Преподобный сергий радонежский и его ученики. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский: икона, житие и интересные факты

П реподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского (+1392, память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия - игумен Никон - оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место - гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевой горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

Савва Сторожевский – преподобный Русской церкви, основатель и первый игумен Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из «первых» (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392), стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (несмотря на завещание Сергия Радонежского в котором он завещал игуменство Никону Радонежскому). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.

От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к преподобному Сергию и принял от него иноческий постриг. Руководимый своим богоносным наставником, он пребывал в совершенном послушании ему, навыкая в Троицкой обители порядкам иноческого жития.

Преподобный Савва принимает постриг от преподобного Сергия Радонежского

Жизнь свою преподобный Савва проводил в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной, которая есть украшение иноческого жития. Прежде всех приходил преподобный в церковь на Божественную службу и после всех выходил из нее. Со страхом Божиим стоял он в храме на молитве, в умилении не мог удерживаться от сильного плача и рыдания, так что удивлял всех иноков обители. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности – матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. Поэтому он казался всем простецом, ничего не знавшим, а на деле превосходил мудростью своей многих, считающих себя разумными. Он искал не показной человеческой мудрости, а высшей, духовной, в которой и преуспевал. Преподобный Сергий лучше других видел успехи преподобного Саввы в духовной жизни и поставил его духовником всей братии монастыря.

В те времена благоверный князь московский Димитрий Иоаннович одержал победу над неверным ханом татарским Мамаем и его полчищами.

Возвратившись с радостью в Москву, великий князь немедленно пришел к преподобному Сергию в обитель – помолиться и принять от него благословение. При этом князь обратился к святому старцу с такими словами: «Святче Божий! Когда я хотел выступить против неверных магометан, то обещался построить монастырь во имя Пресвятой Богородицы и устроить в нем общежитие. И вот теперь, честный отче, с помощью Всесильного Бога и Пречистой Богородицы и твоими молитвами, желание наше исполнилось, супостаты наши побеждены. Посему молю твое преподобие: всячески постарайся, Господа ради, чтобы обет наш был вскоре исполнен».

Князь отправился в Москву, а преподобный Сергий с усердием стал исполнять его просьбу. Он обошел много пустынных мест, изыскивая, где бы удобнее устроить монастырь. Пришедши на реку, называемую Дубенкой, он нашел там место, которое ему весьма понравилось. Там прп. Сергий и создал церковь, а при ней монастырь во имя Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Вскоре пришли сюда некоторые из братии. Преподобный с радостью принял их и затем учредил здесь общежитие. Настоятелем сего монастыря преподобный Сергий выбрал из учеников своих блаженного Савву, считая его вполне способным к самостоятельному руководству братией. Помолившись о нем, великий подвижник благословил его и сказал: «Бог да поможет тебе, чадо, да подаст тебе усердие и силу и да руководит тобою на все благое и полезное».

Приняв благословение от святого старца, преподобный Савва начал управлять Дубенским монастырем. Житие он проводил здесь чистое, равноангельное; удручал себя постом и бдением, питался лишь пустынными растениями, отказываясь от всякой сытной и вкусной пищи; никогда не носил мягких одежд. Часто проливал он сердечные слезы, сокрушаясь о грехах своих, и предавался самым строгим монашеским подвигам.

Между тем братия обители начали умножаться. Преподобный Савва с любовью наставлял их и служил каждому со смирением и кротостью. Так прожил преподобный в Дубенском монастыре более 10 лет.

25 сентября 1392 года преподобный Сергий преставился ко Господу. Готовясь к исходу из земной жизни, еще за полгода до кончины своей он вручил управление великой лавры ближайшему своему ученику преподобному Никону. Но Никон по преставлении преподобного Сергия сначала недолго настоятельствовал над лаврой; желая пребывать в совершенном безмолвии, он вскоре затворился в особой келии. Троицкие братия после долгих молений возвели на игуменство преподобного Савву Дубенского. Приняв на себя игуменство в Троице-Сергиевой лавре, преподобный Савва благоуспешно управлял порученным ему стадом, вспомоществуемый молитвами великого отца своего духовного и основателя лавры - преподобного Сергия. Древнее предание относит ко времени начальствования преподобного Саввы в лавре чудесное изведение его молитвами водного источника за стенами обители, к северу, в то время как монастырь нуждался в воде. По прошествии 6 лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, после чего братия Сергиевой лавры вновь возвели на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался подвизаться в Троицкой лавре.

