Скачать презентацию на тему княгиня ольга. Презентация "Мудрая княгиня Ольга" по истории – проект, доклад

Княгиня Ольга
Работу выполнила обучающаяся 3 класса Самсоненкова Екатерина

около 890г. – 11 июля 969г.
Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги.
Княгиня Ольга. В. М. Васнецов

«Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою, – писал Н. М. Карамзин. – Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством…»

Происхождение княгини Ольги
Три версии: Ольга была крестьянкой из -под Пскова; Ольга - уроженка знатного новгородского рода Гостомысла; Ольга варяжского происхождения, дочь варяга из дружины князя Олега (имя Ольга - Хельга)

Замужество Ольги
Первая встреча князя Игоря с Ольгой.Художник Василий Кондратьевич Сазонов

Сбор дани- полюдье
Древнерусское полюдье - круговой объезд князем в сопровождении дружины своих владений для сбора дани. Обходя общины, племена, князь кормился сам и кормил свою дружину. Полюдье давало князю дань товарами: пушниной, воском, ремесленными изделиями.

Гибель князя Игоря
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга.

Ольга и дружина
Дружина Игоря подчинилась Ольге, признав ее временное осуществление полномочий.

Встреча Ольги со сватами
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.

Месть княгини Ольги
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

Месть княгини Ольги
2-я месть: Ольга попросила в знак уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Месть княгини Ольги
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

Месть княгини Ольги
4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. После безуспешной осады в течение лета столичного города Искоростень, Ольга сожгла город с помощью голубей и воробьев, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Внутренняя политика княгини Ольги
После расправы над древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава.

Налоговая реформа 946 год:
Во-первых, отменялось «полюдье» или «кружение». Устанавливались «уроки»- четкие размеры дани, которая взималась один раз в год продуктами, мехами, различными изделиями. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - «погосты». В-третьих, определялись люди для сбора дани на погостах - «тиуны» как представители княжеской администрации.

Внешняя политика
957год- поездка княгини Ольги в Константинополь. Цель поездки: показать, что времена смуты не поколебали силу Руси.

Крещение Ольги
Ольга понимала, что дальнейшее укрепление государства невозможно без принятия христианства. Но она понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому сначала она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным.

Почетное крещение княгини Ольги в 957 году
Княгиня Ольга организовала свое крещение 1.Она крестилась в храме Святой Софии- в главном храме Византии. 2. Ее крестным отцом стал Византийский император. 3.Ольга получила при крещении имя Елена в честь матери императора Константина. 4. Крестил Ольгу сам патриарх Константинопольский.

Мать - вера - сын
После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава. Но он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение…

Канонизация Ольги
Ольга - первая русская святая. Именно с неё на Руси официально пошло православие. Перед смертью она запретила сыну справлять по ней тризну- языческий обряд погребения.

Подготовила: Ващенко Ольга,

ученица 10«б» класса.

Слайд 2

Происхождение

  • Из «Повести Временных Лет»: Ольга родилась в Псковской области, рода она была не знатного, варяжского. Так же это подтверждается ее именем «Ольга».
  • Так же болгарские историк выдвигали версию о болгарских корнях Ольги, опираясь на то, что древнеславянской транскрипции города Псков и болгарский город Плесков совпадали, но это уже вышло из употребления.
  • Более поздний Пискаревский летописец передает слух о том, что она было дочерью Вещего Олега, куратора князя Игоря в последствие ставшим ее мужем.
  • Слайд 3

    Брак Ольги

    По писанию ПВЛ Ольга с Игорем поженились в 903 году, но это очень мало вероятно, так как сын, Святослав родился в 942. после свадьбы имя Ольги упоминалось в хронологиях только через 40 лет.

    Слайд 4

    Легенда о знакомстве

    Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорелся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

    Слайд 5

    Начало правления

    • В 945 году Игорь погиб от древлян при взятии у них дани. Святославу было всего три года и Ольга с этого времени стала признанным правителем Руси.
    • Ольга правила государством с 945-957 гг.
  • Слайд 6

    Месть древлянам

    • После смерти Игоря, Ольга мстила древлянам, по требованию языческих обычаев.
    • 1-я месть княгини Ольги: сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
  • Слайд 7

    Месть Древлянам

    • 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
    • 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
  • Слайд 8

    Месть древлянам

    4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Безуспешно пыталась осадить город в течение лета, и победила в бою при помощи птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

    Слайд 9

    Правление Ольги

    • В 947 году Ольга установила на своей земле оброки и дани, сделала систему погостов - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Она установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани.
    • Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор
    • Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси.
  • Слайд 10

    Крещение Ольги

    • По ПВЛ в Константинополе, в 955 году было проведено крещение Ольги.
    • По византийским летописям Ольга была крещена во время второго визита Константинополь, 18 сентября 957 Романом II.
    • В 969 году Ольгу похоронили по христианскому обычаю в земле.
    • В годы княжения Владимира, ее внука, Ольга стала почитаться как святая, а в 1547 году причислена к лику святой равноапостольной.
  • Слайд 11

    Итоги правления

    Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и с деятельностью великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужные. Создала налоговую систему. Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. - При Ольге Россия стала известной и в самых отдаленных странах Европы. Сделавшись ревностною христианкою, Ольга - по выражению Нестора, денница и луна спасения - служила убедительным примером для внука своего Владимира и предуготовила торжество истинной веры в нашем Отечестве.

    Посмотреть все слайды

    Волх Всеславьевич Имя Волха связано с тремя чудесами. Волх родился от фантастического змея: По саду, саду зеленому Ходила-гуляла молода княжна Марфа Всеславьевна. Она с каменю вскочила на лютого на змея, Обвивается лютой змей Около чебота зелен сафьян, стяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд». И, наконец третье чудо – Волх очень быстро выучился грамоте и волшебным премудростям: А и первой мудрости учился Обвертываться ясным соколом, Ко другой-то мудрости учился он, Волх, Обвертываться серым волком, Ко третьей-то мудрости учился Волх Обвертываться гнедым туром золотые рога. Около чулочика шечкова, Хоботом бьет по белу стегну*, А втапоры княгиня понос понесла**, А понос понесла и дитя родила: А на небе просвете светел месяц, А в Киеве родился могуч богатырь Вторым чудом было то, что он быстро рос и взрослел. Волху еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы та пеленала его в «крепки латы булатные», надела бы ему на голову «золотой шлем» и положила бы ему «по праву руку


    Святогор Святогор - в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем без дома, без родных, без спутников и даже без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Святогор привязан только к Святым горам: Мне не придано тут ездить на святую Русь, Мне позволено тут ездить по горам да по высоким... Он обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда. Подобно Волху, Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха, Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Былины о Святогоре это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой.


    Илья Муромец Илья Муромец - один из популярнейших мифологических героев. Его жизнь, так же как и у Волха, связана с тремя чудесами. Первое чудо: в доме появляются три старца это так называемые «калики перехожие», странники; они просят милостыню или попить, но Илья объясняет им, что он не может встать («Не имею ни рук, ни ног»). И тогда старцы велят ему встать и принести воды что он и исполняет. По их же приказу он пьет и сразу же не просто выздоравливает, а и ощущает в себе прилив такой необыкновенной силы, что, если бы От земли столб был да до несушки, Ко столбу было золото кольцо, За кольцо бы взял, святорусскую поворотил. Это значит, что Илья получил силу, какой не было даже у Святогора, не сумевшего поднять «тягу земную». Однако Илье такая сила не требуется, странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу наполовину. Вслед за этим совершается второе чудо: странники предсказывают, что Илье не угрожает смерть в бою, от оружия. И третье чудо: по совету странников он находит себе под стать боевого коня, оружие и снаряжение. Илья просит коня служить ему «верой-правдою»; тот предлагает Илье испытание готов ли богатырь владеть таким конем. Илья садится на коня, и тот сразу же признает в нем своего хозяина.


    Добрыня Никитич смутную потребность отправиться из дому то ли на охоту, то ли побродить по полю, то ли выкупаться в Пучай-реке. Матери ведомо,что ее сына у Пучай-реки подстерегает какая-то опасность, душа ее полна тревоги, и она просит Добрыню не ходить туда. По ееописаниям, река эта наделена фантастическими свойствами. Добрыня Никитич русский былинный герой. Рязанец по происхождению, он истинно киевский богатырь, второй по значению после Ильи В отличие от «старого казака» Ильи Муромца, Добрыню всегда называли молодым. Подобно некоторым другим богатырям, Добрыня рано обнаруживает богатырские качества. Его подвиг связан с тем, что он неожиданно для себя ощущает Но сын не слушает предупреждений матери, и на реке сталкивается со змеем. С большим трудом, все-таки богатырю удается одолеть змея, и, чтобы не погибнуть, тот предлагает Добрыне побрататься и обещает не летать на Русь и не уносить людей в полон. Добрыня великодушно соглашается, но змей немедленно нарушает данное слово и уносит в свои пещеры племянницу (или даже дочь) князя Владимира. И теперь уже Добрыня действует не по собственному почину, но по поручению князя: он, как советует ему мать» выводит из конюшни отцовского коня, что стоит уже пятнадцать лет, кормит


