Презентация на тему общество эпохи просвещения. Эпоха Просвещения презентация к уроку по истории (7 класс) на тему


Представители Просвещения в Англии Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд; во Франции Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в России Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.


Движение Просвещения Зародилось в XVII в. и господствовало в XVIII столетии. Началось в Англии (The Enlightenment) под влиянием научной революции XVII в., затем распространилось на Францию, Германию, Россию и др. страны Европы. «Классическую» форму Просвещение приобрело во Франции, где просветители стали «властителями дум». Идеология франц. Просвещения подготовила Французскую революцию 1789 г. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и франц. Декларации прав человека и гражданина.


Характерно: -был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общества -стремление распространять знание, популяризировать его (самый яркий пример - издание Дидро и др. «Энциклопедии») -переход на национальные языки, отказ от латыни (доступность) -стремление найти естественные принципы человеческой жизни (естественную религию, естественное право, естественный порядок экономической жизни и т. п.).




Философии Просвещения свойственен специфический рационализм, основанный на представлении о едином мире, подчиняющемся разумным законам, которые могут быть сведены к законам механики. (В то время механика - наиболее развитая область знания). Суть такого рационализма может быть выражена простой формулой: «Законы природы суть законы разума».


" Просвещение - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения". Иммануил Кант


1. Деистический этап («умеренное» Просвещение). Влияние Ньютона и Локка. Характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Бог - Великий Архитектор. Людям он даровал две книги Библию и книгу природы. 2. Атеистический или скептический этап. (Вольтер, Юм, Гольбах, др.)Периодизация




"Осмельтесь мыслить самостоятельно!".


Неприятие католической церкви Религия – пережиток прошлого, порожденный невежеством. (возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. Один обманул (поскольку ему это было выгодно), а другой – поверил). Упрощенный взгляд на религию, но В. был одним из первых, кто заговорил о религии как социальном явлении, связанном с интересами определенных классов и групп.


Критика религии - упрощение В. писал об истории христианской церкви как об «истории крови» (религиозные войны, инквизицию, крестовые походы), но не замечал, что это было и историей просвещения, распространения культуры; характеризировал библейские тексты как нелепые и противоречивые, но не замечал их нравственного заряда и т.д.




Вольтер: « Необходимо ли для общего блага людей, этих несчастных мыслящих животных, допустить существование вознаграждающего и мстящего Бога, служащего для нас одновременно уздой и утешением, или же нам надо отбросить эту идею, оставляя нас в бедствиях без надежды, а при совершении преступлений – без угрызений совести?»


Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать Из-за своих социальных функций религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей, устанавливающая правила поведения в обществе, удерживающая людей от братоубийства и дающая им надежду на воздаяние после смерти


Деизм В. верил в Бога как Творца мира (и даже спорил с атеистами - Дидро, Гольбахом, Гельвецием). Но Бог Вольтера – не христианский, а философский бог. Бог не сотворил мир из ничего, материя вечна, но и бог вечен. Он привносит движение в материю, дает миру законы. В.: Бог повелел один раз, и «Вселенная повинуется постоянно».





Религия: -для просвещенных людей - «разумная религия», философский деизм. -для необразованной толпы - подойдет и традиционная вера в Бога. «Скоро у нас будут новые небеса и новая земля. Само собой, для порядочных людей. Ибо для черни вполне достаточно самой глупой земли и самого глупого неба».






В теории познания В. не был последователен. -С одной стороны, он сенсуалист: содержание человеческого сознания зависит от чувственных данных (человек – чистая доска, на которой опыт оставляет свои письмена). Отсюда следовал вывод, что поведение людей, их нравственность, интеллектуальное развитие зависят напрямую от воспитания. -С другой стороны, сама способность чувствовать и мыслить, считал Вольтер, заложена в человека Богом.




Прошлое – господство предрассудков «История человечества представляет собой собою нагромождение преступлений, безумств и несчастий» «Не было ни одного столетия, которое властолюбие светских лиц и церковников не наполнило бы ужасами». Скоро – установится царство разума.


"Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!" Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя.

«Эпоха Просвещения» презентация для 7-х классов

Презентацию подготовил учитель

истории и обществознания

МБОУ СОШ № 46 г. Краснодар

Кощеева А.А.


Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения – эпоха духовного развития европейского общества в XVII – XVIII вв.

Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие к середине XVIII в.

В тоже же время есть мнение о привязке границ эпохи просвещения к двум революциям: «Славная революция в Англии - 1648г. и «Великая Французская революция» - 1789г.

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Англии, Франции и Германии связанное с общими переменах в условиях жизни под влиянием разложения традиционного доиндустриального общества.


Три этапа предопределили эпоху Просвещения:

1. Эпоха Возрождения – эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию Античности. 2. Реформация – движение за переустройство Церкви. 3. Эпоха научных открытий - революция в естествознании, в науках о природе. XVIII век в истории не случайно называют эпохой Просвещения. Наиболее прогрессивно настроенные, образованные писатели, художники, философы, выступали с критикой всего, что угнетало человека.


Просветители

Просветители принадлежали к разным сословиям населения:

Просветители

Аристократы

Духовенство

Служащие

Дворяне


Всех просветителей объединяли общие цели и идеалы:

Цели и идеалы

Счастье

Свобода

Веротерпимость

Благосостояние

Добро (ненасилие)


Национальные особенности европейского Просвещения

Англия

Франция

Германия

1. Закрепление завоеваний революции

2. Стремление перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей

1. Отрицание феодального строя и призыв борьбы с ним

1. Призыв к пробуждению национального самосознания и объединению земель

2. Утверждение идей свободы, равенства и братства

3. Энциклопедисты их словарь наук, искусств и ремесел

2. Воспитание нетерпимости к деспотизму подготовка к буржуазной революции


Англия

Франция

Германия

Джон Локк – о человеческом разуме

И. Кант – критика чистого разума

Вольтер- философские письма Дени Дидро –философские мысли

Джон Беркли – защита христианской религии

Дэвид Юм – исследование человеческого разума

Общие задачи деятельности просветителей

1. Выступление против абсолютизма и феодальной собственности.

2. Провозглашение культуры разума, а не бога.

3. Борьба за просвещение народа широкое распространение знаний

4. Утверждении воспитательной задачи искусства.

5. Распространение идей общественного равенства и личной свободы


Просветители считали, что мир устроен по законам разума, за что их воззрения получили название рационализм (от лат. «рацио» - разум). Каждый философ по-своему представлял место Бога в мире.

Одни считали, что создав мир и его разумные законы, Бог не вмешивается в его жизнь.

Другие, что Бог – это не некая личность, а сама природа с ее естественными законами, Вселенский разум.

Третьи, что Бога вообще не существует, и он был выдуман людьми, когда им не хватало знаний, чтобы объяснить законы мира.

Это отрицание Бога получило название Атеизм (от греч. «отрицаю Бога»).

Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора любой веры или атеизма.

Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать законы природы.

Все движение человеческой истории просветители рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира.

Ф.И.О. Просветителя

Франсуа Мари Ауре (Вальтер)

Страна

Шарль Луи Монтескье

Основные идеи

Германия

Жан-Жак Руссо

1. Мирное переустройство общественного порядка – путь к «царству разума»

2. сторонник просвещенной монархии

1. Противник деспотии, выступал за свободу (понимал свободу как право делать то, что не запрещено законом)

Швейцария

3. Не признавал католическую церковь, во считал религию необходимой для народа, верил в существование Бога

2. Разрабатывал вопрос защиты личности от произвола властей.

1. Считал частную собственность причиной общественного неравенства и соответственно всех бед.

4. Идеалом считал государство, которым правит – государь-философ, а в обществе царит свобода, равенство и собственность.

3. Идея разделения властей (углубил учение Локка). Выделили 3 ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную.

2. Идея ограничения частной собственности (не считал возможным ее полное уничтожение).

Считал невозможным подменять одну власть другой или соединять их в одном лице, органе.

3. Верховная власть должна принадлежать народу – лучшей формой правления считал демократическую республику мелких частных собственников.

Дени Дидро и ДʼАламбер (энциклопедисты)

Адам Смит (экономическое учение)

Франция

Жак Тюрго

1. В 1751г. издали «Энциклопедию наук, искусств, ремесел». Энциклопедии включили статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий.

Выступали против католической церкви.

1. Считал, что стремление людей улучшить свое материальное положение, может привести общество к благосостоянию. Для этого нужны мир, легкие налоги, и терпимость в управлении.

1. Критиковал существующий феодальный порядок т.к. он нарушает естественные права человека – право личной свободы и право частной собственности.

