Посещение Афона – с чего начать. Поездка на афон, личные впечатления, рекомендации паломнику

“Воистину правильно сказано, мы предполагаем, а Господь располагает. Спроси меня еще год назад, смогу ли я поехать на Афон, я бы ответил - нет. Слишком дорогое удовольствие. Посудите сами: выделить из семейного бюджета около 1500 евро на паломническую поездку - позволить себе могут далеко не все. Но один звонок может изменить все! В ноябре прошлого года я жил своей жизнью, строил планы на ближайшие дни. И вдруг на мобильный телефон мне позвонил дальний знакомый по имени Сергей. До этого в последний раз мы общались много лет назад. Что нужно этому человеку? А он, так просто: "На Афон хочешь?".

Побывать на Святой Горе я мечтал десятый год. Интересовался паломническими турами, но "цены кусались". И тут Сергей со своим звонком. Обещал, что на поездку потратим 300 евро. "Шенген " и афонская визы будут в течение недели. Я, конечно, согласился. А в душе все думал: этого просто не может быть!? "Если на то будет воля Богородицы, все получится", - успокоил меня Сергей.

Через десять дней мы отправились в путь.

Мой багаж поместился в маленький рюкзачок, в который я положил сумку побольше. Для подарков. С нами было еще трое пассажиров. Дорога на машине с попутчиками - экономичный вариант путешествия. Сергей так ездил на Афон уже в пятый раз", - рассказывает Дмитрий.

За семь часов компания проехала 600 км до границы с Румынией. Таможню прошли легко.

"Первая ночевка была практически после суток езды в небольшом болгарском городе Русе. Румыно - болгарскую границу прошли легко: здесь никто ничего не проверяет.

Город Русе

В Болгарии и Румынии обязательной является оплата пошлины за использование дороги. Для этого на любой заправке продаются специальные наклейки. Их цепляют на лобовое стекло. Стоят примерно 10 евро. Цена зависит от времени нахождения в пределах страны.

Отель выбирали по навигатору. Заселились в ближайший от дороги. Правда, сначала его вид меня несколько смутил. Помещение построено по типу старого советского "Лыбидь" возле столичного универмага "Украина". Классический советский отель. Но стоимость меня поразила. За свежую, опрятную постель в чистой комнате, мы заплатили по 15 евро с каждого. В сумму входил сытный завтрак: колбасные изделия, йогурты, омлеты, кофе, чай. Словом, полноценный шведский стол. Мы, как честные украинские паломники, постарались все съесть", - продолжил турист.

Дмитрий предупреждает, что когда едешь на автомобиле по Европе, полицейских не видишь.

"Едешь, дышишь, наслаждаешься, смотришь по сторонам. Даже камер не видно. Можно так совсем расслабиться и почувствовать вседозволенность. Превышать скорость, например, не стоит. Все фиксируется, штраф могут отправить даже на Украину. А превысить скорость ох, как хочется! Ограничение до 50 километров в час", - добавляет Дмитрий.


Болгария поразила паломников своей катастрофической экономической ситуацией.

"В городах по типу нашей Калиновки, Бердичева, пусто. Люди уехали на заработки в Европу. Едешь. Дома. Дома, дома, а там пусто. Видно, что нежилые. Где окна пыльные, где занавесок нет. Как добрались до цивилизации, в кафе решили пообедать. За 10 евро на персону можно было объесться. Было все: первое, второе и компот. Порции огромные. Второй раз ночевали на территории Болгарии рядом с греческой границей. Нас принял маленький Мотель, в котором каждый заплатил по 10 евро. Условия немного хуже. И без завтрака", - рассказывает Димитрий.

Утром туристов встречала Греция.

"К вечеру прибыли в древний город Уранополис. Его основали в 315 году до нашей эры. Большинство паломников на Святую Гору отправляются на Афон с местной пристани. Пришлось ждать, так как паром ходит только один раз в сутки. Примерно в 8-9 часов утра. Решили переночевать в четырехзвездочном отеле прямо на берегу моря, в котором койко-место стоит 25 евро.

Урануполис

На ужин подавали осьминогов, ракушки, каракатиц. Плюс - полноценный завтрак. Вид из окна в номере прямо на Афон. Я смотрел на него, и у меня было четкое понимание того, что сюда приехал неспроста. Машину нам пришлось оставить в отеле. С хозяином сговорились на смешную цену: около 10 евро за пять дней парковки.

Когда пришли на причал, народу уже собралось громадное количество.

Никто не знает? будет ли паром на Афон. В этой местности частые штормовые предупреждения. В толпе я увидел нашего Львовско-Галицкого владыку Августина. Он сопровождал онкобольного человека с последней степенью рака. Но, несмотря на свою беду, мужчина был очень оптимистичен.

Если ты приехал на Афон без особого приглашения, которое называют - Диамонитирион, тебя на Святую Гору не пустят. Мы визы оформляли ещё на Украине (звонили в офис Святой Горы в Салоники). Диамонитирион обошёлся в 25 евро. Приглашение можно приобрести и на месте у местных турфирм, которые помогают паломникам за каких-то 100 евро.

Билет на паром обошелся в 10 евро. Ехали час. Когда мы прибыли на место, объявили штормовое предупреждение. Людей назад паром не повез. Мы услышали, как занервничали россияне. У нескольких мужчин пропадали билеты на самолет. Они вовремя сориентировались, нашли местного, который провел их горными тропами к цивилизации.

На Святой Горе абсолютно другая энергетика. Чувствуешь присутствие Богородицы, которую там все называют - Мама.

За пять дней у нас никто не потребовал денег.
 Свечи и записки здесь подают бесплатно. В каждом монастыре тебя накормят. Сначала наливают для тонуса рюмку анисовой водки и дают закусить рахат-лукумом. И еще стакан вкуснейшей родниковой воды. В монастыре Эсфигмен нас разместили в комнатах с видом на море.

Если ты собрался ночевать в одном из монастырей, ты должен успеть прийти туда до захода солнца (потом двери обители закрываются). Для путешественников, которых застала в пути ночь или плохая погода, организованны в пещерах так называемые перевалочные пункты. В один такой мы случайно забрели. Как сейчас помню, там стояла большая банка консервированной кукурузы. Еще что-то съедобное. Пачка печенья. Лежанка и маленький иконостас с приклеенными бумажными иконками.

В тот день, когда мы собрались домой, нам сообщили, что парома не будет. Штормовое предупреждение.

А потом внезапно объявили, что паром принимает людей. Когда направлялись к причалу, внезапно задумался. Ведь раньше у меня так было, что к Богородице я меньше обращался, чем Господу. А тут прямо почувствовал ее присутствие... и увидел, что на вершину Афона спустилось облако. Указывая на него один местный, так, между прочим, сказал: "Мама сейчас на Горе ". Эта поездка мне запомнилась надолго”.

Во время путешествия каждый из компании винничан потратил немного больше 300 евро. Включая расходы на бензин, проживание и питание.

Перевод с украинского AgionOros.ru

Исходный текст:

В августе 2016 я совершил 10 дневную паломническую поездку на Афон, с целью побывать в святых местах (для православных всего мира - одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы.), прикоснуться к живой традции которой на Афоне уже более 1000 лет и посмотреть на корни Православия изнутри, тк все таки исторически можно говорить о том что данная традиция и религия пришла в Россию именно из Греческой Византии.

Про сам Афон сказано много, проще прочесть в других местах.

Если кратко то попасть на полуостров можно только на пароме или катере из Уранополиса, и вам нужен Диамонитирион (пермит), без него не получится.

Свежевыданный выглядит он так:
Диамонитирион надо заказывать заранее, можно самостоятельно, можно воспользоваться услугами по помощи. Сам Диамонитирион стоит 25 евро, за услуги сверху - как найдёте. Диамонитирион бывает общий, или Генико, или же от конкретного монастыря.

Если общий - то вы можете останавливаться в любом монастыре (если примут), если частный, то у вас есть "ваш" монастырь, в котором вас примут точно, а другие могут и нет. Выдается данный пермит на 4 дня, затем его нужно (можно) продлевать в Карее (столица Афона). Я продлевал, некоторые нет.

На Афоне - свои правила. Общие, и плюс в каждом монастыре свои, о них, а так же расписание вам скажут при заселении.
Из общих стоит отметить то, что женщин на Афон не пускают, в море купаться запрещено, и по всему полуострову нельзя ходить в шортах: на своем примере могу сказать что при наличии местных служб следящих за порядком, не желательно даже подворачивать брюки на пару отворотов,
Насчёт рубашек не так строго, от меня потребовали быть с длинным рукавом только в Свято-Пантелеймоновом (Русский) на трапезе и на службе. Для тех, у кого не было - предлагался набор не очень чистых на вешалках. Лучше иметь свою, короче говоря. В дальнейшем, мне встречался один парень, который ходил и на службы тоже в футболке с заметной надписью If assholes can fly this place will be an airport, и ему это сходило с рук))

Далее в хаотичном порядке:
1) Если вы любите чай, а так же если планируете использовать продукты для которых нужен кипяток (сублиматы)- берите кипятильник. В некоторых монастырях сделать кипятка можно попросить монахов, но только в определенное время, пока Архондарик (типа приемной) открыт. Только в Русском мне встретился аппарат с кипятком, но и он тоже в помещении где свой график. В основном же Греки пьют кофе. Как-то раз я заваривал чай налив кипятка из душа.

2) на втором месте по пользе я бы поставил тройник. Иногда приходилось ночевать в помещениях где-то человек на 35-40, в которых одна розетка. Тогда вы по-королевски вынимаете того, кто уже заряжается, втыкаете тройник, и точно заряжаетесь сами. Вообще, не лишним может оказаться дополнительный аккумулятор.

3) если вы планируете восхождение на гору - спальник и коврик НУЖНЫ. Я положился на информацию в интернете, что можно позаимствовать их в Панагии (небольшая церковь с где-то 15-20 койками). Мой подъем попал на праздник (Вознесение), причём я еще специально пошёл за день до него, и то, людей было около 80 человек. (Когда я уходил - люди ещё прибывали) Спали везде, мест особо не было даже вокруг церкви. Ночь я провёл на лавке (благо её никто не занял). Да, не смотря на жару днём, и не большую высоту горы - ночь была реально холодной, это тоже стоит учитывать (я был в августе). Сам подъем не сказать что трудный (особенно если с Тибетом сравнивать). Многие идут вообще в неподходящей для этого обуви, хотя встречаются и люди в горных ботинках для высот где снег (по мне так избыточно). Идеально, думаю легкие трекинговые ботинки или трекинговые кроссовки. Проблема в том, что тут нужен какой-то разумный компромисс, если вы едете на Афон не только чтобы подняться на гору, но и ходить по полуострову и жить в монастырях - две пары обуви вы вряд ли станете с собою брать. Я ходил в кроссовках, если не торопиться то маршрут вполне проходится даже без поддержки голеностопа, хотя и не так удобно как в чём-то более прочном. Традиционно подъем делают в два дня, ночуют в монастыре Святого Павла или в ските Святой Анны, и оттуда поднимаются до Панагии. Там ночуют и на утро поднимаются до вершины. На фото Панагия и видна вершина.

4) нужна баклажка из хорошего пластика или фляга, где-то на литр (мне кажется оптимально), где её наполнять питьевой водой - мест достаточно. Летом очень жарко, иногда в день я выпивал под 3 литра воды. На фото источник пресной воды, хотя вкус немного соленый. В основном же вся вода на полуострове дождевая, её накапливают. Нехватки нет. Именно источники и родники встречаются не часто.

5) фонарик само собой

6) очень хорошо показала себя одежда из хорошей быстросохнущей синтетики (типа dryчего-нибудь). Хорошая долго не заванивается, стирать особо будет некогда и условия часто к этому не располагают. Исходя из этого стоит брать и все остальное по количеству (бельё, носки).

