Можно ли верующим делать эко. Отношение к эко в разных религиях

Христианская Церковь – как православная, так и католическая – запрещает своим приверженцам прибегать к ЭКО. Священники настолько негативно оценивают эту технологию, что даже отказываются крестить детей, зачатых таким способом.

Причина вовсе не в том, что ЭКО позволяет иметь детей людям, которых Бог лишил такой способности. Церковь не против того, чтобы врачи помогали людям, но помощь не должна быть сопряжена со смертными грехами.

Почему Церковь запрещает ЭКО

В естественных условиях во время каждой овуляции созревает одна яйцеклетка. Для экстракорпорального оплодотворения у женщины с помощью специальных препаратов стимулируют суперовуляцию, чтобы созрело сразу несколько яйцеклеток. Это необходимо для повышения шансов на успешный исход, ведь яйцеклетку очень легко повредить при манипуляциях.

Все эти яйцеклетки оплодотворяют и на 3 суток помещают в специальный инкубатор. За это время некоторые эмбрионы погибают. 2 эмбриона из числа выживших имплантируют в матку женщины, остальные подлежат уничтожению.

Закон не запрещает уничтожение эмбрионов, ведь они не считаются людьми, но с христианской точки зрения жизнь начинается с момента зачатия. Церковь не приветствует ЭКО по той же причине, по которой она запрещает аборт: эта процедура сопровождается убийством нерожденных детей, которые при таких обстоятельствах даже лишаются надежды .

Причины отказа в крещении

Отказ священника , рожденного в результате ЭКО, может вызвать недоумение: да, родители согрешили, но нельзя же наказывать ребенка за грехи отца и матери. Ребенка никто ни в чем не обвиняет, да и отказ в крещении – не наказание.

Когда-то христиане принимали крещение во взрослом состоянии, это был серьезный, осмысленный шаг верующего человека. В настоящее время Церковь крестит младенцев, которые сами не могут принимать никаких решений. Ответственность за их будущую веру, за воспитание в христианском духе возлагается на родителей.

Священник при всем желании не может заглянуть в душу каждому человеку, оценить степень его веры. Но если родители воспользовались ЭКО, это наглядно свидетельствует о том, что они не считают грехом убийство нерожденного ребенка, следовательно, им не присуще христианское мировоззрение. При таких обстоятельствах крещение не имеет смысла: все равно родители не будут воспитывать ребенка в христианском духе.

Священник не откажет в крещении, если увидит, что родители, воспользовавшиеся ЭКО, искренне раскаиваются в своем поступке. Если этого не произойдет, нельзя сказать, что для такого ребенка все потеряно. Если он, несмотря на неверие своих родителей, вырастет христианином, никто не запретит ему креститься в сознательном возрасте.

Отношение к процедуре экстракорпорального оплодотворения неоднозначное и с точки зрения обывателей, и с позиции священнослужителей. Многие бесплодные верующие семьи, получая рекомендации для проведения процедуры, в первую очередь интересуются, как относится православная церковь к ЭКО.

Мнения

По мнению священников, супруги не могут иметь детей по воле Божьей. Искусственное вмешательство в замысел Творца считается грехом. Православие допускает медицинские действия для лечения заболеваний, приводящих к бесплодию.

Мнение церкви об ЭКО сводится к отрицанию процедуры вмешательства в человеческую природу. Если супружеская пара не может зачать ребенка, а лечебные и хирургические методы не помогли, следует смириться со своей бездетностью, и принять это как жизненное предназначение.

Церковнослужители рекомендуют бесплодным парам, как можно чаще посещать храм, святые места и монастыри, регулярно исповедоваться и причащаться. Супругам следует искренне обращаться к Богу и ликам святых в ежедневной просьбе о даровании младенца. Молитва перед переносом эмбрионов читается Святой Матроне, Николаю Чудотворцу, Пантелеймону Целителю, Ксении Петербургской.

