Сыновья брахмы. Бог брахма в индуизме бог творения

Человека с давних времен определяет вера. Религия объединяет многие народы, способствует их развитию, становится основой культуры, создает моральные принципы и учения. Еще на первых этапах человеческого существования вера была нераздельна с сознанием. Давая имена богам, создавая правила, по которым должны жить люди, проводя ритуалы и обряды, первый человек закладывал основы религий, которые впоследствии раздробились на много направлений. Нельзя утверждать, что одна вера хорошая, а вторая не может отображать истину, ведь каждый видит мир по-своему, и это не может быть источником осуждений. В Индии известна божественная Брахма, Вишну и Шива. Первый из них является создателем вселенной. Слово «брахма», или «брама», переводится с санскрита как «жрец» и несет в себе начало всех начал.

Брахма - первый индийский бог

Многие исследования показывают, что культ Брахмы был центральным в индуизме только в доведический период. Позже он был заменен учениями Шивы и Вишну. Причиной этого стала популяризация концепции Шакти. Согласно ней, у каждого бога есть своя Сила или Шакти - супруга и главная вдохновительница, и именно соединение с этой Шакти создает мир. В этом плане бог Брахма, что символизирует творение вселенной, не нужен.

Стоить отметить, что ведический период характеризуется переосмысленными взглядами на этого бога. Идея о творце всего сущего не умирала, ведь его место занял Бог Отец - Вишвакармане (он имеет четыре руки с разных сторон). Считается, что он является прототипом Брахмы в пуританском учении. Идея об этом боге формировалась не один век и поддавалась постоянным изменениям. Брахма долгое время оставался центральным богом в индуизме, что поменялось только после прихода ислама.

Иконография

Бог Брахма, описание которого дает именно иконография, приобретает много видов. Обычно он изображается с четырьмя ликами и четырьмя руками. Его волосы выглядят неаккуратно, пребывают в каком-то хаосе, борода заостренная. Как накидку бог Брахма использует шкуры что создает контраст между белым цветом его одежды. Изображенный на колеснице с семью лебедями или на лотосе, он держит сосуд с водой и четки.

Он медитирует, и поэтому его глаза прикрыты. При этом существует еще много разных представлений о том, как выглядит это божество. Например, цвет его кожи на одних изображениях может быть золотым, на других - красным, колесница может быть запряжена гусями, а не лебедями. В некоторых его олицетворениях можно увидеть нимб. Брахма почти всегда изображается бородатым и является единственным богом в индуизме с такой особенностью, хотя и в этом пункте есть исключения.

Состояния Брахмы

Существует классификация состояний, в которых может пребывать Брахма. Первый получил название йогического, и в нем это божество предстает в величестве своего духа и его достижений. Он излучает полное самоудовлетворение. Именно в первом состоянии он ценен для аскетов и подвижников. Второе называется бхога и несет более светский характер.

Обычный вид Брахмы, естественные атрибуты, одна или больше жен - это характерно для мирян. В третьем состоянии (вира) этот бог олицетворяет доблесть и почитается царями и воинами. Абхичарика - четвертый вид Брахмы - это изображение твердого и устрашающего бога. Такое грозное состояние характерно для тех, что хочет избавиться от своих недоброжелателей.

Атрибуты-символы

Брахму можно узнать по свойственным ему атрибутам. Самой знаменитой особенностью считается наличие ликов. Они обозначают стороны света и имеют свои наименования: север - Атхарваведа, запад - Самаведа, восток - Ригведа, юг - Яджурведа. Четыре руки также символизируют эти направления. В одной из них Брахма держит тару с водой. Это объясняется тем, что основой мира является камандала (вода), которая неотъемлема во всех творениях Брахмы.

Четки во второй руке - это время, которое не может быть вечным. Лебеди или гуси, которые двигают колесницу с Брахмой, являются олицетворением локов (миров). Земля же представлена лотосом, который рождается из пупка Вишну.

Происхождение голов Брахмы

Индийский бог Брахма считается творцом материальной вселенной, который сам возник из лотоса и не имеет материнских связей с другими божествами. После рождения он создал одиннадцать предков человечества - Праджапати. Семь Сапта-риши - его главных помощников в творении земли, были созданы из ума и стали его сыновьями. Из своего же тела бог Брахма сотворил женщину, которая позже стала известна под многими именами - Гаятри, Сатарупа, Брахмани и т. д. Он поддался чувству любви и был поражен красотой своей дочери. Когда она отвернулась от него влево, Брахма не мог перестать ею любоваться, и так родилась вторая голова. Когда она снова и снова поворачивалась от него, появлялся еще один лик. Потом она поднялась вверх, и Брахма сотворил пятую голову.

Наблюдая за звездным небом, целесообразностью всего сущего на земле, люди задавались вопросом: «Что было первоначалом Вселенной? Как она образовалась? Как зародилась жизнь?» В мифологии разных этнических групп планеты существуют мифы и предания о сотворении Мира из первобытного хаоса.

В индийском эпосе таким творцом является бог Брахма . Триллионы лет назад во вселенском безмерном океане внутри большого золотого яйца, которое плавало в его водах, развивался и рос младенец. Он спал. Когда пришло время пробуждения – первой проснулась мысль Брахмы.

Она имела такую мощь, что расколола космическое яйцо на две половины. Из которых возникли земля и небо. Появились пять элементов – земля, вода, воздух, огонь, эфир и мысль. Брахма усыпал небо звездами, а на суше образовались равнины, горы, моря и реки.

Брахма выступает как воплощение творческого принципа существования, персонификации абсолюта. Он не только создал мир, но так же и определил хронологические рамки вселенной.

Одиночество гнетило его и дыханием создал Брахма духов асуров (как добрых, так и злых) которые построили свои крепости на небе, суше и под водой.

Силой мысли из своих глаз, ушей, ноздрей, пальцев и души Брахма породил богов. Родилось у него семь сыновей и дочь : силой духа он породил Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакшу и дочь Вирини. Дакши взял в жены Дочь Брахмы.

Это стало началом населения неба, земли и вод богами, демонами, чудовищами, птицами, змеями, людьми. Брахма разделил энергию на мужскую и женскую. Впоследствии, Адити, третья дочь Дакши и Виринии, родила трех сыновей: бога океана Варуну, бога грозы и!грома Индру, бога солнца Вивасвата (Сурья), хранителя мирозданья и . Сыновья Брахмы дали начало жизни на земле и начали управлять.

Сотворив мир, Брахма решил отдохнуть под сенью дерева. Но люди начали впадать в грех, и Брахма решил вмешаться в то, что сотворил. Так появились веды и законы , поддерживаемые поощрениями и наказаниями. Наказание следовало за нарушение клятвы данной стражу закона.

Ему принадлежит создание театра, музыки, танца и первых поэтических сочинений. Брахма покровительствовал аскетам.

Брахма в мифологии

В это время асуры начали воевать с богами за господство над Вселенной. Брахма разгневался и, приняв сторону богов, послал Руду-Шиву им на помощь, который прогнал асуров с небес. Война между богами и демонами не закончилась. До сих пор силы добра противостоят силам зла. Это один из мифов о Брахме.

В другой легенде - иная версия. В ней говорится о том, что он рожден из цветка лотоса выросшего из пупа бога Вишну . Поэтому другое имя Брахмы Набхиджа (рожденный из пупа) .

По некоторым мифам все живое появилось от брака Брахмы со своей дочерью.

Согласно ведическим и пураническим текстам четыре головы Брахмы символизируют четыре Веды , четыре руки – четыре стороны света. Вначале у него было пять голов, но одну из них он лишился после того как оскорбил ненадлежащим образом Шиву. сжег ее в гневе своим глазом.

В некоторых областях Индии Брахма изображается с белой бородой – символом вечной природы его существования. Согласно преданиям, Брахма живет 100 «лет Брахмы». Это равно 311 040 000 000 земным годам. После его смерти наступает 100 лет перерыва для перерождения нового Брахмы, который начинает новый процесс своего творения Вселенной. Цикл перерождений бесконечный.

Брахма не носит оружия. В руке он держит скипетр , который имеет вид черпака или большой ложки на подобие тех, которыми проливается гхи во время ведических жертвоприношений на священный огонь. Это символ того, что Брахма повелевает яджнами. В другой руке - камандала с водой. Символом изначального всепоглощающего эфира, прародителя первоэлементов творения. В третьей - молитвенные четки акшамала. С помощью них он ведет счет времени. Это символ аскетизма и отречения – саньяса, указывает на необходимость обращения взора на познание вечной сущности. В четвертой – книга Вед или цветок лотоса. Символ знания, мудрости и талантов.

