На какое расстояние требуется отойти от крайнего. Техника безопасности при выполнении работ общие меры безопасности на железнодорожных путях

2.1. Требования безопасности
при следовании работников к месту работы на перегонах
и железнодорожных станциях

2.1.1. При выполнении работ на железнодорожных путях железнодорожной станции (далее - станции) работники должны проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам, внимательно следя за передвижением поездов или маневровых составов на смежных железнодорожных путях.

2.1.2. Маршруты безопасного прохода по станционным путям разрабатываются работниками дистанции СЦБ и связи, утверждаются руководством дистанции СЦБ и связи, согласовываются с начальником станции (ДС) и доводятся до сведения всех причастных работников при проведении инструктажей.

Маршруты служебных проходов на территории станции разрабатываются работниками станции и утверждаются ДС.

2.1.3. Перед началом работы руководитель работ (старший электромеханик, электромеханик) обязан:

провести целевой инструктаж;

проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;

убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению (по необходимости).

Сигнал о приближении поезда или команда руководителя работ об уходе с пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место является приказом для всех работающих.

2.1.4. Проход на перегонах к месту работ и обратно должен осуществляться в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника.

При невозможности пройти в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по железнодорожному пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:

на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению), контролируя приближение поезда также и по неправильному направлению;

руководитель работ обязан предупредить работников о соблюдении осторожности при нахождении на железнодорожных путях при плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, и следить, чтобы они шли по одному друг за другом;

при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем).

На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой для определения направления движения поездов, следует ориентироваться по показаниям светофоров.

2.1.5. В стесненных местах, где по обеим сторонам железнодорожного пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы, а также на мостах и в тоннелях намечаются безопасные места, на которые следует отойти при появлении поезда.

2.1.6. При установленной скорости движения поездов до 140 км/ч включительно при приближении поезда работники должны заблаговременно, когда до поезда остается расстояние не менее 400 м, прекратить работы, убрать материалы, инструмент и отойти в сторону от железнодорожного пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место.

При приближении подвижного состава работники должны отойти на следующие расстояния от крайнего рельса:

поезда, дрезины, отдельного локомотива - не менее чем на 2,5 м;

работающих путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - на 5 м;

работающего путевого струга - на 10 м;

работающих машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей;

работающих однопутных снегоочистителей - на 25 м.

Пропуская поезд, необходимо укрыться за опорами контактной сети, релейными шкафами или другими сооружениями во избежание получения травмы от предметов, которые могут находиться на подвижном составе и выступать за пределы габарита приближения строений.

Запрещается переходить для пропуска поезда на соседний железнодорожный путь и находиться на нем.

2.1.7. На скоростных участках работники должны, не позднее чем за 10 минут до прохода скоростного поезда, прекратить работы, убрать материалы и инструменты на обочину и не позднее чем за 5 минут до прохода поезда уйти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса на участках обращения поездов со скоростью 141 - 160 км/ч, и не менее 5 м - со скоростью обращения 161 - 200 км/ч.

2.1.8. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать путь перед приближающимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему пути не движется встречный поезд;

пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

переходить пути в пределах стрелочных переводов.

При переходе железнодорожного пути, занятом вагонами, следует пользоваться только переходными площадками с исправными подножками и поручнями. Сходить с площадки следует, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути.

Запрещается переходить железнодорожный путь, подлезая под вагоны. Обходить стоящие вагоны необходимо на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона; переходить путь между расцепленными вагонами разрешается в том случае, если расстояние между ними не менее 10 м. При переходе железнодорожных путей не следует наступать на рельсы.

2.1.9. При проходе вдоль железнодорожных путей на станциях следует идти по широкому междупутью или по обочине земляного полотна, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия.

2.1.10. Переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (пешеходные мостики, тоннели, настилы), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях нет приближающегося подвижного состава.

2.1.11. При выполнением работ на железнодорожных путях необходимо находиться в сигнальных жилетах, а в темное время суток и при плохой видимости - в сигнальных жилетах со световозвращающими накладками. Спецодежда должна быть плотно застегнута и не мешать движениям.

