Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций (Альфрид Лэнгле).

Что движет человеком? История вопроса.

Любой человек знает ответ на этот вопрос. Ссылаясь на общепринятые утверждения психологов, он ответит, что человеком двигает жажда власти, жажда секса и жажда публичного признания. Кто-то добавит, что им должно двигать желание совершенствоваться.
И любой читатель со ссылкой на поэта скажет, что любовь и голод правит миром. Уточним это выражение. Оно принадлежит немецкому поэту Фридриху Шиллеру
(1759-1805) и звучит так:
«Природа неотступно
Сама крепит взаимосвязь,
На мудрецов не положась.
И чтобы мир был молод,
Царят любовь и голод!»
Стихотворение «Философы» (Перевод Л. Гинзбурга).

Для справки.
В возрасте 32 лет Шиллер заболел туберкулезом. В результате болезни у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением легких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулеза.

Вопрос: а почему такая фраза не пришла на ум женщине? Ведь кому, как не ей,
присущ инстинкт безусловной материнской любви, а также забота о воспитании детей? Да и интуиция у женщины развита сильнее. Странно, не так ли?

Но продолжу. Мыслящий читатель будет перечислять мотивы, то есть побуждения к действию. С какой целью? Чтобы все разложить по «полочкам». Ведь человеческому уму свойственно идентифицировать себя в окружающем мире, поэтому он старается классифицировать вещи и явления. И в этом как раз и есть его главное заблуждение. Почему заблуждение? Потому что утвердив какую-либо точку зрения, в силу консервативности, он будет отстаивать ее, пусть даже она будет неверной.
Впрочем, перечислю основные виды мотивов, которые классифицировал человеческий ум. Это: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, внешние мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения и ряд других.

Но так ли истинна такая классификация? И каким образом она возникла?
Обратимся к истории вопроса. Авторство термина «мотивация» принадлежит немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788-1860). Он увлекался мистикой и идеями буддизма. Из книг у Шопенгауэра, по свидетельствам современников, наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь. Безусловно, он был подвержен влиянию этих древнеиндийских философских трактатов.

Вот прямое указание. По словам Шопенгауэра «воля присуща не только человеку, но и животным, растениям. Ведь есть же у них сила, заставляющая их жить, развиваться. Эта сила и есть воля. Все реальное - смертно, преходяще. Только воля бессмертна. Поэтому она - подлинная реальность. Все в мире ею объясняется».

Для справки.
Весной 1823 года (в возрасте 37 лет) Шопенгауэр проезжал через Тироль в Мюнхен из Италии. Здесь он перенес тяжелую болезнь, вследствие чего почти оглох на одно ухо. Другими словами, полжизни он тяжело болел. Да еще был одинок. Какое у него было отношение к жизни?

Посмотрим, что представляют собой Упанишады. Это священные писания индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.

В индуизме тексты шрути считаются апаурушея - богооткровенными, не имеющими автора. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись «космических звуков истины». Согласно традиции индуизма, это знание передавалось в устной форме святыми мудрецами со времен появления вселенной, и затем, в начале настоящей эпохи Кали-юги, было поделено на четыре Веды и кодифицировано. Литература шрути обычно классифицируется согласно делению Вед на четыре части.

Не буду углубляться в древнеиндийскую литературу, чтобы не потерять нить повествования. Но уже этой ссылки достаточно для того, чтобы в целом познать мировоззрение Шопенгауэра.

Замечу, что его взгляды его взгляды на человеческую мотивацию и желания, оказали влияние на многих известных мыслителей. В их числе Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Людвиг Вингенштейн, Эрвин Шредингер (лауреат Нобелевской премии), Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии), Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг и другие.

Безусловно, все названные люди являются мировыми авторитетами в области человеческой психологии. Но не будем забывать, что они, как и мы, являются людьми, сотканными из одной ткани мироздания.

Сам Шопенгауэр был старым холостяком. Очень ценил свою внутреннюю и душевную свободу. Свое здоровье ставил на первое место. Он был резок в суждениях, крайне честолюбив и мнителен. Кроме того, он отличался крайней подозрительностью и недоверием к людям. Был подвержен различным страхам.
Соответственно, и в его главном труде «Мир как воля и представление» звучит мотив страха перед смертью. Жизнь лишена смысла, который мог бы хоть как-нибудь сгладить этот страх.

Шопенгауэр считал, что никакой объективной истины и справедливости на свете нет. Счастье - это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание - это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении. Таким образом, в мире господствует неискоренимое зло, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни».

