Первый. Введение

Любовь к мудрости

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” - люблю и “sophia” - мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.

Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?

Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волйние, не действование.

Во-вторых, философия не просто мышление, а со-мыш- ление, т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия - коллективное мышление, так же, как наука - коллективное познание, искусство - коллективное чувствование, религия - коллективное верование, мораль-поли- тика-право - коллективное волйние, экономика - коллективное производство-распределение и т. д.

В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других-многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление - лишь подчиненный момент научной-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художе- ственных-практических задач. Стихия философии - это стихия чистой, самодостаточной мысли.

Философия - высшее проявление способности живо- го-человеческого к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше действовать-поступать. Самое элементарное поведение - безусловно-рефлекторное, когда между ощущением и действием - минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием и действием, познанием и практикой. Философы - такие представители рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют эту задержку.

Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы-рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея - всегда полуфабрикат...

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

(В скобках отмечу, как во взглядах на соотношение философии и науки существует определенная путаница [когда философию представляют наукой], так и в вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго (см. об этом ниже, п. 17.1, стр. 510).

Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия - наука наук” отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести.

Указанное выражение неправильно и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений с науками. Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия - средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний.

В нашей стране философия длительное время была (и пока остается) сильно привязанной к государству и науке. Философские исследования проводятся в значительной мере в рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неот- дифференцированность философии от науки приводит ее к неоправданному онаучиванию, своеобразному философскому сциентизму. Наукообразный язык в философских книгах и статьях -- весьма распространенное явление. В результате от философских исследований-размышлений ждут того же, чего и от научных исследований. Оборотной стороной такого подхода, т. е. стремления “онаучить” философию, является ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает разочарование философией.

Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке - науково, а философии - философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи - это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.

Философия в нашей стране должна обрести свое лицо и освободиться, наконец, от внешних пут. Никто - ни научные авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели - не должны вмешиваться в дела философии.

Примером онаучивания, сциентификации философии являются попытки некоторых философов и философских школ выразить основные философские положения в форме законов. Раз в науке открывают законы, значит и в философии можно это делать. Наиболее ярким примером изобретения философских законов являются марксистские законы диалектики. Как мне представляется, только наука может претендовать на открытие и исследование законов предметной области. В философии же “закон” -- лишь одна из категорий, парная категории “явление”, и называть этим же термином некоторые философские основоположения - это логическая ошибка. Либо мы должны признать, что “закон” является высшей категорией диалектики, либо признать, что слово “закон” в случае, когда речь идет о “законе диалектики”, имеет иной смысл, чем тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики. Во втором случае создается опасность неоднозначного употребления термина “закон”, ведущая лишь к путанице понятий и к различным перекосам в мышлении.

Одной из причин использования в марксистской философии понятия “закон” применительно к некоторым ее основным положениям служит как раз вольное или невольное проведение аналогии между философией и наукой.

Говоря о том, что философия ничего не познает, я имел в виду, что “экологическая ниша” философии как особого типа культуры - не познание, а мышление. Целью философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только наука “имеет право” заниматься познанием. Это ее особенность, ее “хлеб”. Могут сказать: а как же быть с выражениями “философское знание”, “философская наука” и т. п.? На это отвечу: слова “знание” и “наука” применительно к философии употребляются в ином смысле, нежели когда говорят о науке как типе культуры и о познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют выражения “богословское знание”, “богословская наука”. Но ведь никто не считает “богословское знание” научным знанием, а “богословскую науку” действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.

Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание - результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание - результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний - это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае - учение, идеи, мысли другого философа (других философов). Философски образованный человек - это человек, который более или менее адекватно воспринял и усвоил основные идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование является основой философской учености и профессионализма. Слова “ученость” и “ученый” применительно к философу означают лишь то, что человек основательно учился философии. Почти то же можно сказать о словах “научность” и “наука”. Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме того, слово “наука” в сочетании с прилагательным “философская” (философская наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в относительно самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль философского знания. Философскими науками называют этику, эстетику, логику...

В последние годы дает о себе знать другая крайность: антисциентизм-иррационализм. Это определенно реакция на предшествующие десятилетия философского сциентизма-рационализма . Раскрепощенные философы вдруг заговорили как богословы, мистики, ясновидцы, пророки...

Ни сциентизм, ни антисциентизм не делают философа философом. Мы, философы, должны научиться говорить своим голосом - без наукообразности и сциентизма, с одной стороны, и без религиозно-мистической, пророческой риторики-аффектации, с другой.

  • Рационализм - это когда утверждается верховенство разума в жизничеловека, когда разум объявляется или признается последней инстанцией,которая может разрешить те или иные вопросы. См. ниже п. 1.3, стр 16.

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает "любовь к мудрости". По некоторым историческим свидетельствам, слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина "философия" связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный отбор, сопоставление наиболее ценных достижений разума постепенно становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII-V веков до н.э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI - IV веков до н.э.). Слово "философия" было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание "единого во всем". Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум "управляет всем при помощи всего" (Гераклит).

Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Важность этого жизненно-практического аспекта мудрости глубоко понимали и первые философы, и великие мыслители более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней философской мысли было и понимание того, что мудрость - не что-то готовое, что можно открыть, затвердить и использовать. Она - стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

“Философи я” (φιλοσοφια) – это прежде всего слово , происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости , стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филе о”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. “Софи я” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Фило софос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей.

Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом , был Пифагор. Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его.

Тиран, вероятно, связывал понятие мудрости с такими людьми, которые наделялись особым статусом посвящённых в некое тайное, эзотерическое знание, полученное от богов или от единого Бога, и дающее им особую силу и власть над другими людьми. Этой мудростью и силой человек сам по себе обладать не может. Он может лишь получить их от более совершенных и могущественных существ и получает их в силу своей избранности ими и причастности к таинственному миру сверхъестественного, чудесного, божественного . Такими людьми считались тогда, например, египетские жрецы или древнееврейские пророки . Называя себя “философом”, Пифагор, не желая, видимо, становиться объектом своеобразного идолослужения, слепого обожания и подражания, давал понять, что его знание о мире – обыкновенное, естественное, т. е. такое, которое человек может создать сам, своими собственными силами, опираясь на присущую всем людям способность чувственного восприятия – зрение, слух и т. д., – на свой жизненный опыт , на свою естественную и присущую всем людям способность мыслить , думать, размышлять. “Философия” – лишь то знание , которое человек добывает своими собственными силами , опираясь на свои собственные самостоятельные размышления . Но поскольку “мудрость” – это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому то и философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важнымидля всехлюдей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения.

Слово “мудрость” означает также совершенство человека и обладание совершенным знанием, т. е. обладание истиной . Мудр тот, кто знает тайну – тайну строения мира, тайну смысла и назначения человеческой жизни. Пифагор же сказал, что он лишь стремится к истине, ищет её, что он не считает свои познания совершенными. “Философия” – не обладание истиной, а жажда истины , неустанный поиск истины , и пока человек остаётся философом, он не останавливается в этом поиске и не считает себя “мудрецом”.

Поэтому “философствовать” начинает лишь тот, кто понял, что не обладает полнотой истины. “Философом” становится тот, кто начинает осознавать несовершенство своего знания , не может более ограничиваться обычным кругом принятых в обществе “мнений” и повседневного, практически полезного знания. Тот, кто стремится усовершенствовать свои познания и найти истину , тот и “философствует”. Платон и Аристотель писали, что причина появления философии – удивление. Удивляется и спрашивает тот, кто осознал своё незнание . Привычное и обычное вдруг становится непонятным, сомнительным, ставится под вопрос. Для того, чтобы преодолеть сомнение и незнание, человек и начинает “философствовать”.

Платон, опираясь на мысль Пифагора, даёт такое замечательное определение: философия –этоуподобление Богу в меру человеческих сил . Бог – не философ, он не “философствует”. Бог просто знает . Бог, согласно одному из классических, традиционных определений, есть существо бесконечное и абсолютно совершенное , а потому, в частности, – всеведущее . Его знание о себе, о мире и человеке абсолютно истинно, совершенно. Собственно, лишь один Бог мудр в точном и полном смысле этого слова. Человек – не Бог, он – конечен, несовершенен. Его знание несовершенно. Именно поэтому он “философствует”. Философия – это то, что отличает человека от Бога и от животного. Животные, как и Бог, не философствуют. Они, как и человек, конечны, и их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности.Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”. Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность , свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, ипостичь абсолютное , “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.

Если как “любознательность” вообще, как жажда знания, философия родственна всем наукам, то в своём стремлении к абсолютному она сходна с религией, которая по своей сути и есть сфера личного отношения к абсолютному. Однако в религии само абсолютное представляется как личность и отношения с абсолютной личностью опираются прежде всего наверу , традицию , авторитет , чувство и воображение . Целью религии является не познание абсолютного, а “спасение”. В философии приобщение души к абсолютному осуществляется исключительно посредством самостоятельного размышления и познания . В религии же, главным образом, – посредством культа: отношение личности к Богу опосредствуется духовенством и церковью, авторитетом и традицией.

Философия – редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире.

Термин "философия", как уже говорилось, происходящий от греческих слов "любовь" и "мудрость", посему любовь к мудрости (знанию, разумению).

Мудрость – понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Г. В. Лейбницу, мудрость есть "знание высшего блага"; по И. Канту, мудрость – это "свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей"; Л. Н. Толстой определяет мудрость как "знание вечных истин, приложимых к жизни", и т.д.

Мудрость не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово philosophos для обозначения исследователя природы вещей, "многознание не научает мудрости, которая заключается в постижении оснований и причин". Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок мудрости.

Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, мудрость может быть скорее обнаружена в науках о человеке и обществе, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного знания. Мудрость связана с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях.

Мудрость опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже. Мудрость требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как говорил Гегель, "сова Минервы (богини мудрости. – Авт.) вылетает в сумерки".