Передвигается Брахма по вселенной на божественном лебеде . Лебедь, почитаемая в индийской культуре, птица которой дано отделить молоко из смеси воды и молока. Это символ различать плохое и хорошее, принимать духовные ценности и отвергать то, что их не имеет.

Птица возносит его в райский мир Брахмы Врах-малока на седьмое небо. Этот мир находится на далеком севере на вершине величайшей золотой горы Меру, место обители Тримурти – божественной троицы, в которую помимо Брахмы входят Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель мира.

Супруга Брахмы – богиня Сарасвати. Он покровительствует искусству, наукам и красноречию.

Попасть в райский мир могут только люди, ведущие праведный образ жизни. Считается, что только их жизнь блаженна, и только они могут постичь истину. Вокруг горы Меру вращается солнце, Трилока (небо, земля, подземное царство), а также планеты и звезды. Это центр Вселенной. С седьмого неба постоянно низвергаются потоки священной реки Ганг.

На склонах горы растут чудесные яблони Джамбу. Добраться даже самому храброму воину не то, что простому человеку до страны Брахмы, не дано. Гора окружена неприступными горными хребтами в семь колец . Между горными кольцами семь озер немереной глубины. Над ними располагаются четыре континента, омываемых океаном. Континент опоясан ожерельем из 500 островов .

Самая близкая к горе Меру земля, которая называется Джамбутвипа. Названа земля так потому, что на ней растут яблони Джамбу. На этом континенте жил в древности родоначальник и царь воинствующего племени Бхарата. Это племя является основателем Индии. На хинди Индия называется «Бхарат» .

Легенды и мифы, описывающие деяния, сражения и подвиги потомков царя Бхараты, племен пандавов, куравов, богов собраны в грандиозной эпической поэме «Махабхарата» . Это великое произведение древности (состоящее примерно из ста тысяч двустиший) описывающее рождение мира, деяния богов, подвиги героев.

Брахма – один из божеств , но Шива наложил проклятие за обман, которое стало причиной ограниченного поклонения Брахме.

Эта история, случившаяся на заре создания мира, описана в «Шивапуране» . Вишну и Брахма решили найти начало и конец гигантского шива-лингама. Вишну перевоплотился в вепря и искал начало, копая землю. Брахма, в облике лебедя, поднялся ввысь искать в небесах. Вишну признав, что не сможет найти один из концов, пришел и поклонился Шиве. Брахма был настойчив и поднимался ввысь, пока не увидел кетаки (любимый цветок Шивы) . Он обратился к цветку с просьбой дать ложное свидетельство о том, что нашел начало шива-лингама. Узнав об этом, Шива разгневался и наложил проклятие – запрет на поклонение Брахме в трех мирах .

Другая легенда гласит, что проклятие наложил великий мудрец Бхиргу . Вот как об этом написано: «Для огромного ведического жертвоприношения на земле выбирался председательствующим один из богов. Бхирху искал одного из Тримурти. Брахма не услышал зов прибывшего великого мудреца и не удостоил его почтением, потому что был поглощен звуками музыки игравшей для него супруги. Бхиргу разгневался и проклял Брахму. Он объявил, что никто с этого момента не станет призывать имя Брахмы и не станет поклоняться ему.»

Храмы Брахмы

Брахма один из божеств Тримурти и самое абстрактное божество . Ему построено несколько храмов по сравнению с Вишну и Шивой, которым возведено примерно десятки тысяч. Он играет большую роль системе индуистского мировозрения, поэтому молитвы Брахме возносятся при проведении большинства индуистских ритуалов.

Храм Брахмы в Пушкаре (Раджастан) самый священный и значимый. Ежегодный крупный религиозный фестиваль, который приходится на полнолуние в месяц Картика по лунному календарю (октябрь-ноябрь) собирает тысячи паломников, которые совершают омовение в священных водах прихрамового озера Пушкар. Такими же фестивалями славится храм в Тирунавае.

Очень мало статуй Брахмы в сидячей позе, в основном он стоит. Если сидит, то на распустившемся цветке лотоса или на лебеде – вахане. На Брахму одета шкура антилопы. Символ того, что истину можно постичь лишь отказавшись от суеты, поборов многие земные страсти, придерживаясь аскезы. Только через испытания открывается истина.

