Вопросы священнику РПЦ: Блуд.

Здравствуйте. Очень хочу исповедаться, но не знаю с чего начать. Точнее - боюсь. В церковь хожу не регулярно, но довольно часто. Каждый раз хочу подойти к батюшке, спросить, но оковывает страх. И опять оставляю на потом. На душе тяжело. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить. С уважением, Елена.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Елена!

Ну, в Вашей ситуации надо как-то перебороть этот страх, переступить через него и все-таки начать исповедоваться, - другого пути нет. Походите по разным храмам, посмотрите на священников, и в Вашем городе наверняка найдете кого-нибудь, перед которым душа Ваша раскроется. Поспрашивайте через знакомых, посмотрите разные сайты храмов Петербурга… Ищущий всегда найдет! Бог Вам в помощь!

Батюшка, вчера на проповеди в нашем храме священник сказал о том, что раньше за грех блуда и колдовства отлучали от причастия на много лет. Сохраняется ли эта практика сейчас?
Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Канонов, конечно, никто не отменял, и, теоретически, они могут быть применены в церковной практике. Но, насколько я знаю, священники сейчас назначают куда более мягкие епитимьи, чем требуют этого каноны. Это вынужденная мера, связанная со многими факторами, перечислять которые затруднительно. Но, тем не менее, каноны дают нам возможность понять, насколько серьезно Церковь относится к таким грехам как блуд и колдовство.

Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедаться. Достаточно ли только назвать грех, например, обман близкого человека. Или необходимо более подробно рассказать в чем заключался обман? Марина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Марина!

В большинстве случаев достаточно просто назвать грех. Однако, обман бывает разный. Поэтому лучше немного конкретизировать. Если будет необходимость, то священник сам попросит рассказать о чем-то более подробно.

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как исповедоваться 7-летнему ребёнку? Раньше мы ходили просто причащаться, а с 7 лет, я слышала, нужно исповедоваться. Спасибо! Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Постарайтесь объяснить ребенку, что такое грех, что наши грехи огорчают Бога и потому мы должны в них каяться - то есть просить прощения. Остальное предоставьте священнику, которого следует предупредить, что исповедь у ребенка первая. Ни в коем случае не готовьте исповедь за ребенка, очень важно, чтобы он научился чувствовать грех самостоятельно. А вот если ребенок задаст Вам вопрос грех ли тот или иной его поступок, то, конечно, Вы можете ему ответить на вопрос.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, если уже несколько раз исповедовала один и тот же грех, но облегчения не происходит, и воспоминание о грехе все равно мучает? Спасибо! Лариса .

Здравствуйте, Лариса!

Посоветуйтесь со священником на исповеди о том, какие молитвы или иные духовные средства могут Вам помочь. Лично зная Вас и Ваш грех, священник на исповеди даст точный и действенный совет.

Как исповедовать мысленные грехи, подробно или общими фразами -хульные, непристойные мысли, или подробно, о чем конкретно я подумала? Ведь есть такие мысли, которые невозможно даже озвучить.
И если мы за каждое слово будем отвечать, а за всю жизнь столько ужасных слов сказано, на исповеди невозможно сказать все слова, то надо говороить на исповеди общими фразами? Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, за всю жизнь столько ужасных слов сказано, что на исповеди сказать их невозможно, да и не полезно. Но даже «общие» фразы могут быть более-менее детализированы. Если помыслы Вас постоянно одолевают, то лучший способ их уврачевания - это прямо назвать их на исповеди. Тогда и священник сможет подсказать Вам наиболее действенный способ борьбы с ними. То же относится и к словам - можно каяться, не вспоминая каждое сказанное слово, но достаточно конкретно описывая ситуацию.

Скажите, пожалуйста, можно ли во время исповеди обращаться к Богу на "Ты" или надо говорить о Господе в третьем лице, обращаясь к священнику? Спаси Господи! Анна.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анна!

Каемся мы перед Богом, а священник является посредником между Богом и человеком. Исповедуемся мы Богу, но говорим со священником, который принимает исповедь.

Много споров по поводу причащаться или нет в День Пасхи. В Великий четверг вечером будет последняя исповедь перед Светлой Пасхой. Вопрос в том, что если не получится попасть на исповедь в Великий четверг, будет ли еще одна исповедь на ночном богослужении в Великую субботу? Спаси, Господи! Александр.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Александр! Бог Вас благословит!

В каждом приходе этот вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств. Но, безусловно, подробно исповедовать на Пасху нет возможности, поэтому постарайтесь исповедоваться заранее. В любом случае за окончательным ответом Вам нужно обратиться в тот храм, в который собираетесь прийти на Пасху.

Известны ли в церковной практике случаи записи на различные информационные носители исповеди? Имеет ли право исповедующийся человек, не ставя в известность священника, тайно вести запись своей исповеди? В целом, можно ли дать оценку подобным действиям? Спасибо. Марина.

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Марина!

Исповедь является тайной, хранение которой обязательно не только для священника, но и для исповедующегося. Тайная запись исповеди может быть расценена как человеческая непорядочность. Если к этому не побуждают какие-то исключительные причины, о которых Вы ничего не пишете. При желании записать исповедь, священник обязательно должен быть поставлен об этом в известность и дать на это свое благословение.

Меня больше года мучает смертный грех, который я совершила по отношению к своей семье. Постоянно посещают мысли, что Господь не простит мне его или, если простит, то я или мои дети должны будут понести страшное наказание. Я уже исповедовала его, но всё равно мучаюсь душой. Что мне делать? Как жить спокойно? Никаких сил нет, постоянно плачу. . .
Благодарю заранее за помощь. Екатерина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Екатерина!

Такое случается, люди продолжают мучиться после исповеди. Обычно такое случается, когда исповедь бывает не совсем искренней или полной. Я думаю, что Вам стоит пойти в храм и лично поговорить со священником, рассказать о проблеме и попросить совета. Заочно, посредством интернета, очень сложно Вам помочь.

Вы знаете, меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет.

Отвечает священник Антоний Скрынников:

Здравствуйте, Любовь!

Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти.
Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди.

Каждому ли нужен духовник (или, правильнее, духовный отец) и зачем? Ольга.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ольга!

Духовник необходим христианину. Причин тому много. Для новоначального, только начинающего жить духовной жизнью, духовник служит проводником, который не даст заплутать, может предостеречь от многих опасностей и сложностей. Духовник является и наставником, помогающим в духовном росте и развитии. Также духовника сравнивают с врачом, который врачует духовные недуги. О необходимости иметь духовника пишут многие святые отцы.

Как часто надо исповедоваться? А если некоторые моменты жизни никак не могу высказать Батюшке, но они меня гложут, как себя пересилить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!

