Что есть на белой диете. Полезное питание на страже отличной фигуры: белая диета – список продуктов и отзывы о методике

Что надо ставить на стол в дни празднования Сагаалгана

Считается, что для бурята-кочевника счастье - это многочисленное потомство, размножение пяти видов скота, изобилие молока и мяса. Белая молочная пища - это высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо все живое на Земле вскормлено материнским белым молоком.

Как правильно накрыть стол для бурханов - советы дает лама Буддийской традиционной Сангхи России Радна Содномов.

Как правило, подготовка к празднованию начинается у монголов задолго, обычно за месяц до начала праздника, - говорит Радна Содномов. - Впрок заготавливают молочную пищу - сметану, аарса, масло, мясо и другие продукты. Хозяйство тщательно убирают, мусор со двора вывозят: идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека. Иначе не зайдут в дом божества, существа десяти сторон света и другие гости.

Как говорит лама, за три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви.

В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения - гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. В двадцать девятый день по лунному календарю в ритуальном костре "Дугжууба" сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.

Также надо закупить продукты для встречи гостей. И накрыть стол для бурханов. На столе должно стоять 9 видов белой пищи (йогурты, молоко, кефир и т.д.), мясо, фрукты, торт, сладости. В начале стола надо положить друг на друга 5 хадаков: внизу желтый, далее зеленый, красный, синий и белый. Однако, как признается лама, такой порядок в идеале. На стол можно положить и один хадак - для монголоязычных народов это хадак синего цвета.

Лучше, конечно, пища, которую дала родная земля, - говорит лама. - Она предпочтительна, как с точки зрения религии, так и правильного питания. Ведь местная пища и вкуснее, и полезнее, нежели привезенная из других регионов и даже стран.

Перед бурханом нужно поставить 7 чашечек. В первой чаше вода: в ней бурхан моет руки. Во второй - также вода: в ней бурхан моет лицо. В третьей - цветок. На дно чаши надо насыпать рис, а сверху воткнуть сам цветок: бурхан вдыхает аромат цветка. В четвертой чаше - рис и сверху должны быть 9 хужэ: бурхан очищается его ароматом. Далее стоит зула. В шестой чаше - вода: ее бурхан пьет. В седьмой чаше - балин. Стол для бурханов должен стоять нетронутым 15 дней. Каждый день надо его обновлять: менять воду в чашах, еду и т.д.

В первый день Сагаалгана нужно встать очень рано - в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается, упускают свое счастье на целый год.

Проснувшись, после утреннего туалета необходимо зажечь зулу, воскурить санзай (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трем драгоценностям (Будде, дхарме и сангхе), хозяевам местности на улице поднести божествам сэржэм (божественный напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по всем сторонам со словами: "Ом а хум", что означает "Тело, речь и ум". После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями.

В дни Нового года, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд "запуска коня ветров": изображение "коня ветров", освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Расписание мероприятий:

2 февраля (с 8 до 20 часов) верующие имеют возможность получить благословение XII Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Этигэлова.

Издревле буддисты считали, что начало года показывает, каким будет весь последующий год, поэтому они с самыми добрыми и сокровенными помыслами и тщательно готовились к празднику.

В буддийской традиции празднование Нового года приходится на разные даты между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Эту дату ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. У нас ее вычисляют астрологи Традиционной Сангхи России, в Тибете - астрологи Института Тибетской медицины и астрологии Мен-Цзи-Кханг, в странах Юго-Восточной Азии, где проповедуется буддизм тхеравады, используется индийский лунный календарь. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать, как и не совпадать название праздника. К примеру, в Тибете празднование Нового года называется Лосар.

Одной из самых ярких традиций Сагаалгана является ёхор - большой хоровод. Фото: Из личного архива / Администрация Агинского Бурятского округа / А. Бекетов

Прости и помирись

Готовиться к Сагаалгану начинали задолго до его прихода, еще с осеннего забоя скота, когда выбирали лучшие куски мяса и оставляли специально к празднику. Согласно традиции, перед Сагаалганом необходимо, прежде всего, рассчитаться с денежными и моральными долгами, помириться с кем поссорились и простить прежние обиды. Все это позволяет освободиться от ненужной ноши перед Новым годом. А хозяйкам дома самое время начать генеральную уборку, да так, чтоб даже в дальнем уголке чулана не осталось пыли.

В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи.

