Как сделать приглушенный свет в комнате. Как организовать освещение в квартире: схемы и правила (монтаж электропроводки)

Лучше использовать маленькие светильники. А также способы, которые помогут Например, подсветку карниза, бра на стене, рассеянный свет. Можно усилить эффект увеличения комнаты с помощью зеркала на стене. А еще эти приемы работают лучше вместе со светлой отделкой стен, которая хорошо отражает свет.

Фото: Instagram interior_project_studio

8 Если не знаете, какие лампы выбрать - выбирайте споты

Точечные светильники сегодня применяют не только для освещения, но и для декора интерьера. Ведь их можно закрепить на любой поверхности - как горизонтальной, так и вертикальной.

9 Следуйте последним модным тенденциям - выбирайте светодиодную подсветку

Один из модных трендов в дизайне - светодиоды. Они на самом деле открывают большие возможности для экспериментов с освещением и к тому же намного эффективнее привычных осветительных приборов. Так, например, LED-светильники помогают экономить электроэнергию, и отличаются долгим сроком службы - до 25 лет. Еще одно преимущество, за которое их любят дизайнеры жилых комнат - они излучают свет, максимально близкий к естественному.

10 Учитывайте психологический аспект

Это действительно важный фактор при планировании освещения в доме. На эмоциональное состояние человека влияет температура ламп: «холодная» или «теплая». Доказано, что выбор температуры определяет восприятия интерьера комнаты и влияет на биоритмы людей, которые в ней находятся.

Так, в рабочей зоне нужен холодный свет - он помогает сконцентрировать внимание. А в спальне, наоборот, теплый - он способствует релаксу.

11 Выбирайте правильный тип ламп

Наша сравнительная таблица поможет сделать правильный выбор.

Тип лампы Описание
Обычные лампы накаливания Самые бюджетные лампы, но работают не долго, срок достигает 1000 рабочих часов. Устанавливайте их в комнатах, где не постоянно горит свет, например, в прихожей или ванной.
Рефлекторные лампы Этот вид лампочек вкручивается в настенные споты, срок службы достигает 30 000 — 40 000 часов.
Галогенные лампы Внутри этих лапм находится галогенный газ, за счет чего их мощность выше станадартных ламп накаливания.
Люминесцентные лампы Они тоже гораздо мощнее обычных лампочек, но дают холодное освещение и могут издавать звук, похожий на треск, при работе. Часто используют в нежилых помещениях, офисах.
Очень экономичные лампы, обладают приятным светом и долго служат, но стоят довольно дорого.

А в этом ролике собраны еще 7 простых правил хорошего освещения. Вам пригодится эта информация.

Правильное освещение в квартире - это залог не только комфорта и красоты вашего жилища, но и создание условий, не влияющих пагубно на ваше здоровье. Поэтому данному вопросу следует уделить пристальное внимание, что мы и постараемся сделать в этой статье.

Мы детально разберем вопросы: сколько и какого освещения нужно в каждой комнате, как правильно рассчитать освещение, выбрать лампы и грамотно выполнить схему освещения.

Для того чтобы создать правильную сеть освещения в комнате, доме или вообще в любом помещении, у нас должен быть детальный план расположения мебели, декоративных элементов и отдельных зон. Без всего этого создать именно правильное освещение нереально. Поэтому в наших дальнейших разъяснениях мы исходим из того, что вы имеете такой план.

Более подробно о расчете освещения узнайте из этого видео!

Выбор мощности светильников

Одним из основных критериев выбора правильного освещения, является правильный подбор светильников и мощности ламп. Для этого существует два основных метода расчетов – точечный метод и метод коэффициентов использования. Первый из них больше предназначен для расчета местного освещения в отдельной точке, а второй больше подходит для расчета общего освещения.

Оба эти метода мы уже разбирали на страницах нашего сайта. Они содержат множество параметров, коэффициентов, и требуют для расчета специфических знаний. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим другой пример расчета, который хоть и не является таким уж точным, но дает достаточно правильные результаты.

