Слайд 3 Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)
ТРОПЫ ФИГУРЫ РЕЧИ (От др.-греч. τρόπος оборот) др.-греч. слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Термин риторики и стилистики,риторикистилистики обозначающий обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения. Фигуры речи часто используются в поэзии.поэзии
1 слайд
Средства художественной выразительности Помогают ярко нарисовать картину, выразить мысль и чувство.
2 слайд
Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Способы выражения сравнения: 1) с помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто. А она за мною мчится и кусает, как волчица. 2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо). Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его по-новому и передать чувство и мысль.
3 слайд
Аллегория- иносказательное изображение явления Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Мысль этой пословицы: плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить большое хорошее дело. Прочитайте пословицы и докажите, что это аллегория, раскройте смысл: Близок локоть, да не укусишь. Волков бояться –в лес не ходить. Под лежачий камень вода не течёт. Соловья баснями не кормят. Вывод: аллегория в произведении словесности помогает ярко, выразительно показать в явлении главное.
4 слайд
Эпитет- художественное определение предмета или явления Седые волосы- определение Серебряные седины –эпитет Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая. Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
5 слайд
Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И стоит он, околдован Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан. Весь окован Лёгкой цепью пуховой. Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон. Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая. Вывод: в произведениях метафоры помогают ярко изобразить картину, выяснить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях и передать мысль автора и эмоцию.
6 слайд
Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить. 1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет 2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт… 3) Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул. Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
7 слайд
Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. 1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп. 2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем. 3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут) Про день Бородина! (великая битва 1812года) 4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия) Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
8 слайд
Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к стране далёкой Что кинул он в краю родном. 2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий». 3)Где стол был яств, там гроб стоит. Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
9 слайд
Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.) 1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия 2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное. 3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы 4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
10 слайд
Гипербола- художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.
11 слайд
Порядок слов в предложении Три правила построения предложений в тексе 1)не повторять одни и те же слова 2) использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля 3) использовать порядок слов для передачи смысла высказывания: Человек идёт по дороге -нейтральное выражение Идёт человек по дороге -разговорный характер. Надо мною синее небо -нейтральная окраска. Надо мною небо синее -эмоциональное высказывание. Вывод: порядок слов в предложении может иметь стилистическую и эмоциональную окраску.
13 слайд
Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём творенья Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. лексический повтор: клянусь, днём синтаксический повтор: Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
14 слайд
Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для выражения сильного чувства. 1)Из повести Гоголя «Майская ночь»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» 2) Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! Я предан вам душой. Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.
краткое содержание презентацийСредства языка
Слайдов: 30 Слов: 2122 Звуков: 0 Эффектов: 168Изобразительно-выразительные средства языка. Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины). Тропы. Фигуры речи. Средства художественной выразительности. Цель презентации: Сфера применения материала. В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами). В начало. Средства речи. Олицетворение. Перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. - Средства языка.ppt
Средства выразительности
Слайдов: 10 Слов: 358 Звуков: 0 Эффектов: 8Лексические средства выразительности речи. Дитмар Эльяшевич Розенталь. Работы учеников. Лексические средства. Широкое звездное небо. А.И.Куинджи « Березовая роща» 1879. Три секрета выразительности русской речи. Был прекрасный июльский день. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно. Мудрым познанием жизни отзовётся слово британца. - Средства выразительности.ppt
Средства речевой выразительности
Слайдов: 42 Слов: 2348 Звуков: 0 Эффектов: 0Речевые средства выразительности. Образность художественной речи. Тропы. Эпитет. Сравнение. Способы выражения сравнения. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Художественные символы. Метонимия. Основные виды метонимии. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Перифраз. Стилистические фигуры. Антитеза. Инверсия. Оксюморон. Градация. Синтаксический параллелизм. Лексический повтор. Анафора. Эпифора. Умолчание. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. Парцелляция. Фонетические средства выразительности речи. Средства речевой выразительности. Антонимы. Архаизм. - Средства речевой выразительности.pptx
