Питание в строгий пост. Очень строгий пост - сухоядение

02.03.2009 21:27:22 Воркута
Здравствуйте. Что значит строгий пост.


Уважаемый читатель нашего сайта!

Великий пост является самым строгим из всех постов, которые есть в Православной Церкви потому, что этот пост нельзя употреблять в пищу не только мясо, но и молочные продукты (кефир, творог, молоко, йогурты и т.п.), яичные и даже рыбные блюда.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. "Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление" , – такими словами начинается Великий канон. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию.

С IV века Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.

Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу - “томить плоть свою, да не воюет на дух”.

Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.

Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.

Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

(Примечание: Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. ). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника)

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.


14 августа - 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - . Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,

Сырная () - неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи,

Троицкая - неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник - 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

- 27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

15 февраля начинается самый продолжительный и строгий из православных постов - Великий пост 2010 .

Немного о постах

Православная церковь заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост - это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, т.е. сосредочиться на своей душе.

Чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего отказаться от скоромной еды (продуктов животного происхождения) и есть только "постную" пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная пища вызывает у нас желание, не молиться, а поспать, или же, наоборот, резвиться. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос.

Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному (юлианскому) календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.

Многодневные посты

Многодневных постов в году четыре.

Самый длительный и строгий - Великий Пост , который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них - Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост , но он короче - с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза - в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Сейчас мы разберем пользу поста для верующего человека, что можно и что нельзя делать в Великий Пост.

И зачем он вообще нужен этот пресловутый пост, без которого и так «нормально» живется?

Вспомним святого Апостола Павла , который пишет «Воздержание на все полезно». То есть, воздерживаться от пресыщения полезно человеку во всех отношениях. Это подтверждает, например, медицина и здравый смысл .

В наше время рынок переполнен. Все доступно — и продукты питания и предметы быта и информация. Современный человек живет в полном достатке и полагает, что это нормально. Но на самом деле — вредно. Давайте немного поразмышляем на эту тему!

Нормальное состояние человека, это когда он безусловно выполняет свою земную миссию, возложенную на него Господом Богом от рождения, занимает свое место в жизни, трудится «в поте лица» как сказано в Ветхом Завете, планомерно и разумно себя загружает таким образом, чтобы быть максимально производительным и одновременно довольным жизнью.

В случае потери трудоспособности из-за чрезмерного ослабления наступает апатия и уныние. А это уже грех. А саму трудоспособность надо поддерживать — пищей, сном, разумным отдыхом, чистотой и теплом.

Никто не говорит, что нужно ограничивать себя в пост беспредельно. Человек должен быть здоров и работоспособен. Поэтому — забота о теле, как носителе души человеческой, никогда не перестанет быть актуальной. Но забота о теле в пост — это забота и о его (тела) очищении и своего рода — перестроении тела на нормальный жизненный лад.

Пища в пост

Тот, кто ни в чем себе не отказывает — обязательно разленится. Девиз — брать от жизни все, пока можно — заведомо обречен на фиаско. Пресыщение в пище, например, ведет к ожирению, болезням сердца, диабету. Пресыщение в выпивке ведет к деградации всего организма, к циррозу и к смерти в конечном итоге.

Но раньше всего умирает душа, не получающая своей, духовной подпитки. Душу тоже надо кормить. Если тело не забываем насытить трижды в день, то и душа хочет своей пищи — молитвы.

Мы молимся о Вас!

Кто лакомит себя и привык есть все, что захочется, как правило, забывает о молитве. Наполненное пищей тело требует дополнительного сна. И уже на ум никак не придет желание позаботиться о душе.

Напротив, если немного ослабить тело пищевым постом, то легче будет голова соображать, возникнет желание активнее продумать свою жизненную позицию, просмотреть свои проекты заново, просчитать шаги достижения целей, попросить помощи Свыше и благодарить Бога.

Кто уже научился хоть мало-мальски молиться, тот знает, какое благодатное состояние наступает в душе, если хорошо и умиленно почитать молитвы, настроиться внимательно в храме, почитать Священное Писание и поразмышлять над прочитанным!

Это тот самый мир в душе, который достигается молитвой и постом. И этот мир — самое главное для человека. Он и создает желаемое и так трудно достижимое человеческое счастье. Данное благодатное и умиленное состояние души, когда оно приходит, надо беречь как можно дольше. Не осквернять себя пустословием, осуждением, пресыщением пищей и информацией.

Вот мы и подошли к теме духовного поста, который превыше телесного. На самом деле, телесный пост дан нам Самим Богом в поддержку духовного поста. А сам духовный пост выражается в воздержании чувств:

— глаз, зрения — не смотри на грех, не читай греховных книг, исключи зомбоящик — тв;

— ушей, слуха — не слушай греховные речи, сплетни, рассказы, осуждение, кривотолки;

— вкуса и обоняния — не стремись к лакомству, довольствуйся поддержкой тела простой пищей;

— рук — не твори грех;

— ног, чтобы не вели на грех. Также половое воздержание. И так далее.

Многие бы возразили, а как жить тогда? Что же тогда можно в пост?

Все очень просто.

Надо осознать тебе, человече, что ты настолько пал, что не можешь выбраться из ямы страстей самостоятельно. Ты пресыщен всеми соблазнами мира, ты живешь не своей жизнью, смотря телепередачи и сериалы, ты и помыслить не можешь, что такое чистота христианская и свобода от греха! Так вот упражнение поста и дает тебе возможность вернуться к Богу, очистить душу и тело и навыкнуть в молитве.