  • Итак, проект освещения квартиры начинается с выбора количества и мощности ламп. Для этого нам необходимо знать площадь помещения, и необходимую освещённость в каждой отдельной комнате. И если с площадью помещения все более или менее понятно, то с нормами освещения давайте разберемся отдельно.

  • Нормы освещения устанавливает СНиП 2-4-79. Согласно нему, минимальная освещенность в жилых комнатах должна составлять 150лк. Для коридоров, ванных комнат и уборных этот норматив ниже, и составляет всего 50лк.
  • Но в нормативном документе указаны именно минимальные требования. Даже сам документ имеет массу оговорок по этому поводу, в котором рекомендует для людей старше 45 лет, для детей, а также в некоторых других случаях, увеличивать эту норму.
  • И даже во всех официальных расчетах, этот норматив увеличивают на 20 – 30% — за счет коэффициентов загрязнения светильников, коэффициентов запаса и других переменных.

  • Исходя из этого, если вам нужен мягкий свет, то мы рекомендуем создавать сеть освещения до 150лк. Ярким считается свет в 300лк. И очень ярким — свет в 500лк.
  • Имея необходимые данные по освещенности и площади комнаты, мы можем рассчитать необходимый световой поток ламп. Для этого достаточно освещенность умножить на площадь помещения. В итоге, если мы имеем помещение в 9м 2, и создаем яркое освещение в 300лк, то получим необходимый световой поток в 2700лм.

  • Теперь нам необходимо выбрать необходимое количество ламп. Каждая лампа имеет информацию, какой световой поток она обеспечивает. Например, обычная 100Вт лампочка обеспечивает световой поток в 1350лм. То есть, для данного помещения нам потребуется 2-3 таких лампы.

Обратите внимание! Учитывая, что мы расчет ведем не по минимальным параметрам, то при расчетах количества можно принимать как ближайшее большее, так и ближайшее меньшее количество ламп.

  • Таким нехитрым расчетом мы можем достаточно точно определить необходимое нам количество ламп. Его конечно сложно назвать точным, но для упрощенных расчетов его вполне можно применять.

Расположение светильников

Итак, с количеством и мощностью светильников мы определились. Теперь необходимо создать план освещения квартиры. И здесь есть несколько вариантов.

  • Одним из лучших в плане создания общего освещения, является равномерное расположение точечных светильников, дающих рассеянный свет по всей комнате. Это практически идеальный вариант, который при правильном подходе позволяет даже обыгрывать мебель, расположенную в неудачных местах.

  • Вариант с люстрой так же вполне подходит для небольших по площади и примерно квадратных помещений. Если же помещение длинное или имеет большую площадь, то таких люстр может потребоваться несколько.

  • Еще одним очень удачным вариантом, является так называемое отраженное освещение. Это когда свет от светильников направлен в потолок и отражаясь от него разливается по всей комнате. Этот вариант создает действительно равномерное освещение, которое наиболее близко к естественному, но цена такого варианта, конечно, выше. Да и мощность светильников должна быть немного больше в связи с потерями на отражение даже на самых лучших поверхностях.

  • Но высота потолков далеко не всегда позволяет создать качественное верхнее освещение. В этом случае, вам придётся рассматривать вариант бокового освещения. Он является наименее предпочтительным, потому что дает огромное количество теней. Чтобы исключить их образование, вам придётся устанавливать как можно большее количество светильников на всех стенах. Причем каждый отдельный светильник желательно сделать как можно меньшей мощности, дабы он не «бил» по глазам.

  • Для таких низких помещений, в некоторых случаях возможно применение варианта с отраженным от потолка освещением. Только в этом случае светильники, направленные в потолок, устанавливаются не под потолком, а на уровне пола. Но сразу отметим, такой вариант применим далеко не во всех помещениях, и он требует тщательной проработки.

Совмещенное освещение

Ну вот, мы выбрали светильники и лампы, определили места их расположения. Казалось бы, следует двигаться дальше, но мы вернемся немного назад. Ведь мы делали расчет исходя из того, что никакого другого освещения кроме как искусственного у нас нет.

А между тем, днем у нас есть естественное освещение. Но к сожалению, его далеко не всегда хватает. Поэтому иногда возникает необходимость создания совмещенного освещения.

  • Для того, что определить, необходимо ли нам совмещенное освещение, необходимо знать нормы естественного освещения в квартире. В этом вопросе мы вновь обратимся к СНиП.

  • Он дает нам четкие ответы, что КЕО для жилых зданий в вечной мерзлоте должен составлять 0,4, а для остальных районов нашей страны 0,5. Но думаю такой ответ дает больше вопросов чем ответов. Поэтому давайте разберемся, что такое КЕО.
  • КЕО – это коэффициент естественного освещения. Он является соотношением естественной освещенности в определённой точке в помещении, к естественной освещенности вне помещения, на незатененном пространстве.
  • То есть, исходя из приведенных выше значений, естественная освещенность внутри нашей комнаты должна составлять 50% от естественной освещенности на улице. Осталось только определить то самое расчетное место.

  • Как говорит инструкция, для жилых зданий этой точкой является расстояние в метре от стены противоположной окну. Именно здесь естественная освещенность должна быть не меньше 50% освещенности на улице.

  • Закономерно возникает вопрос, как это определить? Сделать это можно либо с помощью специальных приборов, либо методом расчета. И тот, и другой вариант достаточно проблематичен, но если вопрос стоит ребром, то вполне осуществим. Расчет в принципе можно сделать и своими руками, хотя и придётся повозится. Ну а если есть прибор – люксметр, то все еще проще.
  • Если вы определились, что естественное освещение в вашей комнате недостаточное, то вы имеете два варианта решения проблемы. Либо увеличить окна, для достижения необходимого КЕО, либо создать дополнительное искусственное освещение.

  • Дабы не создавать дополнительную сеть освещения, в качестве совмещенного можно использовать уже существующую сеть общего освещения. Только задействовать для него не все светильники, а только часть — в той части помещения, где КЕО является недостаточным.

Другие аспекты выбора освещения

Но и это еще далеко не все. Проектирование освещения квартиры предполагает учет еще целой группы факторов, о которых мы поговорим в данном разделе.

Прежде всего, рассмотрим такой параметр, как равномерность освещения. О нем мы уже упоминали вскользь выше, но теперь остановимся подробнее.

Дело в том, что соотношение между наиболее и наименее освещенными участками в помещении не должна превышать 1 к 40.

Именно поэтому светильники следует располагать равномерно по комнате, а для общего освещения использовать светильники с рассеивателями.

Следующий важный параметр — это ослепленность освещения.
  • Мы не будем вдаваться в подробности расчета этого показателя, но скажем лишь одно – он напрямую зависит от высоты установки и мощности лампы.
  • Поэтому, если высота установки лампы менее чем 2,5 метра, желательно лампы устанавливать в светильниках из молочного (матового) стекла.
  • Либо использовать лампы накаливания мощностью до 60Вт, либо лампы, эквивалентные по световому потоку.

Проектирование освещения в квартире обязательно должно учитывать и такой фактор, как цветопередача.
  • Ведь если для коридоров или санузла этот параметр не так важен, то для кухни, макияжных мест, залов этот параметр может быть очень важным.
  • И вот в этом плане люминесцентные лампы сильно проигрывают обычным лампам накаливания.
  • Поэтому, еще на стадии проектирования следует учесть этот момент и предусмотреть установку либо обычных ламп накаливания. В крайнем случае — качественных диодных ламп.

Учитывать стоит и такой фактор как температура света. С ее помощью можно выгодно обыгрывать архитектуру комнаты. Делая одну комнату холодной белой, а другую теплой с желтоватым оттенком.

Правила освещения квартиры обязательно требуют позаботиться о таком параметре, как коэффициент пульсации лампы.
  • Дело в том, что при покупке некачественных ламп вы можете заметить такой эффект как мерцание лампы.
  • Он очень негативно сказывается на зрении, и вообще физиологии человека.
  • Поэтому нормативы даже устанавливают норму коэффициента пульсации, которая составляет 15 – 20%.

Обратите внимание! Производители зачастую пытаются скрыть высокие коэффициенты пульсации своих ламп. Но проверить это можно просто при помощи видео с камеры мобильного телефона. Для этого достаточно навести камеру телефона на светильник и посмотреть на монитор телефона. Если вы видите черные полосы, то коэффициент пульсации у такой лампы достаточно велик. Если вы не видите полос, то он скорее всего находится в норме.

Правила монтажа сети освещения в квартире

Ну и напоследок поговорим о том, как должна выполняться разводка освещения в квартире. Мы не будем рассказывать, как монтировать провода и выполнять подключение, мы поговорим о принципах построения системы управления, и подскажем несколько удачных решений, которые некоторые просто не знают.

  • Итак, прежде всего начнем с расположения выключателей. Выключатель общего и декоративного освещения должен располагаться на стене у входа в помещение. Это должна быть сторона, ближняя к дверной ручке.
  • Местное освещение должно включаться в зоне его использования — обычно рядом со светильником или на нем. Зональное освещение должно включаться на входе в данную зону. Если таких входов два, то с обеих сторон.

  • Кстати, об управлении освещением из нескольких мест. Реализовать такую схему достаточно просто при помощи проходных и перекрестных выключателей, либо при помощи импульсного реле. Принципы монтажа таких схем вы найдете у нас на сайте.

  • Несколько слов хотелось бы уделить такому коммутационному аппарату как регулятор освещения в квартире — или как их еще называют: диммерам. Не все знают, что с их помощью можно регулировать яркость далеко не всех ламп. Например, диодные или люминесцентные лампы вообще не поддаются регулировке.
  • Да и сами регуляторы бывают нескольких типов, и некоторые могут давать достаточно сильные помехи. Поэтому прежде чем выбирать такие приборы познакомьтесь с информацией о них на страницах нашего сайта.
  • При выборе выключателей не забывайте о таком его номинальном параметре, как ток. Он должен соответствовать нагрузке вашей сети. На данный момент выпускаются выключатели на ток до 6 или 10А. Что примерно соответствует нагрузке 1300Вт или 2000Вт соответственно.

  • Теперь уже, что касается непосредственно разводки. Современные сети освещения обычно потребляют достаточно небольшой ток. Поэтому, соблюдения минимального требования ПУЭ к групповому проводу будет достаточно. Согласно норм ПУЭ, сечение такого провода должно быть не менее 1,5 мм 2 . Для жилых помещений — это только медный провод.
  • Ну и напоследок обратим ваше внимание на максимально допустимое количество светильников для одного выключателя. Обратите внимание: именно светильников, а не ламп. Это число должно быть не более 25 штук.

Вывод

Проектирование освещения квартиры – дело, в общем-то, несложное, но оно требует детальной проработки каждой мелочи. Разложить все по полочкам в рамках одной статьи просто нереально. Поэтому нашей целью было дать вам общее понимание принципа построения сети освещения в доме или квартире. Более же детальную информацию по каждому из факторов и принципах их расчетов, вы найдете на других страницах нашего сайта.

Комфортная, уютная обстановка, располагающая к отдыху и расслаблению – этими качествами квартиру, в первую очередь, наделяет свет. Он помогает создать уникальную атмосферу для каждого ее уголка, выгодно подчеркнуть достоинства интерьера и спрятать «в тень» недостатки. При этом не стоит сосредотачиваться только на декоративной составляющей светильников, правильное освещение в квартире необходимо для сохранения здоровья глаз, душевного равновесия, эмоциональной гармонии.

Виды освещения

Для того, чтобы спланировать систему освещения в квартире, необходимо знать, какие виды освещения существуют и понимать особенности каждого из них.

