Принятие обета трезвости в обществе «Трезвение. Что такое «обет трезвости»

В последнее время в приходах Русской Православной Церкви активно возрождаются православные общества трезвости. Подробнее о том, чем они занимаются, рассказывает председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» Владислав Юферов.

— Владислав Аркадьевич, чем может помочь общество трезвости зависимому человеку и чем оно отличается от светских организаций, помогающим зависимым людям?

— Немного цифр. В России потребление алкоголя на человека в год в пересчете на спирт составляет от 14 до 18 литров. Кстати, в Чечне всего 3 литра. При потреблении 8 литров, по расчетам специалистов мирового уровня, страна начинает вымирать, повышается смертность! В Татарстане живет 3855258 человек. Примерно 10% подвержены пьянству и алкоголизму, это — 385 тысяч человек! Примерно 5% — наркоманов, это — 190 тысяч наших земляков. Половина населения, почти два миллиона, курят. Мы должны помочь этим людям вернуться в общество.

Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию, утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения, оказание информационной и практической помощи всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные программы. В настоящее время зависимостей и страстей, которым подвержен человек, насчитывается более четырехсот. И все имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно которой надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед — оскудение духовности. Самая главная составляющая — духовная — не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах). Мы, православные трезвенники, стремимся не только к телесной трезвости, а намного шире — к такому трезвению, когда человек не замыкается на достижении только физической трезвости, а идет дальше и встает на путь трезвения духовного, духовного роста, познания себя и смысла бытия. Поэтому наши программы основаны на вере в помощь Господа Бога.

Многие же светские организации духовную основу не признают и лечат только тело. Но мы в обязательном порядке сотрудничаем и с медициной, и с правоохранительными органами, и с властями, и с общественными организациями, поскольку только все вместе мы сможем противостоять порокам общества.

— Не все люди могут признать себя зависимыми. Можно ли убедить человека начать лечиться и бороться со своей страстью, если он отрицает ее наличие?

— Да, возможно. В первую очередь нужно начать самим вникать в эту проблему. И при этом не обязательно быть профессионалом. Необходимо изучить информацию о вреде пьянства, наркомании, курения и, особенно — о пользе трезвого образа жизни. В качестве психологического приема можно ненавязчиво рассказывать о пользе трезвого образа жизни на примерах друзей, знакомых, известных людей, интересно и ярко освещать предлагаемые перспективы его и совместной вашей трезвой жизни, давать почитать страждущему зависимому человеку соответствующую литературу. И главное: всегда молиться за этого человека. Еще можно начать самим посещать православные общества трезвости, где оказывают помощь по многим направлениям и творят соборную молитву о страждущих.

— Существует множество возражений против обетов трезвости, которые дают члены православных обществ трезвения. Для чего же нужен этот обет и что он из себя представляет?

— Более ста лет назад, в августе 1912 года, состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось об учреждении Праздника трезвости — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи , 11 сентября. Сегодня этот праздник повсеместно возрождается заново. 25 июля 2014 года Священным Синодом была принята Концепция Русской Православной Церкви по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. В этом документе все четко изложено: как должна строиться трезвенная работа на общецерковном, епархиальном, благочинническом, приходском уровнях. И там сказано о необходимости принятия обетов трезвости.

Этот документ разрабатывался много лет, и я знаю практически всех священнослужителей, которые соборно проделали огромный труд, чтобы этот важный документ появился. Не скрываю, что 8 лет назад при разговорах о трезвости некоторые просто хихикали и утверждали, что это несерьезно. Слава Богу, что сейчас действует общецерковная программа, и я очень рад, что все больше людей встают на дорогу трезвости и трезвения.

По традиции 11 сентября во многих храмах Православной Церкви дают обеты трезвости. Особым торжественным днем для принятия обетов трезвости является еще и 18 мая — день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Обет трезвости — это обещание человека и призыв помощи Божией, когда человек осознанно встает на путь трезвения. Принятию обетов трезвости предшествует работа в обществах трезвости: беседы со священниками, регулярное посещение собраний, ознакомление с трезвенной информацией, методиками, взаимопомощь и взаимодействие с соратниками, прихожанами, зависимыми и созависимыми, обмен опытом. После определенного этапа «созревания» и готовности человека священник, духовник общества благословляет на принятие обета трезвости.

— Как совершается этот обряд?

Церковный чин обета трезвости совершается после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Обет не является Таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед многими свидетелями, прихожанами, священниками, это поддерживает психологически и духовно.

Часто люди не дают обет трезвости из-за боязни нарушить его, боязни наказания. По мнению большинства священников, практикующих принятие обетов трезвости, страх не может удержать человека. У тех, кто боится, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, посещение родной деревни, корпоратив на работе, рыбалка, охота и т. д. Если человек боится последствий — лучше не давать обета.

Или дать сначала совсем на малый срок, чтобы обрести опыт трезвости, а после продлить.

Минимальный срок обета трезвости — месяц—три, хотя чаще обет дают сразу на полгода или год. Потом обычно продлевают. Некоторые решаются отказаться от спиртного сразу на всю жизнь. Но более распространенной является «ступенчатая» практика. Можно проверить свои силы, «попробовать на вкус абсолютную трезвость», понять: всегда ли трезвое веселье, как принято думать, «натужно» или все- таки можно радоваться без спиртного. По утверждению медиков, через 21 день все клетки обновляются, то есть, на физическом уровне организм за это время очищается. Важно перепрограммировать свое сознание, и вот здесь помогает духовная составляющая.

— Кто чаще всего дает такие обеты?

— Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIX века Сергей Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости».

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, призывая помощь Божию в излечении близких людей. Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — в этом огромная сила. В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться от питейной посуды — чтобы не было лишнего соблазна.

Бывают и такие высказывания: мол, обет трезвости — это дело сугубо монашеское. Но это не так, поскольку есть библейская традиция — давать обеты пред Господом. Большинство сомнений по обетам трезвости объясняется незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. Я сам несколько лет до принятия обета трезвости не употреблял спиртного, сознательно отказавшись от алкоголя, и не скрываю, что тоже сомневался в необходимости принятия обета трезвости. Но, приняв его, словно приобрел крылья, появились новые силы, возможности.

С 2010 года, когда появилось первое православное общество трезвости в Татарстане, уже свыше 500 человек дали обеты трезвости. Я сначала даже вел статистику, но когда число подошло к 100, просто перестал. Радуюсь, просто радуюсь за людей и молюсь за всех!

— А были случаи, когда обет нарушали?

— Крайне редко. Но оступившийся человек снова шел в церковь, к священнику, у кого принимал обет трезвости, каялся, нес послушание, и вновь вставал на путь трезвости. Скольких знаю — еще тверже и осознаннее ведут трезвый образ жизни.

Многие созависимые принимают обеты трезвости для спасения родных и близких. Проходит время, и через них сами зависимые прекращают пить и начинают трезвый образ жизни.

— Где в Татарстане есть общества трезвости?

— Они есть в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Елабуге, Альметьевске, в Алексеевском городском поселении.

В Казани очень хорошо поставлена трезвенная работа в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также в Никольском соборе и в просветительском центре святителя Варсонофия.

В дореволюционной России было более двух тысяч обществ трезвости, которые объединяли более миллиона человек. В Казани с 1892 по 1918 годы существовало Казанское общество трезвости, почетным членом которого был святой праведный Иоанн Кронштадтский. В то время в Казанское общество трезвости входили губернаторы, архиереи, градоначальники, врачи, ученые, священники, представители всех слоев населения. И дай Бог, чтобы это благое дело продолжалось и помогало многим и многим людям!

— Есть информация о создании единой церковной сети сопровождения наркозависимых — что это такое?

— В настоящее время готовится к запуску специальная IT-система, которая призвана стать техническим решением для объединения реабилитационных структур Русской Православной Церкви в единую церковную сеть помощи наркозависимым на территории России. Новая система позволит церковным специалистам в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании.

Например, в церковь обратился за помощью наркозависимый. Благодаря единой сети помощи будет подбираться подходящий реабилитационный центр. После этого человек уже готовит документы, сдает анализы и направляется в выбранный реабилитационный центр.

Эксперты свидетельствуют, что наиболее успешно реабилитация проходит в том случае, когда человек избавляется от наркотической зависимости вдали от своего дома и прежних социальных связей. Человек может обратиться за помощью, например, в Норильске, основной период реабилитации пройти в Ивановской области, а постреабилитационную программу, например, в Нижнем Новгороде. Единая сеть церковной реабилитации позволит зависимому последовательно пройти все этапы реабилитационного процесса.

К новой системе будут постепенно подключаться церковные реабилитационные центры и другие элементы системы реабилитации. Новая IT-система позволит не только подбирать реабилитационные центры, но и бронировать в них места. Чтобы получить информацию о Татарстане, нужно будет зайти на сайт «Общество-трезвости.рф» или обратиться в просветительский центр святителя Варсонофия.

ссылке .

Полный отказ от спиртных напитков необязателен для православного человека. Но поскольку алкоголизм стал серьезной социальной проблемой, во многих православных общинах возрождаются традиции обетов трезвости.

Как личный выбор полное воздержание от алкоголя не противоречит нашей вере, а для людей, имеющих алкогольную зависимость, это, по мнению наркологов, единственная возможность вернуться к нормальной жизни, сохранить семью и работу. А поскольку алкоголизм, и в советское время бывший серьезной социальной проблемой, в последние десятилетия стал национальным бедствием, ежегодно уносящим сотни тысяч жизней, число сторонников такого выбора в православной среде постоянно увеличивается.

История обетов


Судя по всему, традиции принятия обетов трезвости нет ни в одной другой Поместной Церкви. Практика обетов в России возникла стихийно в 1858-1861 гг. Началось все с протеста против откупной системы. В тридцати четырех губерниях крестьяне и городские жители в знак протеста перестали пить водку, закрывали кабаки, а иногда и громили их. И некоторые из протестовавших приходили в храмы и говорили священнику, что хотят дать обет Богу в течение определенного времени всем миром не пить водки, целовали крест, а священник удостоверял, что такие-то прихожане дали обет трезвости.

Правительство отнеслось к этой практике негативно и даже просило Священный Синод выяснить, не было ли случаев принуждения к обетам со стороны священников. В ответ на это Синод в августе 1859 года издал постановление, в котором указал, что считает необходимой обязанностью священника «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина». Но в 1862 году была отменена откупная система, и постепенно сошло на нет стихийное трезвенное движение.

Второй этап этого движения начался с деятельности педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902). Профессор Московского университета, заведовавший кафедрой физиологии растений, в 1872 г. он вернулся в родное село Татево Смоленской губернии, где построил сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Современники называли Рачинского апостолом трезвости. В 1882 г. он утвердил общество трезвости в узком кругу своих учеников, и в июле все члены общества дали в церкви обет трезвости. Но история имела продолжение, о котором мало кто знает. О принятии обета сообщили епископу Смоленскому Нестору (Метаниеву), и он выразил Рачинскому свое неудовольствие, сославшись на отсутствие таких обетов в церковном уставе. Рачинский обратился к своему давнему другу, обер-прокурору Синода Константину Победоносцеву, с просьбой разрешить эту проблему. По инициативе Победоносцева Синод выработал официальную форму принятия обета, принял постановление, узаконившее ее, и издал брошюру «Чин обета трезвости».

Обет трезвости и дух Евангелия


Наверное, ни одного священника, практикующего в своей общине обеты трезвости, нельзя обвинить этим в нарушении церковного устава. Но все же указ Синода – не решение Вселенского и даже Поместного Собора. В Синодальный период в церковной истории было много спорного. Сам факт, что чин обета узаконен по воле обер-прокурора, которого об этом попросил друг (великий педагог и благочестивый христианин, но не безусловный церковный авторитет), скорее вызовет недоумение и уж точно не может быть веским аргументом в пользу обета. Неудивительно, что об этой истории почти нигде не пишут. Но в дореволюционных обществах трезвости, которые все, кто изучал историю социальной деятельности Церкви, считают одним из лучших церковных социальных проектов, этот обет получил широкое распространение. Благословляли давать обеты трезвости святой праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие замечательные пастыри. То есть это канонически небезупречное решение принесло добрые плоды.

Современные противники обетов вспоминают слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Так можно усомниться и в каноничности монашеских обетов или присяги, которую приносят диаконы, священники и епископы при хиротонии. Но в предыдущих трех стихах есть уточнение, как именно не надо клясться: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф. 5, 34-36). По мнению многих уважаемых современных богословов, в традиции обетов, в том числе и обетов трезвости, нет ничего, противоречащего духу Евангелия. «Понятие обета было в ветхозаветные времена и никогда не отменялось в новозаветные», – говорит заведующий кафедрой догматического богословия ПСТ ГУ протоиерей Борис Левшенко.

Смысл и польза обета


«Я убежден, что когда в трезвую жизнь входит религиозная составляющая, трезвость становится более устойчивой, долговременной и, главное, радостной», - утверждает клирик Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, духовник общества «Трезвение» священник Игорь Бачинин. Отец Игорь убежден, что подлинную радость приносит человеку трезвость, избранная не только ради себя и близких, но и ради Бога. Сам он, крещенный в детстве, сознательно пришел в Церковь в начале девяностых. В мае 1995 года было создано Екатеринбургское первое православное общество «Трезвение», в работе которого Игорь принял активное участие. В 2002 году он принял сан и вскоре после рукоположения стал духовником общества. Первые обеты в обществе давали 18 мая 1998 года, в праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Игорь хотел принять обет, но духовник «Трезвения» не благословил его. «Зачем, когда ты и так трезво живешь?», – удивился он. Тогда православные трезвенники Екатеринбурга делали первые шаги, опыта не было, и священники, работавшие в обществе, считали, что давать обет имеет смысл только зависимым людям. Но ровно через год, 18 мая 1999 года, Игорь Бачинин дал обет трезвости до конца жизни.

«Огромную радость испытал тогда от осознания ответственности перед Богом», – вспоминает отец Игорь. Сегодня в «Трезвении» обеты трезвости дают не только зависимые люди, но и их родственники, и просто сочувствующие, и, что особенно радует отца Игоря, многие подростки, никогда не пробовавшие алкоголь. Это, считает священник, поможет им удержаться от незнакомого греха, что легче, чем бороться со своей страстью. Зависимых же людей он благословляет на обеты не сразу. «Я предлагаю им сначала пожить трезво для себя. Если не получается, беседуем, пытаемся понять, почему не получилось. А если получилось, человек регулярно исповедуется и причащается, можно говорить о следующем шаге – обете Богу», – делится опытом отец Игорь.

По статистике последних лет обеты трезвости в «Трезвении» дают в среднем двести человек в год. Большая часть давших обет их выдерживает. «Если человек нарушил обет, моя пастырская задача – разобраться в причинах. Конечно, он глубоко переживает, но кто был искушен, может потом искушаемым помочь. Как правило, люди после падения глубже раскрываются, еще серьезнее настраиваются на трезвую жизнь и возвращаются к обету».

Зависимые люди начинают с небольших сроков – от нескольких месяцев до года, потом либо дают на тот же срок, либо его немножко увеличивают, но были единичные случаи, когда после нескольких лет трезвости они давали обет на всю жизнь. По словам отца Игоря, процент ремиссии и ее качество выше у тех, кто давал обеты.

То же самое говорит сопредседатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости, доктор медицинских наук, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревни Юкки Ленинградской области, диакон Григорий Григорьев. С 1988 года в обществе лечились около 125 тысяч человек. Всем им сразу предлагали сходить в храм, но никого не принуждали. Примерно 40 процентов идут на исповедь, некоторые из них потом воцерковляются. Отец Григорий утверждает, что качество ремиссии у тех, кто воцерковился, выше, чем у тех, кто захотел получить только медицинскую помощь. А из воцерковившихся качество ремиссии выше у тех, кто дал обет. Правда, в Александро-Невском обществе обеты дают только те, у кого нет зависимости от алкоголя. Обещания не пить, данные Богу зависимыми людьми, отец Григорий называет зароками. Это, по его мнению, более грамотное определение. Обет – обещание сделать доброе дело, а обещание не совершать дурных поступков – зарок. Что касается практики обетов (зароков), то если в «Трезвении» и большинстве других православных общин трезвости зависимых людей к ним готовят, в Александро-Невском обществе многие дают зароки на первой же исповеди. Отец Григорий убежден в эффективности такого подхода: «Я всех, кто чувствует свою немощь, нужду в помощи Божьей, призываю давать зарок. Именно нужду, а не веру («Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9, 24)). Это первое покаянное состояние, самое сильное. Потом мы с ними работаем, а с результатом приходит и вера.

Обет трезвости для наркоманов


Сам отец Григорий начал выпивать еще в старших классах, а на подводных лодках, где служил военным врачом, всерьез пристрастился к алкоголю, но в 24 года решительно завязал. Было это в 1980 году. Только через два года он крестился, в 1988 году организовал Александро-Невское общество, где в 1990 году дал зарок трезвости на всю жизнь. Убежденный в эффективности зароков, он никого к ним не принуждает. Но когда он работал с героиновыми наркоманами, брал на лечение только тех, кто соглашался дать зарок трезвости. «Для наркоманов это обязательно, потому что пока они принимают наркотики, пьют мало, а когда перестают принимать, начинают увеличивать дозы алкоголя и в итоге возвращаются и к наркотикам».

Руководитель координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий (Кондратьев) также практикует обеты трезвости при работе с наркоманами. «Любой наркоман – потенциальный алкоголик. Ему ни в коем случае нельзя пить. И мы в процессе реабилитации им это объясняем. Когда до них доходит, предлагаем дать обет трезвости. В рамках профилактики сопутствующего потенциального заболевания», - объясняет он. Отец Мефодий считает обеты трезвости именно профилактической мерой, которая не подходит для алкоголиков: «Система обетов изначально распространилась как первичная или хотя бы вторичная профилактика, но не третичная, как сегодня. В деревне или поселке пьяниц было немного (чаще один-два человека), и тогда остальное население, чтобы предотвратить алкоголизацию, принимало обет. Принимали его люди мало пьющие или немножко злоупотребляющие, но не спившиеся. И эти люди определяли жизнь в данной местности. Если же в сегодняшней спившейся и гибнущей деревне один непьющий даст обет трезвости, будет профанация. А сами алкоголики вряд ли готовы выдержать обет. Они тяжело больны и нуждаются в серьезном и длительном лечении. Кому-то, возможно, этот обет поможет удержаться от срыва, но в целом это не панацея. Обет – хорошая профилактическая мера для лечения общества (предотвращения его алкоголизации), но не алкоголиков. Если в какой-то церковной общине люди немножко злоупотребляют, могут дать обет. Алкоголика же надо лечить».

Зачем давать обет, если нет зависимости?


Многие не понимают, какой смысл принимать обет трезвости людям, не имеющим зависимости. Владыка Мефодий и отец Игорь Бачинин уже ответили на этот вопрос. Отец Григорий Григорьев напоминает слова апостола Павла: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим. 14, 19-20). Он не отрицает, что православная вера допускает умеренное употребление алкоголя, но это употребление, по его глубокому убеждению, может стать большим соблазном для зависимых людей, сидящих с нами за одним столом. И особенно если эти сотрапезники – наши близкие (а у кого в России нет зависимых родственников?), лучше, по мнению отца Григория, подать им пример воздержания. Во многом именно по этой причине заместитель председателя Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» диакон Иоанн Клименко в июне 2006 года отказался от алкоголя. Он любил выпить иногда бокал хорошего вина, но ни разу в жизни не напился, и в его семье никто не имел проблем с алкоголем. Но его брат, строивший храм в Якутии, там женился на якутке, у них родилась дочь. Известно, что у северных народов другой генотип, алкоголь противопоказан им даже в минимальных дозах – они сразу спиваются. Отец Иоанн, кандидат химических наук, прекрасно понимал, что в смысле алкогольной зависимости его племянница с рождения в группе риска.

Три раза он давал обет трезвости на год, а в 2009 году дал на всю жизнь. «Отказаться от вина как от удовольствия мне было нетрудно. Но в нашем обществе трезвость не понимают. Приходишь на праздник, тебе наливают, а когда отказываешься, недоумевают, спрашивают, не сектант ли ты. После того, как дал обет Богу, проще стало объяснить людям свою позицию, не осуждая при этом других», – говорит отец Иоанн.

От редакции:

В православных обществах трезвости, действующих при приходах Тобольской митрополии, также практикуется принятие обетов трезвости. Дающий обет испрашивает у Бога помощи и обязуется воздерживаться от употребления алкоголя, табака и прочих наркотических средств; не употребляя самому, не предлагать этого и другим; воздерживаться от сквернословия и участия в азартных и прочих предосудительных играх. Чаще всего обет трезвости дается на ограниченный срок – от нескольких месяцев, до нескольких лет

17. р.Б.Дмитрий : Re: Что такое «обет трезвости»?
2019-02-28 в 15:05

Не сказать что я алкоголик, но в свое время тоже хотел дать обет трезвости, однако старец не благословил, рекомендовал просто не прикасаться к алкоголю, без обета. А то, говорит, если нарушишь, вообще со стакана не слезешь))). Не пью уже шестой год, слава Богу. Пьянство осуждаю, но к людям, употребляющим алкоголь умеренно не пристаю и в душу не лезу. И вообще не навязываю своей позиции никому, ну кроме тех кого обязан воспитывать - жена, дети)))
К трезвенническим движения, обетам и всяким пробежкам отношусь крайне положительно! Очень полезное и богоугодное дело! Молодцы!

16. Шевчук Денис : Ответ на 14., М.Яблоков:
2019-02-28 в 13:45

По вашей логике и Христос был наркоман и таинство евхаристии установил для наркоманов. Вы - богохульник, Денис.


Гражданин яблоков, вы - не только богохульник, вы нарушили 9 заповедь "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего", вы - клеветник, как и ваш отец диавол, так как именно диавол отец лжи и клеветник. Именно про вас сказал уважаемый батюшка Священник Георгий Балакин:
«Проповедь трезвости - миссионерское служение», «… трезвость, как воздержание от употребления спиртного тоже традиционна для православных. И эта традиция освящена трудами и молитвами подвижников благочестия: святого Иоанна Предтечи, апостола Иакова, священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Андроника (Никольского) и многих других святых мужей и жен.
… всевозможные недруги и хулители Церкви, построив свою лживую антицерковную пропаганду на утверждении, что якобы Церковь является противником трезвости, обвиняет любого трезвенника в гнушении и насаждает обязательное питие для верующих». Так что по мнению батюшки некто явблоков - недруг и хулитель Церкви. По мнению сектанта-раскольника яблокова богохульники и весь наш Священный Синод, с которым мое мнение абсолютно тождественно: В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года говорится:




… Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма».

13. Александр Шунин : Ответ на 11., Шевчук Денис:
2019-01-13 в 01:24

алкоголь - легальный наркотик


"Ужели вино... причиною такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед за тем сказать: ...пропади ночь - потому что есть воры, пропади свет - потому что есть клеветники; да погибнут жены - потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить" Свт. Иоанн Златоуст.

12. Кирилл Д. : Ответ на 11., Шевчук Денис:
2019-01-12 в 22:50

А что, на Тайной Вечере тоже компания бухариков собралась?

11. Шевчук Денис : Ответ на 10., М.Яблоков:
2019-01-12 в 21:25

Не умеешь пить - не пей. Не все же такие как ты. Зачем всех по себе судить?


По вашей логике: не умеешь наркоманить - не наркомань, не умеешь грабить - не грабь, не умеешь воровать - не воруй, не умеешь насиловать - не насилуй. Не пытайтесь навязать всем вашу зависимость от алкоголя, народ хочет жить трезво. Есть 3 причины потребления алкоголя и табака:
запрограммированность (в основном через СМИ, фильмы-сериалы, заказные статьи)
доступность (территориальная и ценовая)
наркотические свойства (алкоголь - легальный наркотик)
Никакой речи о свободе выбора нет - при ежедневном навязывании-впаривании и сверх-доступности. Самая популярная у алко-мафии и самая лживая реклама - «культура» пития-пьянства (именно она направлена на спаивание молодежи и детей).
«Культурно-отравляющихся» нет смысла учить отравляться «культурно» - куда ж еще! Пьяницы обычно начинают более чем "культурно", это в конце они нахрюкиваются.
А вот дети и молодежь, от природы трезвые, должны приучаться постепенно к этому наркотику (по мнению производителей алкоголя и табака). Тогда гарантированный сбыт и уничтожение этноса. Лже-теория «культуропитейства» направлена на спаивание несовершеннолетних. "Пропаганда культурного пития... - преступление", митрополит Тихон (Шевкунов), Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, член Высшего Церковного Совета РПЦ.
Про это же говорит Евангелие от Марка,9:42: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (самая популярная у алко-мафии и самая лживая реклама - «культура» пития-пьянства, именно она направлена на спаивание молодежи и детей).

9. Шевчук Денис : Ответ на 7., Ник Ликашин:
2018-11-28 в 10:40

Так же и мирянин.По типикону, три красовули (три бокала по триса)- не возбраняется, или я не так понял?


Не возбраняется и обязан бухать - прямо противоположное. Пьяницы Царствия Небесного не наследуют и часто прикрываются Типиконом, не получается у них правда. Большинство Святых - трезвенники, они не прикрывались Типиконом или еще чем-то ради выпивки, они жили трезво.

8. Шевчук Денис : Ответ на 6., М.Яблоков:
2018-11-28 в 10:38

ради подвига воздержания


ради подвига воздержания - речь именно про это, и эту цитату целиком часто приводят пьяницы которые идут прямо в ад - пьяницы Царствия Небесного не наследуют, автор цитаты "забыл" прочитать в своей же цитате про подвиг воздержания

6. М.Яблоков : Ответ на 5., Шевчук Денис:
2018-10-04 в 18:22

Апостольское правило.

51. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин.

5. Шевчук Денис : Ответ на 4., Silvio63:
2018-10-04 в 17:01

Пусть в стакане гранёном...


А зачем на православном портале реклама стихов нехристя? Не обманывайтесь... пьяницы... Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9-10).
Апостол Павел говорит, что Христиане не должны даже общаться с пьяницами: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, ... или пьяницею, ... с таким даже и не есть вместе" (1. Кор. 5:11).
«Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет злой воли его, как пьяница. Убегай от вина, как от змея», святитель Иоанн Златоуст
В Ветхом Завете священникам дана была заповедь: «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10, 8-10).
«…Итак, трезвость пусть будет священной и обязательной для всех служащих алтарю Господню», «Прежде всего, всякий будет сам благим примером трезвости… Горе нам – пастырям, если соблазняем на вино наших верных. Тут дело даже не в пьянстве, а только в том, что «и батюшка пьет», если он даже только одну рюмку выпьет. Нужно считаться с народной психологией и с народной слабостью, ищущей себе всякого оправдания. А, кроме того, кто поручится, что выпивающий только по рюмочке не будет и горько пить и не сделается пьяницей? Ведь никто не родился пьяницей, а пьяницами делались, начиная только с «умеренного и разумного» выпивания», – Священномученик Андроник (Никольский), епископ Пермский.

В Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года говорится:
«Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней.
… долг Церкви - возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни...
Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».
… Утверждение трезвости как вид социального служения Церкви включает в себя профилактику алкоголизма, а также реабилитацию и реадаптацию лиц, страдающих алкогольной зависимостью.
Работа по утверждению трезвости... имеет целью... утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.
… Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и в создавшейся ситуации намерена всячески содействовать утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма».

ЧТО ТАКОЕ «ОБЕТ ТРЕЗВОСТИ»?

Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Но отчего нельзя сделать это наедине с Богом - дома, у икон? «Отчего же, можно, - считает протоиерей Илия Шугаев,- Случается, конечно, что дается такое обещание на эмоциях, так что после оно должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Ведь и исповедуемся мы Богу - через священника, всякий раз обещая не повторять грехов. Обет не является таинством.».

Но чем обет отличается от клятвы, давать которую нам, христианам, запрещено? О. Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», объясняет так: «Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту и призывает Бога в свидетели. А принимая обет, он признает свою немощь и просит у Бога помощи. Кстати, я всегда предупреждаю: данное Богу слово вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас просто нет на это сил».

Как действует обет?

О. Игорь Бачинин приводит свою аналогию: «Я не буду пить серную кислоту - ни при каких условиях, тут даже размышлять не о чем. То же и с человеком, который дал обет трезвости. Если даже и возникают помыслы об алкоголе, он с ними не собеседует, благодать Божия покрывает его. А без обета те (помыслы) одолевают, человек все время пребывает в сомнениях, в борьбе». Обет не цель, а просто помощь.

Страхи и сроки

У тех, кто боится нарушить обет, обычно уже заготовлен сценарий будущего отступления: поминки тети, свадьба сына, полет на самолете, посещение родной деревни, корпоратив на новом месте работы… О. Игорь называет это отговорками и убежден, что причина одна: отсутствие решимости. «Но если человек боится последствий, - советует он, - лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт трезвости и уверенность, что Господь тебе помогает, а после продлить».

Можно проверить свои силы; попробовать на вкус абсолютную трезвость - так ли пресна она, как кажется; примерить перья «белой вороны»; понять, всегда ли трезвое веселье, как принято думать, натужно или можно радоваться и без спиртного.

Будь готов!

«Если человек даст обет, а потом опять погрузится в старую среду, где приобрел свою болезнь, ему там будет нелегко. Он снова останется один на один со своими проблемами, - говорит протоиерей Илия Шугаев. – Важно, чтобы он общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей».

Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С. А. Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, - объясняет протоиерей Илия Шугаев. - А он - по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21).

Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, надеясь, что это поможет. Игумен Серафим (Николин) называет такой обет «молчаливой проповедью» и уверен, что он не может не иметь результата - пусть даже первоначальная реакция будет совершенно противоположной: «Ведь семья - это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого».

Порой руководители обществ трезвости налагают запрет на квас, лекарства на основе спирта, безалкогольное пиво. Протоиерей Илия Шугаев считает: «Все индивидуально. Если навевает тот же квас какие-то ассоциации или дает легкий “кайф” - не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. Что до безалкогольного пива, самый его вкус - прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет».

А как же праздник?

Но отчего становится так шумно, стоит произнести два слова «обет трезвости»? Непременно кто-то, скромный самый, юбка в пол, ахнет: «Как?! Совсем? Даже шампанское на Новый год?» И некто с окладистой бородой ужаснется: «А архиерейские приемы?» Как теперь ему, действительно, на тех трапезах?

Трезвость не просто перестала считаться добродетелью. Даже в самом благонравном обществе она дискредитирована стилистически. Слова «Трезвость - норма жизни», ничего, кроме усмешки и сведения скул, не вызывают. В. Доронкин говорит: «Когда речь идет об обете, люди подсознательно боятся: у них отнимут праздник, введут разнарядку - и отнимут! На мой взгляд, это - отголоски горбачевского “сухого закона”, когда сверху спустили хорошую идею. Но народ-то не подготовили, не объяснили, зачем это нужно, как можно радоваться и без спиртного. Не сказали: вы спиваетесь, вы гибнете, деградируете».