Налично-денежный оборот: сфера применения, принципы. Понятие и структ- налично-денежного оборота

Регулирование налично-денежного оборота



Введение

Важнейшей составляющей экономики любого государства является денежное обращение. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, неразрывно связанные с ними процессы накопления и вложения капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению - движению денег в наличной и безналичной формах. Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной формы обращения в другую, выступая то в качестве наличных денежных знаков, то в виде записей на банковских счетах.

Процессы глобализации в современной мировой экономике затрагивают и сферу денежного обращения, она давно уже стала международной. Вместе с тем состояние экономики любой страны во многом зависит от организации национального денежного обращения. Устойчивое состояние и стабильное развитие сферы денежного обращения являются необходимым условием развития экономики, а нарушение денежного баланса неминуемо приводит к экономическому кризису.

Цель работы - изучить регулирование налично-денежного оборота, для этого целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. Понятие налично-денежного оборота.

2. Состояние наличного денежного оборота в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

3. Регулирование налично-денежного оборота Банком России.


1. Понятие налично-денежного оборота

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве . Объективной основой денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется на два вида товаров: собственно товары и товар-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Из процесса денежного обращения, таким образом, возможно вычленение понятия денежного оборота.

Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и соответственно денежных доходов населения, направленных на потребление.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежный оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся кругооборот наличных денег.

Наличные деньги используются:

для осуществления кругооборота товаров и услуг;

для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей;

для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;

для платежей населения за коммунальные услуги и т.д. Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между юридическими лицами, физическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлической монеты, кредитных карт и т.д.

Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим и физическим лицам. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг и т.д.

В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах. Деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, поэтому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанавливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в резервные фонды, т.е. изымаются из обращения.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков .

2. Состояние наличного денежного оборота в условиях мирового финансово-экономического кризиса

Наличная денежная масса в обращении в России за 2008 год увеличилась на 6,16% и на 1 января 2009 года составляла 4,378 трлн рублей . Об этом свидетельствует официальная информация Центробанка. По структуре наличная денежная масса на 1 января 2008 года распределялась следующим образом: 4,354 трлн рублей составляли банкноты и 23,7 млрд рублей - монеты. Банкнот насчитывалось 6,416 млрд экземпляров, а монет - 40,053 млрд экземпляров.

По сумме 99,46% всей наличной денежной массы составляли банкноты и только 0,54% - монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 86,19%, а банкноты - 13,81%.

На купюры номиналом 5 тыс. рублей приходилось 34% от общей суммы банкнот, 1 тыс. рублей - 51%, 500 рублей - 12%, 100 рублей - 2%, 50 рублей - 1%. В общем количестве банкнот купюры номиналом 5 тыс. рублей составляли 5%, 1 тыс. - 34%, 500 рублей - 16%,100 - 17%, 50 - 9%, 10 рублей - 19%.

За девять месяцев 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей находились под влиянием продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.

Наличная денежная масса в обращении в России за январь - сентябрь 2009 года уменьшилась на 11,4% и на 1 октября 2009 года составляла 3,879 трлн рублей .

По структуре наличная денежная масса на 1 октября 2009 года распределялась следующим образом: 3 трлн 853,8 млрд рублей составляли банкноты и 25,2 млрд - монеты. В обращении находилось 5 млрд 518,2 млн банкнот и 42 млрд 731,4 млн монет. По сумме 99,35% всей наличной денежной массы составляли банкноты и только 0,65% - монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 88,56%, а банкноты - 11,44%.

На купюры номиналом 5 тыс. рублей приходилось 39% от общей суммы банкнот, 1 тыс. - 47%, номиналом 500 рублей - 11%, 100 рублей - 2%, номиналом 50 рублей - 1%. В общем количестве банкнот купюры номиналом 5 тыс. рублей составляли 5%, 1 тыс. - 33%, 500 рублей - 15%, номиналом 100 рублей - 17%, 50 рублей - 9%, 10 рублей - 21% .