  1. Общее. Его задача – освещать всю комнату в целом. Даже если ремонт максимально прост и делается без привлечения дизайнеров, такое освещение есть в любом помещении. Самый простой пример – люстра, висящая в центре комнаты. Общее освещение может быть направленным, рассеянным и смешанным. Направленный поток света создается при помощи светильников с абажуром, имеющим отверстия сверху и снизу. Рассеянный свет получают от матовых стеклянных, тканевых или бумажных плафонов, закрывающих источник света полностью. Смешанное общее освещение в квартиреполучается при использовании люстр с абажурами, имеющими отверстие вверху или внизу. Выполняются они из пропускающих свет материалов, за счет чего он проникает во все стороны и отражается от потолка или стен.
  2. Акцентное, или декоративное освещение. Используется для акцентирования внимания на определенных элементах интерьера или частях помещения. Примерами могут служить бра, торшеры, подсветка шкафов. Основная функция подобного рода освещения – украшение и создание уюта.
  3. Рабочее. Его задача - помочь человеку разглядеть мелкие детали без дополнительного напряжения глаз. Оно необходимо, чтобы осветить рабочие поверхности в кухне, кресло или диван для чтения, письменный стол, варочную поверхность плиты. В качестве источника света могут использоваться настольные лампы, встроенные светодиодные светильники или бра на гибком основании.
  4. Ночное освещение в квартире. Применяется для безопасности передвижения в темное время суток, например, в ванную комнату. Вариантами ночного освещения могут быть светящиеся дорожки из светодиодов на стене или на полу в прихожей, подсветка потолка по периметру в спальне, использование разнообразных светильников-ночников в детской комнате.

Освещение посредством комбинирования нескольких его видов позволяет добиться оптимального зонирования пространства и в интерьере квартиры.

Существуют показатели освещенности для самых распространенных источников света. Так, для лампы накаливания это 30 Вт/м2, для галогенных ламп – 15 Вт/м2, для светодиодов – 6 Вт/м 2 .

Холод или тепло? Какой цвет освещения выбрать для квартиры

Современные люди много времени в течение дня на работе проводят за экранами ноутбуков, компьютеров, телефонов. Для них актуален вопрос, какой цвет освещения лучше выбрать для квартиры, чтобы глаза могли отдыхать хотя бы дома. Если говорить о влиянии цветового диапазона ламп на здоровье, то оно отсутствует. Ни белый, ни желтый цвета не нанесут вреда глазам, но способны оказать влияние на психоэмоциональное состояние человека.

Цвет ламп зависит от цветовой температуры, она измеряется в кельвинах (К). Выделяют три оттенка свечения:

  • холодный белый – 6000-6400 К.
  • естественный белый – 4200 К.
  • теплый белый – 2700 К.

Теплый белый свет приятен и комфортен для глаза, создает атмосферу уюта. Рекомендуется для:

  • гостиных и спален;
  • обеденной зоны кухни. Блюда, освещенные теплым светом, выглядят аппетитнее;
  • ванной комнаты. Такой свет поможет расслабиться.

Но, чтобы избежать неприятных сюрпризов, следует учесть, что теплое белое свечение способно искажать некоторые цвета. Так, фиолетовый может казаться красным, голубой приобретет зеленоватый оттенок, темно-синий станет черным.

Естественный белый свет отлично подойдет для:

  • комнаты ребенка;
  • освещения зоны, предназначенной для чтения;
  • рабочей зоны на кухне;
  • подсветки зеркал.

Холодный белый свет настраивает на рабочую атмосферу и помогает сосредоточиться, вот почему его рекомендуют для:

  • кабинетов;
  • зоны раковины в ванной комнате, чтобы легче проснуться утром;
  • помещений большой площади, оформленных в стиле минимализма или хай-тек.

Холодный цвет также может исказить цвета, превратив красный в фиолетовый, оранжевый в коричневый, а желтый в зеленоватый.

На цвет, излучаемый лампой, влияет тон плафона или абажура, а также окраска ее колбы.

Для более правильного расчета воспользуйтесь онлайн калькулятором освещенности.

Особенности выбора освещения для квартиры

Освещение , необходимое для различных комнат квартиры, зависит от выполняемых ими функций. То, что хорошо подойдет для кухонной зоны, может быть абсолютно неуместно в детской. Существуют определенные рекомендации, помогающие грамотно спланировать расположение источников света и их количество в соответствии с предназначением .

Прихожая

Как правило, в прихожейотсутствуют источники естественного света, поэтому необходимо грамотно продумать, какое освещение будет в этой комнате. Осветительные приборы должны быть достаточно яркими и создавать условия, комфортные для нахождения в прихожей. Именно сюда мы попадаем с улицы и, если в помещении сумрачный, тусклый свет, глазам тяжело перестроиться после естественного освещения и человек испытывает дискомфорт. Следует избегать и другой крайности – слишком ярких, слепящих лучей.

