Хронологический метод изучения истории. Специально-исторические методы

Выделение в процессе исследования определенных этапов в развитии человека, общества или отдельных составляющих его явлений и процессов – это и есть периодизация.

Периодизация – один из важнейших специальных методов исторического исследования. Он позволяет выявить изменения качественных особенностей исторического процесса во времени, установить с возможной степенью точности моменты этих изменений, раскрыть форму и классовое содержание исторических явлений в каждый исторический период, проследить действие определенных исторических закономерностей. Применение метода периодизации, опирающегося на марксистко-ленинские принципы историзма и партийности, дает возможность исследовать исторические процессы и явления во всем их конкретном и неповторимом своеобразии, с учетом их изменения и развития, а также проявляющихся в них исторических тенденций, общих и специфических закономерностей.

Если синхронный метод позволяет изучить горизонтальный срез общества в его мгновенном (синхронном), но в связи с этим статичном состоянии, если хронологический метод раскрывает временную последовательность цепи исторических событий, следующих друг за другом, но далеко не всегда логически и тем более причинно связанных между собой, то метод периодизации, требующий сопоставления состояния общества или происходящих в нем процессов и явлений в начале и в конце периода (этапа), открывает возможность установить главное направление общественного развития, присущие ему особенности и тенденции, степень и форму их проявления, обнаружить моменты возникновения новых явлений и процессов и т.д.

Переходим ко второй группе специально-исторических методов исследования, непосредственно связанных с логическим общенаучным методом. С помощью системы методов группы осуществляются определенные логические операции с историческими фактами.

Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический)

Метод исторических параллелей (сравнительно-исторический) основан на установлении сходства или различия между изучаемыми явлениями, он играет важную роль в умозаключениях по аналогии. Этот метод состоит прежде всего в сопоставлении, сравнении изучаемого и, следовательно, неизвестного еще явления с уже изученным, известным, для того чтобы понять сущность первого из них.

Названный метод давно используется историками. В конце XIX – начале XX в. рассматривать этот метод как единственно научный.

В плане логики научного исследования необходимо отметить два момента, характеризующие сравнительно-историческое изучения явлений. Во-первых, особо познавательная роль такого изучения обусловлена тем, что она предполагает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многообразных сторон, свойств в процессе этого развития. В результате исследования ряда этапов, ступеней в явлениях становится возможным выяснить такое историческое развитие явлений, когда они в наибольшей степени развертывают свое содержание (например, буржуазные отношения на различных этапах и в различных странах). Во-вторых, сильная сторона сравнительно-исторического метода состоит в широте охвата исследуемых явлений. Ввиду того, что в данном случае предполагается параллельное изучение по меньшей мере двух «рядов» явлений, процессов, исследователь имеет возможность проследить характер связи отдельных явлений на фоне других, аналогичных им. Следовательно, исключается истолкование явлений как изолированных, абсолютно единичных, «неповторимых сторон» действительности.

Сравнение изучаемых явлений в процессе развития обогащает познание вглубь (например, выявление закономерностей в явлениях, раскрытие их новых качественных сторон) и вширь (например, расширение фактической основы познания). Это значит, что сравнительно-исторический метод наряду с другими служит задаче количественного и качественного углубления знаний, решая ее со специфической особенностью, специфической нагрузкой.

Эта специфичность находит отражение в познавательных функциях рассматриваемого метода. К ним относятся: а) выделение в явлениях различного порядка признаков, их сравнение, сопоставление; б) выяснение исторической последовательности, генетической связи явлений, установление их родо-видовых связей и отношений в процессе развития, установление различий в явлениях; в) обобщение, построение типологии социальных процессов и явлений.

Для более полного уяснения сущности и функции рассматриваемого метода представляется целесообразным различить в его применении логический и структурно-типологический аспектов. Под логическим аспектом подразумевается выделение и последовательное сравнительное изучения сходных, но не тождественных сторон в явлениях, в данном случае не исключается, конечно, одновременное и последовательное использование не только сравнения, но и других логических приемов (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза и др.).

Логический аспект лишь приблизительно охватывает один и не самый главный принцип сравнительно-исторического метода. Пользуясь сравнением как логическим приемом, можно выяснить определенные связи общественных явлений, в основном внешние. Однако этого явно недостаточно для познания их сущности. Для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений необходимо установить их структурно-типологические связи, затем на этой основе определить однотипность сравниваемых явлений. В целом структурно-типологический аспект можно охарактеризовать как систематизацию, обобщение исследования, что связано не только с установлением научно-достоверных фактов, но и выявлением существенных тенденций и особенностей в сравниваемых объектах.



Конечно, указанные аспекты в сравнительно-историческом методе представляются единое целое, разграничение их есть лишь условный прием, позволяющий акцентировать практическую значимость собственно исторического аспекта в применении данного метода.

