Технологическая карта урока по окружающему миру «Город и село. Конспект урока "Город и село"

Цели урока:

  • Образовательная – систематизировать представление учащихся о жизни города и села;
  • Развивающая – развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
  • Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование:

  • презентация «Город и село» (иллюстрации города и села, викторина по фото п. Гидростроитель) – Приложение 1 ;
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • экологические знаки;
  • карточки-тесты для работы парами (Приложение 2 );
  • карточки-сообщения для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Повторение пройденного материала

б) Беседа по экологическим знакам.

– Какой знак вы можете объяснить.

в) Слово учителя об охране защите животных и растений.

3. Сообщение темы урока

– На нескольких уроках подряд мы говорили о том, в каком состоянии находится природа, как живут ее питомцы. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к людям и посмотрим, как и где живут они. Навестим людей в городе и селе. (Приложение 1 , слайд 1)

4. Работа по теме урока

– Посмотрите на иллюстрации с изображениями. Назовите, где изображен город, а где деревня, село. (Приложение 1 , слайд 2)
– Докажите, называя отличительные черты города и села.

5. Чтение текста по учебнику (Плешаков «Мир вокруг нас» страница 96)

– Что такое город и село?
– Какие города вам известны? В каких городах вы бывали? Приходилось ли вам бывать в сельской местности? Где именно?

6. Сообщения учащихся

(Приложение 1 , слайды 14-16)

– А об основных достопримечательности допишите, когда ответите на вопросы викторины.

(Приложение 1 , слайд 17)

12. Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

На экране фотослайды с изображением видов поселка Гидростроитель.(анимацией высвечивается название места)

  • школа № 15
  • улица Енисейская
  • православная церковь
  • магазин «Енисейский»
  • детская поликлиника
  • аптека
  • почта
  • АТС-35
  • магазин № 92
  • мини-рынок «Ангара»
  • взрослая поликлиника
  • рынок «Сосновый»
  • площадь 45 квартала.

13. Домашнее задание

– По тетради на странице 36 выполнить задание 2: «Нарисуй дом, в котором ты живешь».

14. Итог урока

– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города постепенно приобретают жилье в селах, чтобы дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты и большого количества людей в городе.

Цели : дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу); подготовить к выполнению проекта.

Планируемые результаты : учащиеся научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана; работать в группе.

Оборудование: ромашка с вопросами, фотографии и картинки с изображением города и села, презентация «Родной город (село)»; у учащихся — цветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Игра «Ромашка»

(На каждом лепестке ромашки записан вопрос. Желающие ученики по очереди выходят к доске, выбирают лепесток, читают вопрос, отвечают на него.)

— Назови свой адрес в мире.

— Назови государственные символы России.

— Как выглядит флаг России? Расскажи о нем все, что можешь.

— Как выглядит герб России? Расскажи о нем.

— Расскажи о гербе своего города.

— Что означает слово «федерация»?

— Какие народы России ты знаешь? Почему их называют братскими?

(Можно использовать КИМы (тест 1, с. 6).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске размешены фотографии и картинки с изображением города и села.)

— Ребята, рассмотрите картинки. Предположите, о чем сегодня пойдет разговор на уроке. (О городе и селе.)

— Почему вы так решили? (Потому что мы видим городскую и сельскую местность.)

— Прочитайте тему урока на с. 8 учебника. (Город и село.)

— Сформулируйте учебные задачи. (Ответы детей.)

— Проверьте себя. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

— Ребята, расскажите, что вы знаете о своем городе (селе). (Учащиеся рассказывают. Учитель дополняет их ответы.)

— Рассмотрите фотографии в учебнике и картинки на доске. Сравните город и село. Отметьте отличительные черты сельской и городской местности.

(Вариант 1 называет отличительные черты города, вариант 2 — села. Учитель на доске заполняет таблицу.)

Вывод : город — это крупный населенный пункт, а село — небольшой населенный пункт, и поэтому образ жизни горожанина и сельского труженика различен.

— Прочитайте задания 1 и 2 на с. 9. Выполните эти задания в парах.

— Кто из вас хотел бы жить в деревне? Почему? (Ответы детей.)

— А кто в городе? Почему? (Ответы детей.)

Сегодня мы не будем говорить о том, где лучше — в городе или на селе, потому что однозначного ответа на этот вопрос нет. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики. Но наблюдается и другой процесс - жители городов все чаще уезжают в сельскую местность, где более чистый воздух и жизнь спокойнее.

— Откройте учебник на с. 10-11 и рассмотрите рисунки. Познакомьтесь с условиями жизни людей в городе и на селе.

— Найдите черты сходства и различия городского и сельского дома.

(Работа в парах. Учащиеся отмечают комфортабельные условия жизни горожан. Для удобства сделано все: и магазин на первом этаже, и балкон, и центральное отопление, отдельные помещения для кухни и спальни и т. д. Рассматривая дом сельского жителя, необходимо обратить внимание на подвальное помещение — хранилище овощей, запасов на зиму — и чердак, где также по-хозяйски можно оборудовать место для сушки белья и хранения фруктов.)

— Расскажите о своем доме по плану на с. 10.

(Заслушиваются два-три рассказа.)

— Найдите по три плюса и минуса жизни в городских квартирах и сельских домах, расскажите об этом своему соседу по парте.

(Во время работы учитель прислушивается к информации, которой обмениваются дети. Самые яркие высказывания детей можно озвучить.)

Где чей дом?

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

— Эй, цыпленок,

Где твой дом?

— Он у мамы под крылом.

Г. Волгина

V. Физкультминутка

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Г. Граудин

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Ребята, в этом году, как и в 1 классе, мы будем работать над проектами. Прочитайте название нашего первого проекта на с. 12 учебника. (Родной город (село).)

— Прочитайте текст. Рассмотрите фотографии.

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 36).

(Самостоятельное выполнение.)

— Какие достопримечательности есть в нашем городе (селе)?

3. Обсуждение проекта

(Можно показать детям презентацию «Родной город (село)». Далее учащиеся делятся на группы, выбирают тему, обсуждают задания, распределяют обязанности.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 11, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Все ли мы выполнили? (Учащиеся еще раз читают задачи на с. 8 учебника и делают вывод.)

Домашнее задание

2. На альбомном листе нарисовать свой дом. (Если есть возможность, узнать, сколько лет дому.)

3. Начать работу над проектом.

Дополнительный материал

Почему люди стали жить в городах?

В прошлом люди жили за счет того, что они находили и собирали в полях и лесах. Им не нужны были постоянные жилища, они кочевали с места на место — туда, где больше дичи и меньше врагов. Но постепенно человек начал сам выращивать полезные растения и разводить необходимых для пропитания животных. А эти занятия требовали постоянного пребывания на одном месте.

Жители первых поселений были связаны между собой родственными узами, образуя родовую общину. Постепенно число жителей увеличилось, поселения перестали быть родовыми.

Одновременно развивалось хозяйство, в результате чего появились излишки продуктов. Люди начали обменивать их на то, в чем испытывали потребность, например шкуру животного меняли на фрукты или овощи.

С ростом производительности труда люди стали покидать сельскую местность, переселяясь в города, где строилось все больше и больше заводов и фабрик. Люди больше не занимались обменом, за свой труд они получали заработную плату, на которую покупали все, в чем нуждались. Некоторое время потребность в рабочей силе в городе была огромной.

Проект «Моё село» Работу выполнил: ученик 2 класса Жиганов Максим Руководитель: Стахнева Н. А. Мой посёлок Судьба, тебя благодарю За то, что я в родном краю, За то, что в жизни довелось Мне жить среди родных берёз. За то, что всех счастливей я В моём краю. Люблю тебя! Люблю я твой простор родной, Твой ветерок и твой покой. Здесь всё родное для меня: Поля, и реки, и луга. Как хорошо, что здесь живу, В краю, который я люблю. И здесь лишь счастье для меня.

Моё село –

Благовещенка

Цель проекта: узнать историю и природные условия посёлка Благовещенка Алтайского края Благовещенского района; учиться работать с источниками информации (книги, Интернет). Предметная область: окружающий мир. Организация деятельности: индивидуальная. Сроки реализации: 2 недели. Конечный результат: выступить перед одноклассниками с рассказом о посёлке с демонстрацией презентации. План моего выступления на презентации. 1) Посёлок, в котором я живу 2) История поселка Благовещенка 3) Общие сведения о поселке Благовещенка 4) Чем сейчас живет мой посёлок 5) Я люблю свою Благовещенку. История поселка Благовещенка Основана Благовещенка в 1908 году переселенцами из центральных областей России, в Гражданскую войну здесь были организованы партизанские отряды Е.М. Мамонтова и И.В. Громова, проходили ожесточенные бои. В 1924 году был образован Благовещенский район.

  • В Великую Отечественную войну на фронт было призвано 6814 человек, из них не вернулось 3707 человек.
  • В 1954 году в Благовещенку приехали первые целинники. В следующем году началось строительство крупного сульфатного комбината на Кучукском озере, единственного в стране предприятия, выпускающего сульфат натрия.
  • Поселком городского типа село становится с 1961 года.
  • В 1993 году в поселке Благовещенка торжественно открыт православный храм.
Общие сведения о поселке Благовещенка
  • Рабочий поселок Благовещенка крупный культурный и административный центр Благовещенского района в Алтайском крае. Расположен поселок на западе края на плоской Кулундинской равнине в 275 км западнее Барнаула возле Кулундинского и Кучукского озер.
  • Расположен поселок на западе края на плоской Кулундинской равнине в 275 км западнее Барнаула возле Кулундинского и Кучукского озер.
  • Через районный центр проходит железнодорожная ветка Барнаул – Кулунда, здесь находится станция железной дороги Ново-Благовещенская.
  • Проживает в Благовещенке 11540 человек, работают учреждения бытового и коммунального обслуживания, строительства.
  • В поселке функционирует районная библиотека, ДК, районный краеведческий музей, стадион и спортивные залы, две школы, ДШИ и музыкальная, коррекционная специальная школа, ДЮЦ, телевизионная студия «Показывает Благовещенка», типография, крупный Благовещенский молкомбинат и мелькомбинат.
ЭТО МОЯ ЛЮБИМАЯ ШКОЛА БСОШ № 1
  • На равнинной территории с южными черноземами и каштановыми почвами выращиваются зерновые и подсолнечник, кормовые травы и овощи. Среди животноводческих отраслей лидируют мясо-молочное скотоводство и птицеводство.
ВЫВОД.
  • Я очень люблю свою малую Родину.
  • Выполняя проект, я узнал много нового и интересного об истории нашего посёлка, о его людях, о природе. Я задумался о своем будущем. Возможно, когда я вырасту, я не останусь жить в селе, но любить его я буду всегда.
  • Я хочу, чтобы дети и взрослые берегли природу своего села.
  • Выполнять исследования и проекты мне понравилось. Я буду продолжать изучать родной край.

Город и село

Город - крупный населённый пункт. В городе много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов. По улицам ездят троллейбусы и трамваи. В некоторых городах есть метро.

Село (деревня) - небольшой населённый пункт. Большинство жителей села занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.

Запиши основные сведения о своём городе (селе).
Название города (села): Москва
На какой реке (озере, море) стоит город (село): на реке Москва
Главная улица: Тверская
Основные достопримечательности: Красная Площадь, Кремль, Большой театр, ВДНХ, Третьяковская галерея, Поклонная гора, Парк Горького, Воробьевы Горы, Останкинская башня, Московское Метро, Царь пушка, Царь колокол, Новодевичий монастырь, Храм Христа спасителя, Московский зоопарк, Старый Арбат.

Нарисуй дом, в котором ты живёшь, или наклей фотографию.

Используя полученные сведения, попробуй сочинить и записать рассказ от имени дома, как будто он сам рассказывает о себе и своих жильцах.

Рассказ от имени дома

Я большой и красивый новенький 16 этажный дом. Меня строили целых три года, очень старались. И вот я получился такой прекрасный, рядом со мной установили детскую площадку. Я с нетерпением ждал своих жильцов. Мне сначала было грустно и одиноко. А потом приехали мои любимые хозяева. Во мне проживает много молодых и энергичных жильцов с чудесными детками. Строители которые меня создали, делали свою работу с любовью, поэтому я получился очень прочным и тёплым. Во мне целых шесть подъездов и в каждом по два лифта. Лифты очень удобные, просторные, помещаются все и мамы с колясками, и юные велосипедисты и даже можно на лифте поднять большой диван или шкаф. В каждом доме есть пандусы, и люди с ограниченными возможностями не испытывают сложностей, чтобы попасть сюда. Я очень рад своим жильцам. Вместе мы весело отмечаем праздники. А еще, вокруг меня посадили деревья и цветы. Вот какой я чудесный дом.

Рассмотри фотографии одного и того же дома в прошлом и настоящем. Сравни их. Придумай рассказ по этим фотографиям.


Александровское училище стало украшением и одной из своеобразных "визитных карточек" Армавира. В 1865 г. в ауле Армавир местные жители черкесогаи (черкесские армяне) приступили к постройке здания для новой "духовной" мужской школы. В 1866 г. в "духовной" школе начались учебные занятия. Азы самых простейших знаний здесь получали 77 мальчиков. 22 сентября 1877 г. "духовная" школа была преобразована в двухклассное народное училище. Училище стабильно оставалось одной из самых больших местных школ. В 1899 году на месте старого здания вырос новый двухэтажный кирпичный корпус Александровского училища. Строительство осуществлялось на средства сельского общества и стоило 70 тыс. руб.
Над угловым фасадом здания, прорезанным рядами высоких арочных окон, поднимались три больших купола со шпилями и чешуйчатой кровлей.
По данным за 1915 г., здесь обучалось 428 мальчиков.
После установления в городе советской власти в здании бывшего Александровского училища стали действовать Армавирский педагогический техникум. В годы Великой Отечественной войны здание в целом не пострадало. Впоследствии долгие годы в этих старинных стенах действовал Армавирский государственный педагогический институт, некогда переименованный в академию.
Здание бывшего Александровского училища по-прежнему остается одним из самых видных историко-архитектурных памятников города.

Плешаков 2 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

На этих страницах представь основные материалы по проекту (фотографии, справочные сведения и др.). Составь и запиши план выступления на презентации проекта. Оцени свою работу над проектом. Вырази благодарность тем, кто помогал тебе или совместно с тобой участвовал в работе.

План моего выступления на презентации.

1) Город, в котором я живу
2) История моего города: год основания, развитие
3) Достопримечательности моего города
4) Чем сейчас живет мой город
5) Я люблю свой город

Презентация «Город, в котором я живу»

Город, в котором я живу, называется Москва. Это очень большой, очень красивый и знаменитый на весь мир город. Москва - это столица России. Его даже называют сердцем России и это действительно так: в Москве работает Президент страны и Правительство, находятся все главные государственные структуры и живут самые известные люди страны.

Впервые мой город упоминался в летописях уже в 1147 году. Это значит, что Москве уже почти 900 лет! Сначала Москва была небольшим городком, затерянным среди лесов, потом стала столицей удельного княжества, а с 1389 году Москва стала столицей Российского государства.

Что только не видела Москва за эти столетия: войны и осады, пожары и революции, иностранных захватчиков и венчание на царство новых царей. Улицы Москвы не раз перестраивались, но все равно мой город всегда возрождался и рос, становясь все красивее и богаче.

Весь мир восхищается достопримечательностями Москвы: Большим театром, Красной площадью, Собором Василия Блаженного, Кремлём Парком Горького и ВДНХ, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковской галереей.

Сейчас в Москве живет более 12 миллионов человек. Это огромный город, притягивающий к себе все новых и новых жителей, ведь в Москве жить не только комфортно, но и интересно. У нас часто проходят ярмарки и фестивали, приезжают самые звездные артисты, устраиваются велопробеги, парады и праздничные салюты.

А недавно в Москве состоялось грандиозное событие - чемпионат мира по футболу. В наш город приехали гости со всех стран мира. Это был самый настоящий праздник, очень яркий и запоминающийся.

Я люблю свой город. Он самый лучший на всей планете!

Как я оцениваю свою работу над проектом (была ли работа интересной, лёгкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или потребовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной).

Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнал много новых интересных фактов о своем городе и обнаружил много мест, куда бы я от сам хотел сходить.
В работе мне помогала-вся семья. Папа находил информацию в Интернете, мама помогла оформить- презентацию, бабушка искала фотографии, а дедушка поделился воспоминаниями.

Благодарности за помощь и сотрудничество.

Спасибо большое моей маме, папе, бабушке и дедушке за помощь! Также хочу поблагодарить своих друзей Колю и Мишу. Вы помогли мне вовремя исправить ошибки. А особая благодарность моей собаке Жуле. Без тебя мои прогулки по городу не были бы такими веселыми.