Схема сезонных изменений лиственных деревьев наших лесов. Конспект открытого урока по окружающему миру "Лесная зона

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна ». Урок комбинированный. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении темы «Сезонные изменения в лесу».

Обучающей задачей урока было познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной в лесу.

Развивающей задачей - способствовать развитию внимания, памяти, умения применять логические операции – сравнение и обобщение.

Воспитывающей задачей - воспитывать культуру диалога, любовь к природе, бережное отношение к ней, умение проводить рефлексию своей работы на уроке.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация –приемы критического мышления: составление синквейнов, определение темы и задач урока самими учениками. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии - логически взаимосвязаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями), а также исследовательский метод изучения нового материала (работа в группах). Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке применялись ТСО, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: ИКТ, рефлексивная, РО, личностно-ориентированная, игровая. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».

Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тема урока связана с региональным компонентом:знакомство с растением нашего края.

На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, приводили примеры из жизни, высказывали своё отношение, не боялись дать неправильный ответ. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, грамотно подобранных заданий и частой сменой деятельности.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников.

Урок целей достиг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «а» классе по теме «Сезонные изменения в лесу. Весна»

разработан учителем начальных классов

Андросовой Т. Н.

2013-2014 уч.г.

Тема: Сезонные изменения в лесу. Весна.

Цель:познакомить учащихся с приметами весны, ее особенностями, с жизнью животных и растений весной в лесу.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся о зимующих, кочующих и перелетных птицах;
  • совершенствовать знания о правилах поведения в лесу;
  • развивать и пополнять знания об изменениях в жизни растений, насекомых, птиц и животных леса;
  • познакомить с опасными для человека растениями, насекомыми леса;
  • развивать память, внимание, творчество, логическое мышление;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Формирование УУД:

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов, проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» Дмитриевой Н.Я, Казакова А.Н., мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с изображением птиц.

  1. Ход урока
  1. I. Эмоциональный настрой на урок с визуальным и звуковым рядом.
  • Прозвенел звонок. Начинается урок. Поприветствуйте гостей. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.
  1. Определение темы и целей урока.

Послушайте музыку, внимательно посмотрите на меня. Ребята, вы догадались кто я? Почему вы так решили?

Верно. На прошлых уроках мы говорили с вами о сезонных изменениях в лесу осенью и зимой. А о чем мы сегодня будем говорить, что должны узнать?

  1. Работа по теме урока.
  • Я Весна-красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речек лед, светлым делаю восход. Всюду – в поле и в лесу – людям радость я несу. Кто друг весне, спеши ко мне! Только с одним уговором: вам надо отгадать загадки. Готовы?

– Отгадайте загадки и определите тему урока.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(Солнце.)

Из-под снега расцветают,

Раньше всех весну встречают.

(Подснежники.)

Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька.)

– Почему загадка о солнце – первая? (Потому что солнце стало подниматься на небе выше и на смену зиме идет весна. «Весна» – тема нашего урока.)

Чтобы заслужить мое одобрение, надо прочитать обо мне стихотворение. А ну-ка, кто тут самый смелый? Иди скорее к березке белой! (чтение детьми стихотворений о весне)

– Послушайте стихотворения русских поэтов о весне и определите приметы весны (учащиеся читают стихи).

  • Почему А. С. Пушкин назвал весну «утром года»? (Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.)

Какие вы молодцы. Такие красивые и добрые слова обо мне сказали. В благодарность я предлагаю вам «заглянуть» в лес и понаблюдать за изменениями в лесу весной (просмотр видео)

Расскажите какие признаки весны вы увидели? (ответы детей)

-«С марта весна открывается», – говорят в народе. Однако отсчет вешних дней ведется по-разному. Календарная весна начинается в первый день марта. Фенологическая – с первых проталин и подснежников. Метеорологическая – с перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов в сторону тепла. Астрономическая же весна не зависит от капризов природы и наступает всегда в один и тот же день – 21 марта, в день весеннего равноденствия. Ребята, а какая же весна уже наступила? (ответы детей)

Работа в группах

Как вы считаете, вы все изменения в природе перечислили?
На столах у вас лежат конверты, в них карточки с названиями изменений в природе. Прочитайте, все ли слова вам понятны? (дети высказываются.)
Ваша задача: работая сообща, разделить слова в две группы: изменения в природе весной и зимой.
(Карточки: Таяние снега, капель, оттаивание почвы, оттепель, иней, изморозь, вьюга, позёмка, ручейки, ледоход, половодье). Работаем 1-2 мин.
- Давайте сравним вашу работу (слайд на экране)
Зима Весна
Иней оттепель
Изморозь ручейки
Вьюга таяние снега
Позёмка капель
Оттаивание почвы
половодье

Ледоход

– С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение? (Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, он разносится по дереву – в растении началось сокодвижение.)

– Оживают весной деревья. Загустели кроны – это набухли на ветвях почки. Ветви у берез стали бронзовыми. Такой цвет называют мартовским загаром.

– Кто дает в природе команду зацветать? (Солнце.) Как это происходит? (Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.)

– Какие вы знаете цветы, которые, не дожидаясь схода снега, начинают цвести? Как их называют? (Гусиный лук, первоцвет, галантус. Эти цветы расцветают, не дожидаясь схода снега.)

– Что вы знаете об этих растениях? (Сообщение ученика о подснежнике, о ядовитом цветке, произрастающем на Северном Кавказе)

– Кого манит аромат распустившихся цветов?

Говорят, весенние цветы – праздник для насекомых. Какие насекомых можно увидеть в это время года в лесу? (Шмели, мухи, пчелы, бабочки.)

Какую работу выполняют насекомые? А все ли насекомые безопасны для человека? (беседа о клеще и мерах профилактики КГЛ)

Физминутка
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (выпрямляемся)

А раз появились насекомые, то скоро должны прилететь....У птиц началось движение.

Работа в группах

  • Вы уже знаете перелетных, кочующих и зимующих птиц. Распределите птиц по группам. (. Группам даны рисунки птиц. Дети прикрепляют на доску рисунки.1-ая группа определяет зимующих птиц, 2-ая - кочующих, 3-ая -перелетных). обсуждение выполнения задания группами.
  • Зимние гости – снегири, свиристели – потихоньку улетают на север. А с юга уже летят грачи, скворцы, жаворонки. Подумайте, в каком порядке птицы возвращаются на родину весной. Вспомните о сроках отлета птиц.

Первыми трогаются в путь те, что осенью улетели от нас последними. Последними – те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пёстрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас ещё им не спрятаться у нас от врагов – хищных зверей и птиц.

– Птиц иногда называют «лесными Айболитами». Почему? (ответы детей). Отгадайте одну из этих птиц.

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел).

– Расскажите, что вы знаете о дятле. Почему его называют «доктором наших лесов»? (сообщение учащегося о дятле)

– Каких птиц-докторов вы знаете? Чем они помогают лесу?

Воробей – уничтожает вредных насекомых, спасает травянистые растения и деревья от вредителей.

Ворон – лесной санитар, собирает падаль, очищает лес.

Дрозд – лечит деревья. Засовывает свой клюв глубоко в землю и вытаскивает из лесной подстилки опасных вредителей, которые губят корни деревьев.

Пищуха – клюв длинный, тонкий, как щипчики, и слегка загнутый вниз. Может легко забраться в любую щель и достать насекомых-вредителей.

Мы с вами в свою очередь тоже помогали птицам зимой. Расскажите как и зачем? (слайд в презентации с фотографиями детей, которые развешивали кормушки в школьном саду)

Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки с:137. Что вы можете рассказать о гнездах птиц?

Гнездо – это птичий клад. Он надежно спрятан в траве или листьях. Яички в нем – как горстка сияющих драгоценностей. В гнезде певчего дрозда похожи на изумруды. Но что изумруды – они мертвы! А в яичках будущие птенцы. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, ненайденный принесет он радость.

  • Каким птицам человек помогает устраивать гнезда? (Но большинству птиц наша помощь не нужна. Они сами творят чудеса.)
  • Давай и весной поможем птицам. Вместе с родителями сделайте скворечник для птиц. Мы повесим их в школьном саду.

– Весенние песни, весенние заботы. Птицы прилетели, гнездо обжили, что же дальше? (Выводят птенцов.) Что вы об этом знаете?

Птичий рабочий день длится 16–19 часов. Надо кормить птенцов. Зато птенцы растут не по дням, а по часам. Но птенцы – не дармоеды. Чем больше они едят, тем больше от них пользы. Какой? (Птенцы очищают от вредных насекомых леса, сады, поля.)

Физминутка

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише...

Деревцо - все выше,выше.

Животные весной

Весной изменяется и жизнь животных. Расскажите об этом. (ответы детей с опорой на фотографии в презентации)

Весной у животных появляется потомство. У лосихи рождается один лосенок, у волчицы, лисы бывает по 5-6 детенышей, в гнезде коршуна-2-3 птенца, у серой куропатки-по20 птенцов. Почему, как выдумаете, у животных рождается разное количество детенышей? (обсуждение проблемного вопроса детьми)

Сегодня мне хочется поподробнее познакомить вас с одним из животных леса- лосем. В народе его называют «сохатый». Как вы думаете, почему? (рассказ учителя о происхождении данного названия). Кроме меня об этом животном вам приготовил доклад ваш одноклассник (сообщение ученика о лосе)

Работа в группе "Экологическая культура"

Отправляясь в лес каждому необходимо знать правила поведения в лесу. А вы ребята, их знаете? Давайте это проверим.

Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команда по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации.

Ситуация 1. "Гнездо"

  • Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?

Ситуация 2 "Букет первоцветов"

  • Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.

Ситуация 3 "Шум в лесу".

  • Ты любишь слушать музыку. И взял с собой приёмник. Идёшь, по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Хорошо ли?

Работа в группе.

Я вижу вы очень хорошо знаете правила поведения в лесу. А можете ли вы составить обо мне Весне небольшой стих- синквейн? Попробуйте вместе составить его. (составление в группах синквейна о весне, затем представление)

IV. Итог урока.

Какие изменения произошли в лесу весной?

Почему весна – самое благоприятное время года?

Есть ли связь с приходом весны в неживой и живой природе?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какую информацию вы сочли интересной и полезной для себя?

V.Рефлексия.

На доске рисунок солнышка, тучки.

Ребята, вам понравилось сегодня на уроке? Кому на уроке было интересно, легко, добавьте к солнышку еще лучиков. Если вам было не интересно, не все было понятно-прикрепите капельки к тучке.


Фрагмент урока в 3 классе по теме «Сезонные изменения в лесу».
Придворева Л.А., учитель начальных классов
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в лесу
Предметные результаты:
-продолжить формирование представлений о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов.
- учить составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки.
-проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой
природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края.
Метапредметные результаты:
- развивать умение пользоваться учебной, справочной литературой;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием;
- развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах;
- способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»,3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), мультимедийная презентация, энциклопедия у детей.

Ход урока
I.Работа по теме урока
1.Беседа.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?
Ученики: На картинках изображена природа в разные времена года. На одной картинке летом заяц в серой шубке, зимой - в белой. Хвойные деревья стоят зелёные во все времена года, только лиственница сбросила хвою осенью. Летом много птиц, осенью они собираются в стаи и улетают, зимой птиц мало, весной птицы возвращаются. Летом много цветущих растений. Весной много раннецветущих.
Учитель: Попробуйте определить тему урока.
Ученики: Так как на всех картинках изображён лес в разные сезоны, то, наверное, об изменениях в жизни растений и животных в лесу в разное время года.
Учитель: Молодцы. Правильно, мы сегодня поговорим с вами о сезонных изменениях в лесу. Для этого отправимся в лес и попробуем представить, какие изменения происходят в лесу.
Ученики: Это напоминает сказку «Двенадцать месяцев». Перед глазами героини прошли все 4 времени года.
Учитель: А давайте отправимся в лес вместе с ней. Кто хочет побывать в роли принцессы?
Принцесса: Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, покажитесь. Какие изменения в неживой природе происходят осенью?
Презентация с изображением картинок осеннего леса и погоды.
Ученики: Солнце скрыто за тучами. Моросящий дождь. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Ветер срывает листочки. Начинается листопад.
Учитель. Рассмотрите композицию «Краски осени»
- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
Угадайте какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?
Ученики: Деревья, у которых меняется окраска листьев, это лиственные: берёза, дуб, липа, осина, клён. У хвойных деревьев листопад происходит постепенно в течение всей жизни дерева. Каждая хвоинка живет 3–5 лет. Одни хвоинки опадают, другие только выросли, и время опадать им еще не наступило. Вот и стоит дерево зеленым и никогда не бывает голым. Исключение составляет лиственница, которая сбрасывает хвою каждую осень.
Учитель: Какие изменения произошли в растительном мире? Почему изменилась окраска листьев? Прочитайте научное обоснование этого явления.
Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает. Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки.
Учитель: Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?
Ученики: Корни плохо всасывают холодную воду.
Учитель: Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада.
Ученики: Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.
Учитель: Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?
Ученики: В них накапливаются вредные вещества.
Учитель: Дерево сбросило листву, оно погибло? Когда почки появились на дереве?
Ученики: У дерева есть почки. Осенью растение одновременно и сбрасывает листья, и закладывает почки будущих листьев, побегов и цветков, которые весной обретут свою новую жизнь.
Учитель: Осенью на растениях образуются плоды и семена. Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена культурных растений, а как дикорастущих растений.
Ученики: Семена культурных растений главным образом собирает человек и использует их для новых посадок. Семена дикорастущих растений разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, птицы и звери делают запасы.
Учитель: При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений. Откройте учебник, внимательно рассмотрите и назовите ядовитые растения.
Учитель: Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.
2.Физкультминутка.
Принцесса: Я хочу поиграть с вами в игру на внимание. На стене развешаны картинки с изображением животных. Запомните их. Закройте глаза. Кого не стало?
Ученики: Исчезли все холоднокровные животные: лягушки, жабы, ящерицы и змеи, которые активны только в теплое время года. При понижении температуры окружающей среды они находят укромное место и впадают в зимнюю спячку. Лягушки и жабы закапываются в ил,ямы, под мох, прелые листья. Ящерицы забиваются под кору, в щели, под камни. Несколько змей образуют плотные клубки в своих подземных норах. Про этих животных мы изучали во 2 классе.
Учитель: Ребята, вы не заметили как сильно похолодало. Мне на голову сыпятся первые снежинки. Неужели наступает зима.
Ученики: Последние денёчки ноября. Зима не за горами. Заяц и лиса меняют шубки. Многие птицы улетели в тёплые края, так как нет корма, исчезли насекомые. Взрослое насекомое откладывает яйца, само погибает. Некоторые прячутся в щели, под кору.
Принцесса: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, покажитесь. Ребятам интересно, какие изменения происходят зимой.
Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять потом суждено
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не смогла.
Учитель: Назовите признаки зимы.
Ученики: Зима самое холодное время года. Температура воздуха ниже нуля градусов. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Земля покрывается снежным покровом.
Учитель: Давайте попробуем изобразить зиму с помощью приёма «Словесное рисование», разделившись на группы. Первая группа нам
·расскажет о растениях, вторая – о птицах, третья – о животных.
3.Работа в группах.
Ученики 1 группы: На смену осени пришла зима – холодная, морозная. Солнце низко. Все деревья в снегу. Это спасает их от мороза, потому что мороз может убить дерево. Рядом речка замёрзшая.
Ученики 2 группы: Птицы прилетели к нам зимовать с севера: снегири, синицы, поползень. Их называют кочевники, потому что они кочуют с северных широт в более южные. Кое-где на деревьях сидят птицы- осёдлые. Они не покинули своих мест и остались зимовать дома: вороны, воробьи. Мы развесили им на деревьях кормушки и разложили корм. Птички зимой не погибнут, мы им поможем выжить.
Ученики 3 группы: Наша группа подобрала загадки про животных и составила небольшую презентацию.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее... лиса
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому, воде. Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Шапка бегает в бору
И стволов грызёт кору. (заяц)
Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага волка, реже медведя.
4.Работа в группах.
Учитель: Разделите, представленных на рисунке «Лес зимой» животных на группы, по их образу жизни зимой.
Ученики: 1) продолжают вести активный образ жизни (заяц, лиса, лось, кабан, синица, сорока); 2) активны зимой, но осенью делают запасы (белка); 3) впадают в зимнюю спячку (медведь, барсук, еж, мышовка, гадюка)
Учитель: Дополните каждую группу своими вариантами.
Ученики: 1) волк, куница, хорек; 2) мышь, бобр, 3) летучая мышь.
Принцесса: Смотрите, солнышко тёплое показалось. Лес оживает после зимнего сна. Весенние месяцы: март, апрель, май, покажитесь.
5.Беседа.Разгадывание кроссворда.
Учитель: Как удалось марту справиться со снегом?
Ученики: Солнце светит ярче, становиться теплее.
Учитель: Какие изменения в неживой природе происходят в марте?
Ученики: Увеличивается высота солнца, повышается температура, тает снег, из осадков преобладает дождь.
Учитель: С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? Ученики: Почками.
Учитель: С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение?
Ученики: Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, сок разносится по дереву -в растении началось сокодвижение.
Учитель: Кто даёт в природе команду зацветать?
Ученики: Солнце.
Учитель: Как это происходит?
Ученики: Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.
Учитель: Какие вы знаете цветы, которые не дожидаясь схода снега, начинают цвести?
Ученики: Подснежники: гусиный лук, хохлатки, пионы, тюльпаны.
Учитель: У нас в гостях месяц апрель. Давайте попросим его рассказать о себе.
Ученик-апрель: Прилетают птицы. Например, в средней полосе первыми возвращаются в лес грачи, зяблики – птицы, которые могут найти еду на первых проталинах. Стрижи и ласточки прилетают значительно позже, потому что насекомые, которыми питаются эти птицы, ловя их на лету высоко в воздухе, появляются лишь в конце весны – начале лета, когда воздух хорошо прогреется. Зимние же гости, наоборот, улетают потихоньку на север. Помогите мне разгадать кроссворд.