Роль философии в жизни человека и общества

Не существует философии вообще. Современное философское знание представляет собой комплекс наук и учений, основными из которых являются:

  • 1) онтология – учение о всеобщей структуре и динамике существующего мира (природы, общества, человека);
  • 2) эпистемология, или гносеология (теория познания), – учение о познании человеком окружающего мира и самого себя с помощью разума, эмоций, чувств, абстрактного мышления, интуиции;
  • 3) социальная философия, или философия общества;
  • 4) политическая философия, изучающая проблемы распределения власти в обществе;
  • 5) логика – учение о законах и операциях правильного мышления;
  • 6) аксиология – учение о ценностных ориентирах существования человека в мире;
  • 7) этика – теория нравственных отношений человека к другим людям и самому себе, принципов морали, общих проблем добра и зла в человеке, обществе и мире;
  • 8) эстетика – учение об эстетическом измерении человеческого существования, о соотношении прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного, гармонии и хаоса; рассмотрение общих особенностей искусства и его развития;
  • 9) философская антропология, или философия человека;
  • 10) философия религии.

Выделяются также другие разделы философии, но, очевидно, что в этом случае основания для выделения являются уже иными. Говорят, например, о методологии – учении о самых общих методах, способах, путях познания человеком окружающего мира (эмпирические, теоретические и экспериментальные методы); о философии природы – различных сторонах органической и неорганической природы (биосферы и космоса) и т.д.

4. Философия как любовь к мудрости. Предмет размышлений философов.

Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость)- любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине.

Философия - это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философия - это особый тип мышления. В его основе лежит вера в познавательные возможности человека, умение найти истину и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности. ИСТИНА соответствие знания действительности.

Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Древняя Греция, Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции.

Греческое слово философия буквально означает «любовь к мудрости» (от phileo - люблю и sophia - мудрость).

Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.).Когда финикийский правитель обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив: «В жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы – к одной только истине».

В качестве особой науки философия выделена Платоном.

Философия сначала включала в себя всю совокупность знаний. Позжефилософия превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия - это:

    наука о природе, обществе и человеческом мышлении;

    сжатое изложение науки своего времени (эпоха, схваченная в мысли);

    главный вопрос в философии: в чем смысл жизни человека (стоит ли жизнь быть прожитой);

    нет науки более бесполезной, чем философия нет науки прекраснее ее.

Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

О содержании понятия «мудрость»

    София (Sophia – мудрость), согласно античной традиции, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть истиной могли только боги. Человек не может слиться сСофией , поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия «Мудрость».

    в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова говорится: «Мудрость... Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».

    В «Толковом словаре живого великорусского языка» Вл. Даля поясняется: «Мудрость - это «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства».

Особый статус философии среди других видов духовной, интеллектуальной деятельности объясняется ее бескорыстным отношением к истинному знанию, чистой любовью к истинному знанию, мудрости.

.

– познание мира (природа, общество, человек, связи между объектами материального мира, раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни).

Философия

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное,“божественное”, совершенное, вечное и бесконечное.

Предмет размышления философов исторически изменялся:

    предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, Космос;

    в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог (теоцентризм).

    в центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек (антопоцентризм).

    в настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Предмет размышлений философов – совокупность проблем, которые изучаются философией:

Проблема - (от греч. problema - преграда, трудность, задача) - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений; вопрос или целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания.

Проблема – источник развития,побуждающий фактор действия.

Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения

Круг фундаментальных философских проблем:

    Мир (природа) – проблема бытия (существования), первоосновы (субстанции), материи (вещества, поля), движения, пространства, времени, диалектики (учения о развитии);

    Человек – проблема сущности человека, его природы, жизнедеятельности, сознания, мышления, познания смысложизненных ориентиров;

    Взаимодействие мира и человека – проблема их взаимовлияния, соотношения материи и сознания, мышления и бытия, взаимосвязи общества, природы и человека.

Основные проблемы философии:

1) Проблема БЫТИЯ (существования ) Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология)

Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта:

а) что существует;

б) как доказать существования того или иного элемента бытия.

    Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира.

    В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие.

    В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает.

    В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие естьсистема 3-х реальностей:

I. Объективная реальность - используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека.

II. Субъективная реальность - используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений).

III. Объективно-субъективная реальность - с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей.

2 ) Проблема первоначала , первоосновы.

На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь.

Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное:

    Фалес - вода;

    Анаксимен - воздух;

    Гераклит - огонь;

    Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля.

    Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей.

3) Фундаментальные свойства бытия . К таковым относятся материя(вещество, поле)пространство, время, движение.

Два основных подхода к решению проблем бытия:

Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Этапы материализма:

Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза).

Диалектический материализм Маркса и Энгельса.

Идеализм – первоосновой всего являетсядух , который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

    Объективный : духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель.

    Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

4) Вопрос о познании мира, об источниках наших знаний, вопрос об истине. Познаваем ли мир? Можно ли познать мир?(Теория познания - Гносеология) .

Течения гносеологии:

    Мир нельзя познать:

Агностицизм (нельзя познать мир, сущность вещей).

Скептицизм (сомнение в познании мира)

    Познаваемость мира:

Рационализм (мир познается с помощью разума).

Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

5) Какова природа ценностей?(учение о ценностях – Аксиология).

6) Человеческое действие.Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

Философия – это то, что отличает человека от животного.Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, совершенное, вечное и бесконечное.