Работа покраска аэрографом. Что такое аэрограф и как им правильно пользоваться? Покупка аэрографа для моделизма

Аэрограф для моделей – профессиональный и полупрофессиональный прибор для нанесения различного вида красок на твердую поверхность. В зависимости от типа аэрографа определяется сложность исполнения рисунков и качество покраски. Художники-моделисты применяют аэрографы для создания оригинального и точного изображения на автомобилях, мотоциклах, защитных шлемах и других предметах.

Аэрограф работает по следующему принципу:

  • в воздушном клапане устройства создается давление;
  • нагнетающийся воздух проходит через узкое отверстие и попадает в околоструйную зону;
  • туда же подается краска, которая при смешивании с воздухом распыляется через сопло.

Для нагнетания используется компрессор, постоянно заполняющий емкость требуемым количеством воздуха.

Типы аэрографов

Популярные модели аэрографов отличаются друг от друга принципом работы:

  1. Внешнее смешивание краски: наиболее распространенный вариант аэрографов. Такие модели применяют для создания фонового рисунка, крупных блоков, расплывчатых изображений. Такое устройство не сможет образовать точную картинку. Иногда к распылителям внешнего типа добавляют удлиненную иглу, контролирующую количество краски.
  2. Внутреннее смешивание краски: вариант, подходящий для покраски в домашних условиях.
  3. Одинарное действие: в таких приборах можно контролировать только уровень поступающего воздуха, краска же подается в одинаковом количестве. Тип смешивания может быть любым.
  4. Фиксированное действие: данный вид аэрографов для моделей снабжен специальным пусковым устройством, которое регулирует количество поступающей краски втягиванием иглы внутрь. Воздух же подается всегда в одинаковом объеме. Аэрографы фиксированного действия – профессиональные распылители для самых сложных покрасочных работ.
  5. Двойное независимое действие: удобное устройство, в котором регулировка подачи краски и воздуха разделена. Здесь также можно установить вариант смешивания и способ подачи краски (гравитационный и сифонный).

Популярные модели аэрографов

После изобретения первого аэрографа прошло много лет, но значительных перемен в принципе работы не случилось.

«Многие модели распылителей стали усовершенствованными, более современными. Сейчас же востребованными являются аэрографы двойного действия».

Эти устройства подходят для точных работ в любых условиях. Художник может самостоятельно регулировать подачу краски и воздуха, тем самым облегчая себе работу.


Среди популярных моделей выделяют следующие:

Двойного действия:

  • «Iwata Model HP-Q» имеет отдельный отсек диаметром 7 см и узкое сопло 0,3 мм;
  • «HansaModel 381» – аналогичные параметры;
  • «Hansa Aero» – аналогичные параметры;
  • «FisherModelGI-83» имеет более узкое сопло 0,2 мм, тип подачи краски – сифонный, диаметр бака – 15 см;
  • «Elbe Model С-1» имеет сифонный тип подачи краски, диаметр бачка – 6 см, сопло – 0,3 мм;
  • «Aziek Model 3000-S» имеет дополнительные насадки различной толщины;
  • «Chameleon» с дополнительными бочками краски дает возможность смешивать цвета и образовывать новые оригинальные оттенки. В такой модели есть дополнительный отсек, предназначенный для растворителя.

Одинарного действия:

  • «Badger Model 250» имеет узкое сопло 0,2 мм.

Типы компрессоров

Компрессор – необходимый элемент для работы аэрографа. Он развивает и поддерживает оптимальное давление воздуха для наилучшего распределения краски.

Если необходимо выбрать компрессор с индивидуальными параметрами, нужно знать показатели производительности (измеряется в куб.м./мин.) и давления (кгс/кв.см.). Последний параметр необходим для распыления краски, первый – для равномерности. Различают 3 типа компрессоров:

Поршневые: основной принцип работы – перемещение поршня (ей) и сжатие воздуха. Существует 2 вида поршневого компрессора:

  1. Одноступенчатые требуют напряжение 220В, поэтому легко используются в домашних условиях. Поршень поднимается вверх, и воздух начинается сжиматься, а затем подаваться в ресивер – сосуд для скапливания воздуха. Такое устройство легко распределяет грунтовку и лак на небольшие поверхности.
  2. Двухступенчатые состоят из нескольких поршней. В таком устройстве есть промежуточный охладитель, который пропускает сжатый воздух в ресивер. Лучше всего использовать двухступенчатый компрессор с меньшим объемом, нежели одноступенчатый, но с большим.

Мембранный: воздух нагнетается за счет колебаний мембраны, поэтому такой компрессор подходит для непродолжительных покрасочных работ.

Как пользоваться аэрографом для моделей

Покраска аэрографом миниатюрных изделий требует особенной внимательности и аккуратности. Важно отрегулировать уровень подачи краски так, чтобы на окрашиваемом предмете не образовалось подтеков и перепыла.

Если в аэрографе предусмотрена возможность смены сопла и иглы, то контроль над размером распыла остается за художником-моделистом. Даже самодельный аэрограф может равномерно распределять краску по небольшой площади.


На первых порах можно использовать самые недорогие устройства, копии брендов. После того как рука будет набита, можно смело переходить на профессиональные модели. Но как правильно выбрать аэрограф?

Выбор аэрографа

Выбирать распылитель нужно для определенных целей. Новичку подойдет дешевый простой аэрограф, который позволит равномерно разукрашивать разнообразные модели. Профессионал будет делать акцент на параметрах самого устройства и отдельно компрессора. Хорошим вариантом для обоих случаев станет распылитель с возможность регулировки воздуха и краски.

В зависимости от предстоящих работ нужно выбирать размер сопла и вместимость бочка для краски. Сопло 0,2 мм позволит рисовать тонкие линии, сложные технические изображения.

Чтобы определить, какой аэрограф выбрать для моделей, достаточно прочитать в инструкции характеристики. Если параметры соответствуют личным требованиям, и цена подходящая, аэрограф можно приобретать.

Выбор компрессора

Все модели компрессора отличаются между собой типом конструкции, мощностью и другими характеристиками. Выбирая компрессор, нужно делать акцент на его размере, поскольку от него зависит мощность оборудования.

Если аэрограф необходим для покраски небольших площадей, миниатюрных изделий, надписей и т.д., то большой компрессор лучше не приобретать, поскольку он будет требовать много напряжения.

Плюс ко всему, такие компрессоры стоят довольно дорого. Аэрографы и компрессоры для моделей можно сделать своими руками из простых подручных средств. Среди популярных компрессоров выделяют Fengda AS-16-1 и Fengda AS-16-18. Эти устройство имеют небольшой вес, размер и малую мощность, поэтому идеально подходят для аэрографов.

Правильная покраска модели аэрографом

Даже миниатюрные модели должны быть окрашены в качественные яркие составы. Процесс покраски аэрографом мало чем отличается от традиционных авторемонтных работ.

Важное условие – соблюдение мер предосторожности, а именно защита от химических паров. В случае с обработкой моделей можно не использовать специальные костюмы, но перчатки и респиратор – обязательная составляющая.

Перед тем как красить на самом изделии, лучше опробовать возможности аэрографа на любых других металлических листах. Там же нужно потренироваться изображаться именно тонкие плавные линии, выбирать оптимальную толщину слоя, стараться не образовать подтеков краски.

Покраска моделей аэрографом акриловыми красками намного эффективней по сравнению с другими составами. Акрил устойчив к влаге, перепадам температуры, механическим воздействиям. Яркие насыщенные тона хорошо ложатся на любую твердую поверхность.

При покраске аэрографом нужно соблюдать ряд правил, которые дадут хороший результат:

  • Перед всеми работами поверхность модели нужно хорошо вымыть и высушить, не оставляя даже малейшего грязевого пятна. Здесь же нужно проконтролировать отсутствие каких-либо дефектов.
  • Идеально, если поверхность изделия будет обработана абразивным материалом или наждачной бумагой.
  • После этого изделие необходимо обезжирить и высушить.
  • Если покраске подвергается вся модель, то прикрыть скотчем нужно только колеса, стекла, зеркала и фары. Если же отдельная область, то все оставшиеся участки.
  • Сложные рисунки лучше всего оформлять при помощи трафаретов. На каждый слой краски нужен новый трафарет.

Как ни странно, есть еще чудаки, красящие свои модели обычной кистью, но можно легко утверждать, что окраска аэрографом в 99% случаев (не для фигур и некоторых других специфик) даст несопоставимо лучший результат при окрашивании. Настроенный аэрограф в умелых руках творит просто чудеса, позволяя максимально приблизить вид модели к копируемому оригиналу.

О работе с аэрографом немало написано, но некоторые моменты (например, работа с акриловыми красками) хотелось бы прояснить, да и просто скажем так. пора...

Но - обо всем по порядку. Самая основная информация.

Аэрограф - инструмент, с помощью которого происходит распыление краски в своеобразном «факеле», образованном воздушным потоком в смеси с мельчайшими капельками краски.

Аэрограф позволяет дозировать подачу этой смеси и наносить ее в виде тонкой пленки на окрашиваемую поверхность. Хороший аэрограф при правильном пользовании «может» выполнять пятна или полоски диаметром (шириной) 1.5-2 мм и поэтому иногда можно, да и нужно обходится без масок при нанесении, например, камуфляжа на самолеты Luftwaffe.

Основных типов аэрографов два: так называемые одиночного и двойного действия.

У первых при регулировке клавишей (или кнопкой) происходит управление подачей только воздуха, у вторых - одновременно и воздуха, и краски. Первые проще, дешевле, имеют меньшее количество деталей, которые, к тому же, удобнее чистить. Но они «не умеют» делать маленькие пятна и полоски и более грубо регулируются. Вторые - соответственно точнее в работе, но дороже, содержат больше деталей (которые хуже «переносят» грубое или неаккуратное обращение), их очистка более деликатный и i рудный процесс. Конечно, это самая общая оценка.

Если есть возможность брать импортный - убедитесь воочию (что очень желательно где-нибудь на глубинке, вдали от специализированных «шопов») в его возможностях, посоветуйтесь с «дедами от стенда» и принимайте решение.

Конечно, один аэрограф - полдела в окраске моделей и, увы, совсем не «пол» в соотношении предстоящих фат на источник сжатого воздуха, столь необходимого для успеха процесса. Впрочем, есть варианты. Начнем с самых недорогих. Не стоит покупать, «купившись» на простоту, одноразовые фирменные баллончики с зарядом сжатого воздуха - их хватит на одну-две небольших модели, да и давление ощутимо падает при выработке воздуха из них. Несколько лучшая альтернатива последним - накачанная автомобильные шина (чем она больше, тем больше время работы) и баллоны с углекислотой (там есть регулятор и манометр). Последние, за сравнительно небольшую плату, можно подзаряжать, они никогда не погонят конденсат, но требуют бережного обращения и соблюдения безопасности при зарядке и хранении. Но если сборка модели - процесс не спорадический и жизнь без пластика не мила - нужен компрессор.

Компрессор для аэрографа

Конечно, самый правильный способ - отстегнуть несколько сот «гринов» и обзавестись практически бесшумным блестящим фирменным красавцем с ресивером, фильтрами, регулятором и индикатором давления. Шумная, но более дешевая альтернатива поршневому компрессору - мембранный собрат обойдется дешевле. Но давление, создаваемое им, поменьше. (Возможность регулировать давление, как будет рассказано ниже, иногда очень важна, потому как его обычно много не бывает.)

На сегодняшний день оптимальным является компрессор JAS 1203: производительный тихоработающий компрессор с ресивером - рекомендую.

Пользуюсь таким уже несколько лет:

Отличные результаты даст применение компрессоров от бытовых и промышленных холодильников (на Руси таких в пользовании у нашего брата больше всего). Несложно доработать такой компрессор самодельным ресивером из пластиковой бутылки.

Он значительно снизит колебания (пульсации) давления и предотвратит попадание масла и влаги (что недопустимо, иначе капельки нежелательных жидкостей испортят все дело!!!) в аэрограф. Ресивер можно снабдить, если компрессор новый, иглой стравливания давления или чем-то подобным для регулирования давления в сторону понижения. Можно, например. вставить в магистраль отрезок металлической трубочки с просверленным на ее стенке отверстием. Перекрывая его в разной степени гибкой трубкой магистрали, получаем тот же эффект, что и от иглы.

Само собой, есть множество фирменных фильтров, выполняющих те же функции. Вообще способы приобретения компрессоров и (или) их доработка - большая и болезненная тема. Хочется пожелать начинающим коллегам быть поизобретательнее и предприимчивее. Но пылесосы и автомобильные компрессоры, увы, не подойдут - подробности опускаю - они не создают нужного давления.

Красок сейчас навалом, равно как и статей о них. Конечно, дорогие краски от Acromaster, Tamiya, Gunze Sangyo и более доступные Model Master, DuPont, Humbrol и Revell однозначно лучше взятой за поллитра у знакомых художников «нитры», но и они не панацея от весьма неважных результатов при их пользовании, да и иная нитра лучше той же убито - матовой краски от Humbrol. Почитайте специальные статьи, проштудируйте фото и сообразуясь со своим кошельком, делайте выбор. Брать фирменные краски очень желательно, но необязательно. Можно, путем проб и ошибок, запастись приобретенными по случаю нитрокрасками. Однако, что касается адгезии и укрывистости, то тут хорошая «фирма» однозначно предпочтительнее. Да и дисперсность куда лучше.

Для успешной работы с аэрографом нужно, чтобы краска была должной густоты и не содержала посторонних частиц и грязи. Об очистке аэрографа и об особенностях работы с акриловыми красками поговорим позже, а пока запомните следующее. Краску перед употреблением тщательно перемешайте.

При необходимости добавьте растворитель в краску, но делайте это не в банке с краской, а в отдельной емкости. Можно использовать например футляры от фотопленки или другие подходящие ёмкости. Консистенция краски для распыления - «молоко». При покачивании баночки с краской она оставляет слабые полупрозрачные следы на стенках.

Оговорюсь сразу, что степень растворения - процесс тонкий. Глянцевые краски требуют несколько больше растворителя, чем матовые. Кроме этого, отечественные нитрорастворители (ацетон.646. 647 и т.д.) вполне подойдут в ряде случаев замены «фирмы», надо лишь учитывать, что чем больше номер, гем «тяжелее» растворитель, т.к. он дольше сохнет и при более длительном высыхании дает краске больше времени для равномерного растекания по окрашиваемой поверхности, а значит, сделает ее менее матовой. При любых неясностях сначала поэкспериментируйте, потом применяйте подходящий растворитель.

Для приготовления колора (если нег готового) также пользуйтесь отдельной емкостью.

Если краска непонятного происхождения или старая - профильтруйте ее хотя бы через чистую марлю (2 слоя).

Не сливайте растворенную краску обратно в фирменную банку!

Промывайте аэрограф после смены колора чистым растворителем (какой использовался для краски), а после завершения работы над очередной моделью - разбирайте аэрограф и производите его генеральную чистку.

Если береге краску «на стороне», убедитесь. что вам не отлили отстоянное связуюшее. (Краска состоит из красящего пигмента, связующей жидкости и растворителя. Есть еще матовая база - повсеместно у моделистов СССР в ее роли выступал зубной порошок.) Вообще перед любым переливанием краски тщательно ее перемешивайте.

Видео: Работа с аэрографом

— ваш проводник мире масштабного моделирования!

Каждый кто решил всерьез и надолго прийти в мир масштабного моделирования стремиться постоянно совершенствовать свои навыки и мастерство. Иначе работа ступорится, перестает приносить удовольствие. Никто из нас не желает отставать от своих коллег по цеху, и выдавать плохие результаты.

Когда у тебя за плечами есть достаточный опыт моделирования — находить новые решения и повышать свою эффективность в достижении цели (постройке высоко качественной модели) достаточно просто. Это уже наработанная тенденция, движущаяся по заданной траектории, и обладающая взращенной инерцией.

Совсем другое дело, если ты новичок — масштабник . Опыта никакого или он еще мал. Друзей, с которыми можно посоветоваться тоже немного. А крутых специалистов найти сложно, да и подойти к ним боязно.

Но повышать свое мастерство требовательно. Мы это уже понимаем. Так как пересобирали кучу моделей в простом базовом «изкоробочном» варианте. Брали модель, клеили её по инструкции, красили тем что есть. Т.е. кисточкой. Да красками от Звезды, что доступны в подарочных наборах этой фирмы.

Ведь далеко не в каждом населенном пункте есть магазин специализирующийся на продаже товаров для стендового моделизма. И уж тем более совсем не везде есть клубы масштабного моделирования.

МЫ ДОСТИГЛИ ПРЕДЕЛА В СВОЕМ РАЗВИТИИ

Нужен шаг, который позволит совершить качественный скачок вперед. Именно этим шагом является приобретение аэрографа. Освоение работы с ним, получение первых результатов. Причем, это можно делать и не на модели. А на бумаге в качестве творческого эксперимента. Но это все в будущем.

Сейчас перед нами стоит простая задача

ПОКУПКА АЭРОГРАФА ДЛЯ МОДЕЛИЗМА

Но прежде чем войти на страницы какого-нибудь интернет — магазина, и заказать себе — нужно получить базовые знания о нем. Вообще, прежде чем приступить к любому делу в жизни — нужно собрать доступную информацию о будущем. Изучить матчасть. И тогда будущие действия будут осознанными и целенаправленными. Принесут требуемый результат.

ИМЕННО В ЭТОМ ВАМ, ДОРОГОЙ КОЛЛЕГА, И ПОМОЖЕТ НАШ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Сейчас мы изложим вам базовые знания о том, что такое аэрограф для моделизма. Какие бывают разновидности и технические особенности. На что нужно обратить внимание при покупке.

Итак, начнем…

Что же такое аэрограф для моделизма?

Аэрограф - это техническое устройство, которое используется для нанесения краски распылением ее через поток воздуха. Первоначально аэрограф применялся в среде художников — оформителей, но теперь эта техника получила распространение и у моделистов — масштабников. Аэрографы, которые используется моделистами, классифицируются по нескольким признакам.

1) По типу действия:

Они бывают одинарного или двойного действия

2) По типу распыления:

Их всего два: с внутренним или внешним распылением

3) По типу подачи краски:

Подача осуществляется с нижней, боковой или верхней зоны аэрографа.

У аэрографа для моделизма одинарного действия (single action ) кнопка открывает только подачу воздуха, краска из резервуара подается в точно определенном, установленном заводскими параметрами количестве. Аэрографы данной конструкции самые дешевые из предлагаемых на рынке, но принято считать, что она имеет меньше возможностей в управлении потоком краски. Соответственно результаты достигаемые при работе аэрографом одинарного действия хороши в первую очередь для новичков.

У аэрографа для моделизма двойного действия (double action ) нажатие кнопки открывает подачу воздуха, а движением кнопки назад регулирует поступление краски из резервуара в воздушный поток. Такой аэрограф позволяет контролировать толщину линии и количество краски не прерывая рабочего процесса. Но он более сложен в освоении. Его цена также намного выше, чем у аэрографа одинарного действия.

Сюда же можно отнести краскопульты, в которых подача воздуха и краски имеет заранее установленное соотношение. Регулировка осуществляется движением кнопки в одном направлении.

Теперь необходимо сказать несколько слов о типе распыления краски. У аэрографа с внешним распылением (external mix ) краска и воздух смешиваются за пределами устройства. Как вы уже понимаете, эти аэрографы для моделизма находятся в нижней ценовой группе так, как не позволяют формировать тонкий «факел» распыления краски.

Аэрограф с внутренним распылением (internal mix ) смешивает краску и воздух внутри самого аэрографа, что позволяет получить любую толщину «факел», и лучшее (мелкое) распыление частиц краски.

Рассмотренные выше параметры имеют непосредственное отношение к результатам, получаемым на модели. А вот третий параметр — емкость для краски не несет в себе такой важной смысловой нагрузки. Это скорее всего относится к личностным предпочтениям в удобстве работы. Емкость может крепиться снизу, сверху так и сбоку аэрографа для моделизма.

Аэрограф с нижней подачей краски. Краска выдается в поток благодаря подсасыванию ее из резервуара за счет разрежения, создаваемого проходящим потоком воздуха. Резервуар с соответствующей трубкой втыкается в патрубок в нижней части корпуса аэрографа для моделизма.

Такая компоновка имеет неоспоримое достоинство: быстрая смена краски – намешал краски в нескольких банках, и при необходимости меняй на ту, что нужна. Не забывай только прочищать аэрограф во время перемены красок. Недостатки: неплотно присоединенный резервуар может отвалиться в самый неподходящий момент; необходимо повышенное давление воздуха на входе.

Аэрограф с боковой подачей . Резервуар с краской устанавливается в патрубок сбоку в корпусе аэрографа. Его можно развернуть как хочется. Так можно рисовать хоть на потолке без риска, что краска выльется; краску мы можем менять так же быстро, как и при нижней подаче.


Аэрограф для моделизма с боковой подачей краски

Нужно только использовать в качестве резервуара большие баночки. Их можно приобрести отдельно в качестве аксессуаров. Недостаток у этих моделей аэрографов для моделизма — асимметричный весовой баланс. Может напрягать в работе.

Аэрограф с верхней подачей. Резервуар для краски расположен в верхней части корпуса аэрографа. Краска попадает в канал самостоятельно, благодаря собственному весу. Этот аэрограф хорошо для рисования мелочей, поскольку можно снизить давление компрессора хоть до 4-6 единиц.

В целом это универсальная и надежная конструкция. Аэрограф для моделизма с верхней подачей краски самый комфортный вариант с точки зрения эргономики. Вот только им на потолке не нарисуешь. Его обслуживание несколько сложнее, чем в случае нижней и боковой подачи. Немного меньшая оперативность смены краски.

АЭРОГРАФ ДЛЯ МОДЕЛИЗМА: ЦЕЛЬ ПОКУПКИ

Итак, после того, как мы выяснили в общих чертах конструктивные особенности аэрографов пришла пора осознать самое главное: «А зачем нам собственно нужен аэрограф? » . Следует выяснить, какие типы работ вы будете выполнять? Точные? С узкими тоненькими линиями и штрихами? Или больше площадные?

Выясним предназначение аэрографа, и его преимущество перед работой кистью .

Главное достоинство аэрографа перед кистью — это равномерность покрытия поверхности слоем краски. Тут конечно можно и поспорить. Есть мастера, хорошо владеющие кистью, знающие особенности краски, и получающие не менее ровную поверхность. Но работая аэрографом достойный результат получить проще, и что важно для большинства, намного быстрее. Т.е. равномерность и скорость окрашивания — это основное преимущество аэрографа. Он даст вам более доступный результат, если вы новичок.

АЭРОГРАФ ДЛЯ МОДЕЛИЗМА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ПОКУПКЕ

На данный момент у вас, мой дорогой друг, должно сформироваться вполне четкое понимание что такое аэрограф для моделизма, с чем его едят, какие задачи с его помощью можно решать. И вы точно решились на покупку. Что ж тогда, дадим вам последние наставления, которые помогут вам выбрать именно то, что вам нужно.

При покупке вы должны руководствоваться 3 параметрами:

1) ФИРМА

Выбор фирмы производящей аэрографы — задача личная, сугубо интимная. Кто-то предпочитает самое дорогое и известное на рынке, как Apple и Mersedes-Benz. Кто-то не задумывается о брендах, и берет что есть. Благо выбор сейчас огромен. Любой каприз за ваши деньги. Только тут есть один маленький подводный камень. Практически все аэрографы из дешевого сегмента являются точными копиями более дорогих моделей, производимыми по лицензии. Всё их отличие заключается в качестве материалов, культуре и точности производства. Именно поэтому дорогие Iwata и H&S априори работают намного более стабильно и долго, чем Jas.

Фирма дорожит своим именем, потому не дешевит на металле, из которого сделана игла аэрографа. Выдерживает технологические зазоры в уплотнителях, и прочее. Поэтому эксплуатация более дорогой модели значительно дешевле, чем у дешевки. Это все равно, что покупать дешевые китайские тапочки, и менять их по причине стирания подошвы каждую неделю.

2) ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Об эксплуатации я заговорил выше абзацем. Но повторюсь еще раз. Если вы желаете долго и стабильно работать, у вас есть финансовые возможности — берите дорогие аэрографы для моделизма. Типа Иваты. Также вы должны предусмотреть доступность ремонтных комплектов, покупки запасных деталей (прокладок, игл, форсунок) именно для Вас. Если у вас в городе есть магазин — сходите туда и посоветуйтесь с продавцов. Не берите редкие модели. В один прекрасный момент случится поломка — и вы встанете. Возможно надолго. Говорю на собственном опыте. Учитывайте взаимозаменяемость запчастей от разных аэрографов.

3) ФИНАНСЫ

Зачастую на наш выбор влияют наши финансы. Поэтому если вы готовы к доработкам и поиску запасных частей для аэрографа — возьмите что-то дешевое типа Inked, Fengda, Jas, Sumake (в порядке убывания качества). Можно выбрать модель, копийную с дорогой. Так вы с лёгкостью в будущем произведете перевооружение, без необходимости обучения. Если вы можете позволить себе более дорогие модели — присмотритесь к тайваньским Аэро Про и Sparmax. При достаточно невысокой цене качество у них уже лучше, чем у континентального Китая. Sparmax DH 103 не уступает Hansa 381.

Ну а если денежный вопрос вас не сильно волнует — нужно сделать выбор уже в дорогом ценовом сегменте, сопоставляя и учитывая цели покупки, доступность запчастей, личные предпочтения.

ЕЩЕ ОДИН СОВЕТ

Если у вас в городе есть магазин, торгующий аэрографами, а это не только специализированные на масштабном моделировании, производите изыскания на месте. В реальности. Выберите несколько образцов исходя из предыдущих советов.

А потом…

Возьмите и подержите каждый из них в руках. Повертите его, попробуйте порисовать. Без краски конечно. Посмотрите как каждый из них будет лежать у вас в руке. Насколько он вам импонирует. И покупайте тот, который вам больше понравится.

Помните, аэрограф для моделизма должен приносить удовольствие.

Ну а если у вас нет такой возможности, и вы покупаете через интернет магазин — положитесь на свою интуицию. Ваш первый аэрограф — как первая проба пера. Это просто опыт для начала. Не бойтесь экспериментировать.

МАСШТАБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ — ЭТО ЧИСТЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

А на сегодня всё. Удачи вам! И прекрасных моделей!

P.S. Уважаемые коллеги! Оставляйте комментарии к материалам нашего образовательного портала. Нам очень нужна обратная связь ! Говорите, что вам нравится, а что нет. В каком направлении нужно развивать наш сайт. Какие обучающие материалы вам нужны! Особенно начинающим моделистам! Заранее благодарим вас!

Piotr Gmurczyk

Часть 1 - оборудование

Многие моделисты в самом начале своей карьеры приходят к выводу что покраска представляет собой одну из самых трудных операций в ходе изготовления модели. Многие вечера упорного труда могут быть переправлены в помойку в результате нескольких неверных мазков нитрокраски. Поэтому большинство начинающих моделистов используют только кисточки, как наиболее доступные им инструменты. Некоторые достигают при этом весьма неплохих результатов. Но чтобы получить эффект максимального приближения к оригиналу вовсе нелишним окажется использование аэрографа. Но как его выбрать?

Если это ваш первый аэрограф, то не имеет смысла сразу же приобретать профессиональное оборудование, выпускаемое такими фирмами как Pash, Azteh или другими именитыми производителями. Почему? Прежде всего потому, что использование таких аэрографов предполагает наличие у пользователя определенного опыта в обращении с ними. Эффекты от их использования, безусловно, превосходны, но для этого необходимо уметь пользоваться аэрографом, а вот неправильное их использование, промывка и хранение приводят к разочарованию в части окраски модели и к повреждению исключительно дорогого оборудования. Кроме того, для работы с профессиональными аэрографами необходимо также использование профессиональных источников сжатого воздуха, как правило, выпускаемых этими же фирмами, что еще больше повышает стоимость общего комплекта оборудования, вплоть до 300 USD.

Достаточно хорошие аэрографы польского производства можно купить в большинстве модельных магазинов где-то за 20-25 USD. Несколько лет назад появились также аэрографы с "луковицей", которые действительно дают удивительные результаты, хотя по моему мнению они не слишком эргономичны. Другим решением может служить использование "знаменитых" советских моделей A4....A8 (отличаются некоторыми деталями и количеством сменных дюз) по похожей цене (на рынках и аукционах можно купить их за 5-6 USD). Конечно, ни первые, ни вторые не являются столь прецизионными, но зато гораздо более устойчивыми к повреждениям, вызванным неправильной эксплуатацией.

Второй важный момент - это источник сжатого воздуха. Наилучшее решение - использование специального компрессора. Выбор компрессоров в магазинах просто огромный, да и цены также серьезно различаются, от 25 USD и до бесконечности. Можно также использовать различные "аэроконсервы" со сжатым воздухом или фреоном, но это достаточно дорогое удовольствие. Многие польские моделисты (по моим оценкам, порядка 70-80%, и я в их числе) используют "доработанный" компрессор от холодильника. В результате получается вполне приличный (почти профессиональный) компрессор за совсем небольшие деньги. Вполне можно сделать компрессор и своими руками.

Техника рисования, способы разведения красок будут рассмотрены ниже, а сейчас пару слов о хранении аэрографа. Вопреки ожиданиям, это достаточно важный момент. Прежде всего, необходимо не допустить засыхания краски, если вы делаете перерыв в покраске. В этом случае необходимо "продуть" аэрограф (дюзы и каналы подачи краски) растворителем ! После завершения покраски абсолютно необходимо вычистить аэрограф, и при этом его вовсе не следует сразу же разбирать на составляющие! Единственная деталь, которая снимается, это насадка регулятора на дюзах. А все внутренности промываются "в сборе", путем продувания аэрографа растворителем. В подавляющем большинстве случаев этого достаточно.

Часть 2 - приступаем

После того, как вы заполучите в свое распоряжение все оборудование (аэрограф+компрессор) неплохо было бы что-нибудь покрасить. И вот тут-то вы сталкиваетесь с первой проблемой. Краски "из банки" определенно слишком густые для использования в аэрографе, а их разбавление до необходимой консистенции вовсе не такой банальный процесс, как кажется. Слишком густая краска будет забивать дюзы, а кроме того, покрытие будет неравномерным. При этом аэрограф будет часто "затыкаться"... Если же краска будет слишком жидкой, она не будет ровно покрывать закрашиваемую поверхность, а кроме того будет слишком текучей, что приведет к появлению подтеков. Увы, способа сразу же раз и навсегда выбрать золотую середину не существует, поскольку одна и та же краска из разных партий может вести себя по-разному. Влияют также на характеристики краски сроки и условия ее хранения. В своей практике я провожу предварительное разбавление следующим образом:

Я наливаю в небольшую емкость некоторое количество краски, и растворяю ее до того состояния, когда краска свободно стекает со стенок емкости, но в то же время еще покрывает стенки (понятно, что для того, чтобы почувствовать эту границу вам придется провести несколько экспериментов). Как правило, это достигается при отношении 3 частей краски к 1 части растворителя. Несколько капель полученной смеси я вливаю в аэрограф и проверяю "пшиком". Если необходимо, то я каплю за каплей добавляю в емкость растворитель, пока не получу нужную консистенцию. Правильно приготовленная краска должна без проблем покрывать поверхность и не затыкать дюзы при давлении около 0.5 атмосфер с расстояния 12-15 см. Конечно, это довольно общая схема действий, поскольку требует учета большого количества факторов - плотности краски, давления компрессора, расстояния распыления, диаметра дюз и т.д.

Некоторые моделисты добавляют в краски (как масляные, так и акриловые!!!) небольшое количество растворителя нитрокраски, что позволяет получить очень тонкий слой краски. Можно воспользоваться и другими растворителями, в том числе и алкоголем, хотя здесь ничто не заменит опыта...

Следующее, в чем необходимо набить руку, это регулирование струи. В некоторых аэрографах (как правило, старых моделей), существует возможность замены дюз разных рабочих диаметров и регулирование насадки. В современных моделях (как правило, двойного действия), интенсивность струи может регулироваться плавно в процессе покраски. Это, собственно говоря, и является основным преимуществом новых моделей, позволяющим товорить чудеса без особых усилий.

Теперь, если вам удалось пройти сквозь первые пробы, вы можете попробовать что-нибудь покрасить. Я предлагаю вам для начала начать с каких-нибудь обломков модельного лома, или прикупить какую-нибудь дешевую модель, и собрать ее, лишь бы она не распадалась в руках. Этот "манекен" потребуется вам еще не раз, когда вы захотите попробовать аэрограф в различных режимах работы. В любом случае, ничто не заменит вам опыта и хотя нет никакой универсальной методики, которая позволила бы научиться пользоваться аэрографом (ну есть, конечно, учебные фильмы...), имеет смысл помнить о нескольких основных принципах:

Управляя аэрографом, всегда держите его перпендикулярно окрашиваемой поверхности,
Стараемся красить так, чтобы обойтись одним слоем краски,
Все исправления наносим только после полного высыхания предыдущего слоя. Никогда не пытайтесь исправить "картинку", нанося все большее количество краски, поскольку это всегда приводит к возникновению подтеков.
Если же подтеки все же появились, никогда не пытайтесь бороться с ними до полного высыхания краски.
Необходимо помнить, что получаемая фактура краски (качество, интенсивность, толщина линии) во многом зависят от расстояния, с которого производится распыление, и это расстояние необходимо изменять плавно, не дергая руку с аэрографом.
Перед рисованием необходимо всегда "всухую" отрепетировать ход движения аэрографа таким образом, чтобы в процессе покраски как можно реже передвигать саму модель, двигая только аэрограф.

Часть 3 - Подводя итоги

Как я уже писал выше, ничто не может заменить практического опыта и вам потребуется пролить немало краски, чтобы чувствовать себя в достаточной мере уверенным в нелегком искусстве рисования аэрографом. Теперь я поделюсь с вами несколькими штучками, которые могут оказаться вам полезными в укрощении строптивой машины.

Подтеки:
Лучше всего иметь наготове приготовленный заранее валик, смоченный растворителем, и если появится подтек, его можно смыть сразу и подождать полного высыхания краски. Затем мелкой шкуркой необходимо осторожно затереть края подтека и задуть эту область аэрографом. Если подтек достаточно мал, его можно вообще не трогать, а просто дождаться полного высыхания и затем убрать наждачной шкуркой с последующим закрашиванием. Однако, к сожалению, нередко случается так, что приходится смывать всю краску и начинать покраску заново, поэтому старайтесь не допустить подобной катастрофы!

В дизайне интерьера все более модной становится аэрография. Чтобы расписать стены собственного жилища, необязательно быть художником или профессионалом. Для этого достаточно быть терпеливым и знать, как пользоваться аэрографом.

Аэрограф: какой инструмент выбрать?

Очень важно правильно выбрать аппарат для росписи. Существует несколько разновидностей аэрографов.

Прежде всего, выбор инструмента зависит от навыков и профессионального уровня специалиста по росписи.

Так, аппараты для профессионала и любителя будут отличаться. При выборе аппарата необходимо внимательно изучить его характеристики, чтобы выбрать тот, который будет отвечать всем вашим требованиям. Итак, при выборе пневматических распылителей нужно обращать внимание на следующие характеристики:

  1. Сопло и его диаметр. Именно сопло отвечает за подачу краски. В зависимости от площади поверхности, которую нужно расписать, подбирают аэрограф с тем или иным диаметром сопла. Например, для окрашивания фона нужно подбирать аэрограф с соплом, диаметр которого составляет 0,35 мм, а для прорисовки деталей подойдет сопло с 0,2 мм в диаметре. Существуют аэрографы с набором сопел разных диаметров, что существенно экономит финансы, поскольку одним соплом обойтись сложно. Однако необходимо тратить время на переустановку сопла нужного диаметра.
  2. Бачок, его расположение на аппарате. От бачка напрямую зависит, каким образом осуществляется подача краски. Он может располагаться сбоку, снизу или сверху. Бачок может и вовсе отсутствовать. Тогда подача краски осуществляется через прорезь непосредственно на иглу. Аэрограф с иглой незаменим, в случаях когда выполняется сложная роспись, где рисунок состоит из мелких деталей. Если рисунок состоит из большого количества разных цветов, тоже необходим аэрограф с иглой, поскольку он позволяет часто менять краску.

Аэрографы для профессионала и любителя будут отличаться. В данном случае выделяют 2 типа аппаратов:

По типу подачи красочного материала аэрограф делится на: с аэрограф с нижней подачей материала, с верхней подачей материала и с подачей материала под давлением.

  1. Одинарного действия. Они подойдут любителям, поскольку красить аэрографом такого типа не сложно.
  2. Двойного действия. Они отличаются тем, что ими можно управлять как через иглу, так и через подачу воздуха. Эти аппараты подойдут профессионалам. Они позволяют выполнять более сложную роспись, картины получаются более реалистичными.
  3. Автоматический аэрограф. Он является своего рода золотой серединой, особенно для начинающих специалистов. Отличается тем, что управление иглой возможно только после включения машинки.

Кроме самого аппарата, понадобятся респиратор, шланг, воздушный фильтр, подставка.

Вернуться к оглавлению

Составляющие элементы аэрографа

Прежде чем начать работу с аэрографом, нужно четко представлять, из каких элементов (узлов) он состоит и за что отвечает каждый из них:

Для полдачи в аэрограф краски под давлением нужен подходящий компрессор.

  1. Сопло. Оно регулирует диаметр струи краски, которая подается к распылению. Находится на конце краскопульта.
  2. Бачок. В этой емкости находятся краски, с которыми в настоящий момент работает мастер. Наиболее удобны те модели аэрографов, в которых бачок располагается сверху.
  3. Игла. Она регулирует подачу краски из бачка. Если необходимо окрасить большую площадь, то целесообразнее выбирать аэрограф с внешним распылением, он не имеет иглы.
  4. Рычаг. Он регулирует подачу колера и воздуха.
  5. Регулировочный винт. Он обеспечивает независимую регулировку давления воздуха от общего давления в компрессоре.
  6. Воздушный клапан. Благодаря ему воздух проходит через сопло.
  7. Ручка. На самом деле не все аппараты снабжены этой деталью, но она однозначно делает работу с аэрографом более удобной, в противном случае нужно держать машинку за корпус.
  8. Силовые детали. К ним относятся воздушные шланги и компрессор, снабженный ресивером. Они сжимают воздух и подают его на аппарат.

Конструкции аэрографов могут отличаться, но детали, из которых состоят аппараты, остаются, как правило, неизменными.

Вернуться к оглавлению

Аэрограф: подготовка прибора к работе

Технология нанесения красок при помощи аэрографа заключается в том, что нужно все выполнять поэтапно:

В работе с аэрографом обычно используют трафарет, который делается из картона, плотной бумаги, пленки или специальной фольги.

  1. Подготовка поверхности. В частности, необходимо устранить любые дефекты (сколы, трещины и т. д.).
  2. Обработать поверхность шпаклевкой, штукатуркой, грунтовкой. Последнюю нужно выбирать, исходя из выбранного для окрашивания типа краски.
  3. Обезжиривание поверхности. Она должна быть сухой и чистой.
  4. Выровнять тон, если поверхность имеет сероватый оттенок. Обычно для этого поверхность нужно покрасить краской белого или наиболее светлого цвета, который присутствует в будущем рисунке. 1 или 2 слоев достаточно.

Все эти этапы касаются только подготовки поверхности, которая впоследствии будет расписываться. Перед началом работы важно либо вынести из помещения мебель, либо накрыть ее пленкой.

Вернуться к оглавлению

Хитрости, о которых не написано в инструкции по эксплуатации аэрографа

Техническая сторона вопроса, то есть то, как непосредственно осуществляются включение аэрографа и работа с ним, подробно описана в инструкции по эксплуатации конкретного аппарата. В целом это выглядит следующим образом:

  • шланг машинки нужно подключить к компрессору;
  • компрессор включить;
  • продуть сопло воздухом (делать это нужно в стороне).

Основной характеристикой аэрографа является диаметр его иглы и сопла, которые определяют потенциал инструмента.

Перед использованием каждого нового цвета в процессе росписи необходимо продувать сопло. Для этого нужно в бачок заправить растворитель. Это важно делать во избежание смешивания красок. Кроме того, лучше будет перед нанесением краски на поверхность проверить чистоту цвета. Для этого нужно распылить краску на палитру для смешивания, в качестве которой может служить даже плотный лист бумаги. Это предупредит нежелательное смешивание оттенков, получение «грязного» цвета и обеспечит аккуратный и красивый результат.

Краска в бачок аэрографа заправляется при помощи средних размеров кисточки или пипетки (аптечной или предназначенной специально для аэрографа).

Хитрости, которые помогут избежать ошибок и добиться отличного результата:

  1. Динамичность. Важно не задерживать на одном месте аппарат надолго, в противном случае появятся потеки.
  2. Бесконтактность. Ни в коей мере нельзя соприкасаться аппаратом с окрашиваемой поверхностью.
  3. Угол наклона аппарата. Оптимальный угол, благодаря которому можно избежать погрешностей в работе, 90° относительно окрашиваемой поверхности.
  4. Оптимальное число слоев краски. Это напрямую зависит от сложности рисунка и от того, насколько объемным он должен получиться в итоге. Для объемного эффекта нужно от 5-6 слоев. При этом нередко применяется метод наложения, когда слои пересекаются.
  5. Техники рисования. Конечно, высший пилотаж — это роспись, которую выполняют художники. Однако есть и более простые способы нанесения рисунка. Например, трафаретная графика. Трафарет можно сделать в любом графическом редакторе (например, Picasa), в котором изображение раскладывается по слоям. Затем каждый слой отдельно распечатывается на принтере. Необходимо минимум 4 составляющих: контур, основной цветовой базис, тени и полутени.
  6. Расстояние между аппаратом и поверхностью. Чем меньше деталь или тоньше линия, тем ближе к поверхности должен располагаться аэрограф. Если не получается провести линию при помощи машинки, лучше использовать обычную кисточку.
  7. Сушка. После нанесения на поверхность каждый слой необходимо тщательно просушить.
  8. Лакировка. Весь рисунок покрывать лаком не стоит. Достаточно лишь в некоторых местах проработать поверхность кистью, чтобы получить дополнительные оптические эффекты. Целесообразно это делать на ярких или очень темных красках.

Кратко механизм действия аэрографа можно описать так: в аппарат под давлением подается воздух, который создает воздушную струю; в нее попадает краситель, вследствие чего распыляется. Это и позволяет создавать оригинальные рисунки на практически любых поверхностях.