3. Регулирование налично-денежного оборота Банком России

Налично-денежный оборот организуется государством в виде центрального банка.

Эмиссионная функция - одна из основных функций Банка России и по своей сути есть функция конституционная.

Исходя из п.1 ст.75 Конституции РФ , Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) следует, что Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (ст.4). Его права и обязанности в данной сфере закреплены в нормах гл. VI (ст.27-34) указанного Закона.

Эмиссия наличных денег служит основой для контроля над обращением денежной массы в стране, дает возможность Банку России активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия Банка России на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем использования печатного станка.

Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. При этом эмиссионное регулирование включает следующие моменты:

определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так в целом по стране (эмиссионный результат может быть с "плюсом", когда производится выпуск денег в обращение, или с "минусом", когда производится изъятие денег из обращения);

документальное оформление совершаемых эмиссионных операций.

Денежная эмиссия выступает в качестве одного из важнейших средств осуществления единой государственной денежно-кредитной политики. При этом следует отметить, что ст.45 Закона N 86-ФЗ вменяет в обязанность Банка России ежегодно не позднее 26 августа представлять в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Банк России осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с организацией наличного денежного обращения, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Помимо эмиссии денег, к организации наличного денежного обращения относятся также вопросы прогнозирования наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. (ст.34 Закона N 86-ФЗ) . Банк России уполномочен осуществлять по данным вопросам регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов на основе имеющейся у него информации как о состоянии экономики в целом, так и в области наличного денежного обращения.

Основные функции по прогнозированию наличного денежного оборота Банк России возложил на свои территориальные учреждения, установив, что объектом анализа при составлении прогнозов кассовых оборотов являются:

складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;

происходящие изменения и тенденции в экономике;

изменение индекса потребительских цен;

состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка;

территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

результаты банковского контроля над соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии .

Полномочия Банка России по вопросам работы с денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок ведения кассовых операций. В сферу его компетенции входят вопросы уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет. По этим вопросам Банк России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

Регулируя вопросы организации наличного денежного обращения, Банк России оказывает воздействие не только на финансово-правовые отношения, но и на отношения гражданско-правового характера. Так, если общие правила расчетов, в том числе наличных, устанавливаются гражданским законодательством (гл.46 ГК РФ), то особенности порядка наличных (и безналичных) расчетов определяются нормативными правовыми актами Банка России.


Заключение

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, призванным обслужить получение и расходование денежных доходов населения.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, бумажных денег (казначейских билетов). Эмиссию и изъятие денег из обращения осуществляет Банк РФ.

ЦБ РФ осуществляет регулирование налично-денежного обращения в РФ. Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. Помимо эмиссии денег, к организации наличного денежного обращения относятся также вопросы прогнозирования наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. Полномочия Банка России по вопросам работы с денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок ведения кассовых операций.

Денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичном порядке и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в рамках законодательно установленного лимита для одной сделки.

Для юридических лиц учреждения банка, в которых открыт счет юридического лица, устанавливают лимит остатка наличных денег в кассах юридических лиц. Все средства сверх установленных лимитов юридические лица обязаны в безусловном порядке ежедневно сдавать в учреждения банка.

За нарушение установленного порядка для юридических лиц и персонально их руководителей установлены серьезные штрафные санкции. Однако необходимо заметить, что на практике подобные ограничения действуют еще явно недостаточно.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) (с поправками от 30 декабря 2008 г)

2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 22 сентября 2009 г)

3. Буданов Д.В. О правосубъектности Банка России в сфере организации наличного денежного обращения // Право и экономика. 2008. - № 7. - С.18-22.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 622 с.

5. Трускова Т.М., Трускова Л.В. Финансы и кредит. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2005. - 352 с.

6. Ушаков В. Роль денег в экономике. // Финансы и кредит. - 2008. - № 7. - С.21-26.

7. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Врублевской, М. Сабанти. - М.: Юрайт - М, 2006. - 504 с.

8. ЦБ: наличная денежная масса в обращении в России за 2008 год увеличилась на 6,16% //

План работы.