Исследователи-марксисты в сравнительно-историческом методе справедливо усматривают не функцию сравнения в познавательной деятельности вообще, а относительно самостоятельный систематически организованный способ исследования, при котором сравнения служат для достижения специфических целей познания. Эту сторону проблемы следует подчеркнуть особо, так как, иногда в нашей литературе логические сравнения безоговорочно отождествляют со сравнительно-историческим методом.

Эта точка зрения не может считаться обоснованной, поскольку она оставляет в тени связь метода с историографической практикой, на которую указывалось выше. Сравнивая, сопоставляя различные варианты изучаемых типов, структур, нельзя упускать из виду и следующий момент: кажущиеся на первый взгляд малозаметные явления в сочетании с другими признаками и в процессе дальнейшей исследовательской работы могут принять более существенное, чем при первой оценке, значение.

В плане методики сравнительного изучения истории это обстоятельство приобретает особую важность. Оно способствует более полному раскрытию сущности сравниваемых явлений, их многогранной взаимосвязи, при этом последняя и сама будет представлена не в статичной форме, а в процессе развития. Благодаря такому подходу становится возможной не только обобщенная концентрированная характеристика каждого из сравниваемых явлений, но и рассмотрение последних в исторической связи с учетом общих и особенных черт, присущих им.

Все эти доводы и говорят в пользу высказанного ранее положения о том, что сравнительно-исторический метод шире и содержательнее, чем сравнения и аналогии. Последние выступают не как особый метод данной науки или группы наук. Они могут применяться в исторической науке, как и в других областях познания, и независимо от сравнительно-исторического метода (хотя, само собой разумеется, первые не могут быть механически противопоставлены последнему).

Применение сравнительно-исторического метода исследования требует конкретно-исторического анализа сравниваемых ситуаций; недопустимо сопоставления явлений по признаку их внешнего сходства; важно помнить об условности любого сравнения. С учетом этих ограничений сравнительно-исторический метод является для исследователя действенным средством познания человека и общества.

Метод исторического моделирования (ретроспективный)

Исторический процесс неповторим, историческое время необратимо. Невозможно реально воссоздать, повторить ушедшее в прошлое событие. Но то, что невозможно как реальность, вполне осуществимо как мысленная модель, как объективно-достоверное описание исторического явления или события. Собственно, создание таких описаний (или моделей) исторических явлений, процессов, событий и фактов, а также выявление закономерностей их возникновения, развития и функционирования в определенных конкретно-исторических условий и составляют задачу исторической науки. Таким образом, метод исторического моделирования выполняет важнейшую функцию в историческом исследовании.

Мысленная модель, описание исторического события или явления воссоздания историками на основе исторических источников – материальных остатков, документов, фотографий и других материалов, которые сохранились до нашего времени и позволяют восстановить реальную картину прошлого.

Метод исторического моделирования называют еще ретроспективным – от латинских слов « retro» – назад и «spekto» – смотрю. Суть метода заключается в «ретросказании», т.е в движении мысли исследователя от современности к прошлому, от изучения элементов старого, сохранившегося до наших дней, к реконструкции на их основе имевших место в истории событий и явлений. Возможность ретросказания объясняется единством прошлого, настоящего и будущего.

Идя от настоящего к прошлому, исследователь имеет возможность рассмотреть различные стадии явлений. Следовательно, глубже вникнуть в сущность изучаемых процессов, позже раскрыть их содержание.

Это положение не означает, конечно, того, что развитое явление того времени выполняет роль эталона.

Такое выделение служит лишь общим масштабом для детального изучения явлений прошлого. Поэтому при применении ретроспективного метода движение от зрелого предмета к предшествующему с необходимостью должно сочетаться с движением от менее зрелого к более зрелому. Иначе ретроспективный метод таит в себе опасность модернизации истории. Но когда идет речь о ретроспективном методе, то в это понятие вкладывается боле конкретное значение: он рассматривается как способ получения выводных знаний о явлениях прошлого. При этом опосредствующим элементом может выступать либо опыт науки, либо познанный факт общественной практики.

Лекция № 1. Предмет и методы науки истории.

    Предмет исторической науки.

    Методы истории.

1. История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном), рассматривается в 2-х значениях:

      как процесс развития природы и человечества;

      как системы наук, изучающих прошлое природы и общества.

Важнейшая задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae, - говорили древние. И, действительно, люди всегда пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах они воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, красоте, справедливости, свободе.

История рассматривается как единый процесс эволюции природы и общества.

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», - говорил А.С.Пушкин.

Великий русский историк В.О.Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу» (Ключевский В.О. Письма. Дневники, Афоризмы и мысли по истории.- М., 1968, с.332.).

Представления о мире в древности и сейчас существенно различаются: изменился мир, изменился и человек. История – это развивающийся массив социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз осмысливается заново.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Сам человек – существо историческое. Он изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с утстановлением подлинности, истинности событий и фактов.

В римской историографии (историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном

В настоящее время мы используем слово «история» в 2-х смыслах:

1) для обозначения рассказа о прошлом;

2) когда речь идет о единой науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом ее может быть социальная, политическая, экономическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, а не людям при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных взглядов, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность). Известный французский историк Марк Блок определяет историю «как науку о людях во времени». Историки используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, пространство), исторический факт, теорию исторического процесса (методологическую интерпретацию).

Исторические движение включает взаимосвязанные научные категории: историческое время и историческое пространство. Историческое время движется только вперед. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во времени и пространстве.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизации исторического процесса.

Почти до конца 18 века историки различали эпохи дикости, варварства и цивилизации. Позже оформились два подхода к периодизации истории: формационный (историки- материалисты 19 века) и цивилизационный (историко-либеральная периодизация нач.21 века).

Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории.

Исторический факт – это реальные события прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (египетские пирамиды, войны Македонского, Крещение Руси и др.), конкретные исторические данные мы получает из исторических источников.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинодокументы (фонические), памятники архитектуры, предметы быта прошлого, письменные документы, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое.

    Методы познания истории.

Исторический метод – это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание. Основные исторические методы:

Историко-генетический;

Историко-сравнительный;

Историко-типологический;

Историко-системный.

Применимы в истории и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.

Суть историко-генетического метода сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. Познание идет от единичного к особенному и далее к общему и всеобщему.

Историко-сравнительный метод заключается в сравнении событий, происходивших в разное время, но во многом сходных. Сравнивая их, ученые могут объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений. Метод позволяет вскрыть сущность изучаемых событий по их сходству и различию, проводить сравнение их во времени и пространстве.

Историко-типологический метод (типологизация). Изучая историю, Второй мировой войны, можно поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиции. Противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Стороны каждой из групп будут отличаться только по отношению к союзникам и врагам Германии (по другим признакам они могут различаться – в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические.

Историко-системный метод помогает изучать единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, история России рассматривается не как самостоятельный процесс, а как результат взаимодействия с другими государствами, элемент развития истории всей цивилизации.

Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический.

Исторический метод – это рассмотрение процесса в комплексном развитии: как он возник, каким был вначале, какой путь прошел.

При логическом методе изучаемые явления рассматриваются с точки зрения доказательства и опровержения.

В исторической науке, кроме того¸ применяются следующие методы:

Хронологический метод – изложение явлений в строго последовательном, временном порядке.

Хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам, темам или эпохам, в внутри - по проблемам.

Проблемно-хронологический – изучается одна сторона деятельности человека или общества в ее последовательном развитии.

Синхронистический – устанавливает взаимосвязи между процессами и явлениями, протекающими в одно и то же время в разных регионах.

Существуют также сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический методы, математического анализа и социологических исследований.

Функции исторической науки:

Познавательная – познать сущность исторического процесса, его закономерности, чтобы не допускать ошибок прошлого;

Оценочная – усвоить общечеловеческие ценности, понять ошибочность одномерного подхода к анализу исторических явлений;

Практическая – применение наиболее эффективных способов решения общественных проблем, известных в истории различных стран.

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Методология и теория исторической науки.

Понятие и классификация исторического источника.

Методы и источники изучения истории.

Сущность, формы, функции исторического знания.

1.4. Отечественная историография в прошлом и в настоящем: история России – неотъемлемая часть всемирной истории.

История - неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познава­тельной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания.

В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, кото­рые присущи как обществу в целом, так и составля­ющим его социальным группам.

В процессе изучения истории у людей складывается представление об основных этапах развития цивили­зации, о том, как наше государство изменялось на про­тяжении столетий. Они знакомятся с памятниками культуры, познают самобытность своего народа.

В эпоху древних цивилизаций история воспринима­лась как наглядный пример жизни для воспитания че­ловека, формирования его этнического сознания.

История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений.

Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражда­нином».)

Как и любая другая наука, историческая наука о раз­витии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования. Один из таких принципов - это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о чело­веческом обществе.

История - это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как еди­ном, разностороннем и противоречивом процессе.

От методологии исследования зависит успешное изуче­ние истории и ее научно-достоверная реконструкция.

Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.

К конкретным методам относятся:

1. общенаучные;

2. собственно исторические;

3. специальные - заимствованные из других наук.

Общими методами для всех гуманитарных наук служат:

1. логический;



2.исторический.

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зре­лую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический, метод способен воспроизводить яв­ления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенно­стями, через которые проявляются общие закономерности.

Для изучения и исследования истории России обыч­но используют следующие методы:

хронологический метод, который состоит в изло­жении явлений в строго хронологическом (вре­менном) порядке;

хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по пери­одам (эпохам), внутри периодов - по проблемам;

проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности госу­дарства в ее постепенном развитии;

синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, проте­кающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Исторические источники - это свидетельства о прош­лом, остатки прошлой жизни.

Классификация исторических источников - это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины - источ­никоведения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников:

1. письменные;

2. вещественные;

3. устные;

4. этнографические;

5. лингвистические;

6. фотокинодокументы;

7. фонодокументы.

Самыми важными источниками для изучения истории Рос­сии служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «По­весть временных лет» написана в XII в. Летописи, подобно историческим произведениям, состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497г., Соборное Уложение 1649г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками.

История выполняет несколько социально значимых функций.

Познавательная функция состоит в конкретном изучении исторического пути России и её народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий, произошедших в России. В научном языке слово «история» часто употребляется как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах его развития.

Практически- рекомендательная функция состоит в том, что история вообще, и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает выработать научно- обоснованный курс внешней и внутренней политики, жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических личностей и политических партий.

Воспитательная функция – играет важнейшую роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы развития.

История опирается на факты: объективные события прошлого, а факты мы получаем из различных источников. Различают:

Материальные источники (вещественные), или памятники деятельности человека (орудия труда, предметы быта, оружие и т.д.;

Письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания);

Фольклорные источники;

Лингвистические источники;

Изобразительные источники (графические, художественные);

Фонетические источники (кино-, фото-, аудио-, видеоматериалы).

Никакой источник, сам по себе, не может дать оценку прошлого. Он только воспроизводит или помогает реконструировать исторический фак, истину. Лишь историк, на основе изучения различных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации, т.е. воссоздаёт реальную картину прошлого, интерпретирует, поясняет её. А так как у каждого исследователя существует своя научная концепция, своё видение истории, то факты получают разную оценку и истолкование.

Так вырабатываются теоретические концепции или подходы к изучению истории.

Исторический метод – это способ изучения исторических закономерностей через конкретные их проявления: через исторические факты, способы извлечения из фактов новых знаний.

Методы исследования исторической науки делятся на следующие группы.

1.3.1. Общенаучные методы исторического исследования:

- логический – установление причинно- следственных связей между явлениями, что позволяет расставить события в логическом порядке и выводить один факт из другого;



- классификация – группировка фактов по определ1нным признакам и критериям;

- историзм – рассмотрение явлений не изолированно, а с учётом предыдущих и последующих событий;

- анализ и синтез – разложение изучаемого процесса на составляющие части и соединение новых составных частей в новое целое.

1.3.2. Социально- исторические методы исследования:

- хронологический – изложение событий в той последовательности, в которой они происходили; при изучении истории России используют следующие хронологические методы:

Собственно хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются в строгом хронологическом порядке;

- хронологически- проблемный , предусматривает изучение истории по периодам, а внутри них – по проблемам;

- проблемно- хронологический , изучающий какую- либо одну сторону жизни и деятельности государства в её последовательном, хронологическом развитии;

Значительно реже, но применяется синхронический метод , позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и тоже время в разных местах России или её регионах.

- сравнительно- исторический – выделение исторических событий в одной или нескольких странах и сравнение их по разным параметрам;

- историческое моделирование – создание теоретической модели для объяснения важнейших процессов в определённом обществе.

Историки пользуются результатами практически всех гуманитарных наук (дисциплин): географии, экономики, религиоведения. Особо выделяются вспомогательные исторические дисциплины, которые занимаются изучением материальных источников: палеография (изучает материал и орудия письма, изменения в графике, систему принятых сокращений в письме), геральдика (гербы и их символика), сфрагистика (печати, надписи на них, материал, эпоха изготовления, характер использования), нумизматика (исследование монет), хронология и метрология (изучает календари, систему расчётов и мер), источниковедение (изучает исторические документы для установления времени и места их создания, авторство, цели написания, достоверности), историграфия (от греческого «История» - разведывание, исследование прошлого; и «Графо» - пишу. Этим термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только содержание, но и авторство).

1.4. Общая задача дисциплины «История единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)»: изучение истоков зарождения, развития и совершенствования национальной системы гражданской защиты.

Главная задача обучения: формирование у обучаемых высоких морально-боевых, профессиональных и патриотических качеств, необходимых будущим специалистам в области техносферной безопасности (безопасности жизнедеятельности); ознакомление студентов с историческими предпосылками возникновения чрезвычайных ситуаций в войнах за свободу и национальные интересы России; обоснование исторической важности создания Государственной спасательной службы в нашей стране; создание научно-информационной основы для организации и проведения выпускниками специально- исторической работы в соответствии с приказом Министра МЧС № 734 от 21.12.1998 г. (см. Приложение).

Изучать подвиги прошлого не имеет смысла без твердой веры в будущее. В этом, отнюдь не новом изречении, заключена истина, во многом обусловливающая необходимость изучения истории в учебных заведениях, готовящих специалистов в области гражданской защиты.

История государства Российского - это вместе с тем и история его защиты, в том числе и вооруженной защиты. Общеизвестно, что значение истории в учебном процессе определяется, прежде всего, её огромными познавательными возможностями. Для специалиста гражданской защиты знание специальной истории составляет существенную сторону его общей и профессиональной подготовленности, неотъемлемую часть общекультурного развития. Необходимость изучения специальной истории вытекает из той роли, которую исторический опыт играет в развитии всех областей современного военного дела.

Специальные исторические знания занимают особое место в формировании личностных, прежде всего, морально-боевых качеств будущих специалистов гражданской защиты. Они активно помогают студентам утвердиться в убеждении, что избранный ими путь самоотверженного служения своему народу - путь верный и необходимый Отечеству.

Изучение опыта оборонительного (защитного, в том числе и военного) строительства России, организации и осуществления её защиты может и должен стать неисчерпаемым источником исторического оптимизма будущих специалистов. История свидетельствует, что в лучшие для духовного взлета Отечества времена и в наиболее мрачные для него годы самые благородные силы нации собирались в армии и других силовых структурах. Понимание этого позволяет формировать у будущих специалистов тот мужественный идеализм в служении Отечеству, который традиционно был присущ лучшим представителям корпуса защитников нашей Родины на всех этапах её истории. Именно это качество, базирующееся на знании специальной и военной истории, позволит успешно противостоять любым попыткам дезориентации, дезинформации, шантажа и шельмования в целях деформации сознания и измены долгу специалиста- защитника Родины, как это нередко происходило сравнительно недавно вокруг нашей армии и флота.

В повседневной творческой деятельности специалиста гражданской защиты всё более важное значение приобретает его умение правильно ориентироваться в основных направлениях развития системы гражданской защиты и умело использовать все возможности новейших средств и способов защиты для успешного выполнения поставленных задач.

Практика свидетельствует, что сложные и ответственные задачи по обучению и воспитанию подчиненных, по поддержанию высокой боевой готовности и боеспособности органов управления, сил и средств гражданской защиты требуют от специалистов правильного понимания законов общественного развития, знания сущности и содержания современных проблем гражданской защиты, умения глубоко разбираться в диалектике её форм, средств и способов.

Сложность и специфичность функциональных обязанностей, выполняемых специалистами гражданской защиты, как и особая ответственность, возлагаемая на них при высших степенях готовности и режимах функционирования предъявляют повышенные требования и к их морально-боевым и профессиональным качествам. Формирование этих качеств может быть успешным только при наличии у обучаемых прочной мировоззренческой основы, в создании которой специальная историческая подготовка представляет особенно благоприятные возможности.

В частности, активным способом влияния на формирование научного мировоззрения обучаемых является раскрытие перед ними содержания основных методологических проблем истории гражданской защиты. К таким проблемам прежде всего следует отнести определение объекта и предмета, структуры, функций и границ истории ГЗ, анализ общих свойств её предмета, её соотношение с другими общественными и специальными науками, характеристику принципов взаимных связей отдельных частей и сторон исторической науки, рассмотрение их субординации и координации, раскрытие содержания, закономерностей и общих положений истории ГЗ, а также их роли по отношению к её особенным и частным положениям.

Раскрытие проблем истории гражданской защиты в сочетании со структурой военно-исторической науки способствует формированию научного мировоззрения студентов. В частности, закрепляемое разграничение двух областей исторических знаний и выяснение при этом их взаимосвязи и соотношения способствуют глубокому раскрытию характера, содержания не только гражданской защиты, но и вооруженной борьбы, войны в целом, помогают правильно понять их законы и отдельные специфические стороны, уяснить принципы, категории и понятийный аппарат.

Таким образом, создаётся возможность для раскрытия и углубленного понимания соответствия законов материалистической диалектики реальным причинно- следственным связям природы и общества. Этим самым уже при первом знакомстве с предметом исторической подготовки происходит закрепление и развитие тех основополагающих принципов мировоззрения защитника Родины, содержание которых излагалось в процессе изучения общественных дисциплин еще на предыдущих ступенях обучения (в школе и ВУЗе).

Создаётся возможность изучить все конкретные формы, в которых могут проявляться основные законы материалистической диалектики, выступающие универсальной всеобщей связью как в войне, так и в любой чрезвычайной ситуации, а также в условиях обеспечения техносферной безопасности. Представляется возможность категории материалистической диалектики, являющиеся понятиями предельной степени общности, наполнить конкретным содержанием – знанием о развитии явлений и процессов гражданской защиты и техносферной безопасности.

Следовательно, при достаточно высокой познавательной активности студентов и необходимой глубине изучения дисциплины возможно достаточно глубокое формирование единой категориальной системы научного мышления специалиста гражданской защиты. Это позволит развивать творческие способности, научиться правильному объективному подходу к анализу внутренней структуры системы защиты, как в условиях военного времени, так и при чрезвычайных ситуациях, к выявлению специфики применения различных средств и способов защиты и обеспечения безопасности в конкретных исторических условиях, к поискам способов предотвращения и ликвидации последствий ЧС.

