Проект на тему глагол часть речи. Учебный проект "Путешествие в страну Глаголию" проект по русскому языку (5 класс) на тему

«Понятие о глаголе» - ИГРА «“Существительные” “Прилагательные” «Глагол». Бесконечное поле. Чтобы сойти на берег, определи, какие буквы пропущены в словах? До встречи, Фокс. Чем отличается глагол от других самостоятельных частей речи? Чем отличаются тексты? Заполни таблицу: Что ты уже знаешь о глаголе? Что делать, что сделать учащимся школ?

«Ть в глаголах» - Задачи исследования: Морфемика. Точки зрения ученых на компонент –ть (-ти) в инфинитиве. Основная единица морфемики - морфема. В соответствии с таким пониманием -ть/-ти, естественно, можно признать окончанием. Суффиксы всегда располагаются после корня. Выяснить, есть ли окончание у неопределенной формы глагола.

«НЕ с глаголами» - Я и топал! 5 класс. Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! Пришлось подмЕтать. САжусь я вчера за уроки. Выучить правило «Правописание не с глаголами». Пришлось подм…тать. НЕ заболит. НЕ поймаешь. По земле ходит, неба НЕ видит. НЕ ест. «Сила любви». НЕ знает НЕ делает. Ничего НЕ болит, а всё стонет.

«Вид и время глагола» - Зайку бросила хозяйка. Подберите глаголы несов.вида прошедшего времени к картинке. Я козленка в сад зеленый Рано утром отведу. А потом вернемся к маме! Понесемся над лесами. Подберите к картинке глаголы сов. вида прошедшего времени. Самостоятельно подберите глаголы несов. вида прош., наст. и будущего времени.

«Справочные правовые системы» - Просмотр найденного документа. Правовой навигатор. Классификация СПС. Порядок работы. Дополнительные возможности. Типы классификации: По тематике По форме собственности. Раздел 2. Компьютерные комплексы и системы. Оценка СПС. Быстрый поиск документов. Справочно-правовые системы: понятие, назначение.

«Глагол 6 класс» - Если Волгу величали и величают матушкой, то Урал – батюшкой. Самоконтроль. Задание: запишите текст под диктовку. Определите время, спряжение, переходность глаголов. Ответы на вопросы (стр.220) 2) Самостоятельная работа с учебником (упр. 529). Собирать вещи (перед поездкой). Брать под свою защиту кого-либо.

Русский язык, 4 класс

Краткая аннотация проекта

Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, что бы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию.

Данный проект реализуется на уроках русского языка при изучении темы «Глагол как часть речи». В ходе проекта "Поговорим о глаголе" мы знакомимся с темами: глагол как часть речи, грамматические признаки глагола, понятие о спряжении глаголов.

При работе учащихся по проекту предполагается развитие навыков самостоятельной работы, развития у учащихся самообразовательной активности, умений ориентироваться в потоке информации, расширение круга возможностей для получения знаний, все это относится к необходимым умениям человека 21 века.

В результате участия в проекте обучающиеся имеют возможность: повысить грамотность, расширить знания по данной теме, приобрести навыки самостоятельной работы, а так же более успешно подготовиться к мониторингу.

Данный проект ориентирован на реализацию государственных стандартов по русскому языку. Русский язык. Родной язык: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=306

Цели и задачи:

1. формирование грамотности учащихся;

2. формирование интереса учащихся к русскому языку;

3. расширение знаний по данной теме на уроках русского языка;

4. приобретение навыков самостоятельной работы, работы в команде;

5. учить самостоятельно искать информацию и перерабатывать ее, находить необходимую информацию в СМИ и в Интернете;

6. употреблять эту информацию при выполнении творческих заданий в соответствии с изученными правилами;

7. пополнять активный словарный запас детей;

8. развивать навыки публичных выступлений;

9. воспитывать бережное отношение к родному языку.

Проект рассчитан на три недели: (15 часов) 3 учебных занятия;5 групповой и индивидуальной работы(консультации);6 часов самостоятельной работы;1час - итоговое занятие.

Проект состоит из 4-х этапов:

I этап – подготовка и планирование работы

II этап – проведение проекта

III этап - анализ и оформление полученных материалов

IV этап – представление проекта (урок-презентация)

В проекте участвуют 4 группы обучающихся: "Историки", "Современники", "Грамотеи", "Практики".

Каждая группа исследует и реализует своё направление, готовит презентацию, которую представляет на итоговом уроке. Также продуктом деятельности групп будут являться:закладки; информационные листы (таблицы, схемы); тесты; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, ребусы и пр.); почётные грамоты лучшим участникам проекта.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Важно ли знать грамоту?

Проблемные вопросы

Вопрос для историков: Сложно ли понять старинные сказки?

Вопрос для современников: Как научиться писать грамотно?

Вопрос для грамотеев: Что хранится в словарике?

Вопрос для практиков: Что поможет нам не допускать ошибок при написании?

Учебные вопросы

Вопросы для историков:

1. Когда появились глаголы в русском языке?

2. Что означало слово глагол?

3. как изменились значения глаголов?

4. В каких литературных жанрах встречаются упоминания о глаголе?

Вопросы для современников:

1. Что мы уже знаем о глаголе?

2. Как пишется частица НЕ с глаголами?

3. Что такое спряжение?

4. Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

Вопросы для грамотеев:

1. Какое значение имеют словарные слова глаголы?

2. Как эти словарные слова используются в речи?

Вопросы для практиков:

1. Как пишется частица НЕ с глаголами?

2. Как определить спряжение глаголов?

3 Как пишутся безударные личные окончания глаголов?

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

1. Иметь определённые знания по теме глагол:

а) отличать глагол от других частей речи

б) уметь находить глаголы в речи

2. Иметь навыки ориентирования в сети

3. Иметь навыки создания презентаций

Учебные мероприятия

1. Описание проекта, постановка целей, обсуждение плана действий и сроки выполнения - 1 час

2. Активизация знаний по теме проекта:

а)Что мы знаем о глаголе? - 1 час

б)Знакомство с правописанием частицы не с глаголами - 1 час

в) Знакомство с неопределённой формой глагола - 1 час

г) Знакомство со спряжением глагола - 2 часа

3. Заседание умников - 1 час

4. Игра "Бегунки" - 1 час

5. Проведение исследования - 4 часа самостоятельной работы

6. Анализ и систематизация собранного материала, оформление - 2.5 часа

7. Итоговое мероприятие - 1.5 часа

План проведения проекта

Этап подготовки и планирования проекта

1-ая неделя

1. Ознакомление обучающихся со стартовой презентацией по проекту «Поговорим о глаголе».

2. Ознакомление с необходимыми книгами, электронными материалами, некоторыми ссылками на Интернет-ресурсы, рекомендациями по проведению проекта.

3. Знакомство со сроками выполнения проекта, расписанием консультаций и занятий по проведению и завершению работы над проектом (проект рассчитан на 3 недели: 3 часа – уроки, 5 часов – групповой и индивидуальной работы, консультации, 7 часов – самостоятельная работа, 1 час итоговое занятие).

4. На родительском собрании информировать родителей об участии детей в проекте, ознакомить с целями и задачами учебного проекта. (Буклет для родителей обучающихся, подготовленный учителем).

5. Формирование групп для участия в проекте с учётом выбранных направлений работы и желанием обучающихся.

6. Обсудить с обучающимися продукты деятельности групп (как будут представлены полученные результаты), это могут быть: буклеты; закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

Этап проведения проекта

2-ая неделя

1. Составление и обсуждение плана работы на консультациях с каждой из созданных групп.

2. Определить основные источники и способы поиска информации, которые необходимо своевременно фиксировать в листе учёта используемых ресурсов.

3. Консультация по выполнению обучающимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

Этап анализа и оформления полученных материалов

3-ья неделя

1. На консультации с каждой группой проанализировать и систематизировать собранный материал.

2. Оформить результаты исследований, собранные материалы в соответствии с требованиями учителя. Подготовить публичное представление в форме презентации (готовит каждая группа); закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

3. На консультации каждая группа отчитывается о проделанной работе, получает необходимые рекомендации по дальнейшей работе в проекте.

Этап представления проекта

1. Подготовить совместно с учителем сценарий итогового занятия в форме урока-презентации.

2. Проведение урока-презентации.

3. Провести рефлексию участников проекта (анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). Оценить работу обучающихся и подвести итоги.

Выполнение проекта

I этап – Подготовка и планирование работы.

1. На первом занятии обучающиеся познакомились со стартовой презентацией.

2. С учётом желаний учеников были сформированы 4 группы: «Историки», «Современники», «Грамотеи», «Практики». Объяснена роль каждой группы, в ходе работы над проектом. Группы сформированы таким образом, чтобы в каждой группе было бы хотя бы по одному «специалисту» из каждого направления деятельности.

3. Ребята ознакомлены со списком рекомендуемых книг, электронных материалов, ссылок на Интернет-ресурсы, также даны рекомендации по проведению проекта. Обсудили с обучающимися продукты деятельности групп, как будут представлены полученные результаты: закладки; информационные листы; презентации; книги-малышки с материалами устного народного творчества, в которых присутствует объяснение устаревших глаголов; составление словарика со словами глаголами, изучаемыми по программе с заданиями развивающего характера (кроссворды, шарады и пр.).

4. На родительском собрании родители были проинформированы об участии детей в проекте, ознакомили с целями и задачами учебного проекта. (Буклет для родителей обучающихся)

II этап – Проведение проекта

Составили и обсудили с обучающимися на консультациях план работы в каждой из созданных групп, сроки выполнения работ учащихся. Определили основные источники и способы поиска информации. Дана рекомендация своевременно фиксировать все используемые источники информации, для их оценки (лист учёта используемых ресурсов). Каждой группе дано задание и необходимые рекомендации для подготовки необходимых материалов: изготовление книжек – малышек, презентаций, закладок, карточек, материала для групповой и индивидуальной работы. Корректировка планов работы в группах.

III этап – Анализ и оформление полученных материалов

На данном этапе проанализировали и систематизировали собранный ребятами материал. Ребята получили рекомендации по отбору материала для презентаций и публикаций, рекомендации по оформлению (напомнили о критериях оценки соответствующих публикаций). Оформили результаты исследований, собранные материалы в соответствии с требованиями учителя. Подготовили публичное представление в форме презентации (готовит каждая группа); Отчитались о проделанной работе на консультации. Обучающимся даны необходимые рекомендации по дальнейшей работе в проекте.

IV этап – Представление проекта

Подготовили с обучающимися сценарий итогового занятия в форме урока-презентации. Провели урок-презентацию. Рефлексия участников проекта (анализ результатов, оценка качества работы участников проекта). Оценили работу обучающихся и подвели итоги работы в проекте.


Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.






















Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.



Раздел IV. Правила правописания глаголов. Правописание гласных в глагольных формах: а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю); Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят. б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и; Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -ете; Пожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом -и и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те; в) в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве; Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.


Задавайте глаголам вопросы Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет. Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола. Например: Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее. Что делает (сделает), что делают (сделают)? Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного. Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.


Раздел V. Это интересно. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать несовершенный вид) родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.


Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.


Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Тихотворение, написанное второпях Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!»

VIII вида ст-цы Спокойной

Образовательный

учебный проект

Тема проекта :

«Поговорим о глаголе»

Гирина С.А.

2014г.

Эпиграф:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» Толстой.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как о единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов» - писал Белинский.

Скажите, ребята, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идет? Идет, спешит, тащится, плетется, спотыкается, оглядывается, медлит, торопится, не спешит….

Итак, наш первый маршрут – глаголы, описывающие действия человека и природные явления. Выразительное чтение отрывка из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»:

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьется.

Встает, упал; в такой беде

Арапов черный рой мятется;

Шумят, толкаются, бегут,

Хватают колдуна в охапку,

И вот распутывать несут…

О ком здесь речь? Что было до этого момента, что после? Чем завершается эта сцена?

Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.

Глагол может передать и последовательность движений:

Вблизи осматривая диво

Объехал голову кругом

И стал пред носом молчаливо;

Щекотит ноздри опием,

И, сморщась, голова зевнула,

Глаза открыла и чихнула.

О ком идет речь?

Глаголы делают выразительными описания природы. Прочитаем стихотворение Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут.

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.

На доске записаны глаголы: идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, ползти, семенить, шествовать, лететь. Определите лексическое значение глаголов и отметьте оттенки этих значений.

Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, автомобилей, служебной техники? Как ходят дети?ВУзрослые? Старые люди? Подберем синонимы и убедимся, что их много.

А теперь прочитаем текст. Найдите глаголы движения и выпишите их.

Мне предстояла полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго. (Брюсов)

Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы. - Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет звенит, журчит и потом стремительно9скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (Паустовский)

- Наш второй маршрут - глаголы речи. Они играют большую роль в текстах с диалогом.

Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба – Яга. Василиса встретила ее.

Все ли сделано? – спрашивает Яга.

Изволь посмотреть сама, бабушка, - молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться и сказала:

Ну хорошо.

Потом крикнула:

Верные мои слуги! Сердечные други! Смелите мою пшеницу!

Выпишите глаголы речи, потом прочитайте их. Какие глаголы речи подчеркивают характер герое сказки?

Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы и словосочетания на три группы:

1. Со значением речи.

2. Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего.

3. Глаголы обозначающие мимику, жесты, движения говорящего.

Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

Придумайте словосочетания с глаголами говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить.

Определите лексическое значение глаголов чувств: вспомнить, улыбнуться, удивиться, обрадоваться, удивиться, ужаснуться.

- Наш третий маршрут – глаголы звучания.

Послушайте, как звучит «лесной оркестр» и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.

Лесной оркестр.

В мае все лесные жители поют и играют. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание. И урчание, и кваканье. Чистыми глоссами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки. (Бианки)

Какие глаголы вы выписали? – Это действительно оркестр, и действие происходит в мае. Какие звуки издает филин? Волк? Лиса? Кузнечики? Пчелы? – А теперь прочитайте текст «Лесной разговор» Скребицкого. Какие глаголы по вашем, точнее и выразительнее передают звуки леса?

Лесной разговор.

- Люблю, когда лес шумит, сказал, поворачиваясь ко мне, Михаил Петрович, - особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, еще издали точку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься.

От чего зависит выразительность этого текста? Как шумят деревья? – Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите?

Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы узнали сегодня о глаголе. А урок мне хотелось бы закончить словами Паустовского:

« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум, тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов, мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат

VIII вида ст-цы Спокойной

Образовательный

учебный проект

Тема проекта :

"Русская литература и

русская культура"

Учитель русского языка и литературы

Гирина С.А.

2014г.

Образовательный учебный проект «Русская литература и русская культура» был задуман творческой группой учащихся в 2013 году при изучении творчества Льва Толстого.

Индивидуально-групповым методом были разработаны ряд тем, конечным результатом которых явились презентации, схемы, таблицы. В проекте приняли участие все учащиеся класса. В настоящее время работа над данным проектом продолжается, в неё вовлечены другие учащиеся. В рамках данного проекта учащиеся готовят свои работы по заранее выбранной теме, связанной с учебной программой урока литературы. Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов. Работа строится поэтапно – от простого к сложному.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Литература средство познания окружающего мира?

Проблемные вопросы

Проблемы нравственные, философские – основные проблемы русской литературы?

Учебные вопросы

В чем актуальность творчества писателей ХIХ в наши дни?

В чем заключается своеобразие лирики русских поэтов Серебряного века?

Дидактический материал.

ТЕМА 1: Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов».

ЦЕЛИ:

1. Определить социальные и общечеловеческие причины гибели Обломова.

2. Совершенствовать исследовательские навыки.

Задание: исследование текста по группам (4 группы): детство, отрочество, юность, молодость Обломова и Штольца.

ПРОДУКТ: цитатный план-схема, позволяющий провести сопоставительный анализ, минисочинение.

Тема 2: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

ЦЕЛИ:

1. Показать сатирическую направленность сказок.

2. Формировать исследовательские и коммуникативные умения.

Задание: Работа в группах. Знакомство со сказками по темам:

1. О помещиках и мужиках («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»).

2. О правителях («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

3. О типах людей («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц») ПРОДУКТ: презентация сказок по темам.

Тема 3: Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

ЦЕЛИ:

1. Выявить фольклорную направленность поэмы, найти жанры фольклора

2. Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

Задание: Работа в группах. Найти изобразительно-выразительные средства:

1группа - сказки,

2 группа - былины,

3 группа - были,

4 группа - песни,

5 группа - притчи,

6 группа - пословицы, поговорки, приметы, народный театр.

ПРОДУКТ: презентация

Тема 4: Своеобразие поэтического творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

ЦЕЛИ:

1. Показать своеобразие лирики поэтов.

2. Формировать умение анализировать, систематизировать материал и оформлять его в виде книги.

Задание: Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Работа в группах (формируются по желанию) – создание сборников стихов, оформление.

ПРОДУКТ: сборники стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Тема 5: «Лев Толстой – это целый мир».

ЦЕЛИ:

1. Создать представление о Л.Н.Толстом - человеке и писателе.

2.Формировать умение работать с дополнительной литературой.

Задание: Работа в группах.

1 группа (комментаторы) создает хронологическую таблицу жизни и творчества.

2 группа (архивисты) анализируют дневниковые записи и пишут аналитическую статью.

3 группа (искусствоведы) готовят рассказ о портретах писателя (работы Репина, Ге, Крамского).

4 группа (смекалистые) составляют викторину или тест о Л.Н.Толстом.

ПРОДУКТ: таблица, статья, викторина, презентации.

Тема 6: Вечные образы и сквозные темы в русской литературе XIX века.

ЦЕЛИ:

1. Доказать, что русская литература XIX века продолжает и развивает традиции литературы предшествующих периодов.

2. Формировать умение систематизировать полученные знания.

Задание: Заполнить таблицу.

Зачем нужны глаголы? Подготовили учащиеся 6 класса: Александр Бобров Сергей Тихонов Константин Чикинёв Руководитель: учитель русского языка Марина Витальевна Маслова Шипицыно 2011 Цель: выяснить роль глаголов в русском языке Задачи 1.Проанализировать свою речь и литературные источники. 2.Найти необходимую информацию в учебной литературе и в сети Интернет. 3.Сделать выводы. 4.Оформить презентацию с результатами исследования. Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, артериальная кровь языка… А. Югов. Главная функция глагола - обозначать действие. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания, Цветут сады, и хлеб в полях растет. Роль глаголов в литературных произведениях Насыщает ЦВЕТОМ оживляет Выражает состояние, чувство, восприятие озвучивает Передаёт запахи, вкус Роль глаголов в литературных произведениях Примеры цвет 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский) 2.И снова глубоко синеют небеса Меж освежёнными лесами. (И.Бунин) 3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов) 4. В саду горит костёр рябины красной… (С.Есенин) 5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков) 6. Все деревья блистают В разноцветном уборе. (К.Бальмонт) 7. Красною кистью Рябина зажглась. (М.Цветаева) 8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин) 9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. С.Есенин. Роль глаголов в литературных произведениях Примеры Запахи, вкус 1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский) 2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский) 3.Ах, как же вы благоухали тогда,давно, в далёком там. И.Северянин. 4. Чем-то тёплым, Чем-то спелым Веет с нашей полосы. А.Т.Твардовский. 5.И пахнет смолкой молодой Берёзовый листок. Роль глаголов в литературных произведениях оживляет 1.Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин) 2.Липким запахом веет полынь Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин) 3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин) 4.Уж небо осенью дышало… (А.С. Пушкин) 5.Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин) 6.Солнышко утром в колодезь озёр Глянуло – месяца нет… (С. Есенин) 7.Проплясал, проплакал дождь весенний, Замерла гроза. (С. Есенин) Роль глаголов в литературных произведениях звук 1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова) 2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов) 3. Не крикнет, обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова) 4. Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин) 5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин) 6.Прогемела гроза, прошумела, Затихая, грохочет. (Вс.Рождественский) 7.Оно не билось. Не кричало. (С.Островой) 8.Жук жужал. (А.Пушкин) Роль глаголов в литературных произведениях чувства 1.Я люблю тебя, жизнь, Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин) 2.Панна плачет и тоскует, Он колени ей целует. (А.С.Пушкин) 3.Только будут колосья-кони О хозяин старом тужить.(С.Есенин) 4. Ты под окном своей светлицы. Горюешь, будто на чесах. (А.Пушкин) 5.И всё сильнее тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин) Можно ли обойтись без глаголов? Может ли речь состоять только из глаголов? Стихотворение без глаголов Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Стихотворение из одних глаголов Вздохнуть, кричать, открыть, глядеть, Не понимать, вставать, взрослеть. Хотеть, мечтать, умнеть, трудиться, Желать, купить, повеселиться. Дружить, робеть и выбирать, Смотреть и выбрать, добиваться. Добиться, думать, удержать, Любить, терпеть и наслаждаться. Прощать, обидеть, обижаться, Сломать, разбить, уметь расстаться. Забыть, не звать, не унывать, Держаться, крепнуть, быть и ждать. Начать, менять, восстановиться, Найти, заметить, доказать, Познать, открыться и влюбиться. Летать, смеяться и дышать. «Глаголы жизни» Виталий Ряшенцев Выводы: 1. Главная функция глагола - обозначать действие. 2. Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. 3. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. 4. Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительновыразительных средств речи. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!