Вскоре после этого в Троицкую обитель прибыл благоверный князь Георгий Димитриевич. Князь Георгий был связан духовными узами с Троицкой обителью. Преподобный Сергий был его крестным отцом, преподобный Савва – отцом духовным. Теперь он обратился к своему отцу духовному с просьбой посетить его дом и преподать благословение всем домашним. Упрошенный князем, преподобный Савва отправился к нему, думая вскоре же возвратиться в Сергиеву обитель. Но христолюбивый князь стал неотступно просить преподобного старца, чтобы он никогда не отлучался от него, но чтобы устроил монастырь в его вотчине, близ Звенигорода, и игуменствовал в нем. Видя доброе произволение князя, преподобный Савва не отказался исполнить его просьбу. Он хотел искать подходящего места для устроения монастыря, но князь звенигородский уже заранее облюбовал и избрал такое место на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Место это показалось преподобному как бы небесным раем, наполненным благовонными цветами. Молитвенно припав к честной иконе Пресвятой Богородицы, которую подвижник носил с собою, он со слезами воззвал к Заступнице: «Владычице мира, Пресвятая Богородице! На Тебя возлагаю надежду спасения моего. Не отрини меня, убогого раба Твоего, ибо Ты знаешь немощь души моей. И ныне, Владычице, призри на место сие и сохрани его безопасным от врагов. Буди мне наставницей и окормительницей моей до самого конца жизни моей, ибо иной надежды, кроме Тебя, я не имею».

Так помолившись и возложив всю надежду на Богоматерь, преподобный Савва поселился на том месте. В непродолжительном времени он построил здесь небольшую деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Рождества Ее. Недалеко от нее он соорудил себе маленькую келейку. От этого времени преподобный еще больше утруждал плоть свою постническими трудами и лишениями, подвизаясь в безмолвии. Скоро слух о его святой жизни привел к нему многих, искавших безмолвного жития, и преподобный всех принимал с любовью и был для них образцом смирения и иноческих трудов. Когда собралось довольно братии, преподобный Савва, по образцу духовно воспитавшей его Троице-Сергиевой обители, устроил для них общежитие. В своих отношениях к братии он старался подражать своему великому учителю преподобному Сергию, заветы которого хранил в сердце своем и соблюдал в своей подвижнической деятельности; свои распоряжения и приказания преподобный Савва подкреплял собственным примером.

Предание сохранило о нем рассказ, что он сам на своих перетруженных подвигами и возрастом плечах носил воду на крутую гору, к монастырю, и все потребное для себя старался делать сам, чтобы научить братию не лениться и не губить дней своих в праздности. Все это радовало благоверного князя Георгия; он имел к преподобному Савве, духовному отцу своему, великую веру и весьма почитал его, покровительствовал новосозданной обители и щедро благотворил ей. Благодатью Божией и молитвами преподобного Саввы монастырь Сторожевский распространялся: братство увеличивалось пришельцами из соседних городов и селений, искавших духовной пользы и руководства в добродетелях. Как чадолюбивый отец, преподобный Савва принимал всех с любовью и отечески непрестанно вразумлял их душеполезными поучениями. Они же, побеждаемые Божественной любовью, соблюдали заповеди своего наставника и приносили духовные плоды добродетели.

В 1399 году князь Георгий, по повелению брата своего великого князя московского Василия Димитриевича, должен был идти войною против волжских болгар. Перед самым походом благочестивый князь пришел в Сторожевскую обитель испросить благословения на брань у своего духовного отца. Он просил преподобного Савву помолиться Всемилостивому Богу, да подаст ему силу на супротивных врагов. Святой помолился и, взяв честный крест, осенил им князя и при этом пророчески изрек: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество».

Приняв от святого старца благословение, князь Георгий Димитриевич собрал свои войска и пошел на болгар, покорил много городов и областей и с великой славой и победой возвратился в свою вотчину, как и пророчествовал преподобный старец.По возвращении с победой князь Георгий Димитриевич поспешил к преподобному Савве благодарить его за благоуспешную молитву и помолиться в обители.

После благодарственного молебна князь сказал подвижнику: «Великого молитвенника обрел я в тебе и крепкого помощника в бранях, ибо ясно вижу, что лишь твоими молитвами я победил врагов своих». Преподобный смиренно отвечал князю: «Благий и Милосердный Бог, видя твое благочестивое княжение и смирение сердца твоего и любовь, которую оказываешь ты убогим, даровал тебе такую победу над неверными, ибо ничем нельзя так приблизиться к Богу, как милосердием к нищим. И если до конца пребудешь милостив к ним, то много доброго приобретешь в сей жизни и будешь наследником вечных благ».