Помимо этого, нужно помнить, что первое впечатление о доме у гостей будет формироваться именно в прихожей. Темное и неуютное помещение наведет их на мысли, что весь дом представляет собой такое же мрачное зрелище.

При помощи света можно скорректировать неудачную форму прихожей, например, если это длинный и вытянутый коридор.Для этого на стенах равномерно распределяют большое количество светильников, направляя поток света от них к стене. Отражаясь от поверхности, он будет «растворять» ее. Монтировать источники света на стене рекомендуется на высоте около двух метров, это уровень, комфортный глазам большинства людей. Для основного освещения оптимальным выбором будут максимально плоские светильники, не скрадывающие высоту помещения. Если же владелец квартиры может похвастаться довольно высокими потолками, то ограничений по высоте осветительных приборов можно не придерживаться.

Светильники не должны отражаться в зеркалах, висящих на стене. Иначе человека, смотрящегося в зеркало, будет раздражать и слепить отраженный свет.

Декоративное, или дополнительное, освещение может быть представлено различными настенными бра, шкафов, зеркал, оригинальными идеями по оформлению ниш, картин или потолка.

Ванная

Самое главное требование для системы освещения в ванной – безопасность. Все осветительные приборы должны быть влагозащищенными. Отлично для этих целей подходят разнообразные варианты точечных светодиодных светильников. Их можно использовать совместно с натяжным потолком, не боясь нагрева полотна, они долговечные и потребляют мало электроэнергии.

Необходимо позаботиться о хорошем освещении зоны зеркала в ванной, чтобы обеспечить комфортное бритье мужчинам и облегчить процедуры по уходу за лицом женщинам. Внимательно нужно отнестись и к выбору оттенка света. Так, слишком холодный свет в сочетании с кафельной плиткой может создать в комнате ощущение больницы.

В комнатах, где мы проводим мало времени, таких как прихожая или ванная, удобно установить датчики движения. Они будут включать и выключать свет автоматически, экономя электроэнергию.

Кухня

Кухню по праву можно назвать самым жилым помещением в квартире, так как именно здесь проводят большую часть времени ее обитатели. Во многих семьях это и детская, и столовая, и гостиная одновременно. Поэтому освещение на кухне должно быть многофункциональным и справляться с разными задачами.

Идеальным вариантом освещения рабочей зоны будет или светильниками, установленными под шкафами верхнего яруса. Такой свет не режет глаза и позволяет обеспечить нужный для выполнения кухонной работы уровень освещенности.

Обеденную зону можно, например, выделить интересными светильниками на длинных подвесах, висящими над столом. Или ограничиться одной общей люстрой на все помещение.

Если кухня выполняет роль гостиной, стоит подобрать элементы декоративного освещения: бра, торшеры, подходящие по стилю к помещению, или продумать обустройство потолочной подсветки. Приглушенный свет создаст отличный фон для дружеской беседы или семейного просмотра телевизора.

Спальня

Для спальни рекомендуется установка одного осветительного прибора, выполняющего роль основного источника света. Это может быть светодиодная люстра лед с матовым плафоном или классическая люстра с тканевым абажуром. Акценты расставляются при помощи бра в изголовье кровати или на противоположной стене, ночных ламп на прикроватных столиках. Очень удобно использование в спальне светильников с пультом управления или «проходных» выключателей. Это дает возможность контролировать освещение, не вставая с кровати. Цвет источников света предпочтительнее выбирать среди теплых его оттенков. Широко применяются потолка.

Гостиная

Вид используемых светильников и система освещения в гостиной зависят, в первую очередь, от ее размеров. Большие по площади помещения требуют зонирования и создания многоуровневой подсветки в зависимости от требуемого в настоящий момент времени сценария освещения. В то время, как в маленькой комнате можно ограничиться компактной люстрой в качестве основного источника света и торшера или подсветки зоны телевизора светодиодной лентой в качестве акцентного освещения. Все больше популярность набирают которые гармонично смотрятся в интерьере квартиры.