2.1.12. Во время перерыва в работе, выполняемой на железнодорожных путях, необходимо сойти с путей на обочину за пределы габарита приближения строений. Садиться для отдыха на рельсы, шпалы, электроприводы, дроссель-трансформаторы, путевые ящики и другие напольные устройства запрещается.

2.1.13. При обслуживании напольных устройств СЦБ запрещается производить в одно лицо те работы, производство которых по технологическим картам предусмотрено проводить в два лица. Перечень работ по обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, которые должны выполняться в два лица и более, приведены в Приложении N 2 к настоящим Правилам.

2.1.14. Перевозка работников к месту работ и обратно должна производиться в соответствии с Правилами перевозки рабочих, постановки жилых, бытовых и служебных вагонов на железнодорожных путях и пожарной безопасности в подвижных формированиях железнодорожного транспорта.

2.1.15. При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места работ руководители дистанции СЦБ и связи должны установить порядок доставки рабочих к месту работ и обратно с использованием средств передвижения, оборудованных для перевозки людей, и согласовать его с руководителями отделения железной дороги или железной дороги.

2.1.16. На участках обращения пассажирских поездов местного и пригородного сообщения доставку работников к месту работ и обратно организуют этими поездами.

2.1.17. Для доставки работников к месту работ и обратно автомобильным транспортом должны использоваться автобусы или специально оборудованные грузовые автомобили, отвечающие санитарным требования и требованиям пожарной безопасности.

2.1.18. Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, употреблявших алкогольные напитки, а также находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, в болезненном или утомленном состоянии.

2.1.19. Перед выездом на линию водители дрезин, машинисты мотовозов и других подвижных единиц должны проходить предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств проходят предрейсовый медицинский осмотр при наличии медицинских учреждений в местах базирования.

2.1.20. Количество людей, перевозимых на платформах дрезин, должно соответствовать наличию оборудованных мест для сидения.

Инфраструктура железной дороги — это зона повышенной опасности. На ней работа осуществляется круглосуточно. От железнодорожников и пассажиров жизнедеятельность железной дороги требует осторожности, бдительности, повышенного внимания. Здесь не прощается беспечность, игнорирование предписанных правил безопасности.

Общие правила безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта

Для того чтобы обезопасить железнодорожников, пассажиров ЖД транспорта, лиц, проживающих в непосредственной близости от инфраструктуры железнодорожной дороги, рядом со всеми опасными и требующими повышенного внимания местами, имеются информационные плакаты, таблички, указатели, информационные стенды и т.п. Основная их цель — предостережение и призыв к повышенной бдительности.

Изложенные в них правила нахождения на ЖД-объектах предупреждают об опасности пересечений железнодорожных путей в местах, которые для этого не предусмотрены. Указывают на опасность хождения по ним. Информируют о недопустимости размещения на рельсах посторонних предметов. Предупреждают о запрете на пересечение железной дороги перед движущимся составом и т. п.

Причины разработки и внедрения правил безопасности

Однако, как показывает практика, предписанные правила поведения на ЖД-путях выполняются не всегда и не всеми.

Так, статистика свидетельствует, что не прекращаются случаи гибели людей, получение ими инвалидности. Все это происходит вследствие игнорирования правил нахождения на ЖД-путях. Не сокращается число пострадавших от прикосновений к контактной сети железной дороги, напряжение который более 27000 Вольт.

Для того чтобы исключить подобное, а также предостеречь людей от иных опасных последствий, разработаны правила безопасности граждан рядом с железнодорожными путями, на посадочных платформах, в вагонах и т.д.

Также надо знать, что лица, нарушающие эти правила, привлекаются к ответственности, которая установлена действующим законодательством РФ.

Общие положения

К основным правилам безопасности пешеходов в местах нахождения ЖД-путей относятся следующие:

  • Переходить пути разрешается только в специально обустроенных местах, по мостам, оборудованным переездами, тоннелям. В пределах станций, где мосты, тоннели отсутствуют, пешеходы пересекают пути по оборудованным настилам, а также там, где имеются соответствующие разрешительные указатели.
  • Переходя по настилу через железнодорожный переезд, надо убедиться в том, что в зоне видимости нет подвижного состава
  • Если установлено приближение поезда, необходимо остановиться и пропустить движущиеся транспортное средство. После этого, убедившись в отсутствии движения по соседнему пути, следует закончить переход.

  • При подходе к ЖД-переезду предписывается осуществлять наблюдение за предупреждающими сигналами (световыми, звуковыми), положением шлагбаума. Перемещение через железнодорожную дорогу можно реализовывать при поднятом шлагбауме. Если он на переезде не предусмотрен, то нужно убедиться в том, что приближающегося состава нет.

Основные запретительные положения

Всем лицам, находящимся рядом с железнодорожными путями:

  • ходить по ним запрещается;
  • перебегать, переходить через железную дорогу перед приближающимся железнодорожным составом, когда до него меньше 400 м, запрещено;
  • после прохода состава в одном направлении нельзя переходить через рельсы если установлено, что по соседнему пути следует состав встречного направления;
  • недопустимо перемещение через переезд, когда шлагбаум закрыт либо закрывается; также запрещается это делать при наличии красного сигнала светофора;
  • нельзя идти вдоль ЖД-пути, если до ближайшего рельса расстояние меньше 5 метров;
  • если железнодорожные мосты, тоннели не имеют специально оборудованных дорожек для пешеходов, то передвижение по ним недопустимо;
  • нельзя осуществлять подъем на железнодорожные опоры, касаться их спусков, которые идут от них к рельсам. От контактной сети или иных железнодорожных систем, находящихся под напряжением, надо находиться на расстоянии более 2 м. Касаться их руками либо какими-либо приспособлениями не допускается;

  • при установлении лежащего на земле электрического провода требуется обходить его, при этом расстояние должно быть более 8 м;
  • на рельсы нельзя садиться или стоять на них;
  • к электрическому оборудованию вагонов или иного подвижного состава нельзя прикасаться любой частью тела, а также контактировать с ним через предметы.

Правила безопасного нахождения работников на ЖД путях

Сотрудники железной дороги, к которым относятся осмотрщики, осмотрщики-ремонтники, слесари, должны соблюдать ряд правил, основными из которых являются следующие:

  • к местам работ надо проходить исключительно специальными маршрутами, которые обозначены табличками, имеющими надпись «служебный проход»;
  • при прохождении вдоль ЖД-путей в пределах станции нужно передвигаться только по широкому межпутью либо рядом с дорогой, придерживаюсь обочины. Удаление от крайнего рельса должно составлять более 2.5 м. При движении следует наблюдать за движением подвижного состава на расположенных рядом путях. Смотреть под ноги для исключения контактов с предельными и пикетами столбиками;
  • правилами нахождения на ЖД предписывается, что пересекать их необходимо исключительно под прямым углом. Перед этим нужно убедиться, что в пределах видимости нет движущегося поезда, который может оказаться на опасном расстоянии;
  • если на путях стоят вагоны, пересекать их разрешено через переходные вагонные площадки, у которых имеются подножки, поручни. Спускаться надо лицом к вагону, выяснив, что по соседнему ЖД пути нет движения;
  • находящиеся на путях локомотивы, вагоны, целесообразно обходить на расстоянии 5 м и более от автосцепок;
  • между вагонами, которые расцеплены, перемещаться можно только тогда, когда расстояние между их автосцепками превышает 10 м;
  • правила нахождения на железнодорожных путях предписывают обязательное обращение внимания на световые сигналы светофоров, предупреждающие таблички, звуковые сигналы.

