Скачать презентацию мастер и маргарита. История создания

О романе Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.


История создания романа Первая редакция Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.


История создания романа Вторая редакция Вторая редакция создавалась до 1936 года. Третья редакция Третья редакция была начата во второй половине 1936 года. 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940), Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»… Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.




Жанр Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» - «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман- миф, философский роман, мениппея, роман- мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма «Мастера и Маргариты» и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».


Композиция Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.




Время и пространство Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.




Герои романа. Ершалаимские главы Бродячий философ Иешуа, по кличке Га- Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.


Понтий Пилат Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Фотоиллюстрация Ретрограда


Пилат объявляет приговор: «Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама. И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.» Иллюстрация Николая Королева


Воланд и его свита …ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ» Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Иллюстрация Николая Королева


Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева «Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб» Иллюстрация Николая Королева


Роль библейских глав В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы». Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.




Азазелло Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца". Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Этот персонаж олицетворяет собой смерть. Фотоиллюстрация Ретрограда


Кот Бегемот Кот Бегемот – кот- оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу. Фотоиллюстрация Ретрограда




Роль свиты Воланда Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые. Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.


«Московские» главы. МАССОЛИТ Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др.. Главная достопримечательность - ресторан. "Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.


Берлиоз Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом. Фотоиллюстрация Жана Лурье










Маргарита В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу. Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий. Фотоиллюстрация Ретрограда Мастер и Маргарита История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Фотоиллюстрация Ретрограда


«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем» Фотоиллюстрация Ретрограда


Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Булгакова Мастер и Маргарита - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти… Такие рукописи действительно не горят!..

Презентация состоит из 4 частей, каждая из которых представлена на сайте. В материал включены основное содержание сюжета романа, иллюстрации разных авторов и викторина по произведению "Мастер и Маргарита".

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Афанасьевич Булгаков 1891-1940 Презентацию выполнила преподаватель КГБОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» Любич Ольга Александровна

В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века. действие второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры.

Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причём эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной.

Воланда сопровождает странная свита: мрачный и зловещий Азазелло, хорошенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коровьев, также известный как Фагот, весёлый толстяк Бегемот, который предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом редактор художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе.

Берлиоз с жаром доказывает дьяволу, что его не существует. Дьявол флегматично курит папиросу. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности

Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка.

На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову.

Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем является в Массолит (Московская Литературная Ассоциация) в кальсонах и с зажженной свечой.

Ивана отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа - Мастера.

Воланд со своей свитой является в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым

Воланд выпроваживает Лиходеева прочь из квартиры…

… и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте, откуда шлёт телеграммы, а Воланд остаётся жить в «нехорошей» квартире.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис, является в квартиру № 50 и застаёт там Коровьева, который просит сдать эту квартиру Воланду, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте.

Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева деньги, которые прячет в вентиляции.

Рубли, полученные Никанором Ивановичем, превратились в доллары. Его арестовали. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику.

В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха пытаются разыскать исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизёром Воландом.

Решив, что это - дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

Вечером в театре Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы.

Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы.

Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления деньги превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему являются превращённый поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Римский смертельно напуган и пытается убежать. Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и уезжает в Ленинград.

Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза.

Мастер объясняет, что Иван встретился с сатаной, и рассказывает о себе.

Мастером его называла его возлюбленная Маргарита.

Мастер был историком по образованию и работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму - сто тысяч рублей.

Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате.

Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Афанасьевич Булгаков «Мастер и Маргарита» 2 часть Презентацию выполнила преподаватель КГБОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» Любич Ольга Александровна

Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его.

Каждый день она приходила к Мастеру. Они были счастливы.

Наконец роман был дописан, и Мастер отнёс его в журнал, но напечатать его там отказались.

Только отрывок из романа был напечатан, и вскоре в газетах появились разгромные статьи о романе, подписанные критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем.

И тут мастер почувствовал, что заболевает.

Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов.

Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда.

Однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в загородную клинику, где и живёт уже четвёртый месяц, без имени и фамилии, просто - больной из комнаты № 118.

Однажды Маргарита просыпается с ощущением, что что-то должно произойти. Утирая слёзы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад.

Здесь к ней подсаживается Азазелло и сообщает ей, что один знатный иностранец приглашает её в гости.

Маргарита принимает приглашение, потому что надеется узнать хоть что-то о Мастере.

Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло.

Она становится невидимой и вылетает в окно.

Домработница Маргариты Наташа взяла крем и полетела за хозяйкой

Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, погубившего Мастера.

Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу. В награду он обещает исполнить её желание.

В полночь начинается великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы - преступники всех времён и народов; мужчины являются во фраках, женщины - обнажёнными.

В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя руку и колено для поцелуя.

Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. Маргарита помогает Фриде – женщине, задушившей своего ребёнка.

«Что Вы хотите для себя?» – спрашивает Воланд.

Маргарита просит вернуть ей Мастера. Тут же появляется Мастер в больничном одеянии.

Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.

Тем временем одно московское учреждение начинает интересоваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс чёрной магии в Варьете, и доллары Никанора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева.

Становится ясно, что всё это работа одной и той же шайки, возглавляемой таинственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Афанасьевич Булгаков Роман «Мастер и Маргарита» Презентацию выполнила преподаватель КГБОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» Любич Ольга Александровна

Обратимся ко второй сюжетной линии романа.

Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри,…

… которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату.

Пилат допросил арестованного и понял, что перед ним не разбойник, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости.

Однако Понтий Пилат не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор.

Первосвященник Каифа может отпустить на свободу одного из четырёх осуждённых на казнь преступников, в честь наступающего праздника Пасхи; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри.

Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана.

На вершине Лысой горы осуждённых распяли.

После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город,…

…на Лысой горе остаётся только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей.

Палач закалывает измученных осуждённых, и на гору обрушивается внезапный ливень.

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своём доме арестовать Иешуа Га-Ноцри.

Вскоре молодая женщина по имени Низа встречает Иуду и назначает ему свидание, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами.

Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами - тридцать тетрадрахм - подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок - трусость», - читает прокуратор.

Но вернёмся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита.

Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять Мастера к себе и наградить его покоем.

«А что же вы не берёте его к себе, в свет?» - спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой», - отвечает Левий Матвей.

Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина - подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств.

«Прощайте!» - кричит Воланд; Маргарита и Мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

Волшебные чёрные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и Мастера.

«Ваш роман прочитали, - говорит Воланд Мастеру, - и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой».

«Свободен! Он ждёт тебя!» - кричит Мастер, и над чёрной бездной загорается город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают.

Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизёрами.

Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, ли видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и Мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Предварительный просмотр:

Верите ли вы, что роман «Мастер и Маргарита» в литературоведении называют «Евангелие от Михаила»?

Верите ли вы, что описанный в булгаковском романе вечер 1 мая 1929 года в Москве, оказавшийся необычайно жарким, был на самом деле таким?

По сообщениям прессы, 1 мая 1929 года в Москве наблюдалось резкое потепление, необычное для этого времени года, в результате чего температура за один день поднялась от нуля до тридцати градусов.

Верите ли вы, что в первой редакции романа содержалось детальное описание примет Воланда длиной 15 рукописных страниц?


МАСТЕР И МАРГАРИТА

ИСТОРИЯ РОМАНА.

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

«Мастер и Маргарита» – главный роман в творчестве Булгакова. Это «закатный» роман.

Время написания – с 1928 по 1940 год.

Сделано 8 (!) редакций.

Впервые напечатан (в урезанном виде) в журнале «Москва» (№11 за 1966 и №1 за 1967 год).

Роман вызвал острую полемику, которая продолжается до сих пор.


Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».

Судьба черновиков романа:

1929 – первая редакция

1932 – возвращение к роману


Автобиографичность романа:

  • Обстановка травли.
  • Отсутствие средств к существованию.
  • Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
  • Постоянное ожидание ареста.
  • Статьи-доносы. Гонения ( «Ударим по пилатчине!» - «Ударим по булгаковщине!»).
  • Преданность и самоотверженность любимой женщины.

Прототипы героев:

  • Мастер – Булгаков
  • Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
  • Берлиоз, глава литературного объединени МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
  • Иван Бездомный – Демьян Бедный
  • Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
  • Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский

ЖАНР РОМАНА

  • Бытовой?
  • Фантастический?
  • Философский?
  • Автобиографический?
  • Любовно-лирический?
  • Сатирический?
  • Многожанровое и многоплановое произведение

Композиция романа

Это «РОМАН В РОМАНЕ»

Булгаков – Мастер – Иешуа…

  • Ряд отражений создаёт ощущение перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность…

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»


МОДЕЛЬ МИРА

в романе

Внутреннее пространство

Внешнее пространство

Маргарита

Ершалаим

Мастер

Москва

Вечность

Иван Бездомный


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

Мифологическое

Вечность

Историческое

Царство света и тьмы

Ершалаим

Москва 30-х гг.

