Племя живут по 100 лет сушеные абрикосы. Энциклопедия обо всем на свете

В конце 1964 года, газета «Неделя» - еженедельное иллюстрированное приложение к газете «Известия» опубликовала очерк о загадочном народе долины Хунза, обитающем на севере Пакистана. Очерк потом был перепечатан в различных региональных изданиях вся эта история стала легендой. И даже попала в «Энциклопедию долгожительства».

Каждый год два сильных горца спускаются с гор крайнего севера Индии и проделывают долгий путь пешком в Бомбей, к Ага-хану. Это посланники таинственного народа хунза, который живет в гималайской долине на высоте двух тысяч метров. Странное зрелище представляют эти двое людей, довольно бодрых после тысячекилометровой дороги по стране, где пустыни сменяются горам" а горы дикими джунглями. Согласно тысячелетнему обычаю, посланцы хунзы приходят в Бомбей, чтобы отдать все богатство, собранное их народом, который не ищет счастья в деньгах. Здоровье — вот культ, предмет заботы, единственное достояние хунзы. В этом заключается странный секрет этих людей, который в течение нескольких лет пытаются раскрыть ученые.

Шотландский врач Мак Каррисон провел четырнадцать лет в северном Кашмире среди народа, живущего рядом с хунзой. Всего лишь расщелина, на дне которой течет горная река, отделяет друг от друга две общины. то время как на одном берегу ему часто приходилось лечить жителей от самых тяжелых заболеваний, на другом не было ни малейших признаков болезней. Первое, что вызвало у него удивление, — это отсутствие терапии, даже самой примитивной. Как будто бы со времен седой древности люди народности хунза никогда не лечились, а продолжительность жизни в маленькой долине была — 110 — 120 лет. Зубная боль и расстройство зрения здесь неизвестны. Женщины выглядят красивыми и до пятидесяти лет сохраняют изящество фигуры. Наблюдая за жителями долины, Каррисон убедился, что хунза — не сверхлюди, их организм ничем особенно не отличается от нашего. Попав в обычные условия, они становятся уязвимыми для болезней. В то же время воздух и воду долины также нельзя считать очень полезными. Там живет много других племен в совершенно бедственном состоянии, страдающих от туберкулеза, тифа, диабета. Хунэу, без всякого сомнения, отличает от других образ жизни, возведенный в ранг религии, и особенно все, что касается режима питания.

Четырнадцать лет наблюдал Каррисон за жизнью горцев. Вернувшись на родину, он издал книгу, которую вначале встретили с некоторым недоверием.

Прошли годы. Этнографы и ориенталисты опубликовали очень интересные данные о хунзе, но вторая мировая война приостановила их работу, и лишь благодаря экспедиции Бельвефе в сентябре 1963 года на эту проблему был пролит новый свет. Экспедиция Бельвефе состояла из двенадцати человек. В нее входили три врача, биолог, этнограф и ботаник. Они нашли «счастливую долину» совершенно не изменившейся. Единственными уступками времени были школа и больница на восемь коек. Ее создал молодой пакистанский врач Али Ахтар, который был одновременно и в отчаянии и в восторге от того, что не имеет ни одного пациента. Бельвефе убедился, что секрет долголетия этих людей кроется в дисциплине питания, подлинной национальной доблести. Категорические ее заповеди сводятся к следующему: мало мяса, за исключением праздников; вегетарианская пища, в основном овощи в сыром виде, кипяченая вода и никаких возбуждающих средств — ни алкоголя, ни табака.

Главная составная часть диеты — фрукты. В долине растут вишни, сливы, персики, абрикосы, дыни, груши, яблоки, виноград. После сбора урожая часть фруктов сушат на соломенных подстилках и запасают на зиму.

Хунза — земледельческий народ, обладающий полной продовольственной автаркией (автономией). За исключением небольшого количества соли, они никогда ничего не покупают за пределами своей долины. Три-четыре месяца, когда плантации не плодоносят, они называют «голодной весной». И тут участники экспедиции сделали потрясающее открытие: в течение этих месяцев хунза не едят.

По крайней мере по нашим понятиям. Лишь один раз в день хунза принимают стакан питательного напитка, приготовленного из фруктов и горной воды. Анализ напитка объяснил все: это был настоящий насыщенный коктейль, содержащий почти все жизненно важные питательные вещества. Хунза готовят свое «чудесное снадобье» а основном из абрикосов. К каждому плоду хунза относятся с уважением. Ядро косточки они едят или давят на масло, а древесина идет на дрова, ибо долина бедна топливом. Этот «плод здоровья» является подлинным добрым гением народа, что подтверждает его пословица: «Твоя жена откажется следовать за тобой туда, где не плодоносят абрикосовые деревья».

Быть красивым, здоровым и сильным до конца своих дней, обладать духом справедливости и терпимости — значит для народа хунза вести существование, достойное того, чтобы жить на земле.

Давид ДЕБАРК (из французского журнала «Констелласьон»)

«КОНСТЕЛЛАСЬОН» («Constellation» — «Созвездие») ежемесячный французский журнал.

ХУНЗА - НАРОД, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЕТ БОЛЕЗНЕЙ И ЖИВЕТ ДО 120 ЛЕТ.

На нашей Земле есть удивительное племя вегетарианцев, члены которого не знают болезней и имеет среднюю продолжительность жизни в 110-120 лет. Хотя, встречаются и те, кому перевалило за 160. Они живут на севере Индии в Гималаях в очень суровых условиях, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет даже рожают детей:) Называют они себя хунзакутами.

О своем секрете долголетия они говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически двигайся постоянно, не меняй ритма жизни.

Хунзы (буриши, хунзакуты) — индоевропейский народ (сейчас их немногим больше двадцати тыс. человек), проживающий в высокогорных районах Кашмира, находящихся под контролем Пакистана. Большинство проживает в долине реки Хунза, на высоте 2000 метров над уровнем моря. Эта неописуемой красоты долина, окруженная высотниками более 6 тысяч метров, называется Счастливой. Ее жители, в том числе в возрасте за 100 лет, работают в поле, совершают длительные высокогорные переходы, играют в подвижные игры.

Эти красивые, стройные люди всегда веселы, дружелюбны, спокойны, гостеприимны и сердечны, несмотря на суровые условия жизни. Их жилище — крохотные каменные дома без окон, с одним отверстием для дымохода. Домашний скот находится в этом же дома, но за перегородкой. Вполне вероятно, что в такой тесноте им теплее, ведь дома почти не отапливаются (нет дров), и даже моются хунзы только холодной водой. Впрочем, в этих каменных домишках они живут лишь 2-3 зимних месяца, а остальное время проводят на чистом воздухе, где спят и едят, рожают детей.