7) в среднем, распорядок обычно такой: в 3 или в 4 утра(чаще в 4) - служба. В районе 7 легкий завтрак, затем опять служба, где-то до 9-10. Иногда нет. Иногда до 12. Это все еще связано с днями недели, я до конца не понял как. Тем не менее, в 11-12 обед. Затем окно, Затем в 17 служба, часа 2, после сразу ужин, после ужина выносят мощи, после службы -повечерье, где-то до 21. Отбой.
Разные монастыри в период от 18 до 21 закрываются, и попасть в них уже нельзя. Обычно, начало службы и другие процессы отбиваются стуком, чаще деревянным (специальная колотушка и доска).

8) Когда вы приходите в монастырь первым делом надо найти Архондарик (приемную) - по старой традиции,там вас встречают стаканом холодной воды, ракией (водка), и лукумом. В некоторых правда такого не было. Далее, если вы резервировали место - то все просто, если нет - то вам могут отказать, сославшись на то что мест нет. Одному отказывают с меньшей вероятностью чем группе. В некоторых монастырях (Симонопетра, к примеру), места наверняка есть, но они все равно отказывают, отправляя в соседний. По пути в Симонопетру мне встретился один Румын, он пожелал мне удачи в заселении и рассказал как он 10 лет ездил в него, и собирал отказы. На 10ый год он их все продемонстрировал им и его приняли. Да, само проживание и питание в монастыре для паломника ничего не стоит, то есть бесплатно.
На фото Симонопетра, самый высокогорный на Афоне.

9) Если вас не заселяют, или вы просто зашли в монастырь проходя его, стоит в Архондарике попросить приложиться к мощам (Агиа липсон на Греческом), чаще всего не отказывают, хотя бывает трудно найти того, у кого ключи.

10) Помогает карта Афона, та что ниже - лучшая, что я нашел в интернете в плане разрешения. Неоднократно ей пользовался, и заливал всем в телефон кого встречал. В Уранополисе и на самом острове можно купить еще в большем разрешении, с детализацией включая пещеры, источники воды, скиты и каливы и тд, я таку купил но к сожалению где-то по пути оставил на привале на южном склоне. В интернете есть так же обильные описания святынь и мощей по каждому монастырю, с историей, ими удобно пользоваться с целью понять куда вам надо и зачем.

11) в кафе в Карее есть Wi-fi

12) при каждом монастыре есть лавка, у неё свой режим, обычно на ней написано когда открыта. Монастыри делают вино, мыло, четки, иконы, масло, и тд цены различаются. Мне упоминали, что самый недорогой это Иверский, но самому узнать не удалось - в него я не попал тк он был закрыт для паломников в связи с праздниками. Что-то можно купить в магазинах в Карее, и в Дафнии (основной порт отплытия-приплытия)

13) От монастыря к монастырю можно добраться пешком, везде есть указатели. Заблудиться довольно трудно, если только очень хочется, и скорее в южной части в скалах. Из общественного транспорта - так же ходят маршрутки от монастыря к монастырю, и есть водное сообщение катерами и паромами.

Маршрутки работают по принципу приблизительно 50 евро на всю маршрутку, поэтому сколько человек набилось и кому оказалось по пути - такая и стоимость для каждого. Расписание обычно узнается в монастыре, обычно рано утром уходят две и все. Паромы ходят два, один доставляет и увозит паломников, другой ходит по Юго-западной части полуострова. Стоимость полуостров или обратно на сколько я помню 7 евро, по полуострову 2-3. Есть так же катера, на них надо заказывать места заранее и они дороже.

14) Змеи есть, я видел. Наверное ядовитые, не проверял. говорили еще есть скорпионы.

15) Из личных цигунско-субъективных впечатлений более всего запомнились части креста на котором был распят Иисус (разного размера фрагменты хранятся в разных монастырях, те что побольше "фонят" заметно сильнее), и две чудотворные иконы: Скоропослушница в Дохиаре, не помню какая в Свято-Пантелеймоновом.

16) Если что-то еще вспомню допишу, или можно спросить по почте или в соцсетях.

PS Да, кстати, я не крещенный. Особых проблем это не вызывало.




В РПЦ призвали российский бизнес не финансировать Афон после разрыва общения с Константинопольским патриархатом. Но миряне и даже священникам РПЦ разрешил приезжать на Святую гору. Однако только в качестве туристов. Исповедоваться, причащаться и совершать богослужения после разрыва евхаристического общения с Константинополем на Афоне нельзя, заявили в РПЦ. В том, как устроена Святая гора и что там делают святые люди, разбирался «Город 812».

Про Афон известно, что это автономная монашеская республика в Греции, на полуострове Халкидики, которой уже более тысячи лет. Там нет никаких городов – только 20 монастырей, представители которых и управляют автономией. Туда вообще не пускают женщин, а мужчин пускают с трудом – по специальной визе, диамонитириону. На Афоне благодать, это земной удел Богородицы, и праведные старцы несут там свой монашеский подвиг. Высшие московские чиновники из числа воцерковленных ездят к ним за советами – греки в вытертых подрясниках кажутся благодатнее, чем отечественные деятели РПЦ. Президент Путин бывал на Афоне дважды.

Афон, хотя и автономен настолько, что у него даже есть своя полиция, относится к юрисдикции Вселенского патриарха. Власть патриарха признают 19 монастырей, а один – Эсфигмен – нет, так как патриархи, по версии монахов этого монастыря, спутались с римскими папами и погрязли в экуменизме. Патриарх, в свою очередь, объявил братию раскольниками.

Была, прямо как по учебнику рейдерских захватов, создана другая братия, правильная, которая безуспешно пыталась завладеть монастырем. В общем, война с участием полиции продолжается до сих пор.

Именно в Эсфигмене родился признанный в России экстремистским слоган «Ортодоксия и танатос», что на русский переводится как «Православие или смерть». Он был написан белыми буквами на черном флаге, вывешенном из окна монастыря.

На полуострове есть также представители светской греческой власти. За исключением обитателей Эсфигмена, все остальные уживаются друг с другом довольно мирно. Хотя власти не дремлют: в 2012 году за махинации с землей чуть не сел настоятель одного из самых знаменитых монастырей Афона, Ватопедского.

Несмотря на то что Афон – место святое и туда ездят великие люди, простым россиянам попасть на Святую гору тоже можно, причем не так дорого. Главное – не быть женщиной. За 500–600 евро турфирмы предлагают перелет до Греции и оформление диамонитириона, за который, правда, придется заплатить еще 25 евро. В этот же пакет входит «бронирование» мест в паломнических гостиницах при монастырях: сами они, как и питание, бесплатные, но если не договориться о ночлеге заранее, свободного места может не оказаться. Полный пакет – с экскурсиями, транспортом и пр. – стоит у турфирм под 1000 евро. Общественного транспорта на Афоне нет, только монастыри, скиты и поселения монахов, время в пути пешком между которыми может занимать несколько часов.

Священнику на Афон попасть сложнее: нужно испросить благословение (разрешение) Константинопольского патриарха, написав ему письмо – по-английски или по-гречески – и приложив рекомендацию от епархиального начальства. Впрочем, для клириков РПЦ это не актуально – им надо обращаться в Отдел внешних церковных связей, который ше сам рассматривал их заявку и сам договаривался со Вселенским патриархом.

Из 20 афонских монастырей один – Пантелеимоновский – считается русским. Хотя сейчас руководят им выходцы из Украины. Но вообще к русским на Афоне относятся настороженно, опасаясь их доминирования. Считается, что попасть в братию монастыря русскому сложнее, чем кому-нибудь другому.

В начале ХХ века русское влияние было особенно велико, значительная часть всех монахов Афона были русскими. Среди них даже родилось своеобразное мистическое учение – имяславие, которое официальные церковные власти Константинополя и России признали ересью. С Афона было выслано более 1000 русских монахов, обвиненных в ереси. В 1913-м к полуострову подошли русские корабли, которые высадили на Святую гору десант, штурмом взявший Пантелеимонов монастырь. По некоторым данным, были жертвы. Остатки имяславцев вывезли в Россию. Лидером имяславского бунта был иеросхимонах Антоний, в прошлом – гусарский ротмистр Александр Булатович.

Когда в 2000-х в России начала расти духовность и скрепляться скрепы, Афон вошел в моду, и угроза русского доминирования вновь стала тревожить греков. С другой стороны, конечно, в этом есть и большой для них плюс: русские и украинцы – едва ли не главные инвесторы в монашеской республике. Это не только пожертвования на ремонт храмов и монастырей – монахи активно строят новые паломнические дома и другие элементы туристической инфраструктуры.

Из России и Украины на Афон едут не только паломники, но и те, кто мечтает о лаврах «афонского старца». Стать монахом там нелегко, но возможно. В конечном итоге все зависит от того, понравишься ли ты братии монастыря и захочет ли она принять тебя. «В монастыре смотрят на человека. Меня, например, взяли, так как я – певчий», – рассказал «Городу 812» писатель Станислав Сенькин, проживший несколько лет в одном из монастырей в качестве трудника (добровольный помощник при монастыре, не собирающийся становиться монахом).

«Нормальный смиренный монах, принявший постриг в своей обители, разве будет помышлять об Афоне? Может быть, конечно, он и не раз вздохнет в своей келье, читая Силуана афонского, но не посмеет пойти против воли своего игумена, – пишет Сенькин. – Часто на Афон, вместе с настоящими рабами Божьими, прибывают беглые иеромонахи и дьяконы в запрете, нерадивые послушники, бродяги, искатели приключений, которые хотят использовать Святую гору как некий трамплин для собственного возвышения».

Из живущих на Афоне старцев самый известный в России – Афанасий (Усенко). Он родом из СССР, но попал на Святую гору очень давно. Когда в России начался православный ренессанс, старец Афанасий оказался главным проводником для потянувшихся за благодатью высокопоставленных россиян. Его можно увидеть на фотографиях рядом с Путиным во время первого президентского визита на Святую гору в 2005 году. Правда, потом отношения власти и старца разладились: он отличается несдержанностью на язык и в соцсетях употребляет в адрес своих оппонентов слова вроде «питух». В итоге Афанасий превратился в заправского оппозиционера, который публикует у себя в ЖЖ такого рода тексты:

«»Зная? какое влияние на общественное мнение оказывает Агион Орос (Святая гора — АМ), сюда стали регулярно приезжать самые высокопоставленные чиновники, политики, олигархи. Ими даже было создано Афонское общество, своеобразный клуб по типу масонского с православной атрибутикой, членство в котором делает человека причастным к особому очень влиятельному кругу. Обладая неограниченными финансовыми возможностями, – ярыми «афонитами», к примеру, являются братья Ротенберги, – русские стали просто-напросто подкупать игуменов некоторых монастырей. И теперь Ватопед, к примеру, стал главным духовным покровителем и «благословителем» путинского режима. Привоз Пояса Богородицы в Москву был для Путина мощным PR-ходом. Однако самое опасное для Православия явление сейчас на Афоне – это то, что российские спецслужбы начали заниматься культивированием и селекцией «старцев». Делается это просто. Берется у монастыря старая келлия с обещанием ее восстановить, поселяется там подобранный кандидат, и через несколько лет грамотного пиара «старец» готов к служению …на ФСБ, в смысле, на российский отдел Моссада» Во время этого визита Путина старца Афанасия, если верить его собственным словам, фактически заперли в местном отделении полиции.

Это, впрочем, не мешает ему (и не ему одному на Афоне) иметь скит, представляющий из себя, как говорят, настоящую гостиницу, в которой он принимает паломников из России.

«Что такое Афон – святое место, просто монастырь, или туристический аттракцион? Смотря для кого что стоит на первом месте», – говорит Станислав Сенькин.

Антон Мухин

Подчиняется ли Афон Вселенскому Патриарху? Ответы на насущные вопросы в связи с последними событиями в православном мире

В последнее время в печатных и интернет изданиях появилось множество статей, говорящих о том, что Святая Гора Афон не подчиняется Патриарху, и, следовательно, последние ограничения Русской Православной Церкви на территорию Афона не распространяются.

сайт попытался разобраться, правы ли СМИ и что делать паломникам, желающим посетить Святую Гору.

Мы апеллируем только проверенными фактами (источниками) и официальными заявлениями представителей РПЦ.

15 октября 2018 года в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, по итогам которого был составлен документ - Заявление Священного Синода.

В заявлении сказано следующее: « … для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян - участие в таинствах, совершаемых в ее храмах» (pravoslavie.ru)

Речь идет о, так называемом, Евхаристическом общении - возможности совместного служения литургии епископами или священниками.

Напомним, что недавно в интернете были опубликованы дезинформативные статьи, в которых якобы были озвучены «официальные» заявления Священного Кинота Святой Горы и Русской Православной Церкви. Афон до сих пор хранит молчание и никак не комментирует сложившуюся ситуацию. 22 октября состоялась Мультимедийная пресс-конференция, посвященная кризису в православном мире. Участвовавший в конференции представитель Русской Православной Церкви, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, священник Александр Волков, разъяснил последние заявления, так взбудоражившие верующих.

Можно ли заходить в храмы Константинопольской Патриархии?

«По счастью, мы в православии друг с другом объединяемся только на духовном уровне и никаких документов, паспортов, подтверждающих православность или юрисдикционную принадлежность того или иного православного человека, у нас нет, поэтому, мы можем говорить только о голосе совести любого человека, который отождествляет себя с той или иной поместной православной церковью».

«Решения Священного Синода русской церкви конечно совершенно обязательны, но в этих решениях содержится лишь одно такое запрещение для наших прихожан, и оно связано именно с евхаристическим общением, с участием в таинствах. … Но это не означает того, что кто-то может быть лишён возможности посетить тот или иной храм, поклониться его святыням или поехать на Святую Гору Афон».

Можно ли совершать паломничество на Святую Гору Афон?

«… все монастыри Афона являются юрисдикционной частью Константинопольского Патриархата … из этого вытекает следствие для любого православного человека, относящего себя к русской церкви - невозможно причащение в монастырях, но, опять же, можно эти монастыри посещать … и если кто-то хочет и испытывает горячую нужду именно сейчас, в это непростое время, посещать Святую Гору Афон, он может это делать беспрепятственно

«Афон относится к древнейшим и очень важным духовным центрам для всего мирового православия, вне зависимости от его нынешней юрисдикционной принадлежности, и никто никогда не будет оспаривать святости насельников Святой Горы и духовного опыта, который всякий человек там получает».

«Никакого формального запрета на посещение ни афонских монастырей, ни храмов Константинопольского Патриархата … у членов русской православной церкви нет».

(Из видео pressmia.ru)

Мнение четкое и однозначное. Если Вы запланировали поездку на Святую Гору с целью приложиться к святыням, помолиться и посетить это святое место, то помешать Вам ничто не в силах. Русская Православная церковь не отрицает святости Афона.

О Вселенском Патриархе

Ответить на вопрос, подчиняется ли Святая Гора Вселенскому Патриарху, поможет официальный документ – Уставная Хартия Святой Горы Афон – «конституция» монашеского государства.

Самая первая статья этого устава упоминает Вселенского Патриарха: «Уставная хартия Святой Горы Афон от 10 мая 1924 года … заверенная Вселенским Патриархом». Афон, действительно, является самоуправляемым монашеским государством, управление которого осуществляется Синаксисом (парламентом), состоящим из представителей 20 афонских монастырей. Главным «судьей» по духовным вопросам является Вселенский Патриарх (статья 43). Особножительные монастыри Афона, желающие стать киновиальными (общежительными), должны также заручиться специальным указом Вселенского Патриарха (статья 85). В положении 5 Уставной Хартии сказано, что все монастыри Святой Горы, Патриаршие и Ставропигиальные, подчиняются духовному руководству «Великой Восточной Православной Церкви Христа» и не поминают никого, кроме Вселенского Патриарха. Всего в Уставной Хартии Вселенский Патриарх упоминается около 20 раз.

Для того чтобы понять роль Вселенского Патриарха нужно разграничить духовное и внутреннее управление монастырей Афона. «Самоуправляемость» не означает вседозволенность; монастыри живут и действуют в соответствии с Уставной Хартией Святой Горы и с Уставом каждого конкретного монастыря. Вселенский Патриарх, тем не менее, является высшим духовным чином для всего православного мира ("первый среди равных"), не исключая и сам Афон.