Князь сделал щедрое пожертвование в монастырь и учредил трапезу братии. После того князь Георгий стал питать еще большую веру к преподобному Савве.

Вслед за тем благодарный и благочестивый князь поспешил доказать свою благодарность еще яснее, с усердием доставляя обители преподобного Саввы различные пособия, дары и вклады. Вновь были устроены келии для братии и обитель обнесена деревянной оградой. Но лучшим памятником трудов преподобного Саввы и благотворительности князя Георгия Димитриевича остается существующий и поныне благолепный, величественный, обширный каменный Храм во имя Рождества Богородицы , построенный на месте прежнего бедного, неудобного и слишком малого деревянного храма. Приступая к его построению, благочестивый князь дал преподобному Савве много золота, сёл и имений. Делал благочестивый князь и другие богатые приношения в обитель отца своего духовного, перед святой, подвижнической жизнью которого благоговел.

Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных. Бодрствуя над другими, он еще более, непрестанно и неослабно, бодрствовал над собою. Монастырь его украшался, и имя преподобного Саввы прославлялось везде вокруг, как и имя Сторожевской обители. Со всех сторон стекались к нему иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах. Миряне приходили к нему, прося наставлений и руководства. Опасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу.

Молитва преподобного Саввы

Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и невзирая на свои преклонные лета не переставал сам трудиться для обители: своими руками он выкопал колодезь под горою, который и поныне доставляет прекрасную воду для обители.

Так, со дня в день возрастая в духовной жизни, преподобный Савва достиг наконец глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; никогда он не одевался в мягкие одежды и не искал телесного покоя, предпочитая тесный и прискорбный путь пространному. Нищету возлюбил он паче богатства, бесславие – паче земной славы и терпение скорбей – паче суетной радости. Наконец преподобный впал в предсмертную болезнь. Почувствовав приближение кончины, старец призвал к своему смертному ложу братию, поучал их довольно от Божественных Писаний, убеждал блюсти чистоту душевную и телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и подвизаться в посте и молитве и при этом назначил преемником себе, игуменом обители, одного из своих учеников именем Савву. После этого, преподав всем мир и целование, преподобный скончался 3 декабря 1407 года .

Много слез пролили братия Сторожевского монастыря, лишившись своего «кормника и учителя». Весть о блаженной кончине преподобного Саввы быстро распространилась по окрестностям и привлекла в обитель множество благоговейных почитателей его из иночествующих и мирян. На погребение собрались князья, бояре и жители звенигородские. Скорбь была всеобщая; все шли на погребение, как бы на погребение своего отца. Многие приносили своих недужных ко гробу преподобного. Тело прп. Саввы было предано в земле в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, при нем построенной, на правой стороне.

Мощи преподобного Саввы Сторожевского

Рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского

Нетленные мощи угодника Божия были открыты спустя почти два столетия с половиной после его кончины, в царствование благочестивейшего Алексия Михайловича, в 1652 году. Обретение святых и нетленных мощей преподобного Саввы было вызвано многочисленными дивными исцелениями и чудотворениями, совершившимися при гробе и по его молитвенному предстательству.

Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующем в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому царю Алексию .

Алексий Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его явлением зверь бежал от царя. Спрошенный об имени, старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Вернувшись в обитель, Алексий Михайлович спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит отвечал царю, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это он сам, велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.

Много и других чудес и явлений угодника Божия предшествовало открытию его мощей.

Торжественное открытие мощей преподобного Саввы было совершено 19 января 1652 года в присутствии самого государя Алексия Михайловича, его супруги царицы Марии Ильиничны, Всероссийского Патриарха Иоасафа, Новгородского митрополита Никона, впоследствии знаменитого Патриарха Всероссийского, и бесчисленного множества народа не только из Звенигорода, его окрестностей и всего округа Московского, но и из отдаленных городов и всей великой земли Русской. Мощи преподобного Саввы обретены были нетленными после 245-летнего пребывания в сырой земле и поставлены в дубовой гробнице на правой стороне в соборе, у южных врат, ведущих в алтарь Богородице-Рождественской церкви обители.

Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород

И по открытии святых нетленных мощей преподобного Саввы много чудес совершалось при гробе его. И доныне Бог хранит обитель Сторожевскую молитвенным предстательством первоначальника ее, преподобного Саввы, и от святых мощей его истекают чудотворения с верою и любовью призывающим святое имя его в благодатную помощь себе и заступление.

