Методы исследований экономических явлений. Методология исследования экономических процессов

Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, применяемые ся экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, касающиеся рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факт и и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействующихдію.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов есть анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, отталкиваясь от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется я дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположные, а взаимодополняющих методов исследованияення.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделение из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагуван ния - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она является реалистической. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политикетиці.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предполагает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон н, признаков. Синтез, наоборот, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сущности, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщениюння.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это означает, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логическими есть изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причину этогого.

Завершающей звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основании и аблица делаются определенные обобщения. Графики является инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие прост и двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и др. інші.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое разделение обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро-и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных ных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, у правления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и послеслуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроекономи ичних процессов разрабатывается государственное прогнозирования и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и другое. Разделение экономической науки на м икрой-и макроэкономику носит условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможноиво.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, изучающие законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся п политэкономия, макро-и микроэкономика. Прикладные - науки, изучающие, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных областях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, е кономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговлиівлі.

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономическийфакультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине«Экономическая теория»

на тему «Методологияисследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1. Теория изучения методов экономическихпроцессов и явлений

1.1 Основные понятия

1.2 Характеристика основных приемов иметодов экономического анализа

1. Анализметодологии

2.1 Понятие и виды

2.2 Методика факторного анализа

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного пониманиякурса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории.Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школвысказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько разменялись представления об источниках богатства общества, о роли государства вхозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом кизучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такимипроблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужновыполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условнуюединицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Каковавероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находитьподходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призваннаяизучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этогоэкономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрыватьзаконы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессахможно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них -поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружногонаблюдения.

Изучение внешне видимыхэкономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже сдетства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основанона непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило,отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальнаяпсихология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, частоосновывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теориястремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - ихвнутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явленийот других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление:«Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хужеменеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, какразные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучшепонимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широкомкруге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоитв том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможноправильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будетли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой являетсярассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы:мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим путисовершенствования данной темы.


1. Теория изученияметодов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотримсамо понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, какизвестно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания.Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построенияэкономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономическойтеории - наука о методахизучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличиеобщего подхода к изучению экономических явлений, единое пониманиедействительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решитьглавный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познаниядействительности экономическая теория добивается истинного освещенияфункционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. Вметодологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский(с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический(с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4)диалектико-материалистический.

При субъективистскомподходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений беретсяхозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное«я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектомэкономического анализа является поведение субъекта экономики(«гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматриваетсякак наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей.Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономикастановится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различныхвариантов.

Неопозитивистско-эмпирическийподход основан на болеетщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппаратисследования, который из инструмента превращается в предмет познания(математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатомисследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесьявляются главными категориями. Этот подход предполагает деление намикроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли имакроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистическийподход ставит цельюоткрытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Этотребует исследования экономической системы в целом, экономических законов,регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии»общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Цельюэкономической деятельности человека является стремление получить пользу, ацелью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучениезаконов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, вотличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равныхсубъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене,экономическим законам.

Диалектико-материалистическийподход считаетсяединственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирическогопозитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связиявлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянновозникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, ив этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведениемв системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностямиметода экономического анализа являются: а) определение системы показателей,всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установлениесоподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов ифакторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формывзаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов испособов для изучения взаимосвязи;

д) количественноеизмерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов испособов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методикуэкономического анализа. Методика экономического анализа базируется напересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. Кэкономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый играфический методы. Статистические методы включают в себя использование среднихи относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализи др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические(матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевогобаланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования(линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследованияопераций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массовогообслуживания).


1.2 Характеристикаосновных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных ифактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ,который применяется для определения абсолютных и относительных отклоненийфактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительныйанализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовыйанализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и приростапоказателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядовдинамики.

Обязательным условиемсравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей,предполагающая:

· единство объемных,стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодоввремени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производстваи сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовыхданных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общиезакономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследованиязависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однороднымипоказателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокамввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двухкомплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяетвыявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например,при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье,источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицитили избыток сырья.

Как вспомогательный,балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влиянияфакторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторовна результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то,следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенствасвидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативныйпоказатель; x– факторы; /> – отклонениерезультативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяюттакже для определения размера влияния отдельных факторов на изменениерезультативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабнымизображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ неимеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрацииизмерений.

Индексный метод основывается на относительныхпоказателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятомув качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которыеприменяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексныепересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпускпромышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированнопроанализировать явления динамики.

Метод корреляционного ирегрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи междупоказателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связьпроявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляциирешаются две главные задачи:

· составляется модельдействующих факторов (уравнение регрессии);

· дается количественнаяоценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическоеотражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции.Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск»,строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной формепредставить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическоепрограммирование – этоосновное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственнойдеятельности.

Метод исследованияопераций направлен наизучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственнойдеятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурныхвзаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволитопределить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условияхнеопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.


2. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

Анализ - это мысленноерасчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этихчастей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единуюцелостную картину.

Широко распространены:индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход отизучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение)делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ исинтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Ихсочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным(многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место висследовании экономических явлений и процессов занимают исторический илогический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, посколькуисходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом с исходнымпунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое)исследование экономических явлений и процессов не является зеркальнымотражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной странымогут возникнуть экономические явления, которые не обязательны длягосподствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеютместо, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от нихотвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен ихописать.

Используя историческийметод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в тойпоследовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались исменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представитьособенности различных экономических систем.

Исторический методпоказывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупностиэкономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболеепростые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения болеесложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам иявлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтомуэкономическая теория (политическая экономия) широко использует математические истатистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявитьколичественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход вновое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую рольздесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод,являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованнойформе определять причины изменений экономических явлений, закономерности этихизменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делаетреальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого методасоздаются экономические модели.

Экономическая модель -это формализованное описание экономического процесса или явления, структуракоторого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевымхарактером исследования.

В связи с построениеммоделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменныевеличины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются внашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место втехнике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике,например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спросзависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочихравных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, илиаргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можнократко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут менятьсяместами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена.Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическоемоделирование как метод экономической теории получил широкое распространение вXX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногдаведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Аллеписал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочномнаправлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизниматематических моделей с преобладанием математического формализма, чтопредставляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей,принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математическихуравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику иуметь составлять и читать графики.

Графики - это изображениезависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может бытьлинейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию,расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначаютбуквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идетслева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратнаясвязь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи).Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере ростаиздержек производства товара обычно растут цены на него -). Зависимость можетбыть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривойлинии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию кувеличению - кривая Филлипса,).

В рамках графическогоподхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение междупоказателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

Схемы нагляднодемонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. При анализе экономическихпроблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализдает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие ониесть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения необязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивногоутверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан наисследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всеговыводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинностьили ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо илинесправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

2.2 Методика факторногоанализа

Все явления и процессыхозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи ивзаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другиекосвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализеявляется изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемыхэкономических показателей.

Под экономическимфакторным анализомпонимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечнойфакторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримыхфакторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. Похарактеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного истохастического факторного анализа.

Детерминированныйфакторный анализпредставляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых срезультативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированногоподхода к анализу: построение детерминированной модели путем логическогоанализа; наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможностьразделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые неподдаются объединению в одной модели; изучение взаимосвязей в краткосрочномпериоде. Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическуюсумму показателей и имеют вид

К таким моделям,например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затратна производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукциив его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска вотдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут бытьпредставлены формулой

Примероммультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч - среднесписочнаячисленность работников;

CB - средняя выработка на одногоработника.

Кратные модели:

Примером кратной моделислужит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях). ТОБ.Т:

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинациюперечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальныхвыражений:


Примерами таких моделейслужат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показателирентабельности и др.

Для изучения зависимостимежду показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявшихна результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей сцелью включения новых факторных показателей.

Для детализацииобобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляютинтерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторнойсистемы.

Если исходная факторнаямодель

то модель примет вид

Для выделения некоторогочисла новых факторов и построения необходимых для расчетов факторныхпоказателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель изнаменатель умножаются на одно и тоже число:


Для построения новыхфакторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. Прииспользовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то жечисло.

Детализация факторногоанализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можноколичественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторныемультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формированиирезультативного показателя; модель должна строиться из двухфакторной полноймодели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных,на составляющие; при написании формулы многофакторной модели факторы должнырасполагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторноймодели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценкивлияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении рядапромежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной заменыбазисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан наэлиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всехфакторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходяиз того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначалаизменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потомизменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применениеспособа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a0, b0,c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние наобобщающий показатель у;

a1, b1,c1 -фактические значения факторов;

ya, yb,-промежуточные изменениярезультирующего показателя,связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у0складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменениякаждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Преимущества данногоспособа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоитв том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результатыфакторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что врезультате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток,который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практикеточностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимостьвлияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила,определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной моделиколичественных и качественных показателей в первую очередь рассматриваетсяизменение количественных факторов; если модель представлена несколькимиколичественными и качественными показателями, последовательность подстановкиопределяется путем логического анализа.

Под количественнымфакторами при анализепонимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могутбыть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырьяи т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества,признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качествопродукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепнойподстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактораспособом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора набазисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбраннойпоследовательности подстановки:

Способ относительныхразниц применяется дляизмерения влияния факторов на прирост результативного показателя вмультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в). с. Ониспользуется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранееотносительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативныхмоделей типа у = а. в. с методика анализа следующая:находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

определяют отклонениерезультативного показателя у за счет каждого фактора

Интегральный метод позволяет избежать недостатков,присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов пораспределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действуетлогарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный методпозволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторами носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным исмешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается спомощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависятот вида функции или модели факторной системы.


2. Путисовершенствования

Экономическаятеория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых(экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.);функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.);межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей,философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений вжизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третьюи т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук всостоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теорияучитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а такжесоциологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводымогут оказаться ошибочными.

Связьэкономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде можетбыть представлена в виде следующей схемы (схема 1).


Схема 1

Практическаязначимость экономическойтеории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, апредвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основеэкономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственнойпрактики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению,предвидение - к правильному действию. Экономическая теория - это не наборправил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы.Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности.Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочькаждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому ненужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.


Заключение

В даннойкурсовой работе мы рассмотрели основные понятия методологии, выявили четыреосновных подхода методологии в экономической теории. Дали характеристику основнымприемам и методам экономического анализа, рассмотрели понятие и методику факторногоанализа. Сделали вывод, что методы исследования лучше применять комплексно,чтобы четче увидеть результат.

Сегоднячеловек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он неизучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниямиэкономической теории. Ведь экономическая теория - это не набор правил о том,как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишьинструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этиминструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделатьправильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужноостанавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.

В заключение хочетсяпривести слова Дж.Кейнса о том, что «идеи экономистов и политическихмыслителей и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большеезначение, чем принято думать. В действительности только они и правятмиром». Отсюда следует вывод, что проблемы экономической организацииобщества - это серьезные вещи, которые требуют изучения и к которым нельзяотноситься легкомысленно.


Библиография

1. Абрютина М.С. Экономический анализторговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.

2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. –М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.

4. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый иуправленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 1999.

5. Ришар Жак. Аудит и анализхозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива»,1999.

7. Шеремет А.Д. Комплексныйэкономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.:Экономика,1974.

8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В.Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.

9. Экономико-математические методы ванализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы истатистика, 1982

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Методология исследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1.1 Основные понятия

1. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

2.2 Методика факторного анализа

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоит в том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможно правильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будет ли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой является рассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы: мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим пути совершенствования данной темы.


1. Теория изучения методов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотрим само понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, как известно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построения экономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомоэкономикса"), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д.Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: а) определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формы взаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

д) количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).


1.2 Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодов времени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производства и сопоставимость методики исчисления показателей.

Экономические процессы, протекающие в обществе, сложны и запутанны. Чтобы понять их тенденции, следует пройти длительный путь. Методы экономических исследований им и являются. Они помогают осознать научно истину происходящего. Слово "метод" в переводе с греческого обозначает "путь к истине". Пройдя его, можно достичь цели. Применительно к экономике, конечным результатом исследования выступает понимание закономерностей в хозяйственной деятельности на макроуровне. Это поможет охватить перспективу, к которой приведут действующие принципы системы.

Суть методов экономических исследований

Экономика в реальной жизни очень сложна. В масштабах одного государства существует множество отраслей хозяйствования, которые в свою очередь, состоят из множества предприятий различной величины. Все эти субъекты связаны между собой финансовыми, организационными, технологическими зависимостями. Изменение параметров деятельности одного предприятия способно повлиять на многие другие, связанные с ним компании.

Интересы у каждого производителя свои, и направлены они на получение максимальной прибыли. В противоположность предприятиям потребители стремятся приобретать продукцию наивысшего качества по самым низким ценам.

Предпочтения потребителей постоянно меняются. Это все приводит к колебаниям в экономике. Чтобы не потеряться среди многообразия факторов, влияющих на реальность в сфере хозяйствования, применяют различные методы экономических исследований. Существует множество способов получить необходимые знания по интересующей теме. Путей к цели достаточно много, поэтому следует рассмотреть их подробнее.

Этапы исследований

Любая область науки использует свои приемы для сбора данных. В биологии и медицине для этих целей применяют микроскоп, в астрономии - телескоп. Экономика предполагает использование совсем иных способов.

Система экономических исследований предполагает следующую последовательность действий.

  1. Наблюдение за объектом экономического исследования.
  2. Обработка информации, полученной на первом этапе. Для этого применяют множество приемов. К ним относится синтез, анализ, аналогия, индукция, дедукция, моделирование, абстракция, сравнение и аналогия.
  3. Проведение экспериментов.
  4. Построение логических и математических моделей.

Для проведения экономических исследований применяют определенное количество методов. Они могут быть всеобщими или применяемыми к одной отрасли.

Диалектика и метафизика

Экономика использует для получения информации об объекте исследования такие методы, как метафизика и диалектика. Различие этих систем заключается в их точке зрения на экономическую реальность.

Метафизика рассматривает фактор вне общей системы. В момент исследования явление находится в состоянии покоя и не меняется с течением времени. Это помогает познать внутреннюю структуру отрасли. Особенностью метафизики выступает факт, что результаты экономических исследований получаются на основе разрозненных явлений.

Диалектика имеет большее приближение к действительности. Результаты, получаемые путем обобщения всех процессов, предполагает такое экономическое исследование.

Основой диалектики являются противоречия, которые выступают в своем неразрывном единстве. Взаимодействие противоположностей движет процессы вперед, как мотор. Диалектика позволяет избежать односторонних, плоских суждений о действительности. Это в большей мере способствует исключению ошибочных решений.

В экономике борьба противоположностей (спрос и предложение, монополия и конкуренция и т. д.) составляет одно целое, и они должны рассматриваться в своем неразрывном взаимодействии. В этом случае приближен к реальности конечный результат исследования.

Обработка информации

Проведя наблюдение при помощи рассмотренных подходов, следует рассмотреть более специфические инструменты, позволяющие анализировать экономику.

Применяют специфические и общенаучные методы.

Специфические подходы к изучению хозяйственных взаимоотношений применимы для конкретно взятой отрасли. Это более точный анализ. В таком случае общенаучные подходы подстраиваются под условия объекта исследования.

Качественные методы

Общенаучные методы включают в себя исторический, логический, математический, статистический подходы.

Исторический метод рассматривает истоки происхождения экономических процессов. Это позволяет понять состояние системы в разные периоды времени. Экономика не является чем-то исторически неизменным. Исторический подход не позволяет выявить типичные черты системы.

Логический метод помогает проникнуть в причинно-следственные зависимости. Объективная логика помогает понять закономерности процессов.

Эти два метода позволят оценить систему с позиции ее качеств. Но современные подходы стремятся выявить еще и количество влияющих на систему факторов.

Количественные методы

К числу количественных методов изучения процессов относятся экономико-математические и статистические методы исследования.

Стремясь обобщить определенное количество явлений и факторов, современная экономическая наука прибегает к математическим выражениям показателей. За определенное количество времени изучаемые факторы меняют свое значение. Для оценки этих изменений используют статистику.

Математические приемы позволяют рассчитать количественные изменения показателей, влияющих на результат исследования. Для этого, проводя основные экономические исследования, соответствующие показатели группируются в единую систему. Это позволяет сделать вывод о влиянии каждого из них на конечный результат.

Экономико-математические и статистические методы являются неотъемлемой частью исследования.

Исследование экономических связей

После сбора информации ее анализируют и обрабатывают. Это помогает сделать выводы о действительности и спрогнозировать ход развития событий.

Институтом экономических исследований применяются всевозможные приемы для построения общей картины реальности. Помимо описательного этапа исследования применяют познание связей между элементами. Для этого используют метод научной абстракции, дедукции, индукции, аналогии.

Экономические теории генерируются путем создания модели действительности. Подведение существующих взаимоотношений к единому предсказуемому принципу функционирования является основным приемом в достижении целей проведения экономических исследований.

Вырабатывая шаблон, по которому работает система, можно понять состояние всей системы. Это сравнимо с анализом крови. По малому количеству биоматериала лаборант может судить о состоянии всего организма и спрогнозировать его состояние в перспективе.

Метод научной абстракции

Представленный метод позволяет создать модель экономической действительности путем исключения несущественных факторов.

Объект экономического исследования в научном абстрагировании очищается от множества частных, кратковременных, единичных характеристик.

По окончании этого процесса для исследования оставляются только самые надежные экономические связи, только часто встречающиеся процессы.

Четких границ абстрагирования не существует. Не установлено никаких правил относительно того, до какой степени обобщать объект исследования. Если углубиться в отсекание несущественных факторов системы, можно отмести и влияющие на результат исследования показатели. Поэтому глубину абстрагирования определяют интуитивно, опираясь на опыт и общие познания протекания процессов.

Дедукция и индукция

Индукция и дедукция дополняют друг друга. Цели экономических исследований достигаются путем формулирования гипотез. Индукция предполагает формирование общих принципов и положений на основе частных показателей. Разрозненные факты сводятся в теории и законы.

Дедукция применяет другую философию. Собирая данные об общих положениях, объясняется состояние определенного экономического объекта. Дедукция выдвигает гипотезу и подвергает ее проверке на корректность. Если реальные факты вписываются в выдвигаемое предположение, оно считается успешным. На этой основе разрабатываются научные теории.

Основные экономические исследования, ограниченные во времени, производятся дедуктивным методом.

Модели

Дабы упростить экономическую действительность, для наглядности составляют абстрактные модели.

Исходя из тематики экономических исследований, модели могут быть представлены в математической форме, виде графиков или таблиц.

Институт экономических исследований дополняет выводы об анализе показателей визуальными выражениями их связей. Самым популярным из них выступает график. Слова становятся убедительнее, когда их дополняет рисунок динамики факторов, влияющих на результат.

Таблица помогает сравнить количественные показатели модели. При помощи формул выражают экономико-математические зависимости системы.

Метод предельного анализа

Зависимость между взаимодействующими элементами системы иногда оценивают путем метода предельного анализа.

Предельная величина в представленном подходе выступает в качестве дополнительного показателя. Это может быть дополнительный доход предприятия, дополнительные издержки и т. п.

При совершении продаж дополнительной единицы товара возрастают и дополнительные издержки на ее изготовление. Суть метода предельного анализа заключается в осуществлении сопоставления таких величин.

В зависимости от темы экономических исследований сопоставляются факторы, увеличенные до максимального значения. Если соотношение предельных издержек и предельного дохода будет выгоднее существующих в реальности показателей, предприятию целесообразно увеличивать объем производства. Если же предельные затраты начинают превышать предельную выгоду, увеличение оборота является нерентабельным.

Ошибки в исследовании

Моделирование процессов в экономике иногда допускает ряд ошибок. Это ложные утверждения, вытекающие из логических путей поиска реальной картины объекта.

Среди наиболее частых ошибок выделяют ложное построение доказательства, а также ложное совершение выводов. Такие ситуации должны учитываться в процессе проведения исследования.

Ошибочное моделирование доказательства вытекает из ложного предположения «что хорошо для одного, подойдет и другим». Наглядным примером такой ситуации может послужить увеличение зарплаты на одном предприятии. Это привело к росту потребительской способности его работников. Но совсем не значит, что при увеличении зарплаты на всех предприятиях люди смогут покупать больше товаров. Последнее приведет к росту цен и инфляции. Покупательская способность останется прежней.

Вторая ошибка заключается в ложном построении следствия, причины. Это случается при упущении третьего фактора С или случайном (несистемном) изменении А от В. Например, рост цен на автомобили привел к увеличению объема продаж. Это противоречит закону спроса. В примере с автомобилями не учтен индекс инфляции, который стал причиной роста потребления при повышении цены.

Поэтому при построении экономических моделей следует проявлять максимум внимания ко всем факторам.

Результаты исследований

Существующие методы экономических исследований в большей или меньшей степени способствуют познанию факторов и их взаимодействия в системе.

Получив результат в ходе комплексного анализа показателей и пройдя тем или иным путем к теоретическому выводу, его проверяют на практике.

Дабы избежать масштабной ошибки, которую будет трудно исправить, следует провести эксперимент.

Не всегда получается проверить на практике правильность теории, не вызывая последствий среди рыночных связей. Однако, найдя верное утверждение, можно достичь главной цели экономического исследования – прогнозирования и оптимизации процесса в плановом периоде.

Ознакомившись с основными подходами, которые применяются для осознания экономической действительности, можно овладеть пониманием связей между элементами системы. Проблемы хозяйственной организации общества не терпят легкомысленности и необоснованности в их решении. Методы экономических исследований, применяемые при проведении анализа, помогут максимально снизить риск ошибочных решений в области управления рыночными процессами. Ошибки, допущенные на пути познания истины, могут стоить очень дорого на уровне макроэкономических отношений.

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология - ϶ᴛᴏ наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в т.ч. наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; выработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; выработка моделœей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всœего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделœении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, к примеру, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). К примеру, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой базе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всœеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция - ϶ᴛᴏ процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель - ϶ᴛᴏ формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целœевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, ᴛ.ᴇ. построение моделœей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). В случае если в модели есть только самое общее описание показателœей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. В случае если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделœей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателœей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость должна быть линœейной (ᴛ.ᴇ. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

В случае если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объём его продажи - рис. 1,а). В случае если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость должна быть нелинœейной (ᴛ.ᴇ. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линœейной зависимости; б - график прямой линœейной зависимости; в - график нелинœейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Οʜᴎ бывают круговыми, столбиковыми и др.
Размещено на реф.рф
(рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделœей и их взаимосвязи. Примером бывают схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. К примеру, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М - объём денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объём текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M = P × T ÷ V

ᴛ.ᴇ. объём денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объёма совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денеᴦ. В случае если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объёма денежной массы и скорости обращения денег, а также объёма текущих сделок купли-продажи товаров и услуᴦ.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всœего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всœегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент - ϶ᴛᴏ искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).

Вопрос 4

Методы исследования экономических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы исследования экономических процессов" 2017, 2018.