Хорошее освещение в квартире не предполагает наличия большого числа теней. Это очень распространенная ошибка начинающих дизайнеров.

Детская

В детской комнате лучше организовать комбинированный тип освещения, который позволит ребенку одинаково эффективно играть, делать уроки и засыпать. Основной свет предпочтительнее выполнить с использованием ламп, излучающих белое естественное свечение. А декоративная подсветка может быть и теплого цвета. Более точное зонирование возможно добиться используя . Обязательно следует продумать освещение рабочего места. Хорошо, если светильник в этой зоне будет иметь возможность регулировки наклона, чтобы освещать нужную часть поверхности рабочего стола.

Для малышей, боящихся или плохо засыпающих в темноте, уместно предусмотреть ночную подсветку в виде лампы-ночника на столике или светодиодного светильника на стене.

Устроить правильное освещение в квартире, соответствующее потребностям владельца и создающего атмосферу комфорта и уюта, совсем не трудно. Необходимо лишь потратить немного времени на изучение рекомендаций специалистов и подобрать среди многочисленных вариантов светильников и люстр, имеющихся на рынке осветительных приборов, идеально вписывающиеся именно в ваш интерьер и отвечающее вашим задачам.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

При проектировании интерьера освещению стоит уделять особое внимание. Ведь оно способно не только вносить свет в помещение, но и создавать настроение, особую атмосферу. В Украине или России этот вопрос стоит особенно остро, потому что климат достаточно суровый и не позволяет в большинстве случаев проектировать панорамные окна в пол. За счет этого даже дневного света мы не всегда получаем необходимое количество.

Сегодня мы бы хотели на примере интерьеров известного во всем мире мастера дизайна и освещения Келли Хоппен обсудить некоторые принципы расположения источников освещения в квартирах и домах. Итак, как правильно располагать источники освещения в комнатах?

Спальня

Mногоуровневый свет

Эта комната — отличный образец для рассмотрения. В ней мы видим 2 вида освещения, расположенные на шести плоскостях.

1

Первый тип — функциональный свет . Это те источники, которые вырабатывают свет, необходимый непосредственно для каких-то практических нужд. Так люстра здесь отсутствует, ее заменяют вмонтированные точечные светильники по всему периметру комнаты. Примечательно, что на стене с гардеробными шкафами их расположили прямо напротив открывающейся дверцы, чтобы дополнительно осветить эту зону. Вторым источником функционального света можно назвать направленные споты над прикроватными тумбами. Как вы уже, наверное, догадались, они очень удобны для вечернего чтения.

Второй тип — декоративное освещение . Оно призвано создавать настроение. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы все эти источники были выведены на отдельные выключатели. Так вы сможете грамотно регулировать количество света. Давайте перечислим все его уровни: первый — подсветка кровати и диванов снизу, второй — подсветка снизу навесных тумб и полок, третий — свет в нише за диваном, четвертый — декоративные бра, пятый — закарнизная подсветка потолка. Подсветки такого рода лучше всего делать из светодиодных лент — они экономичны, занимают минимум места и имеют широкий спектр цветов.

Подвесы

В этой спальне использована замечательная идея подвесов над прикроватными тумбами. Их можно опустить до той же высоты, на которой располагают прикроватные бра. Они не занимают место на тумбах и выглядят очень актуально в этом сезоне.

Настольные лампы

В этой спальне на мансардном этаже по обе стороны от кровати на тумбах стоят настольные лампы на высоких ножках. Свет от них очень выгодно оттеняет архитектуру стен в комнате.




Бра

Два бра по обе стороны от изголовья — это уже классический прием. Но он не теряет своей актуальности и сейчас. Кроме того, удачно подобранные такого рода светильники могут стать настоящим декоративным шедевром.


1


2

Лампы направленного света

Лампы такого плана больше напоминают офисные. Они часто имеют мобильное основание с поворотником и небольшую лампу, минимально закрытую абажуром. Такие лампы очень удобны для чтения и занимают минимум места на прикроватном столике.