Налично-денежный оборот…………………………………………………….3

    Налично-денежный оборот, его понятие…………………………..3

    Экономическое содержание налично-денежного оборота……….3

    Принципы организации налично-денежного оборота……………8

Список литературы……………………………………………………………13

Теоретическая часть

Вопрос №6. Налично-денежный оборот.

    Налично-денежный оборот, его понятие.

Налично-денежный оборот – движение наличных денег в связи с реализацией товаров, оплатой указанных услуг и совершением различных платежей. Обращаться могут только наличные деньги. Базой для денежного обращения служит обращение товаров. Смена форм стоимости создаёт возможность для их постоянного движения. Однако, развиваясь на основе реализации товаров, денежное обращение имеет некоторые особенности и не является простым повторением товарного обращения. Все товары после реализации покидают сферу обращения и потребляются. Деньги же не покидают сферу обращения и вновь используются для осуществления новых товарных метаморфоз.

    Экономическое содержание налично-денежного оборота.

Деньги, находящиеся в обороте, выполняют три функции: платежа, обращения и накопления. Последнюю функцию деньги осуществляют потому, что их движение невозможно без остановок. Когда же они временно прекращают своё движение, они выполняют функцию накопления. Функцию меры стоимости деньги, находящиеся в денежном обороте, не выполняют. Эту функцию деньги выполнили до вхождения в денежный оборот при установлении цен на товары. Поэтому, выполнение функции меры стоимости влияет только на потребность в деньгах для денежного оборота, следовательно, и на величину денежного оборота. Например, когда человек приходит на рынок, перед тем как купить товар и передать деньги продавцу, он торгуется, в результате чего устанавливается цена товара, и только после этого деньги совершают движение – передаются в руки продавца.

Налично-денежный оборот является одной из главных составляющих денежного оборота, куда кроме того входит безналичный оборот. Основная часть денежного оборота – платёжный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используется для погашения долговых обязательств. Платёжный оборот производится как в наличной так и безналичной формах. Доля безналичного оборота в платёжном обороте является преобладающей (70-80%). Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платёжным оборотом.

Банковская система выступает исходным пунктом кругооборота наличных и безналичных платежей, а создание платёжных средств являющееся ее важнейшей функцией, тесно связано с проводимыми этой системой кредитными операциями. Поскольку предприятия, частные лица в процессе расчётно-кассового обслуживания напрямую связаны с банками, прерогативой именно последних выступает превращение долговых требований к своим клиентам в платёжные средства. Открывая им счета до востребования, банки тем самым увеличивают денежную массу.

Денежная масса представляет собой результат взаимодействия двух потоков. Один поток – выпуск денег, означающий распределение платёжных средств через банки среди экономических агентов, испытывающих потребность в деньгах, другой возврат денег должниками, имеющий место при уменьшении долговых требований в активах банков из-за уплаты долгов. Ввиду того, что выпуск платёжных средств происходит активнее, чем возврат, денежная масса имеет тенденцию к увеличению. Производные денежного оборота - денежная масса и объём кредитов – наряду с валютным курсом служат главными объектами денежно-кредитной политики.

Наличные деньги, находящиеся в сфере обращения, выполняют функции средства обращения платёжного средства. Деньги в функции средства платежа используются не для опосредствования процесса обмена товаров, а для его завершения. При продаже товаров в кредит деньги используются для погашения долговых обязательств, возникших в момент приобретения товаров покупателем. Кроме того, наличные деньги в функции средства платежа используются при совершении различного рода расчётов, не связанных непосредственно с процессом обмена товаров.

В сфере обращения деньги функционируют попеременно – то как средство обращения, то как средство платежа. Деньги, вырученные за проданные товары, могут быть использованы продавцом для погашения ранее предоставленного коммерческого или потребительского кредита или в связи с совершением других нетоварных расчётов, могут быть использованы для оплаты приобретаемых товаров, т.е. функции средства обращения.

Деньги могут функционировать в следующих формах: металлические, бумажные, кредитные.

