Памятники архитектуры вавилона. Вавилон - жемчужина древнего мира: интересные факты о полулегендарном месте

Вавилон (название города происходит от "Бабилу"- "врата бога") впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). До этого на левом берегу Евфрата, по-видимому, было небольшое поселение, не имевшее особого политического значения. Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти не дошли сооружения этого периода, по-скольку город неоднократно подвергался сильным разрушениям, особенно в период завоевания его хеттами в 1595 г. до в.э. и касситами в 1518г. до н.э. в XШ-ХП вв. до н.э. Вавилон дважды опустошался ассирийскими войсками. В начале I тысячелетия до н. э. право на обладание Вавилоном оспаривали ассирийские цари и арамейские племена халдеев. В 732 г. до н. э. Вавилон вошел в со-став Ассирийского государства, но за сопротивление был варварски разрушен в 689 г. до н. э. ассирийским царем Синахерибом.

В 626 г. до н. э. на вавилонском троне, воцарилась халдейская династия. Город начал восставать из руин. Многое было сделано первым царем этой династии Набопаласаром (626-604 гг. до н.э.) и Навуходоносором II (604-562 г. до н.э.). В период правления Навуходоносором Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного.

Как и многие города мирового значения, Вавилон имел историю, пронизанную многочисленными легендами. Описания Вавилона оставили Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и другие писатели древности. Из них лишь Геродот видел остатки Вавилона после его разрушения персами в V в. - до н. э, а остальные писатели повторяли сложившуюся легенду об этом древнем городе. Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам, проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея, этот город вновь стал достоянием человечества. Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360м. Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединяв-шегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м. Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город делился на две части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата. Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и. очевидно, имела второстепенное значение. Обе части внутреннего города соединялись мостами (длиной до 123 метров), один из них имел подъёмный пролёт. Неприступность Вавилона усиливалась системой рвов, которые можно было наполнить водой, открыв специальные шлюзы.

В город вело восемь ворот и все ворота назывались именами различных богов. Главными были северо-западные - ворота богини Иштар. Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя массивными башнями и арочными проходами между ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой с орнаментом и устрашающими изображениями львов, быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот, существовали еще ворота бога луны Сина, ворота главного вавилонского божества Мардука, ворота бога земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш. Все эти ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части.

В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки, главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался "Домом основания небес и земли". Древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира. По их представлениям, Земля была кругом, состоявшим из нескольких слоев. Верхний - был собственно земной поверхностью. Под ним находился подземный мир, нижний слой которого занимало царство мертвых. Над землей располагались три полусферы небес, омываемых воздушным океаном. Места восхода и захода солнца фиксировались в их представлении горами, поднимавшимися на западном и восточном краях земли, а северо-южное направление образовывалось за счет течения Евфрата. Вавилон, таким образом, был отражением этой модели мироздания, а зиккурат - ее геометрическим центром.

Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету - красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города.

К западу от ворот Иштар на высокой трапециевидной в плане платформе находился дворец Навуходоносора. В отличие от дворцов предшествующих правителей Вавилона и Ассирии с нарочито усложненным расположением дворов, его планировка основана на осевой композиции открытых пространств. Общая длина анфилады дворов дости-гает 300 м. К центральному двору ансамбля примыкает большой (17х52 м) тронный зал царя с великолепными стеновыми панно из цветного глазурованного кирпича. По толщине его стен (7 м) и отсутствию внутренних опор предполагают, что зал перекрывался сводом.

Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян, что видно из названий ворот и главных улиц города, предназначенных для религиозных процессий, и из наличия большого числа храмов, посвященных различным богам вавилонского пантеона. Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года. Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами, происходившими в храме Мардука и на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по те-чению Евфрата за пределы внутреннего города. Там, в специальном храме, называвшемся "Домом Нового года", служили молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на яркосинем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображе-ния были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города. "Дорога процессий" 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на юг от ворот Иштар.

Другие улицы Вавилона также служили для торжественных процессий во время праздника Нового года или в другие торжественные дни. Ворота богини Иштар представляли собою прекрасное произведение вавилонского искусства. Они олицетворяли собою представление вавилонян о силе и могуществе города и государства. Богиня Иштар была богиней цветущей природы, любви, плодородия, красоты. Она изображалась обыкновенно в виде прекрасной женщины, тело которой поросло нежными зелеными побегами. Иштар была главной богиней вавилонского пантеона. Ее отождествляли с планетой Венерой. Аналогично ворота Сина, бога луны, очевидно, отождествляли с восходом луны в период новолуния. Так же ворота бога солнца Шамаша были обращены в сторону юга и т.д.

Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых гpуппировались жилые дома и храмы. Население Вавилона было довольно пестрым как по социальному, так и по этническому составу, поскольку в его состав всегда входило много иноземцев и рабов. На верху социальной лестницы находился царь со своими приближенными, высшим чиновничеством и жречеством. Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался, имел три дворца. Один дворец - летний, находившийся на холме Бабиль у реки, у начала внешних крепостных стен; второй дворец - Южный, примыкавший к дороге Процессий и воротам богини Иштар, и третий -Северный, расположенный здесь же, но за крепостной стеной.

Наиболее подробно изучен Южный дворец. Он представлял собой сложный архитектурный комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось, начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые помещения. Из двора во двор вели монументальные ворота. Первые два двора, вероятно, были предназначены для чиновников и придворных и размещения административных учреждений. Третий, самый крупный двор, служил парадным пространством перед тронным залом царя, находившимся на южной стороне двора.

Западная часть дворца, расположенная на более низкой террасе, предназначалась, по-видимому, для жилых царских покоев. Достоприме-чательностью этого дворца были находившиеся в его северном углу так называемые "висячие сады", остатки которых были найдены при раскопках. Сады Семирамиды примыкали к южным укреплениям дворца. Сооружение покоилось на каменных столбах, перекрытых сводами. Поверх сводов, свинцовой кровли и асфальтовой гидроизоляции ступенчатыми террасами был насыпан грунт, на нем росли деревья и цветы. Грунт увлажнялся водой, которая специальными подъемниками подавалась на самую верхнюю террасу. Сады, составлявшие часть дворца, находились на большой высоте, что и дало повод называть их висячими.

Северный дворец, примыкавший к городской стене, был, по-видимому, построен несколько позже. Он был тщательно укреплен и по свидетельству найденных в нем клинописных табличек был украшен с особой пышностью. В этом дворце находилось хранилище произведений искусств и реликвий.

Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого труда чернорабочих.

Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.

Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые, строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располага-лись на южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с пло-скими кровлями и с террасами наверху. На улицу они выходили белеными стенами и дверными проемами. Вода бралась из колодцев и имелись канализационные водостоки. Жилая застройка была очень плотной, что создавало опасность в пожарном отношении и содействовало распространению многочисленных болезней, среди которых чума занимала одно из первых мест. В городе было мало зелени, и лишь во дворах самых зажиточных жителей Вавилона росло два-три пальмовых дерева.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, огромный, населенный несметным числом жителей. Действительно, в период правления Навуходоносора II в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен - все это поражало взор чужестранцев. Позднее Вавилон пришел в полное запустение и вскоре забыли не только о его существовании, но и даже о его местоположении.

Ослабленный классовыми войнами, Вавилон не мог противостоять натиску восточных кочевых племен персов и в 539 г. до н. э. пал. Последний расцвет архитектуры Вавилона отразил общий высокий уровень культуры Месопотамии, впитавшей в себя опыт Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии и прилегающих областей. Их народами был разработан календарь, изобретены водяные часы, письменность, накоплен огромный опыт в ирригации и земледелии. Древние вавилоняне знали семь планет (вместе с Солнцем и Луной), по числу которых и воздвигались ярусы зиккуратов, составляли вычерченные планы сооружений, сохранившиеся на глиняных табличках до наших дней.

Сначала экспедиция Кольдевея раскопала два ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90 километров. Это было в два раза больше окружности Лондона прошлого столетия, а ведь Лондон того времени насчитывал более двух миллионов жителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать в Вавилоне?

В начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали еще и третий пояс вавилонских стен. Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч километров. Им можно было бы опоясать земной шар по экватору 12-15 раз...



Вторая стена была из обожженного кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250 заводов с годовой производительностью десять миллионов штук кирпича. Каково же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона от вражеских орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха?

Памятники Древнего Вавилона

Древний Вавилон - стены с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками, покрытыми орнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когда отрыли неполных 10 метров стен, Кольдевей нашел почти тысячу больших и малых обломков от их украшений: львиные хвосты и зубы, ноги газелей и людей, наконечники копий... И все 19 лет раскопок находки продолжались!

На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими стенами и башнями - еще более великолепные и высокие здания.

В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня. И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона.

«Дорога смерти»

Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скрепленных асфальтом. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие – «Дорога смерти », или, точнее, «Дорога для процессий бога Мардука».

Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму древнего Вавилона - Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначала к воротам богини Иштар (мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука.



Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами, и во всю длину ее обрамляли красные кирпичные полосы. Пространство между блестящими каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью:

Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопа-ласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!

Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон ее обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни.

Внутренняя сторона стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне ее грозно вышагивали львы с ярко-желтой гривой и оскаленной пастью с клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников со стен, с ворот богини Иштар, скалили пасти драконы, рогатые полукрокодилы, полупсы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап так же хищно бросали свой взор. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.



Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге? Ведь религия древнего Вавилона , хотя и была полна магии, чудес и фантастических существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить.

Воины Древнего Вавилона

Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий паломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире.

Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить Вавилон Навуходоносора?

Сначала ему бы пришлось преодолеть широкий ров, в который были бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось... Для таких случаев в Месопотамии использовали не лодки, а надутые воздухом овечьи бурдюки, на которых воины плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевея таким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.)

Допустим, что враг преодолел и первую, и вторую, и третью линии стен древнего Вавилона. И вот он оказывается у главных ворот, а преодолев эти ворота, попадает на ровную, вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда из бесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий и раскаленных асфальтовых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможности для бегства.

Кроме того, враг оказался бы между стен, наводящих ужас, - львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пасти сотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогой смерти.



И все-таки древний Вавилон пал... Пал, хотя стены Навуходоносора продолжали стоять и никто ими так и не овладел... Персидский царь Кир подкупил правящую верхушку, пообещав ей сохранить все привилегии. И она открыла ему ворота городских стен и главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честь новому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дороги Мардука.

Вавилон при Навуходоносоре II

Навуходоносор II объединил под вавилонской властью всю Месопотамию, сделал Вавилон центром мира, он остановил агрессию египтян в Сирии, подчинил себе Финикию, Палестину.

При Навуходоносоре II начали с размахом обстраивать Вавилон, который подвергся серьезному разрушению Синахерибом в 689 году во время нашествия ассирийцев. Навуходоносор II искренне любил сооружения Вавилона. Царь собственными руками рубил кедры для вавилонских дворцов.

При этом правителе каналы Вавилона расчистили, главную процессионную дорогу замостили, реставрировали храмы разных богов. В 561 году до нашей эры Навуходоносор умер. После него только царь Набонид в 566-538 годах до нашей эры занимался активно строительством в Вавилоне. Следует отметить, что новый период подъема Вавилонии оказался непродолжительным. Нововавилонское царство погибло в борьбе с племенами иранцев, мидян и персов и мидян. Персы победили вавилонские войска в 538 году до нашей эры и без боя взяли Вавилон. При этом персы не тронули города.

Замечание 1

После включения Вавилона в состав персидской державы, он уже не стал играть прежнюю роль. История ново-вавилонского строительства исчерпывается семьюдесятью годами от момента падения Ниневии и до взятия персами Вавилона.

Информацию о плане, устройстве, главных зданиях Вавилона можно получить из материалов вавилонских летописей и по сведениям греческих писателей.

В Лондоне хранятся клинописные записи Навуходоносора, которые касаются его работ по строительству и восстановлению различных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора свидетельствуют о том, что Вавилонская башня не была достроена при нем. Он построил зиккурат высотой в семь этажей. Это была высота небывалая в архитектуре Двуречья. В Вавилоне было пятьдесят три храма, часть реставрированных старых, а часть вновь построенных. Новейшим явлением в городе бстало строительство алтарей и капелл разбросанных по улицам.

Замечание 2

Со строительством дворцов Навуходоносора связано появление «висячих садов», впоследствии приписанных царице Семирамиде.

При Навуходоносоре было развито и военно-оборонное строительство. Было сооружено две новые стены. Таким образом, город окружили тройной стеной. Стена была тридцать метров толщиной и на каждых двадцати метрах располагалась башня. Стена строилась из обожженных кирпичей, связанных жидким асфальтом (битумом). Стена была окружена рвом, обложенным кирпичом.

Раскопки Вавилона

Раскопки, которые были проведены в двадцатом веке, дают полную картину о Вавилоне VI века до нашей эры. Это был грандиозный город с населением около 200 тысяч жителей. Длина всех стен Вавилона была равна 18 км. План города по форме напоминал скошенный прямоугольник, ориентированный по сторонам света с отклонением от направления на север под единым углом в 16 градусов. Евфрат разделял город на две половины. Восточная часть города более старая, в ней располагался «внутренний город» - акрополь, храм и зиккурат. К северу от них располагались дворцы царя Навуходоносор. Самым масштабным из них был южный. Рынок находился внутри города.

Замечание 3

За пределами города, как показали раскопки, располагались многочисленные предместья. На юго-запад от города было вынесено городское кладбище. За городские стены также вынесли северный дворец.

Планировка города

В Вавилоне было девять ворот:

  • с запада - ворота Адада;
  • на севере -Лугальгирры, Иштар, Сина;
  • на востоке - Мардука, Нинурты.

Все ворота были началом одной из прямых длинных улиц, которые делили город на квадраты. Улицы назывались в честь божеств, которым посвящались ворота. От величественных ворот Иштар, открывавших дорогу на север и расположенных в непосредственной близости от дворца, внутрь самого города шла самая большая улица Вавилона, так называемая, «Дорога процессий». Она пересекала улицу Мардука, протянувшуюся с юго-востока к главному храму Вавилона. Дорога процессий в середине была замощена полосой шириной 7,5 метров прямоугольными плитами из белого известняка с полосками красной брекчии. Улицы же жилых массивов, были очень узкими.

Храмы Вавилона

Ново-вавилонскиех храмы были построены по продольно-осевому плану. Наиболее отчетливо он представлен в храме Нин-Мах, который расположен рядом с северными воротами Иштар. В центре самого храма располагался двор с колодцем, а уже вокруг двора асимметрично располагались помещения для проживания жрецов. На севере, в конце прохода, размещался алтарь.

Храм Гулы с башней врачевания состоял из двух внутренних дворов, жилищ жрецов, а также помещения для оракула и большого госпиталя. Огромная площадь главного храма и зиккурата выходила на улицу Мардука большими двойными воротами. Только три дня в год их открывали для прохода процессий, все остальное время они были закрыты. Святилище состояло из отдельных капелл, их было шесть в честь шести богов.

Главный дворец Навуходоносора, южный, располагался в старой части города. Он возвышался на большой кирпичной террасе, тридцати метров в высоту. Дворец делился на две части: восточную и западную. По плану это была трапеция не очень правильной формы. Вход располагался на востоке, на короткой стороне. Пять дворов по одной оси объединяли комплекс дворца. В восточной части размещались дворцовый гарнизон и стража. В северном углу, на высоких кирпичных сводах были помещены знаменитые «висячие сады Семирамиды», причисленные к семи чудесам света. Западная часть во дворце предназначалась для придворных, служащих.

Дворцовым центром считалась средняя часть, с внушительным квадратным двором в середине с колодцем. К югу от данного двора, лицом к северу, находился тронный зал царя Навуходоносора. Вытянулся тронный зал на шестьдесят метров, а толщина стен достигала семи метров. Фасад зала декорировался плиткой: на темно-синем фоне ряды пальм и цветов лотоса, стилизованные колонки с двойными капителями; внизу львиный фриз. У тронного зала было три симметричных входа, но не было окон.

Жилые дома Вавилона

Об архитектуре жилых домов в Вавилоне известно мало. Информация из записей Геродота о трехэтажных и четырехэтажных домах в городе, завершающихся сводами и куполами, археологией на сегодняшний день не подтверждена. Фасад жилого дома, который выходил на улицу, представлял собой массив с входной дверью без окон, дверь перекрывалась аркой. Стены домов выкладывались из сырца и, предположительно, покрывали белой штукатуркой. Внутри дома был двор, куда выходили асимметрично разнесенные жилые помещения, небольшие и защищенные от жаркого солнца толстыми стенами.

В реальность существования древнего Вавилона ученые поверили с трудом и далеко не сразу. Свидетельства и мнения античных ученых и философов, таких, как Геродот или Страбон, не воспринимались всерьез еще в пятидесятых годах девятнадцатого века, поскольку было принято считать, что они, подобно детям, очень уж любят преувеличивать.


Действительно, согласно утверждениям Геродота, окружность стены, опоясывающей Вавилон, равнялась почти девяноста километрам! И хотя такие античные философы, как Диодор или Страбон были значительно менее “щедрыми” (они писали о том, что вавилонские стены имеют длину только 70 километров), не верили и им. Ведь даже столица Великобритании, Лондон, с ее двухмиллионным населением в середине девятнадцатого века имела окружность меньше 40 километров!


Стены древнего Вавилона


Если история и бывает справедлива, то далеко не всегда,. Потому что “стены вавилонские” не числятся (да и не числились никогда) по ведомству “семи чудес света”. А, собственно, почему? Ведь эти стены — одна из величайших загадок древнего мира.


Мы уже упоминали, что “стены вавилонские” имели длину около 70 километров. Ну хорошо, а что можно сказать об их высоте и толщине? Судите сами: по самым скромным оценкам высота “стен вавилонских” составляла не менее 22 метров!

Почти такую же высоту имеет 9-этажный дом современной постройки! Под стать высоте стен была и их толщина. В начале двадцатого столетия археолог Роберт Кольдвей, который всерьез взялся за раскопки древнего Вавилона, смог оценить этот параметр.

Реконструкция их дала следующий результат: первый пояс стен имел толщину семь метров, второй — около восьми метров, и, наконец, третий — три с половиной метра. Кроме того, через каждые 45 метров возвышались могучие башни, имевшие основания размером 9?9 метров. Трудно сейчас сказать, какой они были высоты… Но ведь не ниже стен?
Вот тут-то и начинаются загадки и тайны… В самом деле, а сколько же понадобилось кирпича на строительство сооружения, общий объем которого определяется в 12 миллионов кубометров?

Было установлено, что первый ряд стен был построен из необожженного кирпича, которого для этой грандиозной цели потребовалось, как полагают, немногим более миллиарда штук! Но второй и третий ряды стен, для возведения которых использовался обожженный кирпич, потребовали уже 2,5 миллиарда кирпичей! Этот факт в настоящий момент установлен точно.

В связи с этим возникает следующий вопрос- где брали древние вавилоняне необходимое для обжига такого количества кирпичей количество дров?

Неужто в безлесном Междуречье?.. Исследователи полагают, что возведение “стен вавилонских” было бы совершенно нереальным делом без участия жреческой коллегии Вавилона. Она ведь не зря считалась старейшей среди Посвященных Востока!..

Может быть, они использовали для обжига кирпичей некие устройства, в основу действия которых были положены аналоги солнечных концентраторов?..

Но реально ли это?

Сейчас уже официально признано, что двояковыпуклые линзы из стекла были известны в Месопотамии не позднее восьмого века до нашей эры! С их помощью добывали огонь, собирая солнечные лучи в одной точке. Известно также, что уже в пятом столетии до нашей эры в Элладе применялись медные зеркала, изготовленные в виде параболоида. Подобные устройства и по сей день являются одним из наиболее эффективных концентраторов солнечной энергии.
Примем во внимание и тот факт, что в 1973 году группа греческих физиков под руководством Ионнаса Саккаса провела своего рода “следственный эксперимент”. 70 человек вышли в ясный день на берег моря, держа по отполированному медному щиту размером 1?1,5 метра. Они одновременно направили солнечные зайчики от щитов на макет древнеримского корабля. Через несколько секунд тот вспыхнул!

Таким образом, для жрецов Вавилона проблема обжига кирпичей без сжигания умопомрачительного количества дров, которых к тому же и взять-то было неоткуда, вряд ли являлась неразрешимой задачей. Жрецы древнего Вавилона справлялись с проблемами и более трудными. Обжигу подвергались не только кирпичи. Как оказалось, вся колоссальная площадь внешней поверхности вавилонских стен была покрыта… глазурированными плитками голубого и зеленого оттенков, содержащими изображения львов и удивительных драконов, которые вот уже несколько десятков лет вызывают споры у археологов и историков!

Конечно, нельзя отрицать, что мог быть применен и какой-то иной, совершенно неведомый нам способ обжига! В любом случае, на сегодня эта тайна осталась нераскрытой. Упоминаний на этот счет нет в клинописном наследии древних.

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда: Описание слайда:

Порядок ранга вавилонских богов был еще тем определеннее установлен в жреческих школах, что двенадцать главных богов были обозначены определенными числами. ... порядок ранга вавилонских богов был еще тем определеннее установлен в жреческих школах, что двенадцать главных богов были обозначены определенными числами. Представления о сотворении мира в мировом порядке были не одинаковы. Мы встречаем здесь развитую и ученую космогоническую систему, тесно связанную с астральной теологией. Но в этой системе есть множество первобытных идей. В основании мифов о творении и потопе и заклинательных легенд лежат народные представления. В сама простом виде они выступают в легенде об Этане. Рядом с почитанием богов с неослабевшею силою сохранилась вера в демонов. Множество литургических отрывков, служащих для целей заклинания, которые гораздо многочисленней остальной литературы богослужебных гимнов, указывает на то, что вера в демонов и чародейство имела глубокие корни в народе. Начиная с появления халдеев (около 1100 года до н.э.) источники сведений о вавилонской религии становятся более скудными. Но они заменяются царскими надписями ассирийских царей. Пантеон с Мардуком во главе в общих чертах остается неизменным, только развивается все более искусственно. Он не изменился и во время последнего расцвета величия Вавилона при новохалдейском царстве. Но чем дальше мы продвигаемся в истории, тем прочнее устанавливается в вавилонский религии государственный характер. Это видно как из царских надписей Навуходоносора и Набонида, так и из достойных внимания свидетельств имен, даваемых нам в бесчисленных количествах правовыми документами.

Слайд 20

Описание слайда: