Как правильно кружиться в кружении дервишей. Определяемся с целью работы

Предлагаю Вашему вниманию свою статью о суфийском кружении - "Кружение чакр. Новое воплощение древней практики" которая была опубликована в журнале "Колесо Жизни", август 2009 года

Сейчас я собираю группу для занятий по этой практике в Киеве.

Планирую кружение на природе (пока в обычной одежде без суфийских юбок), если будет стабильная группа, можно будет снять помещение. Кто желает присоединиться, выходите не связь.

ЗАЧЕМ КРУЖИТЬСЯ НА ОДНОМ МЕСТЕ?

Суфийское кружение (или вращение) — это медитативная техника, которая заключается в кружении вокруг собственной оси в течение длительного времени (обычно от получаса до нескольких часов).


Свое название техника получила от суфийского ордена Мевлеви, основанного персидским поэтом-суфием Джалаладдином Руми (1207-1273), в котором кружение являлось частью ритуала поклонения богу и символизировало единение с ним. Суфии кружились (и кружатся по сей день) в тяжелых юбках, которые нужны для стабилизации вращения и поддержания его высокой скорости.

Среди людей, практикующих медитативные практики, кружение неофициально считается «королевской медитацией». Почему же среди множества других техник выделяют именно эту медитацию?

Дело в том, что при длительном вращении вокруг своей оси...

устоять на ногах можно только в состоянии «не ума», состоянии медитации, когда вся энергия в теле находится внизу, в животе и ногах. Это максимально устойчивое положение. Если мы думаем, переживаем, боимся, радуемся, то есть если у нас появляются мысли и эмоции, происходит то, что простым языком называется «закружилась голова».

При длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии «не ума»

Секрет кружения, точнее устойчивости при кружении, предельно прост: энергия (или наше внимание) должна находиться в животе и ногах. Тогда мы просто не сможем упасть — как кукла-неваляшка «Ванька-встанька». Любой подъем энергии в голову, то есть появление мыслей и эмоций (а значит, «выпадение из медитации»), уменьшает устойчивость. И если после этого не опустить энергию вниз, не вернуться в медитативное состояние, следует падение.

Когда в статической медитации к вам приходят мысли, вы можете снова к ней вернуться. При кружении выпадение из медитации заканчивается физическим падением. В статической медитации вы можете просто сидеть и думать, что находитесь в медитации. Во время кружения «притвориться», что вы медитируете, нельзя. В медитативном состоянии кружения надо находиться тотально и непрерывно.

Есть две медитации, где выпадение из процесса проявляется особенно ярко: хождение по углям (если неправильно делаешь, обжигаешься) и суфийское вращение (если неправильно делаешь, падаешь).

Когда вы правильно медитируете (кружитесь), то есть вся ваша энергия находится внизу, верхняя часть тела свободна для прохождения потока космической энергии. Поэтому суть суфийского кружения можно выразить формулой: прочно стоим на земле, открываем сердце, впускаем сверху энергию космоса. Отсюда и подъем сил, и состояние абсолютного покоя после медитации.

Данную технику можно представить в виде метафоры жизни. Пока мы кружимся, мы живем, когда падаем, жизнь прекращается. Можно кружиться с удовольствием либо со страхом, что упадешь или потеряешь контроль над процессом. Так и по жизни можно идти с удовольствием или страхом. Но тем медитация и хороша, что сначала помогает научиться получать удовольствие от процесса в безопасном пространстве (то есть во время медитации), а потом переносить его в жизнь.

ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ КРУЖАТСЯ В ЮБКАХ?
Мне этот вопрос задавали все, кому я показывал фотографии кружения. Отвечаю. Юбка повышает качество вращения, в ней нельзя кружиться медленно, поскольку она будет падать на ноги. С другой стороны, юбка стабилизирует процесс кружения (как гироскоп) и не дает отклоняться в стороны. Чтобы кружиться в юбке, нужен опыт, но результат того стоит.

ПОЧЕМУ ЮБКИ ВСЕХ ЦВЕТОВ РАДУГИ?
В Киеве идея кружиться в юбках всех цветов радуги («Кружение чакр») была реализована в Школе интегрального развития «Радуга жизни». Семь цветов радуги соответствуют семи чакрам человека, каждая из которых отвечает за определенные качества. Выбирая цвет юбки, мы выбираем качества, которые хотим развить или проработать в себе. Когда кружатся юбки всех цветов радуги, возникает цветовая гармония, выравнивается энергия всех чакр (от низших до высших), что является условием гармонического развития человека.

