Презентация имя существительное как часть речи. Части речи

Цель урока :

Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу.

Задачи:

    Образовательная .
    Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.

    Развивающая .
    Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
    Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

    Воспитательная .
    Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, обеспечит в ходе урока понимание слов: гуманизм, патриотизм, товарищество, этические нормы поведения.

Ход урока

    Оргмомент

    Вступительное слово учителя.
    Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?

Вспомните определение этой части речи

    Работа с текстом. Текст записан на доске. Прочитать, вставить и объяснить пропущенные буквы. Определить общее значение существительных в тексте. Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос Что? и имеют значение предметности.

Доброта.

Стираются лица и даты ,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда – то

Хоть чем – то согрели меня.

Согрели своей плащ – п…латкой ,

Иль тихим шутливым сл…вцом ,

Иль чаем на столик… шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник , как счастье , как чудо

Идет Доброта по з…мле .

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле (Ю. Друнина)

    Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»

    Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало о себе так:

«Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам???»

    Гипотеза

Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.

    Ход исследования

    Проанализировать определения имени существительного

    Провести наблюдения в окружающем мире .

    Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи

    Анализ определений имени существительного

    Имя существительное - часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что» . Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения (Определение из Википедии)

    Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

( Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя )

    Вывод: В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете.

    Ответить на вопросы, привести примеры

    Существительные могут обозначать людей и животных ?

    Существительные могут обозначать географические названия ?

    Существительные могут обозначать явления природы ?

    Существительные могут обозначать события ?

    Существительные могут обозначать качества человека ?

    Существительные могут обозначать предмет действия ?

    Существительные могут обозначать состояние человека ?

    Существительные могут обозначать предмет признака ?

    Вывод: Существительное обозначает не только предмет.

Гипотеза подтвердилась. Имена существительные – не только предметы.

Существительные обозначают людей и животных,

географические названия (Москва),

явления природы (радуга, дождь),

события (праздник, война),

состояние человека (грусть, волнение),

качества человека (смелость, доброта),

предмет действия (бег, ходьба),

предмет признака (желтизна, красота) .

    Определи значение существительного. Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие

    Землю, ее недра, водную поверхность

    Космические тела и явления

    Растения

    Животных

    Явления природы

    Вещества

    Факты, события

    Обоснуй ответ. Распределительное письмо.

Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).

При проверке слова из первого столбика сопровождаются комментарием.

Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.

    Подбери имя, определи признаки. Коллективная работа

К названным нарицательным именам существительным подберите собственные. Запишите в два столбика. Определи все признаки существительного

Город, река, деревня, озеро, журнал, собака, поэт, кошка, писатель, сказочник, книга, имя, фамилия, мультфильм, отчество, океан, государство, газета, передача.

Какие существительные относятся к нарицательным, а какие – к собственным?

Как они пишутся?

    Подведение итога

Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?

    Домашнее задание.

Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм

Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Слайд 2

четвертый лишний: шалаш, ночь, из-за туч, пейзаж водоросли, росточек, возраст, вырос 2) поставить ударения в словах: столяр, торты, жалюзи, каталог 3) разведите по значению и написанию слова: развивается ребенок - развевается флаг 4) сколько букв и звуков в словах: яма, письмо.

Слайд 3

Имя существительное – хлеб языка. (Л.В.Успенский)

«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

Слайд 4

Маршрутный лист

  • Слайд 5

    Выпишите имена существительные

    Пуськибятые. Сяпалакалуша по напушке и увазилабутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушатаприсяпали и бутявкустрямкали. И подудонились. А калушаволит: - Оее, оее! Бутявка – то некузявая! Калушатабутявкувычучили. Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: - Калушатаподудонились! Зюмонепалявые! Пуськибятые!

    Слайд 6

    ПОДСКАЗКА.

  • Слайд 7

    Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.

    1 группа – названия лиц: 2 группа – названия вещей: 3группа – названия веществ:4 группа – названия живых существ и организмов: 5 группа – географические названия: 6 группа – названия фактов, событий, явлений: 7 группа – названия признаков: 8 группа – название действий:

    Слайд 8

    Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? Аллея, бинокль, артист, Россия, вестибюль, вокзал, впечатление, коллекция, миллион, будущее, профессия, территория, ветеран.

    Слайд 9

    Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод. Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку.

    Слайд 10

    Распределите слова в два столбика. По какому признаку распределяли? Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел, город Орел, доброта, Нева, Восьмое марта, март, ромашка, кафе «Ромашка», трактор, Куликовская битва, Сатурн.

    Слайд 11

    Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях. Расскажите о синтаксической роли существительного.1) Дерево поднялось выше дома.2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.3) Сосна – это хвойное дерево.4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

    Слайд 12

    Опорный конспект:

    1. Существительное – отвечает на вопросы … Обозначает … 2. Морфологические признаки: Пост. – собственное и …, одушевленные и …., род (….), склонение. Непост. – изменяется по числам, падежам 3. В предложении является...

    Слайд 13

    Тест «Имя существительное».

    Найдите неверное утверждение. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.Б. Имена существительные изменяются по родам.В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. Укажите имя существительное А. смелость Б. смело В. Смелый Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении «Берёзы украшают леса»: а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. Определить род существительных: честность, правда, книги. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

    Слайд 14

    Самопроверка

    Ответы 1. Б 2. А 3. Б 4. женский 5. неодушевленные «5» - 5 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа

    Слайд 15

    Домашнее задание

    Учебник «Теория» §4 (стр.14). Составьте рассказ на основе текста «Пуськибятые»

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    Русский язык Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов

    3 слайд

    4 слайд

    Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи

    5 слайд

    Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой. Русский язык На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика

    6 слайд

    Проверь себя арбуз солнце медведь собака весёлый большой хороший золотой думать играть бежать рисовать Русский язык Что обозначают слова каждой группы?

    7 слайд

    Все эти предметы существуют. Они есть. Они сущие. СУЩИЙ-существительное имя, грамматическое слово, означающее предмет, т. е. лицо, вещь или отвлеченность. -вовать, быть, пребывать, находиться… В. Даль

    8 слайд

    Давай подумаем! Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют …………………………….. Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют……………………………….

    9 слайд

    Добавь словечко Явления природы: что? мороз, …. События: что? праздник, …. Состояние: что? обида, …. Русский язык В каждую группу существительных напишите ещё по три слова

    10 слайд

    Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

    11 слайд

    Раздели на группы Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка. Русский язык

    12 слайд

    Проверь себя кто? врач голубь воробей стрижи девочка чайка что? свеча кувшин пальто карандаш встреча класс Русский язык одушевлённые неодушевлённые

    13 слайд

    Число имён существительных Русский язык Сколько предметов может обозначать имя существительное?

    14 слайд

    Запомни! Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.). Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)