исполином называют...

а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх,
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

5.Фитонциды – это:

а)

2 вариант

1. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

2. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы ;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.

3. Экологические проблемы лесной зоны связаны...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.

4.На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский;
б) Кандалакшский;
в) Приокско-Террасный;
г) остров Врангеля.

5. Фитонциды – это:

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

6. Охрана лесов – это:

а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.

Работа с гербарием (ребята 3 ряда)

– Выберите растения лесной зоны; рассортируйте растения разных природных зон.

Индивидуальная работа по карточкам (ученики 2 ряда)

1. Исправь географические ошибки в тексте:

Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие ), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат ). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно является) домом для растений, животных, грибов.

2. Найди лишние географические объекты:

а) Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля;
б) Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых;
в) Обь, Енисей, Волга, Саяны , Ангара.

3. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

а) голубика –> лемминг –> белая сова, песец (в тундре);
б) лишайник ягель –> олень –> волк (в тундре).

4. Вставьте пропущенные названия зон:

а) ...(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) ...(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
в) ...(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

5. Работа с карточкой, на которой изображено животное. Опишите это животное по плану:

а) название животного;
б) группа животных (птица, зверь, насекомое, земноводное, пресмыкающееся, млекопитающее);
в) чем питается (всеядное, растительноядное, насекомоядное, хищник);
г) значение в природе.

Фронтальный опрос. Показать природные зоны Слайд 1

– Назовите части лесной зоны.

– Какие деревья произрастают в каждой их этих частей?

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

– Какое дерево является символом России?

– Какое значение имеет лес в жизни человека, животных?

III. Работа над новой темой (слайд 7)

– Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать:

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые эые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.

2. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.

3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.

  1. В народе это дерево часто называют “сладким”. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
  2. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

(Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа. 5. Ольха. Ключевое слово: Степи.)

А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей. Запишите тему путешествия: “Зона степей” (записать на доске и в тетрадях).(слайд 8)

- “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?

Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка – “помогай-ка” (слайд 9)

  • Где расположена зона степей?
  • Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
  • В каком тепловом поясе находится зона степей?
  • Как выглядит земная поверхность зоны?
  • О чем рассказала нам карта? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской.)

    Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето.

    Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”).

    А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.

    Работа по группам:

    Материалы для ботаников (слайд 10)

    Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115). Карточка – “помогай-ка”:

    1. Общая особенность растений.
    2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

    Материалы для зоологов:

    Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).

    Карточка-“помогайка”:

    1. Отличительная черта степных животных.
    2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

    Материалы для экологов:

    Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120).

    Карточка-“помогайка”:

    1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине
    человека.

    2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

    IV. Физкультминутка (слайд 11)

    – Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).

    Рассказ ботаников (слайд 12-13)

    Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, закрепление карточек на стенной карте). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на стенной карте).

    – Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

    Рассказ зоологов: (слайд 14)

    В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на стенной карте).

    Рассказ экологов (слайд15-16)

    Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (картина “На полях Черноземья”). Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв (фотография). В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

    Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы по
    знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

    V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18)

    Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей,
    познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить и записать две-три цепи питания, сложившиеся в степи.

    Растения –> хомяки –> степная гадюка;

    Растения –> насекомые –> серая куропатка –> степной орел

    • Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
    • Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
    • Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
    • Запишите в тетради растения и животных степи, которые вы запомнили.

    VI. Подведение итогов

    Выставление оценок.

    Домашнее задание

    Стр. 114-122.

    “Проверь себя” – задания 1, 2.

    Слайд 1

    Урок окружающего мира
    4 класс
    УМК «Перспективная начальная школа»
    900igr.net

    Слайд 2

    ЭПИГРАФ «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник» И. Тургенев

    Слайд 3

    «Путешествие по природным зонам России»

    Слайд 4

    Ледяная зона

    Слайд 5

    тундра

    Слайд 6

    Лесная зона

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Цель урока: Узнать особенности природной зоны СТЕПЕЙ: познакомиться с климатическими условиями, растительным и животным миром.