ЧТО ДАЕТ ЭТА МЕДИТАЦИЯ?
В первую очередь, кружение — это уникальный опыт нахождения тотально в «здесь и сейчас» в течение всего времени медитации (примерно 45 минут). Такой опыт трудно получить в социуме со всеми его проблемами, стрессами и кризисами. В результате медитации к практикующему приходит состояние покоя и умиротворенности.

Когда вы в течение 45 минут делаете одно и то же движение (вращение) и при этом стремитесь не улететь в мысли или эмоции, тем самым вы тренируете терпение, привычку не требовать от жизни немедленного результата.

Многим, наверное, знакома ситуация, когда начинаешь дело, и оно движется медленней, чем хотелось бы. Я в такой ситуации вспоминаю кружение, в котором для того, чтобы достигнуть результата (состояния покоя и умиротворенности после медитации), надо кружиться длительное время, не улетая в мысли, повторяя определенные движения, не думая о цели, но и не теряя бдительности. Тогда результат действительно принесет удовлетворение.

Честно говоря, до сих пор испытываю некоторый страх перед кружением. Мысли «получится -не получится?», «а вдруг упаду?» все еще возникают. Как отпустить этот страх? По моему опыту, единственный выход — довериться тому, что с тобой происходит. Когда доверяешь процессу, кружиться гораздо приятнее, вместо страха получаешь удовольствие. Так же и, доверяя жизни, можно получать удовольствие от всех ее казусов и перипетий.

Любая сложная ситуация легче разрешается, если чувствуешь свое тело. Едва во время вращения я теряю равновесие, тут же начинаю дышать животом и возвращаю внимание к ощущениям в теле. Это помогает успокоить мысли и устойчивость возвращается. Если в сложной жизненной ситуации вспомнить об ощущениях в теле, расслабить его, ситуация покажется гораздо проще.

Во время медитации у меня бывали моменты, когда казалось, что еще чуть-чуть и упадешь. Тогда возникала капитулянтская мысль: «Может упасть и больше не стараться?». На своем опыте убедился, что лучше не падать. Лучше довести медитацию до конца. Упадешь и появится тошнота, да и само падение не очень приятно. Докружишься до конца — получишь удовлетворение от результата, покой и наполненность. Так и в любом деле: лучше довести его до завершения, проявив волю, настойчивость, чем спасовать перед трудностями.

О ТЕХНИКЕ КРУЖЕНИЯ
Кружение осуществляется «по» или «против» часовой стрелки. Плечи расправлены, взгляд ни на чем не сфокусирован.

Если кружиться против часовой стрелки, правая рука должна быть направлена ладонью вверх -в нее стекает поток энергии сверху, левая ладонь опущена вниз, чтобы опираться на поток снизу.

При кружении по часовой стрелке левую руку держим ладонью вверх, правая опущена. Пальцы должны быть сомкнуты. Если руки расслаблены, они легко находят свое место в потоке.

В любой медитации высвобождается много энергии, поэтому важно иметь позитивное намерение, куда потом эту энергию направить. Перед (но не во время ее!) медитацией можно подумать о какой-нибудь созидательной цели или записать ее на листочке, приколоть его к юбке и раскрутить в процессе кружения. Если не создавать позитивное намерение, энергия начнет рассеиваться, если много беспокоится и бояться, страхи могут материализоваться за счет высвободившейся силы. Медитация (в том числе и кружение) — инструмент тонкий, требующий осознанного отношения.

Для участия в суфийском кружении желательно иметь опыт других медитативных практик, развивающих состояние «внутреннего молчания». Тогда кружение пройдет более эффективно.



Дмитрий Рыбин, ведущий занятий

По науке ведь как? — По науке считается, что всё вращается вокруг своих центров силы. Электрон вокруг ядра, колесо вокруг оси, планета вокруг звезды. Вращение есть самое естественное движение в этом мире.

Мевляна Джалаладдин Руми однажды шёл по рынку чеканщиков. Думал о своём, смотрел на скрученные листы меди, слушал удары молотков о чеканы, и вдруг осознал, что всё в мире вращается.

От радости он стал вращаться прямо посреди рыночной площади, и, по преданию, находился во вращении 38 часов подряд. А когда он наконец остановился, то произнёс: "Полюс тот, кто вращается вокруг себя. Вокруг него вращаются небесные сферы" (под "полюсом" Руми имел в виду так называемый "центр силы", "сердце вихря").