Во главе этого народа стоят король и совет старейшин. Им легко управлять своими подданными, ведь в этом обществе не бывает преступлений, следовательно — нет ни полиции, ни тюрем. Больницы также практически не нужны, ведь хунзакуты, в отличии от народов-соседей, никогда не болеют.Они — единственный народ на планете, у которого не бывает злокачественных заболеваний, и даже глубокие старики не страдают старческим слабоумием и одряхлением.

Интересно, другие народы, которые живут там, совсем не блещут здоровьем и очень много болеют. Но, удивительно, даже во время страшных эпидемий не встречали ни одного больного хунзакута. Хунза отличаются отменным здоровьем и почти не знают, что такое болезни. Даже зубная боль или расстройства зрения - вещи в этих краях неслыханные — это всегда казалось невероятным. Хунзакуты поражали своим абсолютным здоровьем, фантастической выносливостью — это самые неутомимые проводники и носильщики в горах Гималаев. Сходить за сутки на рынок за сто километров по козьим тропам и каменистым осыпям у них может почти каждый мужчина...

Впервые мир узнал о них из рассказов шотландского военного врача Мак-Каррисона, который 14 лет проработал в этих краях и потом многие ученые потратили годы на исследование этого феномена. В результате они пришли к выводу, что основной секрет долгожителей этих мест - особая система питания.

Можно возразить: да какой удивительной диеты не придерживайся, жизнь в мегаполисе уже заведомо обрекает нас на болезни, ранее старение и преждевременную смерть! А горный климат - дело другое...

Нам кажется, что, если дышать свежим, насыщенным кислородом воздухом, пить чистейшую воду, есть выращенные в «чистой» земле продукты, то долгожителем стать нетрудно. Однако как же объяснить тот факт, что ближайшие соседи хунза, обитающие в тех же климатических условиях, живут в два раза меньше, да еще и постоянно болеют?..

В чём причина абсолютного здоровья и долголетия хунзакутов?

Шотландский врач Мак Каррисон жил в течение 14 лет в непосредственной близости от долины Хунза и первым пришел к важному выводу: диета — самый основной фактор долголетия этого народа. Европейские наблюдатели также единодушно подтверждают: единственное отличие хунзакутов от соседей — их рацион и всё потому, что хунза — вегетарианцы. Потребление белков там находится просто на низшем уровне нормы.

Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, постоянно страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Вернувшись в Англию, Мак Каррисон поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар-рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

Имея немного плодородной земли, хунзы всегда были вынуждены питаться экономно. Частое явление для них — периоды голода, когда единственной скудной пищей являются только овощи. Жители этого края разводят только тех животных, которые приносят пользу, а убивают и едят их мясо только тогда, когда животное уже «не зарабатывает» на свое содержание. Такое мясо нежирное, употребляют его редко. Ежедневная пища хунзов — лепешки и супы из цельного хлебного зерна, а также овощи и фрукты. Молоко и молочные продукты ценят, но употребляют в небольших количествах, так как в этой стране немного пастбищ для коров и коз. Потребляют очень мало поваренной соли, а сахар и белую муку вообще не производят и не потребляют.

Основа его — пшеничные лепёшки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы. К этому ничего не добавляют, так как добавлять просто нечего. Несколько горстей перемолотых пшеничных зёрен и фрукты, в основном урюк — вся суточная еда. И этого, оказывается, достаточно для полноценной здоровой жизни.

Что едят люди племени Хунза?
Фрукты — основная составляющая диеты. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами (т.е. по сезону), молотыми зернами злаков, а зимой — высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой. Суточная калорийность хунзы много ниже обычной и включает в себя всего 50 г белка, 36 г жира и 365 г углеводов.

Хунзы редко едят мясо и пьют очень мало молока. Они получают белки главным образом из пшеницы и ячменя (съедая зерна этих злаков целиком), из хлеба, приготовленного из тех же злаков, всегда с примесью отрубей. Эти зерна и их шелуха содержат белки, кальций и минеральные соли.
Хунзы едят много картофеля — тоже с шелухой, которая содержит белки и ценные минеральные соли.

Также они едят фасоль, которая богата белками, но для них фасоль — лишь один из продуктов, богатых протеином. Оказывается, что различные бобовые (фасоль, чечевица, горох), из которых человек получает белки, достаточны лишь в том случае, если он их употребляет в полном спектре. Если же один из видов бобовых выпадает из рациона, организм оказывался лишенным некоторых белков, важных для здоровья.

Для хунзов фрукты — будь то свежие или сухие — главный элемент питания. Абрикосы там самый почетный и любимый фрукт. Даже хлеб занимает более скромное место в их скудном рационе, чем разные виды абрикосов, которые они едят целиком, включая кожицу, косточки и капельки масла, которые содержатся в косточках. У них даже поговорка есть: «Женщина хунза никогда не пойдет за своим милым туда, где не растут абрикосы».

Химический состав этого продукта поражает количеством солей металлов: солей калия — 305 мг в свежей мякоти, более 1000 мг в сушеной, солей железа — 2,1 мг. В абрикосе в большом количестве имеется вещество, способствующее выведению шлаков из организма - пектин, которое напрямую воздействует на скорость всех метаболических процессов в организме.

В сочетании с яблоками и шпинатом, также составляющими основу хунзийской диеты, абрикосы подавляют размножение некоторых видов микрофлоры кишечника, при этом эффект оказывается накопительным.

Кроме всего этого ещё хунзы всегда едят любую зелень, которую в состоянии добыть, включая траву.

Умеренность — вторая составляющая диеты. То, что люди хунза вынуждены расходовать пищу умеренно понятно. У них мало обрабатываемой земли. К концу зимы продукты кончаются. Поэтомувесной хунзакуты переходят на вынужденный пост — 2-3 месяца — он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой режим питания у хунзакутов возведен в культ и всегда очень строго соблюдается.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ:

1. Мясо разрешено употреблять только по религиозным праздникам. Важно то, что после забоя скотины его готовят сразу же, не заготавливая впрок.

2. Молоко и молочные необходимо есть редко и умеренно.

3. Крепкие напитки запрещены. Единственное исключение - вино из местного винограда. Пить его следует только по особым случаям.

4. Хлеб - только черный. Муку (кстати, не отделенную от отрубей) долго хранить нельзя, необходимо сразу же использовать для выпекания. Часть зерновых (ячмень, просо, пшеницу, гречиху) желательно есть в проросшем виде.

5. В ежедневном рационе должны преобладать овощи и фрукты, а овощи употребляются сырыми в больших количествах, изредка - в тушеном.