Молитва преподобному Савве
О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского , и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской , в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери , ее игуменом, по благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480-1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

Преподобный Савва Сторожевский (или Звенигородский)

Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) cчитается наиболее близким по духу учеником преподобного Сергия Радонежского.

Основным источником сведений о преподобном Савве является его Житие, написанное в сер. XVI в. по поручению митрополита Макария агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (Безбородым). Краткие упоминания о святом находятся и в Житии его наставника, а также в летописях. Сохранились и предания о Чудесах звенигородского подвижника.

Биографические сведения о преподобном Савве весьма скудны, на что автор его Жития сетовал еще в XVI в. Известно, что большую часть своей жизни св. Савва провел в Троицком монастыре, был избран духовником братии и даже самого игумена Сергия. Через полгода после кончины наставника Савва стал игуменом Троицкого монастыря, несмотря на то, что Сергий определил на эту должность другого своего ученика, Никона Радонежского . Но тот, отказавшись от игуменства, ушел в затвор и возглавил монастырь только через 6 лет, после того как Савва в 1398 г. оставил Троицкую обитель. По приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия он основал в Звенигороде, на горе Стороже, Богородице-Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь и стал первым его игуменом. Для росписи храма был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал знаменитый теперь «Звенигородский чин» иконостаса Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 16 декабря 1407 г. Сначала его почитали местно, а затем канонизировали на Церковном Соборе 1547 г. Посвященное ему Житие было включено в Успенский и Царский комплекты Великих Миней Четьих.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта, мощи Саввы были изъяты ликвидационным Отделом Народного Комиссариата Юстиции и хранились на Лубянке до начала 1930-х годов. Только в 1998 г. они вернулись в Рождественский собор монастыря.

Преподобный Савва - один из самых почитаемых святых Руси. Основанный им монастырь первым в истории Руси получил статус Лавры. Особенно его почитали в великокняжеской, позднее царской, семье. Став духовным отцом для представителей великокняжеского рода, преподобный Савва и в более позднее время считался «покровителем царей». Автор Жития назвал его «защитником Москве»: Савва благословил звенигородского князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, а полная победа русского войска в этой кампании способствовала спасению Московской Руси от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства. Сюжет о победе над волжскими болгарами и разорении Казани, включенный в Житие преподобного Саввы, был особенно актуальным для политики Руси в сер. ХVI в.

Житие преподобного Саввы Сторожевского в истории культуры России

Многие известные деятели культуры России обращались в своем творчестве к памятникам, связанным с преподобным Саввой. Среди них И. И. Шишкин, Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. М. Ремизов, И. И. Левитан, А. П. Чехов, М. М. Пришвин, И. С. Шмелев, М. А. Волошин, А. И. Солженицын, Андрей Тарковский и др.

Непосредственно к Житию преподобного Саввы обращался и А. С. Пушкин. В начале 30-х годов ХIХ в. он сделал перевод этого произведения на современный русский язык. Как определили исследователи, текст А. С. Пушкина восходит к Минеям четьим митрополита Ростовского Димитрия. Составленный митрополитом свод Житий был постоянным чтением поэта на протяжении всей его жизни. Работая над переводом, Пушкин много трудился над стилем, исправляя и подбирая более точные слова. Важно отметить, что писатель делал также выписки из других агиографических произведений, помещенных в Минеях Димитрия, но полностью перевел только Житие звенигородского подвижника. Интерес к Звенигороду связывают с детскими воспоминаниями писателя, поскольку там он нередко проводил лето в имении своей бабки. Савино-Сторожевский монастырь является местом действия и более ранних его произведений - поэмы «Монах» (1813 г.) и наброска «На тихих берегах Москвы» (1823 г.). Впервые пушкинский перевод Жития игумена Саввы был напечатан только в 1904 г. Автограф писателя хранится в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) (шифр: ПД, № 1620). Он был обнаружен в блоке из 4-х листов, вшитом жандармами в искусственно составленную ими тетрадь № 2386 Б.

Чудеса и поздние предания о преподобном Савве Сторожевском

Маркелл Безбородый, следуя канону составления агиографического произведения, сопроводил Житие Чудесами. Эти тексты были записаны им со слов монахов Саввино-Сторожевского монастыря. Первые чудеса происходили в конце ХV в.; последние современны созданию Жития и датируются серединой ХVI столетия.
С именем преподобного Саввы связаны и предания более позднего времени. Известна легенда о спасении звенигородским святым царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Этот сюжет отразился в поэме Льва Александровича Мея (1822-1862) «Избавитель» , впервые напечатанной во втором томе книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896-1911), где он был проиллюстрирован художником Николаем Семеновичем Самокишем (1869-1944).