В течение предстоящего месяца двери каждого дома были открыты для гостей, которым хозяева преподносят подарки. Главные блюда праздничного стола - сагаан эдеэн (молочная, «белая» пища), буузы и мясо в самых различных вариантах.

В эти дни верующие стремятся попасть в дацан, чтобы в молитвах о благополучии встретить Новый год. Праздничные хуралы начинаются 27 числа последнего месяца уходящего года (по лунному календарю) и длятся 20 дней.

В дацанах региона нынче будет людно. Фото: АиФ / Оксана Цепилова

Праздник благополучия

Последний день старого года называется бутуу удэр (завершенный, закрытый). В этот день следует находиться дома вместе со своей семьей, проводить обряд почитания домашних святынь, устанавливая им яства, и готовить праздничный ужин. В праздник положено есть до «полноты в желудке», чтобы в новом году жизнь была сытой, счастливой. Обязательно угощение молочными продуктами, ведь Сагаан hара - это праздник весны и начало перехода на молочную, «белую» пищу.

В последнюю ночь старого года проводится хурал Цэдор Лхамо, который заканчивается подношением мандалы хранителю нового года. Именно в эту ночь желательно бодрствовать. Считается, что богиня Лхамо в канун Нового года нисходит на землю и обходит своих подзащитных, даруя им свое благословение. Она считает людей, которых ей предстоит защищать в наступающем году. Спящего человека она может не заметить или принять за мертвого.

Кони ветра удачи

Сагаалган - это прежде всего семейный праздник. В этот день в первую очередь принято поздравлять своих близких и дальних родственников. В первый день наступившего года гости и хозяева приветствуют друг друга особым образом - золгохо. Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого. Оба произносят благопожелания (уреэл). Это глубоко символичный жест, означающий готовность младшего всегда поддерживать старшего в жизни. А если мужчина и женщина ровесники, то женщина считается младшей. Особо дорогим гостям и старшему в роду преподносят шелковый хадаг - символ наилучших пожеланий. Малышей же угощают сладостями.

Также верующие посещают лам-астрологов для получения личного гороскопа на год, жэлэй зурхай, из которого они могут узнать об особенностях года для себя и своих детей. В эти дни совершается обряд запуска «хии морин» (дословно - коней ветра удачи). Это символ, показывающий состояние благополучия человека. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Стройная фигура на любимых продуктах? Легко! Используйте белую диету и худейте с удовольствием.

Диеты бывают нескольких типов. Лечебные назначает врач при различных заболеваниях с целью оздоровления организма. Для похудения направлены прежде всего на снижение веса. Некоторые рассчитаны . Это самые строгие варианты питания, которые дают быстрый результат. Другие методики долгоиграющие. Их можно назвать скорее системами питания. Рацион рассчитывается таким образом, чтобы снизить вес, не нанося вреда организму.

Маложирные диеты помогают сбросить вес и оздоровить организм. Основной принцип – исключение из рациона жирных продуктов. Приняв за правило есть нежирную пищу, вы быстро избавитесь от лишних килограммов и почувствуете легкость.

Основные принципы

Белая диета для похудения – интересный и эффективный способ сбросить вес.

Относится она к быстрым диетам, то есть достаточно непродолжительна.

Как следует из названия, придерживаясь этой диеты, следует отдавать предпочтение продуктам белого цвета.

Преимущества белой диеты:

  1. Быстрая потеря веса (от 5 кг за неделю).
  2. Вес не возвращается после окончания диеты.
  3. Из организма выводятся вредные вещества.
  4. Белые продукты содержат много кальция, поэтому укрепляются кости, зубы, волосы, ногти.
  5. Улучшается состояние кожи.
  6. Белая диета положительно влияет на обмен веществ и нормализует пищеварение.

Список продуктов для белой диеты:

  • молоко;
  • творог;
  • йогурт;
  • кисломолочные напитки;
  • яйца;
  • белая рыба;
  • куриная грудка;
  • белая фасоль;
  • фрукты белого цвета;
  • капуста;
  • картофель.

Белая диета снабжает организм всеми необходимыми веществами. Продукты низкокалорийные, содержат минимум жиров и холестерина. Ее можно взять за основу правильного питания, варьируя ежедневное меню.

Важно: При белой диете следует с осторожностью вводить в рацион кисломолочные продукты. При гастрите и язве желудка они противопоказаны.

Блюда из белых продуктов получаются вкусные и полезные. Надо научиться правильно их готовить. Необходимо исключить из употребления соль, сахар, растительные и животные масла. Не есть после 6-7 часов вечера.

Перед каждым приемом пищи необходимо выпивать стакан кипяченой воды или минералки – так вы съедите меньшую порцию пищи, а организм очистится быстрее. Утро следует начинать со стакана негазированной воды с добавлением ломтика лимона.

Методики для похудения

Белая диета предлагает множество вариантов для похудения. Каждый из них предполагает особое меню и продолжительность.

Для здоровых зубов

Белая диета – это хороший способ сохранить белизну зубов после отбеливания. Первые 7-10 дней необходимо питаться исключительно светлыми натуральными продуктами, не содержащими природных и искусственных красителей. В этот период белые продукт помогут закрепить результат стоматологической процедуры. Ведь пищевые красители сводят эффект от отбеливания на нет.

Важно: Белая молочная диета особенно полезна благодаря большому количеству кальция в рационе.

Эмаль в процессе отбеливания истончатся. Кальций изнутри укрепит зубы и сделает их менее чувствительными к внешним воздействиям.

Если вы не хотите расставаться с весом, то питаться следует в привычном для вас режиме, лишь поменять состав приготовляемых блюд. Если вы хотите заодно сбросить вес, придерживайтесь ограничения в питании.

Исключаются:

  • черный чай;
  • кофе;
  • шоколад, какао;
  • кетчуп, красный соус, ткемали и другие специи и приправы;
  • красное вино;
  • цветные фрукты, овощи и соки из них;
  • соки из пакета – в них могут содержаться искусственные красители, а кислоты разъедают эмаль;
  • ягоды;
  • кислые продукты: цитрусовые, соленья, маринады;
  • варенье, джемы, желе;
  • красная рыба (в ней могут присутствовать искусственные красители);
  • газированные напитки.

Правила питания и продукты для белой диеты:

  1. Налегать стоит на молоко, творог, кефир, сыр.
  2. Из фруктов предпочтительны яблоки, бананы, груши, дыня, арбуз.
  3. Овощи должны быть белого цвета. Таких достаточно много – белокочанная, цветная капуста, сельдерей, огурцы без шкурки, авокадо.
  4. Рыба и морепродукты разрешаются почти все, их следует употреблять в вареном или запеченном виде.
  5. Курицу (грудку) следует запекать или варить.
  6. Из соусов предпочтите майонез, сметанный, чесночный, сырный соусы.
  7. Курение следует сократить или вовсе отказаться от табака.
  8. Антибиотики в первую неделю после отбеливания зубов принимать не рекомендуется.

На молочных продуктах

Белая самая популярная, полезная и вкусная. Неделю вам предстоит питаться в основном молочными продуктами. Результат – потеря от 5 кг и более.

Противопоказания:

  1. Молочные системы для похудения не подходят людям, у которых отсутствует фермент для переработки лактозы, содержащейся в молоке, – лактаза. Если вы страдаете непереносимостью молочного белка, предпочтите иной вид белой диеты.
  2. Если у вас гастрит или язва желудка, не употребляйте кисломолочные продукты.

Важно: Во время диеты при беременности и грудном вскармливании следите, чтобы во время диеты в ваш рацион входили все необходимые продукты для здоровья малыша. Не ограничивайте питание слишком сильно.

Ежедневное меню

Что можно на белой диете? С некоторыми вариациями используйте следующее меню для белой диеты на 5-7 дней.

  • Завтрак: творог, овсяная каша на молоке или на воде, какао или кефир.
  • Ланч: йогурт, банан, яблоко.
  • Обед: , на десерт – творог со сметаной.
  • Ужин: йогурт, фрукты.

Многие девушки используют молочную диету, чтобы сбросить вес, набранный во время беременности.

Особенно любят ее те, кто неравнодушен к молочным продуктам. Тем более во время грудного вскармливания их употребление необходимо. Длительность молочной диеты – 5-7 дней. На 3-4 сутки можно устроить разгрузочный день – пить только молоко.

Само по себе молоко достаточно жирное. Поэтому следует предпочитать обезжиренные молочные продукты. Если вы сторонник всего натурального, пейте козье молоко, но в небольших дозах. Козье молоко ускоряет метаболизм, что способствует снижению веса.

Меню следует разнообразить , фруктами, белым мясом и рыбой.

Важно: Во время диеты нельзя есть жирное, мучное, соленое, сладкое, употреблять алкоголь и курить.

Выход

На 6 день рацион следует сократить максимально. В последний день добавьте в меню творожную запеканку, вареные яйца, салат из свежих овощей, белое мясо. После завершения соблюдайте ограничение в питании, не забывайте разнообразить ежедневное меню молочными и кисломолочными продуктами.

На мясных продуктах

Для тех, кто не любит молочные продукты или не может их употреблять из-за врожденной непереносимости, рекомендуется иной вид белой диеты – на белом мясе. Такая методика сбрасывания лишнего веса порадует мясоедов. Диета вкусная, полезная, приятная. Длительность – 4-5 дней. Основа питания – куриная грудка. С помощью белой мясной диеты можно потерять от 3 кг и более.

Ежедневное меню (можно варьировать):

  • Завтрак: курица, тушеная с овощами или запеченная куриная грудка с овощным салатом.
  • Ланч: нежирный йогурт с яблоком, бананом.
  • Обед: рисовая, овсяная каша на воде, куриное филе – запеченное, приготовленное на пару, отварное.
  • Полдник: с куриной грудкой.
  • Ужин: куриный суп с вермишелью.

На рисе

Рис – уникальный диетический продукт. В странах, где рис служит основой питания, лишний вес у населения не наблюдается. Поэтому заслуженно завоевали популярность. Секрет – есть чистый отварной рис, без соусов, приправ, специй. Длительность диеты – до 7 дней. Результат – от 5 сброшенных килограммов и более.

Ежедневное меню и рецепты для белой диеты:

  • Завтрак: рис с кусочками белых фруктов или отварной куриной грудкой, зеленый чай, молоко;
  • Ланч: йогурт или молочный коктейль с фруктами;
  • Обед: рис, овощной салат, запеченное белое мясо или рыба, зеленый чай;
  • Ужин: белые фрукты с йогуртом, нежирной сметаной или сливками.

Рецепты

Вот несколько рецептов для белой диеты, по которым можно готовить блюда во время ее соблюдения.

Окрошка

Вам понадобится:

  1. Зелень.
  2. Пучок редиски.
  3. 1 л кефира.
  4. 250 мл минеральной воды.
  5. 2 огурчика (свежих).
  6. Соль и перец.

Редис и огурчики порезать кубиками или ломтиками, зелень мелко покрошить. Все перемешать, разложить по порционным тарелкам. Смешать воду, кефир и специи. Залить смесью овощи.

Овсяная каша на молоке

Вам потребуется:

  1. Молоко 3 стакана.
  2. Овсяные хлопья 1 стакан.
  3. Соль, немного сахара.

В закипевшее молоко засыпать хлопья, посолить, добавить сахар. Варить 10 минут, постоянно помешивая, на среднем огне.

Тушеная курица с овощами


Вам потребуется:

  1. Белое мясо курицы (грудка) – 800 грамм.
  2. Картофель – 4 шт.
  3. Лук – 2 шт.
  4. Раст. масло – 100 мл.
  5. Вода 150 – 200 мл.
  6. Чеснок -1 головка.
  7. Соль, специи.

Помимо этого набора продуктов, вы можете добавить любую капусту.

Курицу нарезать на небольшие кусочки, посыпать специями и солью. Лук нарезать полукольцами. Картофель покрошить крупными ломтиками. В кастрюлю налить воды, на дно положить курицу, потом чеснок (разделенный на дольки), лук, картофель. Полить массу маслом и посолить. Готовить на медленном огне 1 час.

Огуречный суп

Вам понадобится:

  1. 3 ст. л. раст. масла.
  2. Сок 1 лимона.
  3. 2-3 молодых огурчика.
  4. Зубчик чеснока.
  5. 1 л кефира.
  6. Соль.

Огурцы разрезать вдоль, посолить и оставить на 2 часа. Потом нарезать их мелко и перемешать раздавленным чесноком мелко нарезанным луком. Дальше в массу добавить все остальные ингредиенты, взбить суп на блендере и убрать в холод.

Как правильно выйти

Необходимо в первые 2 недели после завершения белой диеты с осторожностью употреблять продукты, которые были на время диеты запрещены. Лучше к некоторым вредным привычкам не возвращаться вовсе – к курению, калорийной пище, перекусам, поздним ужинам. Тогда результат будет наиболее эффективным.

Важно: Снова повторить курс белой диеты можно через 1,5-2 месяца.

Белая диета – просто спасение для организма. Белой она называется потому, что в процессе этой диеты можно употреблять любые кисломолочные и молочные продукты. Также нужно включить в меню белой диеты фрукты.

Польза кисломолочных продуктов неоспорима. Все эти полезные бактерии, содержащиеся в кефире и йогурте, берут на себя заботу о нашем организме. Они подавляют вредные бактерии, очищают кишечник, а значит, выводят яды и токсины. А если организм регулярно избавляется от токсинов - он молод и здоров.

Молочные продукты - это всем необходимый кальций. Кальций не только способствует прочности костей и здоровью зубов. Он также помогает бороться с лишним весом.

Недостаток кальция, и отсутствие полезных бактерий ведут к различным, довольно тяжелым заболеваниям. Поэтому не забывайте регулярно употреблять молочные и кисломолочные напитки и продукты, а пока вернемся к белой диете.

Белая диета станет вашим помощником в борьбе за красивый силуэт на срок от 3 до 7 дней. Фрукты для белой диеты выбираем только сладкие, например, бананы или виногра д. Кислые фрукты и цитрусовые пока нельзя. Молочные и кисломолочные продукты выбираем пониженной жирности. Не переживайте, полезность этих продуктов не зависит от уровня жирности. Высокая жирность просто добавляет молочным продуктам более приятный вкус и число калорий. А полезным бактериям все равно, в каком уровне жирности обитать.

Детальное описание и применение белой диеты

Меню одно на каждый день диеты:

Сидеть на такой диете лучше не больше недели. За этот срок можно сбросить до 5 кг. Должно улучшится состояние вашей кожи, особенно если вы страдаете от угревой сыпи.

Поскольку из рациона исключается чай, кофе, жесткие крупы и сахар, диета будет полезна не только вашей фигуре, но и вашим зубам. Белоснежными она за неделю, конечно, не станут, но посветлеют точно.

Кроме молочных продуктов, можно пить минеральную воду. Даже будет лучше взять за правило выпивать стакан минеральной воды перед завтраком.

Если ваш организм не приучен к таким большим порциям молочных продуктов, то возможно расстройство желудка. Устраните эту неприятность привычными способами. Через пару дней кишечник нормализует свой рабочий процесс, и все будет в порядке.

Опасные свойства и противопоказания белой диеты

Перед применением данной диеты обязательно проконсультируйтесь с врачом-диетологом. Администрация сайта не гарантирует, что указанная диета поможет и не навредит лично вам. Не забывайте что любую диету вы используете на свой страх и риск. Будьте благоразумны!

Николаева Татьяна Николаевна

ПИЩА "БЕЛАЯ" И "ЧЕРНАЯ" В ЯКУТСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

В данной статье рассматриваются молочная пища ("белая" пища) и мясная пища ("черная" пища) якутов не только как источник пропитания, но и как пищевой код в культуре народа. Основное внимание автор акцентирует на выявлении компонентов "белой" и "черной" пищи как составляющих материальной культуры данного народа на примере фольклорных источников. Определено, что номинации в основном молочных продуктов становятся культуроносным центром в фольклорных текстах. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/7-2/42.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 2. C. 151-152. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

10.02.00 Языкознание

УДК 811.512.157

В данной статье рассматриваются молочная пища («белая» пища) и мясная пища («черная» пища) якутов не только как источник пропитания, но и как пищевой код в культуре народа. Основное внимание автор акцентирует на выявлении компонентов «белой» и «черной» пищи как составляющих материальной культуры данного народа на примере фольклорных источников. Определено, что номинации в основном молочных продуктов становятся культуроносным центром в фольклорных текстах.

Ключевые слова и фразы: молочная пища; мясная пища; традиционная пища; фольклорный текст; материальная культура; продукты питания; эпос-олонхо.

Николаева Татьяна Николаевна, к. филол. н., доцент

Северо-Восточный федеральный университет ШЫ1аеуа184@таИ ги

ПИЩА «БЕЛАЯ» И «ЧЕРНАЯ» В ЯКУТСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-14-14004.

Пища как одна из важнейших сторон материальной культуры народа представляет большой интерес как в плане изучения различных форм адаптации человека к условиям существования, взаимодействия человека и природы, так и в плане определения значимости номинаций молочных, мясных и других видов продуктов в духовной культуре этноса.

В характерных для различных народов пищевых продуктах, способах их обработки и приготовления, хранения и транспортировки, в традициях предпочтения, ограничения или запретов, в связанном с ними этикете и ритуале отразилась долгая этническая и культурная история данного народа и сопредельных территорий.

В предлагаемой статье предпринята попытка рассмотреть YPW ас - хара ас («белая» пища - «черная» пища) не только как основные составляющие рациона питания якутов, но и как взаимокоррелирующие номинации аспектов традиционного бытия этноса, несущего важный культурный смысл.

В связи с поставленной проблемой статьи следует упомянуть работы Л. Л. Габышевой, в одной из которых она пишет, что «якуты делили пищу на белую и черную: YPYH" ас - хара ас, т.е. на молочную и мясную, и эта лексическая таксономия пищи определенным образом пересекалась с мифологической классификацией: "белым божествам" брызгали "белой пищей", черным силам Нижнего мира приносились кровавые жертвоприношения (хара ас)» .

В другой работе автор выдвигает предположение о разграничении жертвоприношений по признакам «молочный» - «кровавый», что, вероятно, объясняется бытовавшими представлениями об особой сакральной чистоте молочных продуктов и нечистоте крови.

Нередко для жертвоприношения духам подземной сферы выбирали тощее, больное животное, мясо которого в тюркских и монгольских языках называется "черным мясом" (турецкий - kara е^ якутский - хара борок эт, бурятский - хара мяхан) .

Таким образом, автор статей пишет об актуализации значений слов YYт, арыы, сYвгэй, сыа, хаан в фольклорном тексте, что дает большие возможности для различного рода ассоциаций и семантических приращений, на основе которых формируется глубинный смысл текста .

С точки зрения дифференциации номинации продуктов на YPYк ас - хара ас целесообразно обратиться к толкованию словаря Э. К. Пекарского о том, что YPYк ас - молочная пища (в молочных скопах различают: YPYH" ас - масло и сливки и хара ас - проквашенное молоко, тар). В свою очередь, тар (бурятский тарак "кислое молоко", монгольский тара§ "сыворотка, простокваша") автор объясняет как приготовленное из снятого вареного молока кислое молоко (суорат), которое в перебродившем за лето виде запасается на зиму, или мерзлая простокваша [Там же, т. 3, с. 2564].

Почему тар получил название хара ас? Возможно, это связано с тем, что в него подбавляли сосновую заболонь или, по мнению В. Л. Серошевского, крупу из сосновой заболони. Туда же сливают испортившееся во время варки молоко, случайно полученную простоквашу и всякие молочные остатки, а также бросают хрящи, кости, корки хлеба и съедобные корни. Все это, даже рыба и кости, растворяется в молочной кислоте и образует род студня .

Согласно словарю Э. К. Пекарского, хара ас рассматривается в качестве производного продукта из молока как тар. Можем предположить, что приведенное в вышеуказанном словаре выражение "Быаргын YPYн"нээ" (букв. «сделать печень белой») - «заморить червяка» (о проголодавшемся) - ассоциируется с «белой едой», т.е. молочной пищей, которой можно и жажду утолить, и вдоволь наесться .

В якутско-русском фразеологическом словаре имеется выражение "Быарын харалыыр" (букв. «делает печень черной»), которое имеет значение "хараны (эти, балыгы) ер сиэбэккэ сылдьан, ахтан баран сиир. После долгого перерыва с большим удовольствием есть мясную или рыбную пищу" .

В данных выражениях прочитывается ситуация о том, что, в случае, если проголодался, можно подкрепиться молочными продуктами (YPYннээ) и мясными, рыбными продуктами (харалаа).

Знание реалий материальной жизни подсказывает и современному носителю якутского языка, что YPYк ас - это молочные продукты, хара ас - это преимущественно мясные продукты, иногда сюда относят и рыбные продукты.

ISSN 1997-2911. № 7 (61) 2016. Ч. 2

По сведениям А. А. Саввина, из молока домашних животных в начале прошлого века якуты делали более 20-ти видов различных продуктов .

Все они отличаются значительной калорийностью, содержанием питательных веществ, в том числе витаминов, устойчивыми свойствами к долгосрочному хранению, транспортировке, что позволяло якутам брать их с собой в дальний путь в сильные морозы, считалось, что молочные продукты, как и жирное мясо, предохраняли человека от мороза.

«Белую еду», т.е. молочное, молочную пищу, олицетворящую собой изобилие в продуктах питания, проливать на землю означало грех, мог начаться падеж скота, лучше было вылить ее в озеро. Якуты утверждают, что при выливании молочных продуктов в воду озерная рыба становится жирной [Там же, с. 104].

Еда, в том числе YPYW ас и хара ас, как ценностный фактор бытия и этнокультурный компонент вербализуется не только в пословицах и поговорках, во фразеологических единицах якутского языка, но и в текстах героического эпоса - олонхо.

Несмотря на то, что для эпического текста - олонхо - характерны фантастическое и гиперболическое для описания сюжетной линии, все же встречаются и реалистические описания быта людей в сочетании с мифологическим фоном описываемого. Например, в отрывке из текста олонхо «Эр Содотох (Муж Одинокий)» А. Я. Уваров-ского YPYK ас и хара ас, являясь важными составляющими материальной культуры народа саха, находят свое предметное воплощение при описании младшей дочери по имени Хотууна следующим образом :

Такас бутэй этэ квствр, Эт бутэй унуо§а квствр, Унуох бутэй силитэ квствр; Уруку ahaa6brna урукунэн квствр, Хараны ahaa6brna харанан квствр, Хаампыт сирэ хаhа буолар, Сыппыт сирэ саал буолар, Сурбут сирэ чо§очо буолар, Кврбут киЫтэ кулум гынар, Таарыйбыт киЫтэ тотон хаалар, Ууммут илитэ дьолу биэрэр.

Через одежду виднеется тело ее, Через тело - кость ее, Через кость - костный мозг;

Съеденные ею белые (молочные) продукты так и виднеются белыми,

Черная еда так и чернеет,

Место, по которому она прошлась,

превращается во внутренний конский жир,

Место, где она полежала, превращается в конский шейный жир,

Место, по которому она пробежалась, - в сальник,

Человек, на которого она взглянула, улыбается широко,

Человек, которого она задела, наестся досыта,

Протянутая человеку ее рука дарит счастье [Там же, с. 129].

В указанном описании героини олонхо представлены продукты питания молочного и мясного происхождения, т.е. дается дополнительное пояснение: YPYW ас - это белые (молочные) продукты. Автор упоминает и о хара ас как сопутствующем компоненте, входящем в рацион традиционного питания и немифологических персонажей. Внутренний конский жир, конский шейный жир, сальник считаются лакомыми частями, которыми как самостоятельными, отдельными блюдами обычно угощают гостей, но в данном контексте они объективируются как в прямом, так и в переносном смысле.

Таким образом, можно заключить, что YPYW ас и хара ас как компоненты рациона питания народа традиционно являются составляющими материальной культуры саха, и, как показывает анализ представленного материала, номинации в основном молочных продуктов становятся культуроносным центром фольклорного материала.

Список литературы

1. Бётлингк О. Н О языке якутов / пер. с нем. В. И. Рассадин. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1990. 646 с.

2. Габышева Л. Л. Пищевой код в якутской культуре: семантика и функции // Этнография, фольклористика и религиоведение Сибири и сопредельных регионов: материалы I Алексеевских чтений «Этнография, фольклористика и религиоведение Сибири и сопредельных регионов». Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013. С. 97-106.

3. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск: Наука, 2009. 143 с.

4. Нелунов А. Г. Якутско-русский фразеологический словарь. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. Т. 1. 287 с.

5. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. 2-е изд. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. Т. I. 1280 с.; Т. Ш. 3858 с.

6. Саввин А. А. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии). Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2005. 376 с.

7. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.

8. Уваровский А. Я. Ахтыылар. Дьокуускай: Бичик, 2003. 208 с.

"WHITE" AND "BLACK" FOOD IN THE YAKUT LINGUOCULTURE

Nikolaeva Tat"yana Nikolaevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor North-Eastern Federal University tnikolaeva184@mail. ru

The article considers dairy food (white food) and meat products (black food) of the Yakut as not only the source of subsistence but as a food code of the people"s culture. The author focuses main attention on revealing the components of "white" and "black" food as parts of the people"s material culture by the example of folklore sources. It is exposed that mainly the nominations of dairy products become a cultural and cumulative center in folklore texts.

Key words and phrases: dairy food; meat products; traditional food; folklore text; material culture; foodstuff; epos-olonkho.