2. Выделял роль конкуренции в обществе как двигателя прогресса.

2. Считали, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

3. Выступал за свободу торговли землей, она должна переходить в руки собственников, которые будут ее экономично использовать.

2. Выступал за полную свободу конкуренции

4. Источником народного благосостояния считал труд.

3. Выступал против цеховой системы в промышленности т.к. они сковывали инициативу работника.

4. Требовал отмены ограничений в праве труда.


ИТОГИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В истории нового времени «Просвещению» принадлежит очень важное место.

Эпоха Просвещения XVII – XVIII вв. является естественным продолжением эпохи гуманизма XIV-XVвв.

Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума: космические корабли, новая технология, компьютеры, новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.

Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.

Cлайд 1

Cлайд 2

Вольтер Франсуа Мари Аруэ 1694 – 1778 французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения,

Cлайд 3

Основные идеи Выступал сторонником просвещенной монархии. «Добрый король есть лучший подарок для людей». Стоит только просвещенному монарху пожелать, как в обществе будут господствовать свобода, равенство и собственность

Cлайд 4

Шарль Луи Монтескье Шарль Луи де Секон, барон де Монтескье 1689 – 1755 французский писатель, правовед и философ

Cлайд 5

Основные идеи Свобода, считал Монтескье, быть может обеспечена только законами: «Свобода есть право проделывать все, что позволительно законами». Идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Соединение властей в одном лице ведет к злоупотреблениям и даже к деспотизму.

Cлайд 6

Жан – Жак Руссо 1712 – 1778 Великий романтик кем только не был: и лакеем в богатом доме, и учителем музыки, и секретарем графа Монтегю, французского посланника в Венгрии, и наконец, мыслителем, писателем, композитором и ботаником.

Cлайд 7

Основные идеи Появление частной собственности принесло человечеству неравенство, рабство и другие бедствия. Однако не считал возможным уничтожить её и хотел лишь ограничить размеры – уровнять крайности богатства и бедности. Верховная власть должна принадлежать народу. Идеал – демократическая республика мелких собственников.

Cлайд 8

Дени Дидро 1713 -1784 Французский писатель, философ – просветитель и драматург, автор «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел»

Cлайд 9

Основные идеи В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма. Подобно Вольтеру он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию

Слайд 2

Просвещение – течение общественной мысли, особое умонастроение, особые интеллектуальные склонности и предпочтения. Цели и идеалы Просвещения – свобода, благосостояние, счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.

Слайд 3

Временные рамки Просвещения

Период между «Славной революцией» 1688 г. в Англии и революцией 1789-99 гг. во Франции.

Слайд 4

Английское Просвещение.

  • Слайд 5

    Джон Локк.1632-1704

    Разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную(ведает отношениями с другими государствами). Принцип законности: законы обязательны для всех без исключения. Этика Просвещения – заповеди.

    Слайд 6

    Священные и неотъемлемые права:

    На жизнь; - на собственность; - на свободу.

    Слайд 7

    Томас Гоббс.1588-1679

    Учение об эгоистической природе человека. Этика разумного эгоизма. Идеал власти – абсолютная монархия.

    Слайд 8

    Одним из важных достоинств человека английскими просветителями признавалась его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности. Вошли в моду членство в клубе, посещение политических собраний или встреч по интересам(например, в кафе).

    Слайд 9

    Французское Просвещение.

    Во Франции просветители не имели такого влияния в обществе как в Англии, где цели и идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Большинство французских просветителей подвергались преследованиям за свои взгляды.

    Слайд 10

    Шарль Монтескьё.1689-1778

    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высмеивал королевский произвол.

    Слайд 11

    Франсуа Вольтер.1694-1778

    Письма часто заканчивал словами: «Раздавите эту гадину!» (имел в виду церковь). В то же время считал, что религия необходима как опора морали. Критиковал монархию.

    Слайд 12

    Жан Жак Руссо.1712-1778

    Личность должна подчиняться благуобщества – зародыш тоталитарных теорий позднейшего времени. Нужно устранить чрезмерное неравенство. «Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных».

    Слайд 13

    Слайд 14

    Должно быть государственное регулирование торговли, промышленности, распределение продуктов питания, денег, товаров. Так как простодушный народ не способен понять в чём заключаются его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель. От этой мысли Руссо – один шаг до оправдания революционной диктатуры «во имя народа».