При посещении храма, следует поставить свечи и преклонить колени перед иконами «Нечаянная Радость», «Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница», «Целительница». Молитва перед ЭКО может читаться и дома, но необходимо наличие иконы от бесплодия. С просьбой о помощи и поддержке, можно обращаться и к своему Ангелу – хранителю.

Грех ли делать ЭКО?

Верующим супругам, решившимся на пересадку эмбрионов, важно знать разрешает ли церковь ЭКО в какой-то допустимой степени или полностью его отвергает. В данном случае, священнослужители сходятся во мнении, что возможно лишь провести оплодотворение ЭКО биоматериалом мужа. Это является частью супружеских отношений, близкой к естественному зачатию и не нарушает канонов брачного союза.

Религия допускает использование технологии искусственного оплодотворения для выращивания одного – трех эмбрионов, но с условием, что все они будут перенесены в материнское лоно и не будут удалены в дальнейшем. Церковь считает ЭКО оплодотворение грешным, если в процессе проведения процедуры, из нескольких прижившихся зародышей, оставляют одного, наиболее здорового.

Получается, что платой за рождение младенца, послужили жизни его братьев и сестер. В основном, это объясняет, почему ЭКО – это грех, по мнению священнослужителей. Количество оплодотворяемых яйцеклеток, супруги заранее обсуждают с лечащим врачом, и впоследствии все, полученные эмбрионы, должны быть перенесены в матку и иметь право на дальнейшее развитие и появление на свет.

Отношение РПЦ к ЭКО изложено в «Основах социальной концепции», где рассмотрены вопросы преодоления бесплодия, и дана оценка ЭКО с точки зрения православия.

Почему церковь против ЭКО?

Церковь считает, что рождение детей – это желанный плод супружества, но не единственная его цель. Наряду с этим, супругам даруется взаимная любовь, единство души и тела. Если пара не способна к зачатию младенца, а методы лечения не помогают, ей нужно, либо смириться со своей бездетностью, либо рассмотреть возможность усыновления малыша по обоюдному согласию.

Особенно негативно церковь высказывается против процедуры искусственного оплодотворения, если применяются следующие методы:

  1. донорская сперма;
  2. процедура без брака;
  3. использование одинокими женщинами;
  4. консервация или уничтожение лишних эмбрионов;
  5. редукция зародышей.

Использование донорской спермы для оплодотворения. Это является вмешательством третьей стороны в брачный союз, нарушая целостность семейных отношений. В данном случае, происходит поощрение безответственного отцовства, по отношению к тем, кто является его плотью и кровью. Анонимный отец не будет знать о существовании своих детей, и не сможет принимать участие в их жизни. Это нарушает права будущего малыша на единственных родителей, так как у него будут и социальные, и биологические.

Если экстракорпоральное оплодотворение применяется в нетрадиционном союзе. Это подрыв канонов признанной церковью семьи, нарушение отношений между мужчиной и женщиной.

Оплодотворение одиноких дам. В православии считается, что у ребенка должно быть два родителя, а в данном случае, его заведомо лишают одного из них.

Консервация или уничтожение лишних эмбрионов. По мнению священнослужителей, недопустимо выращивание большего количества эмбрионов, чем будет в дальнейшем подсажено женщине. Согласно христианской вере, уже на момент зачатия зарождается человеческая душа. Значит, она присутствует в каждом зародыше. Отбор наиболее жизнеспособных и уничтожение остальных, расценивается церковью как детоубийство. Морально недопустимым является и передача лишних эмбрионов для изготовления клеточных продуктов или проведения экспериментов.

Редукция зародышей, или удаление излишне перенесенных в матку, для исключения многоплодной беременности, приравнивается к аборту. Это с древнейших времен осуждается церковью и относится к одному из тяжких грехов, так как православие признает человеческое достоинство даже за эмбрионами.

Мнение церкви

Церковь говорит про ЭКО, что в последнее время технология усовершенствовалась, и научились получать столько зародышей, сколько нужно, чтобы не убивать лишние. Но процедура не стала более гуманной. Эмбрионы не убивают, их замораживают в жидком азоте, для возможности дальнейшего использования при неудачной попытке, либо ими могут воспользоваться другие супружеские пары.