Частота исповеди зависит от напряженности духовной жизни, вопрос этот для каждого человека решается индивидуально. Как правило, исповедоваться и причащаться советуют не реже 1 раза в 3-4 недели, но это лишь самый приблизительный ориентир. Как часто стоит исповедоваться Вам, решите в личной беседе со священником, у которого исповедуетесь. Для исповедания некоторых грехов, действительно, требуется определенное духовное мужество. Молитесь, просите Господа о помощи. Возможно, Вам поможет письменная исповедь - напишите то, в чем хотите покаяться, и дайте прочитать записку священнику, это допустимо. «Волшебного» способа преодолеть себя не существует - только самопонуждение, молитвенное и духовное усилие могут Вам помочь. Дай Бог Вам сил!

Я покрестился 2 года назад, на исповеди не был. Теперь, чувствую, что просто необходимо. Грехи описываются со времени крещения? Или за свою всю жизнь? На нескольких исповедях. Подскажите, пожалуйста! С уважением, Владимир.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Владимир!

При Крещении человеку прощаются все совершенные ранее грехи, поэтому каяться в них не нужно. Исповедовать необходимо грехи, совершенные после Крещения, но, если совесть Ваша неспокойна, расскажите об этом священнику.

Здравствуйте! Пожалуйста, разрешите вопрос. Можно ли исповедоваться без подготовки (1-3-дневного поста и вычитывания канонов), если уверена, что причащаться не будешь именно после этой исповеди. Или нельзя? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Да, исповедоваться можно без предварительного поста и чтения особых молитв. Напомню, однако, что сейчас идет Великий пост, который необходимо по мере сил соблюдать.

Хочу исповедаться первый раз, но меня очень волнует следующий вопрос: мы с мужем не венчаны. Повенчаться хотим этим летом. Поминаю, что это не повод откладывать исповедь до лета. Как мне быть в такой ситуации? Екатерина.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Екатерина!

Не смущайтесь, Церковь не считает зарегистрированный брак грехом, даже если этот брак не венчан. Поэтому нет никаких причин откладывать исповедь и причастие до лета. Сейчас приближается Великий Пост - время сугубого покаяния. Желаю Вам не откладывать исповедь, а воспользоваться этим благодатным периодом церковного года.

Здравствуйте. В последнее время приходит осознание того, как много я нагрешила в своей жизни, недавно еще и сделала аборт. Не могу больше так жить, нет мне оправдания. Очень сильно во всем раскаиваюсь, на душе камень. Подскажите, пожалуйста, что мне нужно сделать, простит ли меня Господь, если я покаюсь во всем содеянном? Не хочу после смерти попасть в ад, ведь по сути я человек не плохой. Спасибо. Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина!

Искренне рад, что Вы осознали тяжесть совершенных грехов и раскаиваетесь в них. Господь прощает нам грехи, в которых мы искренне каемся. Начать Вам нужно с исповеди в храме, прислушайтесь к советам священника, который будет принимать Вашу исповедь. Если он сочтет необходимым дать Вам епитимью, приложите все усилия к тому, чтобы ее исполнить, и впредь старайтесь не допускать в своей жизни тяжких грехов. Помните, что Господь любит каждого человека, и всем нам желает спасения. Но спасаемся мы не своими «заслугами», а милостью Божией. А мы все - грешные, но это вовсе не то же самое, что «плохие». В каждом человеке есть образ Божий, и нужно понимать, что все наши «хорошие» стороны - от Бога. Но мы грешные, все искажаем образ Божий своими грехами, и потому должны каяться в своих грехах и все нуждаемся в милости Божией. Слово «покаяние» по гречески звучит как «метанойя» и означает «изменение сознания». Каяться необходимо так, чтобы суметь измениться, чтобы даже мысль о повторении греха была для нас недопустимой. Молитесь, кайтесь и не отчаивайтесь в Милости Божией! Помоги Вам Господи!

Как правильно каяться? Верно ли я понимаю, что нужно рассказать всё, что было совершенно и теперь мучает? И в любой церкви это можно сделать? Ксения.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ксения!

Каяться надо в тех грехах, которые Вы за собой заметили. Это можно делать в любом храме, но желательно со временем найти духовника - священника, которому Вы будете регулярно исповедоваться, и который станет Вашим руководителем в духовной жизни.

Никак не могу наладить духовную жизнь. С домашней молитвой как-то начало проясняться после 4,5 лет хождения в церковь. А вот с регулярным причастием беда. Думаю: зачем буду готовиться, стараться, если в принципе я в церкви никому не нужна. Все упирается в равнодушие священников. Они только исполняют свою работу, их не интересует духовная жизнь паствы, отдельной личности. Исповедь или рано-рано утром, или во время службы. Все действия священнослужителей направлены на сбор денег. Один формализм, ничего живого. Читала массу статей об исповеди, причастии. Есть дельные советы, но статьи исходят из того, что ты приходишь к добросовестному и умному священнику. У нас в Казани большинство — халтурщики. Раскрывать перед ними душу — осадок остается, чувство досады. Такая психологическая коллизия. Что посоветуете, кроме терпения?
Спасибо. Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Приходя в Церковь, мы приходим не к тому или иному священнику, хорошему или плохому, мы приходим к Богу, ко Христу. Именно к Нему мы обращаемся в молитве, с Ним соединяемся в Таинстве Причастия, Он отпускает нам грехи, врачует нашу душу, направляет нашу жизнь. И Ему каждый из нас и нужен, и ценен, и дорог. Помните, что ради Вас Господь пришел на землю и принял крестную смерть. Вас Он любит и Вам желает спасения. Поэтому первое, что я могу Вам посоветовать, это искать в церкви не внимания от священника или прихожан, а встречи с Господом. И в таинствах христианин участвует не для того, чтобы стать кому-то нужным - таинства нужны Вам, в них Вы получаете Божию благодать, поддержку Ваших духовных сил, исцеление духовных болезней.
Далее Вы пишите, что исповедуетесь и причащаетесь нерегулярно, но при этом хотите, чтобы священник уделил Вам особое внимание. Но ведь нельзя руководить духовной жизнью человека, которого не знаешь и видишь нерегулярно. В таких случаях очень трудно дать какой-то совет. А иногда священник и старается дать совет, но собеседник не готов его услышать, а потому обижается на священника. Кроме того надо помнить, что исповедь - это покаяние в грехах, и, как правило, нет необходимости на исповеди описывать те причины, которые в наших глазах являются «смягчающими обстоятельствами». Господь лучше нас знает все смягчающие обстоятельства, но грех остается грехом, и нам на исповеди нужно в нем каяться. Когда нужно что-то уточнить - священник сам задаст вопрос. Но зачастую на исповеди приходится слышать жалобы на скверный нрав родных и близких, невыносимые условия на работе и тому подобное. А цель исповеди - не «душевно» побеседовать с батюшкой, а принести Господу покаяние в грехах и получить от Него прощение.
Ну и последнее, о чем я хотел бы Вам сказать. Попробуйте не ждать, что Вы станете кому-то нужны, а самой стать нужной ближним. Предложите свои силы для каких-то приходских мероприятий, выделите время для посещения больных, престарелых, детей-сирот, словом, окажите сами кому-то внимание и милосердие. Только не ожидайте чего-то «взамен», а просто попробуйте стать полезной кому-то рядом. Чувство ненужности и оставленности очень быстро пройдет, уверяю Вас.
Если же у Вас возникают какие-то вопросы, на которые Вы не можете найти ответа, пишите нам, постараюсь ответить на Ваши вопросы.