Средства художественной выразительности
Слайдов: 17 Слов: 785 Звуков: 2 Эффектов: 129Картинная живопись слова. Художественный образ. Воображение. Вспомните стихотворение. Месяц. Образ зимы. Образы радости и печали. Простор изображенной картины. Эпитеты. Действие. Служебное слово. Орлица. Неодушевленные предметы. Закончить предложения. Изобразительно-выразительные средства языка. Восточная мудрость. Тайны словесного искусства. - Средства художественной выразительности.pptx
Выразительные средства языка
Слайдов: 59 Слов: 3940 Звуков: 0 Эффектов: 0Выразительные средства языка. Тропы и фигуры. Метафора – перенос имени на основе сходства. Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора. Олицетворение – разновидность метафоры. Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее. Эпитет – яркое определение, признак предмета. Метонимия – перенос наименования по смежности. Синекдоха – особая разновидность метонимии. Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении. Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе. Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения. - Выразительные средства языка.ppt
Изобразительные средства языка
Слайдов: 32 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 0Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительность речи. Условия выразительности речи. Изобразительные языковые средства. Тропы. Эпитет. Слово, образно определяющее предмет. Сравнение. Способы сравнения. Метафора. Метонимия. Связь. Синекдоха. Гипербола. Литота. Ирония. Сарказм. Аллегория. Перифраз. Анафора. Повторение слов или оборотов. Эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие. Бессоюзие. - Изобразительные средства языка.ppt
Изобразительно-выразительные средства языка
Слайдов: 61 Слов: 3491 Звуков: 0 Эффектов: 3Изобразительно-выразительные средства. Изобразительно-выразительные средства языка. Умение оценивать письменные высказывания. Лексические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности. Синонимы. Контекстные (контекстуальные) синонимы. Многозначные слова. Просторечная лексика. Устаревшие слова. Новые слова. Диалектизмы. Заимствованная лексика. Термин. Жаргонизмы. Фразеологизмы. Термины лексических средств. Лексический повтор. Фонетические средства. Звукоподражание. Ассонанс. Аллитерация. Благозвучие. Поэтические тропы и фигуры. Троп. - Изобразительно-выразительные средства языка.ppt
Метафора
Слайдов: 16 Слов: 391 Звуков: 0 Эффектов: 45Метафора. Созданные одним человеком, обычно писателем или поэтом, и не ставшие общеупотребительными. Общеязыковые. Индивидуальные. Метафоры Сергея Есенина. Костёр рябины красной; Берёзовый весёлый язык рощи; Ситец неба. Метафоры Бориса Пастернака. Очеловечивание мира. Бывает и наоборот – некоторые свойства и явления неживой материи переносят в мир человека. Золотая листва. Зеркальная рябь водоёма. Золотые руки. Горит восток зарёю новой... Горбатая планета. - Метафора.ppt
Метафора в языке
Слайдов: 18 Слов: 1526 Звуков: 0 Эффектов: 0Метафоры эмоций человека в китайском и русском языке. Теория метафоры. Метафора предполагает перенос признаков одного предмета на другой. Многие слова. Слово ВОЛНОВАТЬСЯ этимологически связано со словом ВОЛНА. Метафоры в китайском языке. Метафорические единицы. Некоторые эмоции ассоциируются с представлениями об огне. «Огненные» метафоры. Метафоры в русском языке. Поклонник славы и свободы, в волненьи бурных дум своих. Придет ли час моей свободы. Метафора – поэтический прием. «Водная» и «огненная» метафоры. Метафорические выражения. Метафорические выражения, обозначающие «радость». - Метафора в языке.ppt
Метонимия
Слайдов: 8 Слов: 210 Звуков: 0 Эффектов: 24Метонимия. Слова золото, хрусталь, фарфор могут обозначать материал: изделия из золота, хрусталя или фарфора. На полках – сплошной хрусталь. Слова тарелка, стакан обозначают и определённые виды посуды (тарелка супу, стакан воды) и содержимое, влитое в посуду. например: Съел две тарелки. Выпил стакан. Сравните: изделия из фарфора и хрусталя – выставка фарфора и хрусталя. У тебя голова прошла? Сердце шалит. Успехов в определении метонимий! - Метонимия.ppt
Сравнение
Слайдов: 11 Слов: 472 Звуков: 0 Эффектов: 27Сравнение как средство выразительности речи. Строение сравнений. Сравнения в романе «Герой нашего времени». Сравнение людей. Сравнения людей и животных с явлениями природы. Особенно важны они при описании портрета. Усы и брови были чёрные. Чувство природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Описание природы в романе «Герой нашего времени». «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный». Спасибо всем за внимание. - Сравнение.ppt
Сравнение как средство выразительности
Слайдов: 22 Слов: 595 Звуков: 0 Эффектов: 110Изобразительно-выразительные средства. Цели урока. Задачи урока. Оглавление. Листопад. Характеристика предмета (физические признаки). Сравнения (визуальные образы). Сравнение. А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные спят. Осыпался с берёзы лист и устлал дорогу. Иван Алексеевич Бунин. «Листопад». Объясните значения. Ответьте на вопросы. Сравнения в художественном тексте. Найдите в стихотворении сравнение по картинке. Найдите в тексте сравнение, соответствующее данным картинкам. Найдите в тексте соответствующее сравнение. Найдите и объясните сравнение. Подумайте, какую роль играют сравнения в художественном тексте. -
Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение. Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.
Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака. Какие способы для создания сравнений вы находите? Река как зеркало стальное. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов). Лежал закат костром багровым (А.Ахматова). Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов). Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).
Метафора (с греч. - перенос) Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность: река как зеркало (сравнение); зеркальная река (эпитет); зеркало реки (метафора). Метафора – это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.
Метафора выявляет неповторимость авторского взгляда на мир, способность увидеть в привычном и обыденном – необычное, почувствовать взаимосвязь, казалось бы, далеких проявлений бытия, разных предметов и явлений. О чём говорят поэты? «Медлительнее снежный улей»; «Осколки звёзд на землю падают»; «Морозное дыхание зимы»; «К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт». «А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод».
Метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его Что вы видите, читая эти строки? В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.Есенин); Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова);
Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ? В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.
Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений выпить бокал вина (с содержимого на содержащее); эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду); собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт); прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).
Синекдоха (с греческого «соотнесение») Что с чем соотносится и по какому принципу? И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов). Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное; Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин) страна как целое обозначается через ее государственный флаг; Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет) человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.
Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир. Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы? О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадётся мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.
Перифраза (перифраз) Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом: Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»; Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. (М.Лермонтов)
Ирония (с греческого «притворство») Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»? отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова). «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).
Что такое ирония и для чего она служит? Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному. Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая, выявляющая авторское неприятие.
Эпитет придает выражению образность и эмоциональность Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор: Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.Бунин)
Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании. выделяют наиболее важное в содержании.
Эпифора параллелизм анафора умолчание эллипсис инверсия оксюморон антитеза риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение повтор многосоюзие Сочетания слов, основанные на повторе повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания Сочетания слов, основанные на соотношении значений градация бессоюзие парцелляция ряды однород- ных членов
Повтор (лексический повтор) Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев) Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.
Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета? Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.
Эпифора Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.
Параллелизм (синтаксический параллелизм) В чем своеобразие построения следующих строк? В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. (А.Ахматова «Родная Земля»)
Многосоюзие Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении: И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин) Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.
Бессоюзие Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. (А.Блок)
Ряды однородных членов Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов. Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).
Антитеза – контраст, противопоставление Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры? Кто создан из камня, кто создан из глины –А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (А.Некрасов)
Сделаем вывод о функциональности антитезы: Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.
Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону? снежный огонь (А.Блок) грустная радость (С.Есенин) Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.
Умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием? Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева) Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне… (С.Есенин)
Парцелляция Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция? Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)
Эллипсис Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Загляну я в неба очи – звёзды, Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов) Посреди комнаты – огромная изразцовая печка, На каждом изразце – картинка, А в единственном окне – снег, снег, снег. (М.Цветаева) Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.
Инверсия Обратный порядок слов: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее); на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение). Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.
48
риторический вопрос Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа. Чему служит риторический вопрос в художественном тексте? Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи… (И.Тургенев)
Каковы функции риторического вопроса? Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания, является средством связи разных мыслей, обнаруживает логику авторского размышления, привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.
Риторическое восклицание Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует солнце, Да скроется тьма! (А.Пушкин) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (И.Тургенев) Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.
Риторическое обращение Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! (А.Фет) Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img22.jpg)
Cлайд 24
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img23.jpg)
Cлайд 25
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img24.jpg)
Cлайд 26
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img25.jpg)
Cлайд 27
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img26.jpg)
Cлайд 28
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img27.jpg)
Cлайд 29
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img28.jpg)
Cлайд 30
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img29.jpg)
Cлайд 31
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img30.jpg)
Cлайд 32
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img31.jpg)
Cлайд 33
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img32.jpg)
Cлайд 34
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img33.jpg)
Cлайд 35
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img34.jpg)
Cлайд 36
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img35.jpg)
Cлайд 37
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5879/389/img36.jpg)