Понятие о здоровье человека. Понятие о здоровье и болезни

Здоровье. Составляющие здоровья

Одной из главной ценности жизни человека является здоровье.

Определение 1

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов организма, а состояние абсолютного физического, социального и духовного благополучия человека.

Основные составляющие здоровья:

  • Физическая. Эта составляющая включает в себя данные уровня роста и развитие органов и систем органов организма, и их состояние и работоспособность. Данный процесс обеспечивает физическую работоспособность и адаптацию человека.
  • Психологическая. Определяется состоянием психологической сферы, включающей мотивационно-эмоциональные, мыслительные и духовные компоненты. Данный процесс обеспечивает умственную работоспособность и нормальное поведение человека.
  • Поведенческая. Характеризуется внешнем проявление состояние человека. Главная особенность заключается в жизненной позиции и межличностном отношении.

Классификация здоровья

  1. Индивидуальное здоровье. Здоровье одного человека. Определяется по общему самочувствию, наличие или же отсутствие болезней, физическому, духовному и социальному состоянию.
  2. Групповое здоровье. Здоровье сообществ людей, объединенных общими интересами или характеристиками, например, возрастные группы, различные профессиональные сообщества и т.п.
  3. Здоровье населения. Здоровье людей проживающих на общей территории.
  4. Общественное здоровье. Определяется состоянием социума, его физическим и духовным качеством. Общественное здоровье измеряется количественным и качественным здоровьем людей и его резервов, состоянием здорового образом жизни населения.

Критерии и группы здоровья

Оценка критерия здоровья среды региона определяется по общему здоровью проживающего на определенной территории населения. 50% здоровья зависит от индивидуального образа жизни, 25% на здоровье населения влияет состояние окружающей среды, 15% - определяется наследственностью и 10% - представлено качеством медицинского обслуживания.

Основные критерии здоровья представлены:

  • Особенностями онтогенеза;
  • Физическим здоровьем;
  • Нервно-психическим развитием;
  • Уровнем резистентности и функциональным состоянием организма;
  • Наличием или отсутствием хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Состояние здоровья детей характеризуются 5 группами. Каждый ребенок может менять группу здоровья в зависимости от уровня развития и состояния его здоровья.

К 1 группе относят детей с нормальным физическим и психическим развитием, редко болеющими острыми заболеваниями.

Ко второй группе, или группе риска относят детей с хроническими заболеваниями, часто болеющих. Имеющие также отклонения в росте и развитии. Данная группу подразделяется на подгруппы А и Б.

2А группа включает здоровых детей с отягощающим акушерским анамнезом. 2Б группа включает здоровых детей с отягощенным социальным, генеалогическим и биологическим анамнезом. К ним относят недоношенных, незрелых детей с внутриутробным инфицированием, перенесших асфиксию, родовую травму, дефектами осанки, функциональными изменениями органов, уплощенной стопой, с рахитом 1 степени, с дефицитом или избытком массы 1-2 степени.

К третьей группе относятся дети с врожденными дефектами или наличием хронической патологии в стадии компенсации но без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Заболевания редкие 1-3 раза в год. Функциональные отклонения без клинических проявлений в функциональных отклонениях органов и систем органов организма.

К четвертой группе относят деток с врожденными дефектами или наличием хронических заболеваний на стадии субкомпенсации. Проявляются отклонения в организации патологически измененного органа, а также и в других органов и их систем. Часто обостряется основное заболевание. Наблюдается нарушение общего состояние и самочувствия в периоде реконвалесценции.

К пятой группе относят детей с врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Общее понятие о болезни

Определение 2

Болезнь – это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.

Причины болезни:

  • Механическое повреждение – удар, давление, разрыв и пр.
  • Физический раздражитель – звук, шум, излучение, температура, электромагнитное поле, электрический ток.
  • Химическое воздействие – алкоголи, никотин, пестициды, кислоты и щелочи, тяжелые металлы, ароматизаторы и растворители, пр.
  • Биологические причины – микроорганизмы и их продукты жизнедеятельности, глисты, гельминты, грибы, вирусы , бактерии и др.
  • Социальный фактор .

Кроме факторов вызывающих болезни имеют место и условия развития болезни, но они и не обязательны. Различают внутренние и внешние условия.

Внутренние условия характеризуются патологической конституцией человека, наследственной предрасположенностью к болезням, и от возраста.

К внешним условиям относят режим питания, переутомление, ранние перенесения болезней, неврологические состояния.

Помимо факторов и условий болезней существуют и периоды развития болезни.

