Сколько детей было у беллы ахмадулиной. Биография и личная жизнь беллы ахмадулиной

Ахмадулина Белла Ахатовна (1937-2010) – российская и советская писатель и поэт-лирик, крупнейшая личность в русской поэзии второй половины ХХ века. Входила в состав Союза писателей России, являлась Почётным членом американской академии литературы и искусства. В 1989 году была награждена Государственной премией СССР, в 2005 году Государственной премией РФ.

Детство

Её папа, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне крупным начальником, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью. Во время Великой Отечественной войны служил в звании гвардии майора, был распределён в 31-ый отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в качестве заместителя командира по политической части. После войны вернулся на службу в Государственный таможенный комитет СССР, где занимал ответственные посты (был управляющим по кадрам, заместителем председателя).

Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ.

С ними ещё проживала бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна. Именно она придумала дать появившейся на свет девочке имя Изабелла. Мама в то время была просто помешана на Испании и попросила бабушку подыскать для новорожденной имя в испанском стиле. Но поэтесса не любила такое совё имя и сократила его, убрав первые три буквы, получилось просто Белла.

Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Гоголя. А ещё бабушка обожала животных, научила такой любви и заботе о братьях наших меньших и Беллу, вместе они подбирали всех бездомных кошек и собак.

На протяжении всей жизни потом животные будут рядом с поэтессой, такую любовь и верность им она передаст и своим дочкам. Неоднократно Белла Ахатовна повторяла: «Я полностью поддерживаю Анастасию Цветаеву, которая говорила: «Слово СОБАКА пишу только большими буквами» .

Девочку совсем маленькой отдали в подмосковный садик в Краскове. Он был круглосуточный, Беллу отправляли туда на всю неделю, домой забирали лишь на выходные. Из этого периода она запомнила только один момент, когда воспитатель пыталась отобрать у неё любимого медведя. Работники детсада частенько забирали у воспитанников гостинцы, которые им положили на неделю родители. У воспитателей тоже были свои дети, наверное, так они хотели их порадовать. Но с медведем ничего не получилось, Белла так вцепилась в свою игрушку, что работники детсада даже испугались.

В этом детском саду девочку застала война. Папу почти сразу призвали на фронт, мама постоянно была занята на работе. Когда немцы почти вплотную подошли к Москве, Белла с бабушкой уехали в эвакуацию. Очень тяжело они добирались: от Москвы до Самары, оттуда до Уфы, и, наконец, до Казани, на родину папы, где проживала вторая бабушка.

С татарской бабушкой отношения не сложились. Во-первых, она не очень воспринимала внучку, потому что в своё время слишком была недовольна отъездом сына Ахата в Москву. Во-вторых, ей не нравилось, что девочка совсем не говорит на родном татарском языке.

Белла помнит, что им отвели какой-то небольшой угол, а ещё был страшный голод. Это подкосило девочку, она сильно заболела. Но во время приехала из Москвы мама и в 1944 году забрала дочку.

Учёба

В 1944 году Белла стала ученицей первого класса московской школы. Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.

В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.

Родители хотели, чтобы дочь поступала в МГУ на журналистику. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать.

В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку. В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения. В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.

Позднее Белла восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.

Творчество

Писать стихи Ахмадулина начала ещё в школьные годы. Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Её поэзия отличалась необычными рифмами, трогательным целомудрием и особенным стилем написания. Первые стихи юной поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь».

Когда после школы Белла не поступила в МГУ, мама посоветовала ей пойти на работу в газету «Метростроевец». Здесь она печатала не только свои статьи, но и стихи.
После отчисления из высшего учебного заведения Белле оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете».

Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, Ахмадулина писала стихи про домну и сталеваров. Она видела их, измученно выходящих после смены. Тогда в Иркутске Белла написала прозаическое произведение «На сибирских дорогах», где делилась своими впечатлениями об этом крае. Рассказ об удивительной Сибири и людей, живущих в ней, напечатали в «Литературной газете» вместе со стихами Ахмадулиной, написанными во время этой поездки.

Вскоре после получения диплома вышел первый поэтический сборник Беллы под названием «Струна». Первым оценил её талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла! »

Поэтесса стала известной. В то же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко.

Ахмадулина обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную исполнительскую манеру Беллы. Её поэзия стала легко узнаваемой.

Ахмадулиной было всего 22 года, когда она написала своё самое знаменитое произведение «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Через 16 лет на эти стихи положил музыку композитор Микаэл Таривердиев, и с тех пор каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

После первого вышедшего сборника успех поэтессы был громким, за «Струной» последовали новые собрания стихов:

  • в 1968 «Озноб»;
  • в 1970 «Уроки музыки»;
  • в 1975 «Стихи»;
  • в 1977 «Метель» и «Свеча»;
  • в 1983 «Тайна»;
  • в 1989 «Сад» (за этот сборник она получила Государственную премию СССР).

В 70-х годах Ахмадулина часто ездила в Грузию, с того времени эта страна занимала большое место в творчестве поэтессы. Также Белла переводила поэзию грузинских авторов: Абашидзе И., Бараташвили Н., Табидзе Г.

В 1979 году поэтесса участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь».

До последних дней не иссякал талант Ахмадулиной, из-под её пера выходили всё новые и новые стихотворные сборники:

  • «Побережье» (1991);
  • «Ларец и ключ» (1994);
  • «Гряда камней» (1995);
  • «Однажды в декабре» (1996);
  • «Миг бытия» (1997);
  • «Возле ёлки» (1999);
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000);
  • «Озябший гиацинт» (2008);
  • «Ни слова о любви» (2010).

За свои творческие достижения Белла Ахатовна не раз становилась лауреатом многих российских и зарубежных премий, имела награды: Ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней».

В 2013 году российский Президент Путин В. В. выступал во время первого Съезда родителей. Он обратился с предложением: обязательно в школьную литературную программу добавить поэзию Ахмадулиной.

Кино

Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень». В основу его положены шукшинские рассказы об обыкновенном пареньке – шофёре Пашке Колокольникове, которому на жизненном пути встречаются разные люди. Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты». На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».

Второй муж Ахмадулиной – известный писатель Юрий Нагибин. Они прожили в браке с 1959 по 1968 годы, Белла была его пятой женой. После развода с Юрием поэтесса удочерила девочку Аню.

Третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев (сын известного балкарского классика Кулиева Кайсына). Он был моложе Беллы на 14 лет. В 1973 году в браке родилась девочка Лиза.

В 1974 году на прогулке с собаками произошло знакомство Беллы с театральным художником, скульптором Борисом Мессерером. Это была любовь с первого взгляда и самый счастливый брак в жизни поэтессы.

Обе дочери пошли по стопам Беллы Ахатовны. Старшая Аня окончила полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Лиза, как и мама, отучилась в Литературном институте.

В последние годы Белла Ахатовна жила с супругом в Переделкино, тяжело болела, у неё почти полностью отказало зрение, и поэтесса передвигалась на ощупь. 29 ноября 2010 года сердечно-сосудистый криз стал причиной смерти Ахмадулиной, её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

По словам её друзей: «Белла Ахмадулина не сделала в жизни ни одного фальшивого поступка» .

С раннего детства и на протяжении всей жизни Белла Ахмадулина держала домашних животных и помогала бездомным. Многие фотографии Ахмадулиной рассказывают о трогательной привязанности поэтессы к собакам

Начавшееся подобно прекрасной сказке детство Беллы оказалось омрачено не только войной, но и… школой. Если в образном мышлении и речи замкнутая и слегка нелюдимая девочка опережала сверстников к большому удивлению взрослых, то с письмом у нее не задалось сразу.

В 1944-м Белла пошла в школу, чтобы три года практически не появляться на уроках. Причиной такой нелюбви были вовсе не отсут­ствие способностей, нежелание учиться и даже не лень: девочка с огромной охотой впитывала все знания, которые давали ей родные, и очень много читала, причем не детские хрестоматии, а русскую классику — Пушкина, Гоголя. Нет, Бел­ле было противно всё то, что отличает школу как социально-образовательный институт от школы — места получения знаний: правила, порядки, излишняя строгость и стремление сделать учащихся одинаковыми, чтобы с ними удобнее было работать.

Ребенку с творческим образным мышлением и воспитанием в семье передовой интеллигенции школьная жажда унификации всего и всех казалась дикой.

Белла с детства мыслила образами, а в юности научилась переносить их на бумагу, тем самым выражая свои чувства и переживания. Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто ее можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.

Факты о творчестве

Писать стихи Белла начала рано, причем, как и у большинства молодых литераторов, первые ее тексты складывались под сильнейшим влиянием литературных кумиров.

Для Ахмадулиной таким кумиром и первым наставником стала Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

У нее Белла позаимствовала более чем странные для советского подростка образы своих первых стихотворений — ущемленных в правах негров-невольников и их несчастных голодных детей. С этими несвоевременными стихами Белла активно выступала в пионерских организациях и даже опубликовала их в «Пионерской правде», за что получила от старших коллег улыбку искреннего умиления и первый настоящий творческий совет — писать о вещах, известных и близких читателю.

Еще до выхода в свет первых поэтических сборников Белла Ахмадулина начала выступать с публичными чтениями своих стихов, как в компании других поэтов, так и сольно.

Лучшие вечера поэтессы собирали зрителей не меньше, чем премьеры выдающихся спектаклей. Ахмадулина любила выступать перед публикой и с удовольствием делала это вне зависимости от места, условий выступления и аудитории.

Даже на импровизированном помосте в толпе слушателей Белла чувствовала себя уверенно, ведь в конечном итоге поэзии нужен тот, кто напишет, и тот, кто сможет услышать и принять. Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».

« Алла Пугачева не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно примадонна российской эстрады включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.

Факты о личной жизни

Белла Ахмадуллина была очень привлекательной женщиной, мужчины влюблялись в нее сразу же после нескольких минут знакомства. Первым законным мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко . Их брак был недолгим, Причиной развода с Е.Евтушенко стал аборт: Белла забеременела, а Евтушенко, считая себя само­го еще ребенком и испугавшись ответственно­сти, уговорил молодую жену, тоже не слишком готовую к материнству, сделать аборт. «Я не понимал тогда, — с горечью рассказывает Евту­шенко с высоты прожитых лет, — что если муж­чина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Действительно, брак оказался обречен. Долгие годы прожил Евтушенко с тяжким грузом на душе: из-за раннего аборта Ахмаду­лина не могла забеременеть. И был безумно рад, узнав, что спустя более пятнадцати лет Белла все-таки смогла родить дочь.

нность быстро сменились ссорами и расставаниями длиной вплоть до года, однако восемь лет брак все-таки продержался.

жизни Ахмадулиной можно было бы и вовсе пропустить, если бы он не стал самым важным в жизни Ахмадулиной как женщины. В 1973 году, в тридцать семь лет, поэтесса наконец-то стала матерью, родив Кулиеву дочь Елизавету.

Последним и главным спутником жизни Беллы Ахмадулиной стал известный художник Борис Мессерер . Союз поэтессы и художника продлился тридцать шесть лет и прервался лишь со смер­тью Ахмадулиной в 2010 году. Все годы совмест­ной жизни Мессерер трогательно опекал жену, заботился о ней, помогал воспитывать детей, хотя и не признавал их.

Знакомые пары гово­рили, что забота Мессерера переходила необ­ходимые рамки, его не раз упрекали в том, что жену он не любил вовсе, а любил свою любовь к ней, относился к Ахмадулиной, как к дорого­стоящей вазе, ухаживал, покупал наряды, всюду сопровождал, не допускал и мысли, что в жизни его и Беллы может быть что-то и кто-то помимо их любви. Вероятно, доля правды в этом есть.

После ее смерти художник посвятил себя памяти Беллы. Он по-прежнему принимает участие в творческих вечерах, посвященных жене, следит за изданиями ее книг. Однако главным его делом стало написание книги вос­поминаний об Ахмадулиной.

С 2011 года части мемуаров «Промельк Беллы» начали выходить в журнале «Знамя». Конечно, книга получилась очень личной и порой субъективной, да иначе и быть не могло, но она содержит большое ко­личество не известных ранее рассказов и бе­сед с Ахмадулиной в последние годы ее жизни, частично заменяющих так и не написанную по­этессой автобиографию.

Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина. На могиле до сих пор нет памятника, хотя за работу над ним давно собирается взяться ее друг Зураб Церетели.

Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищенные взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.

Белла любила творческие эксперименты и с радостью и воодушевлением приняла предложение Шукшина сняться в картине «Живет такой парень». Поскольку она практически сыграла саму себя, сегодня фильм представляет собой самый яркий и достоверный рассказ о том, как выглядела и работала молодая Ахмадулина-репортер

Поэтические вечера Ахмадулиной всегда собирали полные залы. И не только благодаря волшебному поэтическому дару, но отчасти из-за особой атмосферы, которая на них царила. Многие отмечали необыкновенную теплоту и душевность обстановки, искренность и любовь к людям, которые исходили от поэтессы. Она удивительным образом влияла на окружающих людей, щедро делясь не только своим талантом и частичкой души, но делая каждого немного лучше, очищая и возвышая человека в собственных глазах.

Многие фотографы запечатлели Беллу Ахмадулину с сигаретой или бокалом, которые стали неотъемлемой частью образа ни в чем не отказывавшей себе поэтессы и поводом для многочисленных сплетен и пересудов о ней.

Мало кто из людей литературы получал на свое имя столько грязных кляуз, как Белла Ахмадулина. В чем ее только не обвиняли! Причем повод мог быть любым — нападали на поэтессу даже за ее любовь к животным. Когда в браке с Нагибиным Ахмадулина попросила мужа изготовить гробик для погибшей любимой собаки и устроила настоящие похороны, ее обвинили сразу и в сумасшествии, и в буржуазности. На самом деле, в подобном жесте для поэтессы не было ничего показного, вызывающего и удивительного: она не скрывала, что животных любила больше, чем людей, и любила повторять цветаевское «Слово «СОБАКА» пишу большими буквами».

Сохранился в воспоминаниях об Ахмадули­ной один забавный случай из ее жизни, когда ради посиделок с другом кухню пришлось пе­реместить в подъезд. Однажды в гости к Бел­ле пришел известный поэт и старый приятель Евгений Рейн. Лестничные клетки тогда закры­вались на решетку, и в тот день Борис Мессе- рер по случайности ушел из дома с ключом, за­крыв решетку и тем самым заперев жену. Рейн, явившийся в гости не с пустыми руками, а с бу­тылкой коньяка для задушевного разговора, уже собрался было уходить, но Ахмадулина задержала его. Она вынесла из квартиры стол, принесла посуду, накрыла, достала закуски. Так поэты и пировали в подъезде, общаясь через решетку, пока Мессерер не вернулся домой и не произнес свою знаменитую фразу: «С ка­кой стороны ни посмотри, а поэты у нас сидят за решеткой…».

Изабелла Ахмадулина не любила своего имени и вскоре сократила его до Беллы. Близкие называли ее «наша Беллочка» или Белка. Необычное имя в литературном мире сделало поэтессу одной из главных героинь рифмованных эпиграмм. Особенно любили соединять в них Ахмадулину и Булата Окуджаву. Недаром после отказа от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей по всей Москве звучало ироническое: «Только Белла и Булат отказались от наград»

Ахмадулина Белла Ахатовна, (р. 1937) русская советская поэтесса

Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахматовна родилась 10 апреля 1937 г. Окончила московскую школу. Писать стихи начала еще в школьные годы. В 1960 г. окончила Литературный институт. Первый сборник стихотворений молодой поэтессы «Струна», изданный в 1962 г., привлек внимание любителей и знатоков поэзии. Затем последовали поэтические сборники «Озноб» (1968 г.), «Уроки музыки» (1969 г.), «Стихи» (1975 г.), «Метель» (1977 г.).

Евгений Евтушенко писал о ней: «Родилась в Москве. В числе предков с материнской стороны – итальянцы, осевшие в России, и среди них революционер Стопани, чьим именем был назван переулок в Москве. С отцовской стороны – татары. Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале «Октябрь», сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем. Ее талантом восхищались и поэты старшего поколения – Антокольский, Светлов, Луговской. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других, попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Еосударственная премия СССР. Ахмадулина – почетный член американской Академии искусств».

В начале 1980-х на приеме в честь советских писателей, прилетевших в Америку, президент США Рональд Рейган спросил ее, кто из ныне живущих в России поэтов лучший, она ответила: «Наш лучший живет у вас – Иосиф Бродский».

Она всегда делала то, что нельзя было делать в советское время: печаталась в запрещенных журналах, просила Андропова облегчить участь сидевшего за решеткой режиссера Параджанова, отказывалась осуждать Пастернака, вступалась за Солженицына, ездила в ссылку к Сахарову…
Евтушенко писал: «.когда вижу ее, мне хочется плакать».

Поэтесса Римма Казакова говорила об Ахмадулиной: «Она была богиня, ангел».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «сокровищем русской поэзии», а представляя на страницах журнала Vogue американскому читателю, сравнивал ее поэзию с розой: «.сказанное подразумевает не благоухание, не цвет, но плотность лепестков и их закрученное, упругое распускание.».

Борис Асафович Мессерер – муж Беллы Ахмадулиной – говорил о ней: «Мне больше всего нравится образ Беллы теперешней. Все возрасты замечательны в человеке, мы любуемся друг другом во все времена, но я очень люблю ее сегодняшний расцвет».

Белла была исключительным человеком и поэтом. Она и сама была произведением искусства.
Зоя Богуславская, вдова поэта Андрея Вознесенского

Я помню ее совсем юной на литературных вечерах, как она, вскидывая голову, читала свои стихи. В них было столько музыки, столько вдохновения, обаяния и женской души. Это было явление, равное по уровню Анне Ахматовой и Марине Цветаевой.
Андрей Дементьев, поэт

Имя: Белла (Изабелла) Ахмадулина (Bella Ahmadulina)

Возраст: 73 года

Место рождения: Москва

Место смерти: Переделкино, Ленинский район, Московская область

Деятельность: поэтесса, писательница, переводчица

Семейное положение: была замужем за Борисом Мессерером

Белла Ахмадулина - биография

Пожалуй, нет человека, который хотя бы раз в своей жизни не слышал это сочетание имени и фамилии, именно в такой интерпретации Белла Ахмадулина навсегда запомнится своим читателям. Поэтесса обладала неподражаемой манерой чтения своих стихов и тонкой чуткой душой. Как же начиналась её творческая биография?

Детство, семья поэтессы Беллы Ахмадулиной

Полное имя Ахмадулиной Изабелла. Она коренная москвичка, родилась до войны в семье, которая никогда не испытывала нужду в деньгах. Семья считалась интеллигентной, так как отец был заместителем министра, мать – майор КГБ, переводчица. Имя дочке выбрали испанское по настоянию бабушки, которая была влюблена в эту страну, позже сокращение своего имени произвела сама поэтесса.


Каких только корней не перемешалось в Белле: татарские, русские, итальянские. Бабушка воспитывала внучку сама, ведь мама и папа её работали. Страсть к чтению и классической литературе прививались Надеждой Митрофановной.

Война не обошла стороной семью Ахмадулиных: отец ушёл сражаться на линию фронта. Для безопасности девочку отправили в Казань к другой бабушке, как только война окончилась, Белла вернулась с мамой обратно в Москву и пошла учиться в школу, но занятия не доставляли девочке особого удовольствия.

Любила литературу, много читала и абсолютно грамотно писала. В школьные годы Белла уже начала писать свои стихи. Дебютом литературной биографии можно считать публикацию её произведений в журнале «Октябрь», тогда ей исполнилось 18 лет. Спустя два года некоторым критикам стихи Ахмадулиной показались мало патриотичными, не в духе времени.

Белла Ахмадулина - свой стиль и вкус

Школьные годы определили мечту, она решила, что главным в её жизни станет литература. Родители настаивали на журналистике, дочь прислушалась к их совету и попробовала поступить в МГУ, но вступительные испытания не прошла. Пришлось пойти на работу в газету «Метростроевец», появились первые опубликованные статьи и стихи. Через год будущая поэтесса поступила в Литературный институт, но её отчислили за то, что отказалась признать Бориса Пастернака предателем.

В Иркутской редакции «Литературной газеты» была вакансия внештатного корреспондента. Там был замечен талант Ахмадулиной и главный редактор замолвил слово в пользу восстановления в литературный вуз, который ей удалось закончить с красным дипломом. Шестидесятые годы начались с окончания института, спустя два года выходит первый сборник «Струна», о котором с восхищением отозвались Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский . В советское время эти поэты имели уже огромный вес в литературной среде.

Признание

Творческие вечера, декламация своих произведений пошли нескончаемым потоком. Стихам Беллы Ахмадулиной были присущи воздушность и лёгкость. За эти качества поклонники и полюбили поэзию Ахмадулиной. Это критики усмотрели напыщенность слога и старомодность тематики поэтических строк. Сборники стали выходить один за другим буквально один раз в год.

В семидесятые поэтесса впервые открыла для себя Грузию и посвящает ей очередной свой поэтический сборник. Многих грузинских поэтов она перевела на русский язык, тем самым приблизив творчество этой чудесной для себя народности для советского читателя. Грузинская периодическая печать оставалась верна Белле Ахмадулиной и продолжала публиковать её стихи даже в период идеологического запрета.

Ахмадулина писала о великих

В биографии поэтессы навсегда останутся многие эссе о тех, чьё творчество восхищало и продолжает удивлять поколения. Писала об , Марине Цветаевой, Владимире Высоцком . Белла делала это с удовольствием, потому что с некоторыми была знакома лично. В 22 года Ахмадулина снялась в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», вторым фильмом стала картина о спортсменах. Её стихи звучали в песнях «Иронии судьбы…» и «Жестоком романсе», в фильме «Служебный роман».


Белла Ахмадулина - личная жизнь


У Беллы Ахмадулиной первое замужество произошло в 18 лет, первый муж - Евгений Евтушенко , просуществовал этот союз в течение трёх лет, детей не родилось. Сразу же вышла повторно за писателя Юрия Нагибина , восемь лет можно назвать большим сроком, но всё же и этот брак распался. Белла удочерила девочку из детдома. Третьим мужем, которому Белла подарила дочь, стал Эльдар Кулиев , сын известного писателя. Последним мужем в личной жизни известной поэтессы стал художник и сценограф Борис Мессерер . Больше чем тридцать лет они прожили вместе.


Смерть Беллы Ахмадулиной

К концу своей жизни Белла Ахмадулина ослепла и очень долго болела, она уже почти ничего не сочиняла. Когда Беллу Ахатовну госпитализировали, понадобилась операция, которая прошла успешно. Поэтесса стала быстро поправляться, и была выписана из больницы, но это было мнимое выздоровление. Спустя четыре дня Белла Ахмадулина скончалась. Похоронили её на Новодевичьем кладбище.


Автор биографии: Natsh

Биография знаменитостей – Белла Ахмадулина

Изабелла Ахмадулина - знаменитая лирическая поэтесса и талантливая писательница. Она член Союза русских писателей и академии литературы в Америке. Ее творчество имеет особый стиль, отличающейся изысканностью, естественностью и эмоциональностью.

Детство

Появилась на свет Изабелла Ахмадулина в Москве 10 апреля 1937 года. Отец девочки был татарином, работал начальником на таможне, а мать, имевшая российско-итальянские корни, была переводчицей в Комитете госбезопасности. Из-за постоянной занятости на работе у родителей не было времени на воспитание дочери, поэтому маленькая Изабелла была на попечительстве бабушки. Она с детства научила будущую поэтессу любить литературу, читая ей произведения великих русских писателей.

Во время войны отца призвали на фронт. Беллу эвакуировали в Казань, где жила ее бабушка по линии отца. В Казане девочка сильно заболела. Лишь благодаря приезду матери она смогла выжить. Когда закончилась эвакуация, Ахмадулина пошла в школу. Адаптироваться ей было трудно, она часто прогуливала и не хотела учиться. Любила только урок литературы. Для того чтобы привыкнуть к школьному обучению, Белле потребовалось три года.