И откуда же Шопенгауэр почерпнул знание о страданиях? Конечно, из буддизма.
Вот его главные постулаты. Жизнь состоит из страданий, страдания доставляют неудовлетворенные желания, чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания. Достигнуть этого можно на так называемом восьмеричном пути.

Об этом же говорит древнеиндийский философ йоги Патанджали (2 в. до н.э.). Читаем его сутры.
«15. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. (2) Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено».

Но признание того, что написано в Упанишадах и прочих древнеиндийских трактатах не может являться основой для единственного и неоспоримого утверждения о мотивации! Не следует забывать, что Индия располагается в экваториальной зоне, а люди, проживающие там, имеют иную нейрогуморальную конструкцию и цвет кожи, нежели люди, проживающие на Севере. Соответственно, у них другой образ жизни и культура, которые нельзя слепо переносить на европейскую почву.
И еще одно немаловажное обстоятельство. Не следует забывать о существующей кастовости в Индии. И Упанишиды были написаны не простыми крестьянами, а представителями «чистой» породы – брахманами. Они исторически были жрецами, учителями, монахами, учеными. Другими словами, представляли правящий класс.
Что из этого следует? Только одно – учение о страданиях имело целью сохранения свеого господствующего положения.

Но вот Шопенгауэр ввел в обиход термин «мотивация» и понеслось. С раннего возраста человека начинают одомашнивать по программам, которые придуманы давным-давно, под воздействием неизвестно чего. Ни во времена Шопенгауэра, ни тем более сегодня ведь никто не сможет реально передать дух Упанишад! (YIII в. До н.э.)

Но раз ты вступил в этот мир, то и живи по тем правилам, которые мир тебе предлагает. Человеку все время подсовывает инструкцию по эксплуатации жизни. Он рождается в семье, живущей по определенным правилам в определенном классе общества. Далее он проходит стадии обучения. Это ведь не что иное, как изучение некой инструкции. Он воспитывается в определенной социальной среде. Из нее он извлекает уроки жизни, или правила поведения, нормы морали и т.п. И так во всем.

Вся жизнь – это непрерывное изучение инструкций по эксплуатации чего-либо или кого-либо. Соответственно, у человека просто не остается времени для того, чтобы отказаться от изучения инструкций. И значит, он все время находится в рамках определенных шаблонов, штампов и пр. А шаблон сужает мировоззрение.

Человек не может уделить времени изучению главной инструкции – инструкции по эксплуатации своего организма. Ему не надо думать о себе. Человеку не дают думать о себе. Существуют многочисленные отрасли знаний, предназначенные для объяснения нам главной инструкции. Вряд ли это логично. Вряд ли кто-то из нас давал кому-то право осуждать наше незнание этой инструкции. Когда говорят, что так сложилось, что такова традиция, это не вполне справедливо. Это означает монополию на знания. А монополия приводит к повышению уровня собственной исключительности.

Вот и все.
Спрашивается, а причем тут Шопенгауэр?
Он ввел в культурную жизнь Европы индийское религиозно-философское мировоззрение. Как все переплелось в этом мире? И когда человек идет молиться своему –Б-гу, какому Б-гу он поклоняется?

Вместо заключения.
Можно вспомнить и Канта (1724-1804) родоначальника немецкой классической философии с его «Критикой чистого разума». Он жил скучно и монотонно. В дестве сильно болел и вынужден был всю жизнь придерживаться строго режима. Никогда не был женат, никогда не выезжал за пределы Кенигсберга. Его любимое выражение «жить стоит главным образом для того, чтобы работать».
Оставленное Кантом наследие стало отправной точкой процессам, которые впоследствии изменили весь мир. Его критическая философия - основа естественнонаучного материализма. Правда, в зрелом возрасте он пришел к выводу, что механистического представления для объяснения процессов жизни недостаточно. Но его теория, как и «мотивация» Шопенгауэра уже стала жить независимой жизнью.

Мы звоним в службу спасения, просим милостыню, воруем и грабим, мы берем кредиты и не возвращаем их, мы сидим на шее родителей или получаем баснословные гонорары за те вещи, которые в природе человеческой не способствуют ни развитию, ни поддержанию жизни. Мы привыкли скидывать нагрузку со своих плеч всеми возможными способами.