Каждой из шастр он появляется в ином обличии. Закрытые глаза, удовлетворенный лик, проявление своих высших духовных качеств – характерно для йогического состояния . Такому образу преклоняются аскеты и подвижники.

Миряне предпочитают более земной образ , на котором Брахма в обычном виде вместе с женами.

Третьему аспекту вира – воинской доблести поклоняются цари и воины.

Четвертый - абхичарика (грозный, суровый и устрашающий лик) предпочтительный для поклонения тем, кто готовиться истребить своих врагов.

Встречаются статуи, более очеловеченные с четырьмя головами и двумя руками в одежде из ткани с пышными локонами (прическа характерная для аскетов). Через плечо кроме шнура перекинута шкура оленя. В таких статуях Брахма держит в руках только два атрибута, в основном, четки и сосуд с водой. Крайне редко можно встретить статуи с одной головой и двумя руками.

Каждый храм, независимо какому божеству он возведен, имеет нишу в северной стороне для Брахмы, которому, следуя ведическим традициям, поклоняются ежедневно, так как судьба каждого управляется этим богом. Кроме молитв существуют медитативные практики отождествления себя с Брахмой. Во время медитации человек заряжается положительной энергией.

В религиозных верованиях Индии, бог Брахма один из трех главных божеств. К этой тройке так же относят Вишну и Шиву, однако многие культы почитают Брахму как главного в этом триумвирате.

Брахму называют творцом, который создал Вселенную, Шива же почитается как разрушающий ее бог, а Вишну считается богом, который ее охраняет.

Если верить древним преданиям, то бог Брахма родился из яйца, которое плавало в безбрежном океане. Он разделил яйцо и из одной половины создал землю, а из другой небо. Потом он сотворил богов, людей, животных, растения и все прочее, что есть на свете.

Как утверждают сказания, Брахма имел сыновей, которые стали первыми богами, звали их Ангираса, Бхрига, Дакша. Так же в легендах говорится о том, что из своего ребра Брахма создал богиню Савитри. Она была настолько прекрасна, что Брахма создал себе четыре лица, чтобы все время смотреть на неё.

Другие индийские легенды рассказывают о том, как Брахма спас от потопа первого человека по имени Ману, превратившись в рыбу, и о том, как из своего бедра сотворил величайшего мудреца Нарада.

Изображение и атрибуты Брахмы

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим существом, причем все четыре лица, обычно, золотого цвета, а кожа красноватого. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды» и каждое лицо Брахмы непрерывно цитирует свою часть древнего трактата.

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (бессмертие или вечную жизнь). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Как правило, на изображениях Индийские боги удерживают оружие (лук, стрелы, мечи и прочее), но в руках у Брахмы совершенно другие предметы. Четыре руки - это четыре стороны света, однако у каждой руки есть и свои особенные значения. Каждая рука божества символизирует одно из качеств: эго, разум, самоуверенность и ум. Но кроме самих рук, большое значение, имеют предметы, которые держит Брахма.

В одной своей руке он сжимает ложку, которая проливает топлёным маслом гхи на жертвенный огонь. В другой руке он удерживает сосуд наполненный водой (камандала). Этот сосуд обычно металлический или выполнен из кокосового ореха. Вода в Руках Брахмы - это эфир, а из эфира были сотворены остальные элементы бытия. В третьей руке находятся четки, которые служат для отсчета времени. Четвертая рука бога Брахмы держит древнее писание «Веды» или цветок лотоса.

Книга «Веды», которую сжимает Брахма - символ знаний. Цветок - символ всего живого. Борода (обычно черная или седая) - мудрость и процесс вечного творения.

Очень часто Брахма изображается верхом на лебеде, который является не только его средством передвижения, но и олицетворяет собой справедливость, которую несет это божество. Кроме того, в мифологии древней Индии лебедь имеет уникальное свойство отделять воду от молока, хорошее от плохого, и вещи, которые имеют духовную важность от не имеющих духовной важности.

(санатана-дхарма) - одно из древних направлений индийской религиозной мысли, объединившее различные религиозные традиции, школы философии и сформированное в І тысячелетии до нашей эры. Это третье по количеству приверженцев религиозное течение в мире (после христианства и ислама) - его исповедует около миллиарда человек. Со второй половины минувшего столетия индуизм вышел за индийские государственные границы и распространился на всех континентах. Хотя 80-90% индуистов все так же проживают в Индии. Индуизм основывается на учении, исповедующем перевоплощение душ, которое происходит по законам . В данной статье мы расскажем вам о том, что в этой понимается под Брахмой и какое значение это имеет для верующих.

Кто это

В архаических формах эпоса Брахма имел три функции: созидание, сохранение, разрушение. В Ведах (древних религиозных писаниях) Брахма еще не упоминается, а его прообраз там назван Праджапати.
Позднее он предстает как один из трех верховных богов, рядом с и Вишну, входящих в Триаду (Тримурти). Является творческой силой, творцом и прародителем всех богов, всей Вселенной.

Это всеведущий и мудрый глава богов. Именно он предоставляет им контроль над созданием мира. Он оберегает порядок в Космосе и мораль, установленную основными социальными институтами в человеческом обществе, в то время как Вишну сохраняет Вселенную, а Шива ее рушит.

В послеведийский период Брахма у индуистов был на первом месте, немного затеняя роль Шивы и Вишну. Несколько позднее, в I тысячелетии до нашей эры - в позднем эпосе и Упанишадах (религиозно-философских текстах), - благодаря возросшему значению двух других богов он уходит на задний план.

Так, у вишнаитов Брахма появляется на лотосе, стебель которого растет из пупка Вишну, а Шива, карая за инцест, лишает его одной головы. В легенде о появлении Шивы повествуется о том, что Брахма и Вишну завели полемику, пытаясь доказать друг другу, кто из них сильнее и важнее.

Когда спор был на пике, из мирового океана восстал фаллос, а в нем находился Шива. В итоге оба спорщика согласились, что главным и могущественным является Шива.
В позднем эпосе Брахма уже творит мир, потому что так велел Вишну. Также существует множество легенд, в которых бог-созидатель в прошлом предстает в негативном свете - становится причиной смерти Агнистамбхи; каждый раз, когда жена Брахмы Савитри задерживалась, находит себе другую супругу.

Обитает творец в чистых землях Брахмалока (Сатья-лока).

Сегодня культа Брахмы практически нет. Современный разделен лишь на два течения: вишнуизм и шиваизм. В Индии существует незначительное число храмов, которые полностью посвящены Брахме. Иногда его изображение встречается в священных сооружениях, посвященных другим богам.

Знаете ли вы? Известны случаи, когда последователи индуизма, отказываясь от мирских благ и стремясь доказать свою веру богам, совершают странные поступки. Так, житель Нью-Дели Махант Амар Бхарти в 1973 году поднял руку вверх и с тех пор находится в таком положении. Он утверждает, что сделал это ради Шивы. За более чем 40 лет рука атрофировалась и утратила свои функции.

Происхождение создателя

У индусов существовало множество легенд, рассказывающих о происхождении мира и бога-творца.
В наиболее популярной данный процесс описывается следующим образом. Когда Вселенная была во мраке, и не существовало ни , ни луны, ни , во тьме появились . Из них родился огонь. Тепло от огня привело к образованию Золотого яйца.

Оно на протяжении года дрейфовало в водах, а затем в нем появился зародыш из золота. Из предстал Брахма. Силой мысли бог-творец поделил Золотое яйцо на две доли. Верхняя его часть превратилась в небо, а нижняя - в землю. Между ними пролегала прослойка из .

После этого творец принял решение создать себе потомков - других божеств, которым бы доверялось управление миром. В результате у него появились семеро сыновей, ставших божествами, людьми, зверьми, пернатыми, чудовищами, великанами и мудрецами.

Все они поселились в трех мирах: небесном, земном и подземном.

Поздняя версия происхождения творца гласит, что он родился из цветка лотоса, стебель которого вырос из пупка , когда зарождалась Вселенная.
В священном тексте «Брахма-пурана» повествуется о том, что Брахма сотворен Богом для того, чтобы тот создал Вселенную. Жизнь творца Вселенной равняется 311 040 000 000 000 земным годам. По окончании этого срока все исчезает.

Через столетний перерыв появляется новый Брахма, который творит новую Вселенную. Так продолжается бесконечно.

Знаете ли вы? В переводе с санскрита слово «Брахма» обозначает «жрец». В имени содержится корень «бхриг», что значит распространяться, расти, увеличиваться .

Как выглядит Брахма: иконография

Кто такой Брахма и как он выглядит в представлениях индуистов, можно увидеть на иконах и других изображениях бога-создателя. Обычно его рисуют с четырьмя телами, четырьмя ликами и восемью руками. Лики его смотрят в различные направления.
В руках у него - четыре святых писания, жезл (скипетр) в форме ложки, металлический сосуд (камандала), наполненный водой из Ганга (реки, являющейся священной для индуистов), лотос и лук. Он восседает на лебеде (гусе), который служит ему для передвижения, либо едет на колеснице с упряжкой из семи лебедей.

Также нередко можно встретить изображение Брахмы с четырьмя ликами и с четырьмя руками, восседающим на лотосе. Он в красных одеяниях, и у него красная кожа. обрамляет белая борода, символ вечной природы бытия. На голове - золотая корона.

В его руках находятся Веды (изредка - лотос), скипетр, четки (акшамала), сосуд с водой. Сосуд на изображениях может быть из металла, а может - из половинки скорлупы кокоса.

На скульптурах у Брахмы приделан большой нимб над головой. В виде статуи творец чаще всего пребывает в положении стоя.

Очень редко можно встретить бога-создателя с двумя верхними конечностями, в которых находятся сосуд и четки, и четырьмя ликами с женскими чертами. Также изредка можно увидеть образ с одной головой и двумя верхними конечностями.

Атрибуты и их значение

Четыре верхние конечности Брахмы означают стороны света. Кроме того, дальняя правая конечность олицетворяет ум, передняя правая - эго. Дальняя левая конечность представляет разум, передняя левая - самоуверенность.

Четыре лица - это Веды: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа».

Веды в одной из конечностей творца выступают символом знания.

Наводненный сосуд выступает символом эфира, породившего первичные составляющие творения.

Четки (акшамала) обозначают все материальное, что было необходимо для сотворения Вселенной, а также вечность времени.

Скипетр обозначает то, что Брахма повелевает яджнами.

Лотос - это все живые создания и неживые предметы во Вселенной.

Лебедь - символ справедливости и умения отличать доброе от злого.

Корона является символизацией власти верховенства во Вселенной.

Мифы и легенды

В индуизме представлены разнообразные мифы и легенды, связанные с именем и деятельностью божественного создателя. Самые яркие из них мы приводим ниже.

О проклятии

Бытует несколько сказаний про то, как Брахма был проклят. Первая из них, наиболее распространенная и содержащаяся в «Шива-пуране», рассказывает о том, что Вишну с Брахмой приняли решение отыскать начало и конец шива-лингама.

Первый бог, в облике вепря, отправился на поиски начала в подземный мир, а второй, в облике лебедя, - на поиски конца, в небо. Вишну не отыскал начала и, возвратившись, преклонился перед Шивой.

А Брахма, улетев далеко в облака и столкнувшись с любимым цветком Шивы, высказал ему просьбу обмануть Шиву и стать лжесвидетелем, вроде бы он отыскал конец . Шива, узнав о , очень разгневался и проклял лжеца.
В проклятии он упомянул о том, что никто ни в одном из трех миров не станет больше восхвалять Брахму.

Еще одна легенда гласит, что на бога-творца наслал проклятие мудрец Бхрига. Мудрец отправился, чтобы пригласить могущественнейшего из Тримурти для участия в великом жертвоприношении, однако бог слишком был увлечен , которую исполняла его жена и не придал значения словам Бхрига.

Важно! Любой человек, не рожденный в Индии, может прийти к религии . Чтобы обратиться в эту веру, существует несколько способов. Главный из которых - найти наставника либо общину, готовые принять человека для обучения. Также важно изменить свои мысли, действия и , чтобы полностью отдаться учебе.

Тогда мудрец разгневался и произнес проклятие со словами, что теперь ни одно существо не станет призывать имя бога-создателя и поклоняться ему.

О появлении Вселенной

Одна из легенд гласит, что Вселенная, созданная творцом, появилась в результате разделения силой его мысли Золотого яйца, дрейфующего в мировых океанских водах, на две дольки.

Из первой возникла земля (материальная, человеческая сфера), из второй - небо (божественный мир). Прослойка меж ними была из .

После этого возникли пять элементов: , земля, воздух, огонь, эфир. Далее настал черед для появления мысли, бога, звезд, гор, равнин, морей, рек, живых существ, слов, и .

Впоследствии из яйца явился Брахма. Он расчленился на мужское и женское начала. От родившихся существ в дальнейшем появилось все остальное, что существует в мире.

О горе Меру и небе Брахмы

После того как бог-создатель сотворил Вселенную, он почувствовал сильную усталость. Поэтому пустился на отдых в место под названием Брахмалока. В центре мира расположена золотая гора с именем Меру; Солнце, Луна и другие небесные тела совершают вращения вокруг ее пиковой точки.

На пике горы расположено самое высокое из небес, по счету седьмое: небо Брахмы. Именно тут созидательное божество обретает покой и усладу. Когда оно отдыхает, тень ему создает священное растение шалмали (шелковица).

День Брахмы

День Брахмы равняется всему сроку существования Вселенной, то есть 311 040 000 000 000 человеческим годам. Длина ночи равняется периоду, на протяжении которого он находится в бездействии, то есть 100 человеческим годам. Ночью творец отдыхает после процесса творения.

День творца разделяется на тысячи больших веков - махаюг. Махаюга составляет 4 320 000 человеческих лет и в свою очередь разделяется на большие эпохи, каждая из которых носит особенное название.

Когда оканчивается последняя эпоха - калиюга, огонь, возникающий из мирового океана, сжигает Вселенную. После ночи создатель сотворяет ее снова и снова.

Культ Брахмы и брахманизм

Как мы уже упоминали, культ Брахмы значительного распространения не приобрел. Количество культовых мест, ему посвященных, не так много. Сооружений, где основной статуей - мурти - является образ созидательного божества индуистской троицы, в буквальном смысле можно сосчитать на пальцах - их около десяти.

В культовом сооружении в Пушкаре ежегодно организовывается фестиваль, в ходе которого славится Брахма.

Брахме посвящают часть возлияния агнихотры. В полдень ему преподносится один цветок.
Есть предположения, что такое скудное распространение культа Брахмы связано с распространением среди индуистов мифов и легенд, в которых этот бог предстает в негативном образе, где его проклинают другие божества, мудрецы и даже собственная жена.

Важно! В индуизме, в отличие от христианства и ислама, посещение культовых сооружений не является обязательным. Большинство индуистов посещают их лишь во время больших религиозных праздников. Обряды разрешается проводить дома.

С именем Брахмы связана поздняя древняя индийская , называемая брахманизмом. Она развилась в I тысячелетии до нашей эры. Сегодня рассматривается как ранняя форма индуизма, его этап.

Главными божествами в данной вере выступают Брахма, Шива и Вишну. В ее основе лежит представление о том, что в природе все имеет душу и о том, что живые создания способны перевоплощаться.

Перевоплощение или реинкарнация осуществляется как карма, воздаяние за добродетельность либо греховность предшествующей жизни.
Эти идеи изложены в священных книгах - Брахманах, Араньяках, Упанишадах. Брахманизм стал предтечей джайнизма и буддизма.

Таким образом, изначально Брахма - это великий бог творения, правитель мира, отец богов и людей, однако позднее его значение нивелировалось, из-за чего он мало почитается современными индуистами.

На первый план для них вышли Вишну и Шива. Об этом, в частности, свидетельствует малое количество культовых сооружений, посвященных Брахме. Однако изучение этого культа является чрезвычайно важным для тех, кто стремится глубоко проникнуть в теорию и практику индуизма.

В ведической культуре среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных Богов, это Вишну, Брахма и Шива. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу сохранения, силу созидания и силу разрушение.

Данную статью мы по мере возможности будем пополнять Богами и их описанием 🙂

Бог Вишну

Вишну — Бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.

Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже приходили на землю, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира в эпоху .

В утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.

Вайшванская традиция – это направление в ведической культуре, которое почитает Вишну верховным Богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита, Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют «Сверх Душа», а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.

Изображение и атрибуты Бога Вишну:

Бога Вишну изображается с четырьмя руками с темно-голубой кожей (небесный цвет, небосклон). Каждая рука бога Вишну держит предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который символизирует красоту. Вторая рука держит булаву, которая является оружием против демонов — асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.

Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.