По горизонтали:
2. Небольшая птица, превосходный певец.
3. Дневная хищная птица.
5. Крупная промысловая птица.
6. Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.

По вертикали:
1.Маленькая перелётная птица с тёмно-бурым оперением.
3.Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнёзда.
4.Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.
7.Маленькая птица, живущая по берегам водоёмов, заросших камышом.

Ответы к кроссворду:


О
Р
Ш
У
Н



В
О
Р
О
Н
О
К


Е
Т
Е
Р
Е
В


А
Л
Ь
Д
Ш
Н
Е
П

Удлиняется день, уменьшается облачность. Иногда набегут тучи, и земля вновь покроется ослепительно белым снегом. Но как только затихнет северный ветер, опять припечёт солнце и вновь запорхают яркие бабочки – лимонницы, мушки, комары. В конце первой декады реки полностью освобождаются ото льда. На оголённых проталинках первой зацветает мать – и – мачеха, затем ольха и лесной орех.
Принцесса: Что-то мне стало жарко. Я так люблю май - «травень» и «песенник». Всё зеленеет, цветёт. Хочется петь и веселится. Ребята, я вам предлагаю составить схему взаимосвязи неживой и живой природы весной.
Ученики: Солнце выше больше тепла и света. Таяние снега образование в почве водных растворов минеральных веществ. Сокодвижение растений распускание почек. Появление листьев и цветение образование живого сока и нектара. Появление насекомых прилет птиц. Появление листьеввыход животных из спячки. Образование семей.
Учитель: Молодцы, ребята. Пора возвращаться в класс. Об изменениях в жизни растений и животных летом я вам предлагаю приготовить небольшие выступления дома.

«Золотая осень» - Я осень рисую. Рисуем осень. Вот что у нас получилось. И сад я рисую коричневым цветом, И персики всюду блестят, как планеты. Поможем взрослым выкопать картошку. Золотая осень. Мы возьмем ведерки, да и в путь дорожку. Игра «Не промочи ноги». Праздник. Рисую я осень. И желтые травы, и желтые листья, укрывшие землю, как шубкою лисьей.

«Природа осень» - Где-то листья опадают раньше, а где-то позже. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. Начинают летать попрятавшиеся на зиму насекомые. Когда же в природе кончается лето и начинается осень? Тема урока. "В гости к осени". Тема урока "В гости к осени". Заморозками называются лёгкие утренние морозы.

«Осенние изменения в природе» - Скоро осень... Посмотри на деревья! Понимающим - ясно: Обольстительно, вкрадчиво осень вступает в права! Краски осени. Увидеть в обычном необычное. Радуга цвета. С наступлением осени, какие цвета доминируют? Осенние изменения в природе «Осень- погод восемь». Выставка. « Дары природы». Урок рисования.

«Природа осенью» - …А ночи длиннее. Всё чаще небо заволакивают тёмные тучи… Листья рябины, Постепенно начинается листопад. Желтеют листья клёна, берёзы, осины. Берёзовая аллея. Основное изменение в неживой природе –похолодание - влечёт за собой изменения в живой природе. В реках. С приходом осени листья растений меняют окраску.Деревья подготавливаются к зимним холодам.

«Листопад» - Воспитатель: Правильно. находится в завянувшем листе. Посмотрите – роща золотом одета! Дети: тополь; клён; берёза; черёмуха; липа; рябина; сосна; ель и др. Дети: Сосна, ель, пихта. Летом солнце светит долго. В листьях происходят удивительные превращения. Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы.

«Лес осенью» - 3. Опавшие листья перегнивают и превращаются в минеральные вещества, необходимые растениям. Зачем же листопад нужен дереву? Зелёный лист не так-то легко оторвать. Бывает ли листопад у хвойных деревьев? Сезонные изменения в лесу « Осень». Чтобы не засохнуть, растения сбрасывают листья. Ядовитые растения леса.

Всего в теме 16 презентаций


На поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов, ощущаются сезонные изменения погоды, но нигде они не проявляются в столь резкой форме, как в зоне широколиственных листопадных лесов и тайги. Зимой жизнь в этих лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мертвый сезон. Резкое уменьшение количества света и тепла, достающегося в это время лесу, усугубляется снеговым покровом, на всю долгую зиму закрывающим землю и коренным образом меняющим весь уклад жизни животных. Не удивительно, что обитатели этих лесов стали сезонниками.

Северяне относятся к зимним невзгодам различно. Значительная часть птиц, оживляющих летом северные леса, типичные дачники. Для самок леса служат большим родильным домом, а для их потомства – яслями, детским садом и школой. Только возмужав и получив аттестат зрелости, часто даже не дожидаясь, когда погодные условия начнут ощутимо сказываться на их питании, пернатые покидают родину. Совершают дальние сезонные перелеты летучие мыши и даже насекомые (бабочки). Из четвероногих только крупные копытные способны к дальним путешествиям, но им, наоборот, леса чаще всего служат зимними квартирами. Северные олени и их американские родичи – карибу приходят в тайгу с наступлением холодов, так как в тундре в это время труднее добывать пропитание.

Сезонники, не склонные к дальним путешествиям, на зимний период свертывают свою активность и перебираются в заблаговременно подготовленные теплые и благоустроенные зимние убежища. Чтобы пережить холодную зиму, многим приходится делать продовольственные запасы в виде подкожного жира или заполнять кормом кладовые. Одни могут позволить себе впадать в глубокую зимнюю спячку, другие вынуждены до самой весны поддерживать некоторую активность: регулярно питаться, отправлять естественные надобности, приводить в порядок свою одежду. Из этого правила существуют и исключения. Бурые медведи не впадают в настоящий глубокий анабиоз, но и не создают продовольственных складов, довольствуясь жировыми резервами своего организма. Снизив температуру тела и полностью исключив двигательную активность, они способны обойтись наличными энергетическими ресурсами и пережить зиму. Потревоженные поздней осенью, звери не в состоянии ни залечь снова в берлогу, ни добывать в необходимых количествах пищу и к весне гибнут от истощения.

Часть сезонников не покидает родные леса, но не впадает и в спячку. Им приходится приспособиться к холоду, к снегу и перейти на новые корма. В эту группу уходят все лесные копытные и хищники, в том числе птицы, умудряющиеся и зимой выискивать спящих насекомых, их личинок и яички, землеройки, продолжающие охоту на беспозвоночных под снегом, а также вегетарианцы, способные весь год довольствоваться такими кормами, как листовые и цветочные почки, молодые древесные побеги, кора лиственных деревьев, хвоя, или умеющие извлекать из шишек находящиеся там семена.

Важно отметить, что не морозы сами по себе, не длительность холодного периода, не снег определяют количество активных «зимовщиков» из числа птиц и млекопитающих, а главным образом наличие доступной для них пищи. Вот почему наблюдается парадоксальное на первый взгляд явление, состоящее в том, что в тайге – в самых северных лесах планеты зимой животный мир богаче, чем в расположенных южнее широколиственных лесах. Просто хвойные леса готовят к зиме для растительноядных животных два вида кормов, которым их южные соседи ничего противопоставить не могут. Это, во-первых, хвоя, остающаяся зеленой и съедобной на протяжении всего года. А во-вторых, семена. К сожалению, урожай на них бывает не ежегодно, что заставляет животных подтягивать животы или пускаться в странствия по тайге в поисках мест, где природа оказалась щедрее.

Семена хвойных деревьев доступны всю зиму, так как зрелые шишки остаются висеть на деревьях и у елей, сосен и пихт до конца зимы не теряют свое сокровище. Только под влиянием веселых лучей весеннего солнца чешуйки раскрываются, и в воздухе начинают кружиться крылатки с семенем на конце. В урожайные годы дятлы, белки и клесты ведут себя весьма расточительно. Они роняют массу непочатых шишек. Ими охотно кормятся мелкие мышевидные грызуны, которые либо не в состоянии достать их сами, либо даже не подозревают, что шишки растут на деревьях, и относятся к ним, как к манне небесной. Лишь малая часть шишек, оказавшихся на земле, используется еще зимой, а основная масса сохраняется до весны, и их содержимое попадает в желудки грызунов в то время, когда пищи в тайге мало, а потребность в калорийных и белковых кормах велика.

Единственное дерево нашей тайги, которое сбрасывает зрелые шишки до выпадения снега, – кедр. Зимой разыскать их под снегом практически невозможно, а чтобы лакомиться кедровыми орешками до весны, приходится потрудиться осенью, собрать загодя необходимый запас и надежно его запрятать. Семена хвойных богаты белками, витаминами и жирами. Если оставить в стороне кедровые орешки, все-таки распространена сибирская сосна не так широко, как остальные хвойные наших лесов, самыми ценными являются семена ели. Чтобы покрыть энергетические затраты, белке нужно всего 28 еловых шишек в день. Сосновые семена менее питательны, в шишках их значительно меньше, да и тара, в которой они хранятся, прочнее. Поэтому нужны серьезные усилия, чтобы их извлечь, а это связано с дополнительной тратой энергии. Не удивительно, что их требуется в день до 380 штук! Когда шишек не хватает, белка вынуждена переходить на так называемую «еловую шейку» – цветочные почки ели, но чувствует себя на этой диете неважно.

Семена хвойных деревьев годятся для выкармливания птенцов. Это создает еще один парадокс тайги, позволяя маленьким птичкам обзаводиться детьми зимой. Клесты, в нашей тайге их три вида, и каждый питается семенами только определенных деревьев – ели, сосны или лиственницы, вьют гнезда и откладывают яйца в конце зимы, но если урожай шишек хороший, приступают к гнездованию еще в январе, в самое холодное время года, в морозы и метели. Странно видеть миловидную птичку, сидящую в гнезде среди заснеженных ветвей, и трудно представить, как ей удается высидеть, вырастить и воспитать малышей, не заморозив их.

Широколиственные леса не обеспечивают своих обитателей подобными кормами. Нельзя сказать, что они вообще держат их впроголодь. Напротив, начиная со второй половины лета и до выпадения первого снега они раскидывают для растительноядных животных скатерть-самобранку, и пир идет горой. Каких только яств она не предлагает. Тут и всевозможные ягоды, и дары плодовых деревьев, грецкий орех и лещина, каштаны и самый массовый вид корма – желуди. Дубы родят их в таких количествах, и они настолько питательны, что некогда в Европе выращивали стада свиней чуть ли не на одних подножных кормах. Со времен средневековья здесь как бесполезные вырубались буковые леса и насаждались дубы. Однако орехи и каштаны мелким едокам не по зубам. Даже желуди, одетые в тонкую податливую оболочку, никем из птиц, размером меньше сойки, в пищу не используются.

Дары широколиственного леса – сезонные корма. Спелые каштаны, желуди, орехи на деревьях долго не задерживаются, падают на землю, где этого момента с нетерпением ожидает целая армия едоков, среди которых главные – кабаны. И когда на землю ложится снег, запасы кормов уже сильно подорваны, а то, что еще остается в лесной подстилке, для птиц недоступно. Общие запасы биомассы в широколиственном лесу составляют 400-500 тонн на гектар, уступая в этом отношении только дождевым тропическим лесам, тогда как в северной несомкнутой тайге они в 2-10 раз меньше, всего 50-200 тонн. Существенно отличается и продуктивность этих лесов. В широколиственных лесах годовая продукция достигает 10-50, а тайга способна создать за год всего 4-6 тонн новой биомассы. Разница говорит сама за себя.

Важно отметить, что тайга состоит из деревьев-долгожителей, легко достигающих возраста 300-500 лет. Конечно, если леса не коснется топор дровосека или не прогуляется по нему огонь. Таким образом, вся биомасса стволов и ветвей законсервирована на долгие годы, а небольшое количество семян, почек, побегов, коры и самой древесины, используемое живыми организмами в пищу, в расчет не идет, слишком оно ничтожно. Среди лиственных деревьев тоже немало долгоживущих, но ежегодное обновление листвы ускоряет круговорот веществ, тогда как хвоя опадает постепенно, полностью сменяясь раз в 3-7 лет.

Вовлечение в быстрый круговорот больших количеств биомассы широколиственного листопадного леса дает неожиданный эффект, позволяя им быть самой богатой животными средой на нашей планете. Зоомасса здесь достигает тонны на гектар. Листовой опад, формирующий достаточно толстую подстилку и внушительный слой гумуса, дает приют более чем 99,99 процента всех обитателей этого леса, главным образом беспозвоночным. Большинство питается органическими остатками. Основные едоки – дождевые черви и их более мелкие родственники, двупарноногие многоножки кивсяки, примитивные насекомые – ногохвостки, почвенные клещи орибатиды и мелкие почвенные круглые черви. Бок о бок с ними живут корнееды – потребители живого вещества древесных и травяных корней. Это в большинстве своем личинки жуков, в том числе таких, чье детство длится по нескольку лет.

Совсем по-иному выглядит подвальный этаж тайги. Во-первых, он очень тонок. Из-за незначительной величины спада ему просто не из чего образоваться. Во-вторых, он чаще всего переувлажнен, а нередко и затоплен, что делает его «неудобным» для жизни большинства обитающих здесь организмов. В довершение всего почва хвойного леса обычно обладает высокой кислотностью, что вовсе не улучшает жилищных условий квартирующих здесь миниатюрных жильцов. Из них самые крупные, длиной 13-15 миллиметров, гумусоядные личинки комаров, долгоножек и толстоножек.

Насекомые, питающиеся мертвой древесиной, приносят лесу ощутимую пользу. Среди жуков-щитовидок встречаются любители и лиственных пород, и хвойных. Жуки-рогачи обитают только в широколиственных лесах. Трухлявую древесину едят их личинки. Детство у жуков-оленей длится 5 лет. Их личинки вырастают до гигантских размеров и съедают немало корма. Плоскотелки используют в пищу гниющую кору и древесину, уже потерявшую собственный вкус, а потому не имеют определенных пищевых пристрастий, поедая все подряд.

Однопородные северные леса, как и обширные сельскохозяйственные угодья, засеваемые монокультурой, создают идеальные условия для массового размножения различных вредителей, нападающих на ослабленные деревья или уничтожающих здоровый лес на обширных площадях. Некоторые не оставляют в покое даже заготовленную деловую древесину. Среди них усачи-дровосеки и жуки-листоеды, короеды, пилильщики, рогохвосты, бабочки-листовертки, пяденницы и совки. Весьма опасны в тайге коконопряды. Практически все деревья северных лесов имеют свою персональную златку.

Северные леса не блещут разнообразием обитающих здесь животных. Поэтому обращают на себя внимание такие существа, которые в других местах остались бы незамеченными. Из растительноядных птиц хочется упомянуть двух гурманов, умудряющихся в этих суровых краях питаться сладкими плодами. Это снегири и свиристели.

Ягоды многих деревьев и кустарников, вроде рябины, барбариса, шиповника, калины и сочных можжевеловых шишек, чаще называемых можжевеловыми ягодами, на зиму не опадают, а остаются висеть на ветвях до весны. Они – излюбленный корм этих птиц. Ради него птицы всю зиму кочуют.

Свиристели глотают ягоды целиком, а непереваренные семена рассевают по окрестным лесам, способствуя распространению ягодных пород. Снегири, напротив, из ягод выедают лишь семена, а мякоть выбрасывают.

В северных лесах обитают куриные птицы разной величины, от небольших рябчиков и дикуш до гигантов глухарей. В их зимнем рационе почки и молодые побеги лиственных деревьев и кустарников, сережки березы, ольхи, осины, ивы. Глухари осенью охотно поедают покрасневший осиновый лист, а зимой хвою пихты, сосны, кедра, даже ели. Хвоя – излюбленный корм дикуш. Они питаются ею круглый год, даже летом, когда остальные птицы переходят на более нежные зеленые корма.

Здесь немало и грызунов. Из древесных обычны вездесущие белки. Летяги предпочитают тайгу, в крайнем случае мирятся со смешанными лесами. Летом питаются преимущественно листьями различных деревьев, частенько встречающихся в тайге, а зимой почками лиственниц, в крайнем случае берез и ив, хвоей пихты, сережками ольхи, а в южных районах лещины. Зрелые орешки летягам не по зубам. Доступность избранных кормов позволяет зверькам не впадать в зимнюю спячку. Из древесных грызунов осенью засыпают только сони, жители широколиственных лесов, не приспособившиеся к сплошной тайге.

Самые крупные лесные грызуны – зайцы, американский и беляк, летом поедают травянистые растения, а зимой побеги и кору осин, ив, берез, лиственниц. Пока снег еще неглубокий, зверьки объедают зеленые веточки мелких кустарничков, вроде черники.

Олени – типичные обитатели северных лесов. В широколиственных лесах обычны лань и благородный олень, местные разновидности которого к востоку от Урала называют маралом и изюбрем. В широколиственных и смешанных лесах живет косуля, доходя на севере до южных районов тайги. Дальневосточный олень-цветок, как назвал пятнистого оленя М. Пришвин, предпочитает широколиственные леса и смешанную уссурийскую тайгу. Настоящими северянами являются только лоси, а на Американском континенте белохвостый и чернохвостый олени.