Именно поэтому в трудной ситуации человек не может принять верное решение. Он пасует там, где любое животное продолжало бы двигаться. И речь идет не о тех случаях, когда человек тонет в море, летит со скалы или загнан в угол разъяренным медведем. Речь идет о простых ситуациях, когда больше само ощущение неприятностей вызывает ужас, но физически нас никто и пальцем не трогает.

Мы приходим в ярость, если на шоссе нас кто-то подрезает, мы звереем, когда кто-то что-то сказал неприятное в нашу сторону, а ведь это всего лишь лай собаки на ветру.

Человеку свойственно обманывать даже самых близких людей, он стремится быть один среди толпы знакомых и друзей, быть независимым от друзей, чтобы этим же друзьям закатить банкет. Логики нет, это природное свойства человека - превратить все вокруг в свое благо, в свое удовольствие и выразить посредством этого себя и свою индивидуальность.

Мы готовы крушить свою и чужие жизни ради денег, ради оправдания своей слабости. Пассажир "Титаника" готов был отдать все деньги ради места в шлюпке, и этот трюк мог "прокатить" раньше, чем тот, кто получал взятку понял бы, какая это была бессмыслица. И эта пауза - суть денег. Мы в любой ситуации указываем на них, ведь это абсолютный безжалостный демон.

Таким образом, нам стоит задуматься и пересмотреть ценности. Переоценить деньги, покончить с государством, которое свободно распоряжается нашими жизнями, придумывая глупейшие законы в то время, как человек стал грамотным как в духовном плане так и в плане гражданского самосознания.

Мы должны перестать создавать нелепых идолов, сокрушаться из-за нелепой чепухи вроде поражения сборной по футболу, обратить внимание на гармоничное развитие человеческой расы, чтобы каждый мог получить от этого реальную выгоду.

Источник -

Мне стало интересно, если нашим поведением движут не удовольствия и страдания, тогда что же? Что же в действительности имеет для нас значение?

Теория Платона

Согласно Платону (427-347 гг. до н.э.), стремление к истине (любознательность) является одним из важнейших двигателей жизни, а мудрость - одним из величайших истинных удовольствий. Платон развил дальше представление о вечном мире идеалов, которые определяют суть всех вещей; когда мы открываем такие вечные идеалы, мы переживаем радость познания. Платон также высоко ставил значение разума, морального долга и служения обществу.

Теория Фрейда

Совершенно другую точку зрения о мотивации человеческого поведения выдвинул Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он говорил, что с рождения до смерти люди хотят секса, секса и еще раз секса. Причина того, что мы не реализуем это желание в полной мере, заключается, согласно Фрейду, в том, что многие наши сексуальные стремления являются подсознательными, а это означает, что их признание влечет за собой непреодолимое чувство вины, тревоги и смущения. Позднее Фрейд несколько изменил свои взгляды, добавив, что нашим поведением управляет не только секс, но и агрессивность.

Если вы не читали Фрейда или не имели удовольствия лично знать некоторых из психоаналитиков прошлого, вы, вероятно, просто не представляете себе, насколько важным они считали значение секса с точки зрения психологии. Фрейд был настолько поражен значением секса, что даже изобрел для него новое название - либидо. Он писал, что в подсознании карандаш является символом пениса, а коробка - символом влагалища. Он сформулировал Эдипов комплекс: теорию о том, что мальчики от 4 до 5 лет желают иметь сексуальные отношения со своими матерями. Он считал, что у молодых девушек развивается комплекс неполноценности, в основе которого лежит зависть к представителям мужского пола, потому что они наделены пенисом. Когда я был аспирантом факультета психологии Иельского университета, я прослушал лекцию Джона Долларда, одного из крупнейших в мире психоаналитиков того времени. «Что бы мы ни делали в жизни, мы должны позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса», - советовал он. Он призывал нас следовать его совету, чтобы избежать развития неврозов. Выступая перед группой молодых студентов колледжа, Доллард не испытывал никаких неудобств, убеждая своих слушателей в важности его идеи.

Современники Фрейда

Многие психологи, современники Фрейда, или те, кто пришел вслед за ним, восприняли многое из того, что говорил Фрейд, но разошлись во мнениях с ним о важности сексуальной мотивации. Например, Карл Юнг (1875-1961) полагал, что воля к жизни, общая жизненная сила, является важнейшим мотиватором человеческого поведения. Альфред Адлер (1870- 1937) писал о стремлении к превосходству и власти. Эрик Эриксон (1902-1994) разработал теорию развития «я» (эго), или того, что можно просто назвать стремлением человека к развитию.

Различные школы бихевиоризма (науки о поведении человека - прим. переводчика) выражали различные взгляды по вопросу о том, что управляет поведением людей.

Кларк Халл (1884- 1952) и Кеннет Спенс (1907-1967) разработали имеющую влияние модель поведения, в которой рассматривались мотивы человека с точки зрения ряда познанных и непознанных побуждений, таких как побуждение поесть, если голоден, или побуждение избавиться от тревоги. Этот подход уделяет больше внимания активизирующей функции мотивов, чем роли конкретных мотивов, которые определяют стремление людей к достижению тех, а не иных целей. Теория Халла-Спенса пользовалась огромным влиянием в период с 1950 по 1975 гг.

Что движет поведением человека. Б. Ф. Скиннер (1904-1990), еще один ведущий бихевиорист, который убеждал психологов меньше обращать внимания на поиск основных мотивов, которые управляют нашей жизнью. Скиннер полагал, что все мотивы, мысли и чувства (включая удовольствия и страдания) являются личными. Только вы знаете, что движет вами, и если вы не расскажете нам об этом, то мы можем только гадать о них. Поскольку личностные мотивы нельзя определить с научной достоверностью, Скиннер заключил, что психологам не следует обращать на них внимания. (Если ваш супруг/супруга перестанет обращать внимание на ваши мотивы, мысли и чувства, то, может статься, он/она стал/а бихевиористом).

Что движет поведением человека. Карл Роджерс (1902-1987) заявил, что людьми движут в той или иной степени два желания: желание расти, называемое самореализацией, и желание самопризнания. Согласно этой точке зрения ключ к счастью - это жизнь в соответствии со своей системой ценностей. Если люди делают что-то, что идет вразрез с их собственными представлениями о жизни, они теряют уважение к самим себе, останавливаются в развитии и становятся несчастными. Фактически, теория Роджерса представляет собой начальную попытку свести многое из того, что является значимым для нас, к нескольким перекрывающимся мотивациям.

Теория Джеймса

Уильям Джеймс (1842-1910), великий американский психолог, философ и педагог, и Уильям МакДугалл (1871 -1938), блестящий специалист по социальной психологии из Гарварда, полагали, что поведение мотивируют инстинктивные желания. В своем эпическом труде «Основы психологии» Джеймс представляет следующий перечень основных инстинктивных желаний:

бережливость желание запасать и собирать

созидание желание строить и достигать

любознательность желание исследовать и узнавать

самолюбование желание быть в центре внимания

семья желание растить своих детей

охота желание добывать пишу

порядок стремление к чистоте и организованности

игра желание веселиться

секс желание продолжить род

стыд желание не быть выделенным

боль желание избегать болезненных ощущений

стадность стремление к установлению социальных контактов месть стремление к агрессивности МакДугалл расширил и усовершенствовал этот перечень.

Джеймс и МакДугалл вместе поняли, что человеческие желания многогранны. Они сопротивлялись попыткам свести все к одному или двум супермотивам, таким, как секс и агрессия (Фрейд) или стремление к превосходству (Адлер). Джеймс и МакДугалл были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

После смерти Джеймса в 1910 году против МакДугалла выступали как бихевиористы, так и психоаналитики. Бихевиористы отвергали идею МакДугалла о том, что желания предаются по наследству, утверждая, что они приобретаются в процессе познания. Рассматривая поведение человека с точки зрения в основном сексуальной мотивации, психоаналитики утверждали, что Джеймс и МакДугалл выделили слишком много инстинктивных желаний. Влияние Джеймса и МакДугалла могло бы быть начисто утрачено, однако, гарвардский психолог Генри А. Мюррей (1893-1988) переформулировал перечень МакДугалла и представил его в виде списка психологических потребностей. Работа Мюррея получила широкий резонанс, частично благодаря тому, что он разработал популярную методику для оценки мотивации поведения человека.

Теория Маслоу

Другим психологом, который внес важный вкладе изучение мотивации поведения человека, был Абрахам Маслоу (1908-1970). Маслоу был одним из немногих психологов, которые рассматривали человеческую природу прежде всего с мотивационной точки зрения. Он сделал важный вывод о том, что мы являемся порождениями желаний, которые постоянно чего-то хотят. В этом смысле, Маслоу проанализировал поведение человека совершенно иначе, чем это сделали многие из психологов. Я принимаю и даже развиваю мысли Маслоу, утверждая, что мотивационный подход к поведению человека потенциально может объяснить гораздо больше в его поведении, чем это обычно полагают.

Известно, что движет человеком его же сознание. Фрейд открыл, что за сознанием скрываются такие факторы, как стремление, влечение, желание. Работая врачом, ученый столкнулся с тем, что неосмысленные переживания могут тяготить человеческую жизнь и стать причиной нервно-психических расстройств. Фрейд основал теорию, описав переживания и поведение не только больного, но и здорового человека.

Что движет поведением человека

Увлекает человека и приводит в движение его тело и душа. Существуют важные факторы, которые ежедневно подталкивают нас на определенные действия.

  1. Потребность - это нужда человека, подобная желанию. Она необходима для поддержания жизненной функции.
  2. Материальное благосостояние - считается одной из важнейших составляющих в нашей жизни, которую человек использует на протяжении всей своей жизнедеятельности. Благосостояние - это не только наличие денежных средств для удовлетворения потребностей, но и крепкое здоровье, причем как духовное, так и физическое. Много денег - это не всегда благая жизнь. Когда человек идет своим жизненным путем, занимается любимым делом - это и есть благополучие.

Чтобы жить всегда в достатке, пользуйтесь следующими законами:

  • не берите от мира больше, чем вам действительно необходимо;
  • не удерживайте у себя лишнего, чем вы не пользуетесь;
  • будьте благодарны за все, что вам дано.

Цель и желание очень схожи друг с другом. Для достижения цели необходимо иметь желание. Тем не менее, это два разных понятия:

  • цель - это желание в сочетании с действием;
  • желание - это цель и мечта, не то, что мы с вами видим, а то, что воображаем.

Инстинкты присутствуют у каждого человека. Они реагируют на организм, возникают в ответ на внешние или внутренние раздражители.

Страх - это природный инстинкт. Он является естественной и необходимой защитной реакцией. Наши страхи основаны на прошлых событиях и зарождаются на почве мыслей-вирусов. Внимательно наблюдая за собственными страхами, мы осознаем, что в большинстве случаев страх не имеет оснований и реальности.

Стремление к гармонии и порядку - является одной из главных составляющих социума, и в ближайшем будущем большинство людей придет к тому, что «разрушать» не так интересно, как «созидать». На сегодняшний день, к сожалению, об этом мы только задумывается, но ничего решительного не предпринимаем.

Любовь - это искреннее чувство, благодаря которому мы существуем. Все прекрасное движет любовью: и забота о ближнем, и стремление от хаоса к порядку, и совершенствование, и безграничность. Говоря словами В. Высоцкого, «если не любил, значит, и не жил, и не дышал».

Отношения - взаимосвязь, возникающая между людьми. К данным отношениям можно отнести: психологические, религиозные, производственные, политические, нравственные и др.

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг

Опасные желания. Что движет человеком?

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2014

3. Фрейд. Как рождаются желания

Эдипов комплекс

Исследуя первые психические образования сексуальной жизни у ребенка, мы берем обычно в качестве объекта ребенка мужского пола, маленького мальчика. Мы полагали, что у маленькой девочки дело должно обстоять аналогичным образом, но все же как-то иначе. В каком пункте развития следует искать этой разницы – это с определенностью установлено не было.

Ситуация эдипова комплекса является первым этапом, который мы с уверенностью распознаем у мальчика. Он нам легко понятен, так как в нем мальчик фиксируется на том самом объекте, к которому он в предшествующих периодах младенчества и ухода был уже привязан с помощью своего либидо, не имевшего еще генитального характера. Тот факт, что он учитывает при этом личность отца, как стоящего на его пути соперника, которого он хочет устранить и место которого он хочет занять, вытекает непосредственно из реальных соотношений. Эдиповская установка мальчика относится к фаллической фазе и погибает вследствие страха кастрации, т. е. вследствие нарцистического отношения к гениталиям. Трудность понимания вытекает из того усложняющего обстоятельства, что самый эдипов комплекс у мальчика имеет двоякую установку, активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению. Мальчик хочет также заменить отцу в качестве любовного объекта мать; мы называем это женственной установкой.

Относительно доисторического периода эдипова комплекса у мальчика нам еще далеко не все ясно. Мы знаем из него идентификацию с отцом, связанную с нежными побуждениями и лишенную еще характера соперничества в отношении к матери. Другим элементом этого предшествующего периода является, по моему мнению, не отсутствующая ни в одном случае мастурбаторная манипуляция с гениталиями, онанизм в раннем детстве; более или менее насильственное подавление его со стороны воспитателей активирует кастрационный комплекс. Мы предполагаем, что этот онанизм связан с эдиповым комплексом и означает отреагирование его сексуального возбуждения. Неизвестно, берет ли он свое начало в этих соотношениях или же он возникает самопроизвольно, как деятельность, связанная с определенными органами, и лишь впоследствии присоединяется к эдипову комплексу; вторая возможность является гораздо более вероятной. Возникает еще вопрос о роли ночного недержания мочи и об отвыкании от этого вследствие вмешательства воспитания. Мы предпочитаем простой синтез, согласно которому ночное недержание мочи является результатом онанизма, а подавление его оценивается мальчиком как торможение его генитальной деятельности, т. е. в смысле угрозы кастрации; но неизвестно, будем ли мы правы в каждом отдельном случае. Наконец, анализ дает нам возможность смутно узнать о том, что подслушивание коитуса между родителями в очень раннем детском возрасте может вызвать первое сексуальное возбуждение и стать в силу своего последующего влияния исходным пунктом для всего сексуального развития. Онанизм, равно как и обе установки эдипова комплекса, присоединяется впоследствии к получающемуся в результате подслушивания впечатлению. Однако мы не можем предположить, что такое подслушивание коитуса имеет всегда место, и сталкиваемся здесь с проблемой «первофантазий». Если, таким образом, в доисторическом периоде эдипова комплекса у мальчика есть так много невыясненного, то следует проверить и решить, всегда ли существует один и тот же путь и не приводят ли самые различные предварительные стадии к центральному пункту одной и той же конечной ситуации.

Зигмунд Фрейд

* * *

Эдипов комплекс маленькой девочки скрывает в себе проблему глубже, чем эдипов комплекс мальчика. Первоначально мать являлась для обоих первым объектом; мы не должны удивляться, если мальчик сохраняет этот объект и в эдиповом комплексе. Но каким образом девочка отказывается от него и выбирает в качестве объекта отца? При разрешении этого вопроса я имел возможность установить некоторые положения, которые могут пролить свет именно на доисторический период эдиповского соотношения у девочки.

Каждый аналитик имел возможность изучить женщин, которые с особой интенсивностью и упорством сохраняли свою привязанность к отцу и желание получить от отца ребенка, – желание, в котором эта привязанность получила свое высшее выражение. Можно с полным основанием предположить, что это фантастическое желание было также и движущей силой их инфантильного онанизма, и тогда легко получается такое впечатление, что мы находимся здесь перед элементарным, не поддающимся дальнейшему разложению фактом детской сексуальной жизни. Однако подробный анализ этих именно случаев показывает нечто другое, а именно, что эдипов комплекс имеет в данном случае долгий доисторический период и является до некоторой степени вторичным образованием.

По замечанию старого детского врача Линднера, ребенок открывает доставляющую удовольствие генитальную зону – пенис или клитор – во время сладострастного сосания. Я хочу оставить открытым вопрос о том, действительно ли ребенок пользуется этим новоприобретенным источником удовольствия для замены недавно потерянной материнской груди, на что могут указывать позднейшие фантазии. Короче говоря, генитальная зона когда-нибудь открывается, и у нас нет, по-видимому, никакого основания подвести первые манипуляции с ней под психическое содержание. Однако ближайшим моментом в начинающейся таким образом фаллической фазе является не связь этого онанизма с объектными привязанностями эдипова комплекса, а чреватое тяжелыми последствиями открытие, выпадающее на долю маленькой девочки. Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису.

Интересна противоположность в поведении обоих полов: в аналогичном случае, когда маленький мальчик впервые видит генитальную область девочки, он ведет себя нерешительно, прежде всего, он мало интересуется; он ничего не видит или отрицает свое восприятие, ослабляет его, ищет подтверждений, которые привели бы это восприятие в соответствие с его ожиданием. Лишь впоследствии, когда на него оказывает свое действие угроза кастрации, тогда это наблюдение становится для него многозначительным: воспоминание о нем или новое наблюдение вызывает в нем взрыв устрашающего аффекта и вынуждает его поверить в действительность угрозы, к которой он до сих пор относился иронически. Из этого соотношения вытекают две реакции, которые могут зафиксироваться, а затем каждая из них в отдельности или обе вместе или в совокупности с другими моментами могут надолго определить его отношение к женщине: боязнь изуродованного существа или презрение к нему, вызванное чувством превосходства. Но это развитие происходит уже в будущем, хотя и не очень отдаленном.