Кроме того, различают:

      Полноценные деньги, когда номинальная и реальная стоимость их совпадает (штучные, весовые монеты);

      Их заменители (знаки стоимости) – неполноценные монеты, бумажные деньги (казначейские билеты), кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки).

Полноценные деньги при металлическом обращении одновременно играли роль всеобщего стоимостного эквивалента и выполняли все функции денег. По мере развития капиталистического производства бумажные деньги вытесняют золотые монеты. Для обслуживания мелких платежей издавна чеканится разменная монета. Вначале дробная единица полноценных денег, затем как неполноценная (биллонная) монета, номинальная стоимость которой превышает стоимость содержащегося в ней металла и расходы на чеканку. Современные монеты изготавливаются, в основном из сплавов (медно-никелевого, медно-цинкового). Их удельный вес в денежном обращении невелик. Они выпускаются в определённых размерах и, как правило, обладают ограниченной платёжной силой. Основным видом денег в настоящее время являются бумажные знаки стоимости.

Впервые бумажные деньги появились в Китае в 1230-1263 гг. О втором выпуске ассигнаций упоминал Марко Поло в 1286 г. В других государствах бумажные деньги появились позднее (с 17 в.). В России бумажные день появились в 1769 г. и получили название ассигнаций.

Появление бумажных денег связано с развитием товарного производства. Металлическое обращение слишком дорого обходилось государству. Кроме того, добыча драгоценных металлов всегда отстаёт от потребности хозяйства в средствах обращения, а замена металлических денег бумажными знаками к тому же способствует экономии издержек обращения.

Внешне кажется, что бумажные деньги – заместители полноценных денег – созданы государством. В действительности они возникли в процессе обращения металлических денег по мере отклонения обозначенного на них номинального содержания от реального веса.

Появление бумажных денег обусловлено объективными закономерностями металлического обращения и потребностями оборота в деньгах. Государство не создаёт бумажных денег, оно лишь использует возможность и необходимость эмиссии денег с принудительным курсом для обеспечения денежного обращения, а также покрытия своих расходов.

Бумажные деньги – это денежные знаки (знаки стоимости), наделённые принудительным номиналом, обычно неразменные на металл и выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Исторически они возникли как знаки золота и серебра.

Сущность бумажных денег заключается в том, что они неполноценны, не имеют самостоятельной стоимости. Вне процесса обращения – это клочки бумаги. Устанавливаемая государством принудительная нарицательная стоимость (номинал) бумажных денег придаёт им общественную значимость в пределах данной страны.

Государство может произвольно устанавливать номинальную стоимость денежной единицы, выпускать в обращение неограниченное количество бумажных денег в любых купюрах. Но этим и кончается иллюзия власти государства над денежным обращением. Попав в обращение, знаки стоимости подчиняются присущим ему законам, а поскольку бумажные деньги исторически возникли как знаки стоимости золота и серебра, то в основе их обращения лежат знаки металлического обращения. Независимо от массы выпущенных денег и номинала их реальная стоимость определяется не штемпелем государства, а объективными условиями, законом стоимости, законом денежного обращения.

Поскольку бумажные деньги не имеют собственной стоимости, то они не могут самостоятельно выполнять функции меры стоимости, сокровища, мировых денег. Они всегда выполняли функции средства обращения и как средства платежа. Бумажные деньги иногда выполняют функцию средства накопления, но на практике бумажные деньги оказываются фальшивым кумиром, так как подвержены неустойчивости. Бумажные деньги по своей природе неустойчивы, так как:

        Они не имеют собственной стоимости;

        Эмиссия их связана не только с реальными потребностями оборота, но и с растущими непроизводительными, прежде всего, военными расходами;

        Не действует механизм стихийного регулирования денежного обращения, так как бумажные деньги не выполняют функцию сокровища.

Стихийной реакцией на нарушение закона денежного обращения является обесценивание денег. Выделяют несколько причин обесценивания бумажных денег:

    Избыточный выпуск денег в обращение. Разность между номинальной стоимостью денег и расходами на их печатание образует эмиссионный доход государства.

    Бумажные деньги обесцениваются в случае потери доверия населения к правительству (отказ принимать платежи по номиналу).

    При золотом монометаллизме пассивный платёжный баланс вызвал чрезмерный спрос на золото как на мировые деньги и обесценивание бумажных денег по отношению к металлу.

    Принципы организации налично-денежного оборота

Налично-денежный оборот в стране организуется на основе определённых принципов.

Налично-денежный оборот в стране регулируется следующими законами и нормативными актами: Положением ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.), Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также с учетом положений Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Федеральным законом от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10июня 2002 г. №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» (Банке России) в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

    Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

    Установление правил хранении, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    Установление признаков платёжеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены повреждённых банкнот и монеты Банка России;

    Определение порядка ведения кассовых операций.

Непосредственно ведение самих кассовых операций регулируется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждённым решением Совета Директоров ЦРБ от 22 сентября 1993 г. №40. Данным документом определено, что организации всех правовых форм обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчётов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Допускаемая контрольно-кассовая техника на территории Российской Федерации применяется в обязательном порядке всеми юридическими лицами, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическим лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при осуществлении наличных денежных расчётов в ходе торговых операций.

Кроме того, Федеральный закон от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» предусматривает возможность применения бланков строгой отчётности – правда, только при расчётах с населением.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчётности определяется Правительством России в Положении об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения ККТ (утв. Постановлением Правительства России от 31 марта 2005 г. №171).

К бланкам строгой отчётности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт в случае оказания услуг населению. Формы бланков утверждаются Министерством РФ по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального Банка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определённой сфере услуг.

Документы, оформленные на бланках, являются первичными учётными документами. Организации и индивидуальные предприниматели ведут учёт бланков. Бланки строгой отчётности сами по себе являются объектом бухгалтерского учёта.

Учитывая, что наличные денежные средства, принадлежащие организации, можно рассматривать как имущество, учёт наличных денежных средств должен подчиняться общим правилам бухгалтерского учёта, в том числе касающихся и документально оформленных хозяйственных операций, установленных ст.9 Закона №129-ФЗ.

Согласно вышеуказанной норме Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт. Все первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах первичной учётной документации, либо составлены с указанием обязательных реквизитов.

В соответствии с Положением ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации":

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России;

Список литературы.

    Деньги. Кредит. Банки: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2009. – 132 с.

    Журавлёв В.Н. Кассовые операции в примерах. – М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2007. – 116 с.

    Безналичного денежного оборота в Российской Федерации 2.1 Правовые основы регулирования безналичного денежного оборота и принципы его организации Правовой базой...

  1. Организация наличного денежного оборота в РФ

    Реферат >> Финансы

    ... . ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО -ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 2.1 Принципы организации наличного денежного оборота в России Задача Центрального банка при организации наличного денежного оборота - обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность. Поэтому оборот наличных ...

  2. Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ (3)

    Реферат >> Финансы

    Рассмотреть:1) безналичный денежный оборот и принципы его организации ;2) формы безналичных... наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота . Расширение сферы безналичного оборота ...

  3. Налично -денежный оборот , денежные системы

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    Моей контрольной работы является «Налично -денежный оборот , его организация . Денежная система». Мне было... денежных доходов населения. Налично -денежный оборот организуется на основе следующих принципов : все предприятия и организации должны хранить наличные ...

Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающих реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежный оборот подразделяется на наличный и безналичный. Участниками налично-денежного оборота являются предприятия, организации, учреждения, независимо от форм собственности, банковские финан органы и население. Налично-ден оборот – совокупность платежей, произведенных наличными деньгами.

Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращение и выполнения ими 2 функций: средства платежа и средства обращения. Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов. Эмиссию осуществляет ЦБРФ. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

Структура наличного денежного оборота предполагает включение в него определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений, или денежного оборота: 1. Между системой центрального банка и системой коммерческих банков - фиксирует монополию центрального банка на выпуск наличных денег в обращение, связывая наличный денежный оборот с процессами снабжения банков денежной наличностью со стороны центрального банка и ее инкассации (получении) в центральном банке. Наличные деньги, эмитированные центральным банком, поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы организаций.2. Между коммерческими банками, между банками и их клиентами - охватывает сферу инкассации денежной наличности от клиентов коммерческих банков и снабжение этих клиентов необходимой денежной наличностью. Этот оборот обеспечивает получение и обслуживает расходование денежных доходов населения. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, коммунальных платежей, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, уплату штрафов и т.д.3. Между организациями и населением - реализует кассовое обслуживание населения через банки и организации. Наличный денежный оборот между организациями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Для каждой организации устанавливаются лимиты остатка наличных денег в кассе, и деньги, превышающие лимит, должны быть сданы в обслуживающий данную организацию коммерческий банк. Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных денежных доходов.

4. Между отдельными гражданами - появляется при использовании наличных денег, когда платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуется никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа может немедленно потратить полученные деньги.

Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах ЦБРФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Большая часть наличных денег выдается клиентам - юридическим и физическим лицам. Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей и т.д. Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций. Налично-денежный оборот в России организуется на основе следующих принципов: все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках; банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности; обращение нал денег служит объектом прогнозного планирования; управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке; цель налично-ден оборота - обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность ден обращения; наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Налично-денежный оборот – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный промежуток времени, это процесс непрерывного обращения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. В российской действительности наличные деньги обслуживают также и большую часть хозяйственных связей юридических лиц, особенно частных предпринимателей.

Наличные деньги используются:

– для осуществления кругооборота товаров и услуг;

– для расчетов по выплате заработной платы, приравненных к ней платежей;

– для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;

– для платежей населения за коммунальные услуги. Налично-денежный оборот в Российской Федерации организуется государством в лице Центрального банка.

Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России, которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды. Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.

Наличные деньги выпускаются в обращение Банком России на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Важную роль в стабилизации денежного обращения в России сыграло утвержденное Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах организации наличного денежного оборота на территории Российской Федерации», которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Основные принципы организации налично-денежного оборота в РФ заключаются в следующем:

– все предприятия и организации должны хранить наличные деньги в коммерческих банках (за исключением суммы лимита, установленного обслуживающим банком);

– банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

– сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи средств на оплату труда, выплат социального характера не более трех дней;

– обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

– управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

– организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения. Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работу с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.

Налично-денежный оборот представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Несмотря на то, что наличный денежный оборот во всех странах составляет меньшую часть, он имеет большое значение. Именно этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения .

Наличные деньги являются основным платежным средством, используемым при осуществлении розничных платежей в РФ.

Как средство платежа наличные деньги используются для расчетов, непосредственно связанных с процессом реализации товаров и услуг в розничной сети, а также для выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Банк России проводит мероприятия, направленные на защиту платежного оборота от фальшивомонетничества, ведется интенсивная разработка и внедрение новых защитных признаков денежных знаков.

Система налично-денежного оборота включает: систему организаций Банка России, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, всех экономических агентов, включая домохозяйства.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации, необходимые для деятельности Банка России. Они расположены во всех регионах Российской Федерации. Это обеспечивает координацию деятельности Банка России по всей стране, которая необходима для эффективной организации и регулирования платежей и расчетов с учетом территориальной протяженности и наличия 9 часовых поясов.

Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами и не имеют права принимать решения нормативного характера.

Расчетно-кассовый центр (РКЦ) – структурное подразделение Банка России, действующее в составе его территориального учреждения. РКЦ осуществляет функции, связанные с открытием банковских счетов клиентам, составлением и передачей электронных сообщений в уполномоченное учреждение Банка России. Кроме того, если требуется, РКЦ зпринимает платежные документы на бумажном носителе у клиентов и преобразует их в электронную форму, а также осуществляет кассовое обслуживание клиентов и обеспечивает проведение расчетов с применением авизо. Каждый национальный банк и главное управление имеют свои расчетно-кассовые центры (один из которых – головной).