Богиня Лакшми

Лакшми — Богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она - воплощение грации, красоты и обаяния. Считается, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию. Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. В земных воплощениях она замужем за аватаром Рамой (как Сита) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

На групповых изображениях Вишну со спутниками Лакшми всегда присутствует рядом с ним или массируя его стопы. Тем самым демонстрируется, что энергия Лакшми находится под божественным контролем и Вишну использует ее для благосостояния живых существ.

Вместе с Вишну богиня представлена в аспектах трех гун. В саттва-гуне Лакшми сопровождает Вишну верхом на Гаруде. В раждас-гуне Лакшми представлена одна, восседающая на слоне или находящаяся в лотосе. Четыре руки Лакшми символизируют четыре цели человеческой жизни: дхарма (праведность), артха (благосостояние), кама (любовь, наслаждение) и мокша (освобождение). Если Лакшми изображается с двумя руками, то они держат либо лотосы, либо шрипхалу (кокос) и лотос. Её могут сопровождать две женщины-носильщицы (чаури) с опахалами и с двумя или четырьмя слонами, несущими гхаты.

В индивидуальной иконографии Лакшми сидит или стоит на троне из лотоса. Как отмечалось, в одной или двух руках она также держит цветы лотоса. Это символизирует духовное знание, чистоту, освобождение. В тамас-гуне Лакшми верхом на другой ездовой птице, сове по имени Улука (Uluka). Сова символизирует мудрость и интеллект благодаря ее способности видеть в темноте и предвидеть события в будущем. Когда Лакшми восседает на сове, считается, что человек ослеплен богатством и забыл о целях земной жизни.

Бог Брахма


Брахма
— один из трех главных Богов. Брахму называют творцом, который создал Вселенную. Согласно Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Изображение и атрибуты Бога Брахмы.

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим Богом. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды».

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (мудрость и процесс вечного творения.). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы - лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Богиня Сарасвати


Сарасвати
— Богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак неба и земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог - Чертог спасения и вечного блаженства. Первоначально речная богиня.

Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины сидящей на белом лебеде - символе Сил Света, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана) в прекрасной позе (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго - в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками. В её руках:

  • священная книга Вед - символ науки
  • чётки из белого жемчуга - символ духовности
  • чаша со священной водой - символ созидающей и очищающей силы
  • вина - музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и её руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством её передвижения (ваханой) является лебедь, а её эмблема - шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра). Иногда её изображают стоящей.

Бог Шива


Шива
— это величайший из Богов (Махадев). Шива — это благость мира и мира душа. Шива — это разрушитель Вселенной. Шива — это истина. Шива — это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к материальному миру… Махайог - «великий йогин», а также Натарадж - «король танца», но также и Мритьюнджай - «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Можно описывать бесконечно ….

В ведической культуре один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду - тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Шива - творец и вместе с тем Бог времени, а следовательно, и разрушения, Бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.

Супруга богиня Парвати так же именуемая Шакти или Кали, она так же почитается как богиня, побеждающая демонов. Сыновья Шивы: Ганеша, известный как бог мудрости, и Сканда — бог который победил злого демона Тараки.

Шива, чаще всего, изображается танцующим. Это связанно с тем, что согласно приданию, его танец пробуждает Вселенную в начале нового цикла ее бытия, а в конце цикла Шива разрушает ее танцем смерти. При этом другие боги следят за его танцем, подпевают и играют ему на музыкальных инструментах.

Таким образом, Шива соединяет в себе как созидающее, так и разрушающее начало. Также принято считать, что Шива имеет сто восемь форм или воплощений.

Изображение и атрибуты Бога Шивы.

Обнаженное тело, покрытое пеплом. Спутанные волосы, которые сдерживают мощную Гангу. Растущая луна — одно из украшений. Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз - это солнце, второй - луна, а третий - огонь. Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время - прошлое, будущее и настоящее. Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной. Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях. Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, символизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования - очевидная и неочевидная. Бык Нанди. Средство передвижения Шивы. Тигриная шкура. Скрытая энергия.

Богиня Парвати


Парвати
— Богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Является благой формой Дэви, шакти (сила, женская творческая энергия) Шивы.

Ещё имена благих форм: Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита - «Играющая», Бхавани (англ.) («оживляющая»). В гневной форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная»), Дурга («Неприступная»), Бхайрави (англ.) («Зловещая»).

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Сам великий Бог Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее присутствия.

Просмотры: 1 040