Географическая структура международной торговли стран. Современная структура мировой торговли

В 90-х годах 20 века серьезные изменения произошли в товарной структуре международной торговли, в основу которых легли научно-техническая революция и обусловленные ею структурные сдвиги в мировом хозяйстве, а также углубление международного разделения труда. Как известно, в процессе развития производительных сил непрерывно усложняется внутренняя структура комплексных отраслей промышленности, в которые входят все новые специализированные производства. Особенность современного этапа НТР состоит в том, что увеличивается дифференциация отраслей промышленности (к настоящему времени их число превышает 300). В результате существенно расширяется номенклатура товаров, поступающих в каналы международной торговли.

В области диверсификации поставок на внешний рынок лидируют промышленно развитые страны. Так, в экспортной номенклатуре Германии насчитывается более 180 позиций, США, Великобритании и Франции - более 175, Японии - более 160 позиций. Значительное влияние на товарную структуру международной торговли оказывает ускоренное обновление продукции. Еще 10 лет назад многие зарубежные компании не производили более половины из ныне выпускаемых изделий, а в ряде отраслей, например, в общем машиностроении, автомобильной промышленности, приборостроении продукция обновляется на 60% и более в течение 5 лет.

Основной тенденцией стал рост в международной торговле удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Как видно из таблицы 1, к середине 90-х годов свыше ѕ мирового экспорта приходилось на продукцию обрабатывающей промышленности, тогда как этот показатель составлял 10 лет назад 2/3, до второй мировой войны - 2/5.

Примечательно, что почти 40% стоимости мирового экспорта падает на технически сложную, дифференцированную продукцию - на машины и транспортное оборудование. Возрастает международная торговля компонентами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, что свидетельствует о воздействии международной производственной кооперации на интенсификацию внешнеторговых связей. В современных условиях именно обмен продукцией машиностроения составляет сердцевину международной торговли (по сравнению с концом 30-х годов удельный вес машин и транспортного оборудования возрос в ней почти в 4 раза). Значительно увеличилась в международном товарообмене и роль химической продукции. Структурные изменения в пользу отраслей, связанных с НТР, опираются на более высокие темпы экспорта данных видов продукции по сравнению с общими темпами его развития. Так, если за 1990-1995 гг. стоимость мирового экспорта в целом по всем товарным группам возросла в 1,4 раза, то экспорт машин и транспортного оборудования, а также химических товаров увеличился в 1,6, прочей продукции обрабатывающей промышленности - в 1,5 раза. В результате укрепляется тенденция к повышению удельного веса в международной торговле наукоемких, технически сложных изделий. Рынок продукции обрабатывающей промышленности в 90-х годах является наиболее быстрорастущим и перспективным.

Таблица 1

Товарная структура мирового экспорта, %

Основные товарные группы

Продовольствие (включая напитки и табак)

Сырье (исключая топливо)

Минеральное топливо

Продукция обрабатывающей промышленности

Машины и транспортное оборудование

Химические товары

Прочая продукция обрабатывающей промышленности

Черные и цветные металлы

Текстиль, одежда

Напротив, доля продукции старых и переживающих структурные кризисы отраслей в международном товарообмене снижается или длительное время существенно не растет. После второй мировой войны вследствие несоответствия структуры производства уровню производительных сил и общественным потребностям, снижения эффективности производства и нарушения, исторически сложившихся производственных связей отдельные отрасли промышленности (угольная, черная металлургия) переживали структурные кризисы. Подобные кризисы наблюдались в ряде развитых стран (США, Франции, Великобритании) в текстильной, обувной, швейной промышленности. В 80-х - 90-х годах структурные кризисы охватили и ряд новых и новейших отраслей - судо- и автомобилестроение, радио- и электротехнику. В результате слабели позиции этих отраслей в мировой торговле.

Вместе с тем использование резервов научно-технического прогресса и новых форм регулирования экономических отношений, а также изменения общественного спроса позволяют найти пути смягчения структурных диспропорций, а в отдельных отраслях - преодоления кризисного состояния. Важную роль в решении структурных проблем промышленного развития играет крупномасштабная замена морально устаревшего и создание нового производственного аппарата на базе последних достижений НТР. Это позволяет модернизировать старые отрасли и преодолевать структурные кризисы в новых и новейших отраслях, приводя производство в соответствие с новыми потребностями, в том числе и мирового рынка. Результатом этих процессов явилась стабилизация в мировом экспорте в середине 90-х годов удельного веса такой продукции, как чугун и сталь (около 3%), цветные металлы (около 2%), текстиль (около 3%), одежда (около 3%), пассажирские автомобили и запасные части к ним (около 5%). Однако по сравнению с довоенным периодом доля черных и цветных металлов в мировом экспорте заметно сократилась, подвержен колебаниям объем экспорта текстильных товаров и одежды.

Важной чертой современности является то, что ведущими экспортерами промышленных товаров выступают индустриальные страны. Изменение соотношения сил в мировой торговле представлено в таблице 2.

Таблица 2

Доля отдельных стран и групп государств в мировом экспорте промышленных товаров в 1965-1993 гг., %

В 1995 г. в экспорте машин и транспортного оборудования удельный вес промышленно развитых стран составил 76,8%, развивающихся - 21,8%, стран с переходной экономикой - 1,4%. Преобладание промышленно развитых стран наблюдалось и в импорте машин и транспортного оборудования - 66%. Крупными импортерами этих товаров явились развивающиеся страны (30,9%), особенно азиатские (23,2%). Нетто-импортерами выступали страны с переходной экономикой, их удельный вес в мировом импорте машин и транспортного оборудования достиг 3,1%. Таким образом, несмотря на растущее участие развивающихся стран и государств с переходной экономикой в международной торговле машинами и транспортным оборудованием промышленно развитые страны оставались нетто-экспортерами на данном рынке с крупным положительным сальдо (207,8 млрд. долл.). Вследствие особенностей современного разделения труда международный товарообмен по данной группе оборудования происходит в основном между промышленно развитыми странами: 68,9% экспорта машин и транспортного оборудования из промышленно развитых стран было направлено в другие промышленно развитые страны и лишь 27,9% - в развивающиеся, что явилось следствием высокого уровня международной внутриотраслевой специализации, которая развивается в границах комплексных отраслей промышленности (особенно в машиностроении и химии). В этих условиях важной чертой международной торговли становится обмен изделиями, сходными по своему назначению, но различающимися по технико-экономическим параметрам (например, легкие тракторы - на тяжелые, гусеничные машины - на колесные, фрезерные станки - на шлифовальные и т.д.). поэтому наращивание экспорта промышленной продукции из индустриальных стран сопровождается расширением импорта одноименных изделий.

Примечательно, что промышленно развитые страны притягивают большую часть вывоза машин и транспортного оборудования из развивающихся стран: 56,9% их экспорта из последних стран было направлено в промышленно развитые страны, 41,8% - в другие развивающиеся государства. Крупнейшими импортерами таких товаров выступали промышленно развитые страны - государства ЕС (34,8%), США (18,8%), Япония (3,7%), а также развивающиеся страны Азии (23,2%) и Латинской Америки (5,6%).

Еще больше воздействие индустриальных стран на состояние рынка химических товаров: их удельный вес в мировом экспорте этих товаров составил 80,5%, в то время как развивающихся - 15,9%, стран с переходной экономикой - 3,6%. Одновременно промышленно развитые страны осуществляют крупномасштабный импорт химической продукции - 64,6% совокупного импорта; соответственно на долю развивающихся стран пришлось 30,5%, на долю стран с переходной экономикой - 4,9%. Крупнейшими импортерами химических товаров также выступают страны ЕС (46,3%), США (*8,3%), Япония (4,2%), развивающиеся страны Азии (22,1%) и Латинской Америки (5,9%). Однако, в отличие от развивающихся стран, индустриальные страны остаются на мировом рынке нетто-экспортерами химических товаров (положительное сальдо в торговле составило - 75,3 млрд. долл.).

Что касается международной торговли сырьем и минеральным топливом, то в послевоенные годы произошло сокращение удельного веса этих товарных групп в совокупной стоимости мирового экспорта (с 38,6% в 1937 г. до 12% в 1995 г.), в основном за счет доли сырья. Положение на рынках сырья и минерального топлива складывается под влиянием борьбы двух тенденций в мировом хозяйстве.

Первая из них связана с тем, что по мере прогресса в развитии производительных сил относительно снижается роль сырьевых товаров в материальном производстве. В условиях НТР этот процесс ускоряется под влиянием структурных сдвигов в экономике в пользу новейших отраслей, отличающихся меньшей материалоемкостью, а также в пользу энергосберегающих производств. Совершенствование технологий ведет к углублению степени переработки и уменьшению потребления сырья и энергии на единицу продукции. В результате наращивание промышленного производства происходит существенно более высокими темпами, чем потребление топлива и сырья.

Рост экономической эффективности использования первичных ресурсов приводит к относительному снижению спрос на многие традиционные виды сырья и материалов, что оказывает существенное влияние на товарную структуру международной торговли, а расширяющаяся замена натурального сырья синтетическими ведет к росту значения химии как экспортной отрасли.

Вторая тенденция обусловлена такими важными факторами, как ограниченность, невозобновляемость природных ресурсов. Для удовлетворения периодически возрастающего (под влиянием циклических колебаний экономики и структурных диспропорций в производстве и потреблении) спроса на сырье и топливо в промышленную разработку вовлекаются новые, часто экономически менее эффективные месторождения. В связи с обострением экологических проблем возрастают расходы на восстановление природной среды. Все это обусловливает рост издержек производства сырья и периодически влечет за собой увеличение цен на него. В середине 70-х эти процессы переплелись с ломкой колониальной структуры цен, которую искусственно поддерживали ведущие ТНК промышленно-развитых стран, особенно США. С целью защиты своего экономического суверенитета, развивающиеся страны-экспортеры повысили цены на сырьевые товары, особенно на нефть. В 1973-1981 гг. среднегодовой прирост цен на нефть составил 35,5%, на полезные ископаемые - 32,2%, на природный газ - 2107%, на уголь - 13,5%.

В результате к началу 80-х годов удельный вес сырья и топлива в мировом экспорте вновь повысился, составив более 1/3 его стоимости. В 80-90-х годах в условиях снижения цен на сырьевые товары, включая нефть, снова появилась тенденция к уменьшению доли сырья и топлива в международной торговле (см. табл. 1).

Существенное воздействие на мировую торговлю сырьевыми товарами оказывает тот факт, что в результате интенсивного внедрения достижений НТР возросла самообеспеченность этими товарами промышленно развитых стран и усилилась роль последних в качестве экспортеров. В 1995 г. на долю этих стран приходилось 60,5% стоимости мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны - 33,4%, на государства с переходной экономикой - 6,1%. Среди развивающихся стран по экспорту сырья лидируют государства Азии (19,5%) и Латинской Америки (10%), на страны Африки приходится лишь 3,1%. Несмотря на заметное повышение роли индустриальных стран в качестве экспортеров сырья они остаются нетто-импортерами (отрицательное сальдо в торговле составляет 5,7 млрд. долл.) и на их долю приходится более половины всего мирового импорта сырья.

Среди мировых импортеров выделяются страны ЕС (36,4%), Япония (11,6%) и США (9%). В свою очередь индустриализация в развивающихся странах влечет за собой наращивание импорта сырья (32,1%), особенно в страны Азии (24,8%). На долю стран с переходной экономикой приходится лишь 5,1% импорта сырья.

На мировом сырьевом рынке проявляется присущая всей мировой торговле тенденция к наращиванию товарообмена преимущественно между промышленно развитыми странами: 71,3% экспорта сырья (по стоимости) из последних было направлено в другие индустриальные страны. Из развивающихся стран в промышленно развитые вывезено около 50% сырья, а в другие развивающиеся страны - 47,3%.

Что касается рынка минерального топлива, то удельный вес промышленно развитых стран в его экспорте составляет 32,1%, развивающиеся - 56,3%, государств с переходной экономикой - 11,6%. Ведущими экспортерами топлива остаются страны ОПЕК (36,7%), за ними следуют страны Ближнего Востока (22,6%), Африки (12,3%) и Латинской Америки (9,6%).

В целом промышленно развитые страны являются нетто-импортерами топлива (отрицательное сальдо в торговле - 106,7 млрд. долл.), именно они потребляют 61,7% мирового импорта топлива (развивающиеся страны - 25,5%, страны с переходной экономикой - 12,8%). Крупнейшими импортерами топлива выступают страны ЕС (32%), США (17,8%) и Япония (17%). Нарастает импорт топлива в азиатские страны (18,1%), в то время как доля стран Латинской Америки (5,3%) и Африки (1,4%) в мировом импорте топлива остается незначительной.

Характерно, что большая часть (81,3%) экспортированного из промышленно развитых стран топлива направляется в другие индустриальные государства. Что же касается экспорта топлива из развивающихся стран, то доля в нем промышленно развитых стран составила 53%, других развивающихся стран - 34,3%. Новым явилось превращение в крупных экспортеров нефти таких промышленно развитых стран, как Великобритания, Норвегия и Канада. Два последних государства наряду с Нидерландами выделяются среди экспортеров природного газа.

Таким образом, в целом сохраняется значительная зависимость промышленно развитых стран от поставок сырья и топлива (в первую очередь нефти) из развивающихся стран. Несмотря на тенденцию к сокращению импорта нефти на долю первых по прежнему приходится почти 75%.

Среди важнейших структурных сдвигов в мировой торговле следует отметить также снижение удельного веса продовольствия (см. табл.1). Если в 1937 г. его доля в мировом экспорте составляла 22,8%, то в 1995 г. - 8,2%. В основе этой тенденции лежит относительно более медленный рост сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран. Однако абсолютные показатели роста товарооборота на мировом рынке продовольствия достаточно высоки; с 1990 г. по 1995 г. мировой экспорт продовольствия по стоимости возрос в 1,4 раза. Характерная черта развития мировой торговли продовольствием - укрепление экспортных позиций промышленно развитых стран и рост продовольственной зависимости развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства. Если в 1960 г. промышленно развитые страны обеспечивали 62,2% экспорта продовольствия, то в 1995 г. - 67,3%. Ведущим мировым экспортером продовольствия являются США, которые занимают особенно прочные позиции в торговле пшеницей, кормовым зерном, рисом, масличными культурами, В десятку крупных экспортеров продовольствия входят Франция, Нидерланды, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия и Люксембург, Италия, Дания, а из развивающихся стран - Бразилия. Вследствие повышения самообеспеченности продовольствием удельный вес индустриальных стран в его импорте снижается (в 1996 г. - 78,1%, в 1995 г. 68,8%), причем особенно заметен этот процесс в Западной Европе, прежде всего в ЕС (соответственно 53,6 и 43,3%). Удельный вес Японии в мировом импорте продовольствия - 10,2%, США - 8%. На долю развивающихся стран в мировой торговле продовольствием приходилось в экспорте - 29,6, в импорте - 24,8%, на долю страны с переходной экономикой соответственно - 3,1 и 5,1%.

Особенно заметно преобладание промышленно развитых стран в таком важном секторе, как рынок зерновых культур - 81,5% мирового экспорта (тогда как доля развивающихся стран составила 17,8%). Индустриальные страны выступают его нетто - экспортерами (положительное сальдо в торговле зерновыми составило 16,1 млрд. долл.). Зависимость развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства, особенно от США и Западной Европы, проявляется в том, что в эти страны направляется 54,4% мирового импорта зерна, в том числе в страны Азии и Океании - 31,6, Латинской Америки - 12,7, Африки - 10,2%; на государства с переходной экономикой приходится 7,2%. Особенностью мирового рынка зерновых является то, что товаропотоки формируются в основном с учетом развивающихся стран.

Из промышленно развитых стран в развивающиеся было направлено 48,5% их экспорта зерновых (в другие индустриальные страны - 43,7%). В то же время 83,3% стоимости экспорта зерновых культур поступило из развивающихся стран в другие (в индустриальные государства - 14,2%).

Что касается направлений торговли продовольствием в целом, то здесь преобладает обмен между промышленно развитыми странами, на него пришлось 74,1% экспорта продовольствием из этих стран, в то время как на развивающиеся страны - лишь 20%. В свою очередь 59,1% экспорта продовольствия из развивающихся стран идет в индустриальные страны, а 36,6% - в другие развивающиеся государства. Такая закономерность во многом обусловлена более высокой покупательной способностью населения промышленно развитых стран.

Важными факторами снижения удельного веса продовольствия в мировом экспорте явилось падение цен на него на мировом рынке (см. табл. 3), а также периодическое ухудшение платежного положения и рост внешней задолженности развивающихся стран; некоторые из них вынуждены сокращать закупки на мировом рынке, несмотря на растущие трудности в сельскохозяйственном производстве и обострение продовольственной проблемы.

Весьма неравномерно развивается торговля текстилем и одеждой. Удельный вес в ней этих товаров с 1937 г. по 1995 г. сократился почти в 2 раза - с 8,9 до 4,9% (см. табл.1), что во многом было обусловлено глубиной мирового кризиса 1994 - 1975 гг., его переплетением с энергетическим кризисом и обострением инфляции.

Данные факторы в комплексе привели к резкому сокращению покупательной способности населения и снижению спроса на текстиль и одежду как в развивающихся, так и в индустриальных государствах. С выходом из кризиса и ослаблением структурных проблем в производстве в производстве текстиля и одежды произошла стабилизация, а затем и некоторое повышение удельного веса этих товаров в мировом экспорте.

Ситуация на рынке текстиля в середине 90-х годов характеризуется сближением позиций индустриальных и развивающихся стран. Быстрое наращивание производства и вывоза из развивающихся стран привело к тому, что удельный вес последних в мировом экспорте достиг 48,3%, почти сравнялся с долей промышленно развитых стран (в 1995 г. соответственно - 48,3 и 49,3%). Крупными мировыми экспортерами текстиля стали страны Азии (45%), на страны Латинской Америки приходится 2,2%, Африки - 0,8, на государства с переходной экономикой - 2,4%. Таким образом, развивающиеся страны превратились в нетто - экспортеров текстиля с положительным сальдо в 5,3 млрд. долл.

Таблица 3

Индексы мировых цен на некоторые сырьевые и продовольственные товары в 90-х годах, % (1990 - 100%)

Наименование товаров

Алюминий

Масло сливочное

Какао-бобы

Кофе (Нью-Йорк)

Железная руда

Нефть (средняя цена)

Пшеница (США)

Шерсть (Австралия - Новая Зеландия)

Цинк (Нью-Йорк)

Особенностью рынка текстиля является его регионализация: 69,2% его экспорта из индустриальных стран было направлено в другие промышленно развитые страны; одновременно 68,8% его экспорта из одних развивающихся стран пришлось на другие.

Ощутимы успехи развивающихся стран и на мировом рынке одежды: они обеспечили 60% стоимости ее мирового экспорта, в то время как индустриальные страны - 35,4, с переходной экономикой - 4,6%. В данном секторе лидируют азиатские страны - 52% экспорта (на страны Латинской Америки приходится 3,7, на африканском - 2,7%). Положительное сальдо развивающихся стран в торговле одеждой достигло 69,4 млрд. долл.

В мировом импорте одежды по-прежнему преобладают промышленно развитые страны - 79% (в том числе страны ЕС - 42,1%, США - 20,5, Япония - 10,3%). На азиатские страны приходится 11,2% мирового импорта одежды, на страны Латинской Америки - 4,4, Африки - 1,2%. Товаропотоки на мировых рынках формируются таким образом, что в индустриальные страны поступает 80,2% одежды, экспортируемых из других промышленно развитых государств, и 78% вывозимой из развивающихся стран.

На развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты значительное влияние оказывают изменения стоимостных пропорций товарообмена. Различия в уровне и динамике мировых цен на промышленную продукцию и сырье - важный фактор отмеченных сдвигов в структуре международной торговли и в соотношении сил между промышленно развитыми, развивающимися странами и государствами с переходной экономикой. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны и на сырье, топливо и продовольственные товары, с другой. Причем цены на сырьевые товары подвержены более резким колебаниям и имеют тенденцию к понижению в периоды экономических кризисов и в условиях ослабления спроса промышленных компаний-потребителей (см. табл.3)

Таким образом, среди сырьевых и продовольственных товаров лишь цены на пшеницу в 1990-1996 гг. имели тенденцию к значительному росту. Причина этого - снижение мировых запасов зерна до самого низкого за последние 20 лет уровня (особенно в Западной Европе), где были сокращены посевы. Оказали свое действие засуха и уменьшение субсидий на посев пшеницы в США, снижение урожаев в странах Центральной и Восточной Европы. В то же время мировой спрос на пшеницу быстро возрастал, особенно в странах Восточной Азии - вследствие роста доходов населения и увеличения потребления зерна.

Цены же на промышленные товары, основными экспортерами которых выступают индустриально развитые страны, нередко растут и в периоды циклических спадов производства. Вместе с тем ослабление инфляции в индустриальных странах в 90-е годы привело к тому, что возможно абсолютное снижение уровня цен на промышленные товары. Однако по масштабам оно заметно уступает падению цен на сырьевые ресурсы (см. табл. 4). В результате произошедших изменений в соотношении цен развивающиеся страны и некоторые государства с переходной экономикой (включая Россию) несут значительные потери.

Таблица 4

Динамика цен на промышленные и сырьевые товары в мировой торговле в 90-х годах (ежегодные изменения), %

Изменения стоимостных пропорций мировой торговли находят обобщенное выражение в динамике условий торговли. В узком смысле под последними понимают соотношение между индексами экспортных и импортных цен.

На протяжении большинства лет после второй мировой войны (исключая периоды резкого роста мировых цен на топливо и сырье) этот показатель был более благоприятным для индустриальных стран. Как показывает таблица 5, в 90-х годах индекс условий торговли промышленно развитых стран вновь резко повысился в результате более быстрого роста индекса экспортных цен по сравнению с индексом импортных, что укрепило позиции ведущих центров мирового хозяйства.

Таблица 5

Динамика условий торговли промышленно развитых и развивающихся стран в 90-х годах (1990 - 1,00)

Однако, хотя результаты международной торговли зависят от уровня и динамики внешнеторговых (особенно экспортных) цен, условия торговли в широком смысле слова определяются не только движением цен, но и многими другими факторами (в их числе: торгово-политический режим, экономическое и правовое положение различных стран, позиции иностранного капитала в производстве и торговле отдельными товарами, степень монополизации рынка, его текущая конъюнктура).

Сдвиги в структуре и межстрановом распределении международной торговли тесно связаны с изменением такого показателя, как конкурентоспособность. Она определяется как способность продать товар на рынке и конкурировать с другими продавцами. Среди всего многообразия форм конкуренции на мировом рынке следует выделить конкурентоспособность:

  • 1) отдельной страны,
  • 2) фирмы (производителя и продавца),
  • 3) товара.

Международная торговля - это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

Динамика мирового рынка

Сегодня даже самая высокоразвитая страна не в состоянии успешно развивать национальную экономическую систему без участия в процессе всемирного товарообмена, так как невозможно обеспечивать потребности внутреннего рынка только отечественной продукцией. Еще одним важным фактором, благодаря которому бурно развивается товарная структура международной торговли, является неравномерное распределение природных ресурсов в недрах планеты. На сегодняшний день мировая торговля стала экономической основой для множества государств, обладающих огромными сырьевыми запасами (Пример: многочисленные страны акватории Персидского залива). Общая динамика международной торговли опережает совокупный рост мирового производства, что свидетельствует о существенном усилении интернационализации всего мирового хозяйства. торговля капитал миграция интеграционный

Структура международной торговли

Структура международной торговли, начиная с 90-х годов, приобрела тенденции к постепенному сокращению удельной массы сырья, топливных материалов и продовольствия в общемировом товарообороте. Эксперты объясняют уменьшение сырьевой доли несколькими основными причинами. Среди них выделяются:

  • 1) увеличение производственных мощностей многих развивающихся стран
  • 2) значительный экспорт синтетических материалов,
  • 3) переход некоторых государств на отечественное сырье
  • 4) использование энергосберегающих технологий.

Географические особенности

Географическая структура международной торговли в последние десятилетия явила миру несколько неожиданную тенденцию к постепенному смещению центра тяжести глобального товарообмена в сторону развивающихся стран и потенциальных будущих экономических и геополитических лидеров - объединения БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-ЮАР). Сейчас географическое распределение мировой торговли характеризуется преобладанием государств «большой шестерки» (Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия, США и Япония) с медленным, но неуклонным снижением их удельной массы на мировом экономическом Олимпе.

Крупнейшие мировые экспортеры (в млрд. долл.) -- США, Германия, Япония, Франция. Среди развивающихся стран крупнейшие экспортеры, следующие -- Гонконг, Сингапур, Корея, Малайзия, Таиланд. Среди стран с переходной экономикой крупнейшие экспортеры -- Китай, Россия, Польша, Чехия, Венгрия. В большинстве случаев крупнейшие экспортеры являются и крупнейшими импортерами на мировом рынке.

Экспортеры

  • 1. США 2. Великобритания 3. Германия 4. Франция 5. Китай
  • 6. Япония 7. Испания 8. Италия 9. Индия 10. Нидерланды
  • 11. Ирландия 12. Гонконг 13. Бельгия 14. Сингапур
  • 15. Швейцария 16. Корея 17. Дания 18. Швеция 19. Люксембург 20. Канада 21. Австрия 22. Российская Федерация 23. Греция 24. Австралия 25. Норвегия 26. Польша 27. Турция 28. Тайвань 29. Таиланд 30. Малайзия

Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции, их характеристики.

В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов. В настоящее время выделяют пять таких последовательных ступеней: зона свободной торговли; таможенный союз; единый рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.

Формы региональной экономической интеграции:

  • · зона свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле;
  • · таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам и создается система пропорционального распределения таможенных доходов;
  • · общий рынок, когда ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы и капитала; таким образом, общий рынок - общий рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы;
  • · экономический союз, включающий общий рынок и проведение единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе;
  • · валютный союз, предполагающий экономический союз, основанный на единой банковской системе и, в конечном итоге, на единой валюте.
  • · политический союз, подразумевает объединение всех политик, в том числе унификацию внешней политики, и фактически приводит к образованию нового государства федеративного или конфедеративного типа

Основные результаты региональной интеграции:

  • 1. Синхронизируются процессы экономического и социального развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития.
  • 2. Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран.
  • 3. Рост ВВП и производительности труда.
  • 4. Рост масштабов производства, сокращение издержек.
  • 5. Образование региональных рынков торговли.

Международная торговля товаром и услугами.

Существенные сдвиги произошли в структуре мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Если в 1950-х годах доля сырьевых товаров и топлива примерно равнялась доле готовых изделий, то к началу нового века доля сырьевых товаров, продовольствия и топлива упала до 30%, из которых 25% приходится на топливо и 5% на сырьё. В то же время доля готовых изделий возросла с 50% до 70%.

Торговля товарами –75% , торговля услугами – 25%.

Товарная структура мировой торговли:

1. Промышленность – 72% в т.ч.

машиностроение – 37,9%

электроника – 12,6%

химическая промышленность – 10,9%

железо и сталь – 3.1%

2. АПК – 8,4% в т.ч.

продукты питания – 6,7%

сельхоз сырьё – 1,7%

3. Добывающая промышленность – 17,2% в т.ч.

минералы – 1,5%

топливо – 13,8%

цветные металлы – 2%

Структура торговли услугами:

1. Туристские услуги – 32%

2. Транспортные услуги – 23%

3. Прочие услуги (финансовые, телекоммуникационные, строительные, образовательные) – 45%.

Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом – нефтью, природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса

Если раньше в международном товарообмене преобладали сырьевые товары и конечная продукция, то в современных условиях значение приобретает обмен полуфабрикатами, промежуточными формами изделий, отдельными частями конечного продукта. Возникновение мощного производственного аппарата ТНК за рубежом, налаживание между отдельными международными звеньями технологических цепочек устойчивых кооперационных связей привели к тому, что уже около 1/3 всего импорта и до 3/5 торговли машинами и оборудованием приходится на промежуточную продукцию.

Причиной этого явления можно назвать рост специализации в условиях научно-технической революции. Монополии стремятся снижать удельные издержки производства путём повышения минимальных и оптимальных размеров предприятий, добиваясь экономии на крупномасштабном серийном производстве при широком использовании экспорта, поскольку объемы внутреннего рынка не дают возможности существенного роста производства. По данным исследований, с удвоением серийного производства, издержки на единицу продукции снижаются на 8–10%.



В экспорте промышленно развитых стран растёт доля высокотехнологичной продукции, которая в США, Швейцарии и Японии составляет свыше 20%, Германии и Франции – около 15%. Особенно быстро растёт торговля изделиями микроэлектроники, где имеется тенденция усиления лидирующих позиций Китая.

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:

Услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;

Услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

Путешествия, которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;

Банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе они участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключенным между гражданами и более независимых стран и отражаемых в платежных балансах.

По оценкам некоторых специалистов к концу 80-х годов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего, за счет новых видов. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым не торгуемым товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемешиваются между странами. Услуги составляют шесть групп (4-9 категории официальной классификации товаров международной торговли):

Коммунальные услуги и строительство;

Оптовая и розничная торговли, рестораны и гостиницы, туристические базы и кемпинги;

Транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;

Оборона и обязательные социальные услуги;

Образование, здравоохранение и общественные работы;

Прочие коммунальные, социальные и личные.

В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг оставляет около 25% общей величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые необходимы для увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза. Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случае позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Географические распределение торговли услугами. Предоставляемые отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта, доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-косультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспорта доходов получают за счет туризма. Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма.

Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. Не рынка грузовых и пассажирских услуг доминирует США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.

Специализированные межправительственные организации как, например ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация), ИМО (Международная морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов.

В глобальном плане регулирования торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине 80-х годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющихся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.

Основная идея предложения США заключается в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: не дискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные, прежде всего, с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.

Международная торговля - это не что иное, как процесс купли-продажи, который осуществляется между продавцами, покупателями, посредниками из разных стран. Структура международной торговли включает в себя товаров, а соотношение между ними называется торговым балансом.

Товарная структура международной торговли изменяется и подвержена воздействию НТР, а также углубления разделения труда. В данный момент самое большое значение в международной торговле имеет так продукция, которая принадлежит Оборудование, машины, химическая продукция, транспортные средства - вот те виды продукции, доля которых растет особенно быстро. А торговля высокотехнологичной продукцией и наукоемкими товарами развивается очень динамично. Это стимулирует обмен услугами между странами, особенно теми, которые имеют коммуникативный, производственный, финансово-кредитный и научно-технический характер. товарами производственного назначения стимулируется торговлей услугами (лизинговыми, консалтинговыми, информационно-вычислительными, инжиниринговыми).

Структура международной торговли указывает соотношение в общем объеме каких-либо частей, зависящее от избранного признака. Общая структура международной торговли показывает соотношение импорта и экспорта в долях или процентах. В денежном выражении доля экспорта всегда меньше, чем доля импорта. А в физическом объеме данное соотношение равняется единице. Товарная же структура международной торговли показывает какова доля тех или иных товаров в ее общем объеме.

Некоторые товары вообще не участвуют в мировом товарообороте. Поэтому все они подразделяются на неторгуемые и торгуемые. Первая группа - это те, которые в силу разных причин (стратегическая важность для страны, неконкурентоспособность) не перемещаются между разными странами. А первая группа - товары, которые могут свободно перемещаться.

Когда структура международной торговли характеризуется специалистами, выделяют две группы товаров: и сырье.

Географическая структура международной торговли характеризуется распределением товарооборота по направлениям различных товарных потоков. В настоящее время наблюдается такая ситуация, что страны, являющиеся развитыми промышленно и имеющие более развитую экономику, больше всего торгуют друг с другом. ориентированы на рынки тех стран, которые промышленно развиты. 25 процентов мирового товарооборота - такова доля их в мировой торговле. В последнее время все большую роль играют страны, называемые новыми индустриальными (азиатские), а вот страны-экспортеры нефти утрачивают свое значение в мировой торговле.

Международная торговля имеет разные формы. По количеству предметов она бывает одно- и многопредметная. Существует разделение и по количеству сторон на двухстороннюю и многостороннюю. По территориальному охвату мировая торговля делится на локальную, региональную, межрегиональную и глобальную. Существует и разделение по структуре связей на внутрифирменную, внутриотраслевую, межотраслевую, горизонтальную, вертикальную и смешанную.

В настоящее время международной торговле отведена важная роль в хозяйственном развитии многих стран, а также регионов и мирового сообщества. нынче считается мощнейшим фактором роста экономики. И теперь многие страны сильно зависят от международного товарообмена. На столь динамичный рост международной торговли оказывают влияние такие факторы, как интернационализация производства, развитие разделения труда между странами, деятельность и существование транснациональных корпораций ТНК, а также НТР.

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.

Международная торговля – форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их экономическую взаимозависимость. Международная торговля опосредует движение всех межстрановых товарных потоков и подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира, состоящий из двух потоков: импорта – закупок товаров резидентами данной страны за рубежом и экспорта – продажи товаров резидентами данной страны за рубеж.

Объем международной торговли – это совокупный объем общего мирового импорта либо общего мирового экспорта. Для каждой страны участие в международной торговле определяется как ее внешняя торговля, составляющая сумму ее импорта и экспорта.

Экспорт – товары и услуги, производимые внутри страны и продаваемые за рубежом.

Импорт – товары и услуги, которые производятся за пределами страны и продаются на ее внутреннем рынке.

Чистый экспорт – разница между объемами экспорта и импорта какой-либо страны – важный макроэкономический показатель, который выражается формулой: X = ex – im

Состояние внешней торговли страны отражается в особом документе – торговом балансе, в котором должны быть учтены все импортные и экспортные операции страны за определенный период времени.