Опыт показывает, что использование возможностей истории для формирования научного мировоззрения будущих специалистов, начавшись с первой лекции, может быть успешно продолжено в ходе изучения дисциплины. На первом, начальном этапе, это проявляется в упорядочении, систематизации имеющихся отдельных понятий и представлений, носящих мировоззренческий характер. Постепенно, в ходе учебных занятий и самостоятельной работы, может и должно произойти количественное накопление сведений, образующих основу профессионального мышления специалиста. В конечном счете формируются именно те интеллектуальные умения и навыки, которые свидетельствуют о зрелости и прочности мировоззренческих позиций специалиста.

Исключительно важную роль историческая подготовка играет в формировании политического (государственного) мышления специалиста. Прошлое, запечатленное на страницах истории, по существу является важным элементом нашего мировоззрения, позволяющего определить правильную позицию по самым жгучим проблемам современности. Передовые умы человечества во все времена отмечали, что знание истории не отягощает память, а делает человека более мудрым, способным, опираясь на опыт минувшего, решать проблемы сегодняшнего дня, приподнимать завесу над грядущим. Особенно плодотворной в этом отношении является специальная, в том числе и военная история. Её знание дает каждому возможность задуматься в частности над такими фактами: была Первая мировая война, была Вторая. Удастся ли предотвратить третью – самую немыслимую? Ведь если не поставить надежные барьеры на пути её подготовки и развязывания, то вероятной альтернативой может быть отсутствие будущего для миллиардов людей на земле. Одним из важных факторов предотвращения возможности развязывания новой мировой войны является, как известно, упрочение оборонного могущества государства и повышение готовности Вооруженных Сил к предотвращению, а при необходимости и пресечению агрессии.

Опыт истории учит, если в мире возникают трудности, кризисные или предкризисные явления, ухудшение экономического положения, ослабление боеспособности вооруженных сил – сторонники агрессии становятся более жесткими и наглыми. И сегодня, в условиях напряженной внешнеполитической борьбы за поддержание военно-стратегического паритета на постепенно понижающемся уровне, политика предотвращения войны немыслима без поддержания высокой боевой готовности Вооруженных Сил России, их способности к пресечению любых посягательств извне на безопасность государства. При этом, система гражданской защиты (гражданской обороны) страны, как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения, а также принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Таким образом, понимание законов исторического развития, умение на основе анализа хода и исхода прошлых войн и чрезвычайных ситуаций делать правильные выводы на будущее приведёт студента к осознанному восприятию важности для сохранения мира той деятельности, которая ожидает его после окончания учёбы. Именно знание истории позволяет студенту до конца оценить значение и взаимосвязь таких понятий, как мир, бдительность и боевая готовность. Основываясь на историческом опыте, они увереннее ориентируются и в современной обстановке, понимая, что если где-то полыхает война, тлеют очаги военных конфликтов, попираются законные права народов, то это грозит не только региональному, но и всеобщему миру чрезвычайными ситуациями глобальных масштабов. Именно история многократно свидетельствует: в случае обострения международной обстановки грани между политической борьбой и военным столкновением могут становиться очень тонкими, хрупкими, неустойчивыми, и в этом случае лишь чрезвычайная бдительность и высочайшая боеготовность смогут уберечь мир от катастрофы.

Повышая методологическую вооруженность будущих специалистов специальные исторические знания вместе с тем активно помогают формированию у них высоких морально-боевых и политических качеств, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Раскрывая героическое прошлое нашего народа, особенно его боевые и трудовые традиции, историческая наука способствует повышению морального духа воинов, специалистов гражданской защиты, воспитанию у них патриотизма, она активно участвует в формировании морально-политического фактора – важнейшей составной части обеспечения безопасности страны.

В современных условиях особенно важно подчеркнуть роль исторических знаний в патриотическом воспитании граждан. Для того, чтобы неназойливо и действенно влиять на формирование гражданской государственной сознательности, особенно у молодежи, чтобы правильно и эффективно направлять её воспитание следует помнить, что наиболее уверенно гражданское становление человека происходит тогда, когда оно начинается с истории, с памяти о героическом прошлом Родины. И необходимо постоянно изучать, уметь правдиво и честно представлять славную историю Отечества, истоки мужества и героизма защитников Родины, не обходя трудностей и драматических страниц их деятельности в области гражданской защиты. При этом не забывать, с позиций научной объективности видеть и понимать сколь дорогой ценой приходилось расплачиваться за волюнтаристские ошибки, догматизм в мышлении, за инерцию в практических действиях. Совершенно ясно, что в этом нелегком деле нельзя рассчитывать на успех, если у самого специалиста гражданской защиты будет отсутствовать четкая нравственная позиция, которая единственно может служить надежным компасом, обеспечивающим выбор методов и аргументов для анализа, объяснения и правильной политической оценки событий и фактов отечественной истории. Естественно считать, что формирование такой позиции должно происходить в ходе обучения в ВУЗе. И специальная историческая подготовка студентов в существенной мере призвана обеспечить этот процесс.

Таким образом, изучение опыта истории нашей страны позволяет специалистам- профессионалам уверенно находить свое место как в процессе реализации новых концепций гражданской защиты, так и воплощая в жизнь положения современной доктрины защиты и обороны государства.