Вместо грязной теле-информации, например о политике, кровавости и разврате, ты посмотри канал СОЮЗ, проникнись духовностью, СДЕЛАЙ УСИЛИЕ! Господь судит по намерению. И дает силы любому старающемуся. Помни, что Царство Божие силой берется, как учит Господь. Пустоту и тоску, которые могут образоваться при потере привычного образа жизни, можно заполнить добродетелью и полезным общением, а также чтением душеспасительной литературы.

Твоя молитва может быть слабой и недостаточной. Соборная молитва имеет бОльшую силу. Духовное общение с единомышленниками и более опытными людьми в духовном плане помогут тебе на этом пути своей поддержкой. Правда, в наше время желает быть лучше. Но выбирать свой путь и нести ответ пред Господом в свое время предстоит ТЕБЕ и только тебе.

Вместо скоромной мясо-сальной привычной пищи научись употреблять растительную — овощи, фрукты, крупы и их производные. На самом деле постные блюда еще лучше и вкуснее мясных. Следует помнить, что с мясом мы поглощаем трупный яд. И еще. Слон такой большой и сильный, а питается травой!

Нарушение поста не карается Церковью. Наверно только Боженька смотрит на нас как на чад неразумных.Человек сам себя наказывает, когда отказывается от поста.

Первая Заповедь в раю была — не ешь от древа познания добра и зла. А поскольку человек нарушил волю Божью, то пал. Последствия грехопадения испытываем все мы через века и тысячелетия. И, всместо того, чтобы истреблять грех, мы его почему-то только приумножаем. Поэтому не стоит удивляться, что с годами становится все труднее жить.

И вот, чтобы этого не было, навыкай в посте и молитве! Пост по силам любому. Но и сам пост должен быть посильным. Иным путем постится ребенок, иным — полноценный взрослый, иным постом постятся больные, немощные и престарелые. Подходить к посту надо разумно.

Мы не изверги. Не должны издеваться над собой. Свыше сил — это уже не пост. И вообще, пост ради поста — не спасителен. Пост нужен для христианского совершенства и спасения души.

ПОСТ — ЭТО ДУХОВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Постите, обязательно постите! Возродится и усовершенствуется душа Ваша.

И проживете дольше во здравии, чем думали.

Время Великого поста – самое продолжительное и строгое в году. И личный выбор каждого: соблюдать или не соблюдать правила строго поста, все зависит от желания и силы веры человека. Намереваясь следовать христианским обычаям и преодолев соблазн «не позволительной» пищи, человеку будет очищен. Согласно православной традиции: не столько значительна пища, сколько положительное духовное благосостояние каждого верующего.

Питание в строгий пост

Ставя перед собой задачу «есть или не есть», следует проконсультироваться с доктором. Людям с хроническими заболеваниями, в особенности пожилым, всем детям, беременным и кормящим женщинам пост категорически противопоказан. Если же человек все же решился на пост, потому как чувствует, что хроническое обострение его не беспокоит в данный период, стоит соблюдать послабленный пост, предварительно поговорив со священником, ибо обострение, которое может быть вызвано ограничением белковой пищи животного происхождения, вновь возобновится.

Яйца, молочные продукты, рыба, мясо, содержащие незаменимые аминокислоты, являются строительным материалом нашего организма в целом. Более того, белковая пища – главная составная часть ферментной, иммунной системы, отвечающая также за физическую и умственную активность. Стоит отметить, если здоровый человек не включает в свой рацион белковую пищу больше недели, его организм, для восполнения белков, начинает поедать себя изнутри. Организм становится более подверженным вирусным заболеваниям.

И все же соблюдение строго поста — это личный выбор каждого православного.

Другая категория белков — фрукты, овощи (особенно бобовые), крупы, орехи относится к «заменимым» белкам. Но строительного материала для организма (аминокислот) в них очень мало. Притом, что взрослому человеку нужно съедать 80-90 грамм белка в сутки. Так, чтобы пополнить суточный белковый запас, нужно съедать не менее 5 кг картофеля, 400 грамм сыра или 6-7 килограммов овощей и фруктов. Но можно обойтись примитивно, начав прием витаминов, купленных в аптеке.

Так чем же питаться в строгий пост? Имеется множество способов приготовить вкусную, постную пищу. Например, запеките овощи с грибами в духовке, овощные котлеты — прекрасный легкий завтрак, приготовьте суп с соевым мясом на овощном бульоне. А молочные продукты, в частности масло, применяемые в приготовлении крупяных каш, замените овощным или грибным соусом. В приготовлении салатов, можно воспользоваться таким рецептом заправки: на один стакан оливкового масла , 3 чайные ложки винного уксуса, одну столовую ложку горчицы. Такая заправка хороша еще и тем, что прекрасно сохраняется в холодильнике до нескольких дней. Вместо сахара используйте мед. К тому же мед богат витаминами и микроэлементами, содержит фруктозу, что позволительно даже людям больным сахарным диабетом. И обязательно ешьте фрукты, как в свежем, так и в замороженном виде.

Соблюдение строгого поста позволяет нам нормализовать обмен веществ в организме. Выводятся шлаки, различные токсины, стабилизаторы, консерванты и прочие вредные вещества, которыми насыщены современные продукты питания. Ограничивая жирную пищу, поедание различных колбас, мясных консервов, еды быстрого приготовления (фаст-фуды) и других видов неправильной еды, стоит посту выразить благодарность.

Но не воспринимайте пост как диету, ведь первое, что нуждается в очищении – это состояние души. Ведь недаром в строгий пост многие священники, отвечая на вопрос «что нельзя есть», говорят: «друг друга не ешьте». И, согласитесь, стоит об этом задуматься.

Регина Липнягова специально для