    Слайд 10

    План изучения природной зоны
    1. Изучить зону степей: 1) Расположение. 2) Климатические условия. 3) Растения степи. 4) Животные степи. 2, Сделать вывод. 3. Оценить свою работу на уроке.

    Слайд 11

    РАБОТА В ГРУППАХ
    ЗООЛОГИ
    ГЕОГРАФЫ
    БОТАНИКИ
    Отличительная черта степных животных. Способы приспособления к жизни в степи.
    Общая особенность растений. Приспосабли- ваемость к природным условиям.
    Расположение степной зоны. Климатические условия.

    Слайд 12

    Карта природных зон России
    СТЕПИ

    Слайд 13

    Лето в степях более продолжительное, чем в лесной зоне. Средняя температура июля +22-27 градусов (жара местами достигает +40 градусов). Погода летом стоит солнечная, сухая. Дожди имеют ливневый характер.

    Слайд 14

    В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхание местных речек.

    Слайд 15

    Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров очень маленький. Для второй половины зимы характерно усиление ветра, иногда до штормовой силы и сильные метели (бураны).

    Слайд 16

    БОТАНИКИ

    Слайд 17

    Корневые системы растений степи

    луковица
    тюльпан
    типчак

    Слайд 18

    СТЕПИ – это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаться после степных пожаров.

    Слайд 19

    Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни по-разному.

    Слайд 20

    Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.

    Слайд 21

    Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник.

    Слайд 22

    растительный мир степей
    коровяк обыкновенный
    вероника седая
    типчак
    полынь
    клевер
    ковыль
    чабрец

    Слайд 23

    ЗООЛОГИ

    Слайд 24

    Кобылка
    Кузнечик
    Шмель

    Слайд 25

    Степной жаворонок
    Дрофа
    Серая куропатка
    Журавль-красавка
    Степной орел
    Степной лунь

    Слайд 26

    Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

    Слайд 27

    Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В норах они делают себе запасы на зиму.
    Суслики
    Хомяки
    Тушканчики
    Сурки
    Мыши-полевки

    Слайд 28

    дрофа
    степная гадюка
    хомяк
    кузнечик
    шмель
    бабочка

    Слайд 29

    животный мир степей
    степной волк
    сайгак
    корсак
    заяц-русак
    суслик
    перепел
    канюк
    степной орел

    Слайд 30

    А Б В Г Д Е Ж
    З И К Л М Н О
    П Р С Т У Ф Х
    Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
    Алфавит за «круглым» столом

    Слайд 31

    Бесконечная Россия Словно вечность на земле Едешь, едешь, едешь, едешь, Дни и версты нипочем! Степь широко на просторе Поперек и вдоль летит, Словно огненное море Зноем пышет и палит.

    Слайд 32

    Ребята! Любите и берегите
    природу страны и родного края!

    Слайд 33

    Слайд 34

    Слайд 35

    Работа в группах
    Ученые-географы Ученые-ботаники Ученые-зоологи
    1. Где расположена степная зона? 2. Какие времена года выражены в степной зоне? 3. Какая зима? Какое лето? (продолжительность, температура)? 1.Общая особенность растений. 2. Как растения приспособились к условиям жизни в данной зоне? (на примере разных растений: корень, стебель, листья) 1.Отличительная черта степных животных. 2.Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, окрас, форма)

    Слайд 36

    ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

    Слайд 37

    Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 С. Снеговой покров очень маленький.

    Слайд 38

    Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура июля +22-23,5 C. Погода летом сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха.

    Слайд 39

    Деревьев в степи нет, потому что им не хватает влаги. Климат в степях достаточно теплый: жаркое засушливое лето с редкими дождями и умеренно холодная влажная зима.