Из сказанного следует, что роль и функции специальной исторической подготовки студентов БГАРФ весьма широки и многообразны. Конкретно, в своей основе они сводятся к следующему:

Изучать и осмысливать ту часть общеисторического процесса, которая связана с войнами и чрезвычайными ситуациями военного и мирного времени;

Усвоить общественный опыт, имеющий теоретическое и практическое значение для решения защитных, оборонных задач нашего государства, для развития современного военного искусства, теории и практики гражданской защиты;

Воспитывать новые поколения дипломированных специалистов- профессионалов, а через них и всех сотрудников нашей службы на героических, патриотических традициях защиты Родины;

Активно помогать руководству МЧС России, всех спасательных служб в борьбе против всякого рода антинаучных домыслов, версий и лжетеорий в области истории, против её использования в качестве средства идеологической борьбы;

Обеспечивать специалистам- профессионалам возможность правильно понимать современную политику в области оборонного строительства и делать из нее правильные выводы для своей практической работы в системе гражданской защиты.

1.5. Целевая установка и организационно- методические указания по изучению учебной дисциплины «История единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)».

В результате изучения дисциплины обучаемые должны

Иметь представление:

Об опыте предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время;

О практике использования формирований ГО зарубежных стран и организации международного сотрудничества по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС различного характера;

Знать:

Историю МПВО, ГО, РСЧС на всех этапах их зарождения и развития в годы Великой Отечественной войны, в локальных войнах, вооруженных конфликтах, а также при ликвидации крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

Причины возникновения и развития ЧС при военном решении проблем геополитики на примерах отечественной военной истории в интересах возможной миротворческой деятельности МЧС России.

Уметь:

Применять принципы историзма в творческом подходе к решению проблем своей практической профессиональной деятельности по окончании академии;

Использовать опыт отечественной военной истории для утверждения в сознании подчиненного личного состава идей патриотизма, самоотверженного выполнения профессионального долга спасателя, чувства гордости за принадлежность к важному компоненту национальной безопасности Отечества - Войскам ГО России.

Дисциплина «История единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО)» изучается в комплексе оперативно-тактических дисциплин, профилирующих подготовку студентов- бакалавриата академии.

Они основаны на философских, общенаучных, являются основой методов конкретно-проблемных.

Историко-генетический и ретроспективый методы. Историко-генетический метод наиболее распространен. Направлен на последовательное раскрытие свойств, функций и изменений исторической реальности. По определению И. Ковальченко, по логической природе - это аналитический, индуктивный, по форме выражения информации - описательный. Он направлен на выявление причинно-следственных связей, на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов. Исторические события показываются и в их индивидуальности, конкретности.

При применении этого метода возможны некоторые ошибки, если абсолютизировать его. Делая упор на изучение развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Далее, показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Следует избегать чистого эмпиризма.

Если генетический метод направлен из прошлого к настоящему, то ретроспективный - от настоящего к прошлому, от следствия к причине. По элементам сохранившегося прошлого можно реконструировать это прошлое. Идя в прошлое, можно уточнить этапы становления, формирования того явления, которые мы имеем в настоящем. То что при генетическом подходе может показаться случайным, при ретроспективном методе покажется предпосылкой более поздних событий. В настоящем мы имеем более развитый объект по сравнению с предыдущими его формами и можем лучше понять процесс становления того или иного процесса. Мы видим перспективу развития явлений и процессов в прошлом, зная результат. Изучая годы, предшествующие французской революции XVIII века, мы получим определенные данные о назревании революции. Но если мы вернемся к этому периоду, уже зная, что произошло в ходе революции, мы узнаем более глубокие причины и предпосылки революции, которые проявились особенно четко в ходе самой революции. Увидим не отдельные факты и события, а связную закономерную цепь явлений, приведших закономерно к революции.

Синхронный, хронологический и диахронный методы. Синхронный метод ориентирован на изучение различных событий, происходивших в одно и то же время. Все явления в обществе взаимосвязаны, и этот метод, особенно часто применяемый при системном подходе, помогает эту связь раскрыть. И это позволит уточнить объяснение исторических событий, происходящих в том или ином регионе, проследить влияние экономических, политических, международных связей разных стран.

В отечественной литературе Б. Ф. Поршнев издал книгу, где показал систему государств в период английской революции середины XVII в. Однако по сей день этот подход развит в отечественной историографии слабо: преобладают хронологические истории отдельных стран. Только недавно предпринята попытка написать историю Европы не как сумму отдельных государств, а определенной системы государств, показать взаимовлияние и взаимосвязь событий.

Хронологический метод. Его применяет каждый историк - изучение последовательности исторических событий во времени (хронологии). Нельзя пропускать существенные факты. Часто допускаются искажения истории, когда историки замалчивают факты, не укладывающиеся в схему.

Вариант этого метода -- проблемно-хронологический, когда широкая тема расчленяется на ряд проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности событий.