Активное сальдо торгового баланса (положительное сальдо) – превышение экспорта над импортом.

Пассивное сальдо торгового баланса (отрицательное сальдо) – превышением импорта над экспортом.

Нетто-баланс – ситуация равенства экспорта и импорта.

Сравнивая структуру международной торговли первой половины ХХ века и периода после второй мировой войны, можно выделить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу XX века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли на рубеже веков – это торговля машинами и оборудованием. Три четверти объема мировой торговли приходится на обмен между экономически развитыми странами.

Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции.


В последние десятилетия ХХ века заметной тенденцией в международной торговле являлась экспортная экспансия “новых индустриальных стран”, а также возрастание роли азиатско-тихоокеанского региона в области международного товарообмена. По оценке Всемирного банка, в 2000 году 40% всего объема мировой торговли сосредоточивалось в бассейне Тихого океана. Новые индустриальные страны сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышении в нем доли готовой продукции, в том числе машин и оборудования, что помогает им сохранять высокие темпы экономического роста.

Значительное место в современной международной торговле занимает реализация услуг. Среди них – услуги пассажирского и грузового транспорта, связи, компьютерные и информационные услуги, бизнес-услуги (лизинг, посредничество, страхование, финансы) и др. По данным МВФ, общий объем торговли услугами составляет около 25% общемирового экспорта.

Более половины стоимостного объема экспорта услуг приходится на международный транспорт, туризм и деловые поездки. Около 75% услуг экспортируется развитыми странами, 24% – развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% – международными организациями.

Регулируя международную торговлю, государства проводят определенную внешнеторговую политику, склоняясь к ее большей либерализации (принцип «свободы торговли»), либо к защите, поддержке внутреннего производителя (протекционизм). Поэтому каждая страна в большей или меньшей степени использует протекционистские методы.

Внешнеторговая политика – государственная политика, непосредственно влияющая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке, и ограничить импорт, снизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.

1. Таможенные тарифы,взимаемые в виде импортных и экспортных пошлин – своеобразные налоги на импортируемые и экспортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране или вывоз за рубеж. Таможенные тарифы часто выполняют не только защитную (протекционистскую) функцию, но и фискальную, когда они одновременно пополняют доходы бюджета страны.

2. Нетарифные барьеры– разнообразные ограничительные меры на товарный импорт и экспорт. Так, импортные и экспортные квоты ограничивают объем торговли определенными товарами, устанавливая количественные пределы их ввоза или вывоза. Лицензирование предполагает, что импорт и экспорт тех или иных товаров осуществляются только по специальным разрешениям (лицензиям) государственных органов. Наконец, запреты попросту закрывают пути ввоза или вывоза определенных товаров. При этом для обоснования запретов могут вводиться чрезмерно жесткие стандарты качества товаров, которым, возможно, не отвечает импортируемая продукция. По соображениям национальной безопасности, политическим и идеологическим мотивам особо жестко контролируется передача военных технологий и технологий «двойного назначения».

3. Поддержка экспорта предполагает содействие государства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки. Здесь используются такие меры, как предоставление отечественным производителям-экспортерам субсидий, налоговых льгот, дешевых кредитов, юридической, политической и другой поддержки. В частности, финансовая помощь позволяет экспортерам без ущерба для себя завоевывать иностранные рынки путем демпинга – продажи своих товаров на внешнем рынке по заниженным ценам.

Одна из первых теорий, доказывающих потребность в экономической экспансии национальных государств за рубеж, – меркантилизм. Ассоциируя богатство стран с количеством золота и серебра, которыми они располагают, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для укрепления национальных позиций государство должно поддерживать положительный торговый баланс – вывозить товаров больше, чем ввозить, поскольку это обеспечивает приток золота в страну. Они подчеркивали необходимость увеличения экспорта, приносящего стране доход, и сокращения импорта, на который страна тратит накопленные средства. Вместе с тем, меркантилисты обосновывали необходимость торговых ограничений, и этим, в определенной мере, сдерживали развитие международной торговли.

Теория абсолютных преимуществ А.Смита исходит из принципа взаимовыгодности международной торговли. Международная торговля является взаимовыгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из стран производит с меньшими издержками (т.е. по которым данная страна имеет абсолютное преимущество в издержках производства), чем страна-партнер.

Страны должны экспортировать товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), а импортировать те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам). Преимущества в издержках А.Смит в основном связывал с естественными факторами: географическими, климатическими, ландшафтными, близостью торговых путей и т.д.

Справедливость своей теории А.Смит доказывал на примере двухстрановой/двухтоварной модели, предположив, что весь мир состоит только из двух стран, которым нужны только два товара. Все затраты на производство товаров сводились им, на основании трудовой теории стоимости, к затратам труда – живого и прошлого. Взяв для примера такие страны, как Англия и Португалия, которые традиционно были связаны торговыми отношениями, А.Смит доказывал обоюдную выгодность их участия в международном обмене на основе сопоставления затрат труда этих стран на производство двух товаров.