    И поит его, а мать между тем приготавливает для него плеть, обладающую чудесными свойствами. Добрыня едет на гору Сорочинскую выручать «полон русский». Полчища «маленьких змеенышей» пытаются подточить ноги коню, и тогда богатырь бьет коня чудесной плеткой: тотчас «бурушко» отряхивает змеенышей, открывая путь к пещерам. Начинается жестокий бой со змеем, он длится трое суток, Добрыня устал и в этот момент он слышит голос с небес: надо продержаться еще три часа. Добрыня одерживает победу, змеиная кровь заливает всю землю, богатырь и конь не могут выбраться из нее, и тогда, снова слыша тот же голос, Добрыня бьет копьем в землю, приговаривая: Расступись-ка ты же, матушка сыра земля, На все на четыре да на стороны, Ты прижри-ка эту кровь да всю змеиную. После этого Добрыня идет по пещерам и выводит на волю «князей, князевичей», «королей, королевичей», девиц и в конце княжескую племянницу или дочь.


    Алеша Попович Еще один богатырь, из дальней Ростовской земли, включается в состав киевского богатырства. Во многих былинах он упоминается вслед за Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Главный его подвиг поединок с Тугарином. В некоторых версиях Тугарина зовут Змеевичем, и он изображается как чудовище. Взбешенный этими словами, Тугарин бросает в Алешу булатный нож, но Алеша «ухватчив был» и сумел схватить нож. Вслед за этим между ними происходит поединок уже в чистом поле. В характере былинного Алеши Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство, и хитрость, резкость поступков и высказываний. В Древней Руси верили в то, что жил действительности богатырь Алеша. Под именем «храбра» Александра Поповича он упоминается в летописях как историческое лицо. Владимир с княгиней Апраксией, с князьями и боярами встречают змея с почетом они бессильны ему сопротивляться. Тугарина несут двенадцать слуг на раззолоченной доске. Когда принесли лебедь белую, тот проглотил ее целиком. Единственный, кто без всякого уважения и страха наблюдает за Тугарином, это Алеша. Он сидит на печи и надсмехается: У нас, у дядюшки, была собака старая, Да охоча собака да по пирам ходить, Да и костью собака да задавилася, Да тебе-то, Тугарин, будет така же смерть.

    Княгиня Ольга

    Работу выполнила ученица 3 класса МОУ «СОШ с.Новорепное»


    Княгиня Ольга. В. М. Васнецов

    Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов выделяется история жизни и деяний княгини Ольги.



    Происхождение княгини Ольги

    Три версии:

    • Ольга была крестьянкой из -под Пскова;
    • Ольга - уроженка знатного новгородского рода Гостомысла;
    • Ольга варяжского происхождения, дочь варяга из дружины князя Олега (имя Ольга - Хельга)

    Замужество Ольги

    Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник Василий Кондратьевич Сазонов


    Сбор дани- полюдье

    Древнерусское полюдье - круговой объезд князем в сопровождении дружины своих владений для сбора дани. Обходя общины, племена, князь кормился сам и кормил свою дружину. Полюдье давало князю дань товарами: пушниной, воском, ремесленными изделиями.


    Гибель князя Игоря

    Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга.


    Ольга и дружина

    Дружина Игоря подчинилась Ольге, признав ее временное осуществление полномочий.


    Встреча Ольги со сватами

    Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.


    Месть княгини Ольги

    1-я месть княгини Ольги:

    Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

    И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.


    Месть княгини Ольги

    2-я месть: Ольга попросила в знак уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.


    Месть княгини Ольги

    3-я месть : Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.


    Месть княгини Ольги

    4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. После безуспешной осады в течение лета столичного города Искоростень, Ольга сожгла город с помощью голубей и воробьев, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.


    Внутренняя политика княгини Ольги

    После расправы над древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия сына Святослава.


    Налоговая реформа 946 год:

    Во-первых , отменялось «полюдье» или «кружение». Устанавливались «уроки»- четкие размеры дани, которая взималась один раз в год продуктами, мехами, различными изделиями. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - «погосты».

    В-третьих, определялись люди для сбора дани на погостах - «тиуны» как представители княжеской администрации.


    • 957год- поездка княгини Ольги в Константинополь. Цель поездки: показать, что времена смуты не поколебали силу Руси.

    • Ольга понимала, что дальнейшее укрепление государства невозможно без принятия христианства. Но она понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому сначала она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным.

    Почетное крещение княгини Ольги в 957 году

    Княгиня Ольга организовала свое крещение

    1.Она крестилась в храме Святой Софии- в главном храме Византии. 2. Ее крестным отцом стал Византийский император. 3.Ольга получила при крещении имя Елена в честь матери императора Константина. 4. Крестил Ольгу сам патриарх Константинопольский.


    • После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству сына Святослава. Но он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение…

    Канонизация Ольги

    Ольга - первая русская святая. Именно с неё на Руси официально пошло православие. Перед смертью она запретила сыну справлять по ней тризну- языческий обряд погребения.