Явление преподобного Саввы Сторожевского Эжену Богарне: легенда и реальность

Другое предание повествует о явлении в 1812 г. преподобного Саввы Эжену Богарне.

Принц Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781-1824) — пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии, наследник итальянского престола, военачальник, дивизионный генерал. Гравированный портрет принца можно видеть в Отделе эстампов РНБ.
В 1812 г. Эжен Богарне командовал 4-м (итальянским) пехотным корпусом Наполеоновской армии. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, в сентябре 1812 г. возглавляемый Богарне корпус расположился под Звенигородом, в Саввино-Сторожевском монастыре. Предание говорит, что здесь во сне принцу явился старец, который обратился к нему с просьбой не разорять монастырь и предсказал ему, что в таком случае он избежит смерти, а его потомки будут служить России. Наутро ему пояснили, что тем старцем был сам преподобный Савва.

И действительно, Эжен Богарне почти единственный из полководцев Наполеона, участвовавших в русской кампании, вернулся невредимым. Более того, именно Богарне после самовольного отъезда Мюрата принял на себя командование остатками Великой Армии и довел ее до Магдебурга. А потомки Богарне в самом деле породнились с русским императорским домом.

В 1837 г. для участия в кавалерийских маневрах Россию посетил сын Эжена Богарне, Максимилиан, герцог Лейхтенбергский (такой титул был пожалован Эжену Богарне и всем его потомкам в 1817 г.). Здесь в августе 1837 г. на балу он познакомился с дочерью императора Николая І, великой княжной Марией Николаевной. В 1839 г. состоялась их свадьба. Максимилиан Лейхтенбергский принимал активное участие в жизни Российского государства: был президентом Академии художеств, а также заведующим Горным институтом, учредил в Петербурге гальванопластический завод и больницу (которая и сейчас в народе называется «Максимилиановской»), занимался постройкой первых в России железных дорог. По смерти герцога Максимилиана Николай I включил его детей в состав российской императорской фамилии и дал им титул князей Романовских.

После Октябрьского переворота1917 г. почти все герцоги Лейхтенбергские покинули родину. Многие из их семейства обосновались во Франции. Недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. Савва Сторожевский - чуть ли не единственный из русских святых, известных и почитаемых французами.

В Россию после революции из всех потомков герцогов Лейхтенбергских вернулась только Дарья Евгеньевна (Долли, Дора) Лейхтенберг . Несмотря на свое происхождение, она долгие годы работала в Ленинграде, в Публичной (Российской национальной) библиотеке, куда была принята по личной рекомендации М. Горького. В 1937 г. Долли Лейхтенберг была арестована и расстреляна.

Публикация предания

Но вернемся к видению Эжену Богарне преподобного Саввы Сторожевского. Легенда об этом, предваряемая преданием о спасении царя Алексея Михайловича, впервые была опубликована в 1914 г. герцогом Георгием Лейхтенбергским под названием «Семейное предание». В издании автор приводит разные варианты легенды о явлении преподобного Саввы: монастырские и бытовавшие в кругу членов его многочисленной семьи. Помимо этого, он добавляет выдержки из записей участников наполеоновской кампании, в частности отрывки из уже опубликованных к тому времени дневников адъютанта принца Богарне, Э. Лабома (Labaume, S. 156) .

Альбрехт Адам и его рисунки Звенигородского монастыря

В качестве иллюстрации Георгий Лейхтенбергский поместил черно-белое фотовоспроизведение рисунка с подписью: «Саввинъ, сторожевский, монастырь. (Рисунок Адама, сделанъ с натуры въ день пребывания въ монастыре вице-короля Итальянскаго, принца Евгения Богарне)». Этот рисунок находился в Петербурге, в Мариинском дворце, построенном после свадьбы Максимилиана Богарне с великой княгиней Марией Николаевной. Для украшения дворца перевезли из Мюнхена знаменитую картинную галерею герцогов Лейхтенбергских. На рубеже ХIХ-ХХ вв., после того как в 1884 г. Мариинский дворец был выкуплен казной и перестроен для Государственного совета, галерея была распродана. Некоторые предметы из коллекции Лейхтенбергских попали в Эрмитаж, в том числе альбом «Русского похода», в составе которого находился и рисунок монастыря.

Альбом «Русский поход» был создан немецким художником-баталистом и литографом Альбрехтом Адамом (1786—1862), который служил в возглавляемых Евгением Богарне войсках, в том числе участвовал в походе Наполеона I в Россию. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий. После возвращения во Францию на основе своих зарисовок Адам создал серию из 83 листов (так называемый «Русский альбом»), выполненных жидким маслом на бумаге. Позже он литографировал их и составил альбом: «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 - 1833 гг.). Этот альбом состоял уже из 95 листов, и каждый из них был сопровожден пояснительным текстом на французском или немецком языках из походного журнала самого художника или цитатами из воспоминаний участников войны.

Серия рисунков «Русский альбом» А. Адама находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Интересующий нас рисунок - «Наполеоновские войска, идущие мимо стен монастыря» (Инв. № 25996). В альбоме помещена следующая подпись под рисунком: «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre») (Русский альбом Альбрехта Адама: каталог. С. 31, № 81; изображение вынесено на переплет каталога). На первом плане, рядом с палаткой, около которой полулежит штабной офицер из свиты Богарне, спиной к зрителю изображен рисующий Адам.

Альбом литографий А. Адама можно найти далеко не во всех, даже крупных, книжных хранилищах и музеях. В отделе «Россика» РНБ хранится такой альбом литографий, на одной из которых изображен Саввино-Сторожевский монастырь в тот день, когда там находилось войско под предводительством Богарне. Литография называется «Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre». Она несколько отличается от живописного рисунка: в нем отсутствуют изображения колонны войск, художника и палатки, а на их месте - привал французской линейной пехоты. В подписи к литографии время действия отнесено на три дня назад. Помимо этого, она сопровождена выдержкой, как удалось установить, из сочинения Э. Лабома. В альбоме помещен небольшой фрагмент воспоминаний этого адьютанта Эжена Богарне. В книге Лабом уделил гораздо больше места посещению звенигородского монастыря.

Французский офицер рассказал, как он со своими солдатами вошел в монастырь, где их встретили убеленные сединами монахи. Один из них говорил по-французски и поведал Лабому об испытаниях, выпавших на долю русского народа, о его стремлении к свободе, о терпении и мужестве, с которым россияне преодолевали нашествия врагов. Старец рассказал французу и о большой роли служителей Православной Церкви в борьбе за независимость родины. Лабом «проникся уважением к нации, проявляющей в несчастии столько величия», и поведал об этом прибывшему в монастырь принцу Богарне.

И воспоминания Э. Лабома, и рисунок А. Адама - все это свидетельствует о реальном посещении Эженом Богарне Саввино-Сторожевского монастыря. Поэтому можно предположить, что в основе предания о явлении преподобного Саввы французскому генералу Эжену Богарне лежит действительно случившееся событие, запечатленное в воспоминаниях его адьютанта Э. Лабома.

Письма Наполеона Бонапарта Эжену Богарне

Предание о видении звенигородского святого Эжену Богарне передавалось из уст в уста в семье его потомков, герцогов Лейхтенбергских. Также бережно хранили они документы, картины и мемориальные вещи, связанные с именем их знаменитого предка. Некоторые предметы из Мариинского дворца после революции оказались в Государственном Эрмитаже.


Вероятно, и два письма , принадлежавшие генералу Богарне и попавшие в ОР РНБ, тоже происходят из семейного архива потомков Э. Богарне. Оба находятся в ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов); одно поступило из Парижа в качестве дара А. Я. Полонского в 1985 г. и числится по описи 3, без №, другое - по описи 1, № 923, следовательно, второе поступило в РНБ раньше.
Эти письма адресованы вице-королю Италии Э. Богарне и собственноручно завизированы Наполеоном Бонапартом. Оба послания составлены в Фонтенбло, и оба датированы сентябрем 1807 г.: одно 14 числом, другое 30. Император обращается к своему пасынку с рекомендациями по поводу приема русской эскадры после подписания Тильзитского мира (во время возглавляемой Д. Н. Сенявиным так называемой Второй Архипелагской экспедиции, похода и стратегических действий русского Балтийского флота в Средиземном море во время войн третьей и четвертой антифранцузской коалиции в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войны 1806-1812 гг.).

В другом фонде ОР имеется еще один документ, связанный с именем Богарне. Это копия письма самого генерала о передислокации войск, датируемая 9 октября 1812 г. (шифр: ф. 859, собр. Н. К. Шильдера, к. 42, № 20).

Икона "Собор радонежских святых"

Ил. 1. Миниатюра «Преподобный Сергий Радонежский». Служба преп. Сергию Радонежскому. Сборник служб святым. ХVII в.
Шифр: ОСРК, Q.I.85, л. 425 об.

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева
«По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.

Ил. 2. л. 30 Колокольня из-за сада


Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 3. л. 25. Вид с трапезной галереи

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 4. л. 27. Северная сторона. Стены

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 5. л. 23. Вид Троице-Сергиевой Лавры издали, с Московской дороги

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 6. л. 26. Стены: Восточная сторона

Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.

Ил. 8. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 7 об.

Ил. 9. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 79

Ил. 10. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 26

Ил. 12. Заставка и начало рукописи.
Лествица Иоанна Синайского. 1422 г.
Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 1

Ил. 13. Приписка писца. Лествица Иоанна Синайского. 1422 г. Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 297

Ил. 14. Миниатюра «Евангелист Матфей». Четвероевангелие. 1610 г.
Вклад в Павло-Обнорский монастырь.
Шифр: Погод. 163, л. 6 об.

Ил. 15. Запись о вложении рукописи в Павло-Обнорский монастырь. Четвероевангелие. 1610 г.
Шифр: Погод. 163, л. 239 об.

Ил. 16. Миниатюра «Преподобный Авраамий Галицкий». Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2

Ил. 17. Миниатюра, изображающая сюжет из Жития преп. Авраамия Галицкого. Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2 об.

Ил. 19. Молитвы, а также запись о вкладе рукописи. Иерусалимский устав. 1412 г.
Шифр: ОСРК. F.п.I.25, л. 1 об.

Ил. 20. Спасение Саввой Звенигородским царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Иллюстрация Н. С. Самокиша к поэме Л. А. Мея «Избавитель». 1896-1911 гг.

Ил. 21. Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781 1824) - пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии. Гравированный портрет. Отдел эстампов РНБ

Ил. 22. Портрет герцогини
Дарьи Евгеньевны Лейхтенберг.
Худ. Ф. Фламинг. Франция. 1896 г.
Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Ил. 23. Портрет Альбрехта Адама. Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827
(«Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.)

Ил. 24. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre»). Рисунок маслом из «Руского альбома» А. Адама. Государственный Эрмитаж, инв. № 25996

Ил. 25. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. 10 сентября 1812 г.» («Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre»). Литография из альбома «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.). Отдел «Россика», РНБ


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 26, 27. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 14 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991. Общее собр. иностранных автографов, оп. 3, без №.


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 28, 29. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 30 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов), оп. 1, № 923

Ил. 31. Поминальная запись. Канонник. Кон. ХIV-нач. ХV в. и нач. ХV в. Симонов монастырь.
Шифр: ОСРК. О.п.I.6 (из собр. Ф. Толстого), л. 84

Ил. 32. Житие преп. Стефана Пермского, составленное Епифанием Премудрым («Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа») Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 129

Ил. 33. Запись писца Жития преп. Стефана Пермского, составленного Епифанием Премудрым Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 194 об. (последняя строка) 195 (три строки сверху почерком писца)

Ил. 34. Послание Епифания Премудрого его другу Кириллу в Тверь.
Сборник. ХVII-ХVIII в.
Шифр: Солов. 15/1474, л. 130

Ил. 35. Похвальное слово преп. Сергию Радонежскому, составленное Епифанием Премудрым. Сборник. 90-е гг. ХV в.
Шифр: Соф. 1384, л. 250

Ил. 37. Житие преп. Сергия Радонежского (наиболее близкий текст, сост. Епифанием Премудрым). Список нач. ХVI в.
Шифр: ОЛДП. F. 185, л. 489 об. 490

Ил. 39. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И. Ф. Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. : ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 69

Ил. 40. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси».
Худ. И Ф Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 73

Ил. 41. Внизу: Озеро близ Ферапонтово-Белозерского монастыря. Вверху: Островок патриарха Никона Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И Ф Тюменев. Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 84

Ил. 42. Житие преп. Сергия Радонежского с чудесами 1449 г. Сборник. Кон. ХV в.
Шифр: Соф. 1389, л. 281 (по верхней фолиации).

Ил. 43. Предисловие к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 3

Ил. 44. Заставка к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 9

Ил. 45. Житие преп. Сергия Радонежского, составленное Пахомием Сербом Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 373 об.

Ил. 47. Образец почерка помощника Димитрия Ростовского. Минеи четьи Димитрия Ростовского. Список кон. ХVII в.
Шифр: ОСРК. F.I.651

Ил. 48. Выписки из Жития преп. Сергия Радонежского, сделанные императрицей Екатериной II. 1793 г. Копия П. П. Пекарского с автографа Екатерины. Сер. ХIХ в.
Шифр: ф. 568. Пекарский, ед. хр. 466

Ил. 49. Помета скорописью: «Пролог Прилуцкого монастыря». Пролог. Кон. ХIV-нач. ХV в. Спасо-Прилуцкий монастырь.
Шифр: СПДА. А.I.264 (2), л. 2

Ил. 50. Заставка с изображением преп. Мартиниана Белозерского. Житие преп. Мартиниана Белозерского. Нач. ХVIII в.
Шифр: Погод. 739.

Ил. 51. Миниатюра, изображающая преп. Кирилла Белозерского. Начало Службы преп. Кириллу Житие преп. Кирилла Белозерского и Служба ему. 1837 г.
Шифр: Кир.-Бел. 58/1297, л. 4 об.-5

Ил. 52. Вещи из ризницы Кирилло-Белозерского монастыря,
принадлежавшие преподобному Кириллу Белозерскому.

Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 43

Ил. 53. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь преп. Сергия в Ивановском монастыре.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 33

Ил. 54. Первая келья преп. Кирилла Белозерского.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 34

Ил. 55. Начало второго Послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому. Кормчая. Нач. ХV в.
Шифр: F.II.119

Преподобный Савва Сторожевский еще при жизни прославился даром прозорливости. После того как он отошел ко Господу, при его гробе стало происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их «не поддается подсчету».

Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить после следующего события.
Спустя много лет после преставления преподобного, в правление великого князя Ивана III Васильевича, однажды ночью святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который считался искусным иконописцем. Преподобный Савва повелел настоятелю следующее: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». Поразительно, но в явившемся Дионисий не узнал преподобного Савву, а потому спросил: «Кто ты, господине, и как твое имя?».
После того как святой назвал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи молодым, видел преподобного Савву. Аввакум рассказал о том, как выглядел святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий вскоре написал икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некоторое время после этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще более усилилось.

Однажды в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский сын Иван Ртищев. С собой он привез своего сына Георгия, который страдал недугом немоты. Иван Ртищев совершил необычный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот своему сыну немного монастырского кваса. После этого и произошло чудо: Георгий заговорил, а через некоторое время его недуг полностью исчез.
Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтобы с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших разными болезнями). Кваса ему дали. Вернувшись домой, он сначала занимался лечением своих домашних и слуг, из которых многих исцелил, а впоследствии и сам избавился от давно мучившей его болезни.

Одно из чудес произошло с царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. Однажды во время охоты, которая проходила недалеко от Звенигорода, царь отстал от своей свиты и заблудился в густом лесу. На свою беду, Алексей Михайлович вышел прямо на медведя. И вот, когда лесной хищник с рычанием стал подходить все ближе к государю, из леса вышел незнакомый старец и прогнал животное. Медведь сразу же убежал, а старец будто бы растворился в воздухе. Спасшись от беды, царь вместе с подоспевшей свитой направился в Сторожевский монастырь, который находился поблизости, чтобы в храме отблагодарить Бога за спасение. Войдя внутрь храма, он посмотрел на икону преподобного Саввы и узнал того старца, который прогнал медведя в лесу. Именно с этого момента Алексей Михайлович взял обитель под свое покровительство, приезжал на богомолье и неоднократно помогал монастырю материально.

Однако наиболее известное чудо, которое совершил преподобный Савва, произошло во время Отечественной войны 1812 года.
Когда Наполеон уже был в занятой им Москве, его пасынок и вице-король Италии принц Евгений (Эжен) Богарне обосновался в Звенигороде. Войска принца расположились непосредственно в Саввино-Сторожевской обители, где сразу же занялись грабежом церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат в монастыре.
Однажды поздно вечером, как признался после принц – то ли наяву, то ли уже во сне – ему явился некий старец в черном монашеском облачении. Приблизившись к принцу, он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым».
Пораженный и устрашенный видением, принц с нетерпением стал ждать утра. Наутро он сразу же отправился в ту церковь, о которой ему было сказано. Войдя внутрь и увидев икону святого, он узнал на ней старца, который явился ему накануне. После этого Евгений Богарне отдал приказ войскам направиться в Москву. При этом церковь он запер своей личной печатью, чтобы все имущество осталось в целости и невредимости. Обещание преподобного Саввы исполнилось – принц Евгений вернулся на родину живым, в то время как многие из его соплеменников навсегда остались лежать в русской земле. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом – сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.