В общем, Мевляна Руми срочно пошёл рассказывать своим ученикам о том откровении, которое на него свалилось в центре рыночной площади. Ученикам очень понравилась идея вращения. И вообще, вся эта история с центром мира, который находится в сердце каждого человека, очень их захватила. Поэтому был срочно учреждён суфийский орден "Мевлеви" — орден "Вращающихся Дервишей" — главной практикой которого стал ритуал "Сема" — слушание Бога через вращение. Сейчас этот ритуал больше известен как "Суфийские Кружения".

Во время Сема дервиш кружится с сиккой на голове — это войлочная шапка, символизирующая надгробный камень; и одетый в тануру — белые одежды, символизирующие саван человеческого эгоизма.

Исполняющий Сему — Семазен — как бы прорастает сквозь пустыню собственного эго, совершая восхождение к Божественной любви, и возвращается из своего духовного путешествия человеком более зрелым и совершенным.

Дервиш вращается справа налево, вокруг своего сердца. Начиная вращаться, он держит руки крестом на груди, выражая покорность Богу, затем руки раскрываются. Правая рука повёрнута ладонью к небу, получая благословение, а левая повёрнута к земле и к людям. Дервиш превращается в проводника Бога. Таким образом, на всех людей, присутствующих на Семе, снисходит благодать свыше.

Суфийское кружение — это одна из самых мощных медитаций. Эта древняя техника вызывает у человека чувство полёта и мистического подъёма.

Она настолько глубока, что даже единовременный опыт может сделать вас совсем иным.

Такая релаксация приносит в душу покой, избавляет от страха и тревоги. Человек становится более решительным и смелым. Он видит мир иначе, у него начинают работать оба полушария мозга. Он как бы входит в состояние потока, у него развивается ум и проницательность, приходят гениальные мысли и идеи.

Суфийское кружение (или вращение) — это медитативная техника, которая заключается в кружении вокруг собственной оси в течение длительного времени (обычно от получаса до нескольких часов).

Среди людей, практикующих медитативные практики, кружение неофициально считается "королевской медитацией". Почему же среди множества других техник выделяют именно эту медитацию? Дело в том, что при длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии "не ума", состоянии медитации, когда вся энергия в теле находится внизу, в животе и ногах. Это максимально устойчивое положение. Если мы думаем, переживаем, боимся, радуемся, то есть если у нас появляются мысли и эмоции, происходит то, что простым языком называется "закружилась голова".

Секрет кружения , а точнее, устойчивости при кружении, предельно прост: энергия (или наше внимание) должна находиться в центре живота и в ногах. Тогда мы просто не сможем упасть — как кукла-неваляшка "Ванька-встанька". Любой подъём энергии в голову, то есть появление мыслей и эмоций (а значит, "выпадение из медитации"), уменьшает устойчивость. И если после этого не опустить энергию вниз, не вернуться в медитативное состояние, следует падение.

Когда в статической медитации к вам приходят мысли, вы можете снова к ней вернуться. В статической медитации вы можете просто сидеть и думать, что находитесь в медитации. Во время кружения "притвориться", что вы медитируете, нельзя. В медитативном состоянии кружения надо находиться тотально и непрерывно. Когда вы правильно медитируете (кружитесь), то есть вся ваша энергия находится внизу, верхняя часть тела свободна для прохождения потока космической энергии. Поэтому суть суфийского кружения можно выразить формулой: прочно стоим на земле, открываем сердце, впускаем в одну руку энергию Бога, пропускаем эту божественную энергию в сердце и выводим точно такую же чистую энергию в другую руку и отпускаем опять Богу и подъём сил, и состояние абсолютного покоя после медитации.

Данную технику можно представить в виде метафоры жизни. Пока мы кружимся (самсара), мы живём, когда падаем, жизнь прекращается. Можно кружиться с удовольствием, либо со страхом, что упадёшь или потеряешь контроль над процессом. Так и по жизни можно идти с удовольствием или страхом. Но тем медитация и хороша, что сначала помогает научиться получать удовольствие от процесса в безопасном пространстве (то есть во время медитации), а потом переносить его в жизнь.

Это очень древняя техника. Она легко могла бы кануть в вечность вместе с тысячей других , если бы не ислам, а точнее, если бы не суфии, которые сделали ее одним из основополагающих элементов своего образа жизни.

Знаменитый танец дервишей основан именно на этой технике, а потому мы будем называть ее «суфийское кружение». О данной технике очень хорошо отзывался Ошо и . Оба этих мастера использовали данную технику в своей практике и обучали ей всех желающих.

В психологическом смысле суфийское кружение это настолько мощная практика, что даже единоразовый опыт может преобразить вас и сделать совсем другим человеком.

Что делать?