Здравствуйте! С некоторых пор после исповеди меня мучает один вопрос. Если женщина сделала аборт и раскаивается в этом (исповедь и свечи за упокоение души нерожденного ребенка), то Бог прощает этот грех, а как это влияет на мужчину, который тоже принимал участие в зачатии (мужчина не исповедуется и не верует)? Заранее благодарна за ответ. Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Раскаяние женщины никак не влияет на мужчину: каждый отвечает перед Богом за свои грехи. Так что и мужчине нужно принести покаяние, или он будет отвечать за свой грех перед Богом.

Может ли человек не грешить?

В соленом море живет рыба, и она не соленая. В миру - человек, он может жить и не осаливаться - не грешить. Есть же люди, которые свято живут... Но наша святость, конечно, относительная. Сказано: "Один Господь безгрешен" (0ткр.15,4), а мы люди - грешные. Но грех греху рознь. Есть тяжелые грехи, есть мелкие, есть телесные, душевные, мысленные... Главное - осознавать свое недостоинство пред Богом и стараться жить по заповедям, никого не осуждать, себя не превозносить...

Кто грешнее - Адам или Ева? Мужчина или женщина?

Нельзя так ставить вопрос, есть мужчины и женщины грешные, есть и святые... Многие почему-то считают, что женщина грешнее потому, что Ева соблазнила Адама на грех. Мы в решение женщинам скажем... Да, грех в человека вошел через Еву, она дала вкусить запрещенный плод Адаму. Но, давайте разберемся: кто из них сильнее согрешил? Кто претерпел больший искус? Кто искусил Еву? Высший ангел, который у Престола был и многие тайны от Бога знал; он хоть и падший, но все же ангел. Она не смогла перед ним устоять. Он ее прельстил: "Сорвешь запрещенный плод и будешь все знать, будешь, как Бог". А Адам послушал немощнейший сосуд - Еву. Муж доверился жене и вкусил плод. Напомним, что и спасение пришло через жену - Деву Марию - Чистейший Сосуд, в Нее вместился Невместимый Бог...

Пред Богом все равны - и мужчина, и женщина. Пред Богом нет ни мужского, ни женского пола, и на небе все святые люди будут в обновленной плоти, подобно ангелам.

За что Господь наказывает?

Господь - полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает. Слово "наказание" имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно - не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался - на него заводят дело в милиции. Украл что-то - то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

У моей знакомой маленький сын лунатик - страдает сомнамбулизмом. Что это - бесовская одержимость или психическое заболевание?

Человек, когда совершает грех, он ранит свою душу, становится душевнобольным. Раньше, до XX века, у нас психиатрических лечебниц не было. Для больных душой были храмы и монастыри. Когда человек совершал грех, он приходил в церковь, каялся, соборовался, причащался и получал душевное исцеление. Но как только закрыли храмы и монастыри, сразу стали открывать психбольницы. Если ребенок больной, значит родителям надо проверить свою жизнь; значит, надо во всех грехах покаяться, повенчаться, вспомнить все. Если ребенку 10-15 лет, его надо поисповедовать, можно пособоровать, причастить, а родителям молиться. Все взаимосвязано. Не только родители, но и все ближние, братья, сестры должны покаяться, повенчаться, жить в мире, стать церковными людьми. Семья - это единое тело. Заболел один член - все мучаются.

Когда люди грешат, то страдают не только сами, но и природа. Как-то в начале лета был ураган. Не связываете ли Вы это событие с нашими грехами?

Когда люди начинают кощунствовать, открывают сатанинские храмы, начинают служить диаволу, тут сама природа уже не может терпеть. В Москве такой ураган Прошел, что и деревья вырвал, больше сорока тысяч деревьев пострадало. Это Божье предупреждение. Народ должен прийти к Богу, раскаяться, начать своей жизнью служить Ему. Иначе можем плохо кончить. Сам Господь через стихийные бедствия призывает нас к покаянию и к чистой жизни.

Был смерч и в Иванове. Этот город особый, город первых советов, а мы говорим - и последних. Конечно, нужно было расплатиться за эти страшные грехи. Ведь отсюда вся зараза пошла по стране. Потому было попущено это бедствие. Я слышал цифру - десять тысяч человек пострадало.

Скорбями, смерчами, наводнениями Господь призывает нас к покаянию, исправлению нашей жизни.

Как обрести терпение? Как бороться с грехом, если он жалит непрестанно, безнаказанно?

Это очень ценно, что человек намеревается вести борьбу. Бывает, человек так обуреваем пороками, страстями и они так сильно мучают его, что он начинает преступать заповеди Божий.

Представьте себе: человек сорвался со скалы. Если он не успеет зацепиться за камень, то и полетит вниз. Точно так же все устроено и в духовной жизни. Если человек

сорвался в одном искушении, то есть совершил какой-то грех, ему сразу же надо покаяться перед Господом. Иначе этот грех, как снежный ком, притянет к себе другие страсти, другие грехи. А пока не попал на исповедь, должен просить у Господа: "Боже, милостив буди мне грешному! Прости меня и помилуй! Согрешил я, преступил Твою заповедь! Господи, прости и помилуй меня!" И при первой возможности, надолго не откладывая, пойти на исповедь к священнику, принести покаяние.

В чем ценность исповеди? Когда мы приходим и каемся, жалуемся Богу на дьявола, искусившего нас, нападающего на нас, Господь запрещает ему вводить нас в соблазн. Господь знает: то, что мы раньше не видели в себе, нашли, обнаружили порок в своей душе, покаялись в грехе, сознались перед Ним, и Он по великой Своей милости прощает нам нашу нечистоту, наш грех и дает благодатную силу на борьбу с этим грехом.

Терпение - наш первый помощник в борьбе со страстями. Первый раз человеку тяжело собраться с духом и отказаться от своего намерения согрешить. После покаяния он снова может пасть, и тогда ему снова нужно каяться. И так до тех пор, пока придет время и человек полностью избавится от этой страсти. В падениях особенно важны молитва и сердечное сокрушение.

Великий русский писатель Ф.М.Достоевский был глубоко предан Православию. Однако у него была слабость - страсть к игре в рулетку. Он ездил за границу и там играл. Никак не мог от этой страсти избавиться. Но однажды утром проснулся, почувствовал полное отвращение к игре. Господь его помиловал и освободил душу от пагубной азартной страсти. Почему? Потому что он постоянно каялся в своей слабости.

Нам надо научиться терпеть себя, не унывая, не отчаиваясь, и постоянно трудиться над собой: "Добрые дела, труд все в жизни перетрут".

Человек на исповеди постоянно кается в одних и тех же грехах. Грехи он ненавидит, борется и все равно повторяет. Что еще сделать, чтобы их победить?

Самое главное, чтобы человек грех возненавидел. Это - самый центр! Если мы грех не любим, то мы от него быстро избавимся.

Господь нас благословил многими дарами, например, дал нам дар гнева. Слышите? Дар! Для того, чтобы мы гневались против диавола, против злых духов, чтобы крепко стояли в их нападениях. А мы этот дар извратили: согрешаем, гневаемся против ближнего. Дан нам дар ревности по Богу. А мы ревнуем не святость, а ближнего. Это есть грех. Нам дана жадность как дар жажды по Богу, ко всему святому, а мы жадны до прелестей земных. Нам надо исправляться и, главное, грех ненавидеть.

А для этого нужна решимость. В юности блаженный Августин никак не мог избавиться от одного греха, и только, когда он стал зрелым духовным мужем, он понял, почему грех его не оставлял. Ему не хватало решимости, искреннего желания освободиться: "Я молился, просил избавить от греха, а в глубине души как бы говорил: "Избавь меня, Господи, от греха, но не сейчас, попозже. Сейчас я молодой, хочу пожить". Вслух эти слова не произносил, а где-то в сознании эта мысль была".

Стыжусь некоторые свои грехи произнести перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Он с меня те грехи, которые я перед Ним называю?

Конечно, мы постоянно должны каяться пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви - Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от апостолов.

В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы мы не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.

Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".

Когда человек свободно говорит свои грехи, не заглаживает их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.

Грехи не надо складывать в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Когда покаяние настоящее, легко и человеку, и священнику. И "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лк.15,7). Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.

Если же мы раньше утаивали постыдные грехи, сознательно замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются недействительными, таинство не совершалось. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех - утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.

Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь иимущество ?

О страховании жизни не могу дать совета, – пишет преп. Амвросий Оптинский , – нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляются неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обеспечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обеспечению – заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся прило жатся вам.

Что делать в случае, если не хочется ко му-либо подавать милостыню (отталкиваю щая внешность, настроение плохое, т. е. при чина, не уважительная для отказа)?

Подать, но немного, чтобы не было скупости.

Не грешно ли помогать собственным детям? Может быть, этим я их избалую?

Отец и мать будут в ответе пред Господом, ес ли не станут заботиться о своих детях и об их бу дущем.

Когда отец и мать усердно работают и хотя бы какие-то деньги откладывают «на черный день», чтобы помочь в важнейшем детям своим, это – не только не грех, но они и призваны так посту пать, потому что те родители, которые не забо тятся о детях, – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Боже ственный Промысл или для пустых целей.

Обеспечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями, то детей, разумеется, ждет Божественная помощь. Но ро дители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы.

Родители должны и жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» все, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорб ляющими друг друга, ведущими плохие разгово ры, то они, как чистые кассеты, «записывают» все это в себе. И, когда придут в возраст, сами того не желая, наследовав от родителей все страстные состояния, начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слыша ли от родителей.

Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям, – сделать их приемниками своей доброты. И для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители имеют любовь между собой, благородно разговаривают, разум ны, радостны, смиренно молятся и т. п., то тогда, как «копирка», он отпечатывает это в своей душе.

Очень многие родители, весьма любящие сво их детей, некоторым образом их портят, не пони мая, к сожалению, какой вред наносят им, на пример, тогда, когда мать, по чрезвычайной плотской любви, обнимая и целуя ребенка, говорит ему: «Какой хороший у меня ребенок, самый лучший в мире ребенок» и т. п. Малыш, однако, весьма рано (в возрасте, когда не может еще этого осознавать) приобретает, против желания, высо кое мнение о себе и, естественно, перестает испытывать нужду в благой силе Божией и не умеет ее просить. Так созидается в душе ребенка высоко мерие, и весьма многие уносят его с собою в гроб, потому что не могут от него отделаться.

Зло – в том, что первыми принимают удар этого высокомерия сами родители, поэтому они и должны быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не только за себя, но и за своих детей. Правда, и у родителей есть «смягчающее» обстоятельство, поскольку и они «наследовали» от родителей. Однако они не оправдываются, потому что в сознательный пери од не позаботились это «наследие» отбросить.

Да, они «наследуют» нечто, но они не должны обвинять за это родителей, т. к. самовластны. И, если захотят и не станут любить «наследие», смо гут его отбросить.

По моему мнению, более достоин похвалы тот, кто оказался «наследником» злого. Невольно и усиленно подвизался отбросить злое, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовал от родителей благое и не принуждал себя сохранить это, потому что один обрел все приуготовленным и «убранным», в то время как другой подвизался сам приуготовить благое. Суд Божий примет сие на вид, если, к примеру, отец у ребенка вор и бу дет учить дитя воровать – и тот станет в конце концов вором, поскольку не имел доброго произ воления и принял на себя «наследие» отца. Тако го ребенка Бог будет судить в какой-то мере со снисхождением, видя, что такую судьбу тот обрел как «наследие» от родителей, когда был еще маленьким и не отличал добра от зла.

Итак, благочестие детям нам нужно давать, так сказать, с молоком матери, а не с твердой пи щей, потому что, когда дети еще малы, они подражают родителям, они «списывают» с родителей, как на незаписанную кассету. Именно тогда нужно позаботиться, дабы дети «заполнили» кас сету добротой и любовью. А когда дети подрас тут, нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожностью, как, например, когда мы заводим часы. Если ослабевает пружи на, мы заводим часы постепенно, т. к. есть опасность сломать их и часы тогда станут бесполез ными. Мы обязаны осторожно, по-доброму объ яснять ребенку, по какой причине нельзя делать так-то и почему надо делать так-то.

Очень помогает воспитанию детей, когда роди тели считают себя ответственными за все про ступки детей, поскольку находят свою собствен ную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бро сает сокрушенным родителям «спасательный круг» для спасения, что, кстати, спасает и непу тевых детей (старец Паисий Святогорец ).

По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Святых Тайн?

«Перестанем судить и осуждать ближнего , и мы не будем бояться хульных помыслов», – от вечает нам святой Иоанн Лествичник . Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыс лах, если он с ними не соглашается, должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания.

Но иногда от нашествия хульных помыслов не можешь взглянуть на икону! Как же тогда молиться?

Чтобы помыслы меньше стужали тебе, мо жешь изредка только взглядывать на иконы, – говорит преп. Амвросий Оптинский , – но дол жно знать, что иконы – только для глаз внеш них, и потому, стоя на молитве, мы должны по мнить, что предстоим пред Богом. Икону же во ображать в уме ни в каком случае не следует.

Можно ли, когда идешь в храм, брать ка­ кие-либо предметы из дома (бутылки для святой воды, продукты на канун и т. п.) из рук женщины (жены), которая в нечистоте? Можно ли вообще перед службой прикасаться к человеку, если он в нечистоте, особенно ес ли собираешься причащаться? Читал, что да же тело усопшего женщина в нечистоте омы вать не должна, т. к. эта нечистота якобы передастся церковным предметам и осквер нит их. Так ли это? Слышал, что у ветхоза ветных евреев даже было положено в этот период удаляться от общества?

Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.

Можно ли молиться при ходьбе или лежа в по стели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транс порте?

Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться греш но, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то – сидя, с благоговением. В обществен ном транспорте лучше читать Псалтирь.

Святой небесный покровитель и Ангел хра нитель – одно и то же духовное лицо или разные ?

Два лица: святой покровитель – это тот свя той, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.

Если Крещение совершалось священником, но за неимением возможности, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещи ваться, когда такая возможность появи лась?

Крещение через обливание уже совершено, по этому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше даже было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимени ем священников.

Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия ») ?

Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.

Следует ли менять место постоянного жите льства без крайней нужды, по прихоти?

Говорили старцы: древние отцы не скоро пере селялись с места жительства своего; если же пе реселялись, то по следующим трем причинам:

1) если кто гневался на них напрасно и они не мог ли примириться с ним при всем стремлении к примирению;

2) если их многие прославляли;

3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли мес то своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели).

Как правильно относиться к невольному греху, особенно если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?

Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех ско лько лет нести епитимию. Надо стараться его за глаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.

Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответст венности за него?

Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере – не хотят знать. Посему в Еванге лии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться.

Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, т. е. «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случиться так, как говорил оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь – непо лезное и услышишь».

Инструкция

Важно понимать, что сами мы не можем искупить никакой свой грех. У нас есть Искупитель, принявший на Себя все наши грехи. Мы можем только просить Его милости, чтобы он простил нас, в очередной раз нарушивших Его заповеди и Его волю. Прощение мы получаем через раскаяние и своих грехов. Прелюбодеяние – один из смертных грехов. Святой Иоанн Златоуст считал, что прелюбодеяние – более тяжелый грех, чем всякой разбойничество, потому что прелюбодей не только оскверняет свое тело и душу, но и крадет у других то, что дороже всякого сокровища – любовь и супружество. Поставьте себя на место , узнавшего супруга, поймите его боль и душевную муку. Это необходимо для того, чтобы впредь удерживаться от подобного греха.

Чтобы получить прощение, нужно обратиться к и исповедаться ему не только в грехе прелюбодеяния, но и в остальных грехах, которые накопились у вас, как и у любого человека. Подумайте хорошо, в чем вы еще грешны, составьте ваших прегрешений, вольных или невольных. Если вы хотите очиститься, то после исповеди очень хорошо принять Причастие. До Причастия нужно поститься, как минимум, три дня.

Утром и перед сном читайте молитвенные . Если есть возможность, лучше идти , накануне Причастия, чтобы во время утренней Божественной службы не отвлекаться от молитвы. Очень трудно будет рассказывать священнику о своих грехах, но сделать это необходимо, потому что нераскаянный грех останется непрощенным. Не нужно в подробностях рассказывать о своих похождениях, если только вам не нужен совет в какой-то конкретной ситуации. Достаточно сообщить, что вы прелюбодействовали, обманывали супруга и вовлекли в обман и других людей. Если у священника будут вопросы, отвечайте на них максимально честно – помните, что ложь и утаивание на исповеди добавят тяжести к вашим уже совершенным грехам.

После получения разрешения от грехов запомните момент стыда, когда вы рассказывали в рясе о своем падении, и представьте, насколько мучительнее будет стоять перед Господом и Ему отвечать за свои деяния. Старайтесь избегать в дальнейшем любой ситуации, которая может привести вас к новому падению.

Полезный совет

Помните, что не только физическая измена, но и попытка совратить несвободного человека - грех перед Господом и людьми.

Источники:

  • Что такое прелюбодеяние?

Грех – это нарушение заповедей, данных Богом. По словам диакона Андрея Кураева, грех – рана, которую человек наносит своей душе. Человек несет ответственность за свои грехи, и лишь дети до семи лет считаются безгрешными, так как не могут полностью осознавать свои поступки.

Инструкция

Уверовать - возложить всю свою надежду на Господа Иисуса Христа. Необходимо помнить, что Иисус Христос умер на Кресте за все наши грехи и приобрел для нас дар вечного спасения. Милосердие Божие бесконечно: «призови Меня в день и Я избавлю тебя» (Псалом 49:15).

Исповедь – это великое Таинство, в котором кающийся очищается от грехов самим Господом Иисусом Христом. Как учит Святое Писание: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1-е послание Иоанна, гл.1, стих 8). Необходимо знать, что упоминания своих грехов в домашней молитве недостаточно, так как право разрешать грехи людей Господь дал только апостолам и их преемникам – епископам, священнослужителям.
К Исповеди необходимо подготовиться заранее: необходимо помириться с ближними, попросив прощения у тех, кого обидели. Желательно прочесть литературу о Таинстве Исповеди и Причащения и вспомнить все свои грехи (иногда, чтобы не забыть, их выписывают на отдельный листок). Вечером дома три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу . Можно пользоваться молитвословами, где есть эти три канона.

Исполнить епитимию, назначенную священником. Иногда священник может наложить на кающегося епитимию как в борьбе с . В качестве епитимии может выступать усиление молитвенного правила, запрет на Причащение в течение определенного времени, пост, паломничество к Святым местам, милостыня и т.д. К этому нужно отнестись как к воле Божией, предназначенной для врачевания души. Епитимия требует обязательного исполнения. В случае, если по каким-либо причинам выполнить епитимию невозможно, необходимо обратиться к , который ее наложил.

Полезный совет

Чтобы исповедоваться, необходимо обратиться в храм и узнать, в какое время совершается Таинство Исповеди.

Понятие греха можно определить как нарушение личностной целостности, гармонии. Каких бы взглядов вы ни придерживались, какую религию бы вы ни исповедовали, преступая нравственные законы, вы прежде всего наносите вред самому себе. Если вы испытываете мучения от сознания совершенного греха , и задаетесь вопросом искупления греха блуда , постарайтесь не впадать в отчаяние. Подумайте, чей совет будет для вас авторитетным, и далее следуйте ему, чтобы вновь обрести душевный покой.

Инструкция

Прежде чем прибегнуть к помощи авторитетов, определите для себя, в чем суть вашего греха . Четко сформулируйте то ваше действие, которое сейчас приносит ощущение вины. Ответьте на следующие вопросы: «Кому еще, кроме себя, навредили ваши действия?», «Как можно было бы избежать этого?», «Что нужно сделать в будущем, чтобы ошибка не повторилась?». Запишите ваши ответы на бумаге, это поможет избежать туманных формулировок. Подобный анализ важен для того, чтобы разобраться в ситуации и наметить пути ее исправления. Бумагу можете сжечь как акт «прощения себя».

Молитесь Господу, Божьей Матери, читайте «Покрову», если вы воспитывались в вере. Приносить покаяние нужно через священника. Церковные каноны различают блуд . За блуд отлучаются от Причастия до 7 лет, а за прелюбодеяние - до 12. Не ищите сердобольных батюшек, которые дадут епитимью на две недели и уже толкают к Причастию.

Ищите иные , если вы приверженец другой веры. Обратитесь за помощью к психологу, если вам это больше подходит. Возможно, вам нужно поговорить с кем-то из близких людей, кто сможет понять и поддержать, чтобы вы не отчаивались. Будде приписывают слова: «Каждый сам себе прибежище, кто еще может быть прибежищем?». Но нужна ясность взгляда, чтобы продолжить свой путь.

Христианство признает две формы организации личной жизни: брак и безбрачие (целибат). Если случился такой грех, искать ответа как искупить - неверно. Господь сказал: покайтесь. Не сказал: искупите.

Инструкция

Покайтесь в душе и осознайте греховность блуда. Покайтесь любимому человеку, ели вы совершили грех блуда по отношению к нему. Честно расскажите ему о причинах, приведших к блуду, о ваших чувствах, переживаниях, эмоциональном состоянии. Извинитесь перед ним и всячески пытайтесь вновь завоевать доверие и любовь того, от кого вы блудили. Не поддерживайте никакой связи с человеком, с которым вы согрешили и старайтесь не допускать даже намека на то, что вы можете еще раз совершить этот грех. Ведите себя достойно, прилично, не давайте даже малейшего повода вашему любимому человеку усомниться в искренности вашего раскаяния. Но при этом никогда не позволяйте себя унижать, не терпите издевок моральных или физических наказаний.

Постарайтесь объяснить, что вы полностью осознаете совершенный вами и грех и готовы искупить его. Акцентируйте внимание на том, что вы честно признались в блуде и теперь раскаиваетесь в совершении такого поступка. Напомните своему любимому человеку, что вас постоянно наказывает ваша совесть, что она не дает вам ни на секунду забыть о совершенном вами грехе.

Сходите в церковь, если вы хотите искупить грех блуда перед Богом. Исповедуйтесь священнику, не утаивайте ничего, расскажите все, как было, не приукрашайте свой рассказ и не пытайтесь добиться его понимания. Покайтесь священнику всей душой и осознайте всю греховность блуда. Никогда впредь не блудите, воздерживайтесь от искушений и совершения греховных поступков. Начните жить правильной человеческой и христианской жизнью, чаще исповедуйтесь и живите по церковным законам. Не допускайте отчаяния, которое также является очень большим грехом, у источников которого стоит человеческая гордость. Узнайте у священника порядок причащения и обязательно начните постоянно причащаться.

Измены нередко влекут за собой расставания. Однако, если ваш любимый человек простил вам подобный поступок, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы искупить свою вину. Ни в коем случае нельзя думать, что если вы добились прощения, то на этом ваши усилия окончены. Впереди еще много работы.

Инструкция

Попросите прощение за свой поступок. И обязательно честно объясните, почему вы так обманули доверие своего партнера. Очень важно искренне раскаяться и показать это любимому человеку. Продемонстрируйте, что вы столько же сожалеете о том, что изменили, сколько переживает обиду обманутый. Дайте высказаться. Пусть лучше ваш партнер закатит скандал, выскажет свои мысли, чем это будет копиться внутри и однажды выплеснется наружу.

Постарайтесь поднять самооценку любимого человека. Имейте ввиду, что ваша измена воспринимается партнером как то, что вы сравнили его с кем то и выбор оказался не в его пользу. Поэтому именно сейчас вы должны внушить любимому, что он самый лучший на свете, красивый, интересный и загадочный. Особенно это принципиально для женщин. Восхищайтесь, делайте побольше комплиментов. Только делайте это искренне. Ведь, если вы пытаетесь сохранить отношения - значит любимый человек для вас действительно особенный. Поэтому не забывайте почаще напоминать ему об этом.

Верните доверие в ваши отношения. Без этого вряд ли что то получится. Только не думайте, что сделать это так же просто, как было потерять его. Еще довольно длительный промежуток времени ваш партнер будет ждать от вас подвоха и предательства. Сведите к минимуму свое общение с противоположным полом. Старайтесь быть полностью открытым с любимым человеком. Даже в мелочах ведите себя честно и ничего не утаивайте. Не прячьте телефон, не закрывайте перед носом партнера свою почту. Не давайте даже малейшего повода для подозрений. И чаще обещайте что то и сдерживайте свое слово. Это убедит любимого, что вы всегда говорите правду.

Демонстрируйте свою любовь. Не ленитесь преподнести подарок или сделать приятный сюрприз. Внесите новое дыхание в вашу любовь. Свежие эмоции постепенно заместят чувство обиды и ваши отношения начнут налаживаться. Но будьте готовы к тому, что этот проступок еще долго будут припоминать вам. К сожалению, забыть предательство еще сложнее, чем простить его.

Полезный совет

Постарайтесь больше никогда не обманывать любимого человека. Если вас однажды простили, вовсе не значит, что так будет всегда.

Грехом в православии называется серьезный проступок человека, ведущий к погибели человеческой души, невозможности вечной жизни в царствии бога. Почти все грехи можно искупить на исповеди.

Непростительный грех

Существует один грех, который навсегда закроет дверь в царствие бога - выражение недовольства и осуждение его действий. Православному христианину следует всегда помнить об этом и не совершать фатальной ошибки. Этот грех называется гордыней и считается первородным. Согласно Библии, Люцифер был изгнан с небес на землю именно из-за того, что дерзнул выражать недовольство существующим порядком.

Другие грехи

Всего существует 7 смертных грехов. Гордыня входит в их число. Они называются смертными, так как губят жизнь души. Если человек совершает серьезные проступки слишком часто, он может навсегда отдалить себя от бога и своего истинного пути. В таком случае ему остается лишь уповать на божью милость и всепрощение.

Жадность - сегодня наиболее распространенный грех. Человек настолько поглощен своими материальными благами (или их отсутствием), что забывает о своей душе, о том, что он несовершенен и ему необходимо полагаться на помощь и милость бога. Жадность усугубляют "грязные" деньги, которые человек заработал нечестным путем.

Блуд - еще один распространенный грех. Иногда животное начало человека берет верх над его духовными устремлениями, и человек пускается во все . В даже взгляд на женщину считается . Сквернословие, чтение и просмотр порнографических материалов также считается греховным.

Зависть считается греховной лишь в том случае, если она доводит до причинения зла ближнему. Это так называемая "черная" зависть. Она чем-то напоминает гордыню, так как человек, завидуя кому-либо, также выражает недовольство существующим порядком вещей, который установлен богом.

Уныние приводит человека к депрессии, а иногда и к самоубийству. Все начинается с того, что человеку попросту лень делать добрые дела и устраивать свою жизнь. Это постепенно переходит в то, что человек перестает испытывать страх перед богом и полагаться на него.

Гнев затуманивает разум человека и полностью овладевает им. Из-за него человек способен на все, лишь бы избавиться от этого неприятного чувства. Нередко на почве гнева совершаются распри и убийства. Разумеется, дело не всегда заканчивается рукоприкладством, но ненависть и между людьми обязательно остается.

Чревоугодие выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, а также несоблюдении предписанных постов.

Источники:

  • смертные грехи
  • грехи в православии

Мастурбация или рукоблудие с древнейших времен воспринималось как занятие греховное и осуждаемое. Однако современная статистика утверждает, что мастурбируют хотя бы один раз в своей жизни 99% мужчин и более 80% женщин. Медики в один голос говорят, что такая разрядка полезна и для физиологии организма и для психики. Церковь чаще всего обходит такие темы стороной, а в священных писаниях информации по этому вопросу крайне мало.

Мастурбация в Библии

Термин «онанизм» произошел от имени героя ветхозаветного мифа Онана. Его старшему брату Иру Господь повелел взять в жены Фамарь, однако тот вскоре умер, так и не дав потомства. Жена перешла по наследству к Онану. Молодой человек должен был продолжить род брата. То есть первый ребенок мужского пола, родившийся от Онана, должен был считаться сыном умершего Ира. Такая перспектива Онана не впечатлила, и в первую брачную ночь он «излил семя на землю», чтобы предотвратить зачатие. Однако, скорее всего, здесь речь идет не о , а о прерванном половом акте.

Вероятно, в те времена мастурбация и способы предохранения от нежелательной беременности были понятиями тождественными, т.к. не приносили желаемого результата – детей. Господь сильно разгневался, ведь он пообещал, что именно из этого рода должен произойти Мессия. В наказание он поразил несчастного молнией. Больше нигде ни в Ветхом, ни в Новом Завете об этом занятии ничего не говорится. Из чего можно сделать вывод, что за всю историю человечества наказан был всего лишь один онанист и только лишь за то, что его семя попало не туда, куда было нужно богу.

Мастурбация в Средневековье

Христианская церковь, взращенная на фундаменте Ветхого Завета, чтила мифы еврейского народа и переняла многие их обычаи, касающиеся богослужения и праведной жизни. Долгое время онанистов никто не трогал, до них никому не было никакого дела. Но на смену относительно толерантному раннему христианству пришли средневековые священнослужители, которые во всех отношениях страдали максимализмом. Мастурбацию, петтинг, оральный секс, предохранение от беременности и даже самопроизвольные поллюции стали считаться греховными занятиями, и те, кто ими занимался, должны были подвергаться наказанию. Расправлялись с «рукоблудниками», чаще всего по доносу недоброжелателей, богобоязненных родственников, друзей и даже родителей.

Подростков, впервые уличенных в мастурбации, били по рукам палкой, накладывали епитимью и отпускали. Однако, если это не помогало, и молодые люди продолжали удовлетворять себя самостоятельно, ответственные родственники с помощью священников переходили со всем рвением к более радикальным мерам. В исторических мемуарах о средневековой жизни описаны случаи, когда за онанизм мальчикам отрезали головку полового члена, а девочкам прижигали каленым железом или вырывали щипцами клитор. Конечно же, эти действия сопровождались чтением псалмов и молитв для таких щекотливых случаев. О дальнейшей судьбе этих искалеченных детей не говорится ни слова, но, можно полагать, что мастурбация их больше не интересовала.

Мастурбация в современном религиозном мире

Расхожее заблуждение о том, что онанизм - преступление против природы, очень часто используют ретрограды и религиозные фанатики. И все же, мастурбация является весьма распространенным явлением в животном мире, что позволяет говорить о том, что она заложена в живых существах самой природой.

Православная церковь осуждает половую жизнь до брака, а также акты самоудовлетворения и мысленную похоть. Католические и протестантские священники, в большинстве своем, смотрят на это занятие снисходительно, если речь не идет о навязчивом онанизме. Кроме того, большинство православных и католических священников не осуждают взаимную супружескую мастурбацию, как акт прелюдии перед соитием, предпочитая не вмешиваться в эту сферу личной жизни паствы, если она не идет в разрез с духовными и общечеловеческими нравственными нормами.

В восточных же учениях к мастурбации подходят философски. Отдельные даже рекомендуют занятия онанизмом для достижения духовного просветления. Многие восточные культуры веками возводили прелюдию и секс в культ, и здесь взаимная мастурбация, а также самоудовлетворение играли очень важную роль.

В XXI веке единого мнения о мастурбации нет, есть лишь личное отношение отдельных священнослужителей к ней. Одни считают греховными и похотливые помыслы и , приравнивая последнее к половым извращениям, другие опираются на отсутствие прямых указаний в Священном Писании и заповедях, утверждают, что онанизм не считается грехом.

Когда человек принимает решение о самоубийстве, он не думает о том, что совершает страшный смертный грех. Жизнь - сокровище, которое даровал ему Господь. И отнять может только он. Однако бывают и особенные случаи добровольного ухода из жизни.

Зачем надо исповедоваться? Обязательно ли каяться перед священником? Неужели все люди — грешники? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в этой статье.

Исповедь - это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Исповедь - это не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему. Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай».

Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь - это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.

Зачем надо исповедоваться?

А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако о теле, которое живет временно, человек заботится, но еще более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души - это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди.

Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи.

Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь - это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

Покаяние и Исповедь - это одно и то же?

Покаяние - это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей - не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике на особом церковном Таинстве, во время которого кающемуся человеку посредством священника прощает грехи Сам Бог.

Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник - только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник - молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица - священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех - лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди - не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

Неужели все люди грешники?

«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). Все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев - не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

Что такое грех, как его уничтожить?

Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. Он имеет свойство от малого возрастать до великого. Грех ведет к вырождению, сокращению земной жизни, может лишить и вечной жизни. Первоисточником греха является падший мир, человек - проводник греха. Фазы вовлечения в грех следующие: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и желания исправления. Надо чистосердечно исповедоваться во всем, что осознается греховным, в чем обличает совесть и начать искупление грехов добрыми делами, выстраивать свою жизнь по Божиим заповедям, в послушании Богу, Церкви, духовному наставнику.

Что будет, если всю жизнь не исповедоваться?

Нельзя откладывать покаяние и ждать, когда на духовной одежде не останется светлого пятнышка: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.

При пренебрежении Исповедью грех будет угнетать душу и вместе с тем (после оставления ее Духом Святым) в ней могут открыться двери для проникновения темной силы и развития всевозможных страстей и пристрастий. Может наступить период вражды, ссор и даже ненависти к окружающим, что отравит жизнь и согрешившему, и его близким. Могут появиться дурные навязчивые мысли и чувства: у одних - непреодолимый страх смерти, у других - стремление к самоубийству. Могут возникнуть различные нездоровые физические и душевные проявления - например, припадки эпилептического характера или безобразные душевные проявления, которые характеризуются как одержимость и бесноватость.

Какой грех самый тяжелый?

Самый пагубный и тяжелый грех - это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, ибо в этом случае человек восстает против Самого Бога.

Отчего на Исповеди бывает бесчувствие?

Бесчувствие на Исповеди большей частью имеет своим корнем отсутствие страха Божия и скрытое маловерие.

Может ли Исповедь быть недействительной?

Исповедь бывает недействительна и даже оскорбительна для Господа, если на это Таинство идут без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрывают свои грехи, исповедуются без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения впредь исправиться. Некоторые умудряются иметь несколько духовников - с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому - другие. В этом случае, конечно, все подобные Исповеди не принимаются Господом.

Как подготовиться к первой Исповеди?

Подготовиться к Исповеди - значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.

Самоосуждение - вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости следует записать грехи (все свои нехорошие мысли, чувства и дела) для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства. Исповедь должна быть своя, а не переписанные из книги «подходящие» грехи и прочитанные священнику.

Желающему очистить свою совесть на Исповеди надо:

— иметь твердую веру и надежду на Бога;

— иметь сокрушение о том, что прогневали Бога;

— простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды;

— без всякой утайки объявить перед священником все грехи;

— положить твердое намерение впредь жить по заповедям Божиим.

Что должен знать желающий приступить к Исповеди?

При наличии законного таиносовершителя - православного священника - к Исповеди можно приступать в любое время и как можно чаще. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1–2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4–5 раз в год).

Исповедь - это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время.

На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно со всеми примирившись. Исповедоваться, не примирившись - бесполезно, а причащаться так - смертный грех.

Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо смущаться краткостью Исповеди - Таинство совершилось во всей полноте. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных.

Что такое епитимия?

Епитимия - своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти?

Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно.

Можно ли исповедовать не все грехи?

Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться. Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее - подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими, и осуждается.

Не исповеданный священнику грех не прощается. Если хотя бы один грех сознательно утаен, умышленно не высказан, то его тяжесть увеличится, а вся Исповедь будет недействительна. А ведь жизнь земная кратковременна: сегодня человек жив, а завтра может перейти в вечность и покаяться уже не будет возможности.

Если совесть у человека не потеряна, то она не даст ему покоя до тех пор, пока на Исповеди не будет сказано обо всех грехах. Не следует лишь говорить излишние подробности о грехах, которые не объясняют сути дела, а только живописно их рисуют.

Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

Когда бывает Исповедь - до или после службы?

Обычное время совершения Исповеди - перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

А что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

Их родственники могут прийти в храм и договориться со священником об Исповеди и Причастии больного на дому.

Должен ли быть пост перед Исповедью?

При подготовке к Исповеди церковный Устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила - необходимы только вера и покаяние. Исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (то есть считающим себя чадом Православной Церкви, признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста надо заранее посоветоваться со священником.

C какого возраста надо исповедоваться ребенку?

Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но бывают и исключения: в зависимости от развития ребенка священник вправе немного изменить возраст в ту или другую сторону.

Что делать, если не знаешь, как исповедоваться, что надо говорить священнику?

Необходимое условие Исповеди - сокрушение. Исповедь должна быть смиренной и благоговейной. Надо обвинять только себя и не осуждать других, иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам.

Но надо говорить не только о собственных грехах, но также о тех грехах, на которые соблазнили ближних своими советами, уговорами или дурным примером; о тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; о тех добрых делах, от которых отвели ближних; о тех добрых делах, которые сделали «с грехом пополам».

Полезно ли часто исповедоваться?

Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, А не исповеданные согрешения легко повторяются, становятся привычными и перестают тяготить совесть.

Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и победу над ними.

Как побороть стыд на Исповеди?

Чувство стыда на Исповеди естественно, само чувство стыда и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Этот стыд нужно преодолевать, так как он бывает от гордости. Люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии. Это бывает, когда волнуются и стыдятся поведать священнику слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т. п.

Священник все грехи знает, так как у него не одна душа исповедуется, а сотни, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Но если все же очень сложно сказать на Исповеди о своих грехах, то лучше написать их и отдать священнику, чем скрывать. Церковь - врачебница, а не судилище: здесь не на муки за грехи обрекают, а освобождают от грехов. Господь прощает искренне исповеданные грехи, Он «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

Что делать, если священник отказался выслушать Исповедь?

Можно обратиться к другому священнику.

Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

Церковь запрещает священникам открывать то, что им сказано на Исповеди снисходя к немощной совести кающихся грешников. Есть люди, которые стыдятся раскрывать раны своей души перед посторонними свидетелями. А есть и такие люди, которые способны посмеяться над чужими грехопадениями. Ввиду этого, щадя немощных детей своих, Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.

Все ли грехи Бог прощает?

Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввел туда покаявшегося разбойника.

Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.

Как узнать, прощен ли грех?

Признак разрешения от грехов заключается в том, что человек возненавидел грех и всегда считает себя должником перед Богом.

Что необходимо для прощения грехов?

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

Откладывать Причастие не надо, а об этом грехе надо сказать на Исповеди в ближайшее время.