День птиц в детском саду. Сценарий праздника птиц в детском саду «Птичка каждая важна, птичка каждая нужна

Сценарий подготовила Кудинова Надежда Вячеславовна, музыкальный руководитель МДОУ № 3 «Сказка», г. Дмитров.

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

В нашем детском саду «Сказка» в рамках духовно-нравственного воспитания, большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные,православные праздники.

Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и : Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки, Егорьев день, Троица.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Православные-фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Цели:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
  • Расширять представления детей о жизни в старину.
  • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
  • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
  • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Оборудование:

  • Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
  • Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
  • Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки.
  • Поляна (зеленый ковер), украшена цветами.

Как испечь Жаворонки

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..

Для смазывания в маленькой чашечке необходимо заварить крепкий черный чай (пакетик), развести там 3 столовые ложки сахара, и 0,5 столовой ложки крахмала. Прогреть все это в микроволновке — получится такой сладкий чайный кисель.

Действующие лица:

  • Две ведущие,
  • Весна,
  • Маша,
  • Солнце,
  • Земля,
  • Птицы.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети стоят перед занавесью (занавес закрыт).

1 ведущий:

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

2 ведущий:

— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

1 ведущий:

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Дети входят в зал двумя группами: 1 группа — играет на свистульках и дудочках, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и прочее). Все проходят цепочкой через ворота.

Игра «Золотые ворота».

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Дети садятся на стулья.

Аудиозапись пения птиц. Появляется Авдотья-Плющиха, поет акапелла «Ой, весна воротилась».

Авдотья: — Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья-Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья-Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну-красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья-Весновка». Мой праздник отмечают в марте. Говорят:

Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.

1 Ведущий: — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Говорят пословицы: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам».

Авдотья:

— Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Дети:

— Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!
Жавороночек, прилети к огням.
Принеси ты нам тепла, летечка!
Жавороночки, летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!

Поют Закличку «Жаворонушки».

Чувиль-виль-виль, жаворонушки!

Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!

Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.

Исполняет мелодично акапелла закличку, повторяя несколько раз:

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце.

Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Авдотья ставит противень в печь.

Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

1 ведущий:

— Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?

Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: — Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Машенька:

— Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: — Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно Ярило-солнышко.

Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.

— В хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

Хоровод «Солнышко».

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

1-ый ребенок, 2-ой ребенок:

«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».

3-ий ребенок, 4-ый ребенок:

«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко,солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».

Песня «Зима проходит».

Авдотья: — Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька: -Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко:

— Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Авдотья: — Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

— Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.

Авдотья: — Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод-игра «Ручеёк».

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна

Авдотья: — А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька: — Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы: — Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.

Авдотья:

— Расскажите птицы, где вы бывали?
Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы:

— Мы скучали по деревне,
По скворечне, по деревьям,
По соседу — воробью.

— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.

Ведущий: — Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

Авдотья: — Весна идет, торопится. Встречали Веснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Авдотья: — Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

Маша: — Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода» (общая).

Авдотья: — Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте, Веснушку-весну зазывайте!

Дети произносят заклички.

1-ый ребенок:

— Приди, Весна, Весна-красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

2-ой ребенок:

— Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна:

— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)

Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.

Дети садятся на стульчики. Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.

Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти. Верба бьет, да не до слез. Верба красна, бьет не напрасно.

Авдотья: — Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: — Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Ведущий 2: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий: — Весна-красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Песни и пляски.

Весна: — В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Ведущий 2: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.

Хоровод «Весну ждали».

Ведущий 1:

— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!

Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Авдотья раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Автодья прощается. Звучит музыка. Праздник закончен.

НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы по низким ценам в специализированном магазине для педагогов «Детские сад» — detsad-shop.ru .

« Пернатые друзья »

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста.

Автор сценария: Ирина Николаевна Бабинец, воспитатель МБДОУ №53 «Радуга» г. Канск

Музыкальное оформление

1.Утренние птицы - The Sounds Of Nature ;

2. Танец маленьких утят (минус)

3. Полька пиццикато- Штраус

Интернет ресурсы:

Литература:

1. С.Н.Николаева «Юный эколог», Синтез, Москва2 010г.

