Уроки русской литературы а к толстой. Презентация на тему "Толстой А.К.: жизнь и творчество"

Тема: «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Цели:

1) Образовательная – знакомство студентов с личностью, биографией и творчеством великого писателя; формирование представлений о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого, обогащение словаря студентов.

2) Развивающая -- закрепление умения работать с учебной литературой, развитие умения слушать, анализировать, совершенствование навыков монологического высказывания.

3) Воспитывающая – формирование чувства гордости за русскую литературу.

Оборудование: портрет писателя, стихотворения

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:

    Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).

А ведь А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист. Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе

На сегодняшнем уроке мы попробуем восстановить историческую справедливость.

Запись в тетради

Тема: «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Цели урока:

-познакомимся с биографией поэта и его творчеством;

-выделим основные темы и образы в его поэзии;

-определим значение его творчества для русской литературы.

Рассказ учителя

Толстой Алексей Константинович (24 августа 1817 г. Санкт-Петербург - 28 сентября 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)

По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом).

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

К 1826 году (9 лет) мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые дружеские отношения). Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого (писал с 6 лет), отдавал их на суд и , с которыми состоял в приятельских отношениях. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 (17 лет) Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.

На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).

В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь». В.Г.Белинский отметил это произведение, как творение еще очень молодого, но очень перспективного писателя. Фантастикой проникнуты и другие повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман «Князь Серебряный» (1862). Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей.

В 1854 (37 лет) Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет). При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)

В 60-е годы Толстой увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

Служба у А.Толстого вызывает отвращение. А.Толстой ставил "искусство как пользу в сто раз выше службы".

В 1861 году А.Толстой в официальном письме Александру II попросил об отставке: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор". Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.

Личность А.К.Толстого всегда отличало благородство, честность, прямота, нежелание кривить душой, идти на нравственные компромиссы. Поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, был противником социальных потрясений (рассорился с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным).

Толстой обладал огромной физической силой: гнул подковы, узлом завязывал серебряные ложки, пальцем загонял гвозди в стену.

Любимым занятием его была охота. Особенно он любил охоту на медведя с рогатиной (это самая опасная охота на медведя, многие охотники в такой охоте погибли, многие чудом остались живы ). На его счету было около 100 медведей (случай на охоте ).

Несмотря на дружбу с наследником трона, а затем и императором Александром, Толстой никогда не пользовался этим для собственной выгоды. При дворе он появлялся лишь для того, чтобы воспользоваться привилегией друга императора: "говорить во что бы то ни стало правду", чтобы помочь своим собратьям по перу.

9 слайд

Благодаря хлопотам А.Толстого в 1853 году возвращается из ссылки Тургенев. В середине 50-х годов он помог вернуться из ссылки Тарасу Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День". В 1863 году он вновь заступается за арестованного Тургенева. В 1864 году А.Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, отправленного на каторгу. На вопрос царя, что делается в русской литературе, А.Толстой ответил, что она "надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского", но Александр II холодно оборвал его: " Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском". Этот эпизод особенно наглядно демонстрирует, насколько глубоки и непоколебимы были убеждения А.Толстого о чести, законе, справедливости. Ведь ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности А.Толстой никогда не испытывал симпатий, но он был возмущен теми незаконными методами расправы, которые не могут быть допустимы даже по отношению к врагу.

А теперь мы обозначим основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого. Данные будем заносить в таблицу (таблицу перенести в тетрадь).

    Тема любви (в таблицу)

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины (в таблицу).

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа (в таблицу).

Что такое романс?

Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения.

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.

А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение "Средь шумного бала".

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты:

Через несколько дней он увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью А.Толстого. Она была замужем за полковником конной гвардии (уже не жила с мужем, но развод не был оформлен). Любовь их была глубоким чувством, но соединить свои судьбы они не могли, так как были препятствия со стороны властной матери А.Толстого и Л.Ф.Миллера. Брак был оформлен только в 1863 году. Софья Андреевна всегда была верной подругой А.Толстого, его музой и первым строгим критиком, она обладала безупречным вкусом, и ее мнением художник очень дорожил. Софья Андреевна была великолепно образована, знала 14 языков, играла на рояле, хорошо пела.

Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого. На исходе жизни (1871) , находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: "Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье".

13 слайд

2) Тема природы (в таблицу)

Ознакомьтесь со статьей.

Вопросы

    основной жанр поэзии Толстого о природе?

    основные лирические образы?

    особенность, отличительная черта его стихотворений о природе?

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма.

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. Поэт с восторженным упоением делится картинами широких степей, над которыми словно парят лошади.

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира.

Заполнение строк таблицы

Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья). Что такое пейзаж?

Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными. Ну а другой поэт русской природы (XX век) Сергей Есенин так однажды высказался о Толстом: «Широкой он души человек. Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».

    Сатира и юмор (в таблицу)

В чем разница между сатирой и юмором?

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Афоризмы Козьмы Пруткова (глупые, плагиат)

Зри в корень.

Никто не обнимет необъятного.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

Бди!

Копая другому яму, сам в нее попадешь.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы (в таблицу).

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Подошли к самой важной теме в творчестве А.К.Толстого - исторической.

    Тема истории России (в таблицу)

Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии (в таблицу). В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Каковы же были взгляды Толстого на историю России?

Сообщение ученика

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Однажды в письме своему другу Алексей Константинович написал: «Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне:«Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться!» - я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где Вам будет угодно, но только не в России!»… И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!».

Основные образы поэзии

Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Работа с литературоведческим термином.

Любимым жанром поэта была баллада

Баллада (найдите в справочнике? и запишите термин в тетрадь)

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.

3. Закрепление изученного материала

Основные темы в творчестве А.К.Толстого

Жанры

Образы

В чем особенность, отличительная черта всей поэзии Толстого

Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

Почему?

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер – такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе школьной литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература – стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр – трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись – картины, философия- взгляды Толстого стали основой для философской концепции В.Соловьева).

Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: "Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра - исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора - и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" - это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой - прекрасный и в данном случае самый уместный - эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! - вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал".

    Подведение итогов.

    Оценивание.

    Домашнее задание. Знать биографию. Стихотворение наизусть.

02.02.2012 39734 2593

Урок 39 А. К. Толстой. исторические баллады «василий шибанов» и «михайло репнин»

Цели : познакомить с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначать тему и идею произведения.

Методические приемы : рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.

А. К. Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II. Доверительные отношения с венценосной семьей сохранились и в зрелые годы.

В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II). Следуя этому принципу, он хлопотал об опальных писателях, пытаясь смягчить их судьбу.

В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и его первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал его первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.

Рыцарский характер графа был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех его творениях.

2. Работа с учебник ом.

Чтение вступительной статьи учебника о биографии и творчестве А. К. Толстого (с. 251–253).

3. Слово учителя .

Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Толстой считал, что если бы не монгольское нашествие, Киевская Русь сумела бы превратиться в государство, превосходящее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).

Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Толстой противопоставлял демократические начала домонгольской Руси тому, что пришло на Русь с эпохой Московского царства. Русскому Средневековью посвящены такие его произведения, как исторический роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

Эпохе Ивана Грозного посвятил Толстой баллады «Князь Репнин» и «Василий Шибанов».

4. Сообщение о времени Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр».

Со своими опричниками Иван IV провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

5. Словарная работа.

Производится лексический разбор слов , вынесенных в сноски на с. 253–258 учебника.

6. Чтение учителем баллады «Василий Шибанов».

Чтение произведения предваряет исторический комментарий .

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это послание. Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

7. Аналитическая беседа по вопросам.

– В чем сходство и в чем отличие баллады А. К. Толстого от произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»?

– Что называют балладой? (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)

– Какие черты баллады вы находите в этом произведении?

– Какая история рассказана в балладе?

– Назовите героев произведения.

– Что мы узнаем о князе Курбском?

– Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?

– Что задумал Курбский в Литве?

– Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

– Что ждет этого человека? Почему вы так думаете?

– Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой?

– Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся?

– Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

– Похож ли Грозный в балладе на Грозного в «Песне про купца Калашникова…»?

– Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нем можно сказать?

– Как царь относится к Шибанову?

– Похож ли Шибанов на Калашникова?

– Что его роднит с купцом? В чем его отличие от купца?

– Еще один персонаж – рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

– А. К. Толстой написал художественное произведение или историческое?

– Присутствует ли в нем вымысел?

8. Чтение учителем баллады «Князь Михайло Репнин».

9. Аналитическая беседа по вопросам.

– Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного?

– О чем жалеет царь?

– В данной балладе мы видим уже не покорного раба, спокойно взирающего на несправедливость и измену, а смелого, полного достоинства и чести, князя, не пожелавшего «в машкаре плясать», несмотря на веление царя. Михайло Репнин тоже (как и Шибанов) предан царю и отечеству, но, тем не менее, он не может молча смотреть на произвол и издевательства и открыто заявляет об этом Ивану Грозному. Репнин – истинный патриот, у него болит душа о благоденствии Родины, но он не способен смиренно сносить разгул правителя, как Василий Шибанов, и в то же время не может предать отечество и постыдно бежать, как это сделал Курбский.

V. Подведение итогов урока.

– А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.

В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверцам разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том, что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллад; разобрать вопросы и задания 1–8 на с. 260 учебника.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Слайд 2

Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

Слайд 3

Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Имение Красный Рог

Слайд 4

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Антоний Погорельский

Слайд 5

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

Слайд 6

В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс). В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.

Слайд 7

В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.

Слайд 8

Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

Слайд 9

В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.

Слайд 10

Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

Слайд 11

В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

Слайд 12

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.

Слайд 13

В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.

Слайд 14

С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта - времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

Слайд 15

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Слайд 16

В области пародии Толстой также оказался удачлив, создав в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями А. М. и В.М. Жемчужниковыми литературную маску Козьмы Пруткова(Толстому принадлежит около 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).

Слайд 17

М. Мусоргский П.И. Чайковский Римский -Корсаков

Слайд 18

Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).. Однако эта трилогия - не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

Слайд 19

Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.

Посмотреть все слайды

Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений.

А.К.Толстой.docx

Картинками

Урок № Предмет _________________________________________ Класс _________ Дата _____________________ Тема урока: «А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике». Цель урока: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного. Планируемые результаты: предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение. метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно­ этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. Тип урока. урок открытия нового знания Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тексты стихотворений. Этап урока Мотивационный этап Деятельность обуч­ся Слушают учителя. Формулируют цели обучения. Деятельность учителя Приветствует. Мотивирует к обучению. ­ Организует работу с эпиграфом (слайд 1): Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев. ­ Прочитайте слова Ф.Тютчева. О чем они? ­ Согласны ли вы с таким пониманием природы? Организует беседу по постановке целей урока ­ Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите цели нашей работы. Помогает в формулирование целей обучения. 1)Организует беседу: ­ Что такое пейзаж? ­ Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства? Целеполагание Актуализация знаний Участвуют в полилоге, выполняют задания. Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.

Освоение нового ­ Что важно передать в пейзажных зарисовках? Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 1. Слово учителя (сопровождается слайдовой презентацией; слайды 2­6) Вторая половина XIX в. ознаменована в поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис. Время требовало от поэтов живого участия в поисках новых содержательных и формальных возможностей слова для выражения сложных переживаний личности. И вскоре поэзия, причем не без влияния прозы, вновь обрела себя. Поэтические жанры наполнились актуальным общественным содержанием. Немалую лепту в развитие поэзии внесли сатирики и юмористы, подвергнув едкой критике устаревшие мотивы, лишенную выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они создали портрет Козьмы Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося на литературное творчество. Постепенно выходя из кризиса, русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью ее развития в 50­е и последующие годы стало углубление реализма, обращение к народной жизни. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники­ пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по­своему. На уроке мы обратимся к стихам Алексея Константиновича Толстого. А также обратимся к полотнам известных Слушают, делают записи основных тезисов по форме: Поэты Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П. Полонский, Н.А. Некрасов, А.К.Толстой Особенности лирики Пластика, живописность, общественное содержание, новые поиски формы, влияние прозы, углубление реализма; сатирические ноты. Выполняют физкультминутку. Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения.

Этап самостоятельно й работы художников­ пейзажистов. ­ Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно поклонилась, Три – нагнулась и присела, На четыре –улетела. 2. Исследовательская работа в группах 1 группа –Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение). 2 группа – Выразительно прочитайте стихотворение(я). 3 группа – 3. Проанализируйте стихотворение: ­ охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов; ­ определите настроение, передаваемое в стихотворении; ­ определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении. Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. ­ Представление работы в группах. 1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого. А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери. Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что­то единое и самое важное ­ это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека Защищают проделанную работу.

на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека. Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…» «Толстой ­ неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», ­ признавался Чайковский. Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…» 1. Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» 3. Беседа: ­Какой пейзаж изображен А.Толстым? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.) Словарная работа: Омут­ водоворот на реке, образуемый встречным течением. ­Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей?(Это стихотворение­сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.) ­Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается анафорой обращениями, (одинаковым началом строк), мерным, плавным, ласковым ритмом.) повторами, А. К. Толстой (1817–1875 гг.). Пейзажная лирика поэта окрашена или мотивом удали и широты («Колокольчики мои»), или радостью, восторгом («Громче жаворонка пенье…»). Лирического героя А. К. Толстого можно назвать «очарованным странником». Позже в лирике поэта начинают преобладать элегические тона. Основной прием А. К. Толстого – параллелизм природных и душевных явлений. Он убежден, что мир души человека и мир природы отражаются друг в друге, потому что все сливается в общий закон жизни

и любви. Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…». С л о в а р н а я р а б о т а: Омут – водоворот на реке, глубокая яма на дне реки или озера (омут опасен, так как в нем можно утонуть). Лоза – длинный гибкий стебель ивы. Отлогий берег – не крутой, спускающийся под небольшим уклоном. А н а л и з с т и х о т в о р е н и я. Это стихотворение­сценка. Лирический герой наблюдает за полетом стрекоз на берегу реки. Он слышит песню­ призыв этих стрекоз. Песня убаюкивает героя, он уже не видит опасности; эта плавная мелодия – обман. Художественные приемы, создающие ощущение колыбельной песни: повторы, обращения, ассонанс, анафора, ритм. природы. В стихотворении поэт рисует образ русской Тональность стихотворения определяется национальным характером и национальной судьбой. Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание): ­ Р.р. Творческая работа «Удивительный мир природы глазами поэтов» (5­10 предложений). ­ Сопоставление стихотворений о природе с иллюстрациями (репродукциями картин) в учебнике. Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения». Предлагает задание «Неоконченное предложение» ­ Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя …. Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.) Этап рефлексии (3 мин.) Домашнее задание Выполняют задания по выбору. Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке