Проблемы которые поднимаются в романе фадеева разгром. Роман Фадеева «Разгром»: анализ

» - главное произведение в творчестве Александра Александровича Фадеева. Судьба писателя драматически окрашена: удачный литературный дебют не получил развития, служба в партии забрала весь талант и силы. Но это все нисколько не умаляет достоинства и художественной ценности романа «Разгром», увидевшего свет в 1927 году. Это творение – яркое отражение того, что гражданская война может быть прекрасным материалом для создания психологической прозы.

Действие романа разворачивается в отряде партизан. И хотя герои А. Фадеева выступают за большевиков, в произведении нет пространных рассуждений о власти, старой и новой России, о Боге. Несколько незначительных упоминаний обрисовывают исторический и культурный контекст того времени.

Главное, на что обращает внимание автор, - размышления, внутренние переживания, происшествия в жизни партизан. Герои «Разгрома» имеют ближайшую конкретную цель, они, казалось бы, совсем и не заботятся о светлом будущем страны. Но вклад каждого отдельного человека значим для формирования нового строя. И во всей этой многогранной исторической картине героям даются испытания на прочность внутренних качеств и принципов, предлагается нравственный выбор.

В связи с тем, что для Фадеева на первом месте стоит внутренний мир действующих лиц, количество событий в романе незначительное.

Завязка располагается далеко от начала произведения, лишь только в шестой главе. Партизаны на путях-дорогах сталкиваются с разными опасностями: водой, огнем, тайгой, врагами. Нельзя сбрасывать со счетов и внутренние разногласия и конфликты. Сюжетная линия романа представляет собой преодоление и испытание.

Крупным планом прорисованы в романе два эпизода: первый – с корейцем, второй – с раненым Фроловым.

Зная, что его ждут больше 150 голодных людей, Левинсон изымает у корейца свинью, тем самым обрекая его семью на верную смерть. Выбор между жизнью одного и жизнью многих не первых раз поднимается на страницах художественных произведений. Фадеев испытывает своего героя, ставит его в ситуацию нравственного выбора.

И это не единственный подобный случай. Вторым по значимости эпизодом становится приказ Левинсона дать яд смертельно раненому Фролову. Этот поступок продиктован желанием избавить товарища от мучений, ведь итог все равно будет один. Тогда уж лучше ему «помогут» свои, чем враги. Скупое и четкое решение Левинсона, лишенное эмоций, противопоставляется истерике Мечика , наблюдавшего за открытым отравлением партизана Фролова. Романтик и интеллигент, он поддается чувствам, и такой поступок для него тяжел и необъясним.

Наверное, это неумение брать на себя ответственность и нерешительность приводят к тому, что Мечик становится предателем. Он не готов, как Морозка , пожертвовать своей жизнью ради других. Спасенный, он даже самому себе не сможет оправдать этого поступка.

Александру Александровичу Фадееву понадобилось чуть больше сотни страниц, чтобы еще раз показать ситуации нравственного выбора, когда четко видна граница между добром и злом в душе человека, и как он, преодолевая это препятствие, становится либо хуже, либо лучше.

>Сочинения по произведению Разгром

Проблема гуманизма

События в романе «Разгром» относятся к первой половине 1920-х годов. Это были первые годы после Октябрьской революции. А. А. Фадеев в своем произведении наглядно показал, как в этот период происходил «отбор человеческого материала». Революция сметала все на своем пути, что было не способно к борьбе. То, что случайно оказывалось в лагере революции, быстро отсеивалось. Наряду с этим происходило изменение сознания людей. Ради идеи они смело шли на смерть. Такая постановка проблем гуманизма тесно связана с отношением людей друг к другу.

Одним из главных героев романа был командир отряда партизан – Левинсон . Это был авторитетный человек, которого уважали все бойцы в отряде. Несмотря на свой строгий нрав, он общался с ординарцами демократично и по-дружески. Сам он готов был пожертвовать собственным здоровьем во благо народа, а интересы своих бойцов ставил превыше всего. Левинсон не переносил фальши и трусости. Он не позволял в своем отряде всяческих унижений или превосходства одного человека над другим. Он был вдохновлен идеями равенства и гуманизма. После прочтения романа, складывается ощущение, что в этом персонаже Фадеев собрал лучшие человеческие качества.

Другим главным персонажем является раненный партизан из соседнего отряда – Павел Мечик . Идеи гуманизма этого героя довольно расплывчаты. Сам он был из города, а в партизаны пошел за приключениями и подвигами. К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться, так как по натуре он был трусоват, ленив и нелюдим. Когда его выходили в отряде Левинсона и приняли как своего, он все равно видел во всех врагов и не мог никак прижиться. В его сознании правдивой была только одна идея гуманизма: «Не убий!». Поэтому, зная, что тяжелобольного Фролова хотят усыпить, чтобы не брать с собой в отступление, он хотел этому помешать, даже если эта задержка отряда могла оказаться гибельной для всех. Но все это делается, ни ради спасения другого человека, а ради того, чтобы не замарать собственную совесть. Так он поступил и в конце романа. Предав весь отряд, он переживал не из-за людей, а из-за того, что пришлось совершить поступок, противоречащий всему тому хорошему, что он находил в себе.

Олицетворением массы рядовых пролетариев стал герой Иван Морозка . Такие люди, как он, составляли основную массу бойцов во время революции и проходили через школу жизни, приобретая неоценимый опыт. После службы в отряде, он полностью переоценил свою прежнюю жизнь и изменился к лучшему. Например, он перестал воровать, стал хорошим товарищем и соратником своим ординарцам, проявил себя как умелый организатор и преданный человек. Он больше не был тем бездумным, горячим и озорным молодым человеком, каким попал в лагерь. Он старался стать на верный путь, по которому шли его старшие товарищи: Бакланов, Левинсон, Дубов. Именно революция сделала из него человека мыслящего и гуманного.

Роман «Разгром» написан молодым Фадеевым, когда ему было 24-25 лет. Это первый роман писателя, в основу которого лёг написанный за год до этого рассказ-этюд «Метелица».

Фадеев писал о событиях, о которых знал не понаслышке. Он с 7 лет жил в Уссурийском крае, знал его природу. С 18 лет будущий писатель состоял в Особом Коммунистическом партизанском отряде, а в Гражданскую войну участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, занимая пост комиссара, был ранен.

Литературное направление и жанр

Роман относится к направлению так называемого социалистического реализма. Хотя соцреалисты считали себя наследниками реализма, называемого ими критическим, а своё направление – новым творческим методом, принципы соцреализма не вполне реалистические, а предмет их изображения далёк от реальности. В соцреализме есть элементы, близкие к классицизму, он нормативен.

Писатель-соцреалист должен был изображать правдиво и исторически конкретно действительность в её революционном развитии, попутно воспитывая читателя в духе соцреализма. На деле соцреалисты изображали только то, что не противоречило их идеям, а всё, что не вписывалось в прокрустово ложе соцреализма, не существовало для искусства. Например, Фадеева вовсе не интересуют человеческие качества японцев или казаков. Это враги, которых нужно убивать. Схваченный казак рыдает, враг не может проявлять мужество, как схваченный Метелица. Рефлексия Мечика по поводу убитого казака – признак слабости, опасных колебаний негативного героя.

Тема, основная мысль и проблематика

Основная проблема романа – главная проблема соцреализма. Она заключается в противоречии, высказанном мысленно Левинсоном: «Какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой немыслимо скудной жизнью». Это противоречие толкает героев соцреализма на подвиги.

Поднимается проблема отношения крестьян к войне. Кубрак – взводный, думающий больше о крестьянской страде и о еде, чем о партизанском деле. Гончаренко считает, что гордиться перед мужиками партизанам нечем, потому что в каждом «мужик сидит».

Фадеев через Левинсона поднимает философскую проблему гуманизма: Левинсон и Мечик похожи по первоначальным личностным качествам и условиям жизни, но Левинсон воспитывает в себе настоящего человека, а Мечик, потакающий своим слабостям, становится подлецом. Левинсон считает, что люди потому так ленивы и безвольны, что живут в грязи и бедности, верят в злого и глупого бога.

Сюжет и композиция

Роман небольшой по размеру, состоит из 17 глав. Действие романа начинается в тылу в июле. Отряд Левинсона уже пятую неделю стоял на отдыхе и оброс хозяйством. В начале августа пришла конная эстафета о поражении от начальника штабов партизанских отрядов. Левинсон собрался перевести отряд в деревню Шибиши, а госпиталю пока приказал оставаться на месте. Все больные постепенно ушли, остались только смертельно раненый Фролов и Мечик.

Мечик попадает в партизанский отряд Левинсона. В августе японцы заняли почти всю долину. Левинсон ведёт отряд через горы в долину, где есть хлеб и лошади. Отправленный на разведку взводный Метелица убит казаками.

Атакуя казаков, отряд Левинсона теряет людей, а у Морозки погибает конь Мишка. Ответный удар казаков теснит партизан в болото, из которого они вырываются, сделав гать. Левинсон теряет треть людей.

Уставший Левинсон доверил очередную разведку Мечику, который не подал сигнал, наткнувшись на казаков, и сам сбежал. В результате этого низкого поступка погиб Морозка, успевший дать сигнал. Левинсон прорывается через территорию врага и выезжает в мирную деревню, но в его отряде остаётся только 19 человек.

Композиция романа линейная, важное значение в ней имеют внутренние монологи героев, в основном из них читатель узнаёт о их прошлом.

Герои

Иосиф Абрамыч Левинсон – командир партизанского отряда. Он строг, но справедлив. Левинсон думает о деле и пользе, а не о внешней привлекательности. Символом такого прагматизма является его избитая японская шашка. Командир терпелив и настойчив. Он сравнивается с таёжным волком-вожаком, который водит стаю благодаря мудрости.

Глаза Левинсона глубокие, как озёра, голубые, как омуты, нездешние, видящие насквозь. Сам он маленький и неказистый на вид, «весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен».

Левинсон очень осторожен, но о его колебаниях не знает никто, кроме Сташинского. Поэтому почти всем в отряде казался «человеком особой, правильной породы», который «знает только одно – дело». Левинсон был скрытен, так что никто не знал, что его отец был беден и играл на скрипке, а сам Левинсон помогал ему торговать подержанной мебелью. Семья для Левинсона на втором месте после дела. Из двух писем – из города и от жены - Левинсон читает только первое, а второе – уже ночью. Всю жизнь он подчиняет исполнению задания письма – сохранить отряд как боевую единицу. Смысл жизни Левинсона в преодолении скудости и бедности. Он мечтает о новом прекрасном человеке. Его взгляд на вещи признан правильным и автором, который считает, что Левинсон видит все «так, как оно есть, для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Левинсон – «сила, стоящая над отрядом». Как настоящий соцреалистический герой, он был убежден, что сила его правильная, поэтому для дела он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, отнял свинью – мясо на всю зиму – у рыдающего корейца.

Кубрак называет Левинсона холерой двужильной, но Левинсон всё время боится показать слабину, например, уснуть на лошади. Потеряв большинство людей, он плачет, не скрываясь, но быстро находит новый смысл жизни: жить и исполнять свои обязанности.

Бакланов – 19-летний коренастый парнишка, помощник Левинсона, во всём ему подражавший. Он не кончил ремесленного училища, в котором учился на токаря. У Бакланова бритая голова, косые и узкие, как у татарина, глаза смотрели настороженно и пытливо. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. Это драчливый и весьма добродушный парень, которого Левинсон любил поддразнивать.

Бакланов совсем ребёнок: не пьёт, не курит, а от местных принимает в угощение молоко, в которое крошит хлеб. Фадеев постоянно подчёркивает детские черты в Бакланове, например, остатки молока на верхней губе, круглое расплывшееся лицо. «Тело у него было крепкое, плотное, смуглое, точно литое, а голова круглая и добрая, как у ребенка, и мыл он ее тоже каким-то наивным ребячьим движением - поливал из ладони и растирал одной рукой».

Метелица – взводный с повреждённым оспой лицом. Он был очень живой, нравился Левинсону за «необыкновенную физическую цепкость, животную, жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом и которой самому Левинсону так не хватало. Когда он видел перед собой его быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал, что Метелица находится где-то тут, рядом, он невольно забывал о собственной физической слабости, и ему казалось, что он может быть таким же крепким и неутомимым, как Метелица». В облике Метелицы было что-то звериное, животное.

Метелица, когда его вывели на расстрел, радовался тому, что люди будут гордиться и восхищаться им.

Морозка – ординарец Левинсона. Он шахтёр, предан делу революции. У Морозки есть жена Варя. Кажется, что Морозка любит лошадь больше, чем жену. Его жеребчик Мишка, которого Морозка называет сатаной и божьей скотинкой, удивительно похож на хозяина: «Такие же ясные, зелёно-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитёр и блудлив». Мишка был верным рабом.

Он не нуждался даже в привязи. Он появлялся, как в сказке, по разбойному свисту хозяина. Характеристики жеребца тоже сказочные: курчавый, звонкокопытый. Морозка называет его Михрюткой, то есть чёртом. Окружающие восхищаются Морозкиной посадкой на коне: «Как свечка».
Дед Морозки пахал землю, отец был шахтёром. Морозка был четвёртым ребёнком в семье, с 12 лет уже работал в шахте на сучанском роднике, пил водку и ругался. В юности Морозка во время стачки был посажен в полицейский участок, но не выдал зачинщиков. В армии Морозка попал в кавалерию, был шесть раз ранен и дважды контужен.

Морозка бесстрашно спасает раненого Мечика, рискуя жизнью ради незнакомого человека, хотя Мечик ему и не понравился.

Гончаренко на сходке, осуждая Морозку за кражу дынь, вспоминает, что они с ним весь Уссурийский фронт прошли на передовых и подчёркивает, что Морозка свой парень – не выдаст, не продаст. Шахтёр Дубов тоже подтверждает, что они с Морозкой «в одной дыре коптели… третий месяц под одной шинелькой спим».

На сходке речь Морозки сумбурна, он произносит искренние слова: «Да я кровь отдам по жилке за каждого». Для Морозки страх быть выгнанным из отряда сильнее, чем горечь расставания с женой. Он просит пустить его во взвод, а ординарцем назначить Ефимку.

Морозка знал, что его жена гуляет, но «относился к этому с полным безразличием», никогда не чувствовал себя семейным человеком. Морозку обижает, что Вера влюблена в Мечика, маменькиного сынка, чистенького. И предчувствия не оправдали Морозку – Мечик оказался предателем и стал причиной смерти не только Морозки, но и большинства членов отряда.

Павел Мечик – романтик и идеалист, носит в кармане портрет нежной кудрявой девушки. Лицо у Мечика бледное, безусое, чистенькое. Морозка называет его сопливым и желторотым, занудой.

О романтизме Мечика свидетельствует и его желание романтических приключений. Он был ранен через 3 недели после того как отправился к партизанам. Он шёл в отряд с хорошим, наивным, искренним чувством. Прежде чем стать своим в партизанском отряде, Мечик был по ошибке избит. Партизаны смеялись над интеллигентным Мечиком, над его городским пиджаком и правильной речью. А романтика Мечика развеялась, когда он увидел, каковы партизаны на самом деле, как они воруют друг у друга, дерутся и ругаются. Он научился огрызаться, не бояться людей, загорел и опустился в одежде, внешне сравнявшись со всеми.

Мечик склонен к рефлексии. Все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть.

Подлость Мечика проявляется даже по отношению к коню. Ему достаётся неказистая кобыла Зючиха, о которой он вовсе не заботится, желая её смерти. За это во взводе его считают лодырем и задавалой. Мечик сходится с таким же «интеллигентом» сплетником Чижом, который учит его отлынивать от обязанностей.

Проведя всего полчаса в карауле, Мечик понял, что хочет уйти из отряда и вести «счастливую, беззаботную и единственно возможную жизнь в городе», от которой когда-то бежал в партизаны. Когда Мечик делится с Левинсоном своими сомнениями, Левинсон про себя называет его непроходимым путаником, ленивым и безвольным человеком, никчемным пустоцветом.

Эти качества сполна проявляются, когда Мечик убегает, не дав сигнала об опасности. Но, даже совершив поступок, в результате которого погибло множество людей, Мечик отстраняется от него: «Что я наделал, как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла». Мысли его жалки, он подл и не способен убит себя, потому что больше всего на свете любит себя. Последний жест Мечика – выбрасывание оружия в кусты, его отказ от участия в войне – циничен, потому что уже привёл к гибели почти всего партизанского отряда.

Подрывник Гончаренко- противоположность Мечика. В его жизни нет места ненужным и праздным мыслям. Его большие узловатые руки жадны к работе, он был«свой в доску», он «мог понимать», он «сознавал», а кроме того, он не был пустословом, праздным человеком.

Доктор Сташинский - «сухой, высокий, негнущийся мужчина в сером больничном халате». У него костлявые, жёсткие ладони, «длинное и жёлто лицо с глубоко запавшими блестящими глазами». Кажется, что он смотрит на раненого безразлично, с тоской. Он рискует жизнью в партизанском отряде, потому что считает это своим долгом. Его блестящие чёрные глаза смотрят издалека и тоскливо, «будто вобрали всю бессловесную тоску по людям».

Варя – жена Морозки, на которой он женился как будто случайно. Она «милосердная сестра», которая общивала и обмывала весь лазарет. В ней чувствовалась «большущая любовь к людям». Её фигура спокойная и мягкая, у девушки тяжёлые золотисто-русые пушистые косы, дымчатые глаза, тёплые смуглые руки. Варя вызывает у Мечика чувство «всеобъемлющей, почти безграничной доброты и нежности»: «Она была немножко сутула и бледна, а руки ее излишне велики для женщины. Но ходила она какой-то особенной, неплавной, сильной походкой, и голос ее всегда что-то обещал».

Старичок Пика называет Варю блудливой, ласковой, такой, что не может никому отказать. Варя говорит о пристающих к ней мужчинах метко: «Вы все тут на одну колодку», «лезут, как мухи на мёд, кобели рваные». Она исполняет свои обязанности будто по долгу службы, даже не пытаясь сопротивляться.

Варя влюбляется в Мечика, потому что тот робкий, и дарит некурящему Мечику вышитый кисет. Она упрекает Морозку, что тот не сделал ей за 3 года ребёнка. Сташинский понимает, что Варя не может заменить всему отряду мать и жену.

Фролов, смертельно раненый партизан, пробуждает в партизанах совесть, его взгляд «пуст и тускл, как у мёртвого». Герои романа проверяются отношением к Фролову. Левинсон – железный человек, который берёт на себя ответственность, убивая безнадёжно больного Фролова перед тем как тронуться в путь. Мечик считает этот поступок неправильным. Фадеев показывает, что жертвы, которые приносит Левинсон, неизбежны, а Мечик только рассуждает о человечности, поступая бесчеловечно.

Художественное своеобразие

В первом издании в романе было гораздо больше ругательств, которые Фадеев ввёл для натуралистической передачи речи партизан и шахтёров. В последующих изданиях остались самые мягкие ругательства: дурак, трепло сучанское, калека, вертило немазаное.

Метафоры и сравнения в романе простые и ясные, но яркие. Например, образ рыбы, пойманной председателем Рябцом – символ внутреннего мира Рябца: «Рыба билась у ног, как сердце от невысказанных, вскипающих слов», рыба «в муках билась предсмертным биением».

Метафорически показано воздействие на отряд речи Левинсона: «Последние его слова хлестнули сразу развернутой пружиной так, что каждый вдруг почувствовал себя захваченным врасплох цыпленком, которого душат в темноте неумолимые железные пальцы».

Пейзажи в романе сжатые, но ёмкие: «По мглистым нехоженым тропам Млечного Пути в смятении бежали звезды».

Пейзажи часто контрастируют с состоянием людей, которые не чувствуют этой сияющей, светлой, чистой красоты.

Фадеев метафорически описывает внешность и внутренний мир героев: глаза Вари «чуткие, как дым», а мысли Мечека лёгкие, тают сами собой, «как розово-тихие облака над таёжной прогалиной».

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима - листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.

Поскольку главное для автора - внутренний мир героев, событий в романе очень мало. Завязка действия возникает лишь в шестой главе, когда командир отряда Левинсон получает письмо от Седого. Отряд приходит в движение, получают объяснение слова повествователя в третьей главе: «Трудный крестный путь лежал впереди". На этих "путях-дорогах» (заглавие двенадцатой главы) партизан ждут вода, огонь, ночь, тайга, враги - как внешние преграды, так и внутренние препятствия и конфликты. Действие романа строится на сюжете преодоления и сюжете испытания.

В сюжете испытания крупным планом даны два эпизода с корейцем и раненым Фроловым. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце конфискует свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Не первый раз в русской литературе встает вопрос о том, что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих. Раскольников в романе Достоевского "Преступление и наказание" пытался свести проблемы нравственности к простой арифметике и убедился, что никто не вправе лишать другого жизни, даже если смерть ничтожнейшего и бесполезнейшего повлечет за собой благоденствие многих. Фадеев вновь обращается к этой ситуации и ставит своего героя на место Раскольникова, предоставляя ему право выбора.

По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное избавление, как последний человеческий поступок по отношению к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого открытого убийства. В обоих эпизодах Фадеев воспроизводит этически неразрешимую ситуацию. В романе царят законы военного времени. Фролов обречен: он или умрет, или будет убит врагом. Выбор, который делает Левинсон, в таком случае предстоит не между добром и злом, а между двумя видами зла, причем даже неясно, какое из них -меньше. То же самое можно сказать и об эпизоде со свиньей корейца. Жалость Мечика понятна, но неконструктивна. Романтик, интеллигент, он чувствует там, где надо что-то делать выбирать. Возможно, именно неумение выбирать, брать ответственность за поступок на себя приводит Мечика к предательству. В критической ситуации встречи с врагом лицом к лицу именно Мечик, а не бесшабашный разгильдяй Морозка не может пожертвовать своей жизнью и спасти товарищей. Морозка геройски погибает, как раньше это делает Метелица, а Мечик спасает себя. Никакие красивые фразы не оправдают теперь его в собственных глазах.

Итак, всего полторы сотни страниц потребовалось Фадееву, чтобы воссоздать в своем романе вечные ситуации нравственного выбора, показать, какими непростыми путями стремится человек к лучшему. Граница между добром и злом пролегает в сердце каждого фадеевского героя. И нравственная жизнь изображенных им партизан оказывается такой же сложной, как жизнь дворянских интеллигентов Льва Николаевича Толстого.

"Симплициссимус" Г. Гриммельсгаузена как роман воспитания

Анализ символики в книге И.С. Шмелева "Солнце мертвых"

По многим причинам, свойства объективного и субъективного, религиозные аспекты русской классической литературы многочисленными ее исследователями и критиками советского времени затронуты почти не были. Между тем проблемы философские...

Библиография как наука

Проводя самостоятельное исследование Сергей Дацюк задал несколько вопросов об авторстве и научных публикациях в Интернете представителям ряда сетевых изданий: 1) Считаются ли публикации научных работ (американских ученых) в Интернете...

Ирландское мифотворчество

Ирландское мифотворчество - одно из самых богатых в европейской литературной традиции и мирового культурного наследия в целом. Оно включает огромный пласт текстов, от житий святых (агиографии на, как правило, латинском языке) до сказаний...

Нравственная проблематика романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Виктор Гюго создавал этот роман, преследуя не только исторические и политические цели. Как и в любом другом произведении, здесь присутствует пропаганда каких-либо моральных ценностей, жизненный урок, который автор пытается донести до читателя...

Нравственные противоречия бунта Раскольникова (по роману "Преступление и наказание")

Особенности романов Курта Воннегута

Одним из наиболее значительных в творчестве К. Воннегута, убежденного в том, что человек уничтожает планету своей деятельностью, является мотив «поврежденности» Земли. Так, например...

В сложный и чреватый историческими событиями период возвращается Достоевский на арену журналистской деятельности. Писатель, страстно желавший напрямую говорить с читателем, намеревался выпускать сначала единоличный журнал «Записная книга»...

Отражение духовного состояния общества в публицистике Ф.М. Достоевского ("Дневник писателя", 1873-1881 гг.)

По воспоминаниям Всеволода Соловьева, больше всего в идейной задаче «Дневника» Достоевского увлекала мысль «прямо и ясно высказаться, о вещах, о которых если вдруг, так никто даже и не поверит». Волгин, И.Л...

Тема преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и П. Зюскинда: к поиску литературного родства

Тема человека и природы в цикле Виктора Астафьева "Царь-рыба"

Начав с раздумий о роли природы, об актуальных в наше время экологических проблемах, автор постепенно переводит внимание на небрежное отношение людей к этим «ничейным» богатствам. И вот уже повествование о земле, лесах, реках...

Художественное своеобразие мифов Ч. Айтматова

«Большой киргизский аил служит мне пристанищем. Многие замыслы, характеры, образы подсказаны жизнью этих людей». Ч. Айтматов Слава Чингиза Айтматова была подобна стреле, пущенной из богатырского лука...

Э.Т.А. Гофман и его сказочная новелла "Крошка Цахес по прозванию Циннобер"

Цахес - сын бедной крестьянки Лизы, пугающий окружающих своей внешностью, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить. Пожалев бедную крестьянку...

Экранизации романа Ф.М. Достоевского "Идиот"

Через несколько лет после того, как был напечатан роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», к автору обратилась В.Д. Оболенская, сотрудник одного из литературных журналов, с просьбой сделать инсценировку на это произведение. Ф.М...

Эпос войны в произведениях Шолохова "Судьба человека" и "Они сражались за Родину"

Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой. Написано так...

>Сочинения по произведению Разгром

Нравственные проблемы

«Разгром» роман, действие которого, разворачивается во время гражданской войны. В основе сюжета лежит не конкретная идея, а судьбы отдельных персонажей, их поведение и рассуждения.

Одним из главных героев является Левинсон – командир отряда. Это человек с большой буквы, несмотря на свои слабости и сомнения, он продолжает вести отряд и берет ответственность за каждого, не давая себе спасовать. Перед ним часто становится проблема выбора – интересы его команды или жизнь одного человека. Именно эта проблема часто возникает в произведении. Левинсон всегда поступает правильно, как кажется его подчиненным, но внутри него происходит невероятная борьба. Так он обрекает на голодную смерть корейца и его семью, забираю у него свинью, что бы накормить свой отряд; просит Сташинского дать яд Фролову, который, итак, обречен на смерть; приговаривает к смерти «человека в жилетке». Во всех своих действиях он руководствуется здравым смыслом, и действует во благо людей, которые всецело доверяют ему.

В противовес Левинсона выступает романтичный Павел Мечик , который осуждает поступки командира отряда. Он мыслит узко, ему кажется, что Левинсон поступает аморально, но при этом в самый ответственный момент поступает подло, вверяя отряд на верную гибель, пытаясь спасти своя шкуру. Удивительно, но когда Мечик понимает, что натворил, он переживает не о судьбе, доверившихся ему людей, а о себе, как плохо выглядит он в своих глазах. Автор пытается показать, насколько Мечик, представитель интеллигенции пустой и безнравственный человек, легко идущий на предательство. Павел слабый человек, и почти сразу понятно, что в спорной ситуации, стоя на распутье, такие люди как он, идут по наклонной тропе.

Диаметрально противоположен Мечику Морозка , простой мужлан, парень из народа, который на деле обладает большим представлением о совести и чести. В трудной ситуации Морозка предстает героем, готовым ради, ставших ему близкими людей на все, и с мужеством идет на смерть. ­­­­­­

Интересен в романе образ разгульной жены Морозки – Варвары , которая гуляет налево, особо не скрывая своего пристрастия от мужа. Но причинами ее непостоянства и доступности является отсутствие мужской теплоты, а также нереализованного материнства, а не ее распущенность.