    Слайд 40







    Слайд 41

    1. Лето в степной зоне:
    Проверочный тест
    а) короткое, холодное
    б) длинное, сухое
    2. Где накапливают питательные вещества некоторые степные растения:
    а) в корнях
    б) в луковицах
    в) в листьях
    3. Какие животные составляют самую многочисленную группу обитателей степи:
    а) грызуны
    б) птицы
    4. Причины, которые могут привести к гибели природы степей (выбери несколько):
    а) неумеренный выпас скота
    б) холодная погода
    в) чрезмерная распашка степей

    Слайд 42

    Вспомни расположение степной зоны на карте России и подбери верные характеристики данной природной зоны
    давай подумаем!
    Общая характеристика степной зоны
    1. Степь – это большие невозделываемые человеком массивы, покрытые древесной растительностью
    2. Степь – это открытое безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью.
    3. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима
    4. Лето и зима в степи теплые
    5. Часто дуют сильные ветры – суховеи и пыльные бури
    6. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней.
    7. Выпадают обильные и частые осадки

    Слайд 43

    Характеристика растительного мира степной зоны
    1. Растительность скудная, низкорослая, со слабо развитой корневой системой
    2. Для степи характерно обилие травянистых растений, редкие кустарники
    3. Растения имеют хорошо развитую корневую систему, для степи характерны луковичные растения
    4. Преобладают растения тепло- и влаголюбивые, высокорослые, с крепкими сочными стеблями.
    5. Многие растения из-за особенности климата имеют узкие, мелкие листья.

    Слайд 44

    Слайд 45

    Животный мир степной зоны

    1. Характерно большое количество видов животных, много разнообразных видов хищников
    2. Животный мир очень немногочисленный, характерно неравномерное расселение животных по территории.
    3. Основная масса животных - наземные, низкорослые, обитающие в основном в подземных норах. Много грызунов.

    Урок окружающего мира. 4 класс.

    Тема: Зона степей.

    Цель: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей, развивать умения работать с картой, мышление, связную речь. учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников, прививать бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты:

    личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности,

    метапредметные:

    регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, планировать для ее решения необходимые действия в сотрудничестве с учителем,

    коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить связное высказывание,

    познавательные: находить необходимую информацию, используя различные источники, анализировать, сравнивать и обобщать.

    Предметные результаты: получат возможность научиться работать с учебником, картой, разными источниками информации.

    Тип урока – урок открытия новых знаний.

    Оборудование: учебник, карта природных зон, презентация (ИКТ), толковый словарь, атлас – определитель.

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Актуализация опорных знаний.

    С какими природными зонами мы познакомились? Покажите на карте каждую природную зону.

    Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?

    Выполним тестовую работу.

    1.Найди ошибочное высказывание.

      Лес – дом для растений, животных, грибов.

      Лес – источник древесины.

      Лес – место для захоронения отходов человеческой деятельности.

    2.Укажи, за что лес называют «легкими планеты».

      За защиту водоемов

      За охрану почвы

      За очистку воздуха

    3.Для чего вдоль дорог сажают деревья?

      Чтобы водитель не сбился с пути

      Чтобы очищать воздух вдоль дорог

      Чтобы вдоль дорог было красиво

      Чтобы вдоль дорог можно было собирать грибы

    4.В тайге растут

      Пихты, ели, лиственницы

      Дубы, сосны, ели,

      Березы, липы, лиственницы

    5.В Красную книгу России занесены животные леса

      Морж, розовая чайка, овцебык

      Стерх, кречет, сокол- сапсан

      Зубр, амурский тигр, жук-олень

    6. Широколиственные леса представлены растениями

      Пихта, кедровая сосна, ель

      Дуб, клен, ясень, вяз

    7.Какой заповедник находится в лесной зоне?

      Таймырский

      Приокско –Террасный

      Дальневосточный

    8.Запиши значение леса в жизни человека, продолжив предложения

    Дом для _______________________________________________________

    Защитник ____________________________________________________

    Место для _____________________________________________________

    Источник _____________________________________________________

    9.Выбери верные утверждения.

    Экологические проблемы леса:

      Неумеренная охота, браконьерство, вырубка,

      Неблагоприятные погодные условия

      Лесные пожары

    10.В какую погоду нельзя разводить костер

    • В холодную

    Работа в парах. Взаимопроверка, взаимооценивание. (8 вопрос -2б. за правильный ответ, 1 –допущена ошибка)

    А теперь сверьтесь с ответами. Правильно ли вы оценили? (11 б. -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, более -2).

    Посмотрите на карту. Какая природная зона находится южнее зоны лесов? (лесостепи, степь. Правильно. Покажите на карте.