Священнослужителям известны случаи, когда эмбрионы могли пролежать в законсервированном виде много лет, родители умирали, так и не забрав зародыши и не родив ребенка. С биологической точки зрения, эмбрионы имеют набор генов, не говоря уже о душах зародышей, лежащих в жидком азоте. По мнению церкви – это бесчеловечное отношение, обращение как с неодушевленным предметом.

Некоторые священники высказываются о замороженных эмбрионах как о «детях загробного мира». Это зародыши, имплантируемые после смерти биологических родителей, отца-донора, когда они «осиротели» еще до пересадки в матку. О подобных детях говорят и в случае, если после смерти супруга, вдова желает родить от семени мужа, когда сперма была взята в период болезни.

РПЦ не принимает суррогатное материнство. Оно считается морально недопустимым, так как в период беременности, между матерью и младенцем, возникает тесная телесная и духовная взаимосвязь. Передача дитя социальным родителям, попирает материнские чувства. В этой ситуации ребенок выступает как объект купли – продажи, что резко осуждается церковью.

Отношение православной церкви к ЭКО, выражается в непринятии технологий искусственного оплодотворения, потому, что люди хотят взять под свой контроль все стороны жизни и все подчинить под свои желания, часто эгоистические. Если не хотят иметь детей, то будут предохраняться или сделают аборт. Если захотелось ребенка – то пойдут на ЭКО или суррогатное материнство.

Крещение детей ЭКО

Иногда священнослужители отказываются крестить детей, рожденных в результате ЭКО. Свой отказ они объясняют грешностью родителей. Если супруги решились на процедуру искусственного оплодотворения, следовательно, не считают грехом убийство не рожденного дитя. А значит, крещение малыша бессмысленно, так как такие родители не смогут воспитать его в христианском духе.

Провести обряд можно, если мать и отец искренне раскаиваются в поступке. Но для ребенка не все потеряно. Если он вырастит христианином, ему не запрещено принять крещение в сознательном возрасте.

В целом, мнение церкви в данном вопросе, сводится к недопустимости отказа в крещении младенца. Все дети, независимо от того при помощи какого метода они были рождены, являются «чадами Божьими».

В Библии прописано, что каждый отвечает только за свои поступки. Дети не должны быть наказаны за поступки и грехи своих родителей. Отказ священника от крещения может быть воспринят как ущемление прав ребенка и угроза его вере. Если священнослужитель не желает провести обряд, родителям лучше поискать другую церковь. Перед крестинами малыша следует исповедоваться перед священником.

Человеческая жизнь рассматривается как товар, а так быть не должно. По православным меркам, каждый обязан принимать тот крест, который Бог ему дает. Посылает Творец много детей – следует рожать и воспитывать. Нет ребенка – всегда можно взять на усыновление, немало малышей живут без родителей.

В конечном счете, решение о рождении ребенка с помощью ЭКО верующие супруги принимают самостоятельно. Им необходимо учесть, все недопустимые аспекты с точки зрения православия при использовании этого метода, посоветоваться и спросить благословения у своего духовного отца. По мнению церкви, процедура пересадки эмбрионов, должна проводиться в венчанном браке.

Экстракорпоральное оплодотворение — это технология, которая была изобретена во второй половине прошлого столетия. С ее помощью за это время огромное количество женщин, которые по тем или иным причинам не могли самостоятельно забеременеть, сделали это и познали радость материнства.

Вконтакте

В большинстве случаев женщины прибегают к этому способу оплодотворения, если у них имеются те или иные проблемы, и самим не получается зачать или родить ребенка. Также проблема может быть в партнере, кто должен стать отцом будущего ребенка. Либо партнера у женщины нет, и она использует для ЭКО донорский материал.

Ситуации могут быть разные. Не все женщины решаются на такую процедуру, даже если у них есть финансовые возможности.