Что запрещается железнодорожникам

Правила безопасности при нахождении на ЖД-путях имеют ряд пунктов, в которых обозначен перечень запретов, а именно:

  • недопустимо перемещение через железную дорогу перед двигающимися по нему составом, к которому относятся локомотивы, мотовозы, дрезины, а также иные средства. Также нельзя переходить путь сразу за прошедшим по нему составом, не удостоверившись, что по соседнему не осуществляет движение встречный поезд;

  • правила безопасного нахождения на ЖД-путях работников указывают на то, что нельзя перемещаться под вагонами;
  • находиться на подножках локомотивов, вагонов, спускаться с них, если эти транспортные средства находятся в движении;
  • в пространстве между ЖД-путями в случае передвижения по ним безостановочно составов находиться нельзя;
  • осуществлять переход через рельсы в зонах расположения стрелочных переводов (стрелок);

  • при проходе через ЖД-пути становиться на оконечности шпал, на рельсовые головки;
  • нельзя использовать для мест отдыха путевые ящики, дроссельные трансформаторы, а также иные наземные железнодорожные устройства.

Правила безопасности для отдельных категорий железнодорожников

Осмотрщикам, осмотрщикам-ремонтником, слесарям не разрешается:

  • стоять, двигаться, работать под грузом, который находится в поднятом положении либо при транспортировке;
  • вступать в контакт (трогать) с электрическими проводами, наступать на них;
  • находиться в депо, на территориях, которые отмечены табличками «Осторожно! Негабаритное место», оставаться рядом с такими местами, если там осуществляется прохождение состава;
  • нельзя при нахождении на ЖД-путях пользоваться мобильными телефонами, гаджетами;
  • правила нахождения на ЖД-путях железнодорожников требуют следующего: перед тем как как выйти из зданий, пунктов обогрева, иных помещений, которые создают затруднение в обозрении обстановки, сотрудники обязаны удостовериться в том, что по путям не осуществляется передвижение состава; в темное время суток надо выждать некоторый период для привыкания глаз к темноте.

Соблюдение правил безопасности на электрифицированных участках железной дороги

Железнодорожникам, которым по долгу службы приходиться находится на электрифицированных участках ЖД-путей запрещено:

  • приближаться к проводам, участкам контактной сети, которые находятся под напряжением, на дистанцию меньше 2 м. Правило нахождения на ЖД-путях обозначает, что недопустимо осуществлять работы на крышах подвижного состава, проводить их осмотр до того момента, пока не будет отключено напряжение и не последует соответствующее распоряжение от руководителя работ;
  • осуществлять контакты с оборванными проводами, расположенными под ними посторонними предметами. При это не имеет значения, касаются ли они земли либо иных заземленных конструкций.

Действия при установлении повреждений контактной сети

Железнодорожники, которые установили факт обрыва элементов сети, обязаны незамедлительно уведомить о ситуации руководство. Необходимо оставаться на месте до прибытия бригады ремонтников. Опасный участок надо оградить, обеспечив радиус безопасной зоны в 8 и более метров.

Правила нахождения на ЖД-путях для работников предписывают в ситуации, когда железнодорожник попал в зону шагового напряжения, ее незамедлительно покинуть. При этом требуется соблюдать определенные правила, а именно: ступни ног свести вместе, медленно, небольшими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая от земли ног, выйти из опасной зоны. Можно это осуществить и прыжками.

