Почему Троица – день рождения Церкви, и зачем мы украшаем зеленью дома и храмы. Что значит слово Троица в Библии

Троица - великий православный праздник, символизирующий полноту Божьей благодати, когда людям явилась третья Святая ипостась - Дух Святой, в 2019 году отмечается 16 июня.

Перед Своим вознесением, воскресший и пребывавший с избранными учениками, Апостолами, Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока не сойдет на них Дух Святой, после чего вознесся на небо.

Библейское описание Пятидесятницы

Троицей этот праздник назвал в честь полноты Божьей, Бога Отца, Сына и Святого Духа, которым Творец крестил Апостолов на пятидесятый день от Воскресения Господнего. Отсюда второе название этого праздника - Пятидесятница.

Святая Троица

В молитве, ежедневном причастии пребывали Апостолы и верные последователи Иисуса Христа, среди которых были:

  • ученики;
  • женщины, сопровождавшие учителя во время Его земной жизни;
  • Мать Мария;
  • Его братья.

Учитель не сказал, когда явится Дух Святой, и как это будет, только сказал, чтобы все пребывали в ожидании.

Читайте также:

В день Пятидесятницы в Иерусалиме собралось большое количество евреев, которые приехали на празднование дня первых плодов (Числа 28:26), принося добровольные пожертвования Всевышнему. Это был великий еврейский праздник с участием священников, левитов, бедных и богатых.

Праздник Седмиц, еще одно название этого дня, когда в храм приносился хлеб или хлебные колосья (Левит 23:15-21), ежегодно отмечался в Иерусалиме.

Ученики Иисуса Христа находились в доме, он наполнился внезапно шумом несущегося с неба ураганного ветра, над каждым учеником появились огненные языки, которые «почили на них». (Деян. 2:1-8)

Этот свет над головами Апостолов был сродни Благодатному огню, который сходит в Иерусалиме, в субботу перед православной Пасхой.

Святой Дух сошел на учеников Христовых и наполнил их всеми благодатными духовными дарами

В том же миг все Апостолы заговорили на иных языках, крещенные Духом Святым. Свидетелями этого явления стали все, прибывшие на праздник дня первых плодов. Услышав речь Петра, и найдя подтверждение предреченного еще в Старом Завете события (Иоил. 2:28-32), многие евреи приняли Христа своим Спасителем. В тот день крестилось около трех тысяч евреев из разных мест.

Важно! Сошествие Духа Святого положило начало Церкви Христа, это день ее рождения. Некогда простые рыбаки получили особый дар нести весть о приходе Миссии в массы, совершая благовестие в силе духа и дерзновения, полученного на празднике Пятидесятницы.

История появления праздника в православии

С этого дня ежегодно каждое воскресенье через 50 дней или семь недель после Апостолы и окружающие их христиане отмечали день Сошествия Святого Духа. Торжества Седмицы завершались крещением прилагаемых к Церкви.

Квинт Тертуллиан, раннехристианский теолог, писатель более 31 сохраненных трактатов, в 220-230 годах писал, что праздник Троицы затмил собою все языческие обряды этого времени.

Троица в православии обозначает единство Отца, Сына и Святого Духа

Официальное признание Церковью Пятидесятница получила в 381 году во время Вселенского Константинопольского Собора, на котором был утвержден догмат, признающий равенство всех трех ипостасей Святой Троицы.

На Соборе был принят Символ христианской веры - Верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Символ Веры

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца, создавшего небо и землю.

Верую в Иисуса Христа, Его Сына Единственного, Спасителя людей, который рожден от Девы Марии при зачатии Духом Святым, был мучим во время Понтия Пилата, умер через распятие, похоронен и воскресший после нисхождения в ад, взошел на Небеса, сел одесную Всевышнего, чтобы с Ним судить людей, живых и почивших.

Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, вечную жизнь через прощение и воскрешение. Аминь.

Аминь в переводе означает утверждение «Да будет так!»

Также смотрите:

Символ Веры читается в храмах и на домашних молитвах от Троицы и до Пасхи.

