Правило правописания ек ик. Правило суффиксов ек ик

  • формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
  • закрепить знания по изученным темам;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Чистописание

  • (Запись даты и классной работы в тетрадь)
  • Письмо сочетаний оро, оло .
  • 3. Словарная работа

    (Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)

    4. Постановка задачи:

    – Отгадайте загадку :

    Наступили холода.
    Обернулась в лёд вода.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Перестал медведь реветь:
    В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает? (Зима)

    – Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)

    – А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)

    – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1 )

    – Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?

    – Не будем гадать, а попробуем узнать.

    Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”

    5. Объяснение нового материала

    – Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)

    – Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2 )

    Блокнотик – нет блокнотик а.
    Орешек – нет орешк а.
    Веничек – нет веничк а.
    Браслетик – нет браслетик а.

    – Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?

    (Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)

    Чтение правила в учебнике.(с. 133)

    – Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.

    В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они

    учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек , был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель , решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе – ек .

    И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек , гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.

    – Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)

    – Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.

    6. Закрепление нового материала

    А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.

    – Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)

    ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,

    ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.

    – Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.

    Б) Работа с учебником.

    Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131

    7. Физминутка

    Буратино потянулся,
    Раз нагнулся,
    Два нагнулся.
    Руки в стороны развёл,
    Ключик, видно, не нашёл.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

    8. Выполнение упражнений на применение знаний

    – Вот наша следующая ёлочка с заданием.

    А) “Письмо по памяти с заданием”.

    (Пословицы написаны на доске)

    – Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.

    Ключ…к сильнее замка.

    Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.

    – И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.

    Б) Списывание с заданием. “Зимой”

    – Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.

    З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.

    – Справились с заданием? (Проверка задания)

    – Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3 )

    – Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).

    см. Рисунок 4 )

    9. Итог урока

    – Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?

    – Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)

    – Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)

    10. Оценивание

    – Все сегодня хорошо поработали.

    – И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »

    3 класс

    Программа «Перспективная начальная школа»

    Цель урока : научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в существительных».

    Задачи урока:

    1. Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
    2. Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
    3. Развивать устную речь при работе с пословицей.
    4. Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)
    5. Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Настройка «Энергия».

    2. Повторение изученного материала.

    Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. Транспорт – необычный «эскалатор».

    1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу вперед.

    2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику.

    «Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).

    Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)

    Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)

    Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.

    3. Постановка учебной задачи.

    Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)

    В процессе работы ученики называют слова

    замоч…к

    ключ..к

    Каким способом образованы эти слова?

    Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)

    Сформулируйте тему урока. (1 слайд)

    4. Получение нового знания.

    Нам помогут слова из «Толкового словаря».

    Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

    Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом ребята размещают на доске.

    орех-орешек

    горошек-горошки

    барашек-барашки

    бантик-бантики

    гвоздик-гвоздики

    Что можете рассказать об этих словах?

    На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? (два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).

    Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике).

    Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).

    Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.

    Физминутка. «Печатная машинка» (если в слове пишется суффикс –ек, ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).

    Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.

    5. Первичное закрепление нового материала.

    Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. (два ученика работают у доски, остальные в парах).

    Золотой ………………. ключик

    Заботливый……………. сыночек

    Грибной………………….. дождик

    Деревянный……………… столик

    Мелодичный………………. звоночек

    Наш путь приводит к «Острову пословиц».

    Какие пословицы вы знаете?

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. (Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь) Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание.

    А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

    Звучит спокойная музыка.

    Придумайте и запишите несколько связных предложений, используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).

    5. Итог урока.

    Что нового узнали на уроке, чему научились?

    Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 – проверка)

    У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.

    Спасибо за работу.


    Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

    Когда используются суффиксы ек ик в существительных

    Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

    Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.

    Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

    Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

    Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

    Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

    При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

    Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

    Что мы узнали?

    В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.

    В разделе на вопрос помогите срочно как различить на письме суффиксы ик и ек заданный автором Камилла Петрова лучший ответ это Надо поставить слово в родительный падеж, если буква из суффикса "убегает", то пишем е, остаётся - и. Например, ключик - ключика, камешек-камешка.

    Ответ от Молокосос [мастер]
    замочек - замочка
    ключик - ключика.
    Если гласная суффикса выпадает при склонении в родительном падеже (нет кого, чего?) , то пишется -ек, если остается - то -ик.


    Ответ от шеврон [гуру]
    Поставь слова в родительниый падеж. Например: стол-ик-стол-ик-а. Суффикс -ИК- сохраняется при склонении. Кусоч-ек-кусоч-к-а: гласный в суффиксе выпадает, значит, нужно писать суффикс -ЕК-.


    Ответ от Галина Митрофанова [гуру]
    Используй правило КЛЮЧИКА-ЗАМОЧКА. Всегда добавляй слово НЕТ., выпадает гласная, значит, Е, остается -И.НЕТ ключИка, замочка.



    Ответ от Ирина Гудкова [активный]
    чтобы это проверить надо поставить слово во множественное число если гласная останется суффикс ик исли нет суффикс ек например: клубоч? к клубоЧКи гласной нет пишем клубочЕК билет? к билетИКи пишем ик


    Ответ от саша мерзляков [новичек]
    если гласная уйдет например кусочек-кусочка тогда пишем е, а если остается листик-листика тогда и.


    Ответ от Ѓльяша наша [новичек]
    я не понимаю


    Ответ от Айлита авзалова [новичек]
    допустим слово зайчик что тут поставить ек или ик, это просто! надо слово склонить то есть мало зайчиков или нет зайчиков там слышатся и соответственно пишем и. А если комочек склоняем также нет комочка мало комочка там не слышится не и не е, значит пишем е.


    Ответ от Ёаня Кучей [новичек]
    Надо поставить слово в Р. п. , если буква в суффиксе пропадает, то - е, в остальных случаях - и


    Ответ от Андрей Краснов [новичек]
    По моему это были самые большие рассуждения на всём маиле XD


    Ответ от Алина Х [новичек]
    надо поставить в родительный падеж

    Безударные гласные в суффиксах

    В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

    Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова). Суффиксы с буквой и :

    - и к: виновник, умник, ежегодник (старик, озорник, дождевик );

    и к: путник, дворник, коровник, ценник (грибник, цветник, ледник );

    и к: атомщик, мороженщик (обувщик, кладовщик );

    - и к (а ): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типа педагогический, лингвистический ), автоматика, символика, конкретика (производные типа символический );

    - и ц (а ): любимица, медведица (певица, тигрица ), кожица (водица );

    - и н (а ): баранина (осетрина, свинина ), трещина, царапина (морщина );

    -и нк (а ): бисеринка (икринка ), лукавинка (хитринка );

    - и шк- (с уменьшительно?пренебрежительным значением): платьишко, сараишко, шинелишка (ружьишко, домишко, воришка );

    Суффикс с буквой ы :

    - ы ш: подкидыш, найдёныш (малыш, крепыш ).

    Суффиксы с буквой о :

    - о сть: смелость, радость (злость – единственное проверочное слово);

    -о т (ш): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.: красоты, широты );

    -о к: подросток, набросок, обрубок (игрок, движок );

    Суффикс с буквой а :

    - а рь: пекарь, лекарь, пахарь (звонарь, бунтарь ).

    Суффиксы с буквой е :

    -е ниj- (в словах на -ение ): упорядочение, крахмаление (увеличение, распределение );

    - е ц: любимец, счастливец (храбрец, глупец );

    - е ств (о ): ничтожество, изящество, празднество, тожество (устар. к тождество ), вещество (р. мн. веществ , производные: вещественный, тожественный );

    -е р- в основах косвенных падежей и форм мн. ч. слов мать и дочь: матери, дочери (дочерний ).

    Суффиксы с непроверяемыми безударными гласными.

    Суффиксы с буквой и :

    -и к (о ): плечико, колесико ;

    - и ан (а ): пушкиниана, лениниана ;

    - и ад (а ): олимпиада, универсиада ;

    -и тет: суверенитет, генералитет ;

    -и ат: комиссариат, секретариат, антиквариат ;

    -и ан (е ), - и тян (е ): христиане, островитяне ;

    -ари ус: архивариус ;

    и д: металлоид, эллипсоид ;

    Суффикс с буквой ы :

    -оны ш (-ёны ш ): зверёныш, гадёныш, ужоныш .

    Суффиксы с буквой е :

    - е ник (- е нник ): труженик, предшественник, соотечественник;

    -е ц (а ): хитреца, наглеца (существительные жен. рода: с хитрецой, с наглецой );

    - е в (а ): синева ;

    - е мент: абонемент, аккомпанемент, ангажемент (однако в словах сортимент, ассортимент пишется и );

    е ль: учитель, двигатель, проигрыватель ;

    е льств (о ): ручательство, доказательство ;

    Суффиксы с буквой о :

    - о нер: милиционер, функционер ;

    -о тн (я ): трескотня, толкотня ;

    -ато р (-ято р ), о р: вибратор, организатор, компилятор, новатор, конструктор ;

    Суффикс с буквой а :

    - а тай: глашатай, ходатай .

    Существительные с суффиксом -атай следует отличать от слов вожатый и провожатый , склоняющихся как прилагательные: в них суффикс -ат- , а -ый – окончание.

    В существительных на -ий, -ия, -ие безударный гласный на конце основы (перед й, я, е ) передается буквой и независимо от того, проверяется этот гласный ударной позицией или нет, а также от того, входит этот гласный в состав суффикса или корня. К этой большой группе слов относятся и производные суффиксальные существительные на -ий, -арий, -орий, -ия, -ация (-яция ), -ие, -ние, -ение, -тие, -ствие , в большинстве которых гласный на месте буквы и – всегда безударный, например:

    1) слова на -ий: гений, натрий, алюминий, виночерпий, аграрий, планетарий, сценарий, лекторий, Анатолий, Дмитрий (исключения: иней , а также улей и чирей , где перед й – беглый гласный);

    2) слова на -ия : молния, братия, фантазия, бухгалтерия, теория, пенсия, секция, станция, ревизия, дискуссия, оккупация, изоляция, тарификация, дезинфекция, Клавдия, Греция ;

    3) слова на -ие : здание, лезвие, условие, усилие, доверие, полугодие, безветрие, знание, восхищение, принятие, спокойствие .

    От слов на -ия, -ие с безударным окончанием следует отличать две группы слов, имеющих ударение на окончании:

    1) слова на -ея (в том числе слова с суффиксом -еj- ), где гласный е проверяется, напр.: швея, ворожея, жнея, толчея, змея, колея, кисея, шлея, ячея (формы род. п. мн. ч. швей, змей, колей и т. п.; швейный, белошвейка, ворожейка, жнейка, змейка, шлейка, ячейка, кисейный, двухколейный, узкоколейка );

    2) слова на -ия, -ие , где гласный и также проверяется: лития, ектения, епитимия (варианты ектенья, епитимья) , бытие, житие.

    Особенности написания отдельных суффиксов

    -еньк-, -оньк- (в существительных). В существительных с суффиксом -еньк- (-оньк- ) начальный гласный суффикса, всегда безударный, передается на письме буквами е (после парных мягких согласных и шипящих, а также после гласных) и о (после парных твердых согласных): папенька, доченька, ноженька, душенька, Петенька, Варенька, Серёженька, Машенька, Зоенька; берёзонька, детонька, кисонька, зубоньки, Веронька .

    Исключения: в словах заинька и паинька , а также в слове баиньки пишется в суффиксе буква и .

    У писателей XIX в. широко встречаются написания собственных имен типа Марфинька, Полинька, Фединька (с буквой и ), а также Лизанька, лисанька (с буквой а ; последнее – в фольклорных текстах). Такие написания, хотя и отклоняются от современной орфографической нормы, сохраняются в переизданиях соответствующих текстов.

    -очк-, -ечк-. В существительных с суффиксом -очк- (-ечк -) начальный безударный гласный суффикса передается буквами о (после парных твердых согласных) и е (в остальных случаях): лампочка (от лампа ), ванночка, вазочка, кофточка, мамочка, Ниночка, Аллочка, Вовочка; тётечка, Ванечка, Олечка, Раечка; времечко (от время ), имечко (от имя ), семечко, утречко . Ударение на суффиксе – в единственном слове местечко .

    Такой же орфографический вид имеют существительные с уменьшительно?ласкательным суффиксом -к- , образованные от существительных на -ка, -ко, -ки: деточка (от детка ), прялочка, сосочка, загородочка, саночки (от санки ); крошечка, леечка, окошечко (от окошко ) и т.п.

    Отклоняются от современной нормы написания типа тётичка, Володичка, Раичка (как и традиционное в современных текстах стилизованное написание Веничка Ерофеев ). Написание -ичк- в конце основ (не под ударением) нормально для слов, образованных с помощью суффикса -к- от существительных с основой на -иц-, -ик- , напр.: лестница – лестничка, мельница – мельничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички, фабрика – фабричка, Эдик – Эдичка .

    -ек, -ик. Следует различать уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных мужского рода -ек (в безударной позиции) и -ик, -чик (всегда безударные). В суффиксе -ек гласный (проверяемый под ударением в словах типа пенёк, творожок ) является беглым, а в суффиксах -ик и -чик гласный при склонении сохраняется. Таким образом, беглый гласный передается здесь буквой е , а небеглый – буквой и , напр.: овражек – овражка, кусочек – кусочка, ножичек – ножичка, барашек – барашка, но столик – столика, калачик – калачика, стаканчик – стаканчика .

    По этому же правилу пишутся характерные для разговорной речи и просторечия образования на -ик с небеглым гласным суффикса и усеченной основой производящего слова типа велик (велосипед ), телик (телевизор ), видик (видеомагнитофон ), шизик (шизофреник ), а также усеченные уменьшительные личные имена типа Алик, Владик .

    -инк-, -енк-, -анк- (-янк-). Следует различать существительные на -инка и на -енка (с безударными гласными перед н ).

    Слова на -инка (а ) от существительных на -ина , напр.: вмятина – вмятинка, проталина – проталинка, соломина – соломинка , либо имеют суффикс -инк (а ), напр.: бисеринка, задоринка, лукавинка .

    Слова на -енка либо образованы с уменьшительным суффиксом (а ) от существительных на -ня, -на , имеющих перед н беглый гласный, например: вишня (вишен ) – вишенка, песня (песен ) – песенка, сосна (сосен ) – сосенка (так же пишется слово лесенка ), либо имеют суффикс -енк (а ) со значением лица женского пола: француженка, черкешенка, монашенка, нищенка . В этом суффиксе без ударения пишется буква е , хотя под ударением – а (я ), например: гречанка, турчанка, служанка, горянка, китаянка, курдянка, беглянка, шляхтянка .

    -анёк, – енёк. В уменьшительно-ласкательных существительных куманёк и муженёк в начале суффикса перед н безударный гласный передается разными буквами – соответственно а и е .

    -ид-, -ец-. В суффиксе уменьшительно?ласкательных существительных среднего рода перед ц на месте безударного гласного пишется буква и , если ударение предшествует суффиксу, и буква е , если ударение стоит после суффикса (на окончании), напр.: маслице, платьице, растеньице , но письмецо, ружьецо, пальтецо .

    -(м)ен-. В основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на -мя пишется суффикс -ен- с буквой е на месте безударного гласного, напр.: время – времени и времена, имя – имени и имена, семя – семени и семена . Буква е пишется и в прилагательных с суффиксом -н- , образованных от тех же основ и оканчивающихся на -енный или -енной: временный и временной (ср., время, времени ), пламенный, племенной, именной, семенной, стременной . Однако под ударением в формах род. п. мн. ч. слов на -мя и в некоторых производных от них словах пишется (в соответствии с произношением) не только ё или е , но и я : ср. времён, имён, знамён, племён, одноимённый, современный, соплеменный , но: семян, стремян, стремянный (сущ.), времянка, безымянный, голосемянные (вариант: голосеменные ).

    -ышк-, -ышек, -ешек и -ушк- (-юшк-), -ушек. В суффиксах уменьшительно-ласкательных существительных -ышк- (в словах сред. рода) и -ышек (в словах муж. рода) без ударения после твердых согласных пишется буква ы , напр.: пятнышко, крылышко, стёклышко, гнёздышко, перышко, колышек, клинышек, воробышек . В слове краешек в суффиксе перед ш пишется буква е .

    Эти существительные следует отличать от существительных с ласкательными суффиксами -ушк- (-юшк- ) и -ушек , также безударными: травушка, волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко, горюшко, хлебушек, камушек . Имеются варианты с буквами ы и у в суффиксах: воробышек и воробушек, оладышки и оладушки .

    -инец, -енец; -инк(а), -енк(а). Так же, как в прилагательных на -инский или -енский , пишется и или е в образованных от них существительных с суффиксами -ец и (а ), напр.: елизаветинец, ялтинец, сочинец, известинец , но пензенец, грозненец, керченец; ялтинка , но пензенка .

    -инств-, -енств-. Различаются суффиксы -инств- в словах большинство, меньшинство, старшинство (с ударением на окончании, в варианте меньшинство – на суффиксе) и -енств- в слове первенство (с ударением на корне).

    -ив-, -ев- (в существительных). Пишутся гласные и или е в суффиксах -ив (о ), -ев (о ) отглагольных существительных среднего рода, обозначающих продукт, вещество, собирательное понятие как объект или результат действия. Сравните, с одной стороны, месиво, топливо , а с другой, варево, жарево, курево, крошево, кружево . Написание и или е определяется в словарном порядке. Под ударением в словах этого типа встречается только и : жниво, чтиво .

    -емость, -имость. Аналогично суффиксам страдательных причастий распределяются суффиксы отглагольных существительных -емость и -имость . Буква е пишется в суффиксе в образованиях от глаголов I спряжения, буква и – в образованиях от глаголов II спряжения. Ср., напр.: успеваемость, рождаемость, сопротивляемость и стоимость . Под ударением в суффиксе существительных этого типа – только гласный и : решимость, проводимость .