Различие между психикой человека и животного. Различия психики животных и человека

Ответ на вопрос о том, чем психика человека отличается от психики животных, является одновременно и сложным, и простым. Простым он может показаться потому, что отличия психологии и поведения человека от психологии и поведения животных вполне очевидны. Сложным данный вопрос при его внимательном изучении оказывается по причине, что нам до сих пор до конца не известны психологические особенности животных, и зоопсихологи, изучая психологию и поведение животных в наши дни, открывают у них все новые формы психики и поведения, в том числе такие, которые сближают их с человеком. Складывается достаточно противоречивая картина: с одной стороны, благодаря развитию культуры и техники человек все больше удаляется от животных, с другой стороны, новейшие открытия в области зоопсихологии все меньшей делают разницу между человеком и животными. К примеру, сейчас уже почти никто не сомневается в том, что у животных имеется человекоподобный интеллект (еще в конце XIX в. такое могли предположить лишь наиболее смелые ученые, да и то без веских доказательств). Столько же очевидным стало признание существования у животных языка и многих прообразов культуры людей.

Тем не менее мы все же имеем возможность на основе достоверно установленных фактов напрямую сравнивать психологию и поведение людей и животных, делать вполне определенные выводы по поводу общего и различного, существующего между ними. Общим для человека и животных признается существование у них ощущений, элементарных форм восприятия и врожденного анатомо-физиологического аппарата, обеспечивающего первичную обработку стимулов, поступающих в мозг через органы чувств. Правда, в особенностях отдельных видов ощущений между людьми и животными имеются различия. Так, зрительные ощущения человека намного разнообразнее, чем у большинства животных. Человек способен различать цвета, а это значит, что его глаз более чувствителен к электромагнитным волнам различной длины в пределах видимого диапазона, чем глаза большинства животных.

Вместе с тем проведенные исследования показали, что многие животные превосходят человека по таким ощущениям, как запахи и звуки. Ухо ряда животных, например собак, более чувствительно к слабым звукам, чем ухо человека. Некоторые из животных, к примеру дельфины и летучие мыши, способны воспринимать ультразвуки, а человек их не воспринимает. Большинство животных более тонко реагируют на разнообразные запахи, чем человек. Имеются, кроме того, животные, которые лучше реагируют на процессы, происходящие под землей и в воздухе, чем люди, способны предчувствовать землетрясение, извержение вулкана, наступление грозы. Человеку это от природы не дано, если он воспринимает окружающий его мир только с помощью органов чувств. Однако с помощью изобретенных им приборов человек все это в состоянии делать намного лучше, чем все животные, вместе взятые.

Исходя из приведенных выше примеров нельзя однозначно утверждать, что человек по набору имеющихся у него ощущений и тонкости различения разнообразных физических, химических и других стимулов превосходит всех животных. Многие природные органы чувств у него не настолько хорошо развиты, как у некоторых животных. Поэтому, если иметь в виду то, что дано человеку от природы, то, скорее всего, речь может пойти только о видовых сенсорных различиях. Они, в частности, проявляются в том, что отдельные виды живых существ лучше, чем другие, приспособлены жить в условиях, которые им определила природа, и, следовательно, способны тоньше реагировать на связанные с этими условиями стимулы, чем существа, обитающие в другой природной среде.

Однако поскольку человек является самым высокоразвитым существом, способным приспособиться к жизни в любой среде, то имеющиеся у него от природы сенсорные (связанные с работой органов чувств) недостатки компенсируется использованием разнообразных высокочувствительных приборов и других средств, которые человек сам изобрел. Эти приборы и средства значительно повышают общую чувствительность людей к разнообразным сенсорным воздействиям. Если, к примеру, человеку не удается воспринять какой-либо вид энергии с помощью естественных органов чувств, например радиацию, то он может это успешно сделать посредством соответствующих физических приборов. Если человек не в состоянии воспринимать зрительно космические лучи или радиоволны, то за него это с успехом делают высокочувствительные физические приборы. Поэтому сенсорные возможности человека, вооруженного изобретенными им приборами и машинами, намного превосходят сенсорные возможности всех без исключения животных.