Гостиная

Торшеры

В гостиной торшер станет отличным источником света в зоне отдыха. Он дает мягкий и приглушенный свет именно в той части комнаты, где это необходимо. Вы словно оказываетесь в островке света. К тому же, этот способ освещения достаточно экономичен. Приобретайте торшеры с высокой «ногой» и возможностью поворота. Чем больше света от него вы хотите добиться, тем светлее должен быть абажур.


3

1

Подвесы

Подвесы в гостиной лучше всего использовать в тех частях комнаты, где будет минимальная проходимость людей. Это может быть места около стены или над такими предметами, как столы и тумбы. Подвесы нынче приобрели большую популярность, поэтому используя их, вы сделаете оформление своего дома стильным и актуальным.


При проектировании подвесов будьте очень осторожны — необходимо просчитать все до мелочей, чтобы потом не выяснилось, что месторасположение предметов измениться. Ведь подвес перенести будет уже трудно — долго и затратно.

Закарнизная подсветка

Такого рода освещение несет чисто декоративную функцию. Оно не дает света нужной интенсивности, зато очень эффектно выглядит.

Если вы поклонник такого рода декоративных ходов, на этапе ремонта необходимо спроектировать гипсокартонный короб с так называемым «карманом», в который можно будет положить саму подсветку. Тут же, на высоте 5-8 см от потолка нужно сделать вывод для подключения лампочек к сети.

Подсветка в полу

Этот ход можно смело назвать самым нетрадиционным. Его сложно проектировать и при перестановке присутствие лампочек на полу может создавать своего рода трудности, но по сравнению с тем эффектом, который создает подсветка в полу, все эти неурядицы уходят на второй план.

Решившись на подобное освещения, преодолевайте соблазн расположить его в нескольких местах — чтобы ваш дом не утратил эстетики и ощущения дома, используйте такую подсветку только в одной комнате и не более пяти точек. Лампочки по мощности ставьте тусклые, чтобы они давали мягкий легкий отблеск света.

Точки по периметру

В большой гостиной совершенно необязательно использовать люстры. Вы вполне можете обойтись и точечным светом. Расположите столько точек, сколько вам будет необходимо, отталкиваясь от среднего расстояния между ними около 80 см.


Вы можете сделать опуск потолка, чтобы максимально скрыть источники света, а можете использовать современные накладные светильники, которые имеют высоту до 8-10 см и будут монтироваться непосредственно на существующий потолок, при это не «воруя» его высоту.


Централизованное освещение

Всеми любимые люстры — они дают много света, являются отличным мощным источником, впечатляют разнообразием форм и цветов. Люстру подбирайте, отталкиваясь от высоты потолка — чем выше потолок, тем ниже вы можете позволить себе опустить люстру.

1

В комнате прямоугольной формы повесьте люстру по центру комнаты, а если помещение имеет более сложную форму с глубокими нишами, возможно, есть смысл там же расположить еще и другие дополнительные источники.

Столовая и кухня

Подвесы над обеденным столом

Над обеденным столом правильно было бы разместить отдельный источник освещения. И его форма должна соответствовать форме стола.


Если стол круглый, подвес тоже может быть круглым, если же стол прямоуголный и длинный, люстра над ним, скорее всего, должна повторять эту форму, иначе вам просто не удастся равномерно осветить всю плоскость стола.


2

При желании вы можете использовать не один подвес, а несколько. Для этого перед выводов проводов определитесь с моделью, и, отталкиваясь от размеров абажура, размечайте места вывода.


Подсветка рабочей зоны на кухне

Для подсветки рабочей зоны, которая является функциональным элементом и очень облегчает процесс готовки, воспользуйтесь либо светодиодной лентой, либо точечными светильниками.


Располагать точечные источники света лучше по центру навесных шкафчиков. А светодиодную ленту можно выкладывать прямо у стены.


2

Вот так, на примере работ одного из лучших английских дизайнеров Келли Хоппен мы смогли расширить свой спектр используемых источников освещения. Если у вас возникли идеи относительно вашего дома, не бойтесь воплощать их в жизнь. Только прежде обязательно посоветуйтесь с профессионалами в этой области насчет технической стороны вопросы.

Удачных вам свершений на почве проектирования освещения!