2. Л.В.Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе, Арктим, Москва 2005г.

3. О.Е.Громова.И.Н. Соломатина, И.В.Переверзина «Стихи и рассказы о животном мире», Сфера, Москва 2005г.

Презентация: «Пернатые друзья», автор И.Н.Бабинец

Кому адресовано мероприятие: детям дошкольного возраста (5-6лет).

Цели и задачи:

- закрепить представление детей о разнообразии птиц.

Закрепить природоведческие знания воспитанников,

Воспитание бережного отношения к родной природе;

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ №53

Оформление: Зал оформлен мобилями из «журавликов» - оригами разных цветов.

Оборудование: Экран, мультимедиа проектор, ноутбук, CD -проигрыватель, перья вороны и попугая, маски птиц, шаблоны птиц из белой бумаги, медали для награждения, краски, кисточки.

«Пернатые друзья»

Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста(5-6лет).

Звучит фонограмма «пение птиц» , дети входят в зал.

Сова

Здравствуйте, Друзья! Сегодня, я вас приглашаю, отправиться в увлекательное и познавательное путешествие к птицам. ( ,слайд 1) Вы готовы отправиться в путешествие?/ ответы детей /

Птицы - наши друзья. Для них не существует границ. Птиц на земном шаре очень много. ( ,слайд 2)

Они приносят огромную пользу природе и человеку. Осенью перелётные птицы улетают, а по весне снова возвращаются для выведения птенцов. Ребята, а куда улетают птицы? / ответы детей /

А все ли птицы улетают в тёплые края? / ответы детей /

Давайте посмотрим, какие птицы улетают в тёплые края, а какие остаются зимовать в наших краях?

( Pernatie _ druzya . ppt ,слайд 3)

Хорошо ли пернатым зимой? / ответы детей /

Главная задача птиц зимой – добыча корма. Кто и как может помочь птицам в голодную зимнюю пору?/ ответы детей/

Мы отправимся в страну птиц. Но, чтобы это сделать, мы с вами должны превратиться в птиц. / Дети надевают маски птиц/

« Пальчиковая игра» , дети повторяют слова и движения вместе с Совой.

Сова и дети

Пой-ка, подпевай-ка, (хлопают в ладоши)

Десять птичек – стайка: (показывают все пальчики вверх)

Эта птичка – соловей, (загибают мизинец)

Эта птичка – воробей, (загибают безымянный палец)

Эта птичка – совушка ,

Сонная головушка. (загибают средний палец)

Эта птичка – свиристель, (загибают указательный палец)

Эта птичка – коростель, (загибают большой палец)

Эта птичка – скворушка, (загибают указательный палец

на другой руке) Серенькое пёрышко.

Эта – зяблик, (загибают средний палец)

Эта – стриж, (загибают безымянный палец)

Эта – развесёлый чиж, (загибают мизинец)

Ну, а эта – злой орлан. (соединив большие пальцы, машут кистями

рук)

Птички, птички – по домам! (прячутся пальцы в кулачки)

Сова

Среди нас есть и необычные птицы.

Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки. ( , слайд 4)

Сова

В чёрных фраках.

В белых майках

Круглый год

Ходит этот удивительный народ.

(пингвины)

Ребёнок (маска пингвина на голове): ( ,слайд 5)

Среди снежных скал и льдин

Очень-очень важный

Ходит, словно господин,

Императорский пингвин,

Наш пингвин отважный.

Антарктида – его дом,

Он не мыслит о другом.

Сова

Пингвины - это морские птицы, но летать они не умеют, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают плавать. У пингвинов нет перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.

Сова

Проживает в странах жарких, ( ,слайд 6)

А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (павлин )

Ребёнок : ( маска павлина на голове )

Что за чудо, по полянке.

Ходит важно, веер яркий.

Красоты той властелин.

Горд хвостом своим павлин.

Сова

В странах Азии павлин считается священной птицей и его оберегают. Люди любят павлинов за броскую, неповторимую красоту. Их содержат как декоративных птиц в зоопарках.