Финальные главы

Ершалаимские главы

Московские главы

Хотя действие московского романа часто пытаются привязать к определенному году и даже точным дням (1-5 мая 1929 года, по версии Б.Соколова; 15-18 июня 1936 года, по версии А.Баркова), доминирующим в нем, кажется, является противоположный принцип: конкретность места при размытости художественного времени .

И.Н.Сухих


ПУТЬ ГЕРОЯ

Мифо-поэтическое пространство

Локальное пространство Москвы

Потусторонний мир

Роман о

Исторические и бытовые реалии

Понтии Пилате

На балу у сатаны

Психологические портреты героев

История любви Мастера и Маргариты

Вечный приют


Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Москва как локальное пространство советской действительности

Москва как место действия реальных исторических событий

Социально-бытовая

модель

общества

Москва как художественный объект

Нравственно-эстетическая модель общества

Индивидуально-художественная

Москва как граница миров

Москва как семиотическое пространство

картина мира


Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для Булгакова смертельно опасной. Эта современность входит в книгу в «гомеопатических дозах и карнавально трансформируется». Точечные детали (Канта – в Соловки; «Сдавайте валюту!»; «Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно…» ) дают лишь «ощущение времени, а не его изображение». Тогда как пространство – портрет Москвы 30-х гг. – дается в романе в изобразительном ключе с точными характеристиками и наименованиями. Этот прием не только позволяет говорить об интертекстуальных связях , например, аллюзиях на «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Но благодаря этому приему, « роман-миф становится для Булгакова единственным убежищем, единственным способом избежать принципиального выяснения отношений с современностью, попыткой подняться над ней, обойти страшную историю на повороте».

(По статье И.Н.Сухих «Евангелие от Михаила»).


РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА

Реальность

Множество фантастических событий

«Московские» главы

Особое повествование подчёркивает реалистичность

Вымысел мастера

«Ершалаимские» главы

  • Древний мир не ушёл безвозвратно
  • он существует параллельно с современным.
  • Он более реален!

Проблематика романа

  • Вера и религия
  • Искушение
  • Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
  • Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом
  • Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
  • Духовный выбор
  • Духовная свобода
  • Духовное пробуждение
  • Любовь
  • Душевное одиночество
  • Какие проблемы поднимаются в романе?

Образ иешуа

«ершалаимкие» главы романа

Философские проблемы


«ершалаимские « главы

  • Сколько глав в романе о Понтии Пилате и Иешуа?
  • Каково краткое содержание этих глав?
  • Как они введены в роман?
  • Кто ведет повествование?

Глава

Повествователь

Основное содержание

  • Заполните таблицу

Глава

Повествователь

Основное содержание

Сон Иванушки в сумасшедшем доме (от лукавого)

Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри

Маргарита (ведьма)

Азазелло

Погребение,

«Спасение» Иуды, раскаяние Пилата

Мастер, с разрешения Воланда

Несколько строк о грозе над Ершалаимом

Заканчивает роман одной фразой


Образ бога или человека?

Иисус

Происхождение, семья

Появление в Ершалаиме

Иешуа

Ученики

Проповеди

Мотивы поведения


Образ бога или человека?

Иисус

Происхождение, семья

Иешуа

Сын Бога, БОГ. Богородица.

Появление в Ершалаиме

На осле в окружении народа

Ученики

Проповеди

Не убий...

Мотивы поведения

Искупление людских грехов

Последнее слово перед смертью

Отче!

В руки Твои

предаю дух мой.


Образ бога или человека?

Иисус

Происхождение, семья

Иешуа

Сын Бога, БОГ. Богородица.

Появление в Ершалаиме

Ученики

Человек

На осле в окружении народа

Проповеди

Один, никому не известный

один

Не убий...

Мотивы поведения

Последнее слово перед смертью

Все люди добрые…

Искупление людских грехов

Смерть

В руки Твои

Один из самых страшных пороков - трусость

Распят на кресте

предаю дух мой.

Смерть на столбе


Иисус и иешуа

  • Кто такой Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова? Бог? Человек?
  • Зачем автор провёл параллель с Иисусом?
  • Каковы были мотивы у Булгакова для создания образа Иешуа Га-Ноцри?

Иисус и понтий пилат

  • Какие истины раскрывает Иешуа Понтию Пилату? (гл. 2 «Понтий Пилат»)
  • «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»

Прежде всего – сострадание, сочувствие к ближнему

  • Все люди добры

Добро изначально и всесильно

  • Рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины.

Истина – вера.

  • Всякая власть является насилием над людьми.
  • Какова пятая истина, которую недопонял Понтий Пилат? (Сцена допроса: что предлагает игемон Иешуа?)

Иисус и понтий пилат

  • Сцена допроса:

что предлагает игемон Иешуа?

  • Дилемма:

Отказаться от правды и быть помилованным

Сказать истину и погибнуть

Колеблется ли Иешуа?

  • Он свободен. Для него не существует власти искушения.

Иисус и понтий пилат

  • За что же был наказан Понтий Пилат?
  • Какие проблемы раскрывает автор в сцене допроса?
  • Истина
  • Добро и зло
  • Искушение и справедливое воздаяние
  • Сила духа, которая сильнее любого насилия, любой власти

Ответьте на вопросы:

  • Так почему же Булгакову был нужен именно такой Иешуа Га-Ноцри?
  • Можем ли мы упрекнуть автора романа за искажение Библии, за искажение истины?
  • О чем могли беседовать Пилат и Иешуа, идя по лунной дорожке к свету?

Мастер

человек и власть в романе «Мастер и Маргарита.


мастер

Мастер“ – слово, бытовавшее в обществе „свободных каменщиков“, масонов прошлого века, которые хранили «тайное знание».

«Тайна, которой владеет Орден на своей высшей ступени, заключается „в том, что он доставляет надлежащим образом подготовленному брату практические средства воздвигнуть в человеке истинный храм Соломонов , найти утраченное слово, т. е.: Орден хочет дать посвящённому и избранному брату средства уже теперь, в этой земной жизни, добыть доказательства своего бессмертия“».

Речь идет о так называемом Союзе Матфеевых лож. Мастер – в иерархии этого братства – третья ступень познания; первые две – ученик и подмастерье.


Мастер и ученик

Мастер выполняет ещё одно предназначение на земле: оставляет ученика, продолжателя . Вопросы и ответы в диалоге мастера и Ивана напоминают своеобразное посвящение, как в тайных союзах.

Неофит на первой ступени обязан пройти стадию отречения от прошлой жизни, очищения от груза прошлых привычек, связей и т. д.

Перед Иваном открывается вся несостоятельность его собственных поэтических опусов, он начинает думать, отрекается от литературной деятельности.

Ступень преодолена – уходящий из реального мира мастер прощается не просто с соседом по палате, но с «учеником»


мастер

Мастером у раскольников и на орловском областном диалекте звался исстари учитель грамоты по церковным книгам, то есть знаток библейских сюжетов.

Орловский диалект для семьи Булгакова был родным (дед писателя – орловский священник, отец окончил орловскую духовную семинарию).

Мастер посвящен в тайну – эта посвященность и открылась Маргарите.


Тема власти в романе

Назовите ассоциации со словом ВЛАСТЬ

  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая Власть страха Власть памяти Власть любви Власть совести
  • Власть политическая
  • Власть страха
  • Власть памяти
  • Власть любви
  • Власть совести

Тема власти в романе

Тема отношений власти и человека у Булкагова выражается через отношения власти и творца

ЛИТЕРАТОРЫ В РОМАНЕ:

  • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
  • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
  • Мастер Берлиоз Иван Бездомный Литературные критики (Латунский) Члены общества МАССОЛИТ
  • Мастер
  • Берлиоз
  • Иван Бездомный
  • Литературные критики (Латунский)
  • Члены общества МАССОЛИТ

судьба духовных ценностей

«Грибоедов», этот «храм искусства», – ад и кумирня;

Духовный подлог совершается и в отношении к искусству: Пушкин воспринимается Рюхиным как «металлический человек» и тем самым ассоциируется с идолами Ершалаима;

Бессмертие стихов Пушкина вызывает приступ острой зависти при абсолютной неспособности почувствовать их гениальность: «Повезло, повезло!» Для Рюхина важно то, что есть памятник и есть слава.

Этой же славы всеми силами добиваются посредственности из МАССОЛИТа, которые, забыв о творчестве и думая только о выгоде и «теплом месте», подменяют искусство и служение ему все тем же «золотым тельцом».

Булгаков явственно дает понять, что традиционные духовные ценности полностью уничтожены.


Судьба творца по м.булгакову

Чтобы быть писателем, нужно иметь только членское удостоверение?

НЕТ!

«…вовсе не удостоверением определяется писатель, тем, что он пишет»


Испытание мастера

Травля критиков – проявление замыслов сатаны, испытание мастера.

Критик Ариман носит имя зороастрийского духа тьмы и зла, фамилия Латунский вызывает ассоциации с латунью, «золотым» блеском – символом Воланда, секретарша Лапшённикова « со скошенными к носу от постоянного вранья глазами » носит Воландову печать во взгляде – ср. с «ведьминским косоглазием» Маргариты и дефектами глаз Воланда и Азазелло. Алоизий Могарыч – одна из проекций Иуды из Кириафа – своей «денежной» фамилией скреплен с Воландом.


Только любовь!

Спасти творение Мастера (он сам от него отступается!) оказалось подвластным Маргарите

Власть любви оказывается сильнее всего


«Я знаю, что мы оба жертвы своей душевной болезни, которую, быть может, я передал тебе… Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы!

Ну, что ж, согласен искать там»


«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Яко исчезает дым, да исчезнут».

В пасхальную полночь исчезают все главные герои булгаковского романа: сатана со свитой, Понтий Пилат, мастер и Маргарита. Все – во вражеском стане.

Мастер верит в бессмертие души, но не верит в спасение, потому он и обращается к сатане, потому-то он и сломлен, разбит, пуст.


«Это рассказ о мире, который погиб, сам того не ведая… И тем самым – это пророчество о гибели, которое одновременно и сбылось, и сохранило свою актуальность на будущее – так сказать, конец света, не имеющий конца».

Борис Гаспаров


Свет и покой? Или свет или покой ?

Христос Сам в Себе содержит Божественный Свет:

«Христе, Свете истинный, освещая и просвещая всякого человека, грядущего в мир…»


«Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви»

Ю.М.Лотман.


Темы для сочинений:

  • В чём сущность любви по М.Булгакову?
  • Как автор раскрывает проблему выбора в романе?
  • Человек-творец и власть в романе «Мастер и Маргарита»
  • Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»

Cлайд 1

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». История создания, сюжет, композиция, герои. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского района Белгородской области Морозова Алла Станиславовна

Cлайд 2

О романе Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

Cлайд 3

История создания романа Первая редакция Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.

Cлайд 4

История создания романа Вторая редакция Вторая редакция создавалась до 1936 года. Третья редакция Третья редакция была начата во второй половине 1936 года. 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940), Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»… Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Cлайд 5

Cлайд 6

Жанр Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» - «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма «Мастера и Маргариты» и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».

Cлайд 7

Композиция Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

Cлайд 8

Cлайд 9

Время и пространство Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.

Cлайд 10

Три уровня реальности Три временных пласта - прошлое - настоящее - вечное. Три уровня реальности - земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками); Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита

Cлайд 11

Герои романа. Ершалаимские главы Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.

Cлайд 12

Понтий Пилат Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Фотоиллюстрация Ретрограда

Cлайд 13

Пилат объявляет приговор: «Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама. И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.» Иллюстрация Николая Королева

Cлайд 14

Воланд и его свита …ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ, ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО. ГЁТЕ «ФАУСТ» Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа). Иллюстрация Николая Королева

Cлайд 15

Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева «Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб» Иллюстрация Николая Королева

Cлайд 16

Роль библейских глав В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы». Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.

Cлайд 17

Коровьев Коровьев – рыцарь, владеющий черной магией, аферист. В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду.

Cлайд 18

Азазелло Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца". Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Этот персонаж олицетворяет собой смерть. Фотоиллюстрация Ретрограда

Cлайд 19

Кот Бегемот Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу. Фотоиллюстрация Ретрограда

Cлайд 20

Гелла Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно предположить, что она самый младший член свиты. Фотоиллюстрация Ретрограда

Cлайд 21

Роль свиты Воланда Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые. Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.

Cлайд 22

«Московские» главы. МАССОЛИТ Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан. "Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.