Начало творческого пути

Еще школьницей поэтесса посещала литературный кружок в Доме пионеров. В возрасте пятнадцати лет у нее уже прослеживался особенный, уникальный стиль. В 1955 году были напечатаны первые стихотворения юной Беллы. Они были трогательными, имели необычную рифму. Поэтесса посещала также занятия в Литобъединении. В этот период Ахмадулина твердо решает связать свою жизнь с литературным искусством. Она поступает в институт литературы. В 1959 году ее исключают из ВУЗа за то, что она отказалась поддержать обвинения против Пастернака. Поэтесса пошла работать корреспондентом в одну из газет Иркутска, в которой позже был напечатан ее рассказ "На сибирских дорогах". Главный редактор этого журнала поспособствовал тому, чтобы Беллу вернули в институт. В 1960 году она его закончила. Также поэтесса печатала стихи и статьи в журнале " Метростроивец".


В 1955 году в журнале «Октябрь» опубликованы первые стихи 18-летней поэтессы

Карьера

В возрасте двадцати двух лет Ахмадулина сочиняет стихотворение «По улице моей который год...», которое впоследствии становится очень популярным. В 1975 году на этот стих была написана музыка и готовый романс прозвучал в знаменитом кинофильме «Ирония судьбы или С легким паром!». Автором стихотворения «О, мой застенчивый герой», который прочитала героиня кинокартины «Служебный роман» также была Ахмадулина. Первый сборник стихов поэтессы появился в 1962 году. Он назывался «Струна».


Настоящая популярность к Ахмадулиной пришла после ее выступления в Москве в Политехническом музее. По словам поэтессы, ей тяжело давались публичные выступления, но она умело справлялась с волнением. Ее сочинения на творческих вечерах имели большой успех. Талант Беллы высоко оценили Рождественский, Евтушенко и другие мэтры. Ее произведения очаровывали особой изысканностью и лиризмом. В них переплетались традиции поэзии прошлых лет.



Второй сборник поэтессы, «Уроки музыки», выходит в 1969 году. За ним последовали и другие, ставшие впоследствии популярными («Метель», «Свеча» и прочие). Свои сочинения Белла писала с надрывом и в большом количестве. Отношение критиков к творчеству Ахмадулиной было разное. Одни упрекали ее за манерность, другие же были доброжелательны. Она приняла участие в съемках двух кинокартин: «Живет такой парень», где играла журналистку, а также «Спорт, спорт, спорт».


Белла Ахмадулина в кино - режиссёр Василий Шукшин "Живет такой парень"

Побывав в Грузии (1970 год), Ахмадулина была восхищена этой страной. Результатом этого стал сборник «Сны о Грузии». Она также занималась переводом стихов Чиковани, Бараташвили и других. Популярными стали и эссе поэтессы о творческих людях. Она писала о таких талантливых личностях как Анна Ахматова , Владимир Высоцкий, Марина Цветаева и многие другие.

Ахмадулина была участницей различных фестивалей поэзии.


Белла Ахатовна относится к так называемым поэтам "Шестидесятникам"

Ахмадулина с Булатом Окуджавой и Александром Солженицыным

Личная жизнь

Замуж поэтесса вышла в восемнадцать лет за Евгения Евтушенко, режиссера и поэта. Через три года они развелись. Следующим ее избранником был Юрий Нагибин, писатель. Этот брак тоже длился не долго (девять лет). В 1968 году поэтесса удочерила девочку из детского дома, Аню, и дала ей фамилию бывшего супруга - Нагибина. В гражданском союзе с Эльдаром Кулиевым, который тоже оказался непродолжительным, у пары родилась дочь Елизавета. Вскоре Белла вновь выходит замуж. Со своим супругом Борисом Мессерером она прожила почти тридцать лет.



Последние свои годы писательница провела в Переделкино. Она постоянно болела, плохо видела, поэтому перестала писать. В возрасте семидесяти четырех лет (29 ноября 2010 года) поэтесса умерла от сердечно-сосудистого криза. В Доме литераторов в столице прощались с легендарной Беллой Ахмадулиной.

В память о легендарной поэтессе открыты памятники в Москве и Тарусе. А также 2012 году была учреждена премия «Белла», награждают ею молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Инициатором учреждения стал ее муж Борис Мессерер. Церемония награждения проводится дважды в год в Москве и Италии, учитывая, что у Беллы были итальянские корни. Призовой фонд составляет 3000 евро, и получить его могут талантливые поэты даже за одно стихотворение.