Вы когда-нибудь видели, как кружатся на месте дети? Делайте точно так же. Кружитесь вокруг своей оси с открытыми глазами. Ваша внутренняя сущность должна стать осью, а тело колесом, которое крутится на этой оси. Постарайтесь делать эту практику максимально раскрепощено. Не думайте о ее мистическом эффекте и прочих серьезных вещах. Лучше всего, если вы будете кружиться так, как это делают дети - максимально радостно и искренне.

Желательно ничего не пить и не есть хотя бы за три часа до кружения по понятным причинам. Желательно, если на вас будет свободная одежда, и вы будете босиком. Весь процесс можно разделить на две стадии – само кружение и отдых. У этой нет четкой продолжительности – она может длиться и несколько часов, впрочем это не самое важное.

Кружиться нужно против часовой стрелки. Правая рука поднята вверх (беру от Бога), а локоть поднят, левая рука опущена вниз (отдаю Земле), локоть тоже опущен. Впрочем хранить все время одно и то же положение рук не обязательно. Вы можете варьировать положение рук в зависимости от своих ощущений. Вообще это довольно гибкая техника - самое главное в ней вращение, а остальное вариативно.

Если вы почувствуете неудобство от вращения против часовой стрелки, то вращайтесь по часовой. Тело не должно быть напряженным. Глаза не закрывайте, но и не фокусируйтесь. Картинка должна поплыть. Храните молчание в процессе кружения

Если допустить, что выполнение техники займет у вас час, то первые 15 минут вращайтесь медленно. Дальше постепенно увеличивайте скорость в течении 30-ти минут, пока не почувствуете как превращаетесь в водоворот . Вокруг вас должна быть буря движения, хотя вы, находясь в центре, остаетесь неподвижными. Такого психологического эффекта нужно достичь.

Продолжайте кружиться до тех пор, пока ваше тело больше не сможет находиться в вертикальном положении. Тело должно упасть само. Не нужно делать этого намеренно и не пытайтесь как-тосмягчать свое падение, если вы были расслабленны в процессе кружения и полностью отдались процессу, то тело само упадет максимально мягко, а земля поглотит вращения.

После того как вы упадете, начнется вторая стадия этой . Перевернитесь на живот так, чтобы пупок слегка соприкасался с землей. Если вам будет слишком уж неудобно лежать в такой позе, то можете лежать на спине. Почувствуйте как ваше тело слилось с землей, будто бы вы маленький ребенок, который прижался к материнской груди.

Лежите с закрытыми глазами. Храните молчание и ни о чем не думайте минут 15. После постарайтесь ничего не делать и хранить внутреннее молчание столько времени, сколько возможно. Некоторые люди ощущают тошноту во время кружения или после него. Пока это находится на терпимом уровне не обращайте на это внимание, если тошнота станет слишком уж сильной прервите .

В суфизме психоэнергетическое обучение строится таким образом, что каждый ученик - в зависимости от своих индивидуальных особенностей, меры осознавания - получает от наставника особые задания и упражнения. В то же время наставник проводит и групповые психоэнергетические тренировки.

На начальных этапах психоэнергетической практики наставник предлагает мюридам множество разнообразных упражнений для развития способности к концентрации, для остановки непрерывного потока мыслей и достижения «ментальной паузы», проводится и работа с образными представлениями. Затем начинается использование различных психофизических упражнений: ритмичных движений под музыку, суфийских кружений и т.д.

Использование всего этого арсенала средств дает прекрасный очищающий эффект, развивает энергоструктуры организма.

Некоторые из этих упражнений вызывают «тонкую настройку» тела, ума и сознания, приводя практикующих к экстатическому состоянию, называемому суфиями халь. Выделяют различные виды халя. Наиболее часто подвижник обретает такие виды этого состояния, как: курб - ощущение близости Бога, махабба - ощущение горячей любви к Богу, хауф - глубокое раскаяние, шаук - страстный порыв к Богу и т.д.

Поясним, что представляют собой некоторые такие практики.

Танцы дервишей , например, требуют от участников абсолютного раскрепощения тела и достижения полной «ментальной паузы». На фоне этой раскрепощенности и медитативной настройки сознания на восприятие Творца возникают гармоничные «спонтанные» движения. Они не планируются, не задаются от ума, а приходят как бы самопроизвольно. Как правило, танцы дервишей проводятся с использованием медитативной музыки или медитативных напевов. Это даёт соответствующий настрой всем танцующим и приводит подготовленных участников к состоянию халь.

Ещё одна интересная техника - суфийское кружение . Оно позволяет вывести сознание из головных чакр, что способствует вхождению в состояние халь. Существуют различные модификации этой техники. Кружение может осуществляться под музыку или без таковой, с использованием мантр, без определенной концентрации или с концентрацией в тех или иных энергоструктурах организма. В последнем случае кружение может способствовать их развитию и совершенствованию.

Общие правила выполнения упражнения таковы:

  • 1) начинать можно не ранее, чем через 2-3 часа после еды;
  • 2) кружение осуществляется в любую удобную сторону на фоне полной расслабленности тела;
  • 3) открытые глаза фиксируются на одной из поднятых рук, либо расфокусируются вовсе;
  • 4) кружение осуществляется в индивидуальном ритме, с максимально плавным входом и выходом из упражнения;
  • 5) при возможном падении во время кружения необходимо перевернуться на живот и расслабиться;
  • 6) после выполнения упражнения необходима релаксация;
  • 7) также требуется полное «доверие к технике», полная «раскрытость» во время выполнения упражнения. Его длительность определяется индивидуально и может варьироваться от нескольких минут до нескольких часов.

На «зрелых» ступенях проводится интенсивная работа по развитию, совершенствованию энергоструктур организма. Если пользоваться индуистской терминологией, речь идёт, в частности, о чакрах и нади (меридианах). При этом особый акцент делается на развитии анахаты чакры, отвечающей за продуцирование эмоциональной «сердечной» любви.

Одна из техник такого рода - медитация смеха . Её участники ложатся на спину и полностью расслабляются. После медитативной настройки они помещают одну из рук на область анахаты, другую - на область муладхары, активируя эти чакры. Затем присутствующие начинают проводить сквозь организм волны мягкого, лёгкого света-смеха от муладхары к головным чакрам. Медитация смеха имеет очищающий эффект и способствует развитию и совершенствованию чакр, срединного меридиана, если, конечно, проводится на должном уровне тонкости.

Также в суфизме имеет очень большую распространённость зикр . Варианты, модификации зикра весьма разнообразны - в соответствии с традициями того или иного братства или школы, мастерством наставника.

Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Наставник даёт медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела).

В некоторых школах во время психоэнергетических тренировок исключительное значение придается музыке, пению. Считается, что музыка - пища души (гиза-и-рух) - одно из очень сильных средств, способствующих духовному прогрессу. Широко применяется музыка, побуждающая тело к «спонтанным» движениям (тараб), способствующая вхождению в глубокие медитативные состояния (саут) и т.д. В ряде школ введено ежедневное слушание музыки, коллективные занятия с вокальным исполнением мистических стихов (сама), экстатические танцы под музыку и т.п.

Эффективность этих техник достигается, в том числе, за счёт того, что медитативная работа проводится не только с использованием неподвижных положений тела, но и на фоне движений.

Благодаря комплексному использованию различных методов происходит задействование сразу нескольких «центров» организма человека: эмоционального, двигательного, интеллектуального.

Слаженная, сгармонизированная работа «центров» открывает возможности для быстрого изменения психоэнергетического состояния.

Кроме обычных методов в суфизме существуют и «скоростные» техники духовного развития . Посредством этих секретных техник мюрид может совершить очень быстрое продвижение. Они применяются только к тем, кто имеют уже достаточно высокую психоэнергетическую готовность.

Суфийская медитативная традиция очень богата и разнообразна. В ней накоплен колоссальный опыт работы с телом, умом, сознанием. В этой древней традиции разработаны и пути познания Ваджада (в индуистской терминологии - Самадхи), и техники для достижения правильной «кристаллизации» сознания в высших пространственных мерностях, и приёмы для освоения Фaна-фи-Аллах (Нирваны в Творце).

В суфизме много самобытного и оригинального. Но, несмотря на это, прослеживается его поразительное сходство с духовными традициями других лучших мировых школ и направлений - сходство целей, путей их реализаций и даже методик. Это может свидетельствовать только об одном. О том, что в основе суфизма и исихазма, даосизма и буддийского мистицизма, классической индуистской йоги и пути мексиканской школы Хуана Матуса, а также некоторых других направлений - лежат одни и те же закономерности духовного развития. Они лишь по-разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях.

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Самый бесчеловечный акт, который может совершить человек - превратить кого-либо в вещь. Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Учитесь больше смеяться. Смех так же свят, как и молитва. Ваш смех раскроет в вас тысячу и одну розу. Ошо.

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

Грех, это когда вы не радуетесь жизни. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина. Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

В это самое мгновение ты можешь отбросить все проблемы, потому что все они созданы тобой. Ошо.

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.