Настоящая инструкция по охране труда при работах на железнодорожных путях доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работам на железнодорожных путях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр (освидетельствование) и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей с присвоение соответствующей группы допуска; обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей; обучение безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
1.2. Не реже одного раза в 3 месяца рабочий проходит повторный инструктаж на рабочем месте по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с законодательством РФ.
1.3. Рабочий, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, к работам не допускается.
1.4. Рабочий обязан:
— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать правила личной гигиены, перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему, знать место нахождения аптечки, а также уметь пользоваться средствами пожаротушения и знать место их нахождения;
— поддерживать порядок на рабочем месте;
— не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц.
1.5. При проведении работ на железнодорожных путях наиболее опасными и вредными производственными факторами, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, являются:
— опасность наезда подвижного состава;
— опасность поражения электрическим током при обнаружении оборванных проводов;
— повышенный уровень шума;
— повышенная или пониженная температура воздуха.
1.6. Рабочий должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
1.7. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.8. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.9. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.10. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, инструмента, транспортного средства или возникновении аварийной ситуации рабочий должен:
— прекратить работу;
— организовать работу по устранению аварийной ситуации.
1.11. Курить разрешается только в специально отведенном и оборудованном для этого месте, принимать пищу разрешается в комнате отдыха и приема пищи. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.12. Запрещается употреблять в рабочее время алкогольные напитки, токсические и наркотические вещества, а также находиться на рабочем месте или территории предприятия в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
1.13. Рабочий обязан немедленно извещать непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.14. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, рабочий несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть спецодежду. Застегнуть и заправить одежду так, чтобы она не имела свободно свисающих концов. Спецодежда должна быть соответствующих размеров и не стеснять движений. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Проверить комплектность и исправность средств индивидуальной защиты.
2.3. При нахождении на железнодорожных путях все работники, включая руководящий состав, должны быть одеты в жилеты сигнальные со световозвращающими полосами.
2.4. Получить задание на работу и при необходимости инструктаж, связанный с особенностями работы.
2.5. В случае обнаружения нарушений требований безопасности или неисправности оборудования, устранение которых не входит в обязанности рабочего или которые не могут быть устранены его силами, сообщить о них непосредственному руководителю и поступать согласно его указаниям.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При проходе вдоль путей на перегоне одному или группой следует идти в стороне от пути или по обочине; на станции идти по установленному для данной станции маршруту прохода или по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами.
3.2. Если рабочий оказался между движущимися по соседним путям поездами, то ему, по возможности, нужно сесть или лечь на землю вдоль пути. При переходе через пути следует сначала посмотреть в обе стороны и убедиться в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотивы) вагоны, автодрезины и т.п. Переходить пути следует под прямым углом; при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода.
3.3. При следовании группой необходимо идти по одному, друг за другом или по два человека в ряд под наблюдением производителя работ, не допуская отставания и движения толпой.
3.4. При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав. Запрещается подлезать под вагонами или автосцепками и протаскивать под ними инструмент, монтажные приспособления и материалы. Прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов; при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.
3.5. Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами и другим подвижным составом.
3.6. При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м. При этом следует убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.
3.7. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства, расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава.
3.8. Если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, то допускается проход по пути с соблюдением следующих требований:
— на двух путных участках необходимо идти навстречу движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению;
— на многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров;
— при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем); в конце группу должен ограждать производитель работ в указанном выше порядке.
3.9. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленной скорости движения до 120 км/ч, 4 м — от 121 до 140 км/ч и 5 м – свыше 141 км/ч.
— если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжелого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м;
— если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м, а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.
3.10. При плохой видимости, в крутых кривых, глубоких выемках, во время тумана или метели, а также в случаях, когда нет возможности двигаться по обочине пути, обходы с осмотром контактной сети, ВЛ необходимо осуществлять в 2 лица. При этом один из работников должен идти с развернутым красным флагом и следить за приближающимися поездами.
3.11. Осмотр ВЛ и связанного с ней оборудования при наличии однофазного замыкания на землю, а также отыскание места замыкания путем поочередного отключения разъединителей необходимо производить в два лица.
3.12. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях с целью осмотра устройств или выполнения работы прослушивание аудио (видео) записей.
3.13. Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.
3.14. По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.
3.15. На мостах и тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.
3.16. При подъеме на автомотрису, в вагон необходимо убедиться в исправности подножек и поручней и подниматься, держась обеими руками за поручни. Сходить с автомотрисы, вагона можно только после полной остановки, держась обеими руками за поручни и находясь лицом к автомотрисе, предварительно внимательно осмотрев место остановки. Запрещается сходить с автомотрисы, вагона со стороны проходящего поезда.
3.17. Во время работы быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
3.18. Не принимать пищу на рабочем месте.
3.19. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.20. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться к врачу.

4 . ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, транспортного средства и инструмента или возникновении аварийной ситуации при выполнении работ:
— прекратить работу;
— предупредить работающих об опасности;
— поставить немедленно в известность начальника участка.
4.2. При обрыве провода или кабеля запрещается приближаться к опасному месту на расстояние ближе 8 м. При этом необходимо принять меры, исключающие попадание других работников в опасную зону, и сообщить о случившемся диспетчеру или другому должностному лицу.
4.3. Уходить из зоны растекания тока следует короткими шажками, не отрывая одной ноги от другой.
4.4. При возникновении пожара, пилу необходимо вынести из зоны пожара, а при возгорании накрыть кошмой или брезентом до полного затухания. Приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.5. Доложить руководителю работ, при необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112.
4.6. При несчастном случае:
— принять меры по извлечению пострадавшего из опасной зоны, убедившись в собственной безопасности;
— оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
— сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не нарушает технологического процесса, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео.
4.7. В случае получения травмы работник должен прекратить работу, по возможности оказать себе первую помощь и поставить в известность непосредственного руководителя или попросить сделать это окружающих.
4.8. В случае ухудшения самочувствия, появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о произошедшем непосредственному руководителю и обратиться в медицинское учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Сообщить непосредственному руководителю о выполненной работе, об имеющихся неполадках в работе оборудования, инструмента.
5.2. Снять спецодежду, осмотреть, при необходимости сдать в стирку и/или ремонт.
5.3. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Благодарим Катерину за предоставленную инструкцию! =)

Правила
прохода по железнодорожным путям

1. Безопасный маршрут прохода от пассажирского здания (платформы) до дистанции электроснабжения, тяговой подстанции и т.п. должен быть утвержден после согласования с начальником станции, главным инженером дистанции электроснабжения или зам. начальника ЭЧ.

Указанные маршруты должны быть вывешены на каждой дистанции электроснабжения, тяговой подстанции.

2. Находясь на железнодорожных путях, необходимо:

При проходе вдоль путей на перегоне идти в стороне от пути или по обочине; а на станции - по обочине, посередине наиболее широкого междупутья или по установленному для данной станции маршруту прохода. При этом надо следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами.

При проходе вдоль путей следует опасаться открытых колодцев у стоящих или снятых гидроколонок;

При переходе через пути следует убедиться в том, что с обеих сторон к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотивы, вагоны, автодрезины и т.п.); переходить пути следует под прямым углом; при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода;

При следовании группой идти необходимо по одному друг за другом или по 2 человека в ряд под наблюдением руководителя, не допуская отставания и движения толпой;

При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, надо пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав; запрещено подлезать под вагонами или автосцепками; прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии с обеих сторон движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов: при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.

Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами; при обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м; при этом следует убедиться в том, что с обеих сторон по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.

3. Не разрешается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства, расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава.

4. Если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, то допускается проход по самому пути с соблюдением следующих требований:

На двухпутных участках необходимо идти навстречу движению поездов; при движении группой последним должен идти производитель работ, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью - фонарем с красным огнем); впереди группу должен ограждать специально выделенный работник указанным выше порядком;

Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при скорости движения до 120 км/ч, 4 м - 121-160 км/ч и 5 м - 161-200 км/ч.

Переходить для пропуска поезда на соседний путь и находиться на нем запрещается. Отходить надо на обочину или в междупутье.

При пропуске поезда, особенно пассажирского, рекомендуется встать под защитой опоры контактной сети, релейного шкафа, платформы, будки или другого сооружения.

При пропуске грузовых поездов следует опасаться оставшихся неснятыми с вагонов проволок, а также вышедших из габарита досок, других предметов.

Если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжелого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м; если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м, а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.

5. Проходя по пути в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы, необходимо наметить безопасные места, на которые можно отойти, если появится поезд.

Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.

По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.

На мостах и тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.

Выходя на путь из помещения или из-за здания, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии с обеих сторон движущегося по нему подвижного состава.

После выхода из помещений в ночное время следует выждать некоторое время (1-2 мин), пока глаза не привыкнут к темноте.

6. Любые провисающие или оборванные и лежащие на земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м, а также допускать приближения к ним посторонних лиц.

Следует принять все необходимые меры к ограждению опасного места, привлекая для этого работников всех подразделений железнодорожного транспорта.

Необходимо сообщить о случившемся энергодиспетчеру и дальше действовать по его указанию.

Работник, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.