Презентация подготовка к егэ. Типы информации в тексте

ЕГЭ 2017 Задание 1

Информационная обработка письменных текстов научных стилей


Задание 1. Информационная обработка письменных текстов

Задание 1 проверяет умение работать с информацией, содержащейся в коротком тексте. Нужно внимательно прочитать и осмыслить текст, а потом соотнести своё понимание с предложенными формулировками.

Так выглядит это задание в демоверсии 2017

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в экономического развития России уделяется большое внимание.

  • Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это

крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.

  • В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание,

поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.

  • В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион

занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.

  • Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического

развития России уделяется большое внимание.

Ответ: 35


Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

Задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном или в двух из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Вам необходимо провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, используя приёмы сжатия текста.


Алгоритм выполнения задания

1 . Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённого предложения.

2.Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.


3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в исходном тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

6.Выберите правильный(-ые) вариант(ы) ответа.


Обратите внимание: предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут противоречить содержанию текста, включать информацию, которой в тексте нет, передавать лишь часть информации , подробно передавать дополнительную информацию , являющуюся для понимания основной идеи второстепенной, дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей. Такие предложения для ответа не подходят.

Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль.


Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:

- О чём этот текст или фрагмент текста?

- Что в нём сообщается?

- Какова главная информация?


Совет

Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.

(1)Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является разработка математических методов решения многих технических проблем . (2)Но сам он , как и многие другие учёные того времени, считал, что практическое применение полученных им теоретических решений вовсе не заслуживает такого же внимания, как научные разработки . (3) из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

  • Заслуги Архимеда перед человечеством огромны из-за разработки математических методов решения многих технических проблем и внимания к научным разработкам.
  • Архимед, как и многие другие учёные того времени, считал важным как научные разработки, так и практическое применение полученных им теоретических решений.
  • Огромной заслугой Архимеда перед всем человечеством является описание его технических изобретений. (Противоречит содержанию текста)
  • Архимед разработал математические методы решения многих технических проблем, но описал лишь одно из своих изобретений, так как ценил прежде всего научные разработки.
  • Из всех трудов Архимеда лишь единственный посвящён описанию одного из его технических изобретений. (Передана лишь часть информации)

Ответ: 14 или 41

( 1)По свидетельству Платона (диалог «Государство»), великий мыслитель Древней Греции Сократ сказал однажды: «Я знаю только то, что ничего не знаю», и часто читатель, сталкивающийся с этой фразой, приходит в замешательство, так как не понимает, зачем философ настолько умаляет свои знания. (2)Смысл данной фразы, однако, проясняется, если мы обратимся к другому труду Платона («Апология»): Сократ после беседы с человеком , «который слывёт мудрым» и « не зная, думает, что что-то знает» , приходит к выводу, что оба они на самом деле ничего не понимают в совершенстве, и замечает: «Думается мне, я буду мудрее , чем он, раз я, не зная чего-то, не воображаю, что знаю эту вещь». (3) Сократ проводит разграничение между мнимой и подлинной мудростью : подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания .

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

1)Сократ, утверждая, что оппоненты, «которые слывут мудрыми», ничего не понимают в совершенстве, указывает таким образом на ограниченность всякого знания.

2) Великий философ Древней Греции Сократ, утверждая, что «знает только то, что ничего не знает», намеренно умаляет свои знания и стремится показать своё превосходство над другими философами.

3) Говоря «я знаю только то, что ничего не знаю», Сократ имеет в виду, что он мудрее тех, кто, ничего не зная на самом деле, «думает, что что-то знает», так как Сократ не стыдится собственного незнания и признаёт его.

4) Сталкиваясь с известным высказыванием Сократа, читатель приходит в недоумение от того, что великий философ в этой фразе безосновательно умаляет свои знания.

5) По мнению Платона, существует подлинная и мнимая мудрость: подлинная мудрость не стыдится ограниченности своего знания.

Ответ: 35 или 53

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности : практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного. Что касается мотивации , то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,

1) Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.

2) Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.

3) Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.

4) Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.

5) Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена

Ответ: 35 или 53

Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни и работе не только переводчика, критика и учёного, но и редкого энтузиаста, упорного, возможно, упрямого, который всегда был другом России и русских, где бы он их ни встречал - в Ленинграде, Москве или Париже. Все, о ком пишет Ло Гатто, - известные личности: одни стали знамениты ещё до того, как он с ними познакомился, другие - впоследствии. Имена многих героев книги открылись российскому читателю лишь недавно, так как речь идёт как о деятелях литературы и искусства, остававшихся после революции в СССР, так и эмигрировавших. Ло Гатто всегда считал русскую литературу неделимой, связанной единством языка и единством любви к России, только любовь эта выражалась в разных формах и была пережита по-разному.

1) Книга переводчика, критика и учёного Этторе Ло Гатто рассказывает об известных деятелях российской культуры и литературы, многие из которых эмигрировали из СССР после революции.

2) Этторе Ло Гатто, известный переводчик, критик и учёный, встречался со многими русскими деятелями культуры и в России, и за рубежом.

3) Этторе Ло Гатто рассказал в своей книге об известных деятелях русской культуры, с которыми он был знаком и которые представляют единую культуру, независимо от того, остались ли они после революции в России или уехали в эмиграцию.

4) Этторе Ло Гатте, ведущий исследователь русской литературы в Италии, мечтал о том времени, когда произведения русских писателей и поэтов, эмигрировавших за рубеж после революции, разрешат издавать на родине.

5) Этторе Ло Гатто - переводчик, критик и учёный, редкий энтузиаст и друг России.

Ответ: 13 или 31

Удивительное приспособление - перо!

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно - естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица - это и есть по определению существо, имеющее перья.

1) Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо - уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.

2) Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.

3) Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.

4) Птица - это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.

5) Птица - это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.

Ответ: 15 или 51

Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы - единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.

2) Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы - единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.

3) Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.

4) Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.

5) Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.

Ответ: 45 или 54

Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутанг таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. В отличие от человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Не все детёныши орангутанга рождаются жизнеспособными, для их спасения обезьяны прибегают к методу искусственного дыхания.

2) В отличие от человека, человекообразные обезьяны при необходимости делают искусственное дыхание своим сородичам инстинктивно.

3) Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутанг спас жизнь своему новорождённому детёнышу.

4) Человекообразные обезьяны не понимают, что дышат воздухом и что воздух насыщает кровь кислородом именно в лёгких, поэтому прибегают к искусственному дыханию инстинктивно.

5) Человекообразные обезьяны, как и люди, при необходимости прибегают к искусственному дыханию, но используют метод инстинктивно, а не сознательно.

Ответ: 25

Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2) До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3) За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

4) Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

5) Широко распространившееся название «индейцы», общее для всех коренных жителей Америки, было дано Колумбом, который ошибочно полагал, что он добрался до Индии.

Ответ: 35

Рассматривая археологические находки последних десятилетий, учёные всё более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал.

С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников вплоть до конца Х века носили скандинавские имена. С другой – попав в Киев и со временем став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворились в славянском населении.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Ответ: 35

Во второй половине ХVIII века человеческая личность делает ещё один важный шаг, который связан с появлением в искусстве и литературе течения, известного под названием «романтизм». Романтизм стал утверждать личные чувства и переживания: вместо культа здравого смысла, разума – культ человеческих чувств. В области искусства романтизм выдвинул на первый план пейзажную живопись, ибо природа вызывает в человеке глубокие чувства удивления и восхищения, без которых невозможно восприятие прекрасного.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) На основании археологических находок последних десятилетий учёные всё более склонны говорить о возникновении и становлении древнерусского государства под названием Киевская Русь.

2) Учёные склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате активного участия шведов, однако, став частью древнерусской элиты, они не растворились в славянском населении.

3) Археологические находки свидетельствуют о том, что древнерусское государство возникло в результате взаимодействия славянского и варяжского начал, что подтверждают скандинавские имена киевлян, правящих до конца X века, и полное слияние варягов со славянским населением.

4) На основании археологических находок учёные установили, что все киевские правители и большая часть дружинников до конца Х века носили скандинавские имена.

5) Научные данные последних десятилетий свидетельствуют о сложном взаимодействии славянского и варяжского начал при образовании древнерусского государства.

В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.

2) Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.

3) Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

4) По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

5) Всякая новая компьютерная система, связанная с Интернетом, осознали руководители компаний, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

Ответ: 35


Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ - 2017

Слайд 2

Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Слайд 3

Композиция сочинения

  • Слайд 4

    «От позиции автора – к проблеме»

  • Слайд 5

    Типы информации в тексте

    Фактуальная информация– это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте. Концептуальная информация– это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Подтекстовая информацияне обозначена словами, а только подразумевается.

    Слайд 6

    Принципы построения комментария

    Комментарий должен быть логически связан с предшествующей и последующими частями сочинения. Комментарий должен опираться на текст, но не превращаться в пересказ. Фактуальная информация текста должна обрамляться концептуальной информацией от автора сочинения (Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)

    Слайд 7

    Структура комментария

    Пример 1 Пример 2

    Слайд 8

    Алгоритм работы с текстом

    Сформулируйте проблему. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.) Продумайте, в чем важность, значимость этих примеров для раскрытия мысли автора. Логично включите эти примеры в текст сочинения. (Движение мысли от проблемы к позиции автора.)

    Слайд 9

    Способы отсылки к тексту

    Слайд 10

    Цитирование «Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю», - пишетавтор. На первый взгляд может показаться, что именно в этих словах заключён смысл текста. Однако писатель не согласен с этой примитивной философией. Не случайно сердце Кольки замирает при виде самолётов в небе. Всю жизнь герой носит в себе боль преданной мечты.

    Слайд 11

    Косвенноецитирование Почему же Колька испуганно прячет свой взволнованный взгляд от соседей-рыбаков? Видимо, потому что герою стыдно за проявленную когда-то слабость, за то, что он отказался от заветной мечты.

    Слайд 12

    Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте Раскрывая проблему, писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

    Слайд 13

    Публицистический текст

    Как автор строит рассуждение? Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость? Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат? Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

    Слайд 14

    Ч.Айтматов «Книги, открывающие нас»

  • Слайд 15

    Публицистический текст.Фрагмент сочинения

    Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов. Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей». Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, объединяют единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.

    Слайд 16

    Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю. В самом деле, настоящая литература не только даёт пищу уму, но и пробуждает душу, не даёт нам очерстветь, стать равнодушными.

    Слайд 17

    Художественный текст

    На каких примерах автор раскрывает проблему? Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему? Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость? Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя? Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события? Каково отношение автора к изображаемому?

    Слайд 18

    Б. Екимов «Ночь исцеления»

    Слайд 19

    Фрагмент исходного текста

    Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».

    Слайд 20

    – Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:

    Слайд 21

    – Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек… По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет. – Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.Баба Дуня смолкла.

    Слайд 22

    Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

    Слайд 23

    Художественный текст. Фрагмент сочинения

    Все ли из нас готовы дарить добро своим близким, заботиться о них? Над этим вопросом размышляет писатель Борис Екимов, обращаясь к проблеме милосердия.

    Слайд 24

    Автор раскрывает проблему на примере взаимоотношений бабушки и внука. Писатель стремится, чтобы каждый из нас ощутил душевную боль героини: ведь страшные сны бабы Дуни - это отголоски войны, тревоги за детей, которым угрожает смерть от голода. Екимов показывает, как в душе Гриши пробуждается сочувствие. Мальчик понимает, что душевные раны бабушки не вылечишь окриком «Молчать!». Особого внимания заслуживает фраза, перекликающаяся с заглавием рассказа: «И придёт исцеление». Этими словами писатель убеждает нас в том, что добро и милосердие могут исцелить любую душевную боль.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Ф.Кривин «Два камня»

  • Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

    Слайд 32

    «Зимой, кажется, в январе, я зашёл к Черняеву. Было холодно. Мы подкладывали в «буржуйку» обломки стула. Вдруг Черняев сказал: - Со мной случилась странная история. На днях получил посылку. - Какую? - спрашиваю. - Ведь блокада. - Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар. - Это вам очень нужно, - говорю.

    Слайд 33

    А он отвечает: - А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить. И вы им отдали посылку? - А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос. Это, как ни печально сегодня сознавать, была моя последняя встреча с писателем».

    Слайд 34

    Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик... (По Киру Булычёву)

    Слайд 35

    Формулировки проблем

    Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда – потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв. Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады. Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.

    Слайд 36

    В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению. Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек?». Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв. В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.

    Слайд 37

    Фрагмент сочинения 1

    Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он не оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.

    Слайд 38

    Редактирование

    Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Булычёв не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич продолжал писать в блокадном Ленинграде, под обстрелами ездил выступать на фронт перед бойцами. Всё это указывает на его чувство долга и внутреннее благородство. Особое восхищение автора вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Этот поступок – настоящий подвиг самопожертвования.

    Слайд 39

    Фрагмент сочинения 2

    Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Но человеку также свойственно нечто, зачастую противоречащее, если, конечно, это человек, а именно: милосердие, самопожертвование. Эти качества не чужды писателю Черняеву, отдавшему для спасения от голода детей посылку со сгущённым молоком и сахаром. Возможно, именно это послужило причиной его смерти, кто знает… Но с уверенностью можно сказать одно: его смерть не была напрасной. Она была вынужденной мерой для спасения молодых жизней.

    Слайд 40

    Редактирование

    Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Однако человек, в отличие от животных, способен на самопожертвование ради жизни других. В качестве примера Кир Булычёв приводит поступок писателя Александра Черняева, который незадолго до своей смерти отдал посылку с продуктами для спасения голодных детей. Автор убеждён, что смерть этого человека не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живо гуманное, подлинно человеческое начало.

    Слайд 41

    Фрагмент сочинения 3

    Автор раскрывает проблему на примере поступка писателя Черняева, который отдал соседским детям посылку с едой, хотя сам страдал от голода. Этот поступок показывает, что любой пожилой человек думает не только о себе, но и о других. А что же сказать о молодом поколении? Молодые чаще озабочены только своей жизнью, которую они проживают, не делая ничего хорошего. Автора тревожит это равнодушие к окружающим, и он своим текстом призывает помогать ближним.

    Слайд 42

    Разграничение понятий

    Рассказчик Автор «Я-повествование» - высказывания о событиях от первого лица, как правило, участника событий. Рассказ изнутри изображаемого мира. «Он-повествование» - дистанцированное изображение безличным субъектом персонажа, именуемого в третьем лице. Рассказ извне изображаемого мира.

    Слайд 43

    Разбор текста Феликса Кривина

    Слайд 44

    В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился? (Ф. Кривин)

    Слайд 45

    Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? Объясните ответ.

    Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно? Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях? Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы? В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка. Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности. Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?

    Слайд 46

    Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф.Кривина. Запишите исправленный вариант.

    1. У автора есть проблема, которая его волнует. Это проблема воспитания. 2. Автора данного текста беспокоит проблема о воспитании детей. 3. Проблема текста, автором которого является Ф. Кривин, – это воспитание. 4. Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребёнка? Над этой проблемой предлагает задуматься автор.

    Слайд 47

    Редактируем комментарий

    В данном тексте автор Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со свёрлами и штопором. Родители (Свёрла) оградили сына (Штопор) от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор. Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевлёнными предметами: Свёрла – это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребёнка (Штопор) от серьёзной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.

    Слайд 48

    Примером неправильного воспитания автор приводит семью Сверла, в которой рождается сын Штопор. Родители любуются своим сыном, наблюдают, как он растёт. Родители оберегают ребёнка, думают, что он ещё молод, дают ему лёгкую работу. Отец приносит домой пробки, на которых, как думает отец, он научится сверлильному мастерству. Но когда приходит время переходить к более тяжёлой работе, сын не хочет отказываться от более лёгкой. И после этого родители не так любуются своим сыном. В качестве примера неправильного воспитания автор описывает семью, в которой родители чрезмерно балуют своего ребёнка, даёт ему только самую лёгкую работу. Писатель показывает, что чрезмерная забота родителей пагубно сказываются на детях, которые вырастают не приспособленными к самостоятельной жизни.

    Слайд 49

    Бытует мнение о том, что имя человека предопределяет его судьбу. Убедиться в этом можно, прочитав текст: назвав сына Штопором, родители самостоятельно определили род его деятельности. Разногласия начинаются с этого момента. Ведь штопор предназначен совсем для других целей, нежели рабочие свёрла по металлу. Олицетворяя неодушевлённые предметы, автор подбирает им «говорящие» имена. Свёрла (рабочие инструменты) символизируют людей, знающих цену труду. Не случайно Кривин называет их «потомственными металлистами». Но даже у таких людей дети вырастают лентяями, если родители неправильно их воспитывают. Отсюда имя ребёнка Штопор – воплощение праздной жизни.

    Слайд 50

    Что такое позиция автора?

    Слайд 51

    Как выявить позицию автора?

    Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приемы выражают авторское отношение, дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

    Слайд 52

    Структура аргументации

  • Слайд 53

    Слайд 54

    Аргументы, оцениваемые 1 баллом

    Примеры из личного опыта Обобщённые примеры из жизни Предположительные примеры Ссылка на обобщенное лицо Ссылки на общезначимый опыт Пословицы, афоризмы Ссылки на кинофильмы

    Слайд 55

    Пример из личного опыта

    Тезис: компьютер не заменит книгу. Я не во всем согласен с автором. Так уж получилось, что в моей библиотеке не очень много книг, однако благодаря Интернету я собрал довольно большую коллекцию электронных изданий, которыми активно пользуюсь. Мне кажется, благодаря электронным носителям книга просто приобрела новый вид и даже стала доступнее для читателя.

    Слайд 56

    Обобщенный пример из жизни

    Тезис: массовая литература отрицательно сказывается на развитии человека. Среди моих сверстников я, к сожалению, часто встречаю людей, которые не читают ничего, кроме развлекательной литературы – детективных или приключенческих романов. Мне искренне жаль, что многие ограничивают свой кругозор примитивным «чтивом», не желая узнать о мире и о себе больше, чем может дать массовая литература или развлекательные телепередачи.

    Слайд 57

    Предположительный пример

    Тезис: умение сочувствовать – важнейшее качество духовно развитого человека. Давайте на минуту представим себе мир, в котором нет людей, способных к сочувствию. У вас трудности, вам нужна помощь, а лучший друг (впрочем, возможны ли в таком мире друзья?) говорит: «Мне некогда! Разбирайся сам». Вы заболели, вам плохо, а родители равнодушно заявляют: «Сходи к врачу», – и как ни в чем не бывало принимаются за домашние дела… Хотелось бы вам жить в таком равнодушном мире? Думаю, нет. От людей, которые нас окружают, мы ждем сочувствия, готовности разделить с нами горе и радость. Именно внимание окружающих помогает человеку понять, что он не одинок, что ему есть для чего жить в этом мире.

    Слайд 58

    Ссылка на обобщенное лицо

    Психологи доказали: чтобы быть хорошим руководителем, мало одних профессиональных знаний и организаторских способностей. Нужно еще видеть в подчиненных не просто добросовестных исполнителей чужой воли, а коллектив сотрудников, нужно умение создать в нем благоприятный психологический климат.

    Слайд 59

    Ссылка на общезначимый опыт

    Тезис: общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности. В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Я думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся против темных сил вместе с героями народных сказок.

    Плугатырева Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ с.Красный Яр» Саратовской области Энгельсского районга [email protected]

    Слайд 2

    А1 Орфоэпические нормы Правило Ударения в формах прошедшего времени глаголов. В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог: ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь. [email protected]

    Слайд 3

    А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: [email protected]

    Слайд 4

    Ловушка! Нельзя заменить если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения. Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне) если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают: Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!) [email protected]

    Слайд 5

    А6 Грамматические нормы (синтаксические нормы) НЕЛЬЗЯ заменить придаточное определительное причастным оборотом, если: если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА: Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь (= Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь). Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете. Ловушка! Иногда в задании А6 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в [email protected]

    Слайд 6

    А9 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое. Ловушка! Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Такая ошибка связана с двумя факторами. [email protected]

    Слайд 7

    Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. Помни! Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия. Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы. В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото. Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным.. Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым. [email protected]

    Слайд 8

    А13. Правописание корней. Ловушка №1! Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА-): хорОший – прихорАшИВАться. Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться. Ловушка №2! В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: вОРОта – привРАтник, хОРОнить – охРАна, зОЛОто – зЛАто, хОЛОдный – прохЛАда. [email protected]

    Слайд 9

     «Запоминалки» Заря, зарница, озарять по слову « ЗАРЕВО» я буду проверять [email protected]

    Слайд 10

    А14. Правописание приставок. [email protected]

    Слайд 11

    Различай! Ловушка! ДИС- - иноязычная приставка, поэтому на письме она не изменяется.(ДИСГАРМОНИЯ) [email protected]

    Слайд 12

    А15. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Ловушка! Верно определи начальную форму глагола: Занавешивать-1 спр, несов вид (занавешивает) Занавесить-2 спр.совер. вид(занавесит)  «Запоминалки» [email protected]

    Слайд 13

    А20. Знаки препинания при обособленных членах предложения (определениях, обстоятельствах) [email protected]

    Слайд 14

    Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. В этом задании ты столкнешься с таким явлением в русском языке, как вводные слова и конструкции. Различай! [email protected]

    Слайд 15

    Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже. Ловушка №2! Частица бывало запятыми выделяется. [email protected]

    Слайд 16

    А22. Знаки препинания в простом осложненном предложении Ловушка №1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами) [email protected]

    Слайд 17

    Ловушка №2! Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов): Ни с того ни с сего И день и ночь И стар и млад И смех и горе И там и сям Ни взад ни вперед Запятая внутри них Ни да ни нет Ни за что ни про что Ни рыба ни мясо Ни свет ни заря Ни слуху ни духу [email protected] не ставится!

    Слайд 18

    В1. Основные способы словообразования.  Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! – ть и –л- - формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ). [email protected]

    Слайд 19

    В1 когда в указанные предложения «подбрасываются» причастия и деепричастия типа «построивший» и «построив» с требованием найти слово, образованное приставочносуффиксальным способом. Ребенок волнуется, нервничает, а тут так легко: вот они, приставка и суффикс! И балл потерян! Подросток попал в «ловушку»: он забыл, что эти глагольные формы никогда не образуются данным способом. [email protected]

    Слайд 20

    Правило Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой. Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ). [email protected]

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, которую должны пройти выпускники российских школ после окончания 11 класса, а также формой вступительных испытаний для приёма в вузы России.

    Обязательными для получения аттестата экзаменами являются русский язык и математика. Остальные предметы сдаются по выбору.

    ЕГЭ 2018 - презентация с официального сайта Рособрнадзора

    Сайт Рособрнадзора периодически публикует в разделе "Информационные материалы" полезную информацию для выпускников и их родителей.

    Полезные интернет-ресурсы о ЕГЭ

    При подготовке к экзаменам, стоит, прежде всего, обратить внимание на сайт Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru) и официальный информационный портал единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru) – там в первую очередь публикуется информация о ЕГЭ, которая так или иначе может быть интересна будущим участникам.

    Чтобы разобраться, что ждет вас на экзамене по конкретному предмету, рекомендуем обратиться к сайту разработчиков экзаменационных материалов ЕГЭ – Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (www.fipi.ru), где содержится много полезной информации.

    Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по предметам этого года (http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodi- fikatory). Они помогут составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности.

    Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. С ними важно ознакомиться, чтобы понимать требования к полноте и правильности записи ответа.

    Полный перечень вопросов и тем, которые могут встретиться на экзамене, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Его можно использовать при составлении плана повторения материала перед экзаменом.

    Также на сайте ФИПИ есть Открытый банк заданий ЕГЭ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege), где размещены несколько десятков тысяч заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ЕГЭ по всем учебным предметам. Он поможет сориентироваться в экзаменационном материале и потренироваться в выполнении типовых заданий.

    Кстати, на этом же сайте есть Открытый банк заданий ОГЭ (9 класс), а также тренировочные задания для учеников с ограниченными возможностями здоровья.

    На Youtube-канале Рособрнадзора https://www.youtube.com/user/rosobrnadzor ты можешь найти множество видео, в которых даются рекомендации по подготовке к ЕГЭ по различным предметам и другие.

    ЕГЭ – это экзамен, успешные результаты которого (по математике и русскому языку) позволят тебе получить аттестат о среднем общем образовании, а также предоставить их при поступлении в вуз.

    По результатам ЕГЭ ты можешь подать документы в пять вузов на три специальности в каждом, то есть, у тебя 15 вариантов, и ты сможешь выбрать из них самый желанный. Кстати, ты можешь подать документы в вуз по электронной почте.

    У тебя есть возможность научиться тому, как сдавать ЕГЭ: на протяжении обучения в школе ты время от времени выполняешь задания, подобные тем, что получишь на ЕГЭ. Можно отлично натренироваться сдавать ЕГЭ! Ты выбираешь часть учебных предметов, по которым будешь сдавать ЕГЭ – значит, как только ты с этим определишься, ты сможешь целенаправленно действовать, чтобы подготовиться к экзамену.

    Ты можешь учитывать свои пожелания к будущей профессии и готовиться к ЕГЭ по нужным для поступления предметам.

    Геометрия - один из разделов математики, где важно наличие пространственного мышления. Однако не у всех оно есть, поэтому необходимо хотя бы видеть перед глазами требуемый рисунок, чтобы понимать, о чем говорится в задаче или в теореме. Объяснить все тонкости этой точной науки на словах - сложно, а начертание каждой фигуры на доске занимает большое количество времени. Лучший выход - воспользоваться мультимедийной презентацией по геометрии. Данные презентации ориентированы на подготовку учащихся старшей школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена по математике. В презентациях представлены решения задач №16.

    Муниципальный пробный экзамен по биологии проводится в формате ЕГЭ во всех школах района.

    Работа состоит из 2 вариантов по 28 заданий в каждом. Файл с правильными ответами присутствует.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Задания №5,12,13 (С1) в профильном уровне ЕГЭ, относятся к теме логарифмов.
    В сборнике представлены решения и ответы к каждому заданию. Есть теоретический материал и полезные советы.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    ЭОР "Подготовка к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку (занятие 1) направлен на самостоятельную подготовку к заданию 7 ЕГЭ (грамматические синтаксические нормы, нормы согласования и управления). В материале рассматриваются такие виды нарушения нормы, как неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом и без; неправильное употребление предложений с несогласованным приложением. В презентации приведены примеры ошибочного употребления предложений, исправленный вариант и правила.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Данная подборка включает в себя более 70 слайдов, связанных с периодом сер. XIII - конец XVI вв.
    Презентация включает в себя как портреты известных деятелей данной эпохи, так и примеры памятников архитектуры, живописи и т.д.

    Правила пользования подборкой все те же:


    Целевая аудитория: для 11 класса

    В первом выпуске нашего ненаглядного пособия - изображения по периоду IX - нач. XIII вв.

    Стоит помнить, что:
    1) Здесь собраны не все возможные иллюстрации, процесс поиска которых может стремиться к бесконечности.
    2) Подборка представляет собой исключительно точку зрения автора на необходимый минимум изображений к ЕГЭ по истории.
    3) Изучение культуры не должно сводиться только лишь к усвоению представленного материала.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Данный видеоролик подготовила учитель математики и информатики ГКОУ РД "Бабаюртовская средняя школа-интернат №11" Аджаматова Гульнара Мавлетовна.

    В данном видеоролике объяснение задания №4 на вероятность. Задание из ЕГЭ 2017 года, профильный уровень под редакцией И.В Ященко. Вариант №25

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Данная презентация предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению. задания 5 (паронимы). Как правило, учащиеся легко находят лексические ошибки в использовании паронимов, однако затрудняются подобрать им замену. С целью заучивания паронимов из словаря, представленного в демоверсии 2017 года, была создана данная презентация. Она состоит из 7 частей, каждую из которых целесообразно использовать на одном уроке или консультации. К каждой части презентации прилагаются карточки, позволяющие учителю проводить контроль подготовленности учащихся.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    В 2017 году ЕГЭ по биологии претерпел существенные изменения. Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа. Сокращено количество заданий с 40 до 28. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными. В данной работе предлагаю рассмотреть задания №1, 3, 6 которые оцениваются в 1 балл.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, соблюсти логику построения высказывания и избежать речевых повторов в творческой работе. ЭОР рекомендован для учащихся 10-11 классов.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Электронный образовательный ресурс представляет материал для самостоятельной подготовки учащихся к заданию 12 ЕГЭ по русскому языку. Презентация содержит необходимые теоретические сведения и задания для самопроверки. Ресурс будет полезен как для учащихся, так и для учителей.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам «Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе.» Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по следующим темам "Тема "отцов и детей" в русской литературе; тема творчества в русской литературе; человек и война в русской литературе; сатирические образы в русской литературе." Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Электронный образовательный ресурс, содержащий примерные вопросы, контексты и обоснования для сопоставления по теме "Типы проблемных героев в русской литературе". Данный материал поможет выпускникам подготовиться к выполнению задания 9 (С2) в ЕГЭ по литературе. Презентацию можно использовать как на учебных занятиях, так и при самостоятельной подготовке к экзамену.

    Целевая аудитория: для 11 класса

    Электронный ресурс представляет собой материал для самостоятельной подготовки к заданию №10 . В презентации рассматриваются правила написания гласных в суффиксах разных частей речи. Предлагаются примеры тренировочных заданий с ответами, алгоритм выполнения задания 10. Презентация будет полезна как для учащихся, так и для педагогов.

    Целевая аудитория: для 11 класса