Из свиней здесь встречается лишь кабан. Это дитя широколиственных лесов, где много дуба, каштана, дикой яблони, кизила и бука, не без помощи человека расселилось далеко на север за их пределы. Особенно активизировался кабан в последние десятилетия. Сейчас он появился в зоне тайги, продвинувшись до 63-64 градуса северной широты. Продвижение зверей на север – свидетельство человеческой бесхозяйственности, следствие небрежной уборки урожая и хранения картофеля в буртах тут же, на окраине полей. Только в лесах, где много елей, под которыми снег не так глубок, а по соседству непромерзающие болота и сельскохозяйственные угодья, кабан может благополучно пережить длинную северную зиму.

На Севере, как и в других лесах, самыми массовыми хищниками являются муравьи. Здесь чаще всего встречаются древоточцы, живущие внутри сухих стволов и в пнях, и рыжие, строящие из сухих растительных элементов высокие холмики. У любого муравьиного дома должен быть глубокий подвал, где хозяева могут скоротать зиму.

К условиям Севера приспособились даже амфибии. Для широколиственных лесов характерны прудовая, остромордая и прыткая лягушка, а травяная одинаково охотно заселяет и тайгу, заходя на европейской части страны далеко за Полярный круг. Тритоны проникают еще дальше. Обыкновенный тритон обитает в лесах южной части Карелии, а сибирский углозуб распространен до самых северных границ леса, и не полярные холода мешают ему заселить тундру, а отсутствие там деревьев.

Все без исключения амфибии – хищники. Зиму жабы проводят глубоко под землей, под пнями и в пустующих норах, а лягушки на дне водоемов, забившись в ил или под коряги. Для травяных лягушек зимой оптимальная температура 4 градуса, по они могут переносить непродолжительное охлаждение ниже нуля, а углозубы – до -6 градусов и даже сохраняют при этом активность.

Из рептилий в тайгу проникли лишь живородящая ящерица и гадюка, тоже рождающая живых детенышей. Только эта особенность гарантирует им успех размножения. «Беременные» самки днем выбирают хорошо прогретые солнцем места и тем создают для развивающихся в их теле яиц оптимальные условия.

Летом северные леса наполняют насекомоядные птицы. Часть из них живет здесь круглый год. Это несколько видов синиц, корольки, пищухи, поползни. Многие дятлы зимой переходят па питание семенами, но некоторые не нуждаются в растительных добавках. Черный и трехпалый дятлы, типичные обитатели тайги, добывают насекомых из-под коры и из древесины хвойных деревьев, а белоспинный и в широколиственных лесах и даже в южной тайге предпочитает лиственные породы. Интересно отметить, что почти все насекомоядные млекопитающие, живущие в северных лесах, не впадают на зиму в спячку. Землеройки умудряются добывать корм в любую погоду. Они заселяют все леса, вплоть до границ с тундрой. Их особенно много в широколиственных лесах, но не потому, что там теплее. Просто подстилка в тайге не так хороша, а северные землеройки, кроме короткохвостой, рыться в земле не в состоянии. Спать зимой приходится только ежам. Они слишком велики, чтобы прокладывать ходы в подстилке.

В северных лесах к массовым видам корма относятся мышевидные грызуны, за счет которых существует большинство лесных хищников, в первую очередь совы. Ястребы предпочитают охоту на птиц. Это в основном оседлые птицы, но из самых северных лесов они зимой откочевывают в более южные районы. Куньи богато представлены в наших лесах. Здесь живут и самые маленькие члены этого семейства – ласки и горностаи, и самый крупный – росомаха. Они встречаются до самой северной границы тайги, а росомаха и горностай не избегают и тундры. Лесная куница, широко распространенная в зоне умеренного климата, и хорза – житель широколиственных лесов Приморья, ведут полудревесный образ жизни, промышляя в кронах таких проворных зверей, как белки. Соболь, хорь, колонок охотятся на земле.

В северных лесах Западного полушария обитают американская куница и пекан – достаточно крупный хищник, легко расправляющийся с древесным дикобразом, нападающий даже на молодых оленей. Куньи активны весь год, только барсуки, накопив жирка и обзаведясь глубокой норой, залегают на зиму в спячку.

Лисица, волк и бурый медведь встречаются повсеместно. Из кошачьих тайгу освоила только рысь. В широколиственных лесах обитают более мелкие европейская лесная кошка и дальневосточный лесной кот, живущий по соседству с леопардом и амурским тигром. Крупные хищники сохранились лишь там, откуда мы их еще не выжили. Их осталось сейчас так мало, что для человека гораздо большую опасность в лесу представляют кровососущие насекомые, которых особенно много в тайге. Это бесчисленные комары, их здесь больше 30 видов, 40 видов мошек, почти 20 мокрецов и два вида оводов. А еще иксодовые клещи! Они досаждают и людям, и животным, а многие из них к тому же способны переносить крайне опасные для человека болезни.



Cлайд 1

Cлайд 2

В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство.

Cлайд 3

Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны.

Cлайд 4

В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки.

Cлайд 5

Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки.

Cлайд 6

В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха.

Cлайд 7

Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство.

Cлайд 8

За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот.

Cлайд 9

Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые.

Cлайд 10

Cлайд 11

Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам.

Cлайд 12

Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев. Cлайд 14 Список использованной литературы В.Морозов «Рассказы о русском лесе». В.П.Герасимов «Животный мир нашей Родины». О.Молчан, Л.Щёкотова «Лес»