Функции процесса воспитания в педагогике. Цели, задачи и функции воспитания

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:
  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:
  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;
  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

Воспитание непосредственно связано с процессом социализации и социальным развитием. Но жизнь свидетельствует, «что социализацию нельзя сводить к понятию «воспитание» ни в узком, ни в широком смысле, в котором она часто используется. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых стремятся сформировать в личности определенные качества и черты, благодаря которым человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества. Можем назвать такие особенности процесса социализации, позволяющие отграничить его от воспитания:

1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не всегда предсказуемым, целенаправленным воздействием среды;

2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро - и макросредой;

3) рост в меру взросления самостоятельности личности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение».

Воспитывается ребенок в непосредственном общении с взрослыми. Они рассказывают ей, «что есть хорошо и что есть плохо», поощряют те действия ребенка, которые соответствуют нравственным нормам и правилам поведения, и наказывают за вину. Со временем этот внешний контроль заменяется самоконтролем.

Каждому воспитателю следует помнить, что воспитание - это чрезвычайно важное дело, от которого зависит судьба человека. Не зря французский писатель А. Сент-Экзюпери (1900-1944) подчеркивал, что воспитание имеет приоритет над образованием, поскольку оно формирует человека. Поэтому воспитатель должен так влиять на питомцев, чтобы помочь им усвоить и осознать общечеловеческие, национальные и моральные привычки и ценности, любовь к труду, Отечества, родителей, самого себя и прочее. Безусловно, актуальным остается высказывание К. Д. Ушинского о том, что самый главный способ человеческого воспитания - это убеждение, поскольку оно является основой человеческого мировоззрения. Мировоззрение, в свою очередь, - один из главных регуляторов поведения питомца.

Следовательно, воспитание имеет чрезвычайно важное значение для формирования и развития личности, оно должно корректировать влияние наследственности и социальной среды на человека путем формирования ее внутреннего духовного мира. В то же время о действенности воспитания существуют крайне противоположные точки зрения: от достижения путем воспитания любых результатов (особенно на этом настаивала советская педагогика) до полного отрицания его возможностей. Например, Гельвеций считал, что воспитание может все, а Вольтер - наоборот: «от всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Можно выделить следующие функции воспитания в формировании личности:

Организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;

Ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;

Профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;

Предупредительная - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.

Воспитание и развитие личности диалектически взаимосвязаны, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, потому что второе определяет цель, содержание и методику первого. В то же время воспитание должно идти впереди развития, определять основные его ориентиры.

Воспитание непосредственно связано с процессом социализации и социальным развитием. Но жизнь свидетельствует, «что социализацию нельзя сводить к понятию «воспитание» ни в узком, ни в широком смысле, в котором она часто используется. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых стремятся сформировать в личности определенные качества и черты, благодаря которым человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества. Можем назвать такие особенности процесса социализации, позволяющие отграничить его от воспитания:

1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не всегда предсказуемым, целенаправленным воздействием среды;

2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро - и макросредой;

3) рост в меру взросления самостоятельности личности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение».

Воспитывается ребенок в непосредственном общении с взрослыми. Они рассказывают ей, «что есть хорошо и что есть плохо», поощряют те действия ребенка, которые соответствуют нравственным нормам и правилам поведения, и наказывают за вину. Со временем этот внешний контроль заменяется самоконтролем.

Каждому воспитателю следует помнить, что воспитание - это чрезвычайно важное дело, от которого зависит судьба человека. Не зря французский писатель А. Сент-Экзюпери (1900-1944) подчеркивал, что воспитание имеет приоритет над образованием, поскольку оно формирует человека. Поэтому воспитатель должен так влиять на питомцев, чтобы помочь им усвоить и осознать общечеловеческие, национальные и моральные привычки и ценности, любовь к труду, Отечества, родителей, самого себя и прочее. Безусловно, актуальным остается высказывание К. Д. Ушинского о том, что самый главный способ человеческого воспитания - это убеждение, поскольку оно является основой человеческого мировоззрения. Мировоззрение, в свою очередь, - один из главных регуляторов поведения питомца.

Следовательно, воспитание имеет чрезвычайно важное значение для формирования и развития личности, оно должно корректировать влияние наследственности и социальной среды на человека путем формирования ее внутреннего духовного мира. В то же время о действенности воспитания существуют крайне противоположные точки зрения: от достижения путем воспитания любых результатов (особенно на этом настаивала советская педагогика) до полного отрицания его возможностей. Например, Гельвеций считал, что воспитание может все, а Вольтер - наоборот: «от всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Можно выделить следующие функции воспитания в формировании личности:

Организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;

Ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;

Профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;

Предупредительная - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.

Воспитание и развитие личности диалектически взаимосвязаны, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, потому что второе определяет цель, содержание и методику первого. В то же время воспитание должно идти впереди развития, определять основные его ориентиры.

Как особая функция общества и государства воспитание является социальным институтом. Воспитание как институт исторически возникло для удовлетворения важнейшей социальной потребности – осмысленного формирования активных, полноценных членов общества, осуществляемого через организацию систематической трансляции молодежной культуры и социальных норм. Воспитание как институт включает в себя:

  • 1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
  • 2) набор социальных ролей (воспитуемые, воспитатели- профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры как социально положительных, так и асоциальных групп);
  • 3) воспитательные организации различных видов и типов;
  • 4) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
  • 5) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
  • 6) ресурсы – личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и т.п.).

Функции воспитания

По мнению А. В. Мудрика, наиболее общими функциями воспитания в общественной жизни являются:

  • создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества;
  • подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества "человеческого резерва";
  • обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности;
  • содействие интеграции и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп общества;
  • социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
  • адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Виды воспитания

Виды воспитания классифицируют по принципу многообразия целей воспитания, процессов и способов их достижения.

  • 1. На основе институциональною признака различают следующие виды воспитания:
    • а) семейное воспитание . Оно отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, сохраняются на всю жизнь. Воспитание в семье предполагает включение ребенка в ряд домашних обязанностей, постепенное усложнение заданий и видов деятельности. Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Кроме того, отношения с любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. В то же время возможности семейного воспитания ограничены: оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их интеллектуального и культурного уровня развития. В ряде случаев семейное воспитание даже может оказать разрушительное влияние на личность ребенка. Попустительство, оставление ребенка без внимания, агрессивное и жестокое отношение родителей по отношению к ребенку в семье – серьезнейшие факторы нарушения социализации личности;
    • б) школьное воспитание , предоставляющее широкие возможности для оказания разностороннего воспитательного воздействия на ребенка. Каждый человек, с которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. Так же как и в семейном воспитании, в школьном воспитании есть свои слабые стороны. Одна из них – обезличенность. В отличие от членов семьи учителя нередко уделяют всем детям совершенно одинаковое внимание, забывая о том, что каждый из них – индивидуальность и требует особого подхода. Именно поэтому требуется совмещение школьного и семейного воспитания, особенно в начальной школе;
    • в) внешкольное воспитание , которое предполагает решение воспитательных задач во внешкольных детских учреждениях (клубах, учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, общественных организациях и пр.). Данному виду воспитания присущи те же особенности, что и школьному воспитанию. Кроме того, внешкольное воспитание обладает потенциалом организации воспитательного воздействия на основе личной заинтересованности воспитанника содержанием досуговой деятельности – принцип, зачастую нереализуемый (либо сложно реализуемый) в условиях жесткой учебной деятельности в условиях школы, где содержание обучения обусловливается главным образом государственным стандартом;
    • г) воспитательное воздействие через средства массовой информации . Основное их преимущество состоит в том, что в качестве источника влияния могут быть использованы лучшие образцы культуры. Готовя литера- туру, фильмы для детей, можно взвесить и оцепить их воспитательное воздействие, причем оно отразится на ребенке независимо от индивидуальности и опыта преподавателя или воспитателя. Однако есть существенный недостаток средств массовой информации как института воспитания. Влияние данного источника рассчитано на "среднюю" личность, поэтому ребенок не всегда может правильно понять и оценить происходящее. Кроме того, СМИ не обладают обратной связью;
    • д) конфессиональное (религиозное) воспитание , реализуемое посредством религиозных традиций и обрядов, приобщением к системе церковных ценностей, обращенных к сердцу, к вере в божественное происхождение человека. Поскольку в современном мире значительную часть населения составляют верующие, то роль конфессионального воспитания велика.
  • 2. В зависимости от стиля отношений между воспитателем и воспитанником различают:
    • а) авторитарное воспитание – тип, в рамках которого определенная идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше на социальной лестнице воспитатель находится, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. Все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель осуществляет строгий контроль над деятельностью ребенка, он требователен к выполнению своих распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива или вовсе не поощряется, или поощряется в строго определенных пределах;
    • б) демократическое воспитание . Оно характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения; обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль – это стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать;
    • в) либеральное воспитание , которое подразумевает отсутствие активной деятельности со стороны воспитателя. Для того чтобы подтолкнуть ребенка к деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога сводится к решению каких-либо несущественных вопросов, контролю повеления и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, т.е. является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего;
    • г) попустительское воспитание , которое характеризуется неосознанным либо осознанным равнодушием педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Независимо от причины такого отношения педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип – не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности.

В жизни ни один из стилей не применяется в процессе воспитания, так сказать, в чистом виде. Каждый педагог применяет свой стиль воспитания в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка.

  • Диссоциальное воспитание (лат. dis – приставка, сообщающая понятию противоположный смысл) представляет собой целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных) и квази культовых организаций (сообществ). Задача диссоциального воспитания – привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.