Аналогичную картину мы наблюдаем при сравнении восприятия человека и животных. Хотя восприятие имеется не только у человека, но и у животных, человеческое восприятие, особенно зрительное, намного более развито, чем восприятие животных. Это связано с тем, что восприятие людей в филогенезе и в онтогенезе развивается. Человек научился многое воспринимать по-другому, чем это делают животные. Его восприятие в результате освоения им знаковых систем и орудий приобрело новые качества, которыми не обладает восприятие животных. Такими, например, качествами, как целостность, константность и категориальность, обладает только человеческое восприятие. Кроме того, человек намного точнее, чем животные, способен воспринимать и оценивать пространственные характеристики разнообразных объектов, включая величину, форму, глубину и место расположения предметов в пространстве. То же самое касается восприятия движений: пользуясь приобретенным жизненным опытом и разнообразными приборами, человек научился воспринимать и оценивать их намного точнее, чем это способны делать животные.

У человека и животных, безусловно, есть внимание. Однако у животных имеется лишь непосредственное и непроизвольное внимание, в то время как человек имеет произвольное и опосредствованное внимание, т.е. внимание, представляющее собой высшую психическую функцию, по Л.С. Выготскому. Животные обращают внимание только на биологически значимые для них объекты, в то время как человек выделяет из окружающего мира и обращает внимание также и на социально значимые объекты, явления и события, связанные с его культурой. У человека имеется множество средств регуляции внимания, которые он с успехом использует, например шрифтовые, цветовые, световые, звуковые и иные способы выделения того, на что нужно обратить особое внимание, имея дело с теми или иными предметами.

У животных, как и у человека, имеется память. Однако память человека не идет ни в какое сравнение с памятью животных. Во-первых, память человека намного продуктивнее, чем память животных. Во- вторых, у человека имеются такие виды памяти, которые у животных отсутствуют. В-третьих, человек изобрел и использует для запоминания, сохранения и воспроизведения информации многочисленные орудия, приемы и средства, которых нет у животных. В-четвертых, человек в состоянии запоминать практически безграничное количество информации и сохранять ее сколько угодно времени. Память животных, напротив, во многих отношениях ограничена. Скорость работы памяти человека выше, чем скорость работы памяти животных. Человек способен сохранить запомненную им информацию на гораздо больший срок, чем животные, он в состоянии передавать свой опыт, запечатленный в памяти, из поколения в поколение. Животным это не дано. Даже естественная память человека превосходит природную память животных. Обученный и воспитанный человек располагает произвольной, логической и опосредствованной памятью, которые намного мощнее видов памяти, имеющихся у животных. Животные пользуются лишь своей прирожденной памятью, которая является непроизвольной, механической и непосредственной. Люди имеют в своем распоряжении тысячи естественных и искусственных языков для записи информации, располагают сотнями способов хранения информации, начиная с записей на предметах, бумаге и кончая современными формами технической записи и хранения информации. У людей есть многочисленные емкие, практически не ограниченные по своему объему хранилища накопленной информации, находящиеся за пределами человеческого мозга, включая книги, библиотеки, различные электронные устройства памяти, в том числе Интернет.

Мышление человека принципиально отличается от мышления животных. У животных в лучшем случае можно обнаружить только признаки самого простого, примитивного вида мышления - нагляднодейственного мышления, или так называемого «ручного» интеллекта (умение решать задачи с помощью практических действий с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации). Это мышление, которое также имеется и у маленьких детей.

У взрослого человека мышление, естественно, более развито, чем у ребенка. У него кроме наглядно-действенного имеется еще нагляднообразное и словесно-логическое мышление, теоретическое и творческое мышление. Более того, полученные в ходе исследований данные указывают на то, что за пределами раннего возраста (до трех лет) даже ребенок практически перестает пользоваться только нагляднодейственным мышлением, обращается к употреблению нагляднообразного мышления. Мышление трехлетнего ребенка уже намного превосходит мышление самого развитого взрослого животного, так как ребенок данного возраста владеет речью и многое научился делать руками. Взрослые люди в своей деятельности используют, кроме того, высшую форму мышления - словесно-логическое, признаков которого у животных до сих пор не обнаружено.