В большинстве случаев камнем преткновения является религия, которую проповедует женщина.

Многие религиозные конфессии негативно относятся к ЭКО, некоторые допускают эту процедуру, но с определенными условиями. В каждой религии свои условия. Почему же церковь против ЭКО, и как быть в этой ситуации?

Изначально отношение к данной технологии было негативным, потому что зачатие происходило не по воле Божьей. Но, со временем православная церковь все-таки сменила свое мнение по поводу ЭКО. Но, есть определенные условия и нюансы. ЭКО не запрещено в том случае, если женщина и мужчина, которые являются законными венчанными супругами, не могут зачать ребенка естественным путем , если хирургическое и терапевтическое лечение не помогает. Мужчина и женщина обязательно должны быть законными супругами. Это главное условие.

Русская православная церковь негативно относится к ЭКО, , потому что беременность негативно сказывается на ее физическом и моральном состоянии, а родители, которые получат ребенка, не смогут испытывать к нему тех же чувств, если бы он был рожден самой матерью. Кстати, негативное отношение православная церковь проявляет не только к ЭКО, суррогатное материнство также не одобряется. Причина тому — женщина рожает не сама, и у нее может не развиваться природный материнский инстинкт. От этого, в первую очередь, будет страдать ребенок.

Также православная церковь негативно относится к искусственному оплодотворению, если ребенок вынашивается одинокими женщинами с донорским материалом, для пар нетрадиционной сексуальной ориентацией. В обоих случаях у рожденного ребенка не будет классической традиционной семьи.

Католическая церковь отрицательно относится к этой технологии. Причем, использование , суррогатное материнство ею даже не рассматривается, потому что, по ее мнению, это неправильно и нарушает все правила. Католическая церковь против ЭКО, даже если используются яйцеклетки и сперматозоиды двух законных супругов.

По мнению представителей церкви это нарушает естественное таинство, потому что ребенок должен быть плодом любви своих родителей, а не выращенным в пробирке «продуктом». Уничтожение лишних эмбрионов сродни аборту в католической церкви, а использование донорского материала нарушает целостность семьи.

Иудаизм об ЭКО

В целом данная религия не против такого способа оплодотворения, но, разумеется, и здесь есть свои нюансы. Все зависит от конкретной ситуации. Заповедь гласит: плодитесь и размножайтесь. Поэтому, если у супружеской пары не получается самостоятельно естественным путем родить ребенка, они могут прибегнуть к ЭКО, а также к суррогатному материнству. В качестве суррогатной матери может выступить женщина, которая не является родственницей одного из супругов, и не состоит в браке. Если супруги приняли решение использовать суррогатную мать или ЭКО, им обязательно нужно обсудить это с раввином, который поможет им, поддержит.

Буддизм можно назвать самой демократичной религией, если речь идет об ЭКО. Эта религия приветствует и поддерживает все новое, современные технологии и т. д. Поэтому и к ЭКО в буддизме относятся положительно . По их мнению, женщина, если хочет стать матерью, может сделать это любыми доступными способами. Если естественным путем у супругов не получается завести детей, они могут прибегнуть к ЭКО.

Также в данной религии не против суррогатного материнства . Если женщина сама обрела радость материнства, счастлива, она может осчастливить и других, родив им ребенку, выступив в качестве суррогатной матери.

Как Ислам относится к ЭКО

По законам шариата, если есть проблемы со здоровьем, мужчина или женщина не могут иметь ребенка, у них есть возможность лечиться. Так как по Исламу каждый человек имеет право на продолжение рода, если у него не получается, он может прибегнуть к ЭКО. То есть, Ислам не запрещает искусственное оплодотворение, но с определенными условиями:

  • прибегать к процедуре могут только законные супруги;
  • не допускается использование донорского материала, потому что в Исламе это приравнивается к измене;
  • нельзя уничтожать эмбрионы, возраст которых больше 120 дней, потому что у них уже есть душа;
  • супружеским парам запрещается использовать эмбрионы других супругов.

Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?

Вопрос очень сложный. Многое зависит от того, насколько религиозны сами будущие родители. Некоторые настолько набожные, чтят все, поэтому не могут решиться на ЭКО, несмотря на то, что очень сильно хотят ребенка. Другие настолько сильно хотят стать родителями, что не обращают внимания на мнение церкви. Поэтому, все индивидуально в каждом случае.

И тут все зависит от уровня набожности будущей матери или обоих родителей. Можно до конца жизни строго соблюдать религиозные правила, либо закрыть на все это глаза, пройти процедуру и стать счастливым родителем. Если же будущие родители очень набожные и ни за что не нарушат законов своей религии, а она против ЭКО, они могут усыновить ребенка. Усыновление редко в каких религиозных конфессиях вызывает негатив. Если же все-таки планируется ЭКО, обязательно нужно проходить процедуру в проверенной, надежной клинике.

Мнение православного священника об эко на видео:

Шагнувшая далеко вперед медицина изобрела способ, как помочь бесплодной паре. Появилась возможность решить эту непростую ситуацию – экстракорпоральное оплодотворение. Многих, решившихся на этот шаг, волнует отношение церкви к ЭКО – зачатию в пробирке.

Оплодотворение искусственным путем

В древние времена многие религии считали, что бесплодие женщины это наказание либо ей, либо ее семье за греховные деяния. В современном мире продолжают существовать культуры, в которых позором семьи является женщина, не способная стать матерью. Сейчас, конечно же почти никто не обращает внимание на эти предрассудки. Но невозможность зачать малыша, делает несчастными многие семейные пары, иногда даже разрушает брак.

Испробовав все возможные методы лечения от бесплодия, муж и жена решаются на оплодотворение вне женского тела. Невозможность зачать ребенка естественным путем вызывает отчаяние, а ЭКО дает надежду стать матерью и отцом.

Конечно, никто не гарантирует на сто процентов успех данного предприятия с первого раза. Нередко пары делают попытки до пяти раз, дожидаясь долгожданной беременности. Для многих процедура ЭКО – слишком дорогое удовольствие, да и ее не назовешь безобидной для женского здоровья.

Но, не обращая внимания на отрицательные моменты, мужчины и женщины готовы изыскивать средства, преодолевать разочарования, подвергать определенным рискам свое здоровье, лишь бы достичь желаемого результата.

Показания к проведению

Кому же показано оплодотворение в пробирке в первую очередь?

  • Женщинам с непроходимостью маточных труб. Яйцеклетка при такой патологии никак не сможет попасть в трубы и встретиться там с мужской гаметой.
  • Полное отсутствие труб матки.
  • Пациенткам с диагнозом эндометриоз.
  • При гормональных нарушениях, которые вызывают самопроизвольное прерывание беременности или не дают нормально созревать яйцеклетке.

Помимо женского, очень часто встречается мужское бесплодие. С мизерным процентом полноценных сперматозоидов — нереально зачать детей. К сожалению, стоит отметить, что количество мужчин потерявших репродуктивные способности, с каждым годом увеличивается. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение является единственным шансом стать родителями.

Что думает церковь об искусственном оплодотворении?

Популярность оплодотворения искусственным способом набирает обороты. Причиной этого является репродуктивная патология с невозможностью иметь детей, распространяющаяся невероятно быстро. Статистические данные указывают следующее, что из семи супружеских пар одна сталкивается с данной ситуацией.

Разрешает ли церковь православным христианам обращаться за помощью к медикам, чтобы зачать малыша таким образом? Если зачатие вне женского тела делает счастливыми огромное количество пар, тогда почему церковь, мягко говоря, не приветствует такой способ рождения детей? В Основах социальной концепции православной церкви прописаны два метода воспроизводства потомства:

  • Искусственное оплодотворение.
  • Экстракорпоральное оплодотворение.

С нравственной стороны первый способ, как считает церковь, допустим. Второй – нет. Заминка состоит в следующем. Термин «искусственное» не конкретизирован. Здесь имеется в виду любая возможность зачатия неестественным путем. А ЭКО обозначает конкретно обозначенную методику оплодотворения не естественным способом. Такая некорректная терминология вызывает массу споров и мнений.

Пастыри истолковывают написанное в концепции субъективно, чем ставят под угрозу человеческие судьбы. Церковь допускает оплодотворение яйцеклетки искусственным путем, когда половые гаметы мужчины подсаживаются катетером непосредственно в матку. Это так называемая искусственная инсеминация. Она, по мнению церкви, не кардинально отличается от природного зачатия, не ломает целостность брака и происходит в рамках семейных взаимоотношений.

Причины протеста церкви против ЭКО

Об ЭКО в Концепции говорится следующее: недопустимым с нравственной стороны являются любые разновидности оплодотворения вне женского тела, при которых происходит заготовка, консервирование, и преднамеренное удаление «лишних» эмбрионов. Церковью осуждаются аборты именно из-за признания за эмбрионом человеческого достоинства. Все перечисленные манипуляции с «материалом» это тяжкий грех.

Некоторые члены церкви полагают, что человек, решившийся на экстракорпоральное зачатие, несет моральную ответственность как за «лишние», так и за подсаженные в матку зародыши в случае несостоявшейся беременности или их гибели внутри женского организма. Внедрение зиготы в маточную полость снаружи выглядит как научный эксперимент: получится – не получится.

Но врачи и потенциальные родители не берут во внимание тот факт, что эти эксперименты проводятся с живыми эмбрионами, являющимися крошечными людьми. Цена таких мероприятий – жизнь человека, поэтому церковь против ЭКО.

Судьба человеческих эмбрионов

Постоянной величиной, не зависящей от времени, социального происхождения, расовой и религиозной принадлежности, является цена жизни человека. Человеческое начало идет с момента его зачатия. Со стороны моральных норм положение эмбриона стоит на другой ступеньке, чем любая другая ткань, орган или часть человеческого тела.

Зародыш не может быть составляющим элементом женского тела. Это отдельный, целостный организм в самом начале своего человеческого развития. Судьба эмбрионов один из главных вопросов, поднимаемых в процессе ЭКО. Вот два из них:

  • Проблема ликвидации «ненужных, лишних» эмбрионов (в случаях, когда супруги не хотят иметь сразу нескольких детей).
  • Криоконсервация зародышей (оставшиеся, неиспользованные эмбрионы сохраняются в жидком азоте).

О присутствии нравственных сложностей у докторов и тех, кто обратился к ЭКО, свидетельствует ряд вопросов, возникающих между сторонами: хранить ли далее «материал», когда будет возобновлено внедрение замороженных зигот, не возражает ли пара против пожертвования зародышей для исследовательских мероприятий и на усыновление другим людям, может быть нужно утилизировать эмбрион? Весь этот перечень вопросов далеко небезупречен с точки зрения нравственности.

Получается, что человек на самой первой стадии развития становится экспериментальным объектом. А Православная Церковь неразделима в утверждении, что душа человека появляется в момент его зачатия. Отсюда и негативное отношение религии к экстракорпоральному оплодотворению.

Что еще отрицает церковь?

Недопустимым, с точки зрения церкви, является донорство гамет. Такие манипуляции, допуская вмешательство других лиц, попирают единство личности и неповторимость брачного союза. Помимо этого, донорская практика, заведомо предрасполагает мужчину и женщину к безответственному отношению к чаду, родившемуся не «плоть от плоти».

Казалось бы, то, что должно было объединить мужа жену, наоборот ставит под угрозу их взаимоотношения. Это связано с тем, что у родившегося ребенка существуют биологические родители. Что касается ребенка, то его рождение от донора, лишает права расти с настоящими, биологическими отцом и матерью. Вынашивание другой женщиной оплодотворенной яйцеклетки, так называемое «суррогатное материнство», является по церковным законам антиморальным и не естественным.

Данная методика ломает духовную и эмоциональную связь младенца с матерью в период его вынашивания. Происходит психологическое травмирование и женщины, и малыша. Малышу передаются душевные волнения чужой женщины — «суррогатной матери». Поэтому, в момент его передачи истинным родителям, ребенок переживает колоссальный стресс.

Эти методики рождения детей нравственно неприемлемы в православии. Если один из супругов не способен к воспроизводству потомства, а методы медицины для лечения бесплодие не дают положительных результатов, им необходимо смириться и принять данный факт как определенное жизненное дарование. Так говорят пастыри. К их рекомендациям относится возможность семьи усыновить ребенка по их обоюдной договоренности.

Дети ЭКО

Священнослужители, рассуждающие категорично и нежелающие признавать прогрессивные медицинские методики, иногда принимают доходящие до абсурда решения. Имеется в виду отказ крестить детей, родившихся при помощи ЭКО. Во внимание не берутся даже обстоятельства, из-за которых мужчина и женщина решились на этот шаг.

Родителям таких деток не стоит паниковать и отчаиваться. Выход очень прост, нужно обратиться в другой храм. Дело в том, что святой отец не имеет права отказывать в таинстве крещения по причине его осуждения поступков взрослых людей. Как говорится в Библии, каждый человек лично несет ответственность за свои деяния. Дети не могут отвечать за поступки родителей, а родители не могут быть наказаны за детей. Церковь правомочна требовать от отца и матери покаяния до того, как состоится крещение ребенка ЭКО.

Малыши, рожденные таким способом, в обязательном порядке принимаются в церковное лоно. Их не только крестят, но и соборуют, разрешают причащаться и исповедоваться. По-большому счету, ребенок ЭКО точно такой же, как и его сверстники. По мнению священнослужителей, эти дети вместе с родителями должны посещать храм как можно чаще.

Каждый человек должен понимать, что бесплодие имеет свою первопричину, как и любое другое заболевание. Жизненный уклад и мышление являются определяющими этой проблемы. Вполне логично, что для того, чтобы пройти этот «экзамен» нужно ввести в свою жизнь неотемлемые составляющие.

  • Исцелить не только душу, но и тело помогает исповедь и причастие христовых таинств.
  • При любых недугах помогает церковное таинство соборование.
  • Парам, состоящим в гражданском союзе, рекомендуется заключить брак на небесах, то есть повенчаться.
  • «Бесчадие», советует церковь, нужно лечить и традиционными и народными способами.
  • Также чудодейственной силой обладают молитвы. Достичь желаемого результата помогают молитвы, идущие от души, чистосердечные, с определенными эмоциями и страстностью. Особенно ценится молитва от бесплодия, читаемая в храме с коленопреклонением.

Хорошо, когда дома есть образ от бесчадия: Икона Моденская, Милостливая, Федоровская и Грузинская икона Божьей Матери. Женщинам, пришедшим в храм нужно знать где расположена икона, помогающая от бесплодия, ставить перед ней свечи и читать молитвы. К таким иконам относят: «Взыграние младенца», Богородица «Млекопитательница», «Нечаянная радость», «Целительница», икона Серафимо-Дивеевская.

Нужно обращаться к своему ангелу-хранителю, который есть у каждого человека. Просить у него помощи и поддержки. Помочь в попытках зачать малыша должны и святые. Это праведные Анна Пророчица, Матрона Московская, Ксения Перербуржская, святой мученик Ипатий, отрок Иоанн Киево-Печерский. Но, в самую первую очередь, церковь советует обращаться к Богу. Именно Бог дает человеку жизнь.

Отношение других религий к ЭКО

В Исламе отношение к экстракорпоральному оплодотворению, в целом, положительное, при условии соблюдения некоторых условий:

  • Нельзя использовать донорские клетки.
  • ЭКО должно проводиться исключительно в семьях с официально узаконенными отношениями.
  • Запрещено уничтожать эмбрионы, которым больше трех месяцев.

Согласно Шариату, продление рода - это благословенье свыше, поэтому приветствуется лечение бесплодия. Грехом считается нежелание иметь детей парами, способными решить проблему с деторождением.

Буддизм является одним из самых демократичных в вопросе экстракорпорального зачатия. Здесь приветствуется рождение детей. Зачатых любым способом. Пары, родившие или усыновившие ребенка, получают свыше благословение. По будистским законам нужно любыми путями спасать эмбрионы, тем самым продлевая род человеческий.

Иудеи, согласно семейным заповедям, обязаны рожать сыновей и дочерей. Каким способом произошло зачатие для них не имеет никакого значения. Также не принципиально и то, кто выносил малыша.

Однако существуют определенные ограничения при выборе суррогатной матери. Женщина перед проведением процедуры должна побеседовать с раввином и получить божье благословение. Помимо этого государство Израиль возмещает все расходы по оплодотворению искусственным способом.

Подводим итоги

Проанализировав разные аспекты экстракорпорального оплодотворения, можно подвести следующие итоги. Православная Церковь допускает использование данного способа для зачатия ребенка. Исключением являются несколько абсолютно неприемлемых моментов:

  • Выращивание и умерщвление «лишних» зародышей.
  • Вынашивание младенца суррогатной матерью.
  • Донорство гамет (третье лицо в браке).

Но процедура ЭКО возможна и без вышеперечисленных действий. Таким образом не возникает нравственных противоречий. Если муж и жена решили прибегнуть к искусственному оплодотворению, они должны не отступить от следующих правил:

  1. Использовать только свои половые клетки (никакие другие лица не должны принимать в этом участие).
  2. Имплантировать все полученные эмбрионы исключительно биологической матери.
  3. Не замораживать и не утилизировать зародыши. Все они должны имплантироваться. Для этого нужно создавать не более трех зигот.

Стоит отметить, что в случае с эмбрионами, криоконсервация не допустимав. А замораживание половых клеток считается абсолютно нормальной процедурой. А как же быть с «лишними» зародышами, которых родители оставили на заморозку и в последствие их не имплантировали? По мнению священников, эти эмбрионы можно отдать для усыновления парам, у которых не может быть собственных детей.

Имеется в виду не суррогатное материнство, а усыновление будущего малыша выносившей его матерью. Зародыш приобретает статус усыновленного. В то же время мать, вынашивающая плод, и ее муж могут насладиться всеми радостями, которые несут беременность и роды.

Из всего изложенного можно сделать следующий вывод: если дополнительные репродуктивные методики способны оказать помощь бездетной семье, обоснованным и уместным будет использовать такую возможность. Высокий уровень проводимых процедур вполне способен предотвратить развитие «лишних» эмбрионов, а также их усыновление. Поэтому обратиться к этим процедурам, при условии соблюдения критериев этики и нравственности, не будет считаться грехом и может быть вполне оправдано.

У кого-то эти проблемы временные, а у кого-то постоянные. Ответом современной медицины сало множество самых различных процедур, которые способствуют зачатию и рождению ребенка в той или иной мере. Но не все они соответствуют принципам и морали Православной Церкви. И здесь вновь поднимается следующий вопрос: «Каково отношение православной церкви к ЭКО-оплодотворению?»

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок - это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

Что говорит православие об ЭКО

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

Мнение церкви об ЭКО

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь - это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел - убил ребенка с помощью аборта, захотел - купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу . Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

«Человеческая жизнь, не товар, который можно купить и продать, - говорит епископ, - нельзя менять пол, цвет кожи или убивать детей просто потому что хочется. Необходимо действовать в рамках Божьей воли. Нет детей? Усынови сироту , которых так много вокруг. Но люди предпочитают уничтожать несколько детей (пусть и в виде эмбрионов), только чтобы получить свое».

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной - врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей.

ЭКО: мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви - ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.

Православная церковь и ЭКО

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион - это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья - это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих . Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Молитвы о деторождении:

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис - это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой - разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка - это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий - это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения