Правила составления цветочных композиций. Как быстро и красиво собрать круглый букет из роз, ромашек или хризантем – инструкция от флориста пошагово Золотое сечение флористика в букетах

Флористика – это вид искусства, имеющий свои особенности. Определённых правил составления букетов нет, но есть стили, в основе которых лежат определенные принципы. Всего таких стилей четыре:

Вегетативный стиль самый натуральный, естественный, то есть букет цветов составляется максимально просто и приближенно к реальности.

При работе над композицией флорист должен уделить внимание ее внешнему виду, форме роста и растительному сообществу. К отличительным особенностям вегетативного стиля можно отнести:

  • асимметричность расстановки;
  • доминантой считается самая большая группа, а равновесие обеспечивается меньшей группой, расположенной отдаленно;
  • вегетативный стиль требует внимательности к натуральности расположения цветов и растений – то есть так, как они произрастают в естественных условиях.

Декоративный стиль

Этот стиль берется за основу, когда создаются букеты цветов. Фото показывает, что количество цветов разное, и они рассчитаны на хранение в вазах.

К особенностям данного направления флористики относятся:

  • крепление на флористическую пену;
  • растения не выделяются, ведь основная цель – выразить единство и целостность композиции без акцента на индивидуальности;
  • букеты заполняются плотно, то есть многочисленные растения располагаются максимально близко друг к другу.

Форма-линейный стиль

Данный флористический стиль предполагает акцент на линиях, формах и контурах. Чаще всего на основе данного направления создаются современные красивые букеты цветов (фото подтверждает, что композиции могут быть самыми разными).

К отличительным особенностям стиля относятся:

  • внимание формам и линиям и их комбинации;
  • минимальный набор используемых материалов;
  • строгость и четкость линий.

Параллельный стиль

Этот стиль часто встречается в природе, поэтому он любим многими флористами. Параллельный стиль предполагает, что растительный или нерастительный материалы располагаются параллельно друг к другу. Направление требует внимательного отношения к пропорциям, цвету и форме, а сами букеты могут быть симметричными и асимметричными.

Принципы правильной композиции

Любое произведение искусства создается на основе определенных правил. Букеты цветов на картинках выглядят интересно и эффектно, но нужно понимать, как достигается подобный эффект.

Для создания красивой флористической композиции нужно уметь ее составлять:

Выбираем сочетания цветов

Цветовая гамма должна быть гармоничной, и достигается это четырьмя основными способами:

  1. Сочетанием контрастных цветов, которые будут располагаться друг напротив друга
  2. Сочетанием похожих оттенков, которые располагаются в композиции по соседству
  3. Использованием разных оттенков одного цвета
  4. Сочетанием цветов из разных частей цветового круга

Идеи букетов на основе контрастных сочетаний цветовой гаммы самые разные. Основное правило этого способа – использовать растения чистого цвета: то есть синий ирис сочетать с алой розой. Контрастные сочетания при всей их гармоничности и оптимистичности не должны быть слишком броскими. Идеальная композиция создается за счет сочетания светлых оттенков – розового с приглушенным голубым, сиреневого с лиловым.

Если вам нравятся сдержанные комбинации, обратите внимание на идеи букетов на основе аналогичных сочетаний. В них наряду с чистыми цветами можно использовать оттенки. В ансамбле цветов может преобладать и один цвет, но в оттенках: при правильном подборе такие флористические композиции будут выглядеть гармонично.

Если же вы за буйство красок, то выбирайте многоцветные комбинации. Идеи букетов самые разные, причем можно использовать даже свежесрезанные цветы с собственного участка

Симметричный круглый букет

Существует множество техник во флористике, благодаря чему они смотрятся индивидуально и оригинально. Сегодня одним из популярных является симметричный круглый букет. Симметрия популярна благодаря вариациям цветов разной длины, которые в сочетании обеспечивают гармоничность композиции.

Круглый букет создается по спирали:

  • основной цветок ставится прямо, растения на переднем фоне наклоняются слева направо, а на заднем фоне – справа налево;
  • каждый следующий цветок укладывается по спирали слегка наискось;
  • при наполнении букета угол его наклона увеличивается;
  • после набора растений стебли обрезаются.

Эти красивые букеты цветов часто создаются на свадьбу для невесты. Оформить его можно с использованием розы, гвоздики, ириса, мини-розы или астр. Основное правило – внешние и внутренние цветы не должны сильно отличаться длиной, ведь от этого зависит округлость формы.

Стиль бидермейер

Этот стиль во флористике дает возможность воплотить в реальность разные идеи. Это тоже круглая композиция, но цветы в ней собираются не по спирали, а в виде концентрической окружности. Схема составления следующая:

  1. Работа начинается с укладки верхушечного цветка.
  2. Вокруг него складываются в ряд другие цветы.
  3. Форма букета самая разная. Пирамидальная композиция создается за счет цветов с длинными стеблями, приплюснутая – головками цветков часто без стебля.
  4. Бидермейер предполагает использование не только цветов, но и колосков пшеницы, ржи, ковыля, аспарагуса, папоротника. В букете они должны создавать концентрическую окружность.
  5. Манжета выполняется из бумажной салфетки, ткани, лент или кружева.

Фото красивого букета цветов в технике бидермейер показывает, что можно создать и небольшие композиции из мелких цветов. Кстати, такая композиция считается одним из лучших у невест, поэтому он носит название сватовского.

Создать его можно и самостоятельно:

  1. Берем мини-розы и маргаритки.
  2. Делаем манжет из листьев.
  3. Перпендикулярно к нему укладываем верхушку – из нескольких роз и маргариток.
  4. Над манжетой строго симметрично располагает еще розы и маргаритки. В итоге получаем круг.
  5. В глубину между получившимися рядами укладываются еще по три розы и маргаритки.

Букет ассиметричной формы

Идеи таких композиций самые разные, но основное – это акцент на асимметричности формы. Такие букеты смотрятся стильно и современно, особенно если они состоят из экзотических растений.

Асимметричные композиции создаются на основе двух методов – по правилу трех треугольников и диагональным способом. Рассмотрим каждый способ по отдельности.

Метод трех треугольников

Схема составления букета следующая:

  1. Для создания композиции требуется 5 или 7 цветов двух разновидностей.
  2. Первый цветок – верхушечный – устанавливается вертикально, он будет служить первым элементом композиции.
  3. Второй элемент выступает основанием правого треугольника. Длина этого цветка может быть разной – это зависит от высоты самого букета. Основное требование – цветок должен отличаться от первого, верхушечного, по высоте.
  4. Второй элемент устанавливается горизонтально в правую сторону.
  5. Третий цветок устанавливается так, чтобы его верхушка приходилась на гипотенузу правого треугольника.
  6. Четвертый элемент – вершина второго треугольника, и его мы будем строить на цветах другой разновидности.
  7. Пятый элемент укладывается горизонтально – он не должен быть одинаковой длины со вторым элементом букета.
  8. Шестой элемент устанавливается на линии четвертного и пятого. Если соединить все точки мысленно, треугольник получится равносторонним.

Тейпирование

Эта флористическая техника популярна благодаря тому, что предполагает использование срезанных растений. Очень красиво смотрится букет полевых цветов, созданных данным способом. Суть техники в том, чтобы сохранить цветы как можно дольше свежими, поэтому на ее основе создаются многочисленные свадебные букеты. Суть метода в следующем:

  • отрезанные на определенную длину стебли помещаются в питательную среду;
  • в стебель вводится специальная проволока, а сам срез дополняется гигроскопическим материалом с какой-нибудь жидкостью;
  • срез обрабатывается тейп-лентой, которая закрывает проволочную вставку в стебель и предотвращает испарение влаги.

Основное правило – чтобы проволочные стебли не перекручивались, а располагались параллельно. Особенности техники тейпирования в следующем:

  1. Букет будет легким и эстетичным.
  2. Цветы долгое время сохраняют свежесть.
  3. При тейпировании можно использовать цветы с тяжелыми бутонами.
  4. Техника дает возможность создавать фигурные композиции определенной формы. Поэтому таким способом можно создать как свадебную композицию, так и букет цветов «С днем рождения».

На портбукетнице

Главный символ свадебного торжества – это букет невесты, а потому его оформлению нужно уделять пристальное внимание. Флористические композиции на основе портбукетницы отличаются легкостью, компактностью, удобством. К преимуществам такого способа оформления относятся:

  1. Разнообразие размеров цветов – маленьких или больших, с бутонами или соцветиями, полевых или парниковых.
  2. Небольшие размеры. Основа букета легкая, а сами цветы можно удержать в одной руке.
  3. Долговечность. Такие композиции долго сохраняют свежесть и эстетичный внешний вид.

Флористика к любому празднику: что выбрать?

Современные флористы предложат массу идей для создания цветочных композиций на любое торжество. Кто-то выберет компактную композицию, а кому-то нужен большой букет цветов. На День Святого Валентина чаще всего создаются букеты из ярко-красных роз, которые оформляются в форме сердца. Дополнения создаются за счет белых роз, фрезий, лилий, белых гвоздик.

И на 23 февраля можно подготовить букет. Основное требование к нему – сдержанность. Композиции для мужчин выполняются в треугольной, пирамидальной форме и в линейном стиле.

Широкое разнообразие идей можно воплотить при создании букетов на 8 марта. Чаще всего они формируются из тюльпанов, роз, нарциссов, гиацинтов или подснежников. Красивые композиции создаются как из полностью открытых бутонов – пышных и сочных, так и закрытых. Цветовые решения растений могут быть выбраны любые.

Букеты на свадьбу создаются на основе растений светлых оттенков, но возможны и яркие штрихи, особенно если невеста выходит замуж в платье определенного стиля.

Цветы сопровождали человека всю его жизнь. Человечество посвятило цветам огромное количество легенд, песен, стихов, картин. Наши сады трудно представить без буйства красок, форм, тонких запахов. Селекционеры без устали трудятся над созданием новых сортов, а полки цветочных магазинов ломятся от нежного и капризного товара. Без цветов трудно себе представить юбилей, свадьбу или праздник. И, пожалуй, нет ни одной страны в мире, которая не использовала бы цветы на официальных и праздничных мероприятиях.

Истинная любовь к цветам, их очарованию, хрупкости, совершенству, заставила человечество основать целую науку по сотворению из живых цветов произведений искусства. Эта наука называется флористика.

Когда вы посещаете флористический салон или просто любуетесь фотографиями произведений знаменитых флористов, то не можете не восхищаться полетом фантазии, изысканным, безупречным вкусом мастеров цветочного дела. Как можно с помощью простых, лежащих на поверхности приемов, отсекая все лишнее, создать шедевр? И разве возможно простому человеку сделать что-то, хотя бы отдаленно похожее на это цветочное чудо?

Удивительно, но ответ будет: «Да, возможно». Без всякого сомнения, чтобы создать красивую композиции из цветов, нужны вдохновение и немного художественного таланта. Но у флористики существуют свои строгие законы, отступать от которых решаются лишь считанные единицы. А люди, которые не претендуют на всемирное признание, но очень хотят научиться составлять букеты в домашних условиях, могут изучить основные правила флористики. Они несложны, и их немного ‒ всего семь. Прочитав статью до конца, вы сами убедитесь, что освоить простые правила по составлению букетов по плечу каждому.

Правило №1. Конструкция

Любое творческое произведение несет в себе идею. Цветочные композиции ‒ не исключение из этого правила. Как все материальные предметы, они трехмерны, то есть имеют ширину, высоту и глубину. Перед тем как создавать композицию, мастер рисует в воображении ее объемную проекцию и, уже отталкиваясь от нее, приступает к работе.

Правило №2. «Золотое сечение»

То самое «золотое сечение», используемое в архитектуре, скульптуре, живописи. Принцип его заключается в том, что предмет, например, букет, мысленно делится на восемь равных отрезков, из которых пять ‒ это высота букета, а три ‒ сосуд или корзина. Это правило справедливо как для вертикальных, так и для горизонтальных предметов.

Правило №3. Акцент

У каждого произведения существует главная точка, притягивающая к себе взгляд. Во флористике это может быть цветок, контрастирующий с основным фоном, который позволяет надолго запомнить данную работу.

Правило №4. Ритм

Этот прием не позволяет работе выглядеть статично. Достигается он с помощью разнообразия окраски растений, их величины и вида.

Правило №5. Равновесие

С помощью цвета можно придать букету визуальную легкость либо тяжесть. Чем светлее и уже по форме цветок, тем он кажется легче. И наоборот. Опираясь на этот принцип, мысленно рисуем пирамиду, в основании которой для устойчивости располагаются наиболее темные и пышные цветы, а на вершине ‒ светлые и мелкие.

Правило №6. Гармоничность

Без нее не обходится ни одна красивая цветочная композиция. Если композиция режет взгляд своей пестрой расцветкой, плохо продуманным подбором цветов ‒ она негармонична.

Правило №7. Цветовая палитра

В основе этого правила ‒ сдержанность и еще раз сдержанность. Потому что от нее зависит, что вы создадите: безвкусную поделку или изысканное творение. Цветом можно убить композицию или спасти ее. Для правильного подбора сочетаемых между собой оттенков берется всем известный круг контрастов с нанесенными на него семью цветами в такой последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Их сочетания бывают трех типов. Контрастные ‒ цвета, находящиеся в круге друг против друга. Характерные — цвета, расположенные через один сектор круга. Дисгармоничные ‒ цвета, находящиеся в соседстве друг с другом. Нейтральными являются белый, зеленый, серый. В каждой композиции используется не больше трёх красок, не считая нейтральных. Если вы не очень уверены, что удачно подберете цвета в композиции, используйте беспроигрышный вариант ‒ сочетание оттенков одной краски.

Следуя этим простым правилам и призвав на помощь фантазию, вы смело можете заняться интереснейшим творчеством!

Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:

1. Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Кон­струкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.

2. Пропорция - это соотношение раз­мера растений и сосуда, пропорция между цвета­ми, листьями, вазой, соотношение размера гото­вой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 долж­ны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.

3. Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

6. Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

7. Цвет - один изосновных эле­ментов правильно составленной композиции. По­может здесь цветовой круг, в котором распо­лагаются оттенки спектра солнечного луча, про­пущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (крас­ный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов


Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее — это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

На протяжении веков цветы пробуждали в человеке доброту, вдохновляли на подвиги, вносили частичку прекрасного в жизнь. Эту миссию они успешно продолжают выполнять и по сей день, очаровывая своими пьянящими ароматами и нежным видом лепестков. И, конечно же, немудрено, что люди не только не представляют своего жилища и садов без этих прекрасных «сожителей», но и украшают с помощью цветов свои наряды, торжества, сохраняют их аромат в духах, используют в кулинарии. Множество людей настолько проникаются идеальными формами и бесконечным разнообразием этих прекрасных созданий матушки-природы, что посвящают цветам свою профессию и жизнь. Именно такими людьми и было создано искусство флористики.

Сегодня, просматривая работы талантливых флористов, невольно думаешь, что только человек тонкой творческой натуры, вдохновленный красотой цветов, способен создавать такое огромное количество шедевров. И, кажется, что создать цветочное великолепие сможет далеко не каждый.



Безусловно, творческий порыв имеет место быть, иначе не объяснишь столь разнообразное применение цветов во всевозможных композициях.

Тем не менее, у флористики, как у любой науки, есть свои правила, без которых составить неповторимую композицию, гармонично сочетающую в себе множество компонентов, гораздо сложнее. Поэтому, изучив основы флористики , даже человек, которого всю жизнь привлекали цифры и расчеты, сможет создать довольно-таки привлекательное . У флористов, как и в других видах искусства, есть свои хитрости, следуя которым, легче передать идею и вложить определенный образ в композицию. Всего этих хитростей, или правильнее будет сказать – принципов, можно назвать семь.

1. Замысел или конструкция

У каждой работы должен быть свой замысел, а его конструкция должна состоять из трех параметров: высота, глубина и ширина. Прежде чем приступить к созданию чего-либо из цветов, свой результат флорист должен мысленно представить, максимально используя эти параметры.

2. Пропорция

Композиция смотрится гармонично только в том случае, если правильно соблюдены ее пропорции. Это, главным образом, соотношение размера листьев и цветов, высоты цветов и вазы, готовой композиции и помещения, стола и т.д. Чтобы избежать ошибок в пропорции, во флористике существует правило «золотого сечения» . Его суть состоит в делении длины букета на 8 частей. В его вертикальном положении 5 частей приходятся на цветы, оставшиеся 3 части – на вазу. Или размер самого высокого цветка должен равняться 1,5 размерам вазы. При горизонтальном положении, согласно «золотому сечению», необходимо учитывать диаметр вазы или ее диагональ. Самый длинный цветок из букета в низкой вазе не должен превышать 5 частей, а остальные 3 должны приходиться на вазу. По-другому говоря, длина этого цветка должна равняться 1,5 диаметра вазы.

3. Фокусная точка

У любой композиции должен быть центральный элемент, концентрирующий на себе внимание: фокус. Это может быть большой цветок или группа мелких цветков. Без фокуса композиция не будет запоминающейся и впечатляющей и окажется вскоре забытой.

4. Ритм

Ритм означает движение композиции. Придать ей этот элемент поможет использование цветов разного размера, цвета и формы. В противном случае работа будет выглядеть скучно и статично.

5. Уравновешенность

Этот принцип требует от флориста соблюдения сбалансированности, чтобы при взгляде на композицию не казалось, что она вот-вот опрокинется. Для этого нужно помнить: цветы темных оттенков визуально тяжелее светлых, а круглые выглядят более объемно, чем трубчатые. Крупные цветы внизу или в центре композиции создают впечатление уравновешенности и устойчивости. Не стоит забывать и о балансе между низом и верхом.

6. Гармония

Гармония должна присутствовать во всем, а во флористических работах она является просто неотъемлемой их частью. Присутствие гармонии цвета и формы в работе придает ей вид завершенности и заставляет долгое время любоваться ее великолепием.

7. Цвет

Цвет – один из важнейших принципов создания цветочной композиции. Он придает ей характер, отражает настроение, делает ее более трогательной и изящной или, напротив, более смелой и кричащей. Экспериментировать с цветом можно бесконечно: для этого цветы предоставляют множество возможностей, ведь у каждого из них есть большое разнообразие оттенков и вариаций. И здесь флористу важно устоять, не увлечься с экспериментами и стараться не потерять тонкой грани между вкусом и излишним нагромождением.

Все вышеперечисленные принципы флористики , безусловно, помогают избежать грубых ошибок, работая с таким деликатным материалом, как цветы. Но неоспорим и тот факт, что эти семь принципов помогают воплотить в жизнь уже задуманное, а вот источником неповторимых идей являются творчество и богатое воображение.

(нажмите на картинку мышкой, чтобы увеличить)


А, если Вы еще не готовы сами создать красивый букет, хотите немного потренироваться или флористика, как Вы считаете не Ваше призвание, но очень хотите сделать оригинальный подарок близкому человеку, то выход всегда есть. Закажите свежие розы в большом букете с доставкой прямо по адресу. Вряд ли кто то сможет устоять перед неповторимым ароматом и красотой свежих роз. Такой шикарный подарок всегда будет уместен.

Творческих Вам успехов в создании неповторимых композиций из цветов!