О языке и речи человека и животных можно сказать следующее. У животных есть свой достаточно развитый и сложный язык, с помощью которого они могут общаться между собой. Но этот язык по своему назначению напоминает примитивную способность людей обмениваться информацией друг с другом с помощью жестов, мимики и пантомимики или общаться на уровне знаков или звуков, ничего не выражающих, кроме актуального внутреннего состояния самого живого существа. Возможности такого языка по сравнению с языком и речью людей весьма ограниченные. У людей характерные для них язык и речь используются кроме выражения внутренних состояний в следующих функциях, в которых они практически никогда не применяются животными: для запоминания информации, для ее сохранения и передачи другим поколениям людей, для внутреннего управления процессами мышления, для улучшения работы других познавательных процессов, включая восприятие, внимание, память и воображение, для саморегуляции психических процессов, состояний и поведения.

Очевидно, что у животных нет никаких общих с человеком индивидуальных свойств, касающихся его личностных особенностей, кроме тех, которые связаны с темпераментом или с элементарными сенсорными и двигательными способностями. Личностью, как уже говорилось ранее, может быть только человек, и в содержание этого понятия входят представления о многих индивидуальных особенностях людей, таких, например, как воля, характер, чувства, высшие потребности, отношения к кому-либо или к чему-либо. Что касается животных, то из близких к перечисленным или напоминающих их свойств у них можно обнаружить только некоторые биологические эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей.

Вместе с тем, возвращаясь к психологической и поведенческой характеристике человека, следует признать, что, несмотря на наличие у него множества свойств, отличающих его от животных, он все же представляется комплексным, биосоциальным существом. На него соответственно распространяются как биологические, так и социальные законы, как законы природы, так и те законы, по которым живет человеческое общество. Однако влияние биологических и социальных законов на психологию и поведение человека и животных не представляется одинаковым. Воздействие общества на психику и поведение человека намного существеннее и заметнее, чем воздействие природы, а у животных дело обстоит наоборот. Вообще любое сравнение человека с животными, если оно касается их психологических возможностей и деятельности, идет в пользу человека, а не животных. Поэтому совершенно несостоятельными представляются любые попытки ставить человека и животных на одну ступень эволюции и психологически их отождествлять.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

  • Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств.
  • Б) Превосходство новозавет. служения перед ветхозаветным (3,7-4,6)
  • Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных
  • Биологическое загрязнение окружающей человека среды. Карантинные виды растений и животных. Нежелательные интродуценты.
  • Различия:

    Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.

    Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

    Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.

    Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

    Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

    Сходства:

    Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы психики: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.

    Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мышление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшейся проблемной ситуации.

    Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности.



    И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям.

    Животные, как и человек, способны испытывать эмоции наслаждения и страдания, привязанности и благодарности.

    Сходными у человека и у животных являются естественные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа.

    Животные и человек способны к саморегуляции.

    Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

    Разница в «языке» животных и языке человека определяет различия и в мышлении.

    Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление.

    Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться отданной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

    Отличия психики человека от психики животного: 1) человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно; 2) способность создавать и сохранять орудия. Животное тут же перестанет существовать как орудие, например для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается кЬллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата. В отличие от животного, человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его; 3) передача общественного опыта. И животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь, но только человек присваивает общественный опыт. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление); 4) различив в чувствах. Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

    Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.

    (отрицательные таксисы); 3) инстинкты (от лат. instinctus - «побуждение») - генетически запрограммированное поведение, которое проявляется в виде поведенческих актов, характерных для данного биологического вида. Они обладают достаточным постоянством и независимостью от локальных изменений окружающей среды; 4) рефлекс (от лат. reflexus - «отраженный») - форма психического отражения, которая представляет собой ответную реакцию живого организма, обусловленную воздействием на анализатор какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды.

    С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

    У высокоорганизованных животных возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения.

    Наиболее высокоразвитые животные способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

    Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой, а также процесс формирования основных структур психики.

    Исследованием онтогенеза занимается возрастная психология. Основой этих исследований является выделение периодов психического развития.