Периоды развития болезни:

  1. Латентный (инкубационный). Начинается с воздействия фактора на организм и заканчивается до первых проявлений признаков болезни. Например, человек уже заражен вирусом гриппа, а первые признаки болезни проявляются через несколько дней.
  2. Продромальный. От первых проявлений признаков до полного проявления симптомов.
  3. Период клинических проявлений. Клиническая картина заболевания.
  4. Исход болезни. Три случая: выздоровление, переход в хроническую форму или летальный исход.

Знание сущности болезни и условий ее возникнове­ния - важное условие профилактики заболеваний при занятиях физическими упражнениями, спортом. Но для того, чтобы правиль­но понять сущность болезни, необходимо иметь четкое представле­ние о сущности здоровья.

Общепринятой формулировки понятия «здоровье» нет. Наибо­лее распространенным является следующее определение: здоро­вье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уровновешены с внешней средой и отсутству­ют болезненные проявления.

Как ясно из этого определения, основной признак здоровья - высокая приспособляемость организма к воздействиям факторов внешней среды. Здоровый организм способен перенести огромные психические и физические нагрузки, приспособиться к значитель­ным изменениям факторов внешней среды, не выходя за рамки фи­зиологических колебаний. Это говорит о том, что здоровье является динамическим состоянием: для каждого человека существует мно­жество его вариантов, ибо с изменением условий внешней среды иным становится соотношение физиологических функций, от кото­рых зависит состояние здоровья.

Высокая приспособляемость здорового организма к изменению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляемую систему. Возможно­сти саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так, клетка способна автоматически настраиваться на наи­выгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды. Например, в ситуациях, в которых современной электронно-вычислительной машине требуется 30 часов для расче­та необходимого режима обменных процессов в клетке (при 1000 операциях в 1 сек.), клетка реагирует почти мгновенно. Это позво­ляет говорить о кибернетике живого.

Следует учитывать, что понятие «здоровье», как и понятие «норма», условное. Это объясняется тем, что понятие физиологи­ческой нормы для многих функций является весьма широким и во многом определяется индивидуальными особенностями людей: кон­ституцией, возрастом, полом, физической тренированностью и др. Поэтому те или иные изменения могут быть для одних индивиду­умов патологическими, а для других соответствующими физиологической норме. Например, артериальное давление ниже 100 мм рт. ст. в одних случаях - симптом заболевания (гипотония), связанно­го с нарушением нейроэндокринной регуляции функции сердечно­сосудистой системы, в других (в частности, у спортсменов) - про­явление высокого уровня тренированности.

Качественное своеобразие болезни определяется в большой ме­ре локализацией патологического процесса. Так, при одних и тех же причинах атеросклеротических изменений в стенках артериальных сосудов могут развиваться разные болезни в зависимости от места расположения этих сосудов (например, при изменениях в сосудах сердца - стенокардия или инфаркт миокарда, в сосудах мозга - инсульт).


Переход от здоровья к болезни может происходить незаметно для окружающих и самого заболевающего. Это нередко наблюда­ется у спортсменов. Благодаря тому, что компенсаторные возмож­ности организма у спортсмена очень большие, он иногда может, будучи больным, не только хорошо себя чувствовать, но и показы­вать некоторое время высокие спортивные результаты.

Между здоровьем и болезнью могут быть переходные, или предпатологические, состояния.

Болезнь возникает тогда, когда организм подвергается дейст­вию чрезмерно сильных раздражителей либо когда неблагоприятно изменяется его способность приспосабливаться к обычным раздра­жителям. В этих случаях возникают не свойственные ему морфо­логические и функциональные изменения.

Общепризнанного определения понятия «болезнь» также не су­ществует. Болезнью принято считать состояние организма, при ко­тором под влиянием каких-либо повреждающих воздействий на­рушается нормальная жизнедеятельность организма, ограничива­ется способность приспосабливаться к изменениям условий внеш­ней среды, снижается трудоспособность.

При болезнях имеют место как специфические, так и неспеци­фические изменения. Специфические изменения обусловлены факто­ром, вызвавшим заболевание. Таким фактором могут быть, напри­мер, микробы определенного вида, вызывающие своеобразные, ха­рактерные для них изменения в организме.

Специфические для той или иной болезни изменения в организ­ме формируются на различных уровнях: молекулярном (наследст­венном), клеточном или тканевом (например, опухоли), на уровне нарушения взаимоотношений между корой головного мозга и под­корковыми образованиями (психические болезни) и на уровне орга­на или системы органов. К неспецифическим изменениям относят­ся, например, стандартные изменения функции передней доли ги­пофиза и коры надпочечников при воздействии разнообразных факторов внешней среды.

Специфические и неспецифические изменения при болезнях со­четаются друг с другом. Значение и удельный вес их в механизмах развития различных болезней неодинаков и меняется на протяжении всего болезненного процесса.

Специфические изменения в целом организме, характерные для тех или иных болезней, формируются из разнообразных специфи­ческих и неспецифических изменений в клетках, тканях и органах и представляют собой переход количественных изменений в каче­ственные.

Следовательно, болезнь - это не сумма приспособительных ре­акций и патологических процессов, а качественно новое состояние целого организма, которое подготавливается различными количе­ственными изменениями, происходящими в клетках, тканях, органах и системах.

Патогенные раздражители не только вызывают повреждение организма, но и стимулируют через соответствующие рецепторы защитные (приспособительные) специфические и неспецифические реакции. Нередко бывает трудно отличить патологические изме­нения от приспособительных реакций. По этому поводу И. П. Павлов писал: «...в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат по­вреждения и что есть результат противодействия организма дан­ному повреждению. Эти две категории явлений очень спутывают­ся. Дело науки и талантливости врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против бо­лезни».

Таким образом, болезнь есть процесс диалектический. С одной стороны, происходят процессы разрушения, с другой - процессы восстановления. Одни реакции, возникающие при этом, полезны, другие - вредны. Одни нужно поддерживать, другие подавлять. Задача врача заключается в том, чтобы определить, какие реак­ции нужно усилить, а какие подавить.

Болезнь, как нозологическая единица, характеризуется типовым для нее сочетанием клинических симптомов и лежащих в их основе изменений функции и структуры. При наличии каких-либо изме­нений в строении отдельных органов всегда имеется вероятность развития болезни. Однако, пока отсутствуют клинические ее проявления (т. е. не выявились основные черты, характерные для дан­ной болезни), нельзя утверждать, что она уже существует.

Любая болезнь, независимо от распространения и локализации повреждения органов и тканей, всегда есть поражение всего орга­низма. Изолированных болезней органов и тканей, или так назы­ваемых местных болезней, не существует, хотя каждая болезнь отличается определенными особенностями.

Понятие «болезнь» включает в себя патологическую реакцию, патологический процесс и патологическое состояние.

Патологическая реакция - это кратковременная не­обычная реакция организма на какой-либо раздражитель, обычно не сопровождающаяся длительным нарушением трудоспособности человека (например, кратковременное повышение или понижение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций, боли и т. п.).

Патологический процесс - это болезненное изменение функции и структуры, включающее различные сочетания элемен­тарных патологических реакций. Он не представляет собой опреде­ленной картины болезни как нозологической единицы и нередко (бородавка, жировик на коже и др.) не вызывает понижения тру­доспособности человека. Существуют типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка и др.), характеризующиеся опре­деленным сочетанием патологических и защитно-физиологических реакций. Эти типовые патологические процессы входят в состав раз­личных болезней.

Патологическое состояние - чаше всего медленно (иногда быстро) развивающийся патологический процесс или его последствие (различные врожденные уродства, например косолапость, культя после ампутации конечности, слепота после травмы глаза и др.).

, «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» . Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном - процесс снижения уровня смертности , заболеваемости и инвалидности .

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие :

  1. Здоровье - нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
  2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой
  3. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций
  4. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений
  5. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

  • Медицинская модель - для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов
  • Биомедицинская модель - отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений
  • Биосоциальная модель - включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам
  • Ценностно-социальная модель - здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

Новозеландская марка, пропагандирующая здоровье

Показатели здоровья

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса , артериальное давление , температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов , лейкоцитов , гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей - качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
  • доступность первичной медико-санитарной помощи .
  • уровень иммунизации населения.
  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
  • состояние питания детей.
  • уровень детской смертности.
  • средняя продолжительность предстоящей жизни.
  • гигиеническая грамотность населения.

Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:

  1. оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм.рт.ст.
  2. нормальное: САД 120-129, ДАД 84 мм.рт.ст..

САД - систолическое артериальное давление. ДАД - диастолическое артериальное давление .