Отличие Троицы от других праздников

Пасхальные богослужения заканчиваются Пятидесятницей, после нее в церковном календаре недели нумеруются неделями после Троицы.

Понедельник после праздника Крещения Духом Святым назван Днем Святого Духа. С него и до Пасхи читается Символ Веры, а после Воскрешения Иисуса и до дня Пятидесятницы во время церковных и домашних молитв читается песнопение: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть подолал, живым из гроба встал», которое не поется после Дня Святого Духа.

Богослужение на Троицу начинается молитвой, она читается перед началом по окончании всякого праздника и дела, когда призывается Дух святой, как надежный помощник.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Преподобным Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским были составлены праздничные каноны еще в восьмом веке, они были изложены в Первом полном Византийском уставе проведения службы на Троицу.

Для сведения! На вечерней службе не происходит целования иконы, прихожане прикладываются к Евангелию.

На всенощной перед праздником читается канон Пятидесятнице. Утреннюю Литургию сменяет праздник Святого Духа, на нем молитвы читаются, стоя на коленях.

Праздничная стихира помогает понять смысл этого действия. Еврейский народ, в среде которого родился Бог Сын, через свое неверие лишен Божьей благодати. Христиане всего мира, язычники по плоти, наполнены Божественным светом. Преклонив колени, как символ преклоненного сердца, с глубокой верой поклоняемся третьей Ипостаси Божественной Троицы - Богу Духу.

Составил первые молитвы:

  • Первое прошение посвящено исповеданию перед Творцом грехов и просьбе о помиловании во имя Жертвы, дарованной людям Иисусом Христом, Богом Сыном.
  • Вторая молитва - воззвание о даровании всем людям Духа Святого.
  • Третье взывание к Христу, Миссии, Богу, который сошел в ад и забрал у сатаны ключи жизни, помиловать усопших родных наших.

Во время праздника исполняется Тропарь:

Благословен ты, Христос Бог наш, который даровал мудрость рыбакам, соделав их Апостолами, послал им Святого Духа и помог приобрести весь мир, слава Тебе, Бог - Человеколюбец.

Традиции украшения храмов и домов в день Пятидесятницы

По народной традиции на Троицу храмы и дома украшают зеленью, в народе этот праздник называют зелеными святками.

Украшение зеленью храма на праздник Троицы как символ расцвета христианской души

С одной стороны, это историческая основа. Аврааму Бог явился в виде трех старцев, которые возлежали под дубом.

На пятидесятый день после выхода из Египта Всевышний на зеленой горе Синай даровал народу 10 заповедей, которые и сейчас являются основой христианства.

По обычаю в честь этих событий все храмы украшались и раньше зеленью. Зелень на Пятидесятницу символизирует расцвет христианской души, которую разбудил Божественный Дух через благодать Бога Отца и Сына.

Срубленные на Троицу березки символизирует силу благодати. Пока дерево питалось через корни, росло в земле, оно жило, а как только его срубили, погибло. Так и человеческая душа живет, пока питается Божественной силой, а отойдет человек от Церкви, сразу погибает. Иисус есть Лоза, а мы Его ветви, питающиеся милостью, прощением через исповедь и причастие.

Для сведения! Последующая неделя за Светлой седмицей скоромная, она заканчивается Неделей Всех Святых, после чего наступает Петров пост.

Всевышний показал себя триединым в Троице единосущной и нераздельной, не стоит пытаться умом понять этот догмат, объяснить его человеческим разумом. Каждая Ипостась Троицы имеет Свое лицо, но это не три Бога, а единая Божественная сущность.

День Святой Троицы. Пятидесятница

26.05.2007

После великого праздника Пасхи верующие христиане празднуют сошествие Святого Духа - Пятидесятницу. Этот праздник также называют Троица, или Троицын день. Предшествует ему Троицкая родительская суббота, а на следующий день после него - День Святого Духа. Об этом празднике я попросила рассказать отца Бориса КУЛИКОВСКОГО, настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Костине:

- Почему День Святой Троицы называют Пятидесятницей?

Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Этот праздник заключает в себе двойное торжество: прославление Пресвятой Троицы и особое поклонение Пресвятому Духу, сошедшему на апостолов в виде огненных языков и запечатлевшему Новый вечный Завет Бога с людьми.

- Но если в этот день сошёл Святой Дух, почему праздник называется Троица?

Бог существует в трёх ипостасях, в трёх лицах Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Святой Дух сошёл на апостолов, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трёх Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Сошествие Святого Духа на учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа. Церковь занимает локальную область в мире, поражённом грехом. Верующий человек живёт не исключительно в Церкви, но и в миру, где подвергается искушениям, грешит и неизбежно теряет полученную благодать. Но Дух Святой никогда не покидает Церкви. Возвращаясь в своё истинное Отечество, в таинстве покаяния грешник вновь обретает потерянное достоинство воина Христова за счёт всегда присутствующей в Церкви врачующей и очищающей благодати Духа.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» - «Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную».

Приходя в этот день в храм, христиане приносят с собой цветы и ветви берёзы для освящения на службе. Откуда пошёл этот обычай?

Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло повлиять и явление Бога в виде трёх странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатёр) патриарха. Новозаветная Церковь сохранила эту традицию, присвоив ей новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Накануне Троицы, в субботу, совершается заупокойное богослужение. Почему именно в этот день недели поминают усопших?

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому поминовению Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и прочих святых. Суббота же посвящена памяти всех святых, от века почивших. В субботу, означающую по-еврейски «покой», Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь которых ещё окончательно не решена. Кроме ежедневных молитв, в году есть отдельные дни, преимущественно посвящённые молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни, в числе которых и Троицкая вселенская родительская суббота.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь; Утешителю - Утешитель; Душе истины - Дух истины, Дух правды; Иже - Который; Сый - сущий, находящийся; вся исполняяй - все наполняющий; сокровище благих - сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю - Податель жизни; прииди и вселися - приди и вселись; в ны - в нас; от всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всяких грехов; Блаже – благой, добрый.

В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы.

сле посещения храма в родительские дни многие идут на кладбище. Как правильно себя вести на могилах усопших?

Да, в такие дни существует традиция после обедни (Литургии) посещать кладбище, чтобы поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с дорогими усопшими. Но обычай оставлять на могилах различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это всё отголоски языческих тризн. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище и оставлять там крашеные яйца и конфеты, как бы символично христосуясь с усопшими. Этого не стоит делать, лучше, мысленно похристосуясь с почившим, самому скушать яйцо. Иначе эту пищу просто расклюют и съедят птицы и собаки, напачкав, вдобавок, на могиле. Большой грех на кладбище, где покоятся близкие, пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для своих усопших близких, - это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. Расскажите, пожалуйста, о проявлениях Святого Духа в нашей повседневной жизни.

По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6). Ещё Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16, 13-17; 4, 13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует «плодом Духа», говоря: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мк. 4, 26-29). О таинственном действии Святого Духа на душу человека Спаситель говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3,8).

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух ещё подаёт отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел пишет так: «…каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом…иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 7-11). Хотя благодатная сила Духа Святого даётся верующему не по его заслугам, а по милости Божией в результате искупительных страданий Богочеловека, вместе с тем она возрастает в нём по мере его усердия в христианской жизни.

Принято утренние, вечерние и другие молитвы начинать обращением к Святому Духу словами «Царю Небесный…». В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Эта молитва замечательна тем, что она теряется в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, и возвращается истосковавшемуся по ней роду христианскому именно в день Святой Троицы. На торжественном всенощном бдении эта молитва впервые звучит в храме после пятидесяти дней её утраты, причём поёт её с особым вдохновением весь народ.

Беседовала Светлана Носенкова,
Калининградская правда, №56 (17184), 26 мая 2007 года

Каждый год в нашей стране, как и в прочих государствах, населенных православными христианами, летом празднуют Троицу. В этот день принято украшать дома и храмы зеленью, с ним связано множество поверий и народных обычаев, уходящих корнями в незапамятные времена.

Святая Троица – одно из основных понятий христианского вероучения, поэтому праздник Троицы в христианском мире стоит в одном ряду с такими важными праздниками, как Пасха и Рождество. Отмечается он с 381 года — с того момента, когда на Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе.

В Евангелии рассказывается, что на пятидесятый день со дня Воскресения Спасителя на Его учеников снизошел Святой Дух в виде огненных языков, и они тут же принялись проповедовать на разных языках, которых ранее не знали, учение Христа. С этого дня миру был явлен Господь во всей его полноте триединства, поэтому праздник в честь явления Святого Духа называется Троицей.

Православные христиане, как и верующие других христианских конфессий, отмечают Троицу на пятидесятый день после Пасхи. Этот день всегда приходится на воскресенье и является выходным днем. Во многих христианских государствах Троица признана государственным праздником.

Еще одно название праздника — день Пятидесятницы — имеет значительно более древнюю историю, описанную в библейском ветхом Завете. Праздник Пятидесятницы отмечался еще древними евреями в честь того дня, когда пророк Моисей спустился с горы Синай, неся своему народу скрижали Завета с Господом. Это произошло на пятидесятый день после выхода еврейского народа из Египта.

Троицын день считается днем, когда родилась Церковь Христова, поэтому все православные верующие отмечают его с радостью и весельем. Именно с этого дня Апостолы, до того момента напуганные и таящиеся от людей, преисполнились верой и отвагой, дарованными Духом Святым, и безбоязненно пошли проповедовать учение Спасителя. Только в тот день к ним присоединились около трех тысяч человек.

На Троицу принято украшать свои дома живой зеленью, однако это не обязательно должны быть березовые ветви. На Украине в этот день идут в храм с большими пучками пахучих трав: любистока, шалфея, аира, чабреца и других. После освящения зеленых букетов их ставят за образа и хранят весь год, до следующей Троицы.


Во время болезни кого-то из членов семьи троицкую зелень добавляют в целебное питье, считая, что она помогает от всех хворей.

В среднерусских селах и деревнях на Троицу принято приносить в храм березовые ветви и полевые цветы. Храмы, дома и подворья в этот день обильно украшаются свежей зеленью, пахучей травой посыпается пол в избах. В поселениях Русского севера (Якутии, Приленье) для этого берутся ветви ели, на Юге России – липы или рябины.

Во многих местностях цветы для троицких букетов специально выращиваются заботливыми хозяйками, чтобы к празднику дом выглядел особенно нарядным.

Кроме того, во многих местностях принято в этот день «завивать березу» — заплетать ветви молодой березки в косу, вплетая в нее яркие цветы и ленты. По окончании праздника украшение обязательно расплетают, чтобы дерево «не обиделось».

Связь использования трав и ветвей с празднованием Троицы кроется в совпадении по времени христианского праздника с более древним славянским обычаем – празднованием Семика, дня почитания буйно растущей летней зелени. Народные обычаи, связанные с Троицыным днем, имеют дохристианское происхождение, но за прошедшие столетия они прочно соединились в сознании народа с верой в Спасителя.

В этот день принято плести венки из свежих ароматных трав и цветов, надевая их на головы людям, а порой даже скоту. Среди блюд, которые готовятся к праздничной трапезе, основное место занимает яичница-глазунья, символизирующая животворящее начало Природы.

На праздничную церковную службу все идут нарядные, держа в руках букеты из молодых березовых ветвей, ароматных трав и цветов. Освященная зелень занимает главенствующее место в избе – рядом с образами.

После праздничной трапезы начинается пора гуляний. Центральное место здесь занимает береза: ее ветви «завивают» цветами и лентами, иногда даже наряжают самое красивое дерево в женскую вышитую рубаху. Вокруг него водят хороводы и поют песни. Заканчивается гуляние трапезой, во время которой березу «угощают» приготовленными яствами.

Принесенный на гулянье праздничный каравай делится между семьями, в которых есть невесты, и его кусочки потом используются в приготовлении свадебного каравая.

Считается, что в этот день нельзя рубить зелень и деревья с использованием железа: можно только рвать и ломать руками. В качестве украшения домов и церквей никогда не используется осина – она считается иудиным деревом. Нежелательны крушина и орешник.

Разумеется, нельзя в день праздника выполнять – сельскохозяйственную или домашнюю, кроме самой необходимой. Шить, прясть, белить и т.д. строго запрещено, особенно в семьях, где есть невесты или беременные. Нельзя в этот день купаться в реке или озере – высока возможность утонуть.

Одним из самых больших и почитаемых праздников в христианстве является праздник Троицы, но мало кто знает и понимает, что это за праздник и что обозначает название Троица, которое используется и в обычной жизни христиан.

Праздник Троица - что это?

Праздник Троица (другое название Пятидесятница) посвящен памяти схождения Святого Духа на Землю. Именно в этот день Господь Бог явился миру в своей третьей ипостаси Святого Духа, сойдя на Землю и явившись в этой третьей ипостаси перед учениками Христа, т.е. по сути перед своими учениками, так как в христианстве Святой Дух, Христос и Бог - это одна цельная сущность.

Почему праздник Троица называется Пятидесятница?

Икона. Андрей Рублёв. Троица. Около 1422-1427 гг. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия. Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?).

Ответ на этот вопрос очень прост.

Схождение Святого Духа на Землю и явление его ученикам Христа произошло ровно в пятидесятый день после Воскресения Христа (Пасха) или на 10 день после Вознесения Христа (Вознесение).

Отсюда и пошло название этого праздника — Пятидесятница. При этом не надо путать этот праздник Пятидесятница с другим еврейским праздником, носящим точно такое же название Пятидесятница и отмечаемым в этот же день, но посвященному другому событию - празднику в память Синайского законодательства (праздник получения Моисеем на горе Синай заповедей Госода).

Как Святой Дух явился на Земле?

Явление Святого Духа произошло неожиданно и присутствовало при сем ограниченное количество людей.

На десятый день после вознесения Христа на небо, евреи как всегда отмечали свой древний и великий праздник в память Синайского законодательства.

В этот день все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одной горнице в Иерусалиме. «Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».

Так Дух Святой сошел на апостолов в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же он в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много людей, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках. Проповедь так подействовала на слушавших, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Так начала устраиваться на земле Церковь Христова.

Именно в этот день возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

Зачем Святой Дух спустился на землю?

Основной причиной, почему Святой Дух спустился на землю, была причина чтобы сподвигнуть учеников на строительство Церкви Христовой: «…к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Именно поэтом Пятидесятница и считается днем рождения Христианской церкви.

Как проходит праздник Пятидесятница?

В Пятидесятницу в церквях сразу после Божественной литургии совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время богослужения читаются коленопреклоненные молитвы о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.

Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых — «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона.

Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Что значит слово Троица в Библии

Само слово «Троица» небиблейского происхождения и в христианский лексикон введено только во второй половине II века, через двести лет после вознесения Христова, Сиоийским епископом Феофилом.

В своем трактате «Против Автолика» Феофил писал: «Три дня [творения], которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы: Бога, Его Слова и Его Премудрости». Это сочинение дошло до наших дней только в одной рукописи XI века и, вероятно, написано было не ранее 180 года н. э., так как в нем упоминается о смерти императора Марка Аврелия.

Ни в Ветхом, ни в Новом заветах понятие «Троица» напрямую не употребляется, а по мнению исследователей Библии в Писании есть лишь отдельные намеки, указывающие о тройственности Бога, но не более.

Учение о Троице

Неканоническая икона. Святая Троица с ангелами и святыми. Мастер из Мескирха, начало XVI века.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.

Все три Лица Святой Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство, между ними нет ни старшего, ни младшего; как Бог-Отец есть истинный Бог, так и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог. Каждое Лицо несет в себе все свойства Божества.

Так как Бог в Своем существе един, то и все свойства Божии — Его вечность, всемогущество, вездесущность и другие — принадлежат в равной мере всем трем Лицам. Иными словами, Сын Божий и Святой Дух вечны и всемогущи, как Бог-Отец.

Различаются они только тем, что Бог-Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца — превечно (вневременно, безначально, бесконечно), а Дух Святой исходит от Бога Отца.

Как понимать догмат Троица?

Любому образованному христианину хорошо известно, что главным догматом и краеугольным камнем христианской церкви является догмат о Пресвятой Троице, и без его правильного понимания нет ни веры, ни христианской церкви.

Догмат Троицы говорит верующим следующее: Бог есть един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Другими словами — есть Бог, который имеет три сущности, из которых ни одна не является главной и ни одну из них нельзя разделить.

Верующим надо четко понимать, что догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того чтобы принять догмат о Пресвятой Троице, греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвернуться собственного мышления.

С какого времени отмечается праздник Троица?

Христианская Пятидесятница как праздник Святой Троицы отмечается с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице в котором единый Бог стал официально существовать в трех лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого.

Заключение

Праздник Троицы — это не только праздник явления третьей Личности Божества видимым образом, но и день рождения Церкви Иисуса Христа. Библия говорит, что наступит день, когда Бог завершит формирование Своей Церкви здесь, на земле, и Она будет взята от земли для того, чтобы Быть с Богом вечно. Этот момент называют еще вторым пришествием Христа или восхищением Церкви, когда Бог вернется за теми, в ком живет Его Дух Святой.

Приметы на Троицу

Существует множество примет и суеверий, касающихся вещей, которые нельзя делать в этот день.

Так, на Троицу лучше не назначать день свадьбы. Якобы тех, кто связал себя узами брака в этот день, ждет несчастливая семейная жизнь. Лучше на Троицу посвататься и готовиться к свадьбе.

Древние славяне верили, что в день, на который позже христиане назначили Троицу, появляются сказочные существа — мавки и русалки. Поэтому не стоило ходить одному в лесах и полях, ведь они могут увести за собой одинокого путника и защекотать до смерти.

По старинным поверьям запрещалось купаться, ведь русалки обязательно утащат на дно. Есть суеверное предание, что на Троицу обязательно будет утопленник, поэтому стоит избегать любых водоемов и не искушать судьбу.Одним из самых больших и почитаемых праздников в христианстве является праздник Троицы, но мало кто знает и понимает, что это за праздник и что обозначает название Троица, которое используется и в обычной жизни христиан.

Испокон веков на Троицу считалось дурной приметой играть свадьбы

Как праздновать Троицу (Пятидесятницу)

На Пятидесятницу украшают дома, квартиры и храмы зеленью и цветами, а также березовыми ветками, ведь именно береза была на Руси главным символом этого праздника.

Перед Троицей принято наводить порядок дома и посетить кладбище, чтобы отдать память усопшим.

Утром на Троицу люди идут в храм, святят березовые ветки, зелень и цветы. Принято считать, что освещенную на Троицу зелень можно хранить в течение всего года - на Руси освященная в этот день зелень заменяла людям оберег, который защищал жилище от злых духов и неприятностей.

На Троицу девушки зачастую гадали на будущего жениха.

Как гадать на Троицу

Конечно же, церковь не приветствует гадания, но эта традиция тянется до наших дней с древности.

На Троицу принято гадать с четверга и по воскресенье.

Наиболее распространенным на Троицу считается гадание на венках - с их плетением и дальнейшим их пусканием по воде.

В этот день несознательные христиане гадают с использованием и других предметов - колечек, цепочек и т.д.

Гадание по венку заключалось в том, что девушка плела венок и загадывала на жениха после чего шла к реке и наклоном головы сбрасывали венок в воду.

Затеи по поведению венка и гадали на суженного:

Если венок плыл спокойно, то у его хозяйки ожидался спокойный год

Если венок плыл под водой или тонул, то девушке необходимо было боятся болезни, смерти близких или прочих неприятностей

Если венок расплетался, то это обещало девушки расставание с милым

Если венок быстро уплывал, то это сулило девушке жениха из дальней стороны

Застрявший у берега венок обозначал, что до следующей Пятидесятницы жениха можно не ждать.

Фильмы на тему праздника Троица

О Троице снято не много фильмов, но тем не мене в сти интернет вы можете найти следующие картины:

Фильм митрополита Илариона «Троица»;

Фильм «Пресвятая Троица»

Жанр: Документальный