6. Большую часть рациона должны составлять фрукты. Никаких компотов и варенья! Только свежие фрукты!

7. Очень умеренное потребление соли.

ПОЧЕМУ ОНИ, А НЕ МЫ ОБРЕЧЕНЫ НА ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО?

Хунзы — это довольно примитивный и очень бедный народ. Ни один западный человек и помыслить не может о том, чтобы вести жизнь, подобную той, какую ведут хунзы, даже ценой обретения счастья и полного здоровья. Живут они в гористой местности, почти полностью лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли находится под плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картошку. Обрабатываемые земли испытывают нехватку воды: дожди там очень слабые, и те идут только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. И снегов там очень мало. Поэтому вода там на вес золота, ее собирают, дорожат каждой каплей и пользуются системой каналов, по которым вода доставляется издалека.

Коровы там чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями. В таких условиях животные дают очень мало молока и еще меньше жира. Корова дает менее двух литров молока в день, и то лишь сразу после отела. Овцы и вовсе не дают молока, козы — самую малость. Мясо этих животных жилистое и совершенно обезжиренное.

И люди едва спасаются от голода, особенно в зимние месяцы. Зимой они укрываются в своих крохотных каменных домах. В них нет окон (чтоб не напускать лишнего холода) и всего одно отверстие, которое служит дымоходом. Оно же обеспечивает вентиляцию воздуха. Никакой мебели, семья живет вместе: спят, едят и зачинают потомство на каменных скамьях, высеченных вдоль стен. Домашний скот "расквартирован" в прихожих.

Подобная картина способна лишь отпугнуть современного человека, столь приверженного к гигиене. Однако это еще не все. Поскольку, как уже было упомянуто, в окрестностях нет леса, то и нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев, на нем (огне) варят пищу, но не хватает горючего для того, чтобы греть воду для стирки и купания. Поэтому люди умываются (и стирают одежду) только холодной водой. Более того, нет веществ, из которых можно было бы сделать мыло. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного масла.

Так вот и живет этот народ: без бань, без горячей воды и без мыла.
Нет достаточного количества продуктов питания и растительного происхождения. В зимние месяцы люди ведут "вегетативный" (растительный) образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, и когда наступает весна, люди переходят на подножный корм, собирают травы и овощи, пока не наступает пора сбора первого урожая

В довершение картины скажем, что хунзы не знают грамоты, только члены родовитых семей, король и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать и писать. У этого народа нет поэзии на своем языке. Ему не известны ни скульптура, ни живопись, ни резьба по дереву, ни ткацкое мастерство, которые достигли высокого уровня у их соседей. Немногочисленные семьи музыкантов, которые живут среди этого народа, принадлежат к другому племени.

В течение восьми-десяти теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Спят, работают, развлекаются, женятся, рожают детей и умирают вне дома. Вся семья, включая сыновей, их жен, внуков и правнуков, живет вместе. Дети с самого раннего возраста видят все, что происходит дома и у соседей, с момента рождения и до смерти.
Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредно отражаются на физическом и умственном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа, хоть и неуклонно соблюдают в течение веков запрет заключать брак внутри одной семьи и даже одной деревни, все же вступают в брак только с членами своей маленькой нации. Согласно устному преданию, которое передается из поколения в поколение, чужая кровь не течет в жилах этого народа. Исключением является лишь царская семья, захватившая власть в этой стране 300—400 лет тому назад.

Геронтологи утверждают, что сокращение употребления пищи на 30 %, даже при тех же самых продуктах питания может прибавить нам до 10 % жизни: правильная еда (вегетарианская) помогает дольше не стареть и продлевает нашу жизнь!

Ещё одна статья об этом народе:

ХУНЗЫ - НАРОД-СЫРОЕДЫ.

Есть на свете такой народ, правда, малочисленный (всего 15 000 человек), о котором можно сказать, что ему совершенно неизвестны болезни. Это хунзы.

Обнаружил этот народ талантливый военный врач Мак-Кэрисон в окрестностях северной границы Кашмира (Индия).

Мак-Кэрисон тесно общался со многими неболеющими народами и племенами, обитающими между Тибетом, Китаем, Памиром, Афганистаном и сегодняшним Пакистаном, и во время своих скитаний по этим местам однажды столкнулся с народностью хунзы. Его поразили их красивое, стройное телосложение и высокая работоспособность. Среди хунзов все здоровы (несколько переломов костей и воспаление глаз).

Хунзы - очень бедный народ. Они живут в гористой местности, лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли занят плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картофель. Местность отличается нехваткой воды: дожди идут редко - только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже. А снегов там очень мало. Поэтому вода - на вес золота. Хунзы или пользуются системой каналов, скапливающих воду во время дождя, или доставляют воду издалека.

Коровы там чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями, молока дают мало (менее двух литров в день, и то лишь сразу после отела), в нем содержится мало жира. Овцы и вовсе не дают молока, козы - самую малость. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.

Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (лишь одно отверстие), спят хунзы на каменных скамьях. Домашний скот "расквартирован" в прихожих. Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу; умываются и стирают одежду только холодной водой. Нет животных жиров, нет маслин для получения растительного Масла. Обходятся хунзы без бань, без горячей воды и без Мыла. И, как можно понять из всего этого, у них не может быть достаточного количества продуктов питания, даже растительного происхождения.

В зимние месяцы люди ведут "вегетативный" образ жизни, питаясь скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, а уже весной они переходят на подножный корм, употребляя травы и овощи до сбора первого урожая. Летом в основном питаются абрикосами и другими фруктами. Хунзы не знают грамоты. Только члены родовитых семей, король и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать и писать. У них нет поэзии на своем языке, ни скульптуры, ни живописи, ни резьбы по дереву, они не знают ткацкого мастерства, которым владеют их соседи. Семьи музыкантов принадлежат к другому племени.

В течение 8-10 теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредны, что они отражаются на физическом и умственном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа вступают в брак только с членами своей маленькой нации. Чужая кровь не течет в их жилах. Исключением является лишь царская семья.

И все же, несмотря на все и вопреки всему, хунзы обладают завидным здоровьем.Согласно достоверным научным исследованиям, хунзы - это единственный здоровый и счастливый народ во всем мире.

Причина такого здоровья кроется в характере питания -полноценном, натуральном и без вредных примесей. Их пища, хотя и скудная, полностью соответствует физиологическим потребностям человеческого организма. Такой пищей могут быть только натуральные ягоды, фрукты, овощи, зелень, орехи, съедобные корни.

ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД ВЫРАЖЕНИЕМ "ПОЛНОЦЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ"?

