1470 год османская империя. Султаны османской империи и годы правления

Османская империя (прежнее европейское название - Оттоманская) - мусульманское государство, созданное турками-османами и просуществовавшее более шести веков (до 1918). Ее история начинается с возникновения на рубеже 13-14 вв. независимого тюркского княжества (бейлика) в Северо-Западной Анатолии; оно получило свое название от имени основателя правящей династии бея Османа (1299-1324). При его преемниках - Орхане (1324-1361), Мураде I (1361-1389), Баязиде I (1389-1402), развернувших «священную войну» с христианскими правителями в Малой Азии, а затем и на Балканах, бейлик превратился в обширное военно-феодальное государство (султанат). Вражда среди османских соперников помешала им объединить свои силы для отпора, а попытки остановить турецкое наступление в Юго-Восточной Европе с помощью крестовых походов успеха не имели. В сражениях у стен Никополя (1396) и под Варной (1444) ополчения европейских рыцарей потерпели жестокие поражения. В ходе новых войн во 2-й половине 15 в. - 1-й половине 16 в. был захвачен Константинополь (1453; см. Византия), присоединены Восточная Анатолия, Крым (1475), ряд территорий Юго-Восточной и Центральной Европы, большая часть Арабского Востока и Северной Африки. В результате образовалась огромная империя, оказывавшая большое влияние на политическую жизнь всего Старого Света и взявшая на себя роль лидера мусульманского мира в его противостоянии с христианской Европой.

В середине 16 в. при султане Сулеймане I Кануни (1520-1566) Османская империя находилась в зените своего могущества; ее владения занимали около 8 млн. кв. км, численность населения составляла 20-25 млн. человек. От других восточных деспотий она отличалась тем, что была единственной подлинно военной державой средневековья.

Политика османских султанов, направленная на укрепление власти центрального правительства и продолжение захватнических войн, опиралась на систему условных земельных пожалований (тимаров) и использование на военной службе (янычарский корпус) и в государственном управлении лиц рабского статуса, обращенных в ислам (см. Религия). Первоначально их набирали из числа военнопленных и купленных невольников, затем - из юношей-христиан, подвергшихся насильственной исламизации и отуречиванию. Укрепляя свой авторитет и утверждая традиции сильной власти монарха, султаны привлекали на службу духовенство.

Правительственный аппарат в своей деятельности руководствовался общим сводом законоположений (канун-наме), которые регулировали поземельные отношения, устанавливали нормы налогообложения и общие принципы административного и судебного управления. Согласно этим установлениям, все общество делилось на две основные категории: «аскери» (военные) и «райя» (дословно: стадо, пасомые). К первым причислялись представители правящего класса, ко вторым-податное зависимое население. Правители империи учитывали и то, что значительную часть их подданных составляли немусульмане. Поэтому со 2-й половины 15 в. они разрешили существование отдельных религиозных общин-миллетов: греко-православной, армяно-григорианской, иудейской. Каждая из них располагала некоторой автономией и особым налоговым статусом, но все они подчинялись султанскому правительству, которое последовательно осуществляло курс на правовую и религиозно-культурную дискриминацию немусульман.

Османские «классические» порядки сохранились до 19 в., но уже в 17-18 вв. они постепенно приходили в упадок, ибо не соответствовали более уровню развития общества. Ослаблению империи способствовало и все более заметное ее отставание от капиталистических стран Европы. Затяжной кризис отразился и в цепи военных поражений турок, в том числе в морском сражении при Лепанто (1571), в неудачной осаде Вены (1683). Особенно явственно упадок османского могущества проявился в ходе русско-турецких войн 2-й половины 18 в. С победами П. А. Румянцева и А. В. Суворова, с отторжением Крыма (1783) связана новая эпоха в османской истории, когда подъем освободительной борьбы греческого и славянских народов поставил под угрозу само существование империи, а великие державы начали борьбу за раздел султанских владений в Европе (см. Восточный вопрос).

С конца 18 в. правящая верхушка предпринимает целый ряд попыток преобразований в армии, государственном аппарате и системе образования, чтобы остановить процесс распада империи, обеспечить ее устойчивость перед лицом усиливавшейся экономической и политической экспансии европейских держав на Ближнем и Среднем Востоке. Начало им положили реформы султана Селима III (1789-1808). Они не принесли ожидаемых результатов из-за ожесточенного сопротивления сил, выступавших за сохранение традиционных порядков. Султану Махмуду II (1808-1839) удалось ликвидировать янычарский корпус и значительно усилить позиции центральной власти. Из среды высшей столичной бюрократии вышли крупнейшие османские реформаторы 19 в. - Мустафа Решид-паша, Али-паша и Фуад-паша. Проведенные по их инициативе преобразования объективно способствовали ускорению социально-экономического развития общества, созданию условий для зарождения и развития капиталистических отношений, но вместе с тем обострению классовых и национально-религиозных противоречий.

Co 2-й половины 19 в. на политическую арену вышли новые социальные силы. Выразителями их требований стали Намык Кемаль (1840-1888), Ибрагим Шинаси (1826-1871) и другие представители разночинной интеллигенции. Объединив своих сторонников в тайном обществе «новых османов», они начали борьбу за ограничение султанского абсолютизма. В 1876 г. им удалось добиться провозглашения конституции и созыва двухпалатного парламента. Конституция 1876 г. была важным прогрессивным явлением в турецкой истории. Она торжественно провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных без различия вероисповедания, полную безопасность личности и имущества, неприкосновенность жилища, свободу печати, гласность судов. Вместе с тем в ходе обсуждения проекта конституции консерваторы, поддержанные султаном Абдул-Хамидом II (1876-1909), добились включения в нее ряда положений, предоставляющих монарху очень широкие права. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Султан сохранил за собой функции халифа - духовного главы мусульман. В конституции нашли отражение и взгляды «новых османов» по национальному вопросу и в отношении религии. В первой ее статье утверждалось, что Османская империя есть единое и неделимое целое. Все подданные султана объявлялись «османами». Государственной религией провозглашался ислам.