Критерии общественного здоровья

  • Медико-демографические - рождаемость , смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность , частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
  • Заболеваемость - общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
  • Первичная инвалидность.
  • Показатели физического развития.
  • Показатели психического здоровья.
  • Независимые: корелляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны
    • Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
      • Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль)
      • Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм)
      • Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)
    • Когнитивные факторы - представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.
    • Факторы социальной среды - социальная поддержка, семья, профессиональное окружение
    • Демографические факторы - фактор пола, индивидуальные копинг -стратегии, этнические группы, социальные классы
  • Передающие факторы
    • Совладание с разноуровневыми проблемами
    • Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства)
    • Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность)
    • Соблюдение правил здорового образа жизни
  • Мотиваторы
    • Стрессоры
    • Существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья :

  • Уровень физического развития
  • Уровень физподготовки
  • Уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок
  • Уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения - как правило, пищевые расстройства .

Разница в продолжательности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов .

Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам .

К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребенка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура .

Душевное здоровье

Душевное здоровье - способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения . Понятие душевного здоровья, euthumia («благое состояние духа») описывается Демокритом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона, касающихся жизни и смерти Сократа . Источником душевных страданий в работах различных исследований часто называется культура (это характерно для Зигмунда Фрейда , Альфреда Адлера , Карен Хорни , Эриха Фромма) . Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей .

В связи с гендерным подходом к здравоохранению было разработано несколько моделей психического здоровья :

Здоровый образ жизни

Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума .

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности .

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья .

Здравоохранение

Здравоохранение - отрасль деятельности государства , целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья .

Здравоохранение может составлять значительную часть экономики страны. В 2008 году отрасль здравоохранения потребляла в среднем 9,0 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) в наиболее развитых странах ОЭСР .

Здравоохранение традиционно считается важным фактором в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всем мире. Примером тому является мировая ликвидация оспы в 1980 году, объявленная ​​ВОЗ первой болезнью в человеческой истории, полностью устранённой преднамеренным вмешательством здравоохранения .

Всемирная организация здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO ) - специальное учреждение Организации Объединённых Наций , состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии .

В специализированную группу ООН кроме ВОЗ входят ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям). В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, хотя в соответствии с Уставом, возможен приём и не входящих в ООН стран.

Валеология

Валеология (от одного из значений лат. valeo - «быть здоровым») - «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных , общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям.

См. также

Примечания

  1. Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 28-30. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  2. Александра Бочавер, Радослав Ступак XXIV европейская конференция по психологии здоровья «Здоровье в контексте» (рус.) // Психологический журнал . - М .: Наука, 2011. - В. 2. - Т. 32. - С. 116-118. - ISSN 0205-9592 .
  3. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения
  4. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М ., 1988.
  5. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 42-43. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  6. What is Public Health? Retrieved 2010-06-24
  7. Association of Schools of Public Health. Impact of Public Health . Retrieved 2010-06-24.
  8. World Health Organization. Life expectancy at birth , accessed 20 April 2011.
  9. 1.ESH-ESC Guidelines Committee. 2007 guidelines for the management of arterial hypertension. J Hypertension 2007; 25: 1105-87
  10. Всероссийское научное общество кардиологов: национальные кардиологические рекомендации.
  11. Здесь и далее: Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 31-39. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  12. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 70. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  13. Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 230-240. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  14. World Health Organization. The determinants of health. Geneva. Accessed 12 May 2011.
  15. Public Health Agency of Canada. What Determines Health? Ottawa. Accessed 12 May 2011.
  16. Lalonde, Marc. «A New Perspective on the Health of Canadians .» Ottawa: Minister of Supply and Services; 1974.
  17. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 176. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  18. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 181. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  19. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 203-204. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  20. Душевное здоровье и культура // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 211. - 607 с. - (Учебник для вузов).
  21. Sandra Bem Gender Schema theory and Its Implication for Child Development: raising gender-aschematic Children in a gender-shemtic Society // Psychology of women: Ongoing debates . - Yale University Press, 1987.
  22. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду . - Диссертация, 1997.
  23. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. - Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
  24. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Медицина, 1988.
  25. Шухатович В. Р.
0

1. Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления здоровья человека

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Здоровому образу жизни способствуют:

Физические упражнения;

Закаливание;

Правильное питание.

Мешают здоровому образу жизни такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Обязательным условием здорового образа жизни является правильно составленный режим труда и отдыха.

Труд человека многообразен. Он включает в себя и умственную, и физическую деятельность человека и представляет собой, с одной стороны, содержание жизни, а с другой - этапы совершенствования умственного, духовного и физического развития личности.

Однако для того чтобы правильно построить свой труд и обеспечить высокую работоспособность, избегая при этом переутомления, необходимо предусмотреть чередование разных видов деятельности и отдыха, исходя из общих физиологических закономерностей функционирования организма.

На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим периодам. Наиболее высокий уровень работоспособности организма отмечается в утренние часы (с 10 до 12 часов), а затем наступает некоторое его снижение. Повторное повышение работоспособности наблюдается с 16 до 18 часов. В вечерние часы функции организма значительно снижаются, и время начала наступления новых суток сопровождается низкой работоспособностью.

Вследствие изменения работоспособности изменяется и производительность труда. Поэтому труд следует планировать таким образом, чтобы наиболее трудная и ответственная работа приходилась на те часы, когда работоспособность находится на высоком уровне.

Чтобы понапрасну не растрачивать силы и время, необходимо, чтобы всякая деятельность была планомерной. Плановость позволит равномерно распределить работу, избежать излишней перегрузки и утомления.

Во время работы целесообразно делать несколько перерывов, которые следует заполнять физическими упражнениями, либо, особенно если вы проводите время за книгами или компьютером, упражнениями для глаз.

Чтобы выполнение работы не сопровождалось ненужной тратой энергии, необходимо подготовить рабочее место:

Проветрить помещение;

Убрать лишние предметы, мешающие работе;

Отрегулировать освещение;

Исключить все то, что может отвлечь от продуктивной работы.

Нарушение этих условий способствует возникновению усталости, утомляемости, которые могут приобрести хроническое течение и перейти в переутомление, справляться с которым гораздо сложнее. Здесь требуется длительный отдых, а иногда даже лечение.

Свободное время можно проводить, в зависимости от интересов, в мире искусства, литературы, техники, спорта.

С одной стороны, это переключение видов деятельности, а с другой расширение кругозора, один из путей самосовершенствования. Важно, чтобы в свободное время присутствовал компонент активных действий. Заниматься спортом следует не реже двух раз в неделю по 2-3 часа.

Периодическое чередование бодрствования и сна также являются одним из проявлений биологических ритмов. Сон - это отдых. Продолжительность сна должна быть не менее 7-8 часов, а лучшее время для сна - с 22 до 6 часов утра.

Процессы торможения в коре головного мозга, возникающие во время сна, необходимо утром заменять процессами возбуждения, которые стимулируются зарядкой, завтраком, прогулкой.

2. Влияние вредных привычек на здоровье человека

Здоровый образ жизни предполагает исключение или сведение к минимуму факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.

К факторам, способным нанести непоправимый вред здоровью человека, его умственному и духовному развитию, относятся такие вредные привычки:

Курение,

Употребление спиртных напитков,

Употребление токсических и наркотических веществ.

Согласно данным ООН ежегодно в мире от курения умирают 3 млн. человек, то есть от курения погибает 1 человек через каждые 13 секунд. При этом вредные вещества воздействуют не только на самих курящих, но и на тех, кто находится рядом с ними и вынужден вдыхать табачный дым.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 90-95% случаев рака легких, 45-50% всех видов рака и 20-25% сердечнососудистых заболеваний обусловлено курением. Риск умереть от рака легкого у курящих мужчин в 22 раза выше, чем у некурящих. Курение является основной причиной возникновения злокачественных новообразований губы, полости рта и глотки, гортани, пищевода.

Курение способствует также развитию хронического гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. У курящих чаще возникают рецидивы этих болезней, они труднее поддаются лечению.

Алкоголь относится к группе нейродепрессантов - веществ, которые угнетают деятельность центров мозга, уменьшают поступление кислорода в мозг, что приводит к ослаблению деятельности мозга и к плохой координации движений, сбивчивой речи, нечеткости мышления, потере внимания, способности логически мыслить и принимать верные решения, вплоть до невменяемости.

Статистика показывает, что большинство утонувших находилось в состоянии опьянения, каждое пятое дорожно-транспортное происшествие связано с алкоголем, пьяная ссора самая распространенная причина убийства, а нетрезвый человек рискует быть ограбленным в первую очередь.

В России лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, совершается:

81% убийств,

87% тяжелых телесных повреждений,

80% изнасилований,

85% разбоев,

88% хулиганских де йствий.

Рано или поздно у постоянно пьющего человека возникают болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, печени и др. Кроме того, у пьющего происходит распад и деградация личности (частичная или полная).

Возникающие у пьяниц болезненные изменения нервной системы, различных внутренних органов, расстройства обмена веществ, деградация личности приводят к быстрому старению и одряхлению. Средняя продолжительность жизни алкоголиков на 15-20 лет меньше обычного.

Наркотики - это яд, оказывающий угнетающее действие на все органы и ткани, а особенно на центральную нервную систему. В отличие от алкоголизма, когда человек продолжает работать, хотя и с низкой производительностью труда, наркомания ведет к быстрой утрате трудоспособности и приводит к смерти. Средняя продолжительность жизни наркоманов составляет 30 лет.

Существует большое количество веществ (средств), способных одурманивающе действовать на человека. Эти вещества, активно воздействующие на нервную систему и психику человека, носят название психоактивных, или одурманивающих веществ (наркотиков).

В результате употребления наркотиков развивается наркомания - особая тяжелая болезнь, заключающаяся в формировании стойкой зависимости человека, его физического и психического самочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме.

Наряду с наркотиками существует большое количество лекарственных препаратов, а также средств бытовой и промышленной химии, способных вызвать, благодаря токсическому действию на мозг, состояние одурманивания.

Такие вещества (средства) называются токсикантами, а болезненное состояние, обусловленное зависимостью от них - токсикоманией.

При этом формирование нарко - и токсикомании характеризуется развитием следующих признаков:

Психической зависимости;

Физической зависимости;

Толерантности.

Гибель больных вызывается не только осложнениями тяжелых заболеваний, вызванных наркотиками, но и передозировкой препаратов, несчастными случаями и самоубийствами в состоянии опьянения или во время «ломки».

Кроме того, больные умирают от тромбоза сосудов, ВИЧ-инфекции, заражения крови при употреблении грязных шприцев.

В настоящее время укрепляется законодательная база и ужесточаются наказания людей, способствующих распространению наркотических веществ (см. Приложение № 1).

3. Основные критерии здоровья человека

Наряду с другими средствами, оздоравливающими наш организм, предупреждающими заболевания, замедляющими приход старости, удлиняющими нашу жизнь, исключительно важное значение имеют достаточный сон и рациональное питание.

При нарушениях сна и неправильном питании в кратчайшие сроки может быть сведено на нет все то, что дали здоровью гимнастика, легкая атлетика, самый строгий оздоровительный режим.

Сон является самым верным средством, устраняющим все явления утомления и быстро восстанавливающим силы в организме. Во время сна выключается сознание и только некоторые участки, не охваченные торможением, продолжают функционировать и порождать необычайные сновидения.

При глубоком сне падает кровяное давление, ослабевает деятельность сердца, становится более редким дыхание, замедляется обмен веществ, часто понижается мышечный тонус, расслабляется скелетная мускулатура. Благодаря этому организм отдыхает.

Здоровые люди сразу засыпают глубоким сном, который к утру становится более поверхностным. Просыпаются они бодрыми и освеженными. У неврастеников и переутомленных людей сон неглубокий.

Опытами ряда ученых было установлено, что у людей, которым откладывали время наступления сна на 3 часа, память ослаблялась на 50%. То же самое было зарегистрировано и в отношении сообразительности и способности к восприятию.

Систематическое нарушение режима сна может стать причиной гипертонической болезни и язвы желудка. Время ночного сна, достаточного для отдыха центральной нервной системы, различно для разного возраста.

В возрасте 20-50 лет спать следует не менее 8 часов в сутки, пожилым людям - 6-7 часов, а подросткам в возрасте 14-16 лет - 9-11 часов.

Нормальное питание является одним из важнейших факторов, способствующих укреплению здоровья, повышению трудоспособности и сопротивляемости организма всем внешним воздействиям.

Для каждого из нас, работаем ли мы физически, увлекаемся спортом или занимаемся умственным трудом, пища является источником той энергии, которая необходима и тогда, когда тело наше находится в движении, и тогда, когда оно находится в покое.

Энергия расходуется и при активном сокращении мышц и во сне. При этом во сне продолжается работа сердца и кровоснабжение всех органов и тканей, продолжается работа дыхательного аппарата, желудочнокишечного тракта. Расход энергии в животном организме связан с образованием тепла, без которого наш организм не мог бы всегда сохранять необходимую для жизни его клеток одинаковую температуру.

Основными питательными веществами для человека являются:

Углеводы,

Минеральные соли,

Витамины,

Все эти вещества, входящие в состав нашего тела, не остаются без изменения. Некоторая часть их претерпевает превращение, разрушение, распад на более простые по своему химическому строению вещества или, как принято говорить, «окисляется», «сгорает», освобождая при этом энергию, необходимую для жизни организма.

При этом поступающая извне пища обеспечивает организм на протяжении всей жизни человека тем материалом, который поддерживает необходимое тканям тепло и постоянный рост клеток. Обильная пища, богатая сахаром и крахмалом при отсутствии физической работы, к большому неудовольствию любителей сладкого и мучного, приводит к ожирению.

При недостатке в пище йода развивается заболевание щитовидной железы, недостаток натрия и хлора (поваренной соли) приводит к нарушению сердечной деятельности и водного обмена, к головокружениям и обморокам. Магний принимает участие в процессах, связанных с сердечной деятельностью, а калий имеет отношение к содержанию воды, в тканях, к кислотно-щелочному равновесию.

Избыточное содержание соли в пище способствует заболеванию подагрой, артериосклерозом, гипертонической болезнью.

Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Принимать ее надо не менее трех раз в сутки в горячем виде в строго установленное время.

4. Необходимость занятий физической культурой

Физическая культура и спорт - это наиболее эффективные средства для длительного сохранения молодости, здоровья и продления жизни человека.

Физические упражнения, разнообразные по форме, всесторонне действующие на организм, доступны и могут быть с успехом использованы человеком любого возраста. Подобранные с учетом состояния здоровья, возрастными и половыми особенностями, физические упражнения, активизируя, укрепляя и тренируя все органы и системы организма, являются источником неповторимых ощущений телесной радости, мышечной свежести, избыточности энергии и общей жизнерадостности.

При этом доказано, что любые движения, влияющие по возможности на мышцы, например, ходьба, дыхательные упражнения, работа в саду, различные виды игр, оказывают свое положительное воздействие на все функции организма в одинаковой степени как у лиц умственного, так и физического труда.

Спорт положительно влияет на центральную нервную систему и на все важнейшие органы и системы человеческого тела. Занимаясь спортом, можно изменять силу физического напряжения, укорачивать или удлинять дистанции, уменьшать или увеличивать время, отведенное на тренировку.

При занятиях физическими упражнениями необходимо следовать следующим основным правилам:

1. Постепенность и доступность. Это значит, что упражнения должны подбираться вначале доступные и лишь по мере освоения нужно постепенно усложнять их. Нагрузка также должна быть доступной, и лишь по мере роста тренированности ее следует постепенно увеличивать.

2. Занятия должны быть эмоциональными.

3. Во время занятий необходимо максимально использовать свежий воздух.

4. Систематичность и регулярность занятий. Это совершенно необходимые условия при занятиях физическими упражнениями. Если вы не сможете регулярно тренироваться, лучше не начинать занятий.

5. Использование факторов окружающей среды для закаливания

Нужно, чтобы каждый человек осознал исключительную важность закаливания организма.

Закаливание естественными факторами природы при помощи солнечных лучей, температуры окружающего воздуха и водных процедур предохраняет организм от простудных заболеваний (например, гриппа, ангины, воспаления легких, бронхита, заболевания верхних дыхательных путей), нередко протекающих с тяжелыми осложнениями.

Закаливание доступно всем, оно не требует никаких специальных приспособлений, особой домашней обстановки и может осуществляться в течение года. Закаленные люди способны зимой в сильные морозы ходить в легкой одежде, без пальто, делать продолжительные заплывы в ледяной воде.

Всякий вид закаливания неизбежно связан с уходом за кожей, выполняющей такие функции, как защита организма от различных повреждений, приспособление его к внешней среде, выделение конечных продуктов обмена, регулирование расходуемого организмом тепла. Кожа, воспринимающая различные раздражения, которым подвергается человеческий организм, через нервные аппараты, заложенные в ней, находится в постоянной и тесной связи, взаимодействии с внешней средой и с корой головного мозга.

Внешние раздражения, получаемые кожей от солнечных и воздушных ванн или водных процедур, путем сложных рефлексов влияют на центральную нервную систему, а через нее - на функции организма.

Солнечные лучи обладают целебными свойствами благодаря тепловым, световым и химическим качествам.

Закаливание солнцем повышает обмен, увеличивает в крови количество красных кровяных телец (шариков), усиливает выделение пота и ядовитых продуктов обмена.

Отмечается влияние солнечного света на настроение, работоспособность, что происходит благодаря возбуждающему действию солнечной радиации на нервную систему.

Солнечные ванны следует принимать в положении лежа с несколько приподнятой и по возможности защищенной головой, надев темные очки. Начинают солнечную ванну с 5 - 10 минут, прибавляя ежедневно по 5 минут и постепенно доводя экспозицию до одного часа. Физически крепкие люди могут доводить ее до двух часов.

Закаливание воздушными ваннами возможно в течение круглого года: летом - вне комнатной обстановки, а зимой - в комнате. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сопровождаться также приемом воздушной ванны, выполняться в обнаженном виде.

По тепловым ощущениям воздушные ванны разделяются:

На холодные (6-14 °С),

Прохладные (14-20 °С),

Безразличные (20-22 °С),

Теплые (22-30 °С).

Начинать закаливание следует при температуре воздуха - 20-22С°, продолжительность первой воздушной ванны составляет 10-15 минут.

Увеличивая ежедневно прием воздушной ванны на 10-20 минут, доводят его постепенно до двух часов.

Закаливание при помощи холодной воды - самый распространенный и наиболее эффективный способ сделать организм невосприимчивым к низким температурам.

Холодные водные процедуры при их систематическом применении значительно укрепляют здоровье человека, охраняют от болезней верхних дыхательных путей, а также от гриппа и ангины. Холодные ванны бодрят, оживляют, повышают работоспособность.

По тепловым ощущениям различают:

Холодные водные процедуры (ниже 20 °С),

Прохладные (20-33 °С),

Безразличные (34-35 °С),

Тепловые (36-40 °С),

Горячие (выше 40 °С).

Закаливание организма должно прочно войти в наш быт, как вошла в него утренняя гимнастика.

1. Организация труда и отдыха учащихся в системе среднего профессионального образования

Процесс обучения в системе среднего профессионального образования, формы его организации, методы и требования в значительной мере отличаются от школьных.

Это обусловливает ряд трудностей:

Дидактические,

Социально-психологические,

Профессиональные.

Дидактические трудности связаны с изменением методов обучения, с большим, чем в средней школе, объемом занятий, а часто - со слабой школьной подготовкой или значительным перерывом в учебе.

Социально-психологические трудности обусловлены изменением образа жизни учащихся. Многие меняют место жительства, из-за чего происходит смена обстановки и возникает необходимость самостоятельного ведения хозяйства.

Профессиональные трудности возникают у студентов из-за того, что не с первого курса начинаются профилирующие дисциплины;

Процесс формирования будущего учащихся на начальном этапе требует изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, иностранного языка, математических и естественнонаучных дисциплин.

И только позже начинается более углубленная специальная (профессиональная) подготовка.

Знание студентами основ культуры умственного труда способствует сохранению здоровья и обеспечивает высокую эффективность интеллектуального труда при минимальных нервных затратах.

Этим аспектам посвящена специальная наука - гигиена умственного труда, которая изучает учебную деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека.

При этом негативные факторы, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом зависят не только от специфики самого труда, но и от условий, в которых он выполняется.

У учащихся возникает переутомление, во избежание которого необходимо соблюдать правильный режим дня. Соблюдение режима дня способствует улучшению работоспособности, успешному выполнению заданий и усвоению нового материала. При умственной работе наблюдаются три стадии утомления.

Введение

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе-это часть видения обществом самого себя и его членов.

Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье - это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья - является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые люди.

В настоящее время признано, что здоровье - это отсутствие болезней в физическом теле и сознании человека. При этом все физиологические системы организма работают нормально и эффективно. В сознании человека отсутствует угнетение или раздражение, нет отрицательных эмоций и отрицательных мыслительных процессов. Общий настрой сознания бодрый, уверенный и устойчивый.

По мнению большинства ученых, физическое здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% от экологических факторов, еще на 20% от генетических особенностей и на 8- 10% - от развития медицины.

Следовательно, наше здоровье-это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды.

Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут. По некоторым источникам, у членов таких семей в несколько раз ниже заболеваемость туберкулезом, циррозом печени и диабетом, чем в неблагополучных семьях и среди одиноких.

Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.

В современных условиях вопросы семейных изменений, противоречия, вызванные их характером и негативной направленностью, приобретают особую актуальность, все более становясь одной из острейших социальных проблем, имеющей глобальные масштабы в связи с последствиями депопуляции и упадка института семьи, выдвигая сложные задачи как перед социальной практикой, так и перед теорией.


"Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может цвести искусство, не играют силы, бecпoлезно богатство и бессилен разум".

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Общее понятие о здоровье

Надо сказать, что 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место.

Существует целый ряд определений здоровья, но все они обычно содержат пять следующих критериев:

    • отсутствие болезней;
    • нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
    • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
    • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
    • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую.

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья. Духовное здоровье определяется системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем; тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому–либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципу. Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Общественное здоровье – это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.