Презентация на тему адыгейские обычаи. Адыгейская национальная культура

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.


Они строили обычно большие турлучные (из ветвей деревьев) дома без фундамента. Преимущество этих домов заключалось в том, что их можно было быстро восстановить или построить, а это немаловажно во времена частых войн и внутренних распрей. Прямо на полу у адыгов был открытый очаг. Женщины поддерживали постоянный огонь в очаге, на ночь засыпая горячие угольки золой, а утром разжигая их. Для гостей отводили специальную комнату, которая называлась кунацкой, или даже строили целый дом.


Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные, до пят - платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинство фигуры.


Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные.




Большой популярностью у адыгов пользовались исторические, свадебные, колыбельные песни, которые сочиняли народ­ные поэты и музыканты. Для исполнения их существовал целый набор самобытных музыкальных инструментов, напо­минающих по виду и звучанию флейты, скрипки, барабаны и др. Широко использовались музыкальные инструменты и при исполнении танцев, которые были любимым развлечением адыгов. Известно, что танец отражает душу народа, и это осо­бенно чувствовалось при исполнении горских народных танцев, то спокойных и величавых, как снежные вершины кавказских гор, то стремительных и искрометных, как бурные горные реки.






Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, тур лука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.


Казаки были одеты в темно- синие черкески с шестнадцатью напатронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой кубанкой с красным верхом. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее - прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.


Бодня кадушка для сала Ваганыкорыто для стирки белья Глэчикглиняный кувшин Бальзанкапосуда для масла или керосина Баклага П лоский сосуд с крышкой или пробкой Дижаквашня Каганецухват для постановки чугунков и горшков в печь Рогачухват для постановки чугунков и горшков в печь




Символом полноты прав у казака была шашка. Шашка вручалась казаку стариками в 17 лет без темляка, а в 21 год при отправке на службу получал и темляк для ношения шашки. Казаки были очень набожны. В церкви, во время службы шашка обнажалась из ножен наполовину, что означало готовность казака постоять за веру. В семье она хранилась на видном месте и передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, то шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой. На кругу казаки голосовали шашками, не обладающий полноправием шашку носить не смел. Наказанием для казака было решение круга о лишении права ношения оружия, а затем исключение из станицы и На постриг с одной « чуприной »



Карточка оценки результативности урока 1. Ясна ли была цель урока? 2. Что показалось наиболее интересным и запомнилось? 3. Появилось ли желание больше узнать об этих народах? 4. Что бы ты хотел изменить в ходе урока? 5. Твои предложения: как сделать данные занятия более интересными.












Уважение к старшим «Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторонних лиц. Равно и в беседах, где случаются старейшие летами, молодые люди не смеют говорить громко или смеяться, но обязаны отвечать скромно на делаемые им вопросы» (русский историк Броневский, 1823)




Вопросы для групп: Как называется специальное помещение для гостей? Что является украшением гостевого дома? Сколько времени мог оставаться в качестве гостя путник? Что было важнейшей обязанностью хозяина по отношению к гостю?




Основные пункты адыгского гостеприимства: Гость-священное, неприкосновенное лицо. Обычай гостеприимства распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния Долг каждого адыга пригласить к себе в дом тех, кто, возможно, нуждается в пище и ночлеге. Правом гостеприимства пользуются стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, враг и друг. Наибольшим почетом пользуется гость из дальних краев - Дальний гость почетней (дороже) ближнего. Этим объясняются пышные встречи и проводы иностранных путешественников, которые затем восторженно отзывались об адыгском гостеприимстве.


«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих, отмечал Хан- Гирей, сберегаема для приема гостей». «Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих, отмечал Хан- Гирей, сберегаема для приема гостей». Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное», писал Ш. Ногмов. Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное», писал Ш. Ногмов.






Куначество старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. «Обычай куначества свято соблюдался черкесами. Взять кунака из сакли черкеса можно было, лишь перешагнувши через труп хозяина сакли».




Домашнее задание: параграф – 12 Творческие задания по выбору: Нарисовать гостевой дом, убранство кунацкой. Подобрать пословицы, поговорки разных национальностей (русские, армянские, грузинские и др.) о гостеприимстве, почтении старших. Найти в литературе описание обычая гостеприимства у адыгов А.С. Пушкина, Лермонтова и др.


Пословицы О почитании старших: 1.Старшего почитай сам станешь почитаемым. 2.К старшему прислушивающийся в делах преуспевает. 3.Старшему принадлежит почетное место. 4.Там где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи. 5.Кто не уважает старших, сам не заслуживает уважения. 6.В своих родителях не сомневайся. 7.Молодого наставляют, старого не поучают. О гостеприимстве: 1.Адыгский гость, словно в крепости сидит. 2.Путник не застревает в дороге. 3.От хорошего человека гости не выходят.

Семейная традиция.

Основа организации семьи на Кавказе – превосходство мужчины и непререкаемый авторитет старших. С уважением к старшему поколению многие связывают секрет долгожительства на Кавказе.Стоит отметить, что, несмотря на явную доминацию старших, во все времена нормальным считалось и несколько вольное поведение молодёжи, которые всегда имели собственные места сбора.

Рождение ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течении года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее Адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал также крепко. Как правило ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу, через две недели после его рождения.Все в жизни Адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего Адыга! Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет, какая она будет умница, какая она будет рукодельница, какая она будет добрая мама, это поётся в высокой поэтической форме.

Первые шаги.

Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ Земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный Адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба даётся скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.

Первый зуб выпал.

Пока не выпадут все молочные зубы их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.

Свадебная традиция.

Наиболее ревностно соблюдают свадебные традиции и обряды жители сельской местности. И в свадебных ритуалах чётко проявляется уважение к старшим. Совершенно не принято, когда младшая сестра или брат играют свадьбу раньше старшего.Как ни странно, на свадьбе невеста и жених выполняют скорее символическую роль. Ведь молодожёны даже не видят друг друга в первые дни, так как они празднуют это событие, как правило, не только раздельно, но и зачастую в разных домах. Делают они это в компании своих лучших друзей и знакомых. Эта традиция называется на «свадебным скрыванием». В новый дом жена должна войти с правой ноги, обязательно с закрытым лицом. Голову невесты обычно посыпают конфетами или монетами, что должно обеспечить благополучие в финансовом плане.Основная традиция на свадьбе, которая строго соблюдается – это подарки, подготовленные друг другу семьями, которые породнились. Очень любопытным и символическим подарком, который дарят и в наши дни, является пара тёплых, красивых шерстяных носков для жениха. Этот подарок свидетельствует о том, что его молодая жена хорошая рукодельница. Вполне естественно, что новый век внёс свои коррективы в празднование свадьбы. Естественно, что регистрация в ЗАГСе теперь является обязательной процедурой. Также по душе невестам пришлось белое свадебное платье, которое обрело большую популярность в 20 веке и постепенно оттеснило традиционные кавказские наряды невест.

Групповой детский творческий проект

«Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработала: воспитатель Хапачева Саида Махмудовна

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов". Актуальность темы:

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

    Формировать у подрастающего поколения чувства
    национальной гордости за родной язык и культуру.


    любознательность, стремление к самостоятельному познанию
    и размышлению.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской
    культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

    Проведение консультации для родителей по организации,
    подготовке и проведению проекта.


Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

Фотоматериалы,

Видеоматериалы,

Сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

Проектная папка,

Выставка детских работ,

Создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

Сюжет на телевидении.

Сценарий

Праздника посвященного обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

(Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

Ведущий : О куп!!! Непэ тизэхахьэ къек1ол1агъэхэм зэк1эми салам фабэ шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтык1э сабыйхэр нэ1уасэ фэтш1ынэу ары.

Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий : Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети : Да, Республика Адыгея.

Ведущий : Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети : Адыги, русские, армяне, греки.

Ведущий : Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

Ведущий : Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)

"Адыгский стол" написал Руслан Нехай, читает Качура Степан

"Моя Адыгея" написал Джафар Чуяко, читают Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий : Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

1- я бабушка : Сегодня праздник, весна на улице, настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам шалям пожарю, а пока щалям жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

(Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий : Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети : Да, понравилась.

Ведущий : Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2- я бабушка : Игра называется "Хэт нахь псынкГ?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)


2- я бабушка : А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

Ведущий : Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети : Даааа, понравилось.

(Пока дети играют в народные игры, в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

Д-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

Ведущий : После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты?

В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

Обряд купания сопровождался такими нареканиями: Ручки растите, Ножки ходите, Своё тело носите, Язык говори, свою голову корми!

Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий : Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

Ведущий : Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий : Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

Ведущий :

Ведущ ий:

Ведущий : Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

Ведущ ий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

1- я бабушка : Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий : Наш праздник подошёл к концу. До свидания

Рецензия

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Творческий краткосрочный проект «Обычаи и традиции адыгов», руководителем, которого была старший воспитатель МБДОУ №16 Качура О.А., разрабатывался и осуществлялся с целью приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

В процессе работы над проектом решались следующе задачи:

    Формировать у подрастающего поколения чувства национальной
    гордости за родной язык и культуру.

    Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

    Развивать у детей творческую познавательную активность,
    любознательность, стремление к самостоятельному познанию и
    размышлению.

    Знакомство с адыгейскими народными играми.

    Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре,
    традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Использовался следующий план реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

^ Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

В ходе работы над проектом у детей расширились знания об истории, традициях и культуре народов. Они стали более активны, самостоятельны в творческой деятельности. Сформировались творческие навыки, расширилась познавательную активность.

Полученные знания отражены в продуктах проекта:

    фотоматериалы,

    видеоматериалы,

    выставка детских работ,

создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,
^ сюжет на телевидении.

Таким образом, проект «Обычаи и традиции адыгов» можно считать результативным:

расширились знания детей;

создалось единое инновационное пространство, объединяющее
педагогический коллектив дошкольного учреждения;

У активизировалась работа с родителями.

Данная работа имеет большую практическую значимость, может использоваться в работе с детьми в различных направлениях: социально-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Педагогическая ценность данного проекта состоит в том, что имеется возможность осуществления его силам каждого ребенка.