    Выведение темы урока и целеполагание.

    Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (Зона степей). Какие цели перед собой поставим, чтобы изучить новую природную зону? (определим на карте место расположения природной зоны, изучим климат, растительный и животный мир, узнаем экологические проблемы).

      Изучение нового материала.

    Как мы уже сказали степная зона находится южнее лесной. Повлияет ли это на климат? Каким образом? (предположения детей).

    Южнее лесных зон тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям расти трудно. Поэтому леса все чаще чередуются с безлесными участками, а затем и совсем исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а затем – зоной степей. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето теплое, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи, которые могут переходить в пыльные бури. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая напоить почву, испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

    Физминутка.

    А вот каким образом климат повлияет на растительный и животный мир вы исследуете самостоятельно. Разобьемся на группы: группа биологов, группа зоологов, группа экологов.

    Группа биологов будет изучать растительный мир по плану (дается карточка):

    Рассмотрим разнообразие растительного мира,

    Приспособления растений к жизни в степи

    Группа зоологов будет изучать животный мир по плану (дается карточка):

    Рассмотрим разнообразие животного мира,

    Приспособления животных к жизни в степи

    Группа экологов определяет:

    Как человек использует степи.

    Экологические проблемы этой зоны.

    Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?

    Все группы используют для нахождения информации учебник, атласы – определители.

    Выступление биологов.

    Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но травянистых растений много. Они хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

    У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

    Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и засыхает их надземная часть. В луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. На смену тюльпанам и ирисам приходят злаковые растения (типчак, ковыль).

    Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

    К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

    Выступление зоологов.

    В степях живут насекомые (кобылки, кузнечики), птицы (степной жаворонок, серая куропатка, журавль –красавка, дрофа), много грызунов (суслики, хомяки). От жары и хищников они могут спрятаться только в норах, т.к. нет деревьев. Грызунами питаются хищные птицы, звери. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, в ковре из травы.

    Живут интересные пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

    Окраска земли или растительности животным степи помогает прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно.

    Выступление экологов.

    В степях плодородные почвы - чернозем, поэтому их распахивают под посевы. Это главная экологическая проблема. На нераспаханных участках пасут скот. Иногда на одних и тех же участках пасут длительное время, происходит перевыпас. Это следующая экологическая проблема, т.к. разрушается почва, многие растения исчезают, страдают дикие животные.

    Люди занимаются охотой в степной зоне. Сейчас существует запрет на охоту на редких животных, но этот запрет нарушается браконьерами. Браконьерство –следующая экологическая проблема.

    Мир степей удивителен и богат. Поэтому его надо сохранить как и все другое на нашей планете для потомков. Необходимо по-умному распахивать степи под сельскохозяйственные угодья, планово вести выпас скота. Чтобы спасти журавля –красавку, их стали разводить в питомниках. На некоторых участках степей созданы заповедники. Например Ростовский, Оренбургский, Даурский.

    А в какой зоне мы с вами живем? (в степной). Есть ли у нас заповедники в степной зоне? (Опукский заповедник)

    V. Подведение итога урока.

    С какой природной зоной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте.

    Влияет ли климат на живую природу? Как?

    Восстановите цепи питания (у доски 2 ученика)

    …..- кобылка – степной жаворонок - ………

    Типчак - ………- степная гадюка - ………

    Составьте свою цепь питания (у доски желающие)

    С каким настроением вы работали на уроке? (сигнальные карточки)

    Домашнее задание. 1. Для всех - Стр. 110-117, пересказывать.

    2.На выбор:

    Нарисовать рисунок любого растения или животного, обитающего в степи,

    Подготовить о любом растении или животном свое сообщение,

    Подготовить сообщение, презентацию об Опукском заповеднике.

    Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

    К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.

    Общая характеристика степи

    Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

    Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.

    Природные зоны степей

    Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь - это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.

    Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.

    Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.

    Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.

    Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников - лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.

    Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

    Виды степей

    Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.

    . Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.

    . Луговые , или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.

    . Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.

    . Пустынные , или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.

    Климат степей

    Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

    Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

    В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

    Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.

    В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.

    В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.

    На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.

    В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.