- формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
- закрепить знания по изученным темам;
- способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок
(Диалог учителя и учащихся)
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
2. Чистописание
3. Словарная работа
(Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)
4. Постановка задачи:
– Отгадайте загадку :
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)
– Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)
– А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1 )
– Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?
– Не будем гадать, а попробуем узнать.
Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”
5. Объяснение нового материала
– Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)
– Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2 )
Блокнотик – нет блокнотик а.
Орешек – нет орешк а.
Веничек – нет веничк а.
Браслетик – нет браслетик а.
– Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?
(Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)
Чтение правила в учебнике.(с. 133)
– Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они
учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек , был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель , решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе – ек .И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек , гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.
– Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)
– Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.
6. Закрепление нового материала
А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.
– Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)
ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,
ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.
– Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.
Б) Работа с учебником.
Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131
7. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8. Выполнение упражнений на применение знаний
– Вот наша следующая ёлочка с заданием.
А) “Письмо по памяти с заданием”.
(Пословицы написаны на доске)– Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.
Ключ…к сильнее замка.
Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.
– И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.
Б) Списывание с заданием. “Зимой”
– Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.
З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.
– Справились с заданием? (Проверка задания)
– Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3 )
– Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).
см. Рисунок 4 )9. Итог урока
– Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?
– Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)
– Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)
10. Оценивание
– Все сегодня хорошо поработали.
– И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »
3 класс
Программа «Перспективная начальная школа»
Цель урока : научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в существительных».
Задачи урока:
- Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
- Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
- Развивать устную речь при работе с пословицей.
- Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)
- Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).
Ход урока
1.Организационный момент.
Настройка «Энергия».
2. Повторение изученного материала.
Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. Транспорт – необычный «эскалатор».
1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу вперед.
2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику.
«Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).
Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)
Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)
Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.
3. Постановка учебной задачи.
Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)
В процессе работы ученики называют слова
замоч…к
ключ..к
Каким способом образованы эти слова?
Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)
Сформулируйте тему урока. (1 слайд)
4. Получение нового знания.
Нам помогут слова из «Толкового словаря».
Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом ребята размещают на доске.
орех-орешек
горошек-горошки
барашек-барашки
бантик-бантики
гвоздик-гвоздики
Что можете рассказать об этих словах?
На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? (два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).
Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике).
Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).
Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.
Физминутка. «Печатная машинка» (если в слове пишется суффикс –ек, ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).
Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.
5. Первичное закрепление нового материала.
Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. (два ученика работают у доски, остальные в парах).
Золотой ………………. ключик
Заботливый……………. сыночек
Грибной………………….. дождик
Деревянный……………… столик
Мелодичный………………. звоночек
Наш путь приводит к «Острову пословиц».
Какие пословицы вы знаете?
Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. (Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь) Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание.
А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Звучит спокойная музыка.
Придумайте и запишите несколько связных предложений, используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).
5. Итог урока.
Что нового узнали на уроке, чему научились?
Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 – проверка)
У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.
Спасибо за работу.
Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.
Когда используются суффиксы ек ик в существительных
Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?
Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.
Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.
Правописание суфффиксов -ек-/-ик-
Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.
Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.
При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.
Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.
Что мы узнали?
В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.
В разделе на вопрос помогите срочно как различить на письме суффиксы ик и ек заданный автором Камилла Петрова лучший ответ это Надо поставить слово в родительный падеж, если буква из суффикса "убегает", то пишем е, остаётся - и. Например, ключик - ключика, камешек-камешка.
Ответ от Молокосос
[мастер]
замочек - замочка
ключик - ключика.
Если гласная суффикса выпадает при склонении в родительном падеже (нет кого, чего?) , то пишется -ек, если остается - то -ик.
Ответ от шеврон
[гуру]
Поставь слова в родительниый падеж. Например: стол-ик-стол-ик-а. Суффикс -ИК- сохраняется при склонении. Кусоч-ек-кусоч-к-а: гласный в суффиксе выпадает, значит, нужно писать суффикс -ЕК-.
Ответ от Галина Митрофанова
[гуру]
Используй правило КЛЮЧИКА-ЗАМОЧКА. Всегда добавляй слово НЕТ., выпадает гласная, значит, Е, остается -И.НЕТ ключИка, замочка.
Ответ от Ирина Гудкова
[активный]
чтобы это проверить надо поставить слово во множественное число если гласная останется суффикс ик исли нет суффикс ек например: клубоч? к клубоЧКи гласной нет пишем клубочЕК билет? к билетИКи пишем ик
Ответ от саша мерзляков
[новичек]
если гласная уйдет например кусочек-кусочка тогда пишем е, а если остается листик-листика тогда и.
Ответ от Ѓльяша наша
[новичек]
я не понимаю
Ответ от Айлита авзалова
[новичек]
допустим слово зайчик что тут поставить ек или ик, это просто! надо слово склонить то есть мало зайчиков или нет зайчиков там слышатся и соответственно пишем и. А если комочек склоняем также нет комочка мало комочка там не слышится не и не е, значит пишем е.
Ответ от Ёаня Кучей
[новичек]
Надо поставить слово в Р. п. , если буква в суффиксе пропадает, то - е, в остальных случаях - и
Ответ от Андрей Краснов
[новичек]
По моему это были самые большие рассуждения на всём маиле XD
Ответ от Алина Х
[новичек]
надо поставить в родительный падеж
Безударные гласные в суффиксах
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова). Суффиксы с буквой и :
- и к: виновник, умник, ежегодник (старик, озорник, дождевик );
-ни к: путник, дворник, коровник, ценник (грибник, цветник, ледник );
-щи к: атомщик, мороженщик (обувщик, кладовщик );
- и к (а ): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типа педагогический, лингвистический ), автоматика, символика, конкретика (производные типа символический );
- и ц (а ): любимица, медведица (певица, тигрица ), кожица (водица );
- и н (а ): баранина (осетрина, свинина ), трещина, царапина (морщина );
-и нк (а ): бисеринка (икринка ), лукавинка (хитринка );
- и шк- (с уменьшительно?пренебрежительным значением): платьишко, сараишко, шинелишка (ружьишко, домишко, воришка );
Суффикс с буквой ы :
- ы ш: подкидыш, найдёныш (малыш, крепыш ).
Суффиксы с буквой о :
- о сть: смелость, радость (злость – единственное проверочное слово);
-о т (ш): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.: красоты, широты );
-о к: подросток, набросок, обрубок (игрок, движок );
Суффикс с буквой а :
- а рь: пекарь, лекарь, пахарь (звонарь, бунтарь ).
Суффиксы с буквой е :
-е ниj- (в словах на -ение ): упорядочение, крахмаление (увеличение, распределение );
- е ц: любимец, счастливец (храбрец, глупец );
- е ств (о ): ничтожество, изящество, празднество, тожество (устар. к тождество ), вещество (р. мн. веществ , производные: вещественный, тожественный );
-е р- в основах косвенных падежей и форм мн. ч. слов мать и дочь: матери, дочери (дочерний ).
Суффиксы с непроверяемыми безударными гласными.
Суффиксы с буквой и :
-и к (о ): плечико, колесико ;
- и ан (а ): пушкиниана, лениниана ;
- и ад (а ): олимпиада, универсиада ;
-и тет: суверенитет, генералитет ;
-и ат: комиссариат, секретариат, антиквариат ;
-и ан (е ), - и тян (е ): христиане, островитяне ;
-ари ус: архивариус ;
-ои д: металлоид, эллипсоид ;
Суффикс с буквой ы :
-оны ш (-ёны ш ): зверёныш, гадёныш, ужоныш .
Суффиксы с буквой е :
- е ник (- е нник ): труженик, предшественник, соотечественник;
-е ц (а ): хитреца, наглеца (существительные жен. рода: с хитрецой, с наглецой );
- е в (а ): синева ;
- е мент: абонемент, аккомпанемент, ангажемент (однако в словах сортимент, ассортимент пишется и );
-те ль: учитель, двигатель, проигрыватель ;
-те льств (о ): ручательство, доказательство ;
Суффиксы с буквой о :
- о нер: милиционер, функционер ;
-о тн (я ): трескотня, толкотня ;
-ато р (-ято р ), -то р: вибратор, организатор, компилятор, новатор, конструктор ;
Суффикс с буквой а :
- а тай: глашатай, ходатай .
Существительные с суффиксом -атай следует отличать от слов вожатый и провожатый , склоняющихся как прилагательные: в них суффикс -ат- , а -ый – окончание.
В существительных на -ий, -ия, -ие безударный гласный на конце основы (перед й, я, е ) передается буквой и независимо от того, проверяется этот гласный ударной позицией или нет, а также от того, входит этот гласный в состав суффикса или корня. К этой большой группе слов относятся и производные суффиксальные существительные на -ий, -арий, -орий, -ия, -ация (-яция ), -ие, -ние, -ение, -тие, -ствие , в большинстве которых гласный на месте буквы и – всегда безударный, например:
1) слова на -ий: гений, натрий, алюминий, виночерпий, аграрий, планетарий, сценарий, лекторий, Анатолий, Дмитрий (исключения: иней , а также улей и чирей , где перед й – беглый гласный);
2) слова на -ия : молния, братия, фантазия, бухгалтерия, теория, пенсия, секция, станция, ревизия, дискуссия, оккупация, изоляция, тарификация, дезинфекция, Клавдия, Греция ;
3) слова на -ие : здание, лезвие, условие, усилие, доверие, полугодие, безветрие, знание, восхищение, принятие, спокойствие .
От слов на -ия, -ие с безударным окончанием следует отличать две группы слов, имеющих ударение на окончании:
1) слова на -ея (в том числе слова с суффиксом -еj- ), где гласный е проверяется, напр.: швея, ворожея, жнея, толчея, змея, колея, кисея, шлея, ячея (формы род. п. мн. ч. швей, змей, колей и т. п.; швейный, белошвейка, ворожейка, жнейка, змейка, шлейка, ячейка, кисейный, двухколейный, узкоколейка );
2) слова на -ия, -ие , где гласный и также проверяется: лития, ектения, епитимия (варианты ектенья, епитимья) , бытие, житие.
Особенности написания отдельных суффиксов
-еньк-, -оньк- (в существительных). В существительных с суффиксом -еньк- (-оньк- ) начальный гласный суффикса, всегда безударный, передается на письме буквами е (после парных мягких согласных и шипящих, а также после гласных) и о (после парных твердых согласных): папенька, доченька, ноженька, душенька, Петенька, Варенька, Серёженька, Машенька, Зоенька; берёзонька, детонька, кисонька, зубоньки, Веронька .
Исключения: в словах заинька и паинька , а также в слове баиньки пишется в суффиксе буква и .
У писателей XIX в. широко встречаются написания собственных имен типа Марфинька, Полинька, Фединька (с буквой и ), а также Лизанька, лисанька (с буквой а ; последнее – в фольклорных текстах). Такие написания, хотя и отклоняются от современной орфографической нормы, сохраняются в переизданиях соответствующих текстов.
-очк-, -ечк-. В существительных с суффиксом -очк- (-ечк -) начальный безударный гласный суффикса передается буквами о (после парных твердых согласных) и е (в остальных случаях): лампочка (от лампа ), ванночка, вазочка, кофточка, мамочка, Ниночка, Аллочка, Вовочка; тётечка, Ванечка, Олечка, Раечка; времечко (от время ), имечко (от имя ), семечко, утречко . Ударение на суффиксе – в единственном слове местечко .
Такой же орфографический вид имеют существительные с уменьшительно?ласкательным суффиксом -к- , образованные от существительных на -ка, -ко, -ки: деточка (от детка ), прялочка, сосочка, загородочка, саночки (от санки ); крошечка, леечка, окошечко (от окошко ) и т.п.
Отклоняются от современной нормы написания типа тётичка, Володичка, Раичка (как и традиционное в современных текстах стилизованное написание Веничка Ерофеев ). Написание -ичк- в конце основ (не под ударением) нормально для слов, образованных с помощью суффикса -к- от существительных с основой на -иц-, -ик- , напр.: лестница – лестничка, мельница – мельничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички, фабрика – фабричка, Эдик – Эдичка .
-ек, -ик. Следует различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных мужского рода -ек (в безударной позиции) и -ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе -ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожок ) является беглым, а в суффиксах -ик и -чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е , а небеглый – буквой и , напр.: овражек – овражка, кусочек – кусочка, ножичек – ножичка, барашек – барашка, но столик – столика, калачик – калачика, стаканчик – стаканчика .
По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на -ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа велик (велосипед ), телик (телевизор ), видик (видеомагнитофон ), шизик (шизофреник ), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик .
-инк-, -енк-, -анк- (-янк-). Следует различать существительные на -инка и на -енка (с безударными гласными перед н ).
Слова на -инка -к (а ) от существительных на -ина , напр.: вмятина – вмятинка, проталина – проталинка, соломина – соломинка , либо имеют суффикс -инк (а ), напр.: бисеринка, задоринка, лукавинка .
Слова на -енка либо образованы с уменьшительным суффиксом -к (а ) от существительных на -ня, -на , имеющих перед н беглый гласный, например: вишня (вишен ) – вишенка, песня (песен ) – песенка, сосна (сосен ) – сосенка (так же пишется слово лесенка ), либо имеют суффикс -енк (а ) со значением лица женского пола: француженка, черкешенка, монашенка, нищенка . В этом суффиксе без ударения пишется буква е , хотя под ударением – а (я ), например: гречанка, турчанка, служанка, горянка, китаянка, курдянка, беглянка, шляхтянка .
-анёк, – енёк. В уменьшительно-ласкательных существительных куманёк и муженёк в начале суффикса перед н безударный гласный передается разными буквами – соответственно а и е .
-ид-, -ец-. В суффиксе уменьшительно?ласкательных существительных среднего рода перед ц на месте безударного гласного пишется буква и , если ударение предшествует суффиксу, и буква е , если ударение стоит после суффикса (на окончании), напр.: маслице, платьице, растеньице , но письмецо, ружьецо, пальтецо .
-(м)ен-. В основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на -мя пишется суффикс -ен- с буквой е на месте безударного гласного, напр.: время – времени и времена, имя – имени и имена, семя – семени и семена . Буква е пишется и в прилагательных с суффиксом -н- , образованных от тех же основ и оканчивающихся на -енный или -енной: временный и временной (ср., время, времени ), пламенный, племенной, именной, семенной, стременной . Однако под ударением в формах род. п. мн. ч. слов на -мя и в некоторых производных от них словах пишется (в соответствии с произношением) не только ё или е , но и я : ср. времён, имён, знамён, племён, одноимённый, современный, соплеменный , но: семян, стремян, стремянный (сущ.), времянка, безымянный, голосемянные (вариант: голосеменные ).
-ышк-, -ышек, -ешек и -ушк- (-юшк-), -ушек. В суффиксах уменьшительно-ласкательных существительных -ышк- (в словах сред. рода) и -ышек (в словах муж. рода) без ударения после твердых согласных пишется буква ы , напр.: пятнышко, крылышко, стёклышко, гнёздышко, перышко, колышек, клинышек, воробышек . В слове краешек в суффиксе перед ш пишется буква е .
Эти существительные следует отличать от существительных с ласкательными суффиксами -ушк- (-юшк- ) и -ушек , также безударными: травушка, волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко, горюшко, хлебушек, камушек . Имеются варианты с буквами ы и у в суффиксах: воробышек и воробушек, оладышки и оладушки .
-инец, -енец; -инк(а), -енк(а). Так же, как в прилагательных на -инский или -енский , пишется и или е в образованных от них существительных с суффиксами -ец и -к (а ), напр.: елизаветинец, ялтинец, сочинец, известинец , но пензенец, грозненец, керченец; ялтинка , но пензенка .
-инств-, -енств-. Различаются суффиксы -инств- в словах большинство, меньшинство, старшинство (с ударением на окончании, в варианте меньшинство – на суффиксе) и -енств- в слове первенство (с ударением на корне).
-ив-, -ев- (в существительных). Пишутся гласные и или е в суффиксах -ив (о ), -ев (о ) отглагольных существительных среднего рода, обозначающих продукт, вещество, собирательное понятие как объект или результат действия. Сравните, с одной стороны, месиво, топливо , а с другой, варево, жарево, курево, крошево, кружево . Написание и или е определяется в словарном порядке. Под ударением в словах этого типа встречается только и : жниво, чтиво .
-емость, -имость. Аналогично суффиксам страдательных причастий распределяются суффиксы отглагольных существительных -емость и -имость . Буква е пишется в суффиксе в образованиях от глаголов I спряжения, буква и – в образованиях от глаголов II спряжения. Ср., напр.: успеваемость, рождаемость, сопротивляемость и стоимость . Под ударением в суффиксе существительных этого типа – только гласный и : решимость, проводимость .