Диахронный метод (или метод периодизации). Выделяются качественные особенности процессов во времени, моменты образования новых этапов, периодов, сравнивается состояние в начале и в конце периода, определяется общее направление развития. Чтобы выявлять качественные особенности периодов, нужно четко определить критерии периодизации, учесть объективные условия и сам процесс. Подменять один критерий другим нельзя. Иногда нельзя точно назвать год или месяц начала нового этапа - все грани в обществе подвижны и условны. Нельзя все уложить в строгие рамки, имеет место асинхронность событий и процессов, и историк должен это учитывать. Когда существует несколько критериев и различных схем, глубже познается исторический процесс.

Историко-сравнительный метод. Начали применять сравнительный метод еще просветители. Ф. Вольтер написал одну из первых всемирных историй, но сравнение использовал скорее как прием, чем метод. В конце XIX века этот метод стал популярным, особенно в социально-экономической истории (М. Ковалевский, Г. Маурер писали труды об общине). После Второй мировой войны особенно широко применялся компаративный метод. Практически ни одно историческое исследование не обходится без сравнения.

Собирая фактический материал, осмысливая и систематизируя факты, историк видит, что многие явления могут иметь сходное содержание, но разные формы проявления во времени и пространстве и, наоборот, иметь разное содержание, но быть сходными по форме. Познавательное значение метода заключается в возможностях, открываемых им для понимания сущности явлений. Понять сущность можно по сходству и различию присущих явлениям характеристик. Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других.

Метод позволяет раскрывать сущность явлений, когда она не очевидна, выявлять общее, повторяющееся, закономерное, делать обобщения, проводить исторические параллели. Следует соблюдать ряд требований. Сравнение должно осуществляться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не формальное сходство. Надо знать эпоху, типологию явлений. Можно сравнивать однотипные и разнотипные явления, на одной или разных стадиях развития. В одном случае сущность будет раскрываться на основе выявления сходства, в другом - различий. Не следует забывать принцип историзма.

Но применение сравнительного метода имеет и некоторые ограничения. Он помогает понять многообразие реальности, но не специфику ее в конкретной форме. Сложно применять метод при изучении динамики исторического процесса. Формальное применение приводит к ошибкам, и суть многих явлений может быть искажена. Нужно использовать этот метод в комплексе с другими. К сожалению, часто используют только аналогию и сравнение, а метод, много содержательней и шире упомянутых приемов, применяется редко в полном виде.

Историко-типологический метод. Типология - разделение объектов или явлений на различные типы на основе существенных признаков, выявление однородных совокупностей объектов. И. Ковальченко считает типологический метод методом сущностного анализа. Такого результата не дает формальная описательная классификация, предлагавшаяся позитивистами. Субъективный подход привел к идее конструирования типов только в мышлении историка. М. Вебер вывел теорию «идеальных типов», долгое время не применявшуюся отечественными социологами, трактовавшими ее упрощенно. По сути дела, речь шла о моделировании, которое принято сейчас всеми исследователями.

Типы по И. Ковальченко выделяются на основе дедуктивного подхода и теоретического анализа. Выделяются типы и признаки, характеризующие качественную определенность. Тогда мы можем отнести объект к тому или иному типу. Все это И. Ковальченко иллюстрирует на примере типов русского крестьянского хозяйства. Такая подробная разработка метода типологии понадобилась И. Ковальченко для обоснования применения математических методов и ЭВМ. Этому посвящена значительная часть его книги о методах исторического исследования. Отсылаем читателя к этой книге.

Историко-системный метод. Этот метод был также разработан И. Ковальченко в связи с применением математических методов, моделирования в исторической науке. Метод исходит из того, что существуют общественно-исторические системы разного уровня. Основные компоненты реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, исторические ситуации и процессы, рассматриваются как общественные системы. Все они функционально связаны. Нужно вычленить исследуемую систему из иерархии систем. После выделения системы следует структурный анализ, определение взаимосвязи компонентов системы и их свойств. При этом используются логические и математические методы. Второй этап - функциональный анализ взаимодействия изучаемой системы с системами более высокого уровня (крестьянское хозяйство рассматривается как часть системы общественно-экономических отношений и как подсистема капиталистического производства). Главную трудность создает многоуровневый характер общественных систем, переход от систем низшего уровня к более высоким системам (двор, селение, губерния). При анализе, например, крестьянского хозяйства агрегирование данных дает новые возможности уяснения сущности явлений. При этом используются все общенаучные и специально-исторические методы. Наибольший эффект метод дает при синхронном анализе, но остается нераскрытым процесс развития. Системно-структурный и функциональный анализ могут привести к чрезмерному абстрагированию и формализации, а иногда субъективному конструированию систем.

Мы назвали основные методы исторического исследования. Ни один из них не является универсальным и абсолютным. Нужно использовать их комплексно. Кроме того, оба исторических метода надо сочетать с общенаучными и философскими. Нужно использовать методы с учетом их возможностей и пределов -- это поможет избежать ошибок и ложных выводов.