Принятие конституции и создание парламента нанесли серьезный удар по феодально-абсолютистскому строю, но силы, заинтересованные в укреплении конституционных порядков, были слабы и разрозненны. Поэтому существовавший режим сумел выстоять и нанести ответный удар. Воспользовавшись поражениями турецких войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., приведшими к существенному сокращению османских владений в Европе и Азии, Абдул-Хамид II приостановил действие конституции, распустил парламент и жестоко расправился с лидерами либерально-конституционного движения. Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств, закрытия газет и журналов страна была вновь отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола. Преследуя всякие проявления свободомыслия, разжигая национальную и религиозную вражду, пропагандируя доктрину панисламизма, призывавшую объединить всех мусульман, в том числе и зарубежных, под эгидой турецкого султана-халифа, Абдул-Хамид пытался воспрепятствовать развитию национально-освободительного движения среди армян, арабов, албанцев, курдов и других народов империи.

Утвердившийся при Абдул-Хамиде II самодержавный деспотический режим остался в памяти народа как «эпоха тирании (зулюма)». Однако он не мог остановить дальнейшего развития процесса модернизации османского общества и усиления в нем новых прогрессивных сил.

Однако идеи «новых османов» подхватили организаторы нового тайного общества «Единение и прогресс», созданного в 1889-1891 гг. для борьбы с абдулхамидовской тиранией. Его участников в Европе стали называть младотурками. Деятельность младотурецких организаций первоначально не выходила за рамки пропаганды и агитации с помощью публиковавшихся в Турции и за границей газет, брошюр и листовок. Движение было лишено связи с народом, его лидеры предпочитали путь заговоров и дворцовых переворотов. Революция 1905- 1907 гг. в России и начавшаяся вслед за,ней революция в Иране в 1905-1911 гг. способствовали нарастанию революционной ситуации в Османской империи и подтолкнули младотурок к пересмотру их стратегии и тактики. На конгрессе оппозиционных сил в Париже (декабрь

1907 г.) они приняли решение о необходимости объединения всех революционных организаций и о подготовке к вооруженному восстанию.

Младотурецкая революция началась 3 июля 1908 г. с выступления ряда военных гарнизонов в Македонии, распропагандированных младотурками, а затем она охватила как европейские, так и азиатские провинции империи. Оказавшись перед угрозой свержения, Абдул-Хамид был вынужден принять требования восставших: восстановить конституцию и созвать парламент. Добившись быстрой и бескровной победы, младотурки посчитали задачи революции выполненными. Ограниченность их курса позволила феодально-клерикальной реакции оправиться от удара, нанесенного в июле 1908 г., и осуществить контрреволюционный переворот в столице (13 апреля 1909 г.). Младотурки смогли быстро подавить реакционный мятеж сторонников Абдул-Хамида. Опираясь на верные воинские части, они к 26 апреля восстановили контроль над Стамбулом. Абдул-Хамид II был низложен, представители консервативной бюрократии выведены из правительства. Заняв важнейшие посты в кабинете министров, государственном аппарате и армии, младотурки стали играть решающую роль в управлении страной. Узость их социальной опоры, незрелость турецкой буржуазии, полуколониальная зависимость империи от Западной Европы определили непоследовательность курса младотурецких правительств и ограниченность достигнутых результатов. Их мероприятия практически не затронули основ феодальных порядков в деревне, не разрешили национального вопроса, не помешали дальнейшему закабалению страны империалистическими державами.

В результате итало-турецкой войны 1911-1912 гг. империя лишилась своих последних владений в Африке - Триполитании и Киренаики, составивших в дальнейшем итальянскую колонию Ливию. Военные действия в 1912-1913 гг. против коалиции балканских государств привели к почти полному вытеснению турок с европейской территории. Эти проигранные войны, окончательно разрушив иллюзии «османизма», способствовали коренному пересмотру национальной политики младотурок. В ее основу легли идеи турецкого национализма, наиболее ярким выразителем которых был философ Зия Гёкалп (1876-1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и ратовал за развитие турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий успеха на этом пути он считал объединение усилий всех тюркоязычных народов. Подобные предложения получили широкую популярность среди младотурок. Наиболее шовинистически настроенные их представители построили на основе идей Гёкалпа целую доктрину пантюркизма, которая требовала объединения под властью турецкого султана всех тюркоязычных народов и призывала к насильственному отуречиванию национальных меньшинств в империи. Утвердившийся у власти в 1913 г. младотурецкий триумвират (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша) в поисках внешних сил, готовых поддержать курс на сохранение Османской империи, пошел на сближение с кайзеровской Германией, а затем вовлек страну в первую мировую войну 1914-1918 гг. на ее стороне. В ходе войны империя быстро пришла к полному военному и экономическому развалу. Поражение Германии и ее союзников означало также и окончательный крах Османской империи.

Начало

Превращение Османской империи из крохотного государства в Малой Азии в середине 15 века до величайшей империи в Европе и на Ближнем Востоке к середине 16 века был драматичным. Меньше чем за столетие представители династии Османов разрушили Византию и стали бесспорными лидерами исламского мира, богатыми покровителями суверенной культуры и правителями империи, простирающейся от гор Атласа до Каспийского моря. Ключевым моментом в этом возвышении считается захват в 1453 году Мехмедом 2 столицы Византии — Константинополя, взятие которого превратило Османское государство в могущественную державу.

История Османской Империи в хронологическом порядке

Мирный договор 1515 года, заключенный с Персией позволил Османам получить области Диярбакыр и Мосул (которые находились на верхнем течении реки Тигр).

Так же между 1516 и 1520 годами султан Селим 1 (правил в 1512 — 1520 годах) изгнал Сефивидов из Курдистана, а также разрушил державу мамелюков. Селим, при помощи артиллерии, разбил армию мамелюков при Дольбеке и взял Дамаск, впоследствии он подчинил территорию Сирии, завладел Меккой и Мединой.

С ултан Селим 1

Затем Селим подошел к Каиру. Не имея другой возможности захватить Каир кроме как долгой и кровопролитной борьбой, к которой его армия не была готова, он предложил жителям города сдаться в обмен на различные милости; жители сдались. Тут же турками была устроена в городе страшная резня. После покорения Святых мест, Мекки и Медины, Селим провозгласил себя халифом. Он назначил управлять Египтом пашу, но оставил рядом с ним 24 дождей мамелюков (считавшихся подчиненными паше, но имевшим ограниченную самостоятельность с возможностью жаловаться на пашу султану).

Селим является одним из жестоких султанов Османской империи. Казни своих родных (отец и братья султана были казнены по его приказу); неоднократные казни бесчисленных пленников, захваченных во время военных походов; казни вельмож.

Захват Сирии и Египта у мамелюков сделал османские территории неотъемлемой частью обширной сети сухопутных караванных маршрутов от Марокко до Пекина. На одном конце этой торговой сети находились специи, лекарства, шелка и, позднее фарфор Востока; на другом — золотой песок, рабы, драгоценные камни и другие товары из Африки, а также текстиль, стекло, скобяные изделия, древесина из Европы.

Борьба Осман и Европы

Реакция христианской Европы на стремительное возвышение турок была противоречивой. Венеция стремилась сохранить как можно большую долю в торговле с Левантом — даже в конечном счете за счет собственной территории, а король Франции Франциск 1 открыто вступил в союз с (правил в 1520 — 1566 годах) против австрийских Габсбургов.

Реформация и последовавшая за ней Контрреформация привели к тому, что помогли лозунгу Крестовых походов, который однажды объединил всю Европу против ислама, уйти в прошлое.

После своей победы при Мохаче в 1526 году Сулейман 1 низвел Венгрию до статуса своего вассала, захватил значительную часть Европейских территорий — от Хорватии до Черного моря. Осада османскими войсками Вены в 1529 году была снята больше по причине зимних холодов и из-за больших расстояний, затруднявших снабжение армии из Турции, чем из-за противодействий Габсбургов. В конечном счете, вступление турок в долгую религиозную войну с Персией Сефевидов спасло габсбургскую Центральную Европу.

Мирный договор 1547 года закрепил за Османской империей весь юг Венгрии вплоть до Офена была превращена в османскую провинцию, поделенную на 12 санджаков. Владычество Осман в Валахии, Молдавии и Трансильвании было закреплено по миру от 1569 года. Причина таких условий мира была в крупной сумме денег, которые были отданы Австрией для подкупа турецких вельмож. Война турок с венецианцами была завершена в 1540 году. Османам были переданы последние территории Венеции на территории Греции и на островах в Эгейском море. Война с Персидской державой то же принесло плоды. Османы взяли Багдад (1536 год) и оккупировали Грузию (1553 год). Это было время рассвета могущества Османской империи. Флот Османской империи беспрепятственно плавал в Средиземноморье.

Христианско-турецкая граница на Дунае достигла своего рода равновесия после смерти Сулеймана. В Средиземноморье завоеванию турками северного побережья Африки способствовала морская победа при Превезе, но первоначально успешное наступление императора Карла 5 в Тунисе в 1535 году и крайне важная победа христиан при Лепанто в 1571 году восстановили статус-кво: довольно условно морская граница прошла вдоль линии, идущей через Италию, Сицилию и Тунис. Впрочем, туркам удалось в сжатые сроки восстановить свой флот.

Время равновесия

Несмотря на бесконечные войны, торговля между Европой и Левантом никогда полностью не приостанавливалась. Европейские купеческие суда продолжали прибывать в Искендерун или Триполи, в Сирию, в Александрию. Грузы перевозились через Османскую империю и империю Сефивидов караванами, тщательно организованными, безопасными, регулярными, и зачастую, более быстрыми, чем европейские корабли. Та же система караванов доставляла азиатские товары в Европу из средиземноморских портов. До середины 17 века эта торговля процветала, обогащая Османскую империю и гарантирую султану знакомство с европейскими технологиями.

Мехмед 3 (правил в 1595 — 1603 годах) при своем восшествии казнил 27 своих родственников, однако он не являлся кровожадным султаном (турки дали ему прозвище Справедливый). Но на деле империей руководила его мать, при поддержке великих визирей, частенько сменяющих друг друга. Период его царствования совпал с войной против Австрии, начавшаяся при прошлом султане Мураде 3 в 1593 году и завершившаяся в 1606 году, в эпоху Ахмеда 1 (правил с 1603 — 1617 годы). Житваторокский мир 1606 года, знаменовал собой поворотный момент в отношении Османской империи и Европы. По нему Австрия не облагалась новой данью; даже наоборот, освобождалась от предыдущей. Лишь единовременная выплата контрибуции в размере 200 000 флоринов. С данного момента земли Османов больше не увеличивались.

Начало упадка

Самая дорогостоящая из войн между турками и персами вспыхнула в 1602 году. Реорганизованные и заново оснащенные персидские армии возвратили захваченные турками в прошлом столетии земли. Война завершилась мирным договором 1612 года. Турки уступили восточные земли Грузии и Армении, Карабах, Азербайджан и некоторые другие земли.

После эпидемии чумы и тяжелого экономического кризиса Османская империя была ослаблена. Политическая нестабильность (в связи с отсутствием ясной традиции наследования титула султана, а так же из-за все больше растущего влияния янычар (изначально высшая военная каста, в которую отбирали преимущественно детей из балканских христиан по так называемой системе девширме (насильственный угон христианских детей в Стамбул, для службы в войсках)) расшатывала страну.

Во время правления султана Мурада 4 (правил в 1623 — 1640 годах) (жестокого тирана (во время правления казнено примерно 25 тысяч человек)), способного администратора и полководца, османам удалось вернуть часть территорий в войне с Персией (1623 — 1639 годы), и разгромить венецианцев. Однако восстания крымских татар и постоянные набеги казаков на турецкие земли практически выбили турков с Крыма, и прилегающих к нему территорий.

После смерти Мурада 4, империя начала отставать от стран Европы в техническом плане, богатстве, и в политическом единстве.

При брате Мурада 4, Ибрагиме (правил в 1640 — 1648 годах) все завоевания Мурада были потеряны.

Неудачей для турок обернулась попытка захвата острова Крит (последнее владение венецианцев в Восточном Средиземноморье). Венецианский флот, заблокировав Дарданеллы, угрожал Стамбулу.

Султан Ибрагим был смещен янычарами, а на его место возведен его семилетний сын Мехмед 4 (правил в 1648 — 1687 годах). При его правлении в Османской империи начали проводится ряд реформ, которые стабилизировали ситуацию.

Мехмед смог успешно завершить войну с венецианцами. Также были укреплены позиции турок на Балканах и в Восточной Европе.

Упадок Османской империи был медленным процессом, который прерывался кратковременными периодами оживления и стабильности.

Османская империя попеременно вела войны то с Венецией, то с Австрией, то с Россией.

К концу 17 века начали возрастать экономические и социальные трудности.

Упадок

Приемник Мехмеда, Кара-Мустафа, бросил последний вызов Европе, осадив в 1683 году Вену.

Ответом на это послужил союз Польши и Австрии. Объединенные польско-австрийские силы, подойдя к осажденной Вене, смогли разбить турецкую армию, и заставить её бежать.

Позднее к польско-австрийской коалиции примкнули Венеция и Россия.

В 1687 году турецкие армии терпят поражение при Мохаче. После поражения Янычары подняли бунт. Мехмед 4 был смещен. Новым султаном стал его брат Сулейман 2 (правил в 1687 — 1691 годах).

Война продолжалась. В 1688 году армиям антитурецкой коалиции были достигнуты серьезные успехи (венецианцы захватили Пелопоннес, австрийцы смогли взять Белград).

Однако в 1690 году туркам удалось выбить австрийцев из Белграда и вытеснить их за Дунай, а так же вернуть себе Трансилванию. Но, в битве при Сланкамене султан Сулейман 2 был убит.

Ахмед 2, брат Сулеймана 2, (правил в 1691 — 1695 годы) так же не дожил до окончания войны.

После смерти Ахмеда 2, султаном стал второй брат Сулеймана 2 Мустафа 2 (правил в 1695 — 1703 годах). При нем наступило завершение войны. Русскими был взят Азов, турецкие силы разбивались на Балканах.

Не в силах более продолжать войну Турция подписала Карловицкий договор. По нему Венгрию и Трансильванию османы уступали Австрии, Подолию — Польше, Азов — России. Лишь Война Австрии с Францией сохранила европейские владения Османской империи.

Упадок экономики империи был ускорен. Монополизация торговли на Средиземном море и в океанах практически уничтожил торговые возможности турков. Захват новых колоний европейскими державами в Африке и Азии сделал ненужным торговый путь через турецкие территории. Открытие и развитие русскими Сибири дали купцам дорогу в Китай.

Турция переставала быть интересна с точки зрения экономики и торговли

Правда турки смогли добится временного успеха в 1711 году, после неудачного Прутского похода Петра 1. По новому мирному договору Россия возвращала Турции Азов. Так же они смогли отвоевать у Венеции Морею в войне 1714 — 1718 годов (это было связано с военно-политической обстановкой в Европе (шла Война за испанское наследство и Северная война).

Однако затем для турков начался целый ряд неудач. Ряд поражений после 1768 года лишил турок Крыма, а поражение в морской битве у Чесменской бухты лишил турок и флота.

К концу 18 века народы империи начали бороться за свою независимость (греки, египтяне, болгары, …). Османская империя перестала быть одной из ведущих Европейских держав.

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

Османская империя. Образование государства

Порой рождения государства турок-османов можно считать, конечно, условно, годы, непосредственно предшествовавшие гибели Сельджукского султаната в 1307 г. Возникло это государство в обстановке крайнего сепаратизма, воцарившегося в государстве Сельджукидов Рума после поражения, которое его правитель потерпел в битве с монголами в 1243 г. Беи Айдына, Гермияна, Карамана, Ментеше, Сарухана и ряда других районов султаната превратили свои земли в самостоятельные княжества. Среди этих княжеств выделялись бейлики Гермиян и Караман, правители которых продолжали вести борьбу, нередко успешную, против монгольского владычества. В 1299 г. монголам пришлось даже признать независимость бейлика Гермиян.

В последние десятилетия XIII в. на северо-западе Анатолии возник еще один практически самостоятельный бейлик. В историю он вошел под названием Османского, по имени предводителя небольшой тюркской племенной группы, главной составной частью которой были кочевники огузского племени кайы.

Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400-500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа.

Удж Эртогрула в районе Мелангии (тур. Караджахисар) и Сёгюта (к северо-западу от Эскишехира) был невелик. Но правитель был энергичен, а его воины охотно участвовали в набегах на соседние византийские земли. Действия Эртогрула облегчены были немало тем, что население пограничных византийских областей было крайне недовольно грабительской налоговой политикой Константинополя. В результате Эртогрулу удалось несколько увеличить свой удж за счет пограничных областей Византии. Трудно, правда, точно определить масштабы этих захватнических операций, как, впрочем, и первоначальные размеры самого уджа Эртогрула, о жизни и деятельности которого нет сколько-нибудь достоверных данных. Турецкие хронисты, даже ранние (XIV-XV вв.), излагают много легенд, связанных с начальным периодом сложения бейлика Эртогрул. Эти легенды гласят, что жил Эртогрул долго: он умер в возрасте 90 лет в 1281 или, по другой версии, в 1288 г.

Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа , давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий. Но, пожалуй, главным преимуществом уджа Эртогрула и наследовавшего ему Османа было соседство с византийскими землями, что давало возможность обогащаться за счет набегов. Эта возможность привлекала в отряды Эртогрула и Османа представителей других тюркских племен, обосновавшихся на территориях других бейликов, так как завоевание принадлежавших немусульманским государствам территорий почиталось у адептов ислама делом священным. В результате, когда во второй половине XIII в. правители анатолийских бейликов в поисках новых владений воевали между собой, воины Эртогрула и Османа выглядели борцами за веру, разоряя в поисках добычи и с целью территориальных захватов земли византийцев.

После смерти Эртогрула правителем уджа стал Осман . Судя по некоторым источникам, были сторонники передачи власти брату Эртогрула, Дюндару, но тот не рискнул выступить против племянника, ибо видел, что его поддерживает большинство. Через несколько лет потенциальный соперник был убит.

Осман направил свои усилия на завоевание Вифинии. Зоной его территориальных притязаний стали области Брусы (тур. Бурса), Белокомы (Биледжика) и Никомедии (Измита). Одной из первых военных удач Османа стал захват в 1291 г. Мелангии. Этот небольшой византийский городок он сделал своей резиденцией. Поскольку прежнее население Мелангии частью погибло, а частью бежало, надеясь найти спасение от войск Османа , последний заселил свою резиденцию выходцами из бейлика Гермиян и других мест Анатолии. Христианский храм по велению Османа был превращен в мечеть, в которой его имя стало упоминаться в хутбах (пятничных молитвах). Согласно легендам, примерно в это время Осман без особого труда добился от сельджукского султана, власть которого стала совсем призрачной, титула бея, получив соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Вскоре Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя - независимым владетелем. Произошло это около 1299 г., когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных. Правда, став практически независимым от Сельджукского султаната, который номинально существовал до 1307 г., когда последний представитель династии румских Сельджукидов был задушен по приказу монголов, Осман признал верховную власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани, которую собирал с подданных. От этой формы зависимости Османский бейлик освободился при преемнике Османа , его сыне Орхане.

В конце XIII - начале XIV в. Османский бейлик значительно расширил свою территорию. Его правитель продолжал набеги на византийские земли. Действия против византийцев облегчались тем, что другие его соседи не проявляли тогда еще враждебности к молодому государству. Бейлик Гермиян воевал то с монголами, то с византийцами. Бейлик Кареси был просто слаб. Не беспокоили бейлик Османа и правители расположенного на северо-западе Анатолии бейлика Чандар-оглу (Джандариды), поскольку и они были главным образом заняты борьбой с монгольскими наместниками. Таким образом, Османский бейлик мог все свои военные силы использовать для завоеваний на западе.

Захватив в 1301 г. район Енишехира и построив там город-крепость, Осман стал готовить захват Брусы. Летом 1302 г. он разбил войска византийского наместника Брусы в сражении при Вафее (тур. Коюнхисар). Это было первое крупное военное сражение, выигранное турками-османами. Наконец-то византийцы поняли, что имеют дело с опасным противником. Однако в 1305 г. войско Османа потерпело поражение в битве при Левке, где против них дрались каталонские дружины, находившиеся на службе у византийского императора. В Византии началась очередная междоусобица, облегчившая дальнейшие наступательные действия турок. Воины Османа овладели рядом византийских городов на Черноморском побережье.

В те годы турки-османы совершили и первые набеги на европейскую часть территории Византии в районе Дарданелл. Войска Османа захватили также ряд крепостей и укрепленных населенных пунктов на пути к Брусе. К 1315 г. Бруса была практически окружена крепостями, находившимися в руках турок.

Брусу захватил несколько позже сын Османа Орхан . родившийся в год смерти своего деда Эртогрула.

Армия Орхана состояла в основном из кавалерийских частей. Не было у турок и осадных машин. Поэтому бей не решился на штурм города, окруженного кольцом мощных укреплений, и установил блокаду Брусы, прервав все ее связи с внешним миром и лишив тем самым ее защитников всех источников снабжения. Подобную тактику турецкие войска применяли и впоследствии. Обычно они захватывали окрестности города, изгоняли или обращали в рабство местное население. Затем эти земли обживались людьми, переселенными туда по приказу бея.

Город оказывался во враждебном кольце, и над его жителями нависала угроза голодной смерти, после чего турки легко им овладевали.

Осада Брусы длилась десять лет. Наконец в апреле 1326 г., когда армия Орхана стояла у самых стен Брусы, город капитулировал. Это произошло в канун смерти Османа , которому сообщили о взятии Брусы на смертном одре.

Орхан , наследовавший власть в бейлике, сделал Бурсу (так ее стали именовать турки), славившуюся ремеслами и торговлей, город богатый и процветавший, своей столицей. В 1327 г. он распорядился чеканить в Бурсе первую османскую серебряную монету - акче. Это свидетельствовало о том, что процесс превращения бейлика Эртогрула в самостоятельное государство близился к завершению. Важным этапом на этом пути стали дальнейшие завоевания турок-османов на севере. Через четыре года после захвата Брусы войска Орхана овладели Никеей (тур. Изник), а в 1337 г. - Никомедией.

Когда турки двинулись к Никее, между войсками императора и турецкими отрядами, которыми предводительствовал брат Орхана , Алаэддин, произошло сражение в одном из горных ущелий. Византийцы были разгромлены, император ранен. Несколько штурмов мощных стен Никеи не принесли туркам успеха. Тогда они прибегли к испытанной тактике блокады, захватив несколько передовых укреплений и отрезав город от окружавших его земель. После этих событий Никея была принуждена к сдаче. Измотанный болезнями и голодом гарнизон не смог более сопротивляться превосходящим силам противника. Захват этого города открыл туркам дорогу к азиатской части византийской столицы.

Девять лет длилась блокада Никомедии, получавшей военную помощь и продовольствие морским путем. Чтобы овладеть городом, Орхану пришлось организовать блокаду узкого залива Мраморного моря, на берегах которого была расположена Никомедия. Отрезанный от всех источников снабжения, город сдался на милость победителей.

В результате взятия Никеи и Никомедии турки овладели почти всеми землями к северу от Измитского залива вплоть до Босфора. Измит (такое наименование отныне получила Никомедия) стал для зарождавшегося флота османов верфью и гаванью. Выход турок к берегам Мраморного моря и Босфора открыл им путь к набегам на Фракию. Уже в 1338 г. турки начали разорять фракийские земли, а сам Орхан с тремя десятками судов появился у стен Константинополя, но его отряд был разбит византийцами. Император Иоанн VI попытался поладить с Орханом , выдав за него свою дочь. На некоторое время Орхан прекратил набеги на владения Византии и даже оказывал византийцам военную помощь. Но земли на азиатском берегу Босфора Орхан рассматривал уже как свои владения. Приехав в гости к императору, ставку свою он расположил именно на азиатском берегу, и византийский монарх со всеми своими придворными был вынужден прибыть туда на пир.

В дальнейшем отношения Орхана с Византией вновь обострились, его отряды возобновили набеги на фракийские земли. Прошло еще полтора десятилетия, и войска Орхана начали вторгаться в европейские владения Византии. Этому способствовало то обстоятельство, что в 40-х годах XIV в. Орхану удалось, воспользовавшись междоусобицей в бейлике Кареси, присоединить к своим владениям большую часть земель этого бейлика, доходивших до восточных берегов пролива Дарданеллы.

В середине XIV в. турки усилились, начали действовать не только на западе, но и на востоке. Бейлик Орхана граничил с владениями монгольского наместника в Малой Азии Эртена, ставшего к тому времени практически независимым владетелем ввиду упадка государства ильханов. Когда наместник умер и в его владениях началась смута, вызванная борьбой за власть между сыновьями-наследниками, Орхан напал на земли Эртена и значительно расширил за их счет свой бейлик, захватив в 1354 г. Анкару.

В 1354 г. турки без труда захватили город Галлиполи (тур. Гелиболу), оборонительные укрепления которого были разрушены в результате землетрясения. В 1356 г. армия под командованием сына Орхана , Сулеймана, переправилась через Дарданеллы. Захватив несколько городов, в том числе Дзориллос (тур. Чорлу), войска Сулеймана начали двигаться в сторону Адрианополя (тур. Эдирне), который был, возможно, и главной целью этого похода. Однако около 1357 г. Сулейман умер, не осуществив всех своих замыслов.

Вскоре турецкие военные операции на Балканах возобновились под руководством другого сына Орхана - Мурада . Туркам удалось взять Адрианополь уже после смерти Орхана , когда Мурад стал правителем. Произошло это, по данным разных источников, между 1361 и 1363 г. Захват этого города оказался сравнительно простой военной операцией, не сопровождавшейся блокадой и затяжной осадой. Турки разбили византийцев на подступах к Адрианополю, и город остался практически без защиты. В 1365 г. Мурад на некоторое время перенес сюда свою резиденцию из Бурсы.

Мурад принял титул султана и вошел в историю под именем Мурада I . Желая опереться на авторитет аббасидского халифа, находившегося в Каире, преемник Мурада Баязид I (1389-1402) отправил ему письмо, испрашивая признания титула султана Рума. Несколько позже султан Мехмед I (1403-1421) стал посылать в Мекку деньги, добиваясь признания шерифами его прав на султанский титул в этом священном для мусульман городе.

Так меньше чем за полтораста лет небольшой бейлик Эртогрул преобразился в обширное и довольно сильное в военном отношении государство.

Что же представляло собой молодое османское государство в начальной стадии своего развития? Его территория охватывала уже весь северо-запад Малой Азии, распространяясь до вод Черного и Мраморного морей. Начали складываться социально-экономические институты.

При Османе в его бейлике еще господствовали социальные отношения, присущие родоплеменному быту, когда власть главы бейлика основывалась на поддержке родоплеменной верхушки, а захватнические операции осуществляли ее военные формирования. Большую роль в формировании османских государственных институтов играло мусульманское духовенство. Мусульманские богословы, улемы, выполняли многие административные функции, в их руках было отправление правосудия. Осман установил прочные связи с дервишскими орденами мевлеви и бекташи, а также с ахи - религиозно-цеховым братством, которое пользовалось большим влиянием в ремесленных слоях городов Малой Азии. Опираясь на улемов, верхушку дервишских орденов и ахи, Осман и его преемники не только укрепляли свою власть, но и обосновывали мусульманским лозунгом джихада, «борьбы за веру», свои захватнические походы.

Осман , племя которого вело полукочевой образ жизни, еще не обладал ничем, кроме табунов коней и овечьих стад. Но когда он стал завоевывать новые территории, возникла система раздачи земель его приближенным в награду за службу. Эти пожалования получили название тимаров. Турецкие хроники так излагают указ Османа относительно условий пожалований:

«Тимар, который я дам кому-либо, пусть без причины не отнимают. А если тот, кому я дал тимар, умрет, то пусть передадут сыну его. Если сын мал, то все равно пусть передадут, чтобы во время войны слуги его ходили в поход до тех пор, пока он сам не станет пригодным». В этом и состоит суть тимарной системы, являвшейся разновидностью военно-ленной системы и ставшей со временем основой социальной структуры османского государства.

Тимарная система обрела законченную форму в течение первого века существования нового государства. Верховное право предоставления тимаров было привилегией султана, однако уже с середины XV в. тимары жаловались и рядом высших сановников. Земельные наделы давались воинам и военачальникам как условное держание. При условии выполнения определенных военных обязанностей держатели тимаров, тимариоты, могли передавать их из поколения в поколение. Примечательно, что владели тимариоты, в сущности, не землями, являвшимися достоянием казны, а доходами с них. В зависимости от этих доходов владения такого рода делились на две категории - тимары, приносившие до 20 тыс. акче в год, и зеаметы - от 20 до 100 тыс. акче. Реальное значение этих сумм можно представить в сравнении со следующими цифрами: в середине XV в. средний доход с одного городского хозяйства в балканских провинциях османского государства составлял от 100 до 200 акче; на 1 акче в 1460 г. в Бурсе можно было приобрести 7 килограммов муки. В лице тимариотов первые турецкие султаны стремились создать прочную и верную опору своей власти - военную и социально-политическую.

В исторически сравнительно короткий срок правители нового государства стали обладателями больших материальных ценностей. Еще при Орхане случалось, что у правителя бейлика не было средств для обеспечения очередного захватнического набега. Турецкий средневековый хронист Хюсейн приводит, например, рассказ о том, как Орхан продал пленного византийского сановника архонту Никомедии, с тем чтобы на добытые таким способом деньги снарядить войско и отправить его против этого же города. Но уже при Мураде I картина резко изменилась. Султан мог содержать войско, сооружать дворцы и мечети, тратить немалые деньги на празднества и приемы послов. Причина такой перемены была проста - со времени правления Мурада I стало законом отчисление в казну пятой части военной добычи, в том числе пленных. Военные походы на Балканы стали первым источником доходов осмайского государства. Дань с покоренных народов и военная добыча постоянно пополняли его казну, а труд населения покоренных областей постепенно начал обогащать знать государства османов - сановников и военачальников, духовенство и беев.

При первых султанах стала складываться система управления Османского государства. Если при Орхане военные дела решались в тесном кругу его приближенных из числа военачальников, то при его преемниках в их обсуждении начали участвовать везиры - министры. Если Орхан управлял своими владениями с помощью ближайших родственников или улемов, то уже Мурад I из числа везиров стал выделять человека, которому поручал управление всеми делами - гражданскими и военными. Так возник институт великого везира, веками остававшегося центральной фигурой османской администрации. Общими делами государства при преемниках Мурада I в качестве высшего совещательного органа ведал султанский совет в составе великого везира, глав военного, финансового и судебного ведомств, представителей высшего мусульманского духовенства.

В годы царствования Мурада I получило первоначальное оформление османское финансовое ведомство. Тогда же возникло сохранявшееся на протяжении веков разделение казны на личную казну султана и государственное казначейство. Появилось и административное деление. Османское государство было разделено на санджаки. Слово «санджак» означает в переводе «знамя», как бы напоминая о том, что управители санджаков, санджак-беи, олицетворяли на местах власть гражданскую и военную. Что касается судебной системы, то она целиком находилась в ведении улемов.

Государство, развивавшееся и расширявшееся в результате захватнических войн, проявляло особую заботу о создании сильной армии. Уже при Орхане были сделаны первые важные шаги в этом направлении. Было создано пехотное войско - яя. Пехотинцы в период участия в походах получали жалованье, а в мирное время жили за счет обработки своих земель, будучи освобождены от налогов. При Орхане были созданы и первые регулярные кавалерийские части - мюселлем. При Мураде I армия была усилена за счет крестьянского пехотного ополчения. Ополченцы, азапы, набирались только на время войны и в период военных действий также получали жалованье. Именно азапы составляли на начальном этапе развития Османского государства основную часть пехотного войска. При Мураде I начал формироваться и корпус янычар (от «ени чери» - «новое войско»), ставший впоследствии ударной силой турецкой пехоты и своего рода личной гвардией турецких султанов. Он комплектовался путем принудительного набора мальчиков из христианских семей. Их обращали в ислам и обучали в специальной военной школе. Янычары были подчинены самому султану, получали жалованье от казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкого войска; командир янычарского корпуса входил в число высших сановников государства. Несколько позже янычарской пехоты были сформированы конные отряды сипахи, которые также подчинялись непосредственно султану и находились на жалованье. Все эти военные формирования обеспечивали устойчивые успехи турецкой армии в период, когда султаны все более расширяли завоевательные операции.

Таким образом, к середине XIV в. сложилось первоначальное ядро государства, которому суждено было стать одной из самых крупных империй Средневековья, мощной военной державой, в короткий срок подчинившей себе многие народы Европы и Азии.

Вот какая она была:

Османская империя: от рассвета до заката

Османская империя возникла в 1299 году на северо-западе Малой Азии и просуществовала 624 года, сумев покорить множество народов и превратиться в одну из самых великих держав в истории человечества.

С места - в карьер

Положение турок в конце XIII века выглядело бесперспективным, хотя бы по причине наличия Византии и Персии по соседству. Плюс султаны Конии (столица Ликаонии - области в Малой Азии), в зависимости от которых, пусть и формально, находились турки.

Однако все это не помешало Осману (1288—1326 гг.) территориально расширять и укреплять свое молодое государство. Кстати, по имени своего первого султана турки и стали называться османами.
Осман активно занимался развитием внутренней культуры и бережно относился к чужой. Поэтому многие греческие города, находившиеся в Малой Азии, предпочитали добровольно признать его главенство. Таким образом они «убивали двух зайцев»: и получали защиту, и сохраняли свои традиции.
Сын Османа - Орхан I (1326—1359 гг.) блестяще продолжил дело отца. Объявив, что собирается объединить всех правоверных под своей властью, султан отправился покорять не страны востока, что было бы логично, а западные земли. И первой на его пути встала Византия.

К этому времени империя находилась в упадке, чем турецкий султан и воспользовался. Как хладнокровный мясник он «отрубал» область за областью от Византийского «тела». Вскоре вся северо-западная часть Малой Азии оказалась под властью турок. Закрепились они и на европейском побережье Эгейского и Мраморного морей, а также Дарданелл. А территория Византии сократилась до Константинополя и его окрестностей.
Последующие султаны продолжили экспансию Восточной Европы, где успешно воевали против Сербии, Македонии. А Баязет (1389 —1402) «отметился» разгромом христианского войска, которое в Крестовый поход против турок повел король Сигизмунд Венгерский.

От поражения до триумфа

При том же Баязете случилось одно из самых тяжелых поражений османского войска. Султан лично выступил против армии Тимура и в битве при Анкаре (1402) он был разгромлен, а сам угодил в плен, где и умер.
Наследники всеми правдами и неправдами пытались взойти на престол. Государство оказалось на грани гибели из-за внутренних смут. Лишь при Мураде II (1421—1451 гг.) ситуация стабилизировалась, и турки сумели вернуть контроль над потерянными греческими городами и завоевать часть Албании. Султан мечтал и окончательно расправиться с Византией, но не успел. Стать убийцей православной империи было суждено его сыну - Мехмеду II (1451—1481 гг.).

29 мая 1453 года для Византии настал час Х. Турки осаждали Константинополь два месяца. Столь непродолжительного времени оказалось достаточно, чтобы сломить жителей города. Вместо того чтобы всем взяться за оружие, горожане просто молили бога о помощи, не выходя сутками из церквей. Последний император Константин Палеолог попросил помощи у Папы Римского, но тот потребовал взамен объединение церквей. Константин ответил отказом.

Возможно, город бы и продержался еще, если бы не предательство. Один из чиновников согласился на подкуп и открыл ворота. Он не учел одного важного факта - у турецкого султана помимо женского гарема был еще мужской. Туда-то и попал миловидный сын предателя.
Город пал. Цивилизованный мир замер. Теперь все государства и Европы, и Азии поняли, что настало время новой сверхдержавы - Османской империи.

Европейские походы и противостояния с Россией

Останавливаться на достигнутом турки и не думали. После гибели Византии уже никто не закрывал им дорогу в богатую и неправоверную Европу, даже условно.
Вскоре к империи была присоединена Сербия (кроме Белграда, но турки захватят ее в XVI веке), Афинское герцогство (и соответственно, большая часть всей Греции), остров Лесбос, Валахия, Босния.

В Восточной Европе территориальные аппетиты турок пересеклись с интересами Венеции. Правитель последней быстро заручился поддержкой Неаполя, Папы и Карамана (ханство в Малой Азии). Противостояние длилось 16 лет и закончилось полной победой Османов. После этого уже никто им не мешал «добрать» оставшиеся греческие города и острова, а также присоединить Албанию и Герцеговину. Турки так увлеклись расширением своих границ, что успешно атаковали даже Крымское ханство.
В Европе началась паника. Папа Сикст IV начал строить планы по эвакуации Рима, а заодно поспешил объявить Крестовый поход против Османской империи. На призыв откликнулась одна Венгрия. В 1481 году Мехмед II умер, и эпоха великих завоеваний временно прекратилась.
В XVI веке, когда внутренние смуты в империи утихли, турки вновь направили оружие на соседей. Сначала была война с Персией. Хоть турки в ней и победили, но территориальные приобретения были незначительны.
После успеха в североафриканских Триполи и Алжире, султан Сулейман в 1527 году вторгся на территорию Австрии и Венгрии и уже через два года осадил Вену. Взять ее не удалось - помешала плохая погода и массовые болезни.
Что касается отношений с Россией, впервые интересы государств столкнулись в Крыму.
Первая война произошла в 1568 году и закончилась в 1570 победой России. Империи воевали друг с другом на протяжении 350 лет (1568 - 1918) - одна война приходилась в среднем на четверть века.
За это время было 12 войн (в том числе Азовская, Прутский поход, Крымская и Кавказский фронт во время Первой мировой). И в большинстве случаев победа оставалась за Россией.

Рассвет и закат янычар

Последние янычары, 1914 год

Рассказывая об Османской империи нельзя не упомянуть о ее регулярных войсках - янычарах.
В 1365 году по личному приказу султана Мурада I была сформирована янычарская пехота. Комплектовалась она христианами (болгары, греки, сербы и так далее) в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Таким образом работал девширме - налог кровью - которым были обложены неправоверные народы империи. Интересно то, что сначала жизнь у янычар была довольно тяжелая. Они жили в монастырях-казармах, им запрещалось заводить семью и какое-либо хозяйство.
Но постепенно янычары из элитного рода войск стали превращаться в высокооплачиваемую обузу для государства. К тому же, эти войска все реже и реже принимала участие в военных действиях.
Начало разложению было положено в 1683 году, когда вместе с христианскими детьми в янычары стали брать и мусульманских. Богатые турки отдавали туда своих детей, решая тем самым вопрос об их успешном будущем - они могли сделать хорошую карьеру. Именно янычары-мусульмане стали заводить семьи и заниматься ремеслами, а также торговлей. Постепенно они превратились в алчную, наглую политическую силу, которая вмешивалась в государственные дела и участвовала в свержении неугодных султанов.
Агония продолжалась до 1826 года, когда султан Махмуд II упразднил янычар.

Гибель Османской империи

Частые смуты, завышенные амбиции, жестокость и постоянное участие в каких-либо войнах не могли не сказаться на судьбе Османской империи. Особенно критичным оказался XX век, в котором Турцию все сильнее раздирали внутренние противоречия и сепаратистский настрой населения. Из-за этого страна сильно отстала в техническом плане от Запада, поэтому начала терять некогда завоеванные территории.
Роковым решением для империи стало ее участие в Первой мировой войне. Союзники разгромили турецкие войска и устроили раздел ее территории. 29 октября 1923 года появилось новое государство - Турецкая республика. Ее первым президентом стал Мустафа Кемаль (впоследствии, он смел фамилию на Ататюрк - «отец турок»). Так закончилась история некогда великой Османской империи.