Сова

Эта птица хоть куда! ( Pernatie _ druzya . ppt ,слайд 7)

Не летает никогда,

Только бегает, как ветер.

Знают птицу все на свете. (страус)

Ребёнок (маска страуса на голове)

Есть на свете птички

Совы и синички,

Все малышки просто,

Я же выше ростом.

Не летаю в облаках,

Но на жилистых ногах

Несусь я по дорожкам.

Я страус, а не мошка.

Сова

Страусы слишком тяжелы для полета. Чтобы подняться в воздух при такой массе, нуж­ны огромные крылья, зато они хорошо бегают, благодаря этому страусы могут спастись от таких хищников, как львы и леопарды.

Все птицы очень шустро и быстро прыгают, бегают, чтобы не попасть хищнику в лапы. Вот сейчас мы посмотрим, какие вы шустрые птички. Для начала вам нужно разделиться на команды и придумать название своей группе птиц.

Дети делятся на две команды. Придумывают названия.

Эстафета «Наседка и цыплята»

. (Дети парами передвигаются в обруче, ребёнок - «наседка» должен перевести всех цыплят в гнёздышко по одному, чья команда быстрее закончит, получает фишку для команды).

Сова

Ловкие, умелые и конечно смелые

Но хочу я убедиться…

Вам знакомы наши птицы?

Ты с модницей этой, ( ,слайд 8)

Конечно, знаком:

Вертушке на месте никак не сидиться

Всё хвастает желтым своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…(синица )

Чернокрылый, красногрудый ( ,слайд 9)

Он везде найдёт приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (снегирь )

Он в своей лесной палате ( ,слайд 10)

Носит пёстренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит – и легче. (дятел )

Длиннохвостая она. ( , слайд 11)

Со спины черным - черна.

Брюхо белое по плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимает стрекот-крик. (сорока )

Нам в хозяйстве помогает ( ,слайд 12)

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно- бронзовый…(скворец )

Скачет птичка по дорожке, ( ,слайд 13)

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик- чирик!» (воробей)

Сова

У всех птиц есть свои домики – гнёзда. Весной у птиц появляются в гнёздах маленькие птенчики. Птицы кормят птенцов, когда подрастают, папы и мамы учат их летать и искать еду. И каждая птица знает своё гнездышко. Вот сейчас мы и посмотрим, как наши птички умеют быстро находить своё гнездо.

Игра «Птички в гнёздышках» Дети бегают под музыку, как только музыка замолкает, занимают место в «гнёздышке».

Сова

Ночью зряча, днём слепа, мышей ловит, а не кошка. ( , слайд 14)

Правильно, это я – сова! А что вы знаете о сове?

Ответы детей. ( Сова ночное животное, днём спит, а ночью охотится на грызунов)

Я для вас приготовила вопросы. Вопросы не простые, на смекалку и сообразительность. (за правильные ответы команды получают фишки .)

Кто снёс яичко не простое, а золотое? («Курочка Ряба»)

( ,слайд 15)

Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала:

«Кто там?» ( галчонок )

Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи малыши»

( Каркуша )

Что за птица хотела отправиться на Гаити, а попала в деревню к

Василию. ( Кеша попугай)

Сова

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (гуси-лебеди )

Что за птицы

За подружки

Помогли взлететь лягушке? (утки )

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (жар-птица )

С ней Дюймовочка летала

Высоко под облака. (ласточка)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались.

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок )

Клювы жёлтые такие,

Лапки красные, большие,

В вперевалочку идут,

А если надо, поплывут. (утята)

«По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?»

Эта птица не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой – ни будь маленькой птичке. И вот у хозяина гнёздышка появляется прожорливый птенец. В отсутствие своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птицам ничего не остается, как выкармливать его одного.. (Кукушка)

Эта красивая птичка чёрного цвета с длинным хвостом в виде рогатки. Любит комаров, мошек. Из соломок и глины эта птица лепит свои гнёзда под балконами, под крышами жилых домов, на высоком берегу реки. (Ласточка )

С раннего утра и до позднего вечера слышится в лесу стук этой птицы. Упёршись хвостом в ствол дерева, она крепко держится сильными лапами и долбит дерево клювом. Она добывает себе пищу из выдолбленных отверстий: жучков и гусениц. (Дятел )

Ребята, а что помогает птицам летать? Перья спасают птиц от ушибов и царапин, от холода и жары, от намокания и пересыхания. У вас на столике – разные птичьи перья. Вам предстоит отгадать, от какой птицы перо. (Ведущий даёт каждой команде одно перо от вороны и попугая, дети совещаются и дают ответы.)

Ребята, а что мы знаем об этих птицах? (ответы детей )

Проводится игра «Чьё перышко улетит дальше».

Сова

Сегодня вы сможете почувствовать себя художниками на листе бумаги надо нарисовать «Птицу счастья», но не всю сразу, а по частям. (клюв, лапки, туловище, глаз, голова, перья )

В это время подводятся итоги конкурсов, после чего объявляется результаты. Команда-победитель делает почётный круг. Обе команды получают медали и сюрпризы.

Сова

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать-

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну!

«День птиц»

Цель: уточнить и расширить представление детей о птицах, об их жизни в окружающем мире.

Задачи:

1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

2. Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать дух соревнования; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив;

3. Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Ход :

1 . Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса».

2.Просмотр фильма о птицах .

3 . Прилетает первая перелетная птица-грач.

Игра-викторина.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, к нам сегодня в гости прилетела первая перелётная птица – грач, он с вами хочет поиграть в очень интересную игру-викторину. Для этого нужны 2 команды (команды придумывают себе названия.)

Ход игры:

1.Приветствие команд:

1команда-СКВОРЦЫ

«Скворцы»

Мы соперникам своим

Шлем большой привет.

От души желаем им

Давать правильный ответ

2команда- ГРАЧИ

«Грачи»

Мы пришли на конкурс наш

Будем, не лениться

На вопросы отвечать

Все заданья выполнять.

2. КОНКУРС «Узнавалки»

Дом.задан. Игра «Узнай по описанию птицу»

Дети одной команды должны рассказать о любой птице, не называя её, а дети из другой команды должны угадать о какой птице рассказ-описание.

3.КОНКУРС «Узнай и назови птицу по рисунку»

4. КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ» (загадываются загадки командам по очереди.)

    На шесте – дворец, во дворце – певец (скворец).

    Чёрный проворный, кричит «кар» - червякам враг (грач).

    Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит в развалочку, спотыкалочку (утка).

    Гнездо не строит никогда, соседкам яйца оставляет, и о птенцах не вспоминает (кукушка).

    Спереди шильце, сзади вильце, сверху чёрное суконце, снизу белое полотенце (ласточка).

6. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (воробей).

7. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее……. (ворона).

8. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук, тук, тук, тук!» (дятел).

9.Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень – тень!

Как хорош весенний день!» (синица).

10. Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (сорока).

11. Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (соловей).

12. Кто летает ночью темной

И схватить мышонка хочет? (сова)

13. Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (скворец)

14. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

(танец скворцов –подготов.гр.)

5 КОНКУРС «Рассуждалки»

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

(1 команде выбрать перелетных птиц,2 команде-зимующих)

Игра «Накорми птиц»

Игра «Раскрась птицу»

6Конкурс капитанов

Приглашаем капитанов двух команд.

Вопросы капитану команды «Скворцы»

Назовите:

1. птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых (соловей);

2. птиц, признанных лучшими пернатыми почтальонами (голуби);

3. птиц, которых используют во время охоты (соколы);

4. птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком (дятел);

5. птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка);

вопросы капитану команды «Грачи»

Назовите:

1. бойцовых птиц, которых люди использовали для участия в птичьих поединках (бойцовые петухи);

2. птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом (павлин);

3. нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин);

4. птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучиться произносить человеческие слова (попугай);

5. самая маленькая из всех птиц, размеры который не больше шмеля (колибри).

7 Грач проводит игру «Гадание на яйцах»

Дети аккуратно разламывают пластиковые яйца и смотрят содержимое, если в птичке спрятана крупа - к сытой, весёлой жизни,

если денежка – к богатству,

если пуговица к обновке.

Развлечение на День птиц в детском саду. Подготовительная группа

Развлечение для детей подготовительной группы, материал будет полезен для музыкальных руководителей детского сада.
Цель развлечения:
Воспитывать желание беречь природу, знакомить детей с разнообразным миром птиц.
Ход развлечения:
(дети входят в зал под музыку и садятся на стулья)
Воспитатель: Если снег повсюду тает
Зеленеет всё вокруг,
В небе солнышко сияет,
Птицы весело поют!
Если солнце ярче светит,
Если всем нам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Слушание: «Пение птиц»
Воспитатель: Ребята, мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. Просыпается и оживает вся природа, звонко бегут ручьи, из под снега появляются первые цветы- подснежники! Домой возвращаются перелётные птицы, пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?
Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы и т.д.)
Воспитатель: Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. (слайд)
Затем- грачи, и тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство.
Вслед за грачами прилетают скворцы и жаворонки. Первая песня жаворонка - свидетельство того, что весна наступила уже бесповоротно.
Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.
А вы знаете, какую?
(радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)
Давайте посмотрим, какие птицы прилетели к нам.
(показ слайдов)
1 реб: В зелени ветвей зелёных,
Поёт песни соловей
Радует прекрасным пеньем,
Нету голоса звончей!

2 реб. Ай да чудо, скворцы
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
Дружно, весело поют!

3 реб. Трясогузка, трясогузочка -
Полосатенькая блузочка
По земле шагает,
Хвостиком махает

4 реб. На лесной опушке
«Ку-ку»- поёт кукушка
Она уж точно знает,
Года наши считает!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших птиц песенкой.
Звучит песня «Ласточка»
Воспитатель: Сейчас я проверю, как вы знаете птиц.
(Загадывает загадки)
1.На индюка слегка похож,
Размеры те же, веером хвост

И брови красные, такие
И крылья сильные большие! (глухарь)

2.День и ночь поёт певец,
А зовут его…… (скворец)

3.По дорожке скачет птичка,
Только вовсе не синичка,
Угадай её скорей,
Эта птичка…… (воробей)

4.Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах
А зовут её… (ворона)

5.Кто присел на толстый сук
И стучит: « тук-тук-тук-тук». (дятел)

6.Всё летает и стрекочет,
Новость рассказать всем хочет. (сорока)

7.Кто летает тёмной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть, свою ловкость показать
Игра «У каждой птички своё гнёздышко» (дети образуют несколько гнёзд, кругов, внутри- птичка. Под музыку все ребята скачут по залу, в это время птички перемещаются, с окончанием музыки, каждое гнёздышко должно собраться около своей птички, кто быстрее)
(дети садятся, залетает сорока)
Сорока: Ребята, у нас в лесу беда. Пришли к нам туристы, они по лесу бродят, страх на всех наводят, кустики ломают, гнёзда разоряют, костры разжигают, всех птиц пугают.
Воспитатель: Надо всех птиц позвать, надо лес – то выручать.
Появляются туристы (поют)
Туристы: Мы весёлые туристы,
Мы мальчишки, каратисты,
Будем мы в лесу гулять,
Да костры здесь разжигать.

Всех зверей перепугаем,
Веток много наломаем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Против нас не устоять!

(начинают собирать ветки, разжигать костёр, мусорить и т. д.)

Воробей: – Все сюда! Все сюда!
Ведь в лесу у нас беда!
Сова: Что случилось, воробей?
Воробей: В лес пришли туристы, мальчишки, каратисты. Всех вокруг пугают, гнёзда разоряют, костры разжигают, кустики ломают.
Сова: А давайте их напугаем, ребята помогите нам.
Воспитатель: Будем угукать, как сова.
Дети : У-у, у-у, у-у!
Воробей: Нет они не испугались.
Сорока: Тогда я его испугаю, ребята помогите мне
Воспитатель: Постучим по полу кулачками, туристы испугаются стука и убегут!
Воробей: Нет они не испугались.
Кукушка: Я их перехитрю, в лес «поглубже» заманю. Попрошу ребят кричать и как эхо отвечать.
1 турист: Я пришёл в лес гулять,
2 турист: Буду всех в лесу пугать.
3 турист: Вот я смелый какой.
Дети: Ой-ой-ой.
Туристы: Ой! Это кто такой?
Дети: Такой-такой-такой.
Туристы: Ой боюсь!
Дети: Боюсь-боюсь-боюсь.
Воспитатель: Кто это шумит, кто навёл такой беспорядок в лесу?
Туристы: Это мы!
Воспитатель: разве вы не знаете, как надо вести себя в лесу?
Туристы: Не- а, нас этому не учили!
Воспитатель: Ребята, подскажите им правила поведения в лесу!
(дети рассказывают, как надо вести себя в саду)
Воспитатель: (туристам) Теперь вы поняли?
Туристы: Мы больше не будем так себя вести!

Воспитатель: Как хорошо, что вы всё поняли. Все рады весеннему солнышку, у нас весёлое настроение. Я приглашаю всех на весёлый танец.
Танец.
Воспитатель: А сейчас мы вспомним про птиц пословицы.
(дети рассказывают пословицы)

Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
Птицы наши друзья обижать их нельзя.
Мала синичка, да коготок остёр.
Немного синица ест, пьёт да весело живёт
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Соловей берёт пением, а человек – умением.
Журавль прилетел и тепло принёс.
Сколько кукушка не кукуй, а к зиме улетает.

Воспитатель: Земля – это наш общий большой дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Песня: «Из чего наш мир состоит»

Воспитатель: Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
(дети под музыку уходят из зала)

Старшая группа №6 «Жемчужинка»

МДОУ д/с №12 «Солнышко» Анапа 2016

Воспитатель

Булыгина Валентина Николаевна

Цель занятия: Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых. Обобщить знания о перелётных птицах. Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи:

Познавательные:

– научить выделять признаки сходства и различия у птиц
– уточнить и расширить представления о перелётных птицах
– активизировать и расширять словарь детей

Развивающие:

– развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательными
– стимулировать и поощрять творческие проявления детей
– способствовать развитию восприятия, внимания,
логического мышления, памяти.

Воспитательные:

– прививать любовь к родной природе
– воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.
– учить быть заботливыми, добрыми, внимательными.

Оборудование:

1. Картинки и книги о птицах.

2. Презентация «Птицы нашей Родины»

3. Маски – шапочки с изображением ворона и сокола

5. Корзинка «для угощений» птиц

6. Раскраски с изображением птиц

Предварительная работа:

1. Лепка «Птицы на кормушке».
2. Аппликация «Сказочная птица».
3. Чтение сказок и рассказов о пернатых.
4. Рассматривание птиц во время прогулок.
5. Совместное изготовление птиц родителями с детьми дома.
6. Украшение птицами группы и веранды.

Ход занятия

Воспитатель – Милая певунья, ласточка, родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой»

Послушайте, как красиво поют птицы, как их много
и какое разнообразие голосов

Звучит пение птиц в записи

– Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают)

– Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

– А кто из вас слушает птиц, когда идёт из дома в детский сад,
или просто гуляет?

Мы не случайно слушаем их пение именно сегодня – ведь сегодня у пернатых праздник – День птиц.

– Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой.

Недавно мы с вами тоже закликали птиц:
Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость. Без птиц природа мертва.

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам.

– Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему?

– Да, перелётные птицы – это птицы, которые теплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны. А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перёлет очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают.

(ответы детей)

– Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

– Какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда, построить новые)

– Из чего строят гнёзда птицы? (из сухих веточек, травинок, соломинок, пушинок, мха, …)

– Чем мы с вами можем помочь птицам весной? (сделать скворечники, кормушки, развесить на веточках вату, …)

Дидактическая игра «Кого выводят эти птицы?»
(журавли -…журавлят, грачи – …грачат, скворцы -…скворчат и т.п.)

Птиц у нас на планете Земля великое множество, и каждая живёт в своём домике, где они высиживают своих маленьких птенцов, вот только у кукушки с этим проблема…

В далёкие времена, когда сказали Деве Марии, что у неё родится сын и назовут его Иисус Христос господь Бог назвал этот день – Благовещением, это значит: благая весть и велел в этот день не работать: «Птица гнёзда не совьёт, девица косы не заплетёт». Кукушка не послушалась и свила гнездо для своих будущих кукушат, за то, что она не послушалась её наказали и лишили родного гнезда, с тех пор своих будущих птенцов она подкладывает в другие гнезда. Ребята, а вы знаете где и из чего делают птицы гнёзда?

(ответы детей )

Знаете ли вы что…

Сорока строит гнездо из веток и глины

Иволга плетет гнездо – корзинку из травы

У ласточки гнездо из глины и травы

У щегла гнездо из сухой травы

Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли

– Филин живет в дупле
– А теперь поиграем в игры:

– «Четвертый лишний»
(надо найти лишнее слово в цепочке слов, объяснить почему);

– «Назови ласково»
(образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

– Загадаю загадки – найдите отгадки:

– Днём спит, ночью летает и прохожих пугает сова

– Мальчишка в сером армячишке

по дворам шныряет, крохи подбирает

по полям ночует, зёрнышки ворует. воробей

– Шитовило – битовило по – немецки говорило

спереди шильце, сзади вильце

снизу – бело полотенце, сверху
– синенько суконце ласточка

– Самая большая птица в мире? африканский страус

– Самая маленькая птица в мире? – калибри

– Не человек, а говорит попугай

звучит песня «Попугай» в записи

Ведущий – Очень много пословиц и поговорок о птицах мы знаем: «Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

А теперь послушайте приметы: поздний отлёт птиц – к тёплой зиме; вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

У каждой птицы свое предназначение в природе:

Сова
– символ мудрости, по народным поверьям она сторожит клады.
Послушайте, что это за птица…

Выходит ребёнок в образе Ворона:

Чёрный ворон я, я силён, могуч

И летаю я выше синих туч,

А гнездо моё на семи дубах,

Те дубы стоят на семи горах.

А живу я на свете по 300 лет

И могу всегда дать добрый совет.

Я владею живою и мёртвой водой

И легко справляюсь с любою бедой.

Я – Царь Ворон, вещий Ворон,

Я на царство коронован.

Ведущий – Большим почётом в русских песнях и сказках пользовался Сокол

Ребёнок в образе Сокола:

Птица Сокол, я в почёте у народа,

Не опасна мне любая непогода.

Я как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно,

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, сокол ясный!

Ведущий – Послушайте загадку:

– Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,

Прячется в зелёных кронах, а зовут её … (ворона)

2 девочки инсценируют стихотворение В. Орлова «Ворона»:

– Карр! Крража!! Карраул!

Гррабёж! Прропажа!

Вор прокрался утром рано!

Брошь украл он из кармана!

Карррандаш, каррртонку, пррробку

И крррасивую коробку!

– Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана.

Что ж вы раньше не сказали?!

Кар-р-раул!!!

Кар-р-рман украли!!!
Считалочки

– По тропинке мальчик шёл,

в чащу леса он зашёл,

встретились ему в тот день:

соловей да ворон, грач да воробей.

Сосчитай – ка, всех птиц поскорей – 4

– Попугай сказал орлу –

мне уж 10 лет к утру

– Ты прибавил лет пяток –

возразил ему орёл… сколько лет попугаю? – 5

– Мы летали на базар,

выбирали там товар:

3 жучка, 2 паучка, одного комара и червяка.

Еды хватило всем, сколько было всех? – 7

– У меня в руках кузовок, передаём его из рук в руки и собираем корм для птиц.

Дети : червячок, стебелёк, листик, зерно, горошек, муха, комар и т.д.

– Как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (приносят пользу, радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить)

– Что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Экологическая беда : некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат весь урожай, некому будет разносить по земле семена ягод, растений, мы никогда не услышим их чудесных песен и т.п.

– Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину.

Заучивание стихотворения:

И цветы, и трава, деревья, речки, птицы –

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ:

Берегите травы, речку, лес и поле,

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом.

Любите птиц! Оберегайте их!