Его определяют три аспекта:

1) высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100 - 200 километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые;

2) жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода;

3) исключительная стойкость. "У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, - писал Мак- Кэрисон. - Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т. п."

Интересен опыт Мак-Кэрисона, который в науке известен как "Эксперимент Конур" - по месту нахождения его лаборатории. Исследователь разделил тысячи подопытных крыс на три группы в соответствии с тремя группами населения: "Уайтчепель" (район Лондона), "хунзы" и "индусы". Все они содержались в одинаковых условиях, но группа "Уайтчепель" получала пищу, которую употребляют жители Лондона (т. е. ту, что едят европейцы), - белый хлеб, изделия из белой муки, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сладости, вареные овощи и т. п. Крысы-"хунзы" получали ту же пищу, что и люди этого племени. Крысы-"индусы" -пищу, свойственную индусам и жителям Востока. Мак-Кэрисон исследовал состояние здоровья целого поколения, получавшего три разных диеты, и открыл интересную закономерность.

Животные из группы "Уайтчепель" переболели всеми болезнями, которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая хроническими и старческими недугами. Эта группа оказалась довольно нервозной и воинственной, крысы кусали друг друга и даже загрызали "соотечественников" до смерти.

Крысы-"индусы" по состоянию здоровья и общему поведению оказались подобными тому народу, который олицетворяли в этом эксперименте.

А крысы-"хунзы" оставались здоровыми и жизнерадостными, проводили время в играх и спокойном отдыхе.

ЧТО МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ЭТИХ НАБЛЮДЕНИЙ??

1. Прежде всего: ни климат, ни религия, ни обычаи, ни раса не оказывают заметного влияния на здоровье - имеет значение только пища.

2. Пища, а не что-либо другое может превратить здоровых людей в больных: достаточно изъять из рациона некоторые вещества, считающиеся, по мнению большинства людей, маловажными, т. е. ферменты, аминокислоты, витамины, микроэлементы, жирные кислоты, которые находятся лишь в растительном мире и которые приносят пользу только при их употреблении в натуральном виде.

3. Количество пищи и ее высокая энергетическая ценность, т. е. калорийность, не имеют к здоровью никакого отношения. Важен состав пищи.

4. Даже моральное состояние индивидуума может пострадать, если в рационе не хватает определенных питательных веществ.

Крысы, жившие в мире и дружбе между собой, становились агрессивными и пожирали друг друга, когда их лишали полноценной пищи, необходимой для здоровья. Это указывает на то, что любые социальные беспорядки, революции, войны зависят от неправильного питания людей.

Не соответствующая природе человека пища, а не ее недостаток, как утверждают политики, повинна в плохом состоянии общества.

Таким образом, качество пищи, ее состав, количество, способ употребления и сочетания влияют на сохранение здоровья, уберегают от заболеваний, сохраняют молодость.

От качества питания зависит и умственное здоровье, душевное равновесие, отсутствие неврозов и психических расстройств.

Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

Издревле люди мечтали о лучшей жизни. Это находило отражение в сказках, легендах, притчах. Поговорка «хорошо там, где нас нет», которую и сейчас почти на каждом шагу слышно, показывает, что, хотя современным людям уже не приходится сильно пахать (во всех смыслах этого слова), как их предкам, стремление к лучшей доле – к краям, где реки молочные, а берега кисельные, не пропало.

Сказки осовременились, а люди, несмотря на доступ к информации, все так же верят эзотерикам и гуру и отмахиваются от реальности при первой возможности.

Современных мифов много, но один из них коснулся меня непосредственно. В Рунете да и вообще в Интернете довольно часто попадаются тексты о таинственной стране Хунза, где люди не знают болезней и живут долго, потому что правильно питаются и не едят мясо. В русских вариантах тексты эти имеют почти одинаковое содержание и набор фотографий. Особенно популярны такие тексты у вегетарианцев.

Поэтому ниже миф о Хунзе с полным его, как писал М.Булгаков, разоблачением (привожу выдержки с сохранением стиля и рекомендую обратить внимание на выделенное жирным шрифтом):

Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней . Они живут в очень суровых условиях в недоступном высокогорном краю на севере Индии , в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами. Впервые о них рассказал европейцам талантливый английский военный врач Мак Каррисон, в начале XX века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе.

Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем, но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже зубная боль и расстройство зрения им неизвестны . В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, с разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, которая показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. Они живут и более 160 лет, женщины даже в преклонные годы сохраняют способность к деторождению, не посещают врачей, да и врачей там попросту нет .

После Мак Каррисона изучением хунзакутов занялся другой ученый - доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого малочисленного народа (их всего 15 тысяч человек).

Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей – рацион, основа которого – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы . Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда.

Хунзакутам свойственны, прежде всего, оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство. Управляют ими король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем. Дело в том, что в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны .

Выделенные жирным шрифтом фрагменты текста, причем далеко не всё выделено, – не соответствуют истине. Говорят, что первоисточником этого текста о Шангри-Ле или одной из вариаций такого текста была «Неделя» (газета-приложение к «Известиям») в номере которой в конце 1964 года появилась статья, перепечатанная из французского журнала «Констелласьон».

В тех или иных вариациях эти тексты гуляют по Сети и продолжают обрастать фантастическими подробностями. Терпение лопнуло, когда в одной из таких небылиц появились мои фотографии Хунзы.

Долина Хунзы, какой ее видели эмиры княжества

С террасы королевского дворца – Балтит-форта

Однако вернемся к Маккаррисону. Он проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения. Причем не только по этой причине.

Вот это фото, сделанное мною в Хунзе в 2010 году, появилось в ряде небылиц. На плетеном блюде сушатся помидоры

Во-первых, Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень.

Врачи, служившие здесь, изредка делали объезды подведомственной и поистине гигантской для одного врача территории, нигде подолгу не задерживаясь. Изредка – это раз в год и только в сезон – когда перевалы свободны от снега. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня.

А какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом (испытано на себе) или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому (!) врачу? Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.

Одна из улиц в Гилгите сегодня. Уже весной температура здесь может достигать плюс 40 градусов

Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал талантливый врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают. К этим трудам я вернусь чуть позже…

Ищущие страну Шангри-Ла в Хунзе предполагают, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет – Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.

Вид на наиболее старую часть Хунзы – Алтит-форт и дома вокруг него. На другом берегу реки Хунзы Каракорумское шоссе

Но и ранее изоляции не существовало. В горах Каракорума и Гиндукуша не так много перевалов, через которые можно попасть из стран Центральной Азии в Индию и обратно. Через такие перевалы проходили ответвления Великого шелкового пути, по которым шли караваны. Одно из таких ответвлений – из Синьцзяна в Кашмир – контролировали хунзакуты (из Алтит-форта ущелье просматривается очень хорошо в обе стороны), они занимались регулярным грабежом и взиманием дани с караванов и путников.

«Весной 1889 года жажда путешествий вновь охватила меня, однако начальство не разрешило поездку, – пишет в то время капитан британской армии Янгхазбенд, – пришлось умирать со скуки и сдувать пылинки с мундира. И вот когда мои мучения достигли предела, прибыла телеграмма из Лондона из министерства иностранных дел с приказом провести разведку северных границ Кашмира в районе, где находится страна хунзакутов или канджутов, как называют их жители Синьцзяна. Хунзакуты постоянно совершали набеги на соседние страны. Не только жители Балтистана опасались их, но и кашмирские войска в Гилгите, то есть на юге, и кочевники-киргизы на севере пребывали в страхе в ожидании нападения.

Когда в 1888 году я был в том районе, до меня дошел слух об очередной дерзкой атаке на караван киргизов, большое число которых хунзакуты либо убили, либо захватили в рабство. Киргизы больше не стали терпеть и обратились с петицией к китайскому императору, однако тот остался глух к просьбам. Тогда кочевники попросили о помощи Британию, и в итоге мне было поручено договориться с эмиром Хунзы».

Договориться с эмиром Янгхазбенду не удалось. Сидевший на троне Хунзы в то время эмир Сафдар Али был жесток и глуп. Янгхазбенд вспоминал потом, что эмир считал британскую королеву и русского царя едва ли не равными себе эмирами соседних княжеств. Правитель сказал буквально следующее: «Мое княжество – только камни и лед, пастбищ и возделанной земли совсем немного. Набеги – единственный источник дохода. Если королева Британии хочет, чтобы я прекратил грабить, пусть выделяет мне субсидии».

Именно поэтому британцы и начали военную кампанию против Хунзы – ее правитель слишком уж прочные начал устанавливать связи с Россией и Китаем, слишком рассчитывал на помощь этих империй, и слишком безнаказанным себя чувствовал, занимаясь грабежами. За что и поплатился. Ход военной операции замечательно описан в книге Эдварда Найта «Там, где встречаются три империи» (Edward Knight «Where Three Empires Meet»).

Так что хунзакуты были далеко не так миролюбивы, как хотелось бы вегетарианцам. Однако насчет того, что в Хунзе сейчас нет ни полиции, ни тюрем, так как в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений , все правильно… Авторы мифа о Хунзе приписывают эти особенности вегетарианству хунзакутов и забывают лишь упомянуть, что преступности почти нет во всем Гилгит-Балтистане. Хотя в последнее время случилось несколько неприятных исключений, например, .

Гилгит-Балтистан на карте фонда Ага-хана (за исключением Читрала). На всю эту территорию был один-единственный британский врач

Север Пакистана – один из самых спокойных регионов страны – это можно прочесть в любом туристическим проспекте, и это правда ввиду немногочисленности населения и удаленности территорий от крупных городов.

Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых не повернуты на эзотерике либо вегетарианстве и которые долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.

В результате поисков в руки попала книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.

В общей сложности Кларк провел в Хунзе 20 месяцев. Особенно интересна статистика лечения хунзакутов, которую он, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.

И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки). Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.

О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи». Полковник был, кстати, замечательным лингвистом, его перу в числе прочих принадлежат три книги «Грамматика», «История» и «Словарь» языка бурушаски (The Burushaski Language. 3 vols.), на котором разговаривают хунзакуты и который не входит ни в одну языковую группу.

Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.

Аналогичное устройство крыш можно увидеть и в кишлаках Средней Азии. «Через эту дыру в потолке уходит не только дым, но и тепло», – писал Янгхазбенд

Ну, и что касается вегетарианства… Не только в Хунзе, но и – опять же – во всем Гилгит-Балтистане люди живут бедно и едят мясо только по большим праздникам, в том числе религиозным. Кстати, последние до сих пор часто связаны не с исламом, а с доисламскими верованиями, отголоски которых очень даже живы на севере Пакистана. Ритуал на фото ниже, буде исполнен где-нибудь в Центральном Пакистане, где живут ортодоксальные мусульмане, привел бы к убийству за мракобесие.

Шаман пьет кровь жертвенного животного. Северный Пакистан. Район Гилгита, 2011 год. Фото Afsheen Ali

Если бы была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком – мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

И еще: «так как диета хунзакутов бедна жирами и витамином D, у них плохие зубы, у доброй половины бочкообразная грудная клетка (один из признаков несовершенного остеогенеза), признаки рахита и проблемы с опорно-двигательным аппаратом».

Хунза, действительно, красивое место. Здесь достаточно мягкий микроклимат, который создают окружающие горы. Здесь, действительно, была одна из немногих точек, где еще совсем недавно сходились три империи – Российская, Британская и Китайская. Здесь до сих пор сохранилась уникальная доисторическая наскальная живопись, здесь на расстоянии вытянутой руки полно шести- и семитысячников и да, в Хунзе, равно как и в Гилгите и в Скарду, растут замечательные абрикосы. Попробовав первый раз урюк в Гилгите, я не мог остановиться и съел его где около полукило – причем немытого, наплевав на последствия. Ибо таких вкусных абрикосов раньше пробовать не доводилось. Это все – реальность. Зачем придумывать сказки?


Запись 12:
Запись 13:
Запись 14:
Запись 15: Хунза – страна вегетарианцев-долгожителей. Эта запись

На границе Индии с Пакистаном находится долина реки Хунза. И носит эта местность загадочное название «оазис молодости». Почему именно такое? Дело в том что представители народа (хунзы), проживающие в этой долине - долгожители. Всегда молоды и редко болеют. Хунзакутские женщины могут похвастаться отличной фигурой и способностью к деторождению даже в 60 – 65 лет!

Версия 1: удивительные факты

1. Какова история этого народа? Внешне хунзакуты напоминают европейцев. На основе этого наблюдения большинство историков считает, что первые хунзакутские общины были основаны купцами и воинами армии Македонского. Именно теми, что остались на территории долины во время похода через реку Инд.

Хунзакутский народ

2. Сколько живут жители долины Хунза? В результате переписи населения, проведённой в 1963 г французской медицинской экспедицией, было установлено, что в среднем представители народа хунза живут до 110 - 120 лет. А в 1984 г. в лондонском аэропорту Хитроу произошёл удивительный случай . Работники эмиграционной службы пришли в недоумение, когда прибывший к ним хунзакут Саид Абдул Мобут предъявил свой паспорт, с указанной в нём датой рождения – 1823 г. По словам муллы, сопровождавшего 160-летнего Мобуду, последний считался святым у народности Хунза, которая славится своим долголетием. Несмотря на столь почтенный возраст, Саид Абдул Мобут оставался в здравом рассудке и с отменным здоровьем.

3. Каких болезней никогда не знало племя хунзы? Согласно данным геоканцерологии (наука, изучающая раковые заболевания во всём мире) только среди этой народности полностью отсутствуют раковые заболевания. Об этом было заявлено на международном раковом конгрессе, проходившем в Париже в 1977 г.

4. Насколько они выносливы? Народность хунза - это люди высокой степени трудоспособности и выносливости. Они без труда преодолевают расстояния в 100-200 километров, лазят по крутым горам, и всегда остаются жизнерадостными. У них нет такого понятия, как ссоры, нетерпение или нервозность.

В чём же заключается секрет долголетия и молодости данного народа?

Сами хунзакуты говорят, что для этого достаточно придерживаться вегетарианского питания, много физически трудиться и больше двигаться.

1. Основу рациона хунзов составляют фрукты, овощи и злаки. Летом они едят всё в сыром виде, из злаков пекут лепёшки и варят супы, а зимой в почёте сушеные абрикосы, пророщенные зёрна и брынза в небольшом количестве. Вообще абрикос для народа хунза – самый главный фрукт, который в пищу употребляется целиком, с кожицей и косточками. Белок они получают , главным образом, из фасоли, ячменя и пшеницы.

2. Второй немаловажной составляющей питания хунзов является умеренность. В виду того, что земли, пригодной для обрабатывания, мало, они вынуждены умеренно расходовать запасы своей пищи, которые заканчиваются к концу зимы. И тогда наступает период, который хунзы называют «голодная весна», когда они практически ничего не едят и пьют абрикосовый напиток. Этот своеобразный пост, возведённый в культ, длится около 2 месяцев и считается строго обязательным. В среднем в день хунза употребляют 1933 ккал, включающие 50 г белков, 365 г углеводов и 36 г жиров.

Основные факторы, благоприятствующие долголетию

По мнению военного врача Роберта Маккаррисона , который около 14 лет прожил вблизи долины хунза и изучал образ жизни этого народа, именно питание способствует долголетию хунзакутов. Человека с неправильным питанием не спасёт даже жизнь в горном климате. Свидетельством тому являются народы, живущие по соседству с хунза, но питающиеся традиционно, потому они страдают множеством болезней и живут значительно меньше, чем хунзакуты.

Р. Бирхер в книге «Хунзы – народ, который не знает болезней» отметил, что самыми существенными факторами, благоприятствующими здоровому долголетию, являются следующие:

Хунзакутская девушка

Вегетарианское питание, в котором преобладают сырые овощи и фрукты;

Выращивание продуктов на своей земле без химии и приготовление блюд способом, сохраняющим максимальное количество питательных и полезных веществ;

Крайне редкое употребление соли, сладостей и алкоголя;

Практика регулярных голоданий.

Конечно же, на здоровье и долголетие влияют и другие факторы, но, как уже писалось выше, питание играет здесь основную роль.

Версия 2: так ли здоровы хунзакуты на самом деле или это просто миф?

В последнее время стало появляться все больше заметок различных блоггеров, высказывающих сомнения в безупречном здоровье хунзакутов. На этом сайте мы стараемся делиться только объективной информацией, поэтому проанализировали этот вопрос и выложили все известные сведения о хунзакутах на ваш суд.

Итак, вся информация, приведенная выше (об исключительном здоровье этой народности), взята из двух источников:

  1. Из книги Ральфа Бирхера, посвятившего годы исследованию образу жизни хунзакутов. Книга называется «Хунзакуты, народ, который не знает болезней» в оригинале - Hunsa, das Volk, das keine Krankheit kannte). 1942 году
  2. Из труда Джерома Родейла «Здоровые хунзакуты», созданном на основе британских военных источников. Книга была опубликована в 1947 году.

Эти люди изучали записи различных путешественников, врачей и вообще всех, кто когда-либо был в долине горной реки Хунза. В частности, работу военного врача Роберта Маккаррисона (иногда его имя пишут как Мак Каррисон) - « Исследования болезней в Defieciency . Оксфорд Медикал Публикации, Лондон, 1921″.

Маккаррисон находился в этом регионе по разным источникам от 7 (с 1904 до 1911 г.) до 14 лет и предлагал людям свои медицинские услуги в Гилгите. Именно он пишет о том, что не обнаружил у представителей народности хунза расстройств пищеварения, аппендицита, язвы желудка, рака и колита. Также не нашел инфекционных болезней, ревматических, порченых зубов или душевных заболеваний. Он пишет лишь о единичных случаях воспаления глаз, вызванных, вероятно, темнотой, которая зимой царит в их домах. Врач обошел долину вдоль и поперек, даже жил в домах с хунзакутами. С 1913 по 1928 годы Маккаррисон возглавлял существовавший тогда научно-исследовательский институт здоровья в Индии. Есть ли основания не доверять результатам исследований этого врача?

Джон Кларк - человек, нашедший болезни у хунзакутов

Однако в 1950 г. к хунзакутам пожаловал другой исследователь - американец Джон Кларк, который прожил в их местности около 1,5 лет. Основная цель - поиск полезных ископаемых, а также волонтерство. Результатом стала книга «Хунза. Затерянное гималайское королевство» («Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). В ней он рассказывает, что пытался лечить хунзакутов (при том, что не был врачом!) и диагностировал у некоторых из них малярию, дизентерию, глистные инвазии, стригущий лишай, кожную сыпь и глазные болезни. При этом он утверждает, что за краткий период пребывания в долине реки ему удалось принять рекордное количество больны - 5 684 пациентов. Правдоподобны ли такие заявления? Решать только вам, дорогие читатели.

Отметим также тот факт, что соседи хунза, проживающие примерно в тех же климатических условиях, которые могут позволить есть мясо гораздо чаще ввиду меньшей изоляции, подвержены самым различным заболеваниям и их продолжительность жизни в два раза короче .

Но никто из исследователей не ставит под сомнение то, что хунзакуты - необычная народность. Они действительно вынужденные сыроеды и вегетарианцы, питаются с основном плодами растений, так как скотоводство в их регионе затруднено (практически полная изоляция от мира, гористая местность, нет лесов, почти нет плодородных почв (те, что есть, отводятся под плодовые растения и выращивание овощей). И не страдают многими болезнями, свойственными людям современной цивилизации.

Статью писали: Карна, Маргарита.

Племя разместилось на берегу одноименной реки. Условия, в которых живут эти люди, достаточно суровы. Ближайший населенный пункт находится от них в ста километрах.

Долголетие - главный феномен племени хунза. Средняя продолжительность жизни превышает сто десять лет. Некоторые жители и вовсе умудряются дожить до ста шестидесяти, что не может не удивлять.

В возрасте сорока лет многие в племени выглядят юношами или девушками. Некоторым женщинам удается рожать детей в шестьдесят лет и при этом иметь стройную и привлекательную фигуру.

Общая информация

Гималаи на карте представляют собой систему гор, где и расположилось племя хунзы. Эти люди представляют собой индоевропейцев. Население составляет порядка двадцати тысяч. Точным местом проживания считаются высокогорные районы Кашмира, который контролируется Пакистаном. Река Хунза, а именно ее берега, играют роль дома для этой народности. Вокруг расположена огромная долина, которая отличается Из-за своего вида она получила название Счастливая.

Основной деятельностью, которой занимается народ хунзы, является работа на земле. Помимо этого, жители совершают длительные подъемы в горы. Кстати, основой своего долголетия хунзакуты (так они себя называют) считают вегетарианство, постоянные физические нагрузки и насыщенный

Народ хунзы наделен привлекательной и доброжелательной внешностью. Жители всегда рады новым гостям и всячески демонстрируют свою сердечность, несмотря на то, что условия жизни жестоки. Живут они в небольших домиках, у которых есть только отверстие для выхода дыма. Вместе с людьми в жилищах находятся и домашние животные, которые разделены перегородкой. Возможно, благодаря такой тесноте им теплее, так как дома практически не отапливаются из-за малого количества дров. Да и холодный период в основном составляет около двух-четырех месяцев. Остальное время народность хунза проводит на природе, работая и отдыхая прямо на свежем воздухе. Моются жители в холодной воде, которая очень чиста в тех районах.

Жизнь народа

Советы старейшин являются основой народности. Жители практически не совершают преступлений, поэтому нет необходимости образования тюрем. Болеют хунзакуты крайне редко, поэтому больниц тоже нет. Народ хунзы является единственным, который не подвержен онкологическим заболеваниям. Сильнейшие эпидемии также не приносили вреда населению, в то время как многие другие народы попросту вымирали.

Любопытно то, что племена, проживающие по соседству в практически таких же условиях, не могут похвастаться таким же здоровьем. Привычная для многих цивилизованных людей зубная боль для хунзакутов является чем-то необыкновенным. Потеря зрения этой народности также не знакома. Даже не страдают от дряхления кожи, болей в костях и прочих неудобств, которые привычны для многих стариков.

Помимо устойчивости к болезням, народ-долгожитель очень выносливый. Для мужчины является обычным делом сходить, например, на базар за сто километров по труднопроходимым тропам и вернуться через день. Часто жители выступают для туристов в роли проводников. Гималаи на карте занимают огромную площадь и являются местом посещения многих альпинистов, которые также нередко прибегают к помощи местных жителей.

Причина долголетия и здоровья

Первые упоминания о народе появились в рассказах врача из Шотландии, который около четырнадцати лет проработал среди этих людей. Долгожители мира произвели на доктора сильное впечатление своими особенностями. Многие ученые и путешественники начали впоследствии изучать племя. Результатом исследований стал вывод о том, что находится в специальном питании.

Конечно, многие сразу возразили, что к какой диете ни прибегай в мегаполисе, все равно таких результатов не добиться. Большинство людей полагает, что для того, чтобы иметь такое здоровье, необходимо проживать в этой долине. Однако другие народности, которые обитают поблизости, не могут похвастаться таким крепким организмом, а средняя продолжительность жизни у них в несколько раз меньше. Подобный феномен объяснить долгое время не могли самые разные специалисты.

Племя хунза имело лишь одно отличие от своих соседей - отсутствие в рационе белков. Объясняется это тем, что хунзакуты - вегетарианцы. В каких бы условиях не проживал человек, считается правильный рацион. Поэтому не удивительно отличие продолжительности жизни этих племен.

Мак Каррисон - врач, занимающийся изучением данного народа, вернувшись в Великобританию, решил провести несколько опытов на животных. Их он поделил на две группы. Первая часть животных питалась пищей, которая привычна для большинства человеческих семей. Вторая же получала питание народа хунза. Результатом исследования стало появление у первой группы заболеваний, которым подвержены люди. Вторая часть животных, которая питалась так же, как племя хунза, оставалась полностью здоровой. И это было чудом.

Народ хунзы нередко сталкивался с недостатком пищи, поэтому всегда старался экономить. В долине произрастают в основном овощи и фрукты, которые и являются основой рациона. Домашний скот представлен только в виде тех животных, которые приносят ту или иную пользу. Убивают его лишь в случае старости, то есть тогда, когда скотина перестает хозяину. Именно в таких редких случаях жители могут употребить мясо. Тем не менее этот продукт отличается крайне малым содержанием жира.

Лепешки и различные супы - ежедневная пища народа. Изготавливаются они с применением зерен. Также к этому добавляется достаточно большое количество овощей и фруктов. Есть у народа и молоко, но употребляют его редко и в малых количествах, так как в этой местности практически нет лугов, где можно производить выпас животных.

Соль в пище используется в малых количествах, сахар и вовсе не производится. Тем не менее даже такой скудной еды вполне хватает для полноценной жизни народа.

Основные продукты питания


Умеренность - основа здоровья

Из-за голодных периодов хунзакутам приходится распределять пищу так, чтобы хватало на длительный срок. Земли, которую можно с успехом обрабатывать, у народа достаточно мало, поэтому во многом рацион зависит от природных условий. Если летом люди редко сталкиваются с проблемами недостачи еды, то в холодное время часто приходится экономить.

Особенно голодными выдаются месяцы ближе к весне. В это время жители вынуждены поститься. Продолжается это порядка двух месяцев. Этот период обозначается практически полным отсутствием пищи. Основой рациона становится напиток, который изготавливается из сушеных абрикосов. С течением времени подобный пост перерос в культ, который очень строго соблюдается.

Основные правила питания

Итак, рассмотрев, какие продукты употребляют долгожители мира, можно выделить основные принципы, которых придерживаются хунзакуты. Их можно назвать даже некоторым сводом правил. Почему так долго живет этот народ? Сыроеды, по статистике, имеют более крепкое здоровье. Именно это является основной причиной долголетия.

  • Употребление мяса разрешено лишь в религиозные или очень важные торжества. Особенно важная деталь - готовить его необходимо сразу же после убийства животного. Мясо долго не хранится.
  • В рационе основой являются фрукты и овощи. Употребляются они в сыром виде. Овощи могут изредка быть тушеными.
  • Потребление соли, сахара и прочих приправ должно быть в ограниченном количестве.
  • Хлеб в пище используется только черный. Мука, как и мясо, долго не хранится, ее сразу после получения используют для выпечки. Рекомендуется в рацион добавлять проросшее зерно.
  • Молоко и любые молочные продукты не следует употреблять в больших объемах.
  • Особенно запрещено употребление спиртных напитков. Население лишь в некоторых особенных случаях пьет вино, которое изготавливается из винограда, выращенного в долине.

Как живут долгожители хунзы?

Долина Хунза не имеет никаких богатств, поэтому народ живет очень бедно. Никто не захочет добровольно обменять привычную жизнь и отправиться туда. Обитать хунзакутам приходится в скалистой местности, где нет ни плодородных почв, ни лесов. К тому же нередко бывает нехватка влаги. Дожди в основном идут в холодное время и в небольших количествах. Вообще, вода там очень ценится, и относятся к ней очень бережливо.

Животные ввиду нехватки пастбищ не вырастают очень большими. Коровы дают немного молока, которое почти не содержит жиров. Козы и овцы в основном молоком не радуют своих хозяев. Мясо этой скотины содержит много жил и мало жира.

Потому людям нередко приходится попросту выживать, а особенно в зимний период. В это время население в основном находится в своих небольших жилищах, которые обделены даже окнами, так как очень важно сохранять тепло. Дровами запастись достаточно сложно - нет поблизости деревьев. Топят свои печки племена хунзы в основном небольшими ветками и листьями. На них же они готовят пищу. Привычной мебели в таких домиках не найдешь. Спят и едят практически все члены семьи вместе. Домашняя скотина также вынуждена жить в соседних помещениях, которые разделены между собой тонкими перегородками.

Уже это отпугнет многих. Даже обеспечивать гигиену в таких условиях достаточно проблематично. Из-за нехватки горючего приходится стирать и мыться в холодной воде. Желающему пожить в долине придется забыть и о мыле. Из-за отсутствия жира его попросту не из чего изготовить.

Ну и ко всему сказанному стоит отметить, что у данного народа отсутствует образование. Большинство жителей не умеют писать и читать. Грамоту могут получить лишь дети высокопоставленных семей. Народ не имеет и своей выраженной культуры, поэзии, живописи, которыми наделены даже соседние племена. Люди эти достаточно необразованны. Народ хунза может похвастаться лишь несколькими музыкантами, которые являются выходцами из других племен.

В племени не принято заключать браки между представителями одной семьи. Вообще, в соответствии с историей народа, в их жилах не течет чужой крови.

Понятие здоровья

Выше представлены условия и пища, которые, по мнению народа хунзы, важны для долгой жизни. Но теперь необходимо определить, что же для этого племени означает здоровье.

  • Высокий уровень труда.Демонстрируют его они не только в работе, но и в развлечениях. Хунзакуты очень выносливы, они всячески проявляют себя во время труда. Народ этого племени может без усилий преодолевать огромные расстояния. Не проблема для него подняться и по скалам в горы.
  • Любовь к жизни. Несмотря на непростые условия жизни и тяжкий труд, хунзакуты не унывают. Даже после сложного подъема в горы они смеются и рассказывают шутки.
  • Жители никогда не сердятся и не ссорятся между собой. Очень редко можно увидеть, чтобы кто-то нервничал или был нетерпелив к своей семье. Очень стойко местные люди переносят боль.

Туризм

Первыми, кто приехал в долину, были в основном врачи и исследователи, которые хотели понять секрет долголетия. Считается, что для простых людей местечко было открыто благодаря хиппи, которые в 70-х годах прошлого века начали активно посещать страны Азии в поисках чего-нибудь нового. Особенно популярность разошлась по странам Запада. Например, американцы называют урюк сегодня Hunza Apricot. Однако хиппи, прежде всего, ехали сюда не ради экзотических фруктов, а, скорее, за индийской коноплей.

Траву здесь выращивают не ради курения, а для добавления в различные блюда. Большинство путешественников едет сюда, чтобы отведать сочных абрикосов, каких не найти в других странах. Популярно место также для множества альпинистов и любителей истории.

Одной из легенд является история о том, что данное племя было основано во время Индийского похода Александра Македонского. Бойцы полководца образовали здесь небольшое государство. Жили они в соответствии с суровыми правилами. Жители всегда имели при себе оружие и не расставались с ним даже во время еды и развлечений.

В нашей стране про этот народ известно немного. Долина Хунза уже более шестидесяти лет является предметом спора Пакистана и Индии.

Советский Союз старался не влезать в спор и держался на расстоянии. Например, в словарях название местности есть, а вот где она находится, не указано. На многих мировых картах без труда можно найти обозначение местности, но не на картах, выпущенных в СССР. Соответственно, избегали упоминаний о народности и в средствах массовой информации. Тем не менее в Хунзе о России знает практически каждый.

Доказать, действительно ли к появлению этой народности приложил руку достаточно сложно. По другим данным, основание произошло благодаря когда-то единому русскому народу. Тем не менее какая-то таинственность в появлении этого племени все-таки есть.

Язык, который считается народным - бурушасхи. До сих пор ученые, которые занимаются изучением народа хунзы, не смогли найти сходства ни с одним языком. Кроме него, многие жители владеют английским.

Религией, которую исповедует более девяноста процентов населения долины, является ислам, но с некоторой особенностью, которая включает в себя множество мистических и загадочных аспектов. Будучи в Хунзе, призыва на молитву турист не услышит. Дело это добровольное, и время для поклонения каждый выбирает самостоятельно.

Река Хунза в былые времена представляла разделительную линию между княжествами Нагар и Хунза. Нередко между ними происходила вражда. Особенно она проявлялась воровством детей и женщин с последующей продажей их в рабство.

В 1963 году прошлого века долину посетила экспедиция врачей из Франции, которую поразили здоровье и продолжительность жизни населения. Вскоре в Париже проходила конференция по раковым заболеваниям, на которой было заявлено, что данный народ не подвержен онкологическим недугам. Выявила это специальная организация, которая проводит исследования во всех регионах мира.

В 1984 году произошел удивительный случай. В аэропорт Великобритании прибыл один из жителей долины Хунза. Когда он предъявил свой паспорт эмиграционной службы, то привел всех в растерянность. В документе был указан 1823 год рождения, соответственно, старику было сто шестьдесят лет. Сопровождающий сказал, что старец считается народом хунзы святым. При этом у него не было провалов в памяти, и он отлично помнил всю свою жизнь.