РКЦ регулируют и обеспечивают налично-денежный оборот, переводя денежные знаки из резервных фондов в оборотные кассы РКЦ.


РКЦ открывают оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и формируют резервные фонды банкнот и м65онет, т.е. определенный запас денежных знаков, предназначенный для выпуска в обращение при возникновении дополнительной потребности в наличных деньгах. Эти деньги являются резервом, т.е. кассовым ресурсом, а не деньгами, находящимися в обращении, т.к. не совершают движения.

Резервные фонды создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема наличного обращения, условий хранения.

Резервные фонды создаются для:

1) удовлетворения потребности хозяйствующих субъектов и населения в наличных деньгах;

2) обновления денежной массы (изъятие ветхих, поврежденных монет и банкнот);

3) поддержания оптимального покупюрного состава денежной массы для нужд обращения;

4) сокращения расходов по перевозке и хранению денег.

Оборотные кассы РКЦ принимают наличные деньги от кредитных организаций и зачисляют денежные суммы на их депозиты (бессрочные вклады) в РКЦ ГУ Банка России. По мере необходимости кредитные организации получают наличные деньги в оборотных кассах. Деньги оборотной кассы – это деньги, находящиеся в обращении.

Из оборотных касс РКЦ наличные деньги поступают в коммерческие банки и, далее, их клиентам: фирмам, организациям и населению. Частично фирмы используют наличные деньги для расчетов между собой, а также в виде заработной платы работникам.

Рис. 5.1. Схема движения наличных денег между населением, юридическими лицами и банками

Население получает наличные деньги на предприятиях и в банках (в виде процентов по вкладам или ссуд). В обратном направлении наличные деньги уходят от населения в виде потребительских расходов, погашения ссуд, вкладов в банки и т.д.

Наличные деньги сдаются в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при фирмах для последующей сдачи в банк. Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента, в бауле и от инкассаторов.

Для выдачи зарплаты предприятиями заключаются договора с определенными сроками, выдача осуществляется расходными кассами. Все шире используется выдача зарплат с помощью пластиковых карт.

Для коммерческих банков установлены лимиты их оборотных касс. Поэтому наличные деньги свыше лимита они сдают в РКЦ.

Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу РКЦ превышает сумму выдач из нее, то деньги переводятся из оборотной кассы в резервный фонд. Так осуществляется изъятие денег из обращения.

Если наоборот, то РКЦ обязан увеличить выпуск денег в обращение путем перевода необходимой суммы из резервного фонда в оборотную кассу. Для этого необходимо специальное разрешение управления Банка России.

После пополнения оборотной кассы – наличные деньги передаются в операционные кассы кредитных организаций при нехватке у них наличных денег для расчетно-кассового обслуживания клиентов.


Рис. 5.2. Организация наличного денежного оборота в Российской Федерации


Банк России в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения:

– прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монеты Банка России, создает их резервные фонды;

– устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

– устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядок уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты;

– определяет порядок ведения кассовых операций.

Кроме того, Банк России проводит мониторинг состояния наличного денежного оборота и изменения его структуры, анализирует купюрный состав наличной денежной массы и его соответствие потребностям платежного оборота, отслеживает срок службы наличных денежных знаков различного номинала, производит расчеты потребности в наличных деньгах различного номинала по регионам, составляет планы изготовления банкнот и монеты.

В структуре наличного денежного оборота РФ преобладают поступления от продажи товаров, поступления на счета по вкладам (депозитам) физических лиц, поступления от продажи населению наличной иностранной валюты, поступления на счета индивидуальных предпринимателей и др.

Наибольшие объемы выдачи наличных денежных средств – это выдачи со счетов по вкладам (депозитам) физических лиц, выдачи на заработную плату, выплаты социального характера, стипендии; выдачи со счетов физических лиц; выдачи займов и кредитов; выдачи по операциям с использованием пластиковых карт.