Cлайд 23

Берлиоз Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом. Фотоиллюстрация Жана Лурье

Cлайд 24

Иван Бездомный Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме. Иллюстрация Николая Королева

Cлайд 26

Мастер Образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. - Вы - писатель? - Я - МАСТЕР. Фотоиллюстрация Ретрограда

Cлайд 27

Мастер и Маргарита «Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены» Фотоиллюстрации Жана Лурье

Cлайд 28

Маргарита В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу. Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий. Фотоиллюстрация Ретрограда Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти… Такие рукописи действительно не горят!..

Cлайд 33

Источники 1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 2. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр.72 3. Фотоиллюстрации Ретрограда: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/retrograd/ 4. Иллюстрации Николая Королева: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/korolev/ 5. Фотоиллюстрации Жана Лурье: http://litvinovs.net/pantry/mm_artwork/lorieux/ 6. Портрет Булгакова: http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.lossofsoul.com%2Fpictures%2Fcinema1%2FBilgakov.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=213&nojs=1 7. Обложка Книги (слайд 4): http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.masterandmargarita.eu%2Fimages%2F01bulgakov%2Fcovers%2Fhermitage.jpg&pos=25&rpt=simage&lr=213&nojs=1

Cлайд 34

8. Обложка книги (слайд 8): http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fshop.avanta.ru%2Fupimg%2Fbig%2F5%2F2%2F0%2F230520.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=213&nojs=1 9. Изображение Иешуа (слайд 11): http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D0%B5%D1%88%D1%83%D0%B0&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5702%2Fgeweca.7%2F0_4ed4e_b48a7d62_XL&pos=25&rpt=simage&lr=213&nojs=1

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

История создания, сюжет, композиция, герои.


О романе

Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия.

Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.


История создания романа

Первая редакция Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.


История создания романа

Вторая редакция Вторая редакция создавалась до 1936 года.

Третья редакция Третья редакция была начата во второй половине 1936 года. 25 июня 1938 года полный текст впервые был перепечатан (печатала его О. С. Бокшанская, сестра Е. С. Булгаковой). Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя (1940), Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»… Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.



Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» - «последнего, закатного» произведения М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма «Мастера и Маргариты» и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».


Композиция

Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.

Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.



Время и пространство

Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных

повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.


Три уровня реальности

Три временных пласта - прошлое - настоящее - вечное.

Три уровня реальности - земной (люди), художественный (библейские персонажи) и мистический (Воланд со своими спутниками);

Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита


Герои романа. Ершалаимские главы

Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.


Понтий Пилат

Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Пилат объявляет приговор:

«Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.

И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.»

Иллюстрация Николая Королева


Воланд и его свита

ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ? - Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,

ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА

И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО.

ГЁТЕ «ФАУСТ»

Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).

Иллюстрация Николая Королева


Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева

«Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб»

Иллюстрация Николая Королева


Роль библейских глав

В евангельских главах - своеобразном идейном центре романа - поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы».

  • Что есть истина? Что такое добро и зло? Человек и его вера. Человек и власть. В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека. Верность и предательство. Милосердие и всепрощение.
  • Что есть истина?
  • Что такое добро и зло?
  • Человек и его вера.
  • Человек и власть.
  • В чём смысл человеческой жизни?
  • Внутренняя свобода и несвобода человека.
  • Верность и предательство.
  • Милосердие и всепрощение.

Коровьев

Коровьев – рыцарь, владеющий черной магией, аферист.

В действительности он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду.


Азазелло

Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца".

Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения.

Этот персонаж олицетворяет собой смерть.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Кот Бегемот

Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический, так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Гелла – женщина-вампир. Молчалива и таинственна почти на всем протяжении романа. Вампиры – это традиционно низший разряд нечистой силы, поэтому можно предположить, что она самый младший член свиты.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Роль свиты Воланда

Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.

Мессир не творит зла, он пытается очистить мир, открывая и разоблачая людские пороки.


«Московские» главы. МАССОЛИТ

Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан.

"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.


Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова. Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом.

Фотоиллюстрация Жана Лурье


Иван Бездомный

Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии.

По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.

Иллюстрация Николая Королева


Беседа Мастера и Ивана

«Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил: – Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата» Иллюстрация Николая Королева


Образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире.

- Вы - писатель?

- Я - МАСТЕР.

Фотоиллюстрация Ретрограда


Мастер и Маргарита


Маргарита

В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу.

Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу.

Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий.

Фотоиллюстрация Ретрограда


«Рукописи не горят!»

Фотоиллюстрация Жана Лурье


Мастер и Маргарита

История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем.

Фотоиллюстрация Ретрограда



Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” - это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…

Такие рукописи действительно не горят!..