    2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

    Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1) мотивационные - желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные - эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния - состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).

    Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности - О это типичные для данного человека особенности его т"~ психики,

    К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер.

    Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида - вспыльчивости, несдержанности, гневливости.


    Институт сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского Федерального Университета, г. Пятигорск

    Аннотация: В статье рассмотрено поведение человека и животных в различных ситуациях. Выявлены различия человеческого мозга от мозга животных. Проанализировано поведение животных в дикой среде.
    Ключевые слова: мышление, инстинкт, человек, животные, психика, психология, эмоции, стресс, интеллект

    Comparative analysis of the human psyche and the animal

    Uglikova Rosa Anatolyevna
    Institute of service, tourism and design, branch of the North Caucasian Federal University, Pyatigorsk

    Abstract: The article considers the behavior of humans and animals in various situations. The differences of the human brain from the animal brain. Analyzed animal behavior in the wild.
    Keywords: thinking, instinct, man, animals, psyche, psychology, emotions, stress, intelligence

    Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий. Но в данной статье будет выделены лишь самые значительные различия. Прежде всего, нужно дать определение понятию психики. Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. Высшая форма психики – это сознание, которое присуще только человеку.

    Психика – это понятие, которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существуют два различных философских понимания проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное. Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи –мозга.Согласно второму:сущность психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – идеи. В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

    Согласно мнению ученых (Г. Уэллс, Г.В.Лейбниц), склонных к идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. В эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить законы и движущие силы развития.

    Научные и биологические исследования человеческого организма и животных показали, что человеческая и животная физиологии почти полностью совпадают. Но человек как природный вид не повторим своим психическим устройством, который значительно отличается от психики животных. Человеческое сознание не проявляются ни у одного из видов животных, даже с наиболее развитым интеллектом.

    Но в тоже время можно наблюдать некоторые сходства психики человека и животных. И человек и животные общаются с помощью движений, поз, мимики, прикосновений. До середины XVII в. исследователи считали, что между человеком и животными нет ничего общего, ни в поведении, ни в происхождении.

    Из-за теории Ч. Дарвина в прошлом столетии начались быстрые исследования психики человека и животных. В начале настоящего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. ученые (В.А. Вагнер, В. Штерн) стали искать связь в групповых формах поведения человека и животных.

    Психология поведения человека и животного: передается по наследству, либо усваивается в процессе жизнедеятельности. У человека психология связана с обучением и воспитанием. Человек достигает большего, чем животное уровня развития. В результате обучение и воспитания, которым можно сознательно управлять.

    Немного о психики животных. Психика животных – это внутренний мир животного, который охватывает: восприятие, память, мышление, намерения и сны. Сюда можно включить элементы психического опыта: ощущения, образы и эмоции. Для животных характерно инстинктивное поведение, которое включает врожденные и наследственные компоненты поведения.

    Под инстинктом понимают врожденную форму поведения,способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул или обстоятельства. Инстинктивное поведение животных связано с наследственными компонентами поведения. Инстинкт – врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей человека и животных. На разных этапах развития инстинкты у животных могут меняться подобные изменения можно характеризовать как навык. Навык подразумевает действие, которое доведено до автоматизма, путем повторений. Это не самостоятельной форма поведения, а механическая форма, в основе которой находится инстинкт. В дальнейшем идет переход от простейших форм поведения к более высоким.

    Интеллект животных строится в рамках инстинктивного поведения, поэтому они связаны друг с другом. Под интеллектом понимают совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Поэтому с развитием интеллектуальной деятельности каждый поступок приобретает вариантность. Каждое действие должно быть целесообразно и адекватно, достигаться не бессознательно, а в результате познавательному отношению действительности. В противоположность инстинкту с его слепотой и навыкам с его автоматизмом «разумное» поведение является частью интеллекта. Разумное действие связано с объективными условиями действительности.

    Способность животного видеть пространственные соотношение предметов является предпосылкой интеллекта. Развитие интеллекта связано с развитием двигательного аппарата, способностью к произвольному движению. Поэтому очень важно развитие руки и зрения и при этом наблюдать результаты собственные воздействия на окружающий мир.

    В результате появления интеллекта развитии руки и зрения, биологические предпосылки зарождаются у высших форм животных. Например, среди млекопитающих дельфины считаются более разумными так: есть много случаев, когда дельфины «спасали» тонущих людей, они быстро поднимали их наверх. Такой же случай был замечен с белыми касатками, которые спасли свою дрессировщицу, внезапно упавшую на дно. Довольно развитым интеллектом обладают слоны. Они также объединяются в группы, которыми руководят наиболее мудрые и опытная слонихи. В длительные засушливые сезоны, они способны вывести свое стадо к воде, за многие километры от их обитания. Поражает память, свойственная только мудрым и опытным слонихам, спасающих свое стадо.

    Интеллектуальное поведение животного связано с восприятием сложных отношений между предметами внешнего мира, т.е. поведения, приспособленного к условиям внешней среды. Сначала животное отражает отдельные предметы, которые использует в дальнейшем, затем начинает воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливается к ним. Также у животных существует форма отражения, которая отражает не отдельные предметы и ситуации, а сложные отношений между отдельными предметами. Любая форма приспособления животного к окружающим условиям среды это деятельность, протекающая по рефлексам. Животное имеет определенные потребности, и всегда приспосабливаются к окружающей среде. Но животное не решает что-то в уме, а осуществляет все процессе деятельности.

    Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий. Можно отметить, что существует особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что большинство знаний и умений человека формируются в обществе. Они не являются, результатом его собственного опыта, а приобретается в обществе, передается по наследству, поэтому отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

    Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.

    Мышление тесно связано с речью. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

    Деятельность животных, значительно отличается от деятельности человека, так как она является биологической. Деятельность животного возможна в связи с биологической потребностью, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе.

    Возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются ограниченными, так как включают стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности, как у человека. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Наблюдая за действиями другого животного, они не будут помогать друг другу, так как они не выполняют коллективных действий. Но есть исключение, например стайное поведение волков, которые помогают друг другу в нападении на добычу, сюда же можно отнести стаи шакалов и гиен. Довольно реальную помощь в охоте на добычу оказывает соединение в прайды так: львы обеспечивают безопасность львят и их матерей, а сообщество львиц специализируется на ловли добычи. Происходит специализация внутри прайда. Интересно поведение сурикатов, мелких млекопитающих. Их организованные колонии успешно спасаются от нападения хищников: они выставляют дежурного, которого называют «часовый пустыни». При опасности он издает резкие крики, которые предупреждают об угрозе нападения. Удивительно, что крики предупреждают конкретно о том кто, нападает (птицы, змеи, оцелоты и т.д). Ученые специально наблюдали за этим, и пришли к мысли, что сурикаты довольно умные и организованные животные способные спасти свою колонию. Однако только человек может создавать орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт, передает его другим.

    Также, память человека намного больше чем у животного. У животных она ограничена. Поэтому животные могут пользоваться только той информацией, которые приобретают в процессе жизнедеятельности. У человека память практически безгранична. Человек может хранить, воспроизводить, запоминать большее количество информации, все передает по наследству, будущему поколению.

    Главным отличием считают символизацию. Символизация – это уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями – сходством, основанным на случайных, вторичных деталях. Другими словами, символизация – это психологическая операция, с помощью которой значимый объект для личности может быть заменен другим, менее значимым, за счет наличия у них общих черт.

    Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим и частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сочетаются друг с другом. А животным присущи формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к интеллектуальному поведению. Однако, у них отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта. Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании. При сравнение психики человека и животного надо учитывать существенную разницу между ними. Не смотря на кажущееся в некоторых случаях общность между ними. Поэтому споры о психики животных и людей будут вечны.

    Список литературы

    1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2015, – 450 с.
    2. Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: 2015 г.
    3. Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф., Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, – М.: Новое знание, 2015, – 640с.
    4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, – 440с.
    5. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – 3-е изд., перераб. и доп. ¬ М.: Юрайт, 